Технологическая карта урока русского языка "Значение и употребление глаголов в речи" (УМК "Школа России" 3 класс)
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)

Потапова Полина Александровна

Цель урока: формирование представлений у обучающихся о значении и употреблении глаголов в речи

Задачи урока

 

Планируемые результаты

Дидактические:

1. Научить распознавать глаголы;
2. Обобщить знания о признаках глаголов.

Предметные:

  1. Осознание безошибочного письма как одного из проявлений собственного уровня культуры, применение орфографических правил;
  2. Владение умением распознавать глаголы.

Развивающие:

1. Развивать устную и письменную связанную речь через ответы на вопросы учителя и письменные упражнения;

2. Корригировать у обучающихся логическое мышление, через выполнение упражнений.

Личностные:

  1. Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
  2. Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях.

 

Воспитательные:

1. Воспитывать самостоятельность к выполнению заданий;

2. Воспитывать интерес к предмету.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА

Дата: 22.04.24.

Школа: МОУ «Устьянцевская ООШ»

Класс: 3

Урок: 2

Время: 9:20-10:00 Кабинет: 1

Студент: Потапова Полина Александровна

Группа: 41

Учитель: Елховикова Елена Юрьевна

Методист: Курбанова Ольга Файзуллоевна

Тема урока «Значение и употребление глаголов в речи»

Тип урока: «открытие» нового знания

Цель урока: формирование представлений у обучающихся о значении и употреблении глаголов в речи

Задачи урока

Планируемые результаты

Дидактические:

1. Научить распознавать глаголы;
2. Обобщить знания о признаках глаголов.

Предметные:

  1. Осознание безошибочного письма как одного из проявлений собственного уровня культуры, применение орфографических правил;
  2. Владение умением распознавать глаголы.

Развивающие:

1. Развивать устную и письменную связанную речь через ответы на вопросы учителя и письменные упражнения;

2. Корригировать у обучающихся логическое мышление, через выполнение упражнений.

Личностные:

  1. Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
  2. Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях.

Воспитательные:

1. Воспитывать самостоятельность к выполнению заданий;

2. Воспитывать интерес к предмету.

УМК: В.П. Канакина, «Школа России» учебник «Русский язык» 3 класс

ЭТАПЫ УРОКА

Этап

Образова-тельная цель этапа урока

Формы организации учеб. деятельности, методы и приемы, формы контроля

Деятельность учителя, его речь

Деятельность обучающегося



Планируемые метапредметные результаты

Дидактические средства и интерактивное оборудование

Самоопределение к деятельности  

(1-2 мин)

Включение в учебную деятельность на личностно значимом уровне

Фронтальная

Группа словесных методов: беседа

1 Приветствует учащихся. Настраивает на урок. 

 - Здравствуйте, ребята!

- Каждый урок должен начинаться с улыбки и хорошего настроения, и тогда на протяжении всего занятия дела будут идти хорошо и всё будет получаться.

- Сейчас я хочу посмотреть какое у вас настроение.

- Вам нужно приготовить вашу руку (любую) и показать следующее:

Большой палец верх – отличное настроение, большой палец отведен в сторону – плохое настроение, большой палец вниз – нет настроения.

- Поднимите палец так, какое у вас настроение.

- Отлично, я вижу, что у вас отличное настроение.

- Надеюсь, что на протяжении урока у вас будет такое настроение.

Приветствуют учителя и выполняют самооценку готовности к уроку        

УУРД: планировать этапы предстоящей работы, определять последовательность учебных действий

Презентация

Актуализация и мотивация знаний

 (4-5 мин)

Готовность мышления и осознание потребности к построению нового способа действий

Фронтальная

Группа словесных методов: беседа

Группа практических методов: решение заданий

Взаимооценивание 

Организует актуализацию знаний обучающихся

- Откройте свои тетради, сядьте правильно и запишите сегодняшнее число обозначая все орфограммы.  Перед тем как записать в тетради число, классная работа проведем пальчиковую гимнастику:

https://avatars.mds.yandex.net/i?id=07567f7930e748bfbb43e964d6b71475_l-10414807-images-thumbs&n=13

Сегодня 22 апреля. Классная работа.

