В стране весёлого детства. Творчество А.Л. Барто.
методическая разработка (3 класс) на тему

Беседа для 3-4 класса о творчестве А.Л. Барто. Стихи, кроссворд.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon a.barto_.scenariy_3-4_kl.doc213 КБ

Предварительный просмотр:

А.Л. Барто. В Стране весёлого детства

Беседа для 3-4 классов

       Цели. Познакомить детей с жизнью и творчеством А. Л. Бар то; формировать у детей устой чивый интерес к чтению; побуждать учащихся в сво бодное время самостоятельно об ращаться к книге как источнику содержательного и занимательного проведения досуга.

       Оборудование. Портрет А.Л. Барто; выставка книг «В Стране весёлого детства», детских рисунков к про изведениям А.Л. Барто; плакат «Поэт, драматург, публицист, пе реводчик, исследователь, обще ственный деятель»; плакаты с высказыванием о творчестве А.Л. Барто.

       Учитель  подходит к выстав ке книг, берёт в руки книгу А. Барто.

       Библиотекарь. Эта книга - путеше ствие в Страну весёлого детства. Отправиться туда нетрудно: рас крой книжку, начни читать – и сразу очутишься в этой чудесной стране. Все могут тут побывать,  и старый и малый, и дети и взрос лые, и папа с мамой, и дедушка с бабушкой. Для всех тут найдётся что-нибудь интересное, каждый найдёт, чему улыбнуться.

       Мы приглашаем вас, ребята, на встречу, посвя щённую творчеству Агнии Львовны Барто, которой в этом году исполнилось бы 105 лет.

       Ученик. Агния Львовна Барто (показ фотографий) родилась в 1906 году в Москве в семье вра ча-ветеринара, который и воспи тал в ней с самых ранних лет любовь к литературе, к великим поэтам и писателям, к родному слову, к его огромным, чудесным, как казалось будущей поэтессе, возможностям.

       Ученик. Сегодня, услышав имя Агнии Львовны Барто, человек любого возраста улыбается и произносит: «Да, да, конечно, помню с дет ства».

       Ученик. Всю жизнь Агния Барто посвятила детской поэзии и оставила нам много замечательных стихотворений.

       

       Библиотекарь. В самом деле поколение за поколением легко запоминает чёткие, звучные стихи поэтессы. Перед вами кроссворд, разгадать который вам поможет, пожалуй, самая знаменитая книжка Агнии Львовны – «Игрушки»:

       По вертикали:

       1. Его уронили на пол, ему оторвали лапу… (Мишка).

2. «Кот кататься не привык – опрокинул … Что? (Грузовик).

3. «Матросская шапка, верёвка в руке. Тяну я.. Что? По быстрой реке. (Кораблик)

4. На ней верхом поеду в гости. (Лошадка).

5. Доска кончается – сейчас он упадёт.  Кто? (Бычок).

6. Все уснули, только он не хочет спать. (Слон).

7. Его бросила хозяйка. (Зайка).

8. «Наша Таня громко плачет: уронила в речку… Что? (Мячик).

        

        По горизонтали.

        9. «На парад идёт отряд. Барабанщик очень рад. Как называется это стихотворение? (Барабан).

       10. «Мы его построим сами, понесёмся над лесами…» Что построим? (Самолёт).

      11. «Он заблудится в саду – я в траве его найду». Кого? (Козлёнок).

       Библиотекарь. Всем своим твор чеством А. Барто воспитывает уважение к детям. Юные герои стихов Агнии Львовны завоевы вают наше уважение уже с самых первых своих шагов. Проблема взаимоотношений старших и младших - одна из ведущих в творчестве Бар то, и её решению посвящено много произведений. Чаще все го внимание заостренно на друж бе между старшим и младшим поколениями.

               Звучит стихот ворение «Дед Тимур».

       Учиник. Агния Барто говорила, что каждый должен воспиты вать в себе привычку заботиться о людях, стремиться доставлять им радость, создавать хорошее настроение, быть отзывчивым, внимательным и добрым к ним.

       Звучит отрывок из стихот ворения «Вовка - добрая душа».

       Библиотекарь. Большое место в творчестве Барто занимают сати рические и юмористические  стихотворения. Сюжет порою развертывается крайне неожиданно. Именно так построено стихотворение «В театре».

       Звучит стихот ворения «В театре». Инсценировка.

      Библиотекарь. После уроков ребята часто перезваниваются. Телефон постоянно занят. Давайте послушаем, о чём они говорят, узнаем, почему телефон занят.

