Урок письма.
классный час (1 класс) по теме

Зуева Елена Владимировна

Методическая разработка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Классный час27.54 КБ

Предварительный просмотр:

Урок письма

Тема: Не забывай те страшные года!

Разработала: Зуева Е.В.

учитель начальных классов

МОУ СОШ № 54

Г. Волгоград

Тема: День Победы

Цели: дать общее представление о Великой  Отечественной войне;

           р азвивать интерес к истории своей страны, своей семьи

            воспитание чувства патриотизма, гордости за свой народ. страну;

 

Оборудование: фотогазета, презентация , запись радио.соообщений Левитана  о  начале войны и окончании войны, запись песни «День Победы» в  исполнении Л. Лещенко, видеоролик  Рисунок из песка.

Подготовительная работа: разучивание стихов С.Маршака «Не и ни», Что такое «День Победы?»

Ӏ. Орг. момент.

ӀӀ. Ход мероприятия.

- Вот уже 68 лет наш народ празднует  9 мая День Победы.  (слайд 1)

-А что вы, ребята, знаете об этом празднике?  (Ответы детей)

К этому дню русский народ шёл 4  долгих года.

А началось всё 22 июня 1941 года в 4 часа утра. (Слайд 2)

Без объявления войны фашистская Германия   напала на СССР, так называлась наша страна. Мирный труд людей был прерван. Наступил новый период в жизни нашего государства - период Великой Отечественной войны. Враг был сильный и опасный.

Звучит запись радиосообщения  о начале войне.

Началась всеобщая мобилизация. (Слайды  3, 4)

Красная Армия мужественно встретила врага. Тысячи бойцов и командиров ценой собственной жизни старались сдержать натиск фашистов. Но силы были неравны. Немецкая армия превосходила численностью,  вооружением, техническим оснащением. По плану гитлеровского командования война должна была продлиться  два - три месяца, а длилась она 4 года.

Враг подошёл к Москве, взять столицу не смог. Ленинград  был взят в блокаду.

Немецкие войска захватили  Латвию, Литву,  Белоруссию и Украину.  Были разрушены города и сёла, десятки тысяч людей были угнаны в Германию, отправлены в концлагеря.

Весь советский народ встал на защиту Родины. Тысячи добровольцев   ушли  в Красную Армию, партизанские отряды.  На фронт стремились и женщины, и дети. Женщины были снайперами и лётчицами, радистами и медсёстрами. (Слайды  5,6)

Сотни тысяч мальчишек и девчонок в годы Великой Отечественной шли в военкоматы, прибавляли себе год-два и уходили защищать Родину, многие погибали за нее. Дети войны зачастую натерпелись от нее не меньше, чем бойцы на фронте. Попранное войной детство, страдания, голод, смерть рано сделали ребятишек взрослыми, воспитав в них недетскую силу духа, смелость, способность к самопожертвованию, к подвигу во имя Родины, во имя Победы. Дети воевали наравне со взрослыми и в действующей армии, и в партизанских отрядах. И это были не единичные случаи. Таких ребят, по данным советских источников, во время Великой Отечественной войны были десятки тысячи.

На слайде вы видите мальчика в форме с оружием в руках. Таких ребят называли «сын полка».

В регулярных частях  юные воины появлялись тремя путями. Во-первых, бойцы воинских подразделений подбирали детей, оставшихся без попечения родителей в ходе боевых действий. Это могли быть как сироты,  так и просто потерявшиеся дети. Во-вторых, в советских частях нередко были случаи, когда родители, занимающие командные должности, один или оба, проходя службу в подразделении, привозили на передовую детей, полагая, что так для ребёнка будет безопасней, нежели в тылу. В-третьих, пополнение происходило и за счёт детей, убежавших из тыла на фронт и удачно добравшихся до передовой.

На флоте те же самые дети именовались юнгами.

Дети, которые вели боевые действия в составе партизанских отрядов.

По данным Центрального архива Министерства обороны Российской Федерации, во время Великой Отечественной войны было 3500 юных фронтовиков в возрасте до шестнадцати лет. В это число не вошли юные герои подполья и партизанских отрядов.

В борьбе с фашистскими захватчиками участвовали не только воинские соединения, но и труженики тыла. На плечи людей в тылу легла сложнейшая задача снабжать войска всем необходимым. Армию нужно было кормить, одевать, обувать, непрерывно поставлять на фронт оружие, военную технику, боеприпасы, горючее и многое другое. Все это создавалось тружениками тыла. Работали они от темна до темна, повседневно перенося лишения.