-Прежде чем мы с вами перейдем к новой теме, предлагаю вам задание, посмотрите на слайд задание № 1.

Вам нужно будет подобрать к данным словам однокоренные глаголы и записать их в тетрадь. Обозначить в словах орфограммы.

Бег, сторож, зелень, смех, пляска, помощь, ужин, просьба, звон.

-Поднимите руку, кому задание непонятно. Можете приступать к работе. Если всё сделали, покажите свою готовность.

-Время вышло, ребята, обменяйтесь тетрадями с соседом по парте и сравните с эталоном. На полях поставьте +/-

-Молодцы, скажите, а что такое глагол?

-Чем глагол является в предложении?

- Прочитайте текст, представленный на слайде.

- Назовите части речи, которые использованы в тексте.

- Что вы можете сказать о тексте?  (Понравился ли вам текст?  Всё ли было понятно?)

- Почему изображаемый мир как бы застыл, неподвижен?

- Давайте попробуем оживить текст. Что для этого нужно сделать? Слова какой части речи надо использовать?

Запишите текст, который у вас получился.

-Как изменился второй текст?

- Почему неподвижная картинка ожила?

- С помощью какой части речи это произошло?

- Подчеркните слова, которые вы вставили.

Выполняют задание, делают выводы, вспоминают и обобщают учебный материал

Актуализируют способы действия, фиксируют затруднение.

Выполняют работу

Бежать, сторожить, зеленеть, смеяться, плясать, помогать, ужинать, просить, звонить.

- глагол – это часть речи, которая обозначает действия предмета и отвечает на вопросы «что делать?», «что сделать?»

-сказуемым

Выполняют действия вместе с учителем.

Записывают.

Весна. Снег. По дорожкам весёлые ручьи. Домой перелетные птицы. Они звонкие песни.

-глагол.

Наступила весна. Растаял снег. По дорожкам бегут весёлые ручьи. Домой вернулись перелетные птицы. Они поют звонкие песни.

- в тексте появилось действие

-глагол

УУРД: планировать этапы предстоящей работы, определять последовательность учебных действий

УУПД: применять изученные методы познания (измерение, моделирование, перебор вариантов)

Презентация, доска

Постановка учебной задачи

(4-5 мин)

Выявление места и причины затруднения, постановка цели урока

Фронтальная

Группа словесных методов: беседа

Группа практических методов: решение примеров

Внешний контроль

Создаёт условия для формулировки темы и определения цели урока обучающимися

- Сформулируйте тему сегодняшнего урока.

- Какую цель поставим перед собой на уроке?  

-Чтобы достичь цели, нам нужно составить план действий.

Распределите в правильном порядке.

Выдвигают        варианты формулировок цели, участвуют в их обсуждении

- Значение и употребление глаголов в речи.

-находить глаголы в предложении и уметь употреблять их в речи

1.Вспомним, что такое глагол

2.Будем учиться находить глаголы в предложении

3. Закрепим знания по теме

4.Сделаем выводы

УУРД: планировать этапы предстоящей работы, определять последовательность учебных действий

Презентация

"Открытие" детьми нового знания

  (7-8 мин)

Построение детьми нового способа действий  и формирование способности к его выполнению

Фронтальная

Группа словесных методов: беседа

Группа наглядных методов: метод демонстрация, метод наблюдения

Группа практических методов: решение заданий.

Внешний контроль

Организует ситуацию решения учебной задачи.

-Какой пункт плана мы с вами уже выполнили?

-Ребята, послушайте стихотворение. Попробуйте сосчитать, сколько глаголов встретилось в стихотворении.

Интересная часть речи

В русском языке живет.

