Наши пернатые друзья
классный час (3 класс) по теме

Мамонтова (Буданова) Светлана Николаевна

сценарий конкурсной программы ко дню птиц

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл den_ptic.docx32.88 КБ

Предварительный просмотр:

Наши пернатые друзья

сценарий конкурсной программы ко дню птиц

Цель:

– экологическое воспитание учащихся;

– расширение кругозора;

– проверка знаний, эрудиции.

Оформление:

– изображения различных птиц;

– записи пения птиц.

В игре участвуют две сборные команды учащихся начальных классов.

Оборудование:  аудиозаписи, коктельные трубочки, скотч, ножницы, ватман, маркер, журавлики оригами

Подготовка: составление команд, изготовление эмблем, разучивание песни,  изготовление оригами, подготовка приглашения

Ход классного часа

Звучит аудиозапись «Птицы в лесу»

Ведущий. Птицы везде – над нами, вокруг вас, вдали, рядом. Встретить их можно и в лесу, и в поле, и на реке, и в горах. Птиц в природе очень много. Только в России их насчитывается более 760 видов. Чтобы посмотреть на всех птиц, целой жизни не хватит. Но тех, которые живут в лесу или в парке неподалёку от дома, надо знать. Поэтому мы с вами сегодня проведём игру «Наши пернатые друзья»

В нашей игре принимают участие команды 3 В и 3Г классов. Прошу команды занять свои места.

Оценивать игру команд будет наше жюри в составе….

В начале игры прошу команд представиться

Представление команд.

Ведущий. Первый конкурс разминочный-«Наперегонки». Командам предстоит отгадывать загадки. Если вы готовы, нужно чирикнуть (позвонить в колокольчик)

  1. Не княжецкой породы, а ходит в короне, не ратный ездок, а с ремнем на ноге, не сторожем стоит, а всех рано будит.

(Петух)

  1. В одной квашне два притвора.

(Яйцо)

  1. Два раза родился, ни разу не крестился, всем людям пророк.

(Петух)

  1. Белые хоромы, красные подпоры.

(Гусь)

  1. Летел пан, на воду пал, воды не замутил, себя не погубил.

(Перо)

  1. Что всяк поднимет, а силач через избу не перекинет?

(Перо)

  1. Что в стену не воткнешь?

(Яйцо)

  1. Катится бочка, нет на ней ни сучочка.

(Яйцо)

  1. Рук нет, а строить умеет.

(Птица)

  1. Без рук, без топоренка построена избенка.

(Гнездо)

  1. Сторожем не состоит, а всех будит рано.

(Петух)

  1. Впереди шильце, сзади вильце, снизу – бело полотенце, сверху – синенько суконце.

(Ласточка)

  1. В болоте плачет, а из болота нейдет.

(Кулик)

  1. Белее снега, чернее сажи, выше дома, ниже травы.

(Сорока)

  1. Не человек, а говорит.

(Попугай)

  1. Ходит царь по городу, поет во всю голову.

(Петух)

  1. Маленький мальчишка в сером армячишке, по дворам шныряет, крохи собирает, в полях кочует – пшено ворует.

(Воробей)

  1. Лопатой ходит, а рогом траву ест.

(Гусь)

  1. Сколько надо взять «А», чтобы получить птицу?

(Сорок)

Ведущий. Пока жюри подводит итоги. Мы поиграем в игру. Если вы услышите название птицы, то хлопайте в ладоши.

Прилетели птицы: 
Голуби, синицы, 
Мухи и стрижи... 

Прилетели птицы: 
Голуби, синицы, 
Аисты, вороны, 
Галки, макароны.,

Прилетели птицы: 
Голуби, синицы,
лебеди, куницы,
Галки и стрижи, 
Чайки и моржи

Прилетели птицы: 
Голуби, синицы, 
Чибисы, чижи, 
Сойки и ужи.

Прилетели птицы: 
Голуби, синицы, 
Чайки, пеликаны, 
Майки и орланы. 
Голуби, синицы, 
Цапли, соловьи, 
Окуни и воробьи. 

Прилетели птицы: 
Голуби, синицы, 
Утки, гуси, совы, 
Ласточки, коровы. 

