Сценарий утренника "Хлеб России - хлеб моей Отчизны!"
методическая разработка (2 класс) по теме

Бойкова Яна Алексеевна

Цель данного мероприятия:расширить знания о пользе хлеба, о его ценности,о тяжёлом труде хлебороба, воспитывать чувство бережного отношения к хлебу и труду людей. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл hleb.docx33.61 КБ

Предварительный просмотр:

Хлеб России, хлеб моей Отчизны!

Цели: расширить знания о пользе хлеба, о его ценности, о тяжелом труде хлебороба; воспитывать чувство бережливого отношения к хлебу, уважительное отношение к труду механизатора, пекаря, любовь к родной земле.

  Оформление зала: над сценой – плакат с изображением каравая, по сторонам – название праздника – «Хлеб России, хлеб моей Отчизны», под ним – плакаты с пословицами и поговорками о хлебе («Хлеб – всему голова», «Хлеб – всей жизни голова!» и др.) Организуется  выставка книг о хлебе.  Оборудование: экран, мультимедийный проектор, компьютер, видеофрагменты о блокадном Ленинграде.

Под звуки песни «Хлеб – всему голова» на сцене появляются двое ведущих (мальчик и девочка).

Мальчик

Слава миру на Земле!

Девочка в народном костюме:

Слава хлебу на столе!

Мальчик

Если мы хотим кого-то

Встретить с честью и почетом,

Встретить щедро от души,

С уважением большим,

То гостей таких встречаем

Круглым пышным караваем.

Он на блюде расписном

С белоснежным рушником.

Девочка в народном костюме:

С караваем соль подносим,

Поклоняясь, отведать просим:

Дорогой наш гость и друг,

Принимай хлеб-соль из рук.

Вот он, хлебушко душистый,

С хрусткой корочкой витой,

Вот он, теплый, золотистый,

Словно солнцем налитой!

В каждый дом, на каждый стол

Он пожаловал – пришел.

В нем – здоровье, наша сила,

В нем чудесное тепло.

Сколько рук его растило,

Сохраняло, берегло!

Мальчик

Ведь не сразу стали зерна

Хлебом тем, что на столе.

Люди долго и упорно

Потрудились на земле.

Ведущий: Этот продукт мы все очень любим, и он всегда есть у нас на столе. А какие слова помогут  вам ответить на вопрос: какой бывает хлеб?

Дети: Мягкий, душистый, пышный, белый, чёрный, подгорелый.

Сегодня мы все вместе ещё раз поговорим о хлебе.

У народа есть слова:

«Хлеб – всей жизни голова».

Славится он первым на земле

Ставится он первым на столе.

Главный урожай, который выращивается на наших полях – это урожай зерна, пшеницы и ржи. Эти зёрна потом смелют в муку, а из неё испекут для всех нас хлеб. Ребята, а кто знает, какой хлеб получается из пшеницы? (белый), а из ржи? (черный). Молодцы!

Чтец 1

  У меня на ладони дышит теплый влажный комок земли. Земля… Это истинное чудо. То единственное, что превыше всего. Земля – мать всех поколений, колыбель человечества. Земля дает нам духовные и физические силы. Земля обувает и одевает нас, кормит и поит, защищает в трудные минуты.

Чтец 2

  За свою долгую историю у человека не было более верного союзника, защитника и друга, чем его земля. Чувство  сыновней преданности к матушке земле передавалось из поколения в поколение. Сколько трудов и надежд в каждой борозде, в каждом колосочке!

Чтец 3

  А вы когда-нибудь задумывались над тем, с чего начинается земля? Земля начинается с поля. Почему? Потому что поле дает нам хлеб.

Чтец 4

  На Руси крестьянин испокон веков одухотворял поле, относился к нему как к живому существу, соблюдая библейскую заповедь: «Не причиняй вреда ни земле, ни морю, ни дереву».

Чтец 5

  Поле – живое. Оно дышит – вот прикрою рукой, не пущу воздух, оно задохнется. Отсюда и уважение к земле: не топтать ее, не катать без надобности  колесом.