Кто что делает расскажет:

Чертит, пишет иль поет,

Вышивает или пашет,

Или забивает гол,

Варит, жарит, моет, чистит -

Все расскажет нам глагол.

Он предметы оживляет,

Всех их в дело вовлекает,

Что им делать говорит,

Строго сам за тем следит

-Сколько глаголов вы насчитали?

-Обратите внимание на слайд, среди записанных слов найди глаголы.

Пилить, пробежка, косить, перелёт, смотреть, читать. 

- А как отличить глагол от других частей речи?

- нужно поставить вопрос,

- определить, что слово обозначает,

- каким членом предложения является.

-Назовите признаки глагола

Сейчас, ребята Вы в парах будете устно выполнять упр.167, с.100

Прочитайте главные члены предложения с вопросами.

-Какой вывод мы можем сделать? Как найти в предложениях глаголы?

          

Анализируют учебный материал, организуют поиск решения, определяют способы представления результата.

-18

 

Ответы детей.

- обозначает действие предмета и отвечает на вопросы что делать? что сделать? в предложении чаще всего – сказуемое

- Для того, чтобы найти глагол, нужно помнить о двух признаках этой части речи: обозначает действие, отвечает на вопросы что делать? что сделать?

УУКД: в процессе учебного диалога отвечать на вопросы по изученному материалу

УУПД: логический анализ объектов с целью выделения признаков

Презентация

Первичное закрепление

(4-5 мин)

Усвоение нового способа действий

Ф, И

Словесная группа методов: учебный диалог

Практическая группа методов:

Внешний контроль

Организует работу обучающихся по первичному закреплению полученных знаний.

-Выполняем упр№169, с. 101

Прочитайте.

Из какой сказки этот отрывок?

Какие слова обозначают действия зайцев? Назовите их.

Найдите глаголы-синонимы.

Объясните, почему в первых двух предложениях автор употребил именно эти глаголы.

Выпишите глаголы. Выделите в них приставки. Подчеркните глаголы, которые отвечают на вопрос что сделали?

Оцените себя.

Выполняют задания на новый способ действий.

-«Алёнушкины сказки», автор Дмитрий Сибиряк.

Собрались, сбежались, приплелись, слушают, хвастается, хихикнули, засмеялись, улыбнулись, кувыркались, прыгали, скакали, перегоняли.

Собрались,сбежались, приплелись;

Хихикнули,засмеялись,улыбнулись.

Автор использует синонимы, чтобы избежать повтора слов в одном предложении, подчеркивая - старые зайчихи приплелись (медленно шли); зайчата сбежались (быстро собрались).

Выполняют упражнение письменно.

УУКД: в процессе учебного диалога отвечать на вопросы по изученному материалу

УУПД: логический анализ объектов с целью выделения признаков

УУКД: проявлять уважительное отношение к собеседнику, соблюдать в процессе общения нормы речевого этикета; соблюдать правила ведения диалога

УУРД: контроль, коррекция, осознание качества и уровня усвоения

Учебник, презентация

Динамическая пауза

Снижение эмоционального и физического напряжения

Ф

Группа практических методов: выполнение динамической паузы 

Внешний контроль

Встаем. Мы устали чуточку,

Отдохнѐм минуточку.

Поворот, наклон, прыжок,

Улыбнись давай, дружок.

Ещѐ попрыгай: раз, 2, 3!

На соседа посмотри,

Руки вверх и тут же вниз

И за парту вновь садись

Молодцы, отдохнули мы друзья

И писать пришла пора!

Выполняют задание.

УУРД: контролировать состояние своего здоровья и эмоционального благополучия, предвидеть опасные для здоровья и жизни ситуации и способы их предупреждения.

Самостоятельная работа с самопроверкой

(4-5 мин)

Интериоризация (переход извне внутрь) нового способа действий, индивидуальная рефлексия достижения цели, создание ситуации успеха

И

Группа словесных методов: учебный диалог

Группа практических методов: выполнение задания

Самоконтроль

Организует деятельность обучающихся по применению полученных теоретических сведений на практике. Организация самопроверки.

