Сценарий классного часа "Мой район-моя гордость" Патриотическое воспитание детей младшего школьного возраста в системе образования: инновационные подходы и технологии.
классный час (4 класс) по теме

Меркулова Ольга Петровна

Патриотическое воспитание детей младшего школьного возраста в системе образования: инновационные подходы и технологии.

Видео классного часа можно посмотреть по ссылке http://video.yandex.ru/users/suhanov-alexej2013/home/

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon stsenariy_klassnogo_chasa.doc93 КБ

Предварительный просмотр:

          Патриотическое воспитание детей младшего школьного возраста в системе     образования: инновационные подходы и технологии.

      Меркулова Ольга Петровна,

учитель высшей категории

г. Волгоград,

e-mail:petrovna.1965bk.ru

           Воспитание чувства патриотизма у младшего школьника тесно связано с формированием его отношения к окружающему миру, что выражается не столько в его поведении, сколько в его внутреннем мире. Этот возраст тесно связан с эмоциональной сферой, когда чувства выступают в качестве мотивов  поведения.  Знакомство детей этого возраста с явлениями общественной жизни формирует правильное отношение к окружающему миру.  Волгоградская земля  -  край  незыблемых  традиций  и богатой событиями истории. Все дальше вглубь истории уходят  героические  и трагические события Великой Отечественной войны, но  живут  в  нашей  памяти имена тех, кто ценой своей жизни  отстоял  честь,  свободу  и  независимость нашей Родины.

        Известно, что действенное отношение младших школьников ко всему окружающему проявляется в игре, учебе, творческой деятельности. Знания и чувства, играя важную роль в деятельности школьника, сами формируются и совершенствуются в этой деятельности.

       Усилия учителя  должны  быть направлены прежде всего на  обогащение  учащихся  знаниями,  относящимися  к осмыслению различных сторон патриотизма и гражданственности.

         Каждый  из  учебных  предметов  обладает  в  этом  отношении  своими специфическими средствами и возможностями.  Но  нельзя  забывать  и  о  роли внеклассной и внеурочной работы  в  этом  аспекте.  

Литературная гостиная.      

 Тема: «Мой район - моя гордость»

 Цель: воспитание   у учащихся  чувства патриотизма, любви к Родине, уважения к ветеранам ВОВ, милосердия, сострадания, отзывчивости, гордости за победу русского народа в ВОВ.

Задачи: через события ВОВ показать национальные черты русского человека, вызвать эмоциональный отклик на историческую эпоху, связанную с ВОВ.

 Оборудование: презентация « Сталинградская война», слайды, записи песен и воздушной тревоги, листы бумаги, цветы труженице тыла, проекты « Мои близкие в годы войны», свеча, сумка для Почтальона.

        Ход урока

  1. Звучит песня в исполнении детей «Идет кино».

      2.Создание  психологического климата на уроке.

Окна зашторены, на столе свеча. Дети сидят вокруг стола. Голос Левитана:

-Сегодня в 4 часа утра, без объявления войны германские войска напали на нашу страну, атаковали наши границы, подвергли бомбежке со своих самолетов наши города. Теперь, когда нападение на нашу страну совершилось, правительством дан приказ- отбить врага. Красная Армия и весь наш народ поведут победоносную Отечественную  войну за Родину, за честь, за свободу. Наше дело правое. Враг будет разбит. Победа будет за нами.

* Фрагмент песни « Священная война»

1Ведущий:        22 июня 1941 года началась ВОВ. Весь наш народ поднялся на борьбу с фашистскими  захватчиками: в военкоматы выстраивались очереди, на фронт уходили со школьной скамьи. В тылу остались только женщины, дети, старики. Они работали на заводах,  рыли окопы, строили оборонительные сооружения.

2Ведущий: Гитлер приказал своим генералам летом1942 года прорваться к Волге и захватить Сталинград, таким образом очищая себе дорогу на Кавказ, богатый нефтью – сырьем для топлива.  Немцы 13 сентября начали штурм Сталинграда. Завязались уличные бои. 14 октября — началась оккупация Тракторозаводского района немецко-фашистскими войсками. День 14 октября стал самым страшным для защитников Сталинграда. Всё утро город беспрерывно бомбили. Горело всё: и земля, и вода, и люди. Все дни месяца были самыми тяжёлыми. Но наши солдаты продолжали верить в ПОБЕДУ.

3Ведущий: Благодаря тем, кто трудился на Волгоградском тракторном заводе в то тяжелое время, с февраля 1942 года удалось вдвое увеличить выпуск танков, что было отмечено правительственной наградой — орденом Трудового Красного Знамени.

Почтальон. Ох, устала, три похоронки разнесла. Как конверт вижу, сердце обрывается. А вам треугольники,  ( обращается в зал ) аж три штуки, долго  видать шли, раз все вместе доставили.

*   Письмо с фронта читает ученик о своем  дедушке.

Ученик заканчивает чтение. Складывает треугольником письмо. Рассказывает о дедушке.

Ведущая: Ему повезло, он получил письмо. Но 27 млн. так и не получили весточку с фронта, они погибли. Но память о них будет вечно жить в наших сердцах.

 Презентация о героях войны, в честь которых названы улицы нашего района.

(Жолудев В.Г, Дегтярев В.А., Карпов А. И. ул. Ополченская, ул.95 Гвардейская.)

Ведущая: На защиту нашего района встали не только бойцы Красной Армии, но и простые сталинградцы, Вот, что мы узнали у очевидцев этих событий и  осветили это в своих сочинениях. ( отрывки из сочинений «Мой район - моя гордость)

« Моя прабабушка была очевидцем тех страшных событий, происходивших в нашем районе осенью в 1942 года. Раиса Павловна была регулировщицей на Спартановке, пропускала машины, танки. Частые дежурства изматывали, шли бомбежки, а с поста уйти нельзя. Фронт -  вот он, должен ежедневно обеспечиваться вооружением, техникой. Приходилось молодой девушке терпеть, не бояться. Все это делалось для Победы. Очень удивительно, откуда бралась эта храбрость, стойкость. Я знаю,- это большая вера в Победу!»

  Лера Касаткина

«Когда я был в гостях у бабушки, к ней зашла соседка-баба Люба. Узнав, что я из третьей школы, она рассказала историю.

«В нашей семье было пятеро детей, я была самой старшей. Мне в то время было 14 лет. В нашей школе был госпиталь, и мы временно не учились. Малыши прятались в подвале, а старшие ребята пошли работать на тракторный завод. Во время бомбежек мы прятались под станками, а потом вновь начинали работать. Но вскоре мама наша погибла и всех нас эвакуировали из Сталинграда, а детей отправили в детский дом».

 Меня очень взволновал этот рассказ. Я еще очень долго думал о том, что пришлось пережить людям в те страшные годы».                                              

    Денис Филиппов

«Друг моего дедушки  Петр Иванович в годы войны служил в пехоте. Однажды его полк во время переправы через Волгу в районе Нижнего Тракторного завода попал под обстрел фашистов. Ему пришлось вплавь добираться до берега на противоположную сторону. Но плыть мешал тяжелый автомат. Уже обессиленный герой все же добрался до берега. А передохнуть времени не было. Сколько их было таких. Вы навсегда в нашей памяти, родные!»

Алина Чичева

«Мой прадед  Челядин Петр Леонтьевич – участник Сталинградской битвы. В 16 лет ему удалось попасть на фронт. Не понаслышке он знает многое про наш Тракторный завод. В те годы завод осуществлял не только выпуск, но и ремонт танков Т-34, а также двигателей  и артиллерийских тягачей. Танки производили даже после прорыва немцем к Сталинграду!!! Рабочие вместе с бойцами помогали защищать наш район при помощи находящихся у них на тот момент танков.

От услышанного рассказа я испытал прилив гордости за свой великий народ, который не щадя своей жизни, боролся  против фашистских захватчиков.»

Влад Погорянский

«Недавно моя прабабушка Артемова Лидия Климовна умерла. Она была участницей Сталинградской битвы и очень любила свой тракторный завод, на котором проработала всю жизнь. В годы войны завод уже не выпускал тракторы, а выпускал танки Т-34. Большие железные машины с проходных завода шли сразу в бой. А наши бойцы мужественно защищали свой Тракторный, чтобы  он не достался фашистам. А когда враг подошел слишком близко, рабочие взялись за оружие. Моей прабабушки уже нет, но память о ней будет всегда.  Я очень горжусь, что у меня была смелая и героическая прабабушка.»