Прилетели птицы: 
Голуби, синицы, 
Палки и стрижи, 
Бабочки, чижи, 
Аисты, кукушки, 
даже совы-сплюшки, 
лебеди и утки - 
и спасибо шутке!

Ведущий.  Предоставляем слово жюри.

Ведущий. Следующее задание для наших команд. У каждой птицы есть свой дом. Это гнездо. Предлагаю вам как настоящим птичкам сделать гнездо. (можно усложнить-сделать клювиками)

Командам предлагаются коктельные трубочки и скотч, ножницы

Пока наши птички заняты послушайте интересные факты о птицах.

Подготовленные учащиеся рассказывают собранную информацию.

Ведущий. Прошу капитанов команд показать жюри построенные гнезда.

Пока жюри подводит итоги. Объявляется конкурс для болельщиков. Победитель приносит  дополнительное очко своей команде.

Играющие вытягивают руки вверх, затем наклоняют туловище вперед до горизонтального положения, отводя при этом одну ногу назад (также до горизонтального положения). После того, как все попробовали изобразить ласточку, они соревнуются на выносливость. Выигрывает тот, кто простоит так дольше всех.

Ведущий. Жюри готово объявить результаты конкурса «Построй гнездо».

Следующий конкурс для вожаков стаи (конкурс капитанов).

Играющие встают в линию и начинают по одному, по порядку называть птиц, делая одновременно с этим один шаг вперед. Названия птиц не должны повторяться. Выигрывает тот, кто вспомнит больше названий птиц и сделает больше шагов, чем соперник

Конкурс для болельщиков.

Ведущий. Ребята, кто из вас знает, какие художники рисовали птиц? Сегодня вы тоже сможете почувствовать себя Саврасовыми. Наш следующий конкурс – рисовальный. Команда  болельщиков приглашается на старт. Просим встать в очередь друг за другом. На листе бумаги надо нарисовать птицу, но не всю сразу, а по частям, один человек – 1 фрагмент. Причем рисовать надо ту часть птицы, которую вам скажет судья на старте. Оцениваться будет не только скорость, но и качество исполнения вашего шедевра.

Порядок рисования: клюв, нога, крыло, хвост, глаз, тело, вторая нога, голова, украшения, название.

Жюри оценивает и объявляет результаты.

Ведущий. Не только художники посвящали свои творения птицам. Поэты также не обошли стороной птиц. Какие стихи о птицах знаете вы? Объявляется поэтический конкурс.

Учащиеся соревнуются в выразительном чтении стиха.

Ведущий. У каждой птицы кроме собственного оперения есть и свой голос. Сейчас вашему вниманию предлагаются звуковые конкурсы.

Чей это голос?

  1. Чайка
  2. Кукушка
  3. Дятел
  4. Ласточка
  5. Жаворонок
  6. Скворец
  7. Снегирь

Дадим время жюри, чтобы подвести итоги. А сами послушаем песню «Аист на крыше»

Учащиеся исполняют песню

Ведущий.Человек издавна наблюдает за поведением птиц и по их поведению определяли, какая будет погода. Надеюсь, что вы знакомы с народными приметами, связанными с поведением птиц. Тогда займемся предсказаниями. Подсказка: имеется 4 варианта ответа: тепло, холодно, дождь и вёдро (ясная погода).

1. Какая будет погода, если:

соловей поет всю ночь, а синицы

оживленно щебечут?

2. Какая будет погода, если:

птицы садятся на землю,

а голуби воркуют?

3. Какая будет погода, если:

воробьи чирикают, а певчие птицы

громко поют?

4. Какая будет погода, если:

ласточки летают высоко, а вечером

закричал коростель?

5. Какая будет погода, если:

птицы осенью рано улетают на юг, а воробьи собирают пух и перья?

6. Какая будет погода, если:

ворона кричит в сторону севера, а домашняя птица прячет голову под крыло?

7. Какая будет погода, если:

голубь стоит в луже, а ворона кричит

в сторону юга?

8. Какая будет погода весной, если:

трясогузки прилетели и щебечут, а воробьи купаются в луже?

9. Какая будет погода, если:

вороны громко каркают и кружат в воздухе, а дятел барабанит?

10. Какая будет погода, если:

ласточки летают над водой, а чайки много купаются?

11. Какая будет погода, если:

петух часто кукарекает, а гуси и утки ведут себя очень оживленно?

12. Какая будет погода, если:

вороны опускают головы в лужи, а воробьи и куры купаются в пыли?

13. Какая будет погода, если:

птицы садятся на крыши и на деревья, а галки и скворцы летают стаями с громкими криками?

14. Какая будет погода, если:

зяблик беспокоится и тенькает, а соловей замолкает?

По этим приметам определите, какая будет погода.

Карточки 1–4 – ясная теплая погода;

5 и 6 – холод;

7 и 8 – тепло;

9–14 – дождь.

Командам раздаются карточки. И цветные карандаши.

Во время выполнения задания командами проводится игра со зрителями «Весенний ветер»

Ведущий. Весенний ветер подул и перемешал все буквы в словах – названиях птиц, живущих в наших краях. Выберите по листочку с «запутавшимися» буквами и попробуйте расставить их в правильном порядке.

ГВОХОРИСТКА

горихвостка

ИСТРИСВЕЛЬ

свиристель

КОСТАЧАЛ

ласточка

ЗЛОПОПЕНЬ

поползень

ПАЛЯЦ

цапля

НОРОВ

Ворон

НУЛЬ

лунь

ГИРЬНЕС

снегирь

ДОЗОЙОК

козодой

ЛОВИГА

иволга

ЦЕРКВОС

скворец

ШНУРОК

коршун

КАГАЛ

галка

ФАНЗА

фазан

Жюри объявляет результаты конкурса.

Ведущий. Птицы -- любимый персонаж народных сказок и легенд. Вот послушайте какие легенды сложили народы о птицах.

Выходит группа детей. Рассказывают легенды о птицах.

Ведущий. А знаете ли вы, историю о 1000 журавликах? (если нет, то рассказывает подготовленный ученик) Это тоже почти легенда. Ее передают из уст в уста на протяжении уже 60 лет.

В память о нашем классном часе мы дарим вам этих журавликов оригами, чтобы ваши мечты исполнились.

А теперь попросим жюри подвести результаты игры.

Награждение.


Приложения

Аист на крыше

Автор текста: А.Поперечный, композитор (музыка): Д.Тухманов.

1 куплет

Где это было,
Когда это было,
В детстве, а может во сне.
Аист на крыше
Гнездо для любимой
Свил по весне.
Чудился мне он
И в странствиях дальних
Символом верной любви.
Люди, прошу,
Не спугните случайно
Аиста вы.

припев

Люди, прошу я,
Потише, потише,
Войны пусть сгинут во мгле.
Аист на крыше,
Аист на крыше,
Мир на земле.
Аист на крыше,
Аист на крыше,
Мир на земле.

2 куплет

Аист на крыше
Гнездо с аистёнком
Ночью и днём бережёт.
Но а в том доме
Под крышей девчонка
Счастья так ждёт.
Люди в Нью-Йорке,
Берлине, Париже,
Верьте друг другу и мне.
Аист на крыше,
Счастье под крышей,
Мир на земле.

припев 2 раза

Легенды о птицах

Королек

У северных народов существует такая легенда. Однажды птицы решили выбрать королем того, кто выше всех поднимется в воздух. Орел взмыл так высоко, что с ним никто не мог соперничать. Но только он собрался спуститься на землю, как из-под его крыла выпорхнула маленькая птичка и поднялась чуть- чуть выше. Это увидели остальные птицы. Они выбрали королем все-таки орла, а честолюбивого обманщика в шутку назвали корольком.

На Востоке существует поверье, что птицы не умеют грустить, так как награждены вечной свободой. Когда они в чем-то разочаровываются, то надолго улетают в небо. Чем выше, тем лучше. Летят с уверенностью в том, что под порывами ветра высохнут слёзы, а стремительный полет приблизит их к новому счастью

Во многих славянских легендах встречается чудесная мифическая птица Сирин. Славяне верили, что эта прекрасная птица с женской головой обитает в райском саду. Дева-птица поёт удивительные песни - звонче птичьих и прекраснее человечьих. Услышавший пение птицы Сирин забывает обо всём на свете, никуда не может уйти от неё, ничего не в силах делать, лишь слушает и слушает, пока не умрёт с блаженной улыбкой на устах! Птица Сирин воплощает собой тёмное начало, так как приносит человеку вред. В славянских мифах нашли отголоски греческие рассказы о коварных девах-птицах сиренах. Заманивая моряков прекрасным пением, сирены затем топили их в пучине.

Соловей считается лучшим певцом среди пернатых. Ценили его за это уже в древности. Соловей - вестник майских дней, певец обновления, утра, певец садов, символ свободы, "вольная пташка" веселья, удовольствия.
   В Древней Греции соловей считался священной птицей поэзии. Римляне были такими любителями этих птиц, что платили за них безумные цены. Как певца траурных песен римляне часто изображали соловья вместе с другими певчими птицами на надгробных монументах. Позже христианская церковь заимствовала эту символику глубокого траура. С соловьями сравнивали души праведников с их стремлением к небу.
   Соловей относится к "божьим", "святым", чистым птицам. Его рассматривают поляки как Божье творение. Убивать соловья грех, потому, что он красиво поет людям и пользуется особой любовью Бога и Божьей Матери. Когда Христос спасался от мучителей, соловей накрыл его крыльями. За это Христос прославил соловья. Поляки считают, что соловей произошел от искусного умершего органиста. В Польше верят, что соловей прилетит в апреле, чтобы спеть горюющей Божьей Матери. По другой польской легенде, в начале лета соловей улетел в леса созывать птиц, которые должны петь Божьей Матери во время ее вознесения на небеса и сопровождать ее в рай.


Сокол - в славянской мифологии является символом мужской богатырской красоты и отваги, это традиционный образ жениха в свадебном фольклоре. Соколом изображали языческого бога Рарога - духа огня, домашнего очага..
   В скандинавской мифологии сокол также является положительным персонажем. Когда великан Тьяцци похитил богиню Идунн и ее чудесные золотые яблоки, благодаря которым боги сохраняли вечную молодость, боги стали стареть. Бог Локи, известный своей хитростью, обернулся соколом, превратил Идунн в орех, выкрал золотые яблоки и полетел в небесный город богов Асгард. Великан превратился в орла и бросился вдогонку, но боги подпалили ему крылья.

По мифу индейцев кроу, жил некогда человек, который мальчиком, играя, упал в огонь и обжёг половину лица. С горя он решил уйти из дома. Сверхъестественные помощники рекомендовали ему попросить помощи у Орла, и тот обещал помочь герою при условии, что он защитит его птенцов от водных духов. Герой согласился, и Орел привел его к Солнцу, чьи дети вылечили его с помощью волшебного зеркала. В знак благодарности индеец обучил их разным играм и вернулся к Орлу. Вскоре он убил мифическое водное существо, поедавшее птенцов Орла. Когда дети Орла подросли, они отвели героя домой.

 В Древней Индии есть "пара лебедей, которые есть Хам и Са, живущие в сознании Великого и питающиеся лишь медом цветущего лотоса знания" Птица Хамса, или Калаханса, -"Лебедь в Пространстве и Времени", символ Брамы, символическая птица, роняющая в Хаос яйцо, которое превращается во Вселенную. Лебеди символизируют также вдох и выдох, дыхание и дух. Брахма, высшее божество индуизма едет верхом на лебеде, гусе или фазане. Лебедь связан и с солнцем; так, в "Тайттирия-брахмане" некий риши (мудрец) силой своего знания превращается в золотого лебедя, летит на небо и соединяется с солнцем.

На острове Рюген в Германии рассказывают такую легенду. Когда бог создал землю, он дал каждому животному свое жилище: аисту - крышу, чибису - луга, жаворонку - поля, ласточка поселилась под крышей. Только кукушка так ничего и не смогла выбрать себе по душе. Так и летает она в бесплодных поисках до сих пор, нигде не устраивая гнезда.

 По одной из легенд, аист - это превращенный в птицу человек, наказанный Богом за непослушание. Будто бы Бог собрал всех гадов земли (лягушек, ящериц, змей) в мешок и велел человеку уничтожить его. Но человек не выполнил приказа. Из любопытства он развязал мешок и заглянул в него. Гады вырвались на свободу и снова расползлись по всей земле. Превратив ослушника в аиста, Бог наказал ему очищать от них землю. От пережитого стыда ноги и нос аиста покраснели.
   По другой версии этой легенды, из мешка, развязанного архангелом Михаилом, по свету разлетелись комары и мухи, которых и собирает аист, птица, символизирующая очищение и обновление мира. Таким образом, проводилась мысль об ангельской природе аиста. Сам внешний вид летящих аистов напоминал ангелов

Коряки - народ, живущий на далёкой Камчатке, рассказывают о чудесном вороне, создавшем весь мир. Будто бы нёс этот ворон в лапах скалу, да уронил, камень разбился вдребезги, и из его осколков
возник весь мир. А ворон обернулся первым человеком. Звали его Кутх (в переводе это и значит «ворон») или Куйкынняку. Куйкынняку слепил себе жену - Мити, они стали первыми на земле мужчиной и женщиной, от них и пошёл людской род. Куйкынняку научил людей охотиться и ловить рыбу, шить одежду, строить дома, почитать духов, а когда решил, что передал людям все необходимые знания, оставил своих потомков и отправился в новые земли - учить других людей.


Алтайская легенда про журавля:

Как-то раз птицы, решили устроить собрание. Они стали выбирать председателя собрания и выбор пал на опоздавшего журавля. Журавль долго отказывался и отнекивался, выставляя разные причины, что он не подходит на эту должность. Но птицы говорили совсем другое: - У тебя и вид-то солидный и голос что надо! Ну чем не председатель! Журавль был тронут птичьей похвалой и согласился, подумав, а может, и вправду, он самый подходящий для этого.
   Но вот, на собрание пришел Коростель и, увидев Журавля в роли председателя, расхохотался. Коростель обратился к собранию: - Ох, и дураки же вы все! Что же вы Журавля-то выбрали председателем? Ну, какой же из него председатель? Вы посмотрите: - Ноги длинные, нос длинный, шея длинная. Он не говорит, а кричит, как осиротелая вдова. Ну, разве такую птицу выбирают председателем?
   Услышав критику собрата, птицы подняли сильный гвалт и объявили перерыв. Птицы, уйдя на перерыв, галдели о случившемся, о правильности своего решения и выбора! Мнения, конечно, разделились после критики. А тем временем, рассердившийся Журавль выискивал критикана. Он налетел на Коростеля и давай его топтать и сломал обидчику спину.
   Перерыв закончился, и собрание углубилось в свои проблемы Председатель, как ни в чем не бывало, вел собрание. Вдруг, заходит Коростель, еле-еле держась на ногах и говорит: - Уважаемые птицы! Вы, несмотря на мои замечания, все-таки, оставили главой собрания этого длинноносого Журавля. Вы только посмотрите на своего председателя. Это он, пока шел перерыв, набросился на меня и сломал спину. Теперь я не смогу летать.
   Загалдели птицы, зашумели и решили судить Журавля-председателя. Долго они судили-рядили, но в конце концов постановили: - Журавлю, во время перелета через моря, переносить на своей спине Коростеля. Хотелось или не хотелось это Журавлю, но решение суда он не мог нарушить. И до сих пор Журавль так и носит Коростеля во время перелетов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Поле чудес "Наши пернатые друзья"

Разработка внеклассного мероприятия по окружающему миру...

наши пернатые друзья в зимнее время

занятие о зимующих птицах...

Викторина "Наши пернатые друзья"

Данный материал может быть использован на уроках окружающего мира по теме "Наши пернатые друзья", а также во внеклассной работе по расширению знаний детей о птицах....

4 класс. Наши пернатые друзья

Цель:- создать атмосферу доброжелательности, веселья;- обратить внимание детей на трудное существование птиц, воспитыватьбережное к ним отношение;-выявить познавательные интересы детей и развива...

Викторина "Наши пернатые друзья"

Викторина представлена презентацией....

Урок - квн «Окружающий мир» на тему«Птицы – наши пернатые друзья, обижать их нельзя!»

Аннотация: Урок - квн «Окружающий мир» на тему«Птицы – наши пернатые друзья, обижать их нельзя!» Цель – закрепить знание названий пернатых друзей, которые зимуют в нашем городе, уметь различать их по ...

Конкурс «Наши пернатые друзья»

А вы знаете, что и у скворца, и у соловья, и у зарян­ки, и у пеночки есть свой праздник - День птиц. (Меж­дународный день птиц отмечается 1 апреля.) В это время начинают возвращаться в родные ...