- Ребята сейчас Вы будете выполнять самостоятельную работу в р.л. найдите №2. На работу Вам 4 минуты.

Вам нужно выписать из текста глаголы.

Он отправился в буфет

Покупать себе билет.

А потом помчался в кассу

Покупать бутылку квасу.

Вот какой рассеянный

С улицы Бассейной!

Побежал он на перрон,

Влез в отцепленный вагон,

Внес узлы и чемоданы,

Рассовал их под диваны,

Сел в углу перед окном

И заснул спокойным сном...

Выделите приставки в глаголах.

Сравните ответы с эталоном

-У кого все верно/1 ошибка ставьте 5, у кого 2 ошибки – 4, у кого 3,4 ошибки – 3.  Поднимите руку кто получил 3, 4. Какие ошибки были? Молодцы!

Выполняют задание, самопроверка

Слушают задание.

Выполняют задание.

Отправился, покупать, помчался, покупать, побежал, влез, внес, рассовал, сел, заснул.

Выделяют приставки.

Самооценивание.

УУРД: контроль, коррекция, осознание качества и уровня усвоения

Презентация, раздаточный материал: карточка с заданием

Включение в систему знаний, повторение

(7-8 мин)

Включение «открытия» в систему знаний, повторение и закрепление ранее изученного

Ф, И, П

Группа словесных методов: беседа, учебный диалог

Группа практических методов: выполнение заданий

Организует деятельность по применению новых знаний в нестандартной ситуации.

-Ребята, откройте учебник на стр.100, прочитайте упр.168.

-Можете приступать к выполнению задания.

-Кому задание непонятно, поднимите руку.

-Давайте проверим. По цепочке, начиная с первого ряда.

-Вы молодцы, ребята! Оцените себя.

Спасибо вам за вашу работу.

Выполняют предложенные задания

Открывают учебник.

(Что делать?)
Брать, взять, ждать, звать, звонить, начал.
(Что делала?)
Брала, взяла, ждала, звала, звонила, начала.
(Что делали?)
Брали, взяли, ждали, звали, звонили, начали.

УУПД: составление примеров, решение задачи

УУКД: проявлять уважительное отношение к собеседнику, соблюдать в процессе общения нормы речевого этикета; соблюдать правила ведения диалога

 УУРД: контроль, коррекция, осознание качества и уровня усвоения

Раздаточный материал, презентация

Рефлексия деятельности

(2-3 мин)

Самооценка результатов деятельности, осознание метода построения, границ применения нового знания

Фронтальная

Группа словесных методов: беседа

Группа наглядных методов: метод демонстрация, метод наблюдения

Внешний контроль

1. Организует подведение итога урока, рефлексию.

-  Ребята, какая сегодня у нас была тема урока?

- Верно! Какую цель мы ставили?

- Смогли ли мы ее достигнуть?

-  А, сейчас оцените свою работу на уроке

-  Если вы не допустили ошибок – покажите большой палец вверх, если были 1-2 ошибки – большой палец отведен в сторону, если совсем не разобрался – покажите большой палец, опущенный вниз. Листы самооценивания сдайте на первую парту. Спасибо большое вам за урок, до новых встреч!

1. Оценивают свою работу на уроке по схеме. Устанавливают трудности, возникшие на уроке.

-значение и употребление глаголов в речи

-находить глаголы в предложении и уметь употреблять их в речи

-да, смогли

УУРД: контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения.

УУКД:  умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

Презентация


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Доброе утро

Слайд 3

Двадцать второе апреля. Классная работа.

Слайд 4

Бег, сторож, зелень, смех, пляска, помощь, ужин, просьба, звон.

Слайд 5

Б е жать, ст о р о жить, з е л е неть, см е яться, пл я сать, п о м о гать, уж и нать, пр о сить, зв о нить.