Чтец 6

  Выходя в поле сеять хлеб, крестьянин обувал широкие зимние лапти: «Чтобы не давит землю – живая она, тяжесть чувствует, а в лаптях-то мягче ей, легче»

Чтец 7

  Даже конь при работе на пашне ступает задним копытом в след переднего, т.е. зря не топчет землю. «От коня, мол, не четыре пятна – раны земле, а только два – щадит конь землю-то»

Чтец 8

  И поле платило за это своему пахарю-труженику щедрым урожаем, богатым вкусным хлебом.

Ведущий: Какова же  родословная хлеба…

Чтец 9

Нам не ведома тайна

Явленья народу

Первых всходов пшеницы студеной росе

Как они пробивались, в какую погоду,

На каких континентах, в какой полосе,

На каком языке?

В чьей эпохе?

В чьем веке?

Чтец 10

  Вы спросите: как появился хлеб на земле? Этому открытию свыше 15 тысяч  лет. Давным-давно люди ели просто зерна с водой, затем научились растирать их между камней и смешивать с водой. Самый первых хлеб был в виде жидкой каши. Когда люди научились добывать огонь, то стали поджаривать раздробленные зерна с водой.

 Чтец 11

  В древности очень почитался хлеб, он считался отдельным блюдом. В средние века во многих европейских странах свежеиспеченный хлеб могли есть только члены королевской семьи, хлеб вчерашний предназначался для окружения короля (высшего общества), хлебные изделия, выпеченные два дня назад, ели помещики и дворяне, хлеб трехдневной давности служил пищей для монахов и школьников, а хлебом, испеченным четыре дня назад, кормились крестьяне и мелкие ремесленники.

Чтец 12

  На Руси выпечка хлеба считалась делом ответственным и почетным. Пекли хлеб с медом, маком, творогом, ковриги, пироги, сайки, калачи. Пекари подразделялись на хлебников, калачников, пирожников, пряничников, блинников.

Чтец 13

  О хлебе в народе говорили как о живом существе: хлеб-кормилец, хлеб-батюшка. Так же, как и к хлебу, испокон веков относился народ и к труду тех, кто создавал его. На Руси пекари пользовались особым уважением, их никогда не называли Ивашка, Федька, Петрушка – величали уважительно, полными именами Иван, Федор, Петр. Высоко ценили хлеб на Руси. Уважали людей, которые растят и убирают хлеб. Во все времена хлеб был и остается продуктом, способным прокормить человека.

Чтец 14

 На полях, как на параде,

Осень в праздничном наряде.

По полям она идёт,

Точный счёт зерну ведет.

Чтец 15

Колоски кругом шуршат,

Много хлеба у бригад,

Собран хлеб ещё не весь.

Так что трудно его счесть

Чтец 16

Сколько – знает агроном

И амбары под зерном,

На дорогах тягачи,

Хлебопёки у печи.

Все дети: Принимай скорей, страна

Добрый урожай зерна!

Чтец 17

Осень, осень на пороге!

Всем трудящимся пирог!

(Выходит Хлебушко, кланяется)

Хлебушко: Здравствуйте, дети!

Дети здороваются.

Ведущий: А кто вы такой, наш уважаемый гость?

Хлебушко: Вот вы говорили о том, что самый важный урожай у нас в стране тот, из которого потом намолотят зерно для муки. Всё верно. А из муки испекут хлеб. Хлеб у нас – самая главная пища. Вот я и есть тот самый дедушка по имени Хлебушко.

Ведущий: А ученики нашего класса много высказываний о хлебе знают. Назовите известные вам пословицы и поговорки о хлебе.

Хлебушек ржаной – наш отец родной.

Ржаной Хлебушко – всем калачам дедушка.

Всем знакомые слова

«Хлеб всему голова!»

Счастлив край,

Где хороший урожай.

Ведущий: Но чтобы выросли хлебные колосья, надо много потрудиться.

Давайте поиграем. Хлебушко будет задавать вопрос: Кто с нами? Я вы отвечаете 2 раза: Мы с вами и повторяете дальше ответ за дедушкой Хлебушко.

Хлебушко: Кто с нами, кто с нами

Пашеньку пахати?

Дети: Мы с вами, мы с вами

Пашеньку пахати.

Хлебушко: Кто с нами, кто с нами

Жито рассевати?

Дети: Мы с вами, мы с вами

Жито рассевати.

