Классный час по теме "Поговорим о дружбе"
план-конспект занятия (4 класс) по теме

Савельева Татьяна Александровна

Данный классный час предназначен для учащихся 3-4 классов, направлен на сплочение классного коллектива.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл классный час37.09 КБ

Предварительный просмотр:

Поговорим о дружбе

(классный час во 2 классе)

Цели занятия:

  • Выявить представления детей о том, что такое дружба.
  • Показать какими качествами должен обладать настоящий друг.
  • Содействовать формированию дружного классного коллектива.

Ход занятия.

 1. Звучит песня «Мир похож на большой луг» 

2. Вступительное слово учителя. 

Мы выясним, что такое дружба, кого можно назвать настоящим другом, определим законы дружбы и станем еще дружнее!

3.Размышление о дружбе: как вы, ребята понимаете слово дружба? Расскажите, есть ли у вас настоящий, верный друг? Как вы дружите? Как проверяется дружба?

4. Рассказ учителя. О дружбе размышляли во все времена. О ней письменно и устно излагали свои мысли и поэты, и писатели, и ученые, и философы, и крестьяне, и дворяне. Однозначных ответов на этот вопрос не существует. Но задуматься над этим должен каждый. Понятие противоположное дружбе эгоизм. Если человек эгоист, у него не может быть настоящего друга. Владимир Иванович Даль в своём знаменитом « Толковом словаре» проводит такое определение дружбы: «Дружба – бескорыстная стойкая приязнь». Например, философ Сократ говорил так: «Никакое общение между людьми невозможно без дружбы».  Дружба - близкие отношения, основанные на взаимном доверии.

Друг – человек, который связан с кем-нибудь дружбой.

Товарищ – человек, близкий кому-нибудь по взглядам, деятельности, по условиям жизни; дружески расположенный к кому-нибудь.(С.И. Ожегов «Словарь русского языка»)

 Послушайте мысли вслух Л. Измайлова в стихотворении «Монолог о дружбе»: 

Что такое дружба? Каждый знает?

Может быть, и спрашивать смешно?

Слово «дружба» что обозначает?

Может быть, поход вдвоём в кино,

Может быть, хороший пас в футболе,

Может быть, подсказку у доски,

Может быть, защиту в драке школьной

Или просто средство от тоски?

Ну, а может быть, молчанье в классе,

Если друг плохое совершит?

Скажем, Коля стены разукрасил,

Михаил всё видел, но молчит.

Разве это дружба, если кто-то

Дроби дома не хотел решать:

Заниматься не было охоты,

А дружок даёт ему списать…

Ну, а может, дружба - это если

Друг приятно говорит всегда,

Речь свою, пересыпая лестью,

И не скажет резкость никогда?

Учитель: Согласны ли вы с такой трактовкой дружбы?

5. Учитель: Давайте с вами попробуем открыть секреты дружбы. Поработайте в группах и создайте правила дружбы. Учитель: Что же у нас получилось?

(Правила записываются на доске: не ссориться, уступать, помогать, быть вежливым, внимательным ,Не бояться просить прощения, если обидел друга, не грубить, не злиться, не жадничать, помогать другу, быть честным.

6.Кодекс дружбы

Если хочешь быть хорошим и верным другом:

Делись своими успехами, неудачами и новостями.

Умей слушать.

Оказывай другу эмоциональную помощь и поддержку.

Доверяй другу и будь уверенным в нем.

Сохраняй тайны своего друга.

Не критикуй друга публично.

Не будь назойливым и не поучай.

Не обсуждай друга в его отсутствие.

Не ревнуй друга к другим его друзьям.

Уважай внутренний мир и чувства своего друга.

Возвращай долги.

Радуйся успехам своего друга.

6. Работа с пословицами .Вы, ребята слышали и знаете, что в пословицах заключается народная мудрость. Я хотела познакомить вас с ними, но  я нечаянно перепутала все слова в пословицах…Помогите собрать. У вас на каждом ряду лежат конверты, вам из отдельных слов нужно собрать правильно пословицу и выбрать того, кто прочитает её.

1-я группа "Не имей сто рублей, а имей сто друзей”

2-я группа "Без друга на душе вьюга”.

3-я группа "Старый друг лучше новых двух”

7 Договори пословицу:

Нет друга – ищи … … /а нашел – береги/.

Один за всех …… /и все за одного/.

Человек без друзей …… /что дерево без корней/.

Дружба – как стекло …… /разобьешь – не сложишь/.

Недруг поддакивает, а ……/друг спорит/.

8. Чтение и обсуждение стихотворения.

 Учитель. С чего же всё началось? Как возникло само слово «друг?». Давайте послушаем стихотворение, которое так и называется «Слово  «друг». 

Когда ещё никто не знал ни слова –

 Ни «здравствуйте», ни «солнце», ни «корова» -

 Соседям древний человек привык

 Показывать кулак или язык

 И корчить рожи (что одно и тоже),

 Но, словом стал гортанный резкий звук,

 Осмысленней лицо, умнее руки

 И человек придумал слово «друг»

 Стал друга ждать и тосковать в разлуке.

 Ему спокойно за друзей моих.

 Как жил бы я, что делал бы без них?

 Друзей – людей, которых я люблю,

 Я никогда ничем не оскорблю

 Не для того наш предок шёл сквозь мрак,

 Чтоб, встретив друга, я кричал: «Дурак!»

 Показывал язык или кулак

 И корчил рожи (что одно и то же)

 А злое слово я приберегу,

 Пускай оно достанется врагу!

. Учитель - К сожалению, грубые слова иногда приходится слышать и в нашем классе, а иногда бывает и так, как в стихотворении «Два козла». Может быть, прослушав это стихотворение, кто-то узнает себя, а узнав, постарается не быть похожим на этих персонажей.

(Ученик читает стихотворение «Два козла»)

Однажды на лужайке подрались два козла.

 Подрались для забавы, не то, чтобы со зла

 Один из них тихонько приятеля  лягнул,

 Другой из них  легонько приятеля боднул.

 Один лягнул приятеля немножко посильней

 Один разгорячился, лягнул что было сил!

 Другой его рогами под брюхо подцепил

 Кто прав, а кто виновен – запутанный вопрос,

 Но уж козлы дерутся не в шутку,  а всерьез.

 Я вспомнил эту драку, когда передо мной

 На школьной переменке такой же вспыхнул бой.

Учитель - Да, такие отношения дружескими не назовёшь

9.Учитель. В.И.Даль  в своём знаменитом «Толковом словаре» приводит такое определение слову «дружба»: «бескорыстная стойкая приязнь». На первом месте знаменитый учёный и писатель  ставит  бескорыстие.

10.(Инсценировка «Ни за то и ни за это»)

Ученик: Костя сделал скворечник и позвал Вову

Костя: Посмотри, какой птичий домик я сделал

Ученик: Вова присел на корточки

Вова: Ой, какой. Совсем настоящий!  С крылечком! Знаешь что, Костя, сделай и мне такой. А я тебе за это планер сделаю.

Костя: Ладно, только давай ни за то и ни за это, а просто так: ты сделаешь планер, а я скворечник.

Учитель. Что же такое бескорыстная дружба?

11 Учитель – Можно ли дружить с героями этих стихов?

(Учащиеся читают стихи «Сонечка» и «Жадина»)

«Сонечка»

Тронь её нечаянно – сразу:

 -Караул

 Ольга Николаевна, он меня толкнул!

 Ой, я укололась, - слышен Сонин голос

 Мне попало что-то в глаз,

 Я пожалуюсь на вас!

 Дома снова жалобы: - Голова болит…

 Я бы полежала бы – мама не велит,

 Сговорились мальчики: - Мы откроем счет

 Сосчитаем жалобы– сколько будет в год

 Испугалась Сонечка и сидит тихонечко.

«Жадина»

Кто держит конфету свою в кулаке,

 Чтоб съесть её тайно от всех в уголке

 Кто, выйдя во двор, никому из соседей

 Не даст покататься на велосипеде,

 Кто мелом, резинкой, любою безделицей

 В классе ни с кем никогда не поделится?

 Имя тому подходящее дадено

 Даже не имя, а прозвище Жадина!

 Жадину я ни о чем не прошу

 В гости я жадину не приглашу

 Не выйдет из жадины друга хорошего,

 Даже приятелем не назовёшь его

 Поэтому – честно, ребята, скажу –

 С жадными я никогда не дружу

12  Учитель - Так каким же должен  быть настоящий друг?

 Может быть таким, как в песне, которая так и называется «Настоящий друг»

(Учащиеся поют песню Слова: Пляцковский М.)

Дружба крепкая не сломается,

 Не расклеится от дождей и вьюг

 Друг в беде не бросит, лишнего не спросит,

 Вот что значит настоящий верный друг.

 Друг в беде не бросит, лишнего не спросит,

 Вот что значит настоящий верный друг.

 Друг всегда меня сможет выручить,

 Если что-нибудь приключится вдруг.

 Нужным быть кому-то в трудную минуту -

 Вот что значит настоящий верный друг.

 Нужным быть кому-то в трудную минуту -

 Вот что значит настоящий верный друг.

Учитель - Хорошо, когда рядом есть надежный верный друг, с которым можно  поиграть, поговорить или просто погулять.

13.  Послушайте еще одно стихотворение, в котором друзьям хорошо вместе. Это настоящие друзья! (Арсалан и Тимур)

(Учащийся читает стихотворение «Мы с приятелем» Михалков С.В.)

Мы с приятелем вдвоём замечательно живём!

 Мы такие с ним друзья - Куда он, туда и я!

Мы имеем по карманам: две резинки, два крючка,

 Две больших стеклянных пробки,

Двух жуков в одной коробке,

 Два тяжёлых пятачка.

Мы живём в одной квартире,

 Все соседи знают нас.

 Только мне звонить - четыре,

 А ему - двенадцать раз.

И живут в квартире с нами два ужа и два ежа,

 Целый день поют над нами

 Два приятеля-чижа.

И про наших двух ужей, двух ежей и двух чижей

 Знают в нашем новом доме все двенадцать этажей.

14.Учитель – А сейчас давайте посмотрим сценку «Одинаковые». Подумайте и скажите, как поступила Соня по отношению к своей подруге в этом рассказе. (Дети инсценируют рассказ)

Жили две неразлучные подружки-первоклассницы. Обе они маленькие, розовощекие, светловолосые, они очень походили друг на друга. Обеих мамы одинаково одевали, обе учились только на пятерки.

- Мы во всем одинаковые! – с гордостью говорили девочки.

Но однажды Соня, так звали одну из девочек, прибежала домой и похвасталась маме:

- Я получила по арифметике пять, а Вера только тройку. Мы стали уже неодинаковые…

Мама внимательно посмотрела на Соню. Потом сказала грустно:

 Да, ты стала хуже…

 я? – удивилась девочка. – Но ведь тройку-то получила не я!

Учитель – За что мама осудила Соню? Что бы вы сказали Соне?

15 Викторина «Кто с кем дружит?»

1. Зелёный крокодил Гена и … (Чебурашка)

 2. Доверчивый Буратино и … (Мальвина)

 3. Смешной мишка Винни-Пух и … (Пятачок)

 4. Мальчик по имени Малыш и … (Карлсон)

.16. Продолжение беседы

– А с кем вы дружите? – Как вы думаете, дружить можно только с людьми? Дружите ли вы с животными, природой, книгами?

– Дружите ли вы со своими родителями?

 – Должны ли родители быть друзьями детства?

Давайте послушаем стихотворение «Моя родня»

Мама с папой – моя родня.

И сестрёнка родня, и братишка,

И щенок лопоухий Тишка.

Я родных своих очень люблю,

Скоро всем подарки куплю.

Папе будет моторная лодка,

Маме в кухне – волшебная щётка,

Молоток настоящий братишке,

Мяч – сестрёнке, конфета – Тишке.

А ещё друг есть у меня,

Друг Серёжка мне тоже родня.

Я к нему прибегаю с утра,

Без него мне игра не игра.

Все секреты ему говорю, всё на свете ему подарю!

17. Анализ ситуаций.- Послушайте ситуации и выскажите свое мнение.

1. Послушайте рассказ  «Друзья». Однажды Саша принес в школу электронную игру “Футбол”. К нему тут же подбежал Максим и закричал: “Мы же с тобой друзья, давай вместе играть!”. - Давай! – согласился Саша. Подошли и другие ребята, но Максим заслонил от них игру. Я – Сашин друг! – гордо сказал он. – Я буду с ним играть. На другой день Денис принес в класс трансформер. И опять первым возле него оказался Максим.- Я – твой друг! – опять произнес он. – Будем вместе играть. Но тут подошел Саша. - И меня примите. - Нет, не примем, - сказал Максим. Почему? – удивился Саша. – Ты же мой друг, сам вчера говорил.- То вчера, - объяснил Максим. – Вчера у тебя игра была, а сегодня у него роботы. Сегодня я с Денисом дружу!

Считаете ли вы Максима настоящим другом? Почему?

Вывод: Отдельные ребята склонны к дружбе только с теми, от которых можно что-то заполучить: игрушки, марки, книги и т.п. Эти ребята живут по правилу: “Ты мне – я тебе”. Дружить нужно не для того, чтобы он (друг) тебе что-то хорошее сделал, не потому. Что это выгодно, а потому, что этот человек тебе близок, близки его интересы, взгляды, внутренний мир.

2. Рассказ “До первого дождя”Таня и Маша были очень дружны и всегда ходили в школу вместе. То Маша заходила за Таней, то Таня – За Машей. Один раз, когда девочки шли по улице, начался сильный дождь. Маша была в плаще, а Таня – в одном платье. Девочки побежали.- Сними свой плащ, мы накроемся вместе, - крикнула на бегу Таня.- Я не могу, я промокну! – нагнув голову с капюшоном, ответила ей Маша.В школе учительница сказала:- Как странно, у Маши платье сухое, а у тебя, Таня, совершенно мокрое. Как же это случилось? Ведь вы же шли вместе?- У Маши был плащ, а я шла в одном платье, - сказала Таня.- Так вы могли бы укрыться одним плащом, сказала учительница и, взглянув на Машу, покачала головой. – Видно, ваша дружба до первого дождя!Обе девочки густо покраснели: Маша – за себя, а Таня – за Машу.

Что вы можете сказать о девочках и их дружбе? Почему обе девочки густо покраснели?

3. Рассказ “Так или не так?”Переехала Анна на новую квартиру в другой район города. Жаль ей было расставаться со своими друзьями. В новой школе Анна никого не знала. Поэтому на уроках она ни к кому не обращалась и к ней никто. Всё присматривалась к учительнице, к школьникам, к классу. На перемене стояла в коридоре около окна одна, не играла, не ходила ни с кем. Как-то на большой перемене подошла к ней одноклассница Галя и спрашивает:- Ты еще ни с кем не дружишь?- Нет, - ответила Анна.- И я ни с кем не дружу, - вздохнула Галя. – Плохие у нас классе девочки: Ленка – задавака, Вера – хитруля, Надя – врунья, а Ира – задира. Почти всех девочек перебрала Галя – все оказались плохими. Только про себя ничего не сказала.- Просто не знаю, с кем ты можешь подружиться у нас?!- Не волнуйся, - ответила Анна. – С кем я подружусь, я еще не знаю. Зато знаю, с кем мне не надо дружить.

 Так или не так!

Какой в рассказе изображена Анна? А Галя?

Какие качества в одноклассниках отмечала Галя?

Как Анна догадалась, с кем ей не надо дружить?

18. Мимическая гимнастика.

- Улыбнитесь друг другу.

- Примите такое выражение лица, какое должно быть у дружелюбно настроенного человека.

- А какое выражение лица бывает у враждебно настроенного человека?

19. Могут ли руки подружиться?

 Какими бывают наши руки? (добрыми, злыми)- Потрогайте руки друг друга. Что о них можно сказать?- Пожмите дружески руки друг другу. Говорят: рука друга, локоть друга – как вы это понимаете? (поддержка друга)

20. Как пахнет дружба? (ваши ощущения)

 Какая она на ощупь?

- На вкус?

- С какой погодой вы бы сравнили дружбу?

- С какими животными можно связать слово дружба?

- Какие краски вы возьмете, чтобы “нарисовать” дружбу?

21. Рисунки дружбы.

22.  Игра “Волшебный стул”. На “волшебный стул” приглашается один из участников игры: как только он садиться, “высвечиваются” и становятся очевидными только все его достоинства; присутствующие рассказывают о том, что видят их глаза; называют качества (умный, добрый, внимательный..); дают поведенческие характеристики (он всегда помогает, к нему можно обратиться с просьбой…); говорят о внешних достоинствах (красивые волосы..).

23. Давайте с вами выработаем правила дружбы, повесим их в классном уголке и постараемся их соблюдать.

Не выдавать чужие секреты;

Всегда быть откровенным с другом;

Не бойся попросить прощения;

Не груби;

Не надо менять друзей;

Надо быть постоянным в дружбе;

Не ябедничай. Если друг в чем-то не прав, скажи сразу об этом, останови если он занимается чем-то плохим;

Если ты за что-то обиделся на своего друга, постарайся поскорее забыть об этом и простить ему свою обиду. Не злись!

24. Учащимся предлагается оценить свою готовность быть настоящим другом с помощью теста «Настоящий друг».

Предлагается три варианта ответов:

да - если вы полностью согласны с утверждением,

нет - если вы не согласны,

не знаю - если вы не имеете четкого

25. Составление цветка "Дружбы” из качеств настоящего друга.Итак, ребята, сегодня мы прочитали с вами столько стихов, рассмотрели столько ситуаций, где герои вели себя как настоящие друзья, а иногда – наоборот. Какими же качествами должен обладать настоящий друг??

Сейчас мы с вами поиграем.

Я вам буду предлагать качества характера человека, а вы должны внимательно слушать, если предлагаемые качества подходят настоящему другу, вы хлопаете в ладошки, а если нет, то топаете ногами. (или Да / Нет)

В ходе игры из положительных качеств настоящего друга мы будем составлять цветок "Дружбы”.

У нашего цветка нет лепестков, лепестки лежат на столе.

  • честность ,враньё
  • доброта, грубость
  • верность, предательство
  • взаимовыручка, драчливость
  • справедливость, задиристость;
  • ответственность
  • сострадание.

- Посмотрите, ребята из хороших качеств настоящего друга получился красивый цветок. – Вам нравиться?

Вывод: Человек, который обладает такими качествами, красив не только изнутри, но и внешне.

26. Чтение стихотворения «Что такое дружба?»

И в заключение, ребята, у вас на столах лежит текст стихотворения «Что такое дружба?». Прочитайте про себя. А сейчас давайте все вместе хором прочитаем его!

– Что такое дружба? –

Спросила я у птицы.

 – Это когда коршун

Летает вместе с синицей.

Спросила я у зверя:

Что такое дружба?

 – Это когда зайцу

Лисицы бояться не нужно.

А после спросила у девочки:

– Дружба – что такое?

 – Это что-то огромное,

Радостное, большое.        

Это когда ребята все сразу,

Все вместе играют.

 Это когда мальчишки

Девчонок не обижают.

Дружить должны все на свете:

И звери, и птицы, и дети.

26. Учащимся предлагается оценить свою готовность быть настоящим другом с помощью теста «Настоящий друг».

27. Песня «Если с другом вышел в путь».

28. Заключительное слово учителя –

 Вот и подошёл к концу наш классный час. Давайте встанем и скажем друг другу слова известного героя, добрейшего и терпеливейшего кота Леопольда:

 – Ребята, давайте жить дружно!

Спасибо вам за вашу работу, вы очень хорошо работали, а помогла нам в этом дружба!

Всего вам доброго! Хороших и верных вам друзей! 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час на тему: «О дружбе и друзьях» 3 класс

Классный час на тему: «О дружбе и друзьях» 3 класс...

Классный час в начальной школе "Дружба начинается с улыбки"

Дружба взаимообогащает детей: расширяет детские интересы, у них возникает желание помочь друг другу. Поэтому данная тема актуальна в начальной школе. При подготовке к внеклассному мероприятию охвачены...

Классный час "Что такое настоящая дружба?"

Этот классный час направлен на воспитание добрых качеств детей, умение дружить и бережно относиться друг к другу....

КЛАССНЫЙ ЧАС ПО ТЕМЕ: « В ДРУЖБЕ СИЛА»

Введение цели и задачи:  - развитие умений учащихся вести рассуждения;- формирование умений аргументировать свою точку зрения;-формирование нравственных качеств учащихся: умение дружить...

Классный час на тему «О дружбе, товариществе».

раскрыть личностную и социальную значимость дружбы и товарищества как высших человеческих чувств; формировать умение различать дружбу и товарищество...

Классный час в форме беседы "Дружба. Способы разрешения конфликтных ситуаций"

Разработка рефлексивного классного часа в форме беседы во 2 классе. Тема "Дружба. Способы разрешения конфликтных ситуаций"...

Классный час "Наша сила в дружбе!"

Классный час "Наша сила в дружбе!" с использованием интерактивной доски, может быть проведен во 2 или 3 классе....