Слайд 6

Весна. Снег. По дорожкам весёлые ручьи. Домой перелетные птицы. Они звонкие песни.

Слайд 7

Тема: Цель : Значение и употребление глаголов в речи находить глаголы в предложении и уметь употреблять их в речи

Слайд 8

План 1 . Сделаем выводы 2.Будем учиться находить глаголы в предложении 3. Закрепим знания по теме 4. Вспомним, что такое глагол

Слайд 9

План 1.Вспомним, что такое глагол 2.Будем учиться находить глаголы в предложении 3. Закрепим знания по теме 4. Сделаем выводы

Слайд 10

Пилить, пробежка, косить, перелёт, смотреть, читать.

Слайд 13

Самостоятельная работа

Слайд 14

Он отправился в буфет Покупать себе билет. А потом помчался в кассу Покупать бутылку квасу. Вот какой рассеянный С улицы Бассейной ! Побежал он на перрон, Влез в отцепленный вагон, Внес узлы и чемоданы, Рассовал их под диваны, Сел в углу перед окном И заснул спокойным сном. ..

Слайд 15

Отправился, покупать, помчался, покупать, побежал, влез, внес, рассовал, сел, заснул.

Слайд 16

Критерии: все верно/1 ошибка ставьте 5 2 ошибки – 4 3,4 ошибки – 3.

Слайд 18

Тема: Цель : Значение и употребление глаголов в речи находить глаголы в предложении и уметь употреблять их в речи

Слайд 19

План 1.Вспомним, что такое глагол 2.Будем учиться находить глаголы в предложении 3. Закрепим знания по теме 4. Сделаем выводы

Слайд 20

Сегодня на уроке я узнал(а)…

Слайд 21

Спасибо за у рок !


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока русского языка "Что обозначает глагол" УМК "Школа России" (3 класс)

Тема урока «Что обозначает глагол?»Тип урока: открытие нового знания;Цель урока: создание условий для формирования умения распознавать глаголы среди других частей речи, умения употреблять ...

Технологическая карта урока русского языка. Тема «Времена глаголов. 2-ое лицо глаголов».(УМК Школа России, 3 класс)

Тема урока «Времена глаголов. 2-е лицо глаголов»Тип урока: «открытие» нового знания Цель урока:формирование представления учащихся глаголах 2-го лица единственного числа; ...

Технологическая карта урока русского языка. Тема «Число глагола».(УМК Школа России, 3 класс)

Тема урока  «Число глаголов.» Тип урока: открытие нового знания Цель урока: формирование у обучающихся умений определять число глаголов, изменять глаголы поЗадачи урока...

Технологическая карта урока русского языка "Неопределённая форма глаголов" (УМК "Школа России", 3 класс)

Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: формирование понятия «неопределённая форма глагола», формирование умения распознавать их в тексте.Задача урока по практической ча...

Технологическая карта урока Русского языка «Закрепление. Употребление местоимений в тексте» (2 класс, УМК "Школа России")

Цель урока: расширение и углубление знаний учащихся об употреблении местоимений в текстеЗадачи урока:Дидактические: 1. обобщить, повторить и закрепить знания об употреблении местоимении в тексте; 2. с...

Технологическая карта урока русского языка по теме "Глагол" (УМК "Школа России", 3 класс)

Цель урока: формирование знаний у обучающихся о глаголе как части речи, умения находить глагол среди других частей речиЗадачи урока:Дидактические:1)узнать о глаголе как части речи;2)научиться определя...

Технологическая карта урока Русского языка «Закрепление. Употребление местоимений в тексте» (2 класс, УМК "Школа России")

Тип урока: урок рефлексии.Цель урока: расширение и углубление знаний учащихся о местоимении.Задачи урока:Дидактические:Знать, что обозначает местоимение как часть речи, на какие вопросы отвечает;Уметь...