Весёлая азбука
классный час (1 класс) по теме

Аникина Татьяна Ивановна

Мероприятие для проведения с детьми 1 класса во внеурочное время при прощании с первой книгой - азбукой

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon veselaya_azbuka.doc105.5 КБ

Предварительный просмотр:

Веселая азбука

( Празднично-игровая программа)

Цель: в игровой форме провести прощание с азбукой по окончании учебного курса, развивать коммутативные способности первоклассников, закрепить основные понятия азбуки.

Приглашенные: родители первоклассников, учителя, завучи школы.

Ход урока.

Ведущий:

Ребята, мы собрались на праздник, который посвящен прощанию с нашей первой книгой – Азбукой. Скажем сегодня ей спасибо!

1-й ученик:               Над страною зимним утром занялась заря!

В школах праздник, славный праздник –

Праздник букваря!

2-й ученик:               Первоклассники рядами строгими идут,

Первой книге, мудрой книге отдают салют.

3-й ученик:               Спасибо, Родина, тебе за все заботы обо мне.

За то, что в школу я хожу, за книгу, что в руках держу.

4-й ученик:               Я с этой книгой в первый раз

Пришел в свой первый, светлый класс.

Я эту книгу полюбил, я в ней все буквы изучил,

И как мне радостно сказать: умею я теперь читать!

И вот за это говорю: «Спасибо книге – букварю!»

Спасибо, Родина, тебе за все заботы обо мне!

5-й ученик:               Февраль за окном искрится, снег в воздухе кружится,

А нам сегодня предстоит с Азбукой проститься.

6-й ученик:               Нас научила Азбука читать,

Слова на слоги разделять,

Открыла тайны многих книг,

К ней любой из нас привык.

7-й ученик:               Сегодня, друзья, мы сюда собрались

Чтоб доброе слово сказать,

Тому, кто был другом, кто каждый свой час

Молчал, но учил нас трудиться.

Вначале он буквы свои показал,

Теперь мы читаем страницы.

8-й ученик:               Беру букварь в последний раз,

Несу букварь в просторный класс

И дорогому букварю я говорю: «Благодарю!»

9-й ученик:               Ты книга первая моя. Теперь читать умею я!

На свете книжек много есть,

Все книги я смогу прочесть!

Песня «Азбука»

1. Если хочешь много знать, многого добиться,

Обязательно читать должен научиться.

Припев:  Азбука, азбука

Каждому нужна.

Нам поможет книжки

Прочитать она.

2. Надо буквы нам писать аккуратно в строчку.

Надо их запоминать без ошибки точно

Припев.

3. Книжки могут рассказать обо всем на свете.

Очень любят их читать взрослые и дети.

Ведущий:

Дорогие ребята! Совсем недавно, 1 сентября, вы  все впервые переступили порог школы. Ко всем первоклассникам нашей страны в этот день пришли буквари, азбуки. Все они напечатаны на языках народов нашей страны. Каждая девочка и каждый мальчик на своем родном языке прочли в нем свои первые слова: мама, родина, школа. Давайте вспомним на миг, как все начиналось.

10-й ученик:               Мы помним тот звонок веселый,

Что прозвенел нам в первый раз,

Когда пришли с цветами в школу

В свой самый лучший первый класс.

11-й ученик:               Как встретил у дверей учитель –

Наш верный друг на много дней,

И шумная семья большая

Подружек новых и друзей.

12-й ученик:               Садясь за парту осторожно,

Чтоб школьной формы не измять,

Мы буквари свои раскрыли,

Открыли чистую тетрадь.

13-й ученик:               Я бросила куклу, играть не хочу.

Мне некогда очень, я буквы учу.

Из них я сама составляю слова,

Из них написала «Трава» и «Дрова».

Дрова – на траве, трава – на лугу.

Теперь, как большая читать я могу.

Песня «Прощание с Азбукой»

1. Первоклассников сегодня

Мы на праздник соберем

Непременно приходите

Попрощаться с букварем.