“Всё для фронта, всё для победы” – этот лозунг отражает огромное желание  людей приблизить победу, сделать всё возможное и невозможное.  А в тылу оставались женщины, дети, старики.  Именно они работали на заводах и фабриках, на полях, в госпиталях. Слайды (9, 10, 11, 12) .

Несмотря на трудности военного времени, государство уделяло большое внимание образованию детей. Оказались разрушены десятки тысяч школьных зданий, а в уцелевших часто размещались военные госпитали. Из-за нехватки бумаги школьники порой писали на полях старых газет. Школьные учебники заменял рассказ учителя, но обучение детей не прекращалось. Оно велось даже в осажденных Москве, Севастополе и Одессе, в блокадном Ленинграде, в партизанских отрядах Украины и Белоруссии.

Сейчас ребята вам расскажут об одном уроке, который проходил  в военное время.

(Дети читают стихотворение С. Маршака "Не" и "Ни" )

Мне рассказывал смоленский
Паренек:
– В нашей школе деревенской
Шел урок.

Проходили мы частицы
"Не" и "ни".
А в селе стояли фрицы
В  эти дни.

Обобрали наши школы
И дома.
Наша школа стала голой,
Как тюрьма.

Из ворот избы соседской
Угловой
К нам в окно глядел немецкий
Часовой.

И сказал учитель: "Фразу
Дайте мне,
Чтобы в ней встречались сразу
"Ни" и "не"."

Мы взглянули на солдата
У ворот
И сказали: "От расплаты
НИ один фашист проклятый
НЕ уйдет!"
 

Много горя и слёз принесла война людям. Пожалуй, нет в нашей стране семьи, которой не коснулась бы война, которая не пережила бы тяжесть военных лет.

Так что же такое война для нашей страны , людей? (Слайд 13)

Война это - 40 миллионов советских людей погибло. Представляете, что это значит? Это значит - 30 убитых на 2 метра земли, 28 тысяч убитых ежедневно. Это значит - каждый четвёртый житель страны погиб.

 В первые  дни войны были призваны в ряды Красной Армии молоды ребята, которым было   по 17-20 лет. Из каждых 100 ребят этого возраста, ушедших на фронт, 97 не вернулись назад. 97 из 100! Вот она, война!

Война - это 1725 разрушенных и сожженных городов и посёлков, свыше 70 тысяч сёл и деревень в нашей стране. Война - это 32 тысячи взорванных заводов и фабрик, 65 тысяч километров железнодорожных путей. (Слайд 14)

Потери гражданского населения СССР в Великой Отечественной войне приблизительно в 13,7 млн человек. (Слайд 15)

  1. было преднамеренно истреблено на оккупированной территории и погибло в результате боевых действий (от бомбардировок, артобстрелов и т. п.) — 7 420 379 чел.
  2. умерло вследствие гуманитарной катастрофы (голод, инфекционные болезни, отсутствие медицинской помощи и т. п.) — 4 100 000 чел.
  3. погибло на принудительных работах в Германии — 2 164 313 чел. (ещё 451 100 человек. На оккупированных территориях и в блокадном Ленинграде погибло около 7 млн человек (из них 1 млн. в блокадном Ленинграде

(Слайд 16)

На слайде вы видите листочки дневника Ленинградской школьницы Тани Савичевой, , которая с начала блокады Ленинграда начала вести дневник в записной книжке, оставшейся от её старшей сестры Нины. В этом дневнике девять страниц, на шести из которых даты смерти близких ей людей — матери, бабушки, сестры, брата и двух дядей. Почти вся семья Тани Савичевой погибла во время ленинградской блокады в период с декабря 1941 года по май 1942 года. Сама Таня была эвакуирована, но её здоровье было сильно подорвано, и она тоже умерла. Блокаду пережили только её старшая сестра Нина и старший брат Михаил, благодаря которым дневник Тани стал одним из символов Великой Отечественной войны.

 Что такое война?  Война – это извещения о смерти, которые получали матери и  отцы, жёны, дети, сёстры.  В народе их называли  «похоронки». (Слайд 17)

Но в эти страшные дни в жизни людей  были и светлые моменты. И самым радостным событием были письма: для солдата – письма из дома, для тех, кто в тылу – письма с фронта.  (Слайд 18)

В этих письмах заложена  чудодейственная сила.  Не только  танк, самолёт, винтовка помогали солдатам сокрушать врага. Но и письма.  