Хлебушко: Кто с нами, кто с нами

Жито косити?

Дети: Мы с вами, мы с вами

Жито косити.

Хлебушко: Кто с нами, кто с нами

Жито молотити?

Дети: Мы с вами, мы с вами

Жито молотити.

Хлебушко: Кто с нами, кто с нами

Муку молотити?

Дети: Мы с вами, мы с вами

Муку молотити.

Хлебушко: Это хорошо, что вы такие трудолюбивые.

 Хочешь есть калачи – не сиди на печи. Когда человек трудится – земля не ленится. День прозевал – урожай потерял.

Ведущий: Хлеб ржаной, батон и булки

Не добудешь на прогулке.

Люди хлеб в полях лелеют,

Сил для хлеба не жалеют.

Хлебушко: Ветер спросил, пролетая,

Отчего ты рожь, золотая?

А в ответ колоски шелестят:

- Золотые нас  руки растят!

Ведущий: А теперь давайте представим, что мы в поле. Встали в круг.

(«Психогимнастика»)

Я превращаю вас в зёрнышки и сажаю в землю (присядьте). Тёплое солнышко пригревало землю, дождик поливал. Зёрнышки росли-росли и стали колосками (медленно поднимайте руки). Колоски тянуться к солнышку (почувствуйте напряжение в руках). Сильно припекло солнышко, завяли наши колоски (расслабьтесь, уроните голову, опустите руки, плечи, туловище, опуститесь на пол). Ну, вот полил дождь, ожили колоски, снова тянуться к солнышку. В поле выросли замечательные колоски (улыбнитесь друг другу). А теперь изобразите колоски – толстячки, превратитесь в колоски – худышки. Какие замечательные колоски у нас выросли! Как много муки из них получится. Садитесь на скамейки и мы продолжаем.

Хлебушко: А что можно печь из муки? (Хлеб, булки, торты, пироги и т.д.) А как двумя словами сказать? (Хлебобулочные изделия). А как называется магазин, где можно купить хлебобулочные изделия? (Булочная)

Ведущий:   Изобилие хлеба, как залог зажиточной жизни народа – заветная мечта миллионов людей во всем мире. Но все ли из вас знают, каким нелегким трудом достается хлеб?

Хлебушко: Все ли представляют себе, что, подобно капле воды, отражающей солнце, он вобрал труд тысяч людей.

РАССКАЗ- презентация  «КАК ХЛЕБ НА СТОЛ ПОПАЛ»

Чтец 18

  Хлеб всегда был связан с судьбами поколений, целых наций. Одним из первых декретов Советской республики был Декрет о хлебе.  Хлеб – начало всех начал. Это символ Родины, символ ее богатства, благополучия.

Чтец 19

Хлеб России, сильный хлеб России!

Как не восхищаться над тобой,

Если ты из неоглядной сини

Хлещешь как безудержный прибой!

Хлеб России, хлеб моей Отчизны.

Дюжий, богатырский как всегда.

Жизнью создавался ты для жизни

И трудом для нового труда.

Мир – народам

Хлеб – голодным!

Ведущий:  У войны свой хлеб. Не богатый, отмеренный хлебной карточкой. Хлеб суровый, но ещё больше необходимый, чем мирное время.

Послушайте внимательно о том, как говорят пожилые люди о хлебе, когда во время Великой Отечественной войны они были такими же маленькими детьми, как вы сейчас.

Военный хлеб…  

Я помню хлеб,

Военный, горький,

Он весь почти из лебеды.

В нем в каждой крошке,

В каждой корке

Был горький вкус людской беды.

На той беде замешен  круто

Нелегкий хлеб нелегких дней,

Но как сладка была минута,

Когда кусок в руке моей

Посыпан был щепоткой соли,

Приправлен маминой слезой.

Я есть хотел, а мама с болью

Взгляд отводила стороной.

Как горе было гостем частым

(Им были детства дни полны),

Особо помню я, что счастью

Был равен горький хлеб войны.

Чтец 20

   Есть только одно слово, равнозначное слову «хлеб» - это слово «жизнь».

   В нашей стране, залечившей тяжелые раны войны, выросло не одно поколение людей, которые не знают, что такое хлебные карточки, бессонные очереди за хлебом, которым неведомо чувство голода, незнаком вкус хлеба с примесью мякины, сена, соломы, коры, кореньев, желудей, семян лебеды и др.

 Чтец 21

   Во время Великой Отечественной  войны в армию были призваны не только из городов, но  и из колхозов. Остались женщины, старики, дети.

   За 1941 -1944 годы в стране было заготовлено 4312 миллионов пудов зерна. Стране, фронту был нужен хлеб, и люди самоотверженно трудились, выращивая его.

Был хлеб всегда в почете на Руси-

Ее просторов главное богатство.

Его ты хочешь цену знать?-

Спроси.

Тебе ответить могут ленинградцы.

 Клип «Дети Ленинграда»

Ведущий:  900 дней жили в условиях блокады ленинградцы. В это время рабочие получали по 250 граммов хлеба, а жители города 125 граммов.

   Под звук метронома родитель проносит через весь зал на подносе 125 г черного хлеба и встаёт рядом с ведущим.

Ведущий:  Я сейчас прочту слова девочки, которая пережила блокаду Ленинграда.

«Помню темный, вязкий, маленький кусочек черного хлеба. Только один кусочек! На всех – взрослых и детей. На весь день. И мама медленно режет хлеб на одинаковые кубики. Помню, как  я на коленях ползала по полу в надежде найти хоть какую-нибудь крошку хлеба. Помню свою бабушку, старенькую, худенькую. Она часто отдавала нам, детям, свой паек. Помню маму, больную, обессиленную, которая вместе с другими женщинами тащила плуг на колхозной пашне. И эта память все годы жжет мое сердце ненавистью к войне.

Родитель:

   В Ленинградском музее хранится дневник Тани Савичевой.

Женя умерла 28 декабря в 12 часов утра 1941 года.

Бабушка умерла 25 января в 3 часа дня 1942 года.

Лёка умер 17 марта в 5 часов утра 1942 года.

Дядя Вася умер 13 апреля в 2 часа ночи 1942 года.

Дядя Леша умер 10 мая в 4 часа дня 1942 года.

Мама – 13 мая в 4 часа дня 1942 года.

Савичевы умерли все. Умерли все. Осталась только Таня, которую увезли в поселок Шатки Горьковской области, но истощенная голодом девочка умерла.

Ведущий:   Никто из нас не остается равнодушным к историческим документам, говорящим о судьбах людей, которым не хватало крошечки хлеба, и они умирали.

Чтец 22 (девочка)

   А в наше время мы бережем и ценим хлеб? Я узнала, что ребята одного карельского поселка провели подсчет: если каждый человек за день недоест и выбросит 50 граммов хлеба

( показывает кусочек хлеба в 50 граммов), это составит 200 килограммов, т.е. около 200 буханок хлеба  окажутся выброшенными.

Хлеб – драгоценность. Им не сори

Хлеба к обеду в меру бери.

Чтец 23

Мне больно, когда я случайно вижу,

Что хлеб недоеденный брошен бесстыже.

Эй ты, попирающий корку ногою,

Ты топчешь достоинство наше людское.

Ты мать оскорбил, ты обиду нанес

Земле, на которой родился и рос.

Чтец 24

Мальчик,

Ногами пинающий хлеб,

Мальчик,

Голодных не знающий лет,

Помни,

Что были лихие года.

Хлеб-

Это жизнь, а не просто еда.

Хлебом клялись,

За хлеб умирали,

Не для того,

Чтоб в футбол им играли.

В слове народная мудрость таится,

Вот, что в народе у нас говорится:

«Если ты хлеб ценить перестал,

Ты человеком быть перестал!»

Хлебушко:   «Хлеб – дар Божий», - говорили наши предки. Они относились к хлебу с благоговением и считали главным богатством.

Ведущий: А сейчас мы с вами поиграем в игру «Подбери родственное слово к слову «Хлеб».

Игра с мячом. Хлебушко задает вопрос и бросает мяч ребёнку, ребёнок отвечает и возвращает мяч взрослому.

Назови хлеб ласково (Хлебушек)

Крошки хлеба, какие? (Хлебные)

Квас из хлеба как называется? (Хлебный)

Прибор для резки хлеба (Хлеборезка)

Посуда для хранения хлеба? (Хлебница)

Кто выращивает хлеб? (Хлебороб)

Кто печёт хлеб? (Хлебопек)

Назови завод, где выпекают хлеб? (Хлебозавод)

Как называют изделия из теста? (Хлебобулочные)

Молодцы! Вы хорошо играли. А сейчас – частушки!

Звучат частушки. 

1.Ставьте ушки на макушки

Слушайте внимательно.
Пропоём мы вам частушки

Очень замечательно.

2. Самоваром Вас встречаем,
Пироги на стол несем,
Мы за чаем не скучаем,
Говорим о том, о сём.

3. Масло я купил вчера,
С красною икрою,
Только есть без хлеба я,
Не могу такое!

4.Чтобы пятёрки  получать,
Надо мозг свой питать.
Мы в столовую зашли,
Съели всё, что там нашли.

5. Хлеб и каша – хорошо,
Будешь прыгать высоко.
А конфеты, пироги –
Шевелят наши мозги.

6. Слава тем, кто сеет, пашет,
Кормит хлебом весь народ.
Мы желаем на столе чтоб,
Хлеб имелся круглый год.

Хлебушко:   Мы порой забываем об истинной цене хлеба, о том, что сравнительно недорогие булки, буханки вобрали в себя великий труд не одного человека, а труд многих людей. Тысячи людей трудятся, чтобы зерно вырастить, собрать, обмолотить, смолоть и, наконец, выпечь хлеб.

Чтец 25

Вначале хлеб посеяли зерном,

Потом ростки лелеял агроном.

Затем взял колос в руки комбайнер,

В ладонях его бережно потер.

Узнав о том, что хлеб давно уж вызрел,

Он убирать его с комбайном в поле вышел.

Чтец 26

Потом муку смололи из зерна

И к пекарю  отправилась она.

А тот уж постараться смог:

Такие булки вкусные испек!

Цени, люби и уважай того,

Кто сеял хлеб, растил и пек его!

Ведущий:  А теперь повторим все вместе фразу, чтобы вы не забыли:

Слава золотым  рукам, что хлеб для нас растили!

Все: Слава золотым  рукам, что хлеб для нас растили!

Девочка в народном костюме:   Мы будем помнить о людях, которые растят пшеницу, из зерен делают муку. Из муки хлеб, булочки, кондитерские  изделия, и низко поклонимся им.

Почет и честь вам, хлеборобы!

За ваш прекрасный урожай,

За то, что родине вы дали

Душистый хлеба каравай!

А сейчас мы всех приглашаем за стол на чаепитие с очень вкусными булочками и пирожками.

( Все приглашённые садятся за стол.)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий " Чудо земли - хлеб"

Сценарий праздника подготовлен с целью показать детям, как нелёгок труд людей по выращиванию хлеба. Привить детям уважение к хлебу и труду людей....

Сценарий внеклассного мероприятия "Герб моей семьи"

Сценарий внеклассного мероприятия для учащихся 1 - 5 классов.   Цель: создание герба семьи на основе анализа семейных ценностей              За...

Сценарий внеклассного мероприятия "Герб моей семьи"

Сценарий внеклассного мероприятия для учащихся 1 - 5 классов.   Цель: создание герба семьи на основе анализа семейных ценностей              За...

Внеклассное мероприятие "Хлеб моей России,хлеб моей Отчизны"

Хлеб- это  продукт человеческого труда, это символ благополучия и достатка. Именно хлебу отведено самое главное место на столе и в будни, и в празднике. Многие дети не знают о труде людей, выращи...

Сценарий утренника Спорительница хлебов

Сценарий детского утренника на Престольный праздник храма иконы Божией Матери «Спорительница хлебов» в с.Соколово Кирсановского района.  Цель: формирование  у младших школьн...

Сценарий праздника осени «Хлеб наш насущный»

Этот праздник можно провести в день Покрова Пресвятой Богородицы для учащихся, изучающих ОПК и ОДНКР, а также для учащихся  казачьих классов, православных гимназий, воскресных школ....

Сценарий урока "Теплый хлеб"

Урок с использованием презентации проведен в 3 классе по рассказу К.Паустовского "Теплый хлеб"...