       Звучит стихот ворения «Почему телефон занят».

     Ученик. Очень тонко подмечает поэтесса ребячьи недостатки и подсмеивается над ними, и мы смеёмся, не замечая часто, что смеёмся над собой.  

       

       Ученик. В годы Великой Отечественной войны Агния Барто ездила на фронт  

выступала перед бойцами, писа ла для газет. А в эвакуации в го роде Свердловске работала на за воде в токарном цехе. Конец вой ны связан в семье Барто с горем , в мае 1945 года погиб её сын.

       

       Ученик. Но Агния Барто не перестала писать стихи для детей и о детях. Она очень много сделала для де тей, стала вести на радио переда чу «Найти человека», где поте рянные во время войны дети рас сказывали о себе, о том, что они помнят. Сейчас на телевидении есть передача «Жди меня». Она похожа на передачу «Найти чело века», только та шла по радио.

       Ученик. Шла она в течение 9 лет и соединила за это время 927 семей! Агния Барто верила в детей, в их доброту, душевную чуткость.

       Ученик. В 1976 году Агния Барто получила международную премию имени Х.К. Андерсена, которую называют – малая Нобелевская премия. Её присуждают один раз в два года лучшему детскому поэту или писателю.

       Библиотекарь. Новым, не имеющим анало гов в детской поэзии мира явля ется последний цикл стихотворений Барто «Пере воды с детского» (показать книгу с выставки). Давно уже начала она собирать стихи детей - «невеликих поэтов», как она шутя их называет. Множество детских стихов пришлось прочитать и прочувство вать поэтессе, чтобы проникнуться настроением ребёнка той или иной нации.

       Послушайте стихотворение «В саду Тюильри», в котором по казана озабоченность детей бу дущим нашей планеты, мира на нашей земле:

       Ученик.

Зашёл разговор

Про двухтысячный год,

А в небе над городом

Плыл самолет.

- Погоды тебе!  

Крикнул длинный подросток

И начал размахивать

Кепочкой пёстрой.  

В краю голубом

Ты спокойно паришь,

Но тысячи бомб

Не взорвут ли Париж?!

Их столько скопилось!

Куда их девать?

Двухтысячный год

Их начнёт раздавать!

       Библиотекарь. Наша встреча подошла к концу. Долго можно  перечислять строчки стихов Агнии Барто, живу щих в памяти постоянно, пере дающихся из поколения в поко ление. Они сближают взрослых и детей, помогая сделать обще ние приятным и продуктивным.

ДЕД ТИМУР

Иван Трофимыч

(Есть такой!)

Ушёл с работы

На покой.

Жена поплакала

Тайком,

И стал Трофимыч

Стариком.

Вот день прошёл,

Прошёл второй,

Сидит Трофимыч

С детворой.        

Разговорился он

С детьми

Да вдруг воскликнул:

- Чёрт возьми!

Во дворе у вас тоска!

Ни площадки, ни катка!

У ребят для мастерской

Комнатёнки никакой!

Встаёт наутро он чуть свет.

- Куда собрался?

- В райсовет!

Тут вслед за дедом и жена

Кричит: - Я так возмущена!

У нас такой отсталый двор

Нет спортплощадки до сих пор!

Идём в райком

Со стариком!  

Народ смеётся: - Ну и дед!

Ушёл он на покой,

Но от него покоя нет!

Воюет день-деньской!

Он в доме главный командир.

Собрал ребят из всех квартир,

В поход повёл их в выходной.

Чуть не рассорился с женой!

Она ворчит: - Устанешь, дед,

Возьми хоть стул складной!

Ты, видно, молод чересчур.

Какой нашёлся дед Тимур!

Народ смеётся: - Ну и дед!

То он в райком, то в райсовет.

То он кричит: «Зима близка,

А в нашем доме нет катка!

Да это на смех курам!»

И прозвали старика

Дедушкой Тимуром.

В райкоме шутят:

- Дед Тимур

К нам не приём идёт.

Ох, он сегодня что-то хмур –

Начальству попадёт.

Когда о ёлке встал вопрос,

Её принёс

Не дед Мороз,

А дед Тимур принёс.

В ТЕАТРЕ

Когда мне было

Восемь лет,

Я пошла

Смотреть балет.

Мы пошли с подругой Любой,

Мы в театре сняли шубы,

Сняли тёплые платки.

Нам в театре, в раздевальне,

Дали в руки номерки.

Наконец-то я в балете!

Я забыла всё на свете!