Во многих семьях сохранились пожелтевшие треугольники -  письма с фронта.

Эти письма разные и очень похожие. В них отражаются судьбы людей, их чувства и мысли. Многие из этих посланий не доходили до адресатов, терялись на фронтовых дорогах. «Пожелтевшие от времени», они написаны разными чернилами, а чаще простым карандашом, на бумаге, бланках и даже на газетных передовицах. Они разнообразны по цвету и размеру, выведены почерком – небрежным или аккуратным, в зависимости от того, сколько времени было отпущено промежутками между боев их автору. Истрепавшиеся по краям, порвавшиеся на сгибах, склеенные из кусочков, свернутые треугольником, прямоугольником или вложенные в конверты (часто незапечатанные), со штампами полевой почты.

Вот такие письма сохранились  в семье Гаджиева Артёма. Это письма его прадедушки. Артём сейчас покажет их и немного расскажет о своём прадедушке.

( Рассказ ученика)

Желание победить врага, вернуться домой к родным и близким  было огромным.

1418 дней и ночей шла война. Непобедимой силой всех людей была огромная любовь к Родине. Героически сражались и защищали свою любимую страну все народы нашей Родины и на фронте и в тылу.

И вот 1 мая 1945 года  над рейхстагом было водружено Знамя Победы.

(Слайд  20)

А в ночь с 8 на 9 мая  гитлеровское командование подписало акт о капитуляции.

(Слайд 21)

(Звучит запись  сообщения  И. Левитана   «Об окончании войны»).

И вот уже 68 лет наш народ  отмечает  День Победы- главный праздник  страны.

Дети исполняют стихотворение А. Усачёва «Что такое День Плбеды?)

Что такое День Победы?
Это утренний парад:
Едут танки и ракеты,
Марширует строй солдат.

Что такое День Победы?
Это праздничный салют:
Фейерверк взлетает в небо,
Рассыпаясь там и тут.

Что такое День Победы?
Это песни за столом,
Это речи и беседы,
Это дедушкин альбом.

Это фрукты и конфеты,
Это запахи весны…
Что такое День Победы –
Это значит – нет войны.

-И, конечно, День победы – это  наша благодарность всем тем, кто приближал этот день: и воинам, и гражданскому населению.

День Победы – это память о тех, кто не вернулся с фронта.

Прошло уже 68 лет, а люди   приходят  к памятникам, возлагают цветы,  ухаживают за могилками солдат. Поэты пишут стихи, сочиняют песни  о войне, художники пишут картины, режиссёры снимают фильмы.

Люди  должны помнить об этой войне, самой кровопролитной в истории человечества, чтобы  не допустить других войн.

В завершении  я хочу предложить вашему вниманию небольшой видеоролик

(Рисунок песком к 9 мая )

III. Итог урока.

- Почему наш народ празднует День Победы? Что он значит для нашего народа? Почему это главный праздник нашей страны?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урока письма по теме «Письмо и почта»

Урок проходит в форме игры, позволяющей детям узнать историю почты, письма, а также поиграть в почту, научиться писать письма, подписывать конверты. Подготовка к игре может включать экскурсию на ...

Урок обучения письму, 1 класс, тема урока : "Письмо заглавной буквы И"

Урок письма построен на основе каллиграфической системы В.Илюхиной, и был проведен в 1 классе , обучающемся по УМК "Планета знаний". Цели этого урока следующие:познакомить с написанием новой буквы;раз...

Конспект и презентация к уроку обучение грамоте (письмо). Тема урока: Письмо слогов и слов с изученными буквами. 1 класс УМК "Гармония"

Конспект и презентация к уроку обучение грамоте, букварный период (письмо). Пропись №3. 1 класс УМК "Гармония". Тема урока: Письмо слогов и слов с изученными буквами....

конспект урока "Урок письма. Пишем письмо маме"

конспект урока русского языка "Урок письма. Пишем письмо маме" 4 класс по программе "Школа 21 века"...

Технологическая карта урока письма. Тема урока. Письмо букв С, с

Технологическая карта урока письма.Тема урока.  Письмо букв С, с...

Проект урока по литературному чтению с использованием ИКТ (2 класс). Необычные уроки письма. Ю. Кушак «Почтовая история». Составление модели письма.

На данном уроке обучающиеся учатся использовать понятия адресат, адресант,  знаково-символическими средствами, в том числе моделями для решения задач....