Внеклассное занятие в игровой форме "В мире много сказок"
методическая разработка (1 класс) по теме

Никитина Любовь Геннадьевна

Внеклассное занятие ориентировано на учащихся начальной школы. Содержание конкурсов: " Начнём с зачина", Викторина "Сказки водят хоровод", "Восстанови текст", "Аукцион волшебные слова и заклинания", "Герб сказки", "Сказка стала былью", "Поиск", "Силуэты весёлого карандаша", "Бюро находок", "Баба- Яга", "Освободите слово".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл v_mire_mnogo_skazok.docx43.17 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение  «Шипиловская оош»

Юрьев - Польского района  Владимирской области.

        Внеклассное занятие в игровой форме

                                       Для 1-4 классов

                                «В мире много сказок»

        Подготовила

        Учитель начальных классов

        Никитина Любовь Геннадьевна

        С. Шипилово

Внеклассное  занятие  в игровой форме  «В мире много сказок»

Цель: 

 - развитие творческих способностей и возможностей детей, фантазии, наблюдательности, познавательного интереса

-привитие  интереса к устному народному творчеству.

 - воспитание чувства ответственности, умения принимать решения

Задачи:

-через организацию групповой работы способствовать сплочению классного коллектива

-создать условия для закрепления и обобщения полученных знаний о литературных и народных сказках.

- способствовать развитию речи, мышления, памяти.

Предварительное задание: сформировать две команды, выбрать капитана, придумать название командам, элементы костюмов; читать сказки.

Ход мероприятия

Подготовка к восприятию темы. Звучит фонограмма песни “В мире много сказок»
Учитель: Добрый день, ребята, уважаемые гости! Как вы думаете, ребята, чему будет посвящен наш сегодняшний урок внеклассного занятия?
Я приглашаю всех посетить красивую, чудесную, волшебную страну - страну незабываемых сказок. Вас ждут прекрасные минуты размышлений, общения, приятные встречи со сказочными героями. Желаю всем красным девицам, добрым молодцам крепкого, как могучий дуб, здоровья, богатырской силушки, доброй души, ясного ума. С пожеланиями всего наилучшего дарю вам волшебные звездочки, приносящие удачу.
- Устное народное творчество – сокровищница народной мудрости, и русская народная сказка, пожалуй, составляет самую любимую и популярную его сторону. Сказка – это не просто интересный рассказ, это особое создание.
Народ сам в своих пословицах и поговорках отметил особенность сказки. Наверное, вам не раз приходилось слышать или самим говорить тем, кто сообщает о чем-то, - “в это трудно поверить”, “все это сказки”, “не рассказывай мне сказки”. Есть пословицы, в которых сказка сравнивается с песней: “Сказка – складка, песня – быль”, “Сказка – ложь, а песня – правда”.
О каком свойстве сказок все это говорит? О таком, что сказка повествует о событиях, которые в жизни не могут быть, в основе сказки – всегда вымысел.
Для нас давно стало привычным существование автомобилей, самолётов, космических кораблей. Захотел перенестись на край света – включи телевизор, и на экране появятся ландшафты Африки, Амазонки, белый медведь на льдине. Люди создали больше чудес, чем сказочные герои. Но почему же сказка остаётся всё такой же милой и родной? Почему до сих пор сочиняют сказки? Дело в том, что взрослые когда -то были детьми, а детям обязательно рассказывают сказки. И чтобы мы ни изобрели, куда бы ни занесла нас судьба, сказка останется с нами. Сказка родилась с человеком, и покуда жив человек, будет жива и сказка. Она – светлячок перед сном в колыбели, и для малого, кто слушает, и для старого, кто сказывает.

Постановка проблемного вопроса. 

Так что же, сказка говорит нам только о том, чего никогда не было и не может быть? Неужели она нужна только затем, чтобы удивить нас, поразить наше воображение? Или еще зачем-то?

Об этом нам и предстоит поразмыслить сегодня на занятии.

 А потому мы с вами войдем в сказку.

Символ победы в веселых состязаниях – «Цветик – разноцветик», который должен расцвести к концу состязания у команды – победительницы. Пока все лепестки наших цветков находятся у жюри. Вы будете их честно зарабатывать и прикреплять на сердцевинки.

Сегодня вы станете свидетелями и участниками состязания знатоков сказок.

-Итак, наше состязание знатоков сказок, начинается


I конкурс  Разминка «Начнём с зачина»

- С чего обычно начинается сказка? (С зачина).

Проведем небольшую разминку. Аукцион зачинов. Чья команда последней назовет зачин, та и получит первое очко. (Команды называют зачины).

2конкурс Сказочная викторина « Сказки водят хоровод».
Вопросы:

В сказке С. Михалкова поросята проучили злого волка. Сколько было поросят и как их звали?(3 поросёнка Наф-наф, Ниф-ниф, Нуф-нуф )

Как звали 3 медведей из сказки Льва Толстого « Три медведя?»

       ( Михаил Потапович , Марья Петровна , Мишутка .)

Чего больше всего хотел на свете крокодил Гена? ( Найти друга.)

Летела стрела и попала в болото, и в этом болоте поймал её кто-то. Кто, распростившись с зелёною кожей, сделался милой, красивой, пригожей? (Василиса Прекрасная )

       Гуси-лебеди летят .

            Унести детей хотят.
           Кто помог сестрице с братцем
          От Яги домой добраться?( печь, яблоня, река.)
6.  В кого превращался великан—людоед из сказки Ш. Перро « Кот в

     сапогах?» (в мышь, во льва .)
7.Как позвать Сивку-Бурку? ( « Сивка-Бурка, вещая каурка, стань передо мной, как лист перед травой.» 3 раза свистнуть )
8. Какую песенку пел колобок?
( Я по коробу скребён , по сусекам метён,
На сметане мешён , на окошке стужён,
Я от бабушки ушёл, я от дедушки ушёл…» )
9. Какое мужское имя чаще всего дают героям русских сказок? ( Иван.)
10. Какие чудеса видели купцы на острове Буяне? ( Новый город со дворцом,белка ручная , 33 богатыря и с ними дядька Черномор, Царевна-Лебедь )

3. Конкурс «Восстановите текст»

Все убедились, что вы дружите с книжками, являетесь внимательными читателями. Действительно, внимательно ли вы читаете сказки. Я хотела сегодня прочитать вам интересные сказки, но они очень старые, записи в них стерты, даже невозможно правильно прочитать. Если вы мне поможете восстановить текст, то прочитаете отрывки из русских народных сказок.

“Жили-… старик да…, у них была дочка Аленушка да сынок… Старик со старухой умерли. Остались Аленушка да … одни одинешеньки. Пошла … на работу и братца с … взяла. Идут они по дальнему …, по широкому …, и захотелось Иванушке … “Сестрица Аленушка, я … хочу!” “Подожди, братец, дойдем до …”

“Налетели …, подхватили мальчика, … на крыльях. Вернулась девочка, глядь - … нету! Выбежала она в чистое поле и только видела … метнулись вдалеке. … и пропали за темным … . тут … догадалась, что они унесли… : про гусей - … давно шла слава, что они … детей уносили. Бросилась … догонять их”


“Вышли братья на широкий отцовский двор, натянули свои тугие … и выстрелили. Пустил стрелу … брат. Упала стрела на … двор, подняла ее … дочь. Пустил стрелу … брат. Полетела стрела на … двор, подняла ее … дочь. Пустил стрелу … брат. Полетела она прямо в …, подняла ее … !


Жили-были … да … Была у них внучка… собрались раз подружки в лес по … да по …Пришли звать с собой и … пришли девушки в …, стали собирать … да … вот Машенька … деревце за деревце, кустик за кустик - и ушла… от подружек. Ходила -… по лесу - совсем…

4 конкурс   Викторина “Сказочные подарки”
Что лучше желать в подарок? Сказки доказывают, что стоит мечтать о высоком, если даже придется пострадать. Потверждение тому - подарок, из-за которого сначала попала в беду, потом обрела счастье одна купеческая дочь. Что привез из дальних странствий отец? (Аленький цветочек)

Сказки советуют: если душа просит праздника, а его все нет - праздник надо выдумать. Такое простое решение предложил неунывающий  Карлсон. Он праздновал свой день рождения столько раз, сколько захочется. Давайте вспомним, что у Малыша выпросил Карлсон в свой очередной день рождения. (Маленький, но громко стреляющий пистолет)

Терять подарки не стоит, но иногда это приносит счастье. Например, в одной сказке потеря половины подарка сыграла счастливую роль в судьбе героини. Вспомним ее. (Золушка, которая потеряла туфельку)


Подарком может быть и что-то свое, потерянное. В одной сказке вновь обретенное что- то. Доставило огромную радость имениннику. Что подарил симпатичный медвежонок имениннику? (Хвостик Иа)


5 конкурс  «Аукцион волшебных слов и заклинаний»

Учитель:
В праздничный день хочется вволю подурачиться, перевернуть все кувырком, душа просит приключений, сюрпризов, неожиданностей, превращений. Готовы ли вы к приключениям? Если да, то нам необходимо вспомнить или придумать волшебные заклинания, ведь без этого не обходятся сказочные герои.
Каждая команда может назвать волшебное слово или заклинание из сказки, кто назовет последнее заклинание, получит жетон.

6 конкурс   «Герб сказки»
Каждая команда рисует герб любимой сказки, а мы попробуем угадать, к какой сказке относится рисунок. (Подводятся итоги конкурса)

7 конкурс « Сказка стала былью».

- Давным-давно люди мечтали подняться в воздух, опуститься на дно морское, чтобы горшочек без огня варил . Шло время . И то, что было чудом раньше сейчас самые обыкновенные вещи. Чудеса превратились в разные машины, изобретения.

Сейчас каждая команда получит по 3 карточки с названиями сказочных чудес. Вы должны догадаться , во что превратились эти чудеса. Жюри присуждает по 1 жетону за каждый правильный ответ .

1. Гусли- самогуды-----(магнитофон )

2. Ступа--------( ракета, самолёт )

3.Чудо-зеркало------( телевизор, компьютер )

4.Перо Жар- птицы -----( электролампа )

5. Клубок ниток ------( компас)

6.Сани, что везут сами ------( автомобиль )

8 конкурс  «Поиск»

К нам пришла телеграмма: “Заблудились слова из сказок. Просим помочь”. Давайте поможем заблудившимся словам вновь попасть в сказку. Итак, отправляемся в поиск.

Снег, зима, стекло, зеркало, розы, дружба. (“Снежная королева”)

Трава, крапива, жаба, рубашки, птицы, терпение. (“Дикие лебеди”)

Лебедь, утка, яйцо, мечта. (“Гадкий утенок”)

Тюфяк, кресло, карета, ливень. (“Принцесса на горошине”)

Море, принц, боль, голос, колдовской напиток. (“Русалочка”)

Нора, вода, полевая мышь, крыльца, эльф. (“Дюймовочка”)


Вот мы помогли заблудившимся словам найти свое место, показали знание произведений одного замечательного сказочника. Кто написал эти сказки? Правильно! Это - великий датский сказочник Ганс Христиан Андерсен.

9.Конкурс “Силуэты веселого карандаша”

У меня здесь два сказочных персонажа. С помощью жребия команды выбирают силуэт и “оживляют” его, т.е. с помощью мелков разрисовывают силуэт. Задание выполняют 2 человека от каждой команды.

        

1. Имя героя?

2. В какой сказке живет?

3. Кто написал сказку?

10 конкурс  «Музыкальный конкурс»

- Для каждой команды у меня приготовлена песенка из сказки. Вы ее слушаете и через 30 секунд называете сказку.

11 конкурс  «Сказочная викторина»

1. Кто жил в теремке? Перечислить.

(Мышка-норушка, лягушка-квакушка, зайчик-побегайчик, лисичка-сестричка, волчище - серый хвостище, медведь косолапый).

2. В сказке “Мойдодыр” говорится о сбежавших вещах. Назовите не менее шести (одеяло, простыня, свечка, книга, подушка, брюки).

3. Кто приходил в гости к Мухе-Цокотухе? Не меньше 6.

(Тараканы, блошки, букашки, бабушка-пчела, бабочка-красавица, жуки — червяки, козявочки, кузнечики, клоп, муравей).

4. Какие звери звонили по телефону в сказке Чуковского? Не менее семи? (слон, крокодил, мартышки, газели, медведь, свинья, бегемот, зайчатки).

 5. . Где спрятался седьмой козленок? (под печкой).

6. Кто одолел тараканище из сказки К. Чуковского “Тараканище”? (воробей). 7. Угадать название сказки по отрывку. “Не печалься, ступай себе с богом. Будет тебе новое корыто”. (Сказка о рыбаке и рыбке).

8. Назовите 3 сказки с главным героем Иваном (Сивка-Бурка, Конек-Горбунок, Иван — крестьянский сын, Сестрица Аленушка и братец Иванушка, Гуси-лебеди)..

9. Из чего Фея сделала Золушке карету? (из тыквы)..

10. Какого цвета были волосы у Мальвины? (голубые).

11. . Где баба взяла муку на колобок? (наскребла по сусекам).

12. Кто доставил доктора Айболита в Африку? (орел).

13. Самые маленькие по росту герои сказок. (Липунюшка, Мальчик-с-пальчик, Дюймовочка)

14. Кто помог девочке выручить своего братца, унесенного гусями? (печь, яблонька, речка)

15. . Где находится Кощеева смерть? (на конце иглы, игла в яйце, яйцо в утке, ...).

16. В какой сказке есть такие слова:

“Тепло ли тебе, девица, тепло ли тебе, красная?” (Морозко).

12конкурс «Тайна волшебной шкатулки»

Сегодня в нашем ящике нечто твердое, но его можно сделать мягким, белое, но его делают и цветным, оно может иметь разную форму и величину. В далекие времена это было в каждом доме, да и по сей день без него не обходится ни одна церковная служба, ни одно семейное торжество. Им пользуются для предсказания судьбы. (Свеча)


Разгадайте загадки: “Хожу- брожу не по лесам, а по усам, по волосам, и зубы у меня длинней, чем у волков и медведей”. (Расческа)

“Жидко, а не вода, бело, а не снег”. (Молоко)

“Маленький старичок, костяная шубка”. (Орех)

“Круглое, румяное, я расту на ветке, любят меня и взрослые и детки”. (Яблоко)

Вы очень хорошо разгадали тайну волшебной шкатулки.


13 конкурс  «Бюро находок»

Командам предстоит узнать героя по его вещам.


1. Туфелька


(Золушка)


2. Яблоко


(Чернавка)


3. Сапоги


(Кот в сапогах)


4. Копейки


(Буратино)


5. Золотая рыбка


(Старик)


6. Иголка


(Кащей Бессмертный)


7. Скорлупка грецкого ореха


(Дюймовочка)


8. Метелка


(Баба Яга)


9. Самовар


(Муха- Цокотуха)


10. Пирожки


(Красная шапочка)



14 Конкурс  « Баба-яга»

Каждая команда по очереди отвечают, на ком остановится тот и победил:

1. В каких сказках живет Баба-яга? (Финист — ясный сокол”, “Гуси-лебеди”, “Царевна-лягушка”, “Баба-яга”)

2.  Какие волшебные вещи есть в русских сказках? (топор, клубок, дубинка, дудочки, шапка-невидимка, ...).

3.  На чем передвигаются герои сказок? (ковер-самолет, сапоги-скороходы,.).

4. Как в сказках называют лису? (лисичка-сестричка, кумушка, Лиса Патрикеевна, лисонька,...)

Конкурс 15 . «Телеграмма»

Тут герои сказок оставили телеграммы и некоторые свои вещи. Давайте угадаем, кто прислал нам телеграммы:

1. Я от дедушки ушел,

Я от бабушки ушел,

Скоро буду у вас. (колобок)

2. Золотое яйцо снесла,

Скоро простое снесу. (курочка Ряба)

3. Спасите, нас съел серый волк! (семеро козлят)

4. Нам не страшен серый волк! (три поросенка)

16 конкурс  «Освободите слово»

Учитель: Дорогие мои друзья! Подходит к концу наш праздник. Но наш праздник – лакомая добыча для всяких темных сил… змей Горыныч бросает вызов богатырям. Но не спешите демонстрировать свои мускулы. В этих поединках потребуется, прежде всего, смекалка. Обращали ли вы внимание на то, что голова Змея Горыныча похожа на знак вопроса? Догадались? Ответить на вопрос - значит, отрубить голову и освободить главное слово праздника, которое захватили в плен и не хотят отдавать злые силы.

А сейчас я предлагаю вам освободить из плена одно очень важное слово.

К кому относятся эти слова: “Не беда – появиться на свет в утином гнезде, если ты вылупился из лебединого яйца?” (К лебедю из сказки “Гадкий утенок) (Спрятана буква
Л) 

Героиня какой сказки произносит эти слова: “Ну, Иван-царевич, отправляйся один на царский пир, а я вслед за тобой буду”. (Елена Прекрасная из сказки “Царевна- лягушка”) (Спрятана буква Ю)

Кто был сыном старой оловянной ложки? (Стойкий оловянный солдатик) (Буква Б)

Кто о ком говорит:
“Там в лесу стоит одна,
Крепко связаны ей локти,
Попадется зверю в когти…”
(Чернавка о царевне из “Сказки о мертвой царевне и о семи богатырях”) (Буква
О)

О ком говорится в следующих строках: “Долго она бегала по полям, по лесам. День клонится к вечеру, делать нечего - надо идти домой. Вдруг видит - стоит избушка на курьих ножках,, об одном окошке, кругом себя поворачивается”. (О сестрице Аленушке из сказки “Гуси-лебеди”) ( Буква В) 

О ком идет речь: “Сама оборотилась Аленушкой, нарядилась в ее платье и пришла в ее хоромы. Никто ее не распознал. Купец вернулся - и тот не распознал”. (Колдунья) (Буква Ь)

Переведя дыхание после такой напряженной борьбы, закрепим нашу победу и попробуем составить главное слово, которым живет и дышит каждая сказка. Помните, как Снежная Королева заставляла Кая собирать из льдинок слово “Вечность”? Давайте мы сложим своё доброе и светлое слово («ЛЮБОВЬ»).

Учитель:
Вот и нашли мы слово “
ЛЮБОВЬ”. Любовью живет все на Земле. О любви, о ее бесконечной силе не устают напоминать сказки. Побывав в стране сказок, не забывайте, что впереди нас ждет бесконечность Страны Фантазии. Желаем вам сказочных успехов и побед!

Награждение победителей.


Читайте, милые друзья! Читайте сказки!
И будет жизнь тогда полна тепла и ласки!
Читайте сказки вы всегда, - вот вам подсказка,
И пронесёте сквозь года вы радость сказки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

В мире много сказок

Презентация составлена по песне в мире много сказок....

Методическая разработка коррекционного- развивающего занятия " В мире много сказок"

Методическая разработка занятия по сказкам для детей с ограниченными возможностями здоровья. Игры, загадки, презентация....

Внеклассное мероприятие в игровой форме для учащихся 1-х классов «Учимся работать дружно»

Данное внеклассное мероприятие содержит комплекс игр и упражнений, направленых на развитие у учащихся навыков общения и взаимодействия, а также на формирование коммуникативных способностей учащихся.Ме...

Праздник "В мире много сказок"

Знай, от сказки станет всем теплей  И большим , и даже самым малым детям...

В мире много сказок

Внеклассное мероприятиепо русскому языку « В мире много  сказок» для учеников 4 класса...

Внеклассное занятие в начальной школе «Лакомств - много, а здоровье одно»

Формирование у детей привычки правильно питаться: • Нельзя переедать.• Ешьте в одно и то же время свежеприготовленную пищу.• Тщательно пережёвывайте пищу.• Остерегайтесь очень...

В мире много сказок

технологическая карта внеурочного занятия...