Припев:  До свиданья! До свиданья!

А на следующий год

Наш букварь читать научит

Тех, кто в первый класс пойдет!

2. Потрудились мы немало.

Ведь, по правде говоря,

Русской грамоты начало

На страницах букваря.

Припев.

3. Мы прочтем любые книги,

Разберемся в словаре,

Потому что всюду буквы

Те же, что и в букваре.

Припев.

4. Тридцать три родные буквы

Мы узнали к февралю.

И за это все ребята

Благодарны букварю.

Припев.

Ведущий:

Сейчас мы с вами отправимся в увлекательное путешествие по волшебной стране Букваландии. Нам нужна карта, по которой мы будем путешествовать. (Открывается карта на доске).

1. АЛФАВИТОВО

7. БЮРО НАХОДОК

2. БУКВАРИНСК

6. ШИФРОВАЛЬНАЯ

3. КРОССВОРДНАЯ

5. ЗАГАДКИНО

4. СОРТИРОВОЧНАЯ

14-й ученик:      В поезд можете садиться.

Этот поезд быстро мчится

От границы до границы,

По степям до синих гор –

На зеленый семафор.

15-й ученик:      В школу он спешит сейчас,

К нам на праздник в первый класс.

Опоздать нельзя на праздник –

Это каждый знает.

Мчится поезд-первоклассник,

Скорость набирает.

16-й ученик:      Так садись в счастливый поезд,

И помчим от А до Я.

Нынче в нашей школе праздник!

Славный праздник букваря!

17-й ученик:      Пары разводит паровоз,

Зажег два фонаря.

И мчится с грохотом колес

По строчкам букваря.

Ведущий:

Первая наша остановка – большая и прекрасная станция Алфавитово. Здесь живут все буквы родного языка. Каждая в своем домике.

18-й ученик:      Буквы – значки, как бойцы на парад

В четком порядке построены в ряд.

Каждый в условном месте стоит,

И называется все…

(Алфавит).

А – Всем из0вестно, буква А – буква очень славная.

Да к тому же буква А в алфавите главная.

Обожают этот звук и Андрей и Аллочка,

Палка так и палка так, и в середине палочка.

Б – Буква Б проснется рано. Буква Б – бочонок с краном.

Умывайся! Будь здоров, богатырь Борис Бобров!

В – Вот буква В видна вдали – красивая, витая.

Как будто крендель испекли, проезжих поджидая.

Г – Перед нами буква Г

Стоит подобно кочерге.

Д – Этот домик – буква Д, в домике окошко.

Из трубы идет дымок, а в окошке – кошка.

Е – На дворе такая жалость! - Наша лесенка сломалась.

Наша лесенка сломалась, буква Е зато осталась.

Ё – Е и Ё – родные сестры, различать сестер непросто.

Но у буквы Ё две точки, словно в лесенке гвоздочки.

Ж – Эта буква широка и похожа на жука.

И при этом точно жук издает жужжащий звук: ж-ж-ж-ж!

З –  З не просто завитушка,

З – пружинка, крендель, стружка.

И – Молоток я раздобыл, из дощечек букву сбил.

Сколько здесь дощечек?

- Три!

- А какая буква?

- И!

Й – Букву Й зовут «И кратким»: Й как И в твоей тетрадке.

Чтобы Й не путать с И сверху галочку пиши.

К – На прямую палочку справа села галочка.

Там поныне и сидит, буквой К на нас глядит.

Л – Алфавит продолжит нам

Буква Л – лесной.

М – Взялись за руки друзья и сказали:

«Ты да я – это МЫ»

А между тем получилась буква М.

Н – Н - натянутая сетка, сетку держат очень крепко.

Приходите к нам во двор – поиграем в волейбол.

О – В этой букве нет угла, оттого она кругла.

До того она кругла, покатиться бы могла.

П – Влез на букву озорник.

Он решил, что П – турник.

Р – Дрожу от страха до сих пор! – воскликнуло полено: -

Похожа буква на топор! Расколет непременно!

С – Шел конь, подковами звеня.

Как буква С следы коня.

Т – Т в антенну превратилась

И на доме очутилась.

У – Удобная буква!

Удобно в ней то, что можно на букву

Повесить пальто.

Ф – Я футбольный судья. Целый день с мальчишками.

Два футбольных мяча у меня подмышками.

Х – Х - забавная игрушка, деревянная вертушка.

Деревянная вертушка – ветру вольному подружка.

Ц – Букв немало мы узнали, добрались до буквы Ц.

Есть слова, где Ц в начале, где - в середине, где - в конце.

Цепь, цветок и цифра – тут Ц в начале все прочтут.

А в словах отец, боец Ц мы пишем под конец.

Ч – Да, вы правильно решили: Ч мы пишем как четыре.

Только с цифрами, друзья, буквы путать нам нельзя.

Ш - Посмотри на букву Ш – буква очень хороша,

Потому что из неё можно сделать Е и Ё.

Щ – Буква Щ поможет нам чистить зубы по утрам.

На расческу Щ похожа. Три зубца всего? Ну, что же!

Ъ – Молчаливый твердый знак не произносится никак!

Но нужен многим он словам, его учить придется вам.

Хотите – не хотите, стоит он в алфавите!

Ы – Вот топор. Полено рядом. Получилось то, что надо:

Получилась буква Ы – все мы знать её должны.

Ь – Мягкий знак – хитрый знак. Не сказать его никак.

Он не произносится, но в слово часто просится.

Почему у дома угол превратился сразу в уголь,

Без пожара, просто так? Это сделал мягкий знак.

Э – Буква Э на С дивится, словно в зеркало глядится.

Сходство есть наверняка, только нету языка.

Ю – Что бы О не укатилась, крепко к столбику прибью.

Ой, смотри-ка, что случилось: получилась…буква Ю.

Я – Буква Я всегда была всем и каждому мила,

Но советуем, друзья, помнить место буквы Я!

Ведущий:

Мы приехали на станцию Букваринск. Здесь живет много людей, у них разные профессии. Сейчас узнаем какие.

19-й ученик:      Есть на  речке на Чернильной

Город маленький, непыльный.

С незапамятных времен

«Букваринск» зовется он.

В этом городе живет

Удивительный народ,

Хлебосольный, незлобивый,

Дружный и трудолюбивый:

А – аптекарь

Б – бочар

В – валяльщик

Г – гончар

Д – дробильщик здоровенный

Е- ефрейтор, он военный

Ж – жестянщик-простачок

З – закройщик-старичок

И – историк бородатый

К – красильщик франтоватый

Л – лудильщик

М – моляр

Н – носильщик

О – овчар

П – писатель

Р – радист

С – сапожник

Т – турист

У – бесстрашный укротитель

Ф – чудак-фотолюбитель

Х – художник-баталист

Ц – известный цимбалист

Ч – чудесный часовщик

Ш – шофер, большой шутник

Щ- щенок его, букетик

Э – электрик, энергетик

Ю – юрист, а дальше

Я – это я, мои друзья.

Ведущий:

Благодаря Азбуке вы узнали все эти буквы. А сейчас споем песню про Азбуку.

Песня «Буквы пляшут и поют»

1. Мы поем, играем, пляшем, а потом поем опять

Ты смотри на игры наши – и научишься читать.

2. На страницу и на строчку встанем вместе – раз и два!

Мы построимся в цепочку, и получатся слова.

3. По тропинке, по дорожке поплывет наш хоровод:

К-О-ШКА, а вместе – КОШКА,

Л-О-ЖКА, а вместе – ЛОЖКА,

М-О-ШКА, а вместе – МОШКА,

К-О-Т, а вместе – КОТ.

(Дети садятся на стулья)

Ведущий:

Нас встречает станция Кроссвордная. Если вы разгадаете кроссворд в картинках, то сможете узнать, какую книгу читают веселые человечки.

Кроссворд на доске. Детям показывают картинки с изображением Карандаша, Незнайки, