Литературная композиция "Метро".
классный час по теме

Данный материал можно использовать во внеклассной работе. Это короткая композиция позволяет ознакомить учащихся с историей  мосеовского метро. Текст легко инсценируется.Следует добавить музыкальное сопровождение по выбору. К сценарию добавлена презентация-сопровождение с набором иллюстраций.

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                     СЦЕНАРИЙ

                               литературной композиции

                            « МОСКОВСКОЕ    МЕТРО»

                  Автор текста: Черчес Елена Николаевна,

         учитель начальных классов ГБОУ СОШ № 1959 г. Москвы

На экране иллюстрации из жизни начала ХХв .Под мелодию песни из к/ф выходит мальчик в костюме извозчика, одновременно по краям сцены занимают места ведущие в костюмах того же времени.

Извозчик: Только встанет над Москвою

                  Утро ранее,

                  Я с лошадкою своей

                  Уж на посту.

                 « Ты готовься-ка, давай,

                         моя желанная,

                   Колесить с тобой

                   Нам  за верстой версту!»

Ведущий:          (  На экране  по ходу чтения  меняются  картинки  с              

                 изображением людей, карет, конок, бричек и т.п.)

                 Начало ХХ-го века.

                 Ехать надо человеку

                 На работу, по делам.

                      Навестить друзей, знакомых,

                      На базар и в магазин…

                      Транспорт в городе  -  один.

Ведущий:  « Эй, извозчик!»

Извозчик:  « Я не извозчик!

                      Я – водитель кобылы!

                Эх, лошадка верная,

                Устаешь, наверное,

                Встань, лошадка,

                Отдохни!»

      Дети в костюмах имитируют волнующихся, ожидающих                       транспорта пассажиров: встают в очередь, смотрят на часы и т.п.

Ведущий:   В городе на улицах

                   Пассажиры хмурятся…

Извозчик:   За работу, милая!

                    Ты…не подведи!»

Ведущие:    Вот так это было…

                    Извозчик, кобыла…

     На экране меняются изображения первых автомобилей                   / возможно шумовое оформление/.

               Но появились автомашины.

               Колеса обули им

                          В прочные шины.

               По улицам ездили, не уставая,

               Свистели, гудели,

                           Пыль поднимая.

Извозчик:

                   « Эх, лошадка верная,

                   Мы с тобой, наверное,

                   Как транспорт, не годимся.

Вот автобус, вот троллейбус,

Вот трамвай по рельсам едет.

Что ж, давай посторонимся!»

   На экране иллюстрации из жизни 30-х годов ХХ в. Выходят на сцену

Участники в костюмах того времени / в руках  транспаранты, можно вывести на экран/. Часть ребят превращаются в ведущих, между ними происходят диалоги, они же становятся ведущими. Слова иллюстрируются на экране.

            Годы 30-е…

            Время пришло,

            И люди надумали

            Строить  метро!

- Под землю спуститься?                                                                        

- Это ж опасно!

- Дороги под городом?

- Что-то не ясно!

План разработали:

Шахты прорыть,

Надежно и прочно

Их укрепить.

Слова читаются на фоне кадров из фильмов о строительстве метро

( например, к\ф «Добровольцы»).

В бригады

Умелых шахтеров набрали.

Здоровье им долго

Врачи проверяли.

  Выносливость, сила,

Конечно, уменье

Породу откалывать,

Ставить крепленья.

   Работа закипела.

   Нелегким было дело!

Где отбойным молотком,

Где лопатой, где кайлом…

   То стены осыпаются,

    То шахты заливаются…

Подземные воды

Коварные очень.

А шахты должны быть

Надежны и прочны.

     Ночей не досыпали,

     Почти не отдыхали.

     То, что видим мы с тобой –

     Это сделал «Метрострой».

Первые станции

Замкнули в кольцо.

      Подземного города

      Стали лицом:

В честь поэта названная «Маяковская»,                                            

В честь Руси нашей великой – «Белорусская»,

Русь когда-то называли «Киевской»…

          На экране меняются кадры с видами современного метро.

Названия станций-

      Это история

Славных событий

      Нашей страны,

Традиций и подвигов

      Наших народов.

О них мы – потомки

      Помнить должны!

В мрамор  одетые,

Мозаикой  украшены,

Колонны высокие

        И барельефы.

Скульптуры на станциях

Ярким залиты,

Льющимся сверху

Сказочным светом.

       На экране кадры метро военного времени (1941-1945г.)

Но метро – не просто транспорт!

Вот, смотрите-ка, скорей:

В годы страшные войны

Укрывало, согревало,

Стало домом для людей.

    От бомбежек здесь скрывались.

    И у нас сомнений нет,

    Что метро родное наше-

    Стратегический объект!

    На экране иллюстрации метро современного меняются в соответствии с текстом.

Война закончилась давно.                                                                      

- А метро?

- Ну, что метро?

Город рос, росло оно!

  Новые линии, новые станции.

  Экскурсией ходят сюда иностранцы.

  Здесь все удивляет и поражает,

  Желающим двери метро открывает.

Эскалатор дети

Назвали чудо-лесенкой.

Эх, вот бы на рассвете

Спуститься в метро с песенкой!

           Слова под мелодию песни «А я иду, шагаю по Москве…»

А я иду

       Проехать на метро.

Оно меня

       До дома довезет:

Хоть в Марьино,

        Хоть в Строгино,

Оно меня не подведет.

    Домчат вагоны голубые

    До нужной станции

    В два счета.

    А правила

    В метро простые.

    О них расскажем мы еще.

                  Иллюстрирование слов кадрами из жизни метро.

Купи билет!

Вот турникет.

Билет к кружочку приложи,

А загорится огонек,

Иди,  

Но только не спеши!

На эскалаторе держись                                                                        

Ты за перила крепко.

И не беги, и не вертись-

Падения не редки.

   Вот ты спустился на перрон,

   У края не вставай!

   Остановился твой вагон-

   Входи и не зевай.

В вагоне мягкие места…

Торопишься занять?

Не забывай, что пожилым,

Их надо уступать!

    С друзьями едешь –

                         Не кричи,

     Кто рядом –

                          Не толкай.

     О правилах культуры

     В метро не забывай!

В метро порядок, чистота.

В метро такая красота,

Что есть нам, чем гордиться…

   И это нужно сохранять,

   О правилах не забывать!

   Учить их, не лениться!

И тогда

          Метро, как дом родной,

Нас теплом и светом

          Всех согреет.

Этот дом подземный -

           Для людей!

От него уютом

                     И заботой веет!


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 2

Знаете ли Вы откуда взялось слово « МЕТРОПОЛИТЕН »? Из Лондона. Первую в мире подземную городскую железную дорогу длиной 3,6 км построила там компания «Метрополитен» (от французского metropolitain , буквально - столичный , от греческого metrоpolis - главный город, столица ).

Слайд 3

Только встанет над Москвою Утро ранее, Я с лошадкою своей Уж на посту.

Слайд 6

Самый первый состав московского метрополитена включал четыре вагона. Курсировал же он от станции «Сокольники» до станции «Парк культуры». Длина этого маршрута составляла чуть больше одиннадцати километров, а минимальный интервал между поездами – пять минут.

Слайд 7

Для оплаты проезда использовался обыкновенный картонный билет, который стоил пятьдесят копеек и был действителен в течение 35 минут после входа в метрополитен .

Слайд 8

Станция Белорусская Станция Маяковская Станция Киевская

Слайд 9

22 июля 1941 года в Москве впервые прозвучала воздушная тревога. Имея опыт учебных тревог, работники метро успешно справились с задачей укрытия населения: на платформах станций разместились женщины и дети, инвалиды и престарелые, для них были расставлен лежаки и кровати-раскладушки. На путях уложили деревянные щиты. Позаботились о питьевой воде и канализации. В вагонах, расставленных на станциях, были оборудованы медицинские пункты.

Слайд 10

Даже во времена Великой Отечественной Войны строительство московского метрополитена продолжалось. В это время были сданы в эксплуатацию «Автозаводская», «Павелецкая», «Новокузнецкая» станции, а также участки от «Партизанской» до «Курской» и от «Автозаводской» до «Площади Свердлова».

Слайд 15

Примерно с 1959 года по 1960 год в метро используются жетоны С 1961 года по 1992 год – пятикопеечные монеты С 1999 года в оборот вошли магнитные билеты

Слайд 16

1935 год 2012 год


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по литературному чтению в 4 классе. 1. Предмет: литературное чтение. Тип учебного занятия: Урок обобщения и систематизации учебного материала. 2. Тема: Обобщение и систематизация материала по разделу «Устное народное творчество»

Специфика проведения данного урока состоит в том, что такого полного обобщения и систематизации материала по разделу «Устное народное творчество» в Программе не предусмотрено, на выпуске из первой сту...

Конспект урока по литературному чтению по теме "Алексей Толстой. Золотой ключик, или Приключения Буратино (главы)" для обучающихся 2 - го класса (Р. Н. Бунеев, Е. В. Бунеева. Литературное чтение. Маленькая дверь в большой мир. 2 класс Часть 1

Тип урока - изучение нового материала. Направлен на то, чтобы создавать условия для проявления познавательной активности учащихся как основы формирования и развития учебной компетентности и ключевых к...

Мурзаханова Н.Ф. презентация к уроку литературного чтения во 2 классе Сказки народные и литературные В.И. Даль Девочка Снегурочка и русская народная сказка

Мурзаханова Н.Ф. Презентация к уроку литературного чтения во 2 классе по теме: "Сказки народные и литературные В.И. Даль" Девочка Снегурочка" и русская народная сказка." УМК "Школа 21 в"...

Рабочая программа по учебному предмету «Литературное чтение» 2 класс разработана на основе авторской программы по литературному чтению (Литературное чтение: программа: 1-4 классы/Л.А.Ефросинина, М.И. Оморокова.- М.: Вентана - Граф, 2012), примерной прог

Рабочая программа по учебному предмету «Литературное чтение» 2 класс разработана на основе авторской программы по литературному чтению (Литературное чтение: программа: 1-4 классы/Л.А.Ефросинина...

Технологическая карта урока по литературному чтению по теме: «И.А.Крылов. Басня «Зеркало и Обезьяна». Учитель:Лаан Софья Анатольевна( МБОУ «2 Пристанская ООШ») Класс: 3 класс. УМК : «Школа России» Предмет: литературное чтение Ресурсы урока: «Литературно

Пояснительная записка  Автор материала (ФИО) *на этапе актуализации знаний при проверке арифметического диктанта. Цифры появляются по щелчку. Очень удобна именно такая проверка, так как даль...

Технологическая карта урока по литературному чтению по теме: «И.А.Крылов. Басня «Зеркало и Обезьяна». Учитель:Лаан Софья Анатольевна( МБОУ «2 Пристанская ООШ») Класс: 3 класс. УМК : «Школа России» Предмет: литературное чтение Ресурсы урока: «Литературно

Пояснительная записка  Автор материала (ФИО) *на этапе актуализации знаний при проверке арифметического диктанта. Цифры появляются по щелчку. Очень удобна именно такая проверка, так как даль...