Даже три помножить на три

Я сейчас бы не смогла.

Наконец-то я в театре!

Как я этого ждала!

Я сейчас увижу фею

В белом шарфе и венке.

Я сижу, дышать не смею,

Номерок держу в руке.

Вдруг оркестр грянул в трубы!

Мы с моей подругой Любой

Даже вздрогнули слегка.

Вдруг вижу - нету номерка.

Фея кружится по сцене

Я на сцену не гляжу.

Обыскала все колени

Номерка не нахожу.

Может, он

Под стулом где-то?

Мне теперь

Не до балета!

Всё сильней играют трубы,

Пляшут гости на балу,

А мы с моей подругой Любой

Ищем номер на полу.

Укатился он куда-то…

Я в девятый ряд ползу.

Удивляются ребята:

- Кто там ползает внизу?

По сцене бабочка порхала –

Я не видала ничего:

Я номерок везде искала

И наконец нашла его.

Но тут как раз зажёгся свет,

И все ушли из зала.

- Мне очень нравится балет, -

Ребятам я сказала.

     Почему телефон занят

По телефону день-деньской

Нельзя к нам дозвониться!

Живёт народ у нас такой  Ответственные лица.

Живут у нас три школьника

Да первоклассник Коленька.

Придут домой ученики,

И начинаются звонки  

3вонки без передышки.

А кто звонит? Ученики,

Такие же мальчишки.

- Андрей, что задано, скажи?

Ах, повторяем падежи?

Всё снова, до порядку?

Ну ладно, трубку подержи.

Я поищу тетрадку.

- Серёжа, вот какой вопрос:

Кто полушария унёс?

Я в парте шарил, шарил,

Нет карты полушарий!

Не замолкают голоса,

Взывает в трубке кто-то:

- А по ботанике леса,

Луга или болото?

Звонят, звонят ученики...

Зачем писать им в дневники,

Какой урок им задан?

Ведь телефон-то дом!

Звони друг другу на дом!

Звонят, звонят ученики...

У них пустые дневники,

У нас звонки, звонки, звонки.

А первоклассник Колечка

Звонит Смирновой Галочке

Сказать, что пишет палочки

И не устал нисколечко.

Про Вовку, черепаху и кошку

Случилось вот какое дело  

Черепаха похудела!

- Стала маленькой головка,

Хвостик слишком тонок!  

Так сказал однажды Вовка,

Насмешил девчонок.

- Похудела? Ну, едва ли!  

Девочки смеются.

Молока мы ей давали,

Выпила всё блюдце.

Черепаха панцирь носит!

Видишь, высунула носик

И две пары ножек!

Черепаха панцирь носит,

Похудеть не может.

- Черепаха похудела!   -

Уверяет Вова.

Нужно выяснить, в чём дело,

Может, нездорова?

Смотрит Вовка из окошка,

Видит он - крадётся кошка,

Подошла, лизнула блюдце...

Экая плутовка!        

Нет, девчонки зря смеются!

- Вот,- кричит им Вовка, -

Поглядите, кошка съела

Завтрак черепаший!

Черепаха похудела

Из-за кошки вашей!

Булатова Т.Н. – библиотекарь МБОУ СОШ 2 г Белореченска


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Свет памяти, сиянье детства». (Творчество А. Л. Барто) Внеклассное занятие по чтению.1 класс

Цели: расширить знания детей о творчестве А. Л. Барто, познакомить с эпизодом из ее жизни;формировать у детей устойчивый интерес к чтению;побуждать учащихся в свободное от уроков время самостоят...

Урок-путешествие в страну детства.Творчество А.Л. Барто. Интегрированный урок. (Музыка, литературное чтение)

Мы хотели расширить знания детей о творчестве А.Л. Барто. Готовиться к этому уроку было интересно, как учителям, так и учащимся. Так же нашей задачей было обобщить знания детей полученные  за пол...

Внеклассное мероприятие по чтению в 1 классе "Свет памяти, сиянье детства" (Творчество А.Барто)

Конспект внеклассного урока по чтению в 1 классе по творчеству А.Барто...

Конспект мероприятия "В мире детства с Агнией Львовной Барто"

Данный материал поможет провести мероприятие по творчеству Барто....

Презентация на тему "В мире детства с Агнией Львовной Барто"

Данная презентация поможет в проведении мероприятия по стихам А.Л. Барто....

Внеклассное занятие "В стране веселого детства" (по произведениям А. Л. Барто)

Данный материал предназначен для внеклассного занятия по творчеству А. Л. Барто...