  Антон Миронов

«Мой район - моя гордость. Его защищали мои прадеды, которые после войны его же и восстанавливали. Прадедушка рассказал моему дедушке. А он мне о том, как жители нашего района, мои земляки, принимали участие в защите завода от фашистов. Они строили убежища, восстанавливали железнодорожные пути. Наш дом и сейчас находится рядом с заводом. Постоянные воздушные тревоги и бомбежки заставляли прабабушку с семьей уходить в подвал.  Бои шли прямо на нашей улице. Пить и кушать было нечего. Дети вылезали из подвала и прямо под звуки бомб ползли к солдатам, которые могли накормить детей.

От всего услышанного мне становится страшно. Я счастлива, что родилась в мирное время. Я хочу, чтоб никогда не было войны!»

Лиза Коновалова

«Мой прадед Агарев Степан Михайлович- участник Великой Отечественной войны самых первых и самых страшных ее дней. Воевал он на 1 Украинском фронте. Но в бою под Харьковом он был тяжело ранен в руку. Руку ампутировали, а деда комиссовали. Степан Михайлович  вернулся в родной Сталинград. В городе деда вызвали в комендатуру и поинтересовались, где он потерял руку. Молодой Степан Михайлович не растерялся и рассказал историю о том, что потерял руку, переходя по железной дороге в гололед. Немцы деда с трудом, но отпустили. А он, радуясь, что остался опять живой, продолжал помогать родному городу. Спасибо, дорогой, тебе и всем бойцам за мирное небо.»

Данил Агарев

«Мой прадедушка Горшенин Александр Васильевич родился в 1921 году. Сразу после школы он был призван в армию.  Александр Васильевич воевал на многих фронтах, имеет великое множество медалей. Но одной из них дорожит особо. Эта медаль - «За оборону Сталинграда». Тогда, как рассказывал дедушка, пылала вся земля. Из-за дыма и огня не было ничего видно. Грохот самолетов и скрежет танков не прекращался ни на минуту. Сражались за каждый сантиметр родной земли, и это прибавляло и сил, и стойкости.

 Мне не пришлось увидеть прадеда. Но из рассказов моей мамы я знаю,  что он был замечательным человеком. Я дорожу этой памятью.»

Данил Корпелянский

«Мой прадедушка Почкалов Владимир Евгеньевич ушел на фронт, когда ему шел 19 год. Прадедушка дошел до Берлина со множеством боевых наград. Но, к сожалению, он был трижды ранен. Эти раны не дали возможности прожить долгую жизнь. Прадедушка умер 13 марта 2000 года. Мне не удалось услышать рассказов о его боевой жизни из уст самого прадедушки. Но я знаю, что он был настоящий герой из рассказов моей бабушки, его дочери.  Вечная слава героям!»

Вова Белюсенко

«Участником и очевидцем одного из сражений был двоюродный дедушка моего папы. В октябре 1942 года он вместе с 37-ой гвардейской дивизией оборонял тракторный завод. Иван Петрович рассказывал, что 14 октября немцы вели очень мощное наступление. Они  бросили все свои силы на эту битву. А наша дивизия  удерживала свои позиции. В том бою очень многие погибли. Но нашим удалось удержать завод. А из тех, кто остался в живых, соединили в 161-ый полк для обороны левого берега Волги. Я уверен, что историю о своем городе, районе надо передавать из уст в уста, так мы сохраним не только память о героях, но и память о себе в глазах будущего поколения.»

Артем Качурин

«В те страшные годы пало смертью храбрых очень  много бойцов. Немногие уцелели. Из тех, кому посчастливилось, был бывший сосед моего папы Петр Андреевич. Он рассказывал, что в одном из жестоких боев ему ранило ногу. Но он, истекающий кровью, не покинул поле боя. За что и был награжден орденом Славы. Петр Андреевич рассказывал, что у них в отряде сражались бойцы двенадцати национальностей! Но все они были, как родные братья. Ели и пили из одного котелка.

 Я думаю, что помимо храбрости и стойкости на войне была необходима еще любовь и дружба. Когда один за всех и все за одного. Вот почему мы победили.»

Гульсара Елемесова

«Моя бабушка рассказывала, что после бомбежки  всех людей согнали в один большой дом. Беженцев было много. Фашисты хотели всех угнать в Германию в концетрационный лагерь. Затем   пленников повезли к ним на базу. Людей промучили  там два дня. Но  советская авиация подоспела вовремя.  Наши люди были спасены. Не устаешь поражаться самоотверженности людей. Нам есть с кого брать пример и у кого учиться. Это наша история.»

 Илья Манин

«Очевидцем военных событий был Касибин Петр Михайлович, мой прадедушка. Родился он 14 июня 1909 года.  На фронте, был оружейным мастером. Третьего марта 1943 года получил пулевое ранение носа, 16 января 1944 года, сквозное пулевое ранение правого предплечья, после этого 20 июля был признан негодным к воинской службе. Эти данные я прочитала из документов дедушки, которые сохранились по сегодняшний  день в память о нем. Петр Михайлович не любил рассказывать  про войну, он даже выключал телевизор, когда показывали фильмы о Великой Отечественной Войне. Умер он 15 июля 1986 года.  После услышанного, я почувствовала гордость за своего прадеда, мне очень захотелось его увидеть и больше расспросить о его подвигах.»

 Кристина Шелкова

Мою соседку звали Никитина Александра Григорьевна. Она много рассказывала о тех военных событиях: «В конце августа 1942 г. была страшная бомбардировка нашего города. Самолеты летали над городом днем и ночью,  постоянно сбрасывая бомбы. Город превратился в руины. Кругом были мертвые, раненые.  Люди старались переправиться на плотах на левый берег, а немцы делали все возможное,  чтобы этого не допустить. Они топили плоты, расстреливали детей и стариков. Детей прятали  в подвалах разрушенных домов, они ужасно боялись и плакали. Есть было нечего, лекарства на всех не хватало,  люди умирали ...» К сожалению, эта  женщина уже умерла. Но ужас, перенесенный ею и другими людьми во  время войны, останется навсегда в наших сердцах.  

  Сущева Алина

 В моей семье нет очевидцев тех событий, но я уже что-то знаю о войне. Война - это ужас, страх и большие потери, как солдат, так и мирного населения. Летом 1942 года немецкие войска подошли к Сталинграду. Если бы немцы  захватили наш город, они перекрыли бы все пути для транспортировки хлеба и нефти. Все знали, что Сталинград – это крупный индустриальный город. Битва под Сталинградом началась 17 июня 1942года, а закончилась 2 февраля 1943 года. Эта победа, считается началом перелома в ходе Великой Отечественной войны. Пройдут года, а слава наших дедов, которые защищали нашу Родину, будет жить вечно, как образец мужества и героизма.

Ян Карагичев

Моя прабабушка Головенко Мария Анндреевна1924 года рождения была очевидцем  событий Второй Мировой войны. С ее слов я узнал, что наш район был сильно разрушен, а за завод шли ожесточенные бои. В конце 1942 года мою прабабушку угнали в Германию. Ей тогда было всего 18 лет. Там она пробыла до 1945 года. А потом советские войска всех освободили, и Мария Андреевна вернулась домой. От услышанного я испытал необыкновенное чувство гордости за нашу страну, за великую Армию-освободительницу.  Так называли ее освобожденные страны. Это прабабушка рассказывала.

Андрей Кузьмин

«Моя прабабушка 40 лет жизни отдала своему любимому заводу. Молоденькой девушкой 17 лет она впервые пришла на завод, который ей стал родным. Прабабушка рассказывала, что когда во время бомбежек выли сирены, люди оставались на своих рабочих местах, как на поле битвы, и продолжали работать. Это не просто храбрость, это самоотверженность, любовь и мужество, присущие только нашим людям!»

Сергей Борисов

 «Мои прадедушка и прабабушка в годы войны восстанавливали Тракторный завод. Люди так были  воодушевлены победой, что не замечали усталости, хоть и валились с ног. Рабочим во всем помогали школьники, которые возвращались из эвакуации. Я горжусь тем, что такой злейший и сильный враг не смог сломить наш народ!»

Прохоров Максим

«Мои родители родились не в моем городе. Но наша семья считает город - герой Волгоград родным. Мой папа- афганец, а мама- азербайджанка. Но ее дедушка, как и миллионы советских людей, 22 июня встал на защиту своей Родины и прошел победным маршем до самого Берлина.  Я родилась в этом прекрасном городе и очень дорожу этим!»

Абдул Гюльнар

«Мой прадед Суханов Василий Васильевич был лично знаком с Маршалом Г.К.Жуковым. 19-летний боец Красной Армии решил прокатить деревенских девчат на личном мотоцикле самого Жукова. За этот поступок он был посажен на гауптвахту. От трибунала деда спасло только то, что Жуков обладал отменным чувством юмора. Вскоре служебные отношения переросли в дружеские. После войны они продолжали общаться.»

Суханов Кирилл

Ведущая: Много стихов и песен сложено о тех временах, не судите строго, сейчас прозвучат наши стихи.

Олеся Журкина

Сталинград - великая земля.

Много бед увидела она.

Море слез и море крови,

Пережив достойно это горе.

Когда я представила войну,

Как напали немцы на страну.

Как сражался город Сталинград,

Как разбит был самый лютый враг!

 Гордость переполнила меня,

От  того, что вышел из огня,

Стал непобедимым наш солдат

Тот, что защищал наш Сталинград!

Вам спасибо, ветераны.

Не забудем ваши раны.

Не забудем никогда.

Волгоград - великая Земля!

Лера Глушко

Минувших дней войны печаль

Хранят герои Сталинграда.

Они хоть кровью истекали,

Но город наш фашистам не отдали.

Бедные  дети войны,

Сколько бед пережили они!

Сталинград, как солдат - герой

Встал за детей горой!

Наши прадеды его отстояли,

Свою жизнь за него отдали.

Степанова Света

На лес смотрело свысока

Седое пористое небо.

Бежал мальчишка по грязи,

В руке сжимая корку хлеба.

Совсем  замёрз и побледнел,

Бежал он из последних сил,

Едва дыша, бежал вперёд,

К солдатам он спешил.

Ведь был он послан командиром

К начальнику десантполка,

Чтоб рассказать о наступленье

С небес жестокого врага.

Мальчишка, маленький ребёнок.

Рождён он разве воевать?

Ещё с младенческих пелёнок

Ему рассказывала мать

О том, что немцы беспощадны,

Они жестоки и хитры.

Но защищают нас солдаты

Любимой родины сыны.

Даша Голыш

На берегу реки красивой

Царицын-град стоит давно.

В историю Руси великой

Ему войти  уж  суждено.

 Когда указ царей российских

Здесь повелел сей град возвесть,

Времён и сложных, и счастливых

Уж сколько кануло, бог весть.

Наш город мирный поневоле

Хотел враг жуткий захватить.

Но доблесть русская и воля

Смогла фашистов победить.

Мы славим тех сынов Отчизны,

Кто, не жалея своих сил,

Могучий  город и красивый

Своим  потомкам подарил!

Саша Захаров

Август, 23-е…

Город окутал мрак.

С неба свинцовый дождь.

Наступает на город враг!

Сталинград ему не взять!

«Тракторный» встал на пути,

Заводчане вступили в бой,

Захватчикам здесь не пройти.

Под перекрёстным огнём

Танки с конвейера в бой,

Ополченцы бьют врага,

Защищая завод и край!

Взяли фашиста в «кольцо».

На Волге сломали хребет.

Выстоял наш Сталинград!

Славен Завод-Солдат!

Ежкова Полина

У бабушки в доме старинном,

Где обои уж цвет потеряли,

Я наткнулась на шкаф из оливы.

Там какие-то письма лежали.

Все листы были желтого цвета,

С неровными резко краями.

Одни были просто с текстом,

К другим прикреплены были кусочки ткани.

Я спросила у бабушки: «Что в них?

Почему ты хранишь их так долго?

А что за рисунки на листьях?

Нарисовать такие очень непросто.»

А бабушка вдруг побледнела,

На глаза навернулись слёзы.

Я испугалась: «Я не хотела!

Я закрою, я не буду их трогать!»

Но бабушка мне улыбнулась,

Обняла и поцеловала:

«Я расскажу тебе, внучка,

Почему я их сохраняла.

Это были ужасные годы…

Мы с дедушкой были на фронте.

Он – в роте мотострелковой,

Я в госпитале с детьми и сестрою.

Это были ужасные годы…

В Сталинград нескончаемым ходом

Шли фашисты, убивая всех, кто

Преграждал им дорогу в город.

Я боялась очень за мужа,

За родных, за друзей,

Да за всех!

И мой страх не был просто накручен –

                                     Время пошло против всех.

Только письма твоего деда

Помогали мне в этой войне.

Они доходили лишь чудом,

Тешив боль мыслей во мне.

В один день не прекрасный, но теплый

Мне вновь пришла весть от него:

Сначала родной сердцу почерк,

А потом, видишь, будто рука не его.

Оказалось, мой муж подорвался,

Отправляя письмо для меня.

Это отпечаток ладони остался.

Не рисунок.

                 Не нарисуешь.

                                        Нельзя.

А вот этот кусочек материи

От гимнастерки его боевой.

Это письмо передало´ время,

Оно лишь через годы попало домой.»

И  тут она замолчала.

Слёзы были на наших глазах.

Война ей оставила мало,

Часть жизни её забрав.

Теперь, живя в Волгограде,

Я знаю о прошлых летах.

И честью считаю, то, что

Живу в его вечных стенах!

Настя Филатова

Идет война, жестокая война.

Земля залита кровью,

Поникли небеса.

Разрушены деревни, города.
И вызжены людские души.

Как птицы в небесах летят людские души.

Сердца людей натянуты, как струны.

Все в ожидании, когда закончится война.

Когда закончится весь этот ужас.

Настанет этот светлый день!

Вы только верьте, люди!

И вот пришел  тот выстраданный день.

И счастью не было предела.

И рады все! И стар, и млад.

Земля от счастья пела.

Закончилась война. Настал покой и мир.

Победа!

Ведущая: С ликованием праздновала первый день мира вся наша страна. Люди, покинув свои дома, спешили на улицу. Военных не спрашивали, кто они, обнимали, целовали, хватали в охапку и качали. В полночь грянул невиданный салют. Было дано 30 залпов из тысячи орудий.

*    Звучит песня «День Победы».

Ученик:    Победа! Победа!

 Во имя Отчизны - победа!

 Во имя  живущих - победа!

 Во имя грядущих – победа!

3.Рефлексия.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сотрудничество семьи и школы, как средство успешного воспитания детей младшего школьного возраста

Данная статья содержит материал в котором отражены формы взаимодействия классного руководителя с семьей обучающихся воспитанников для успешного воспитания детей....

Нравственное воспитание детей младшего школьного возраста в группе продленного дня

Статья содержит краткий обзор теоретических аспектов вопроса, а также предлагает конкретные методики с опорой на практические ситуации, наиболее часто встречающиеся при взаимодействии с детьми....

Основы формирования экологического воспитания детей младшего школьного возраста

•Расширять и углублять знания детей об отдельных явлениях и объектах окружающей  среды, формировать умение воспринимать окружающий мир как гармоничное  целое•Учить классифицировать объ...

Выбор системы оздоровления. Оздоровительные мероприятия при организации внеурочной деятельности по физическому воспитанию детей младшего школьного возраста.

Сохранение и укрепление здоровья подрастающего поколения, является одной из важнейших задач государства  на сегодняшний день. В связи с ухудшением экологической обстановки, и как следствие, ...

Классный проект:" Снижение агрессивных проявлений у детей младшего школьного возраста через игровые технологии"

Дети младшего школьного возраста с высоким уровнем агрессивных проявлений характеризуются тем, что усложненную ситуацию воспринимают как угрожающую, неадекватно реагируют на замечания, советы, просьбы...

консультация "эстетическое воспитание путем театрализации детей младшего школьного возраста всистеме дополнительного образования"

цель программы,задачи и направления,формы занятий,особенности организации работы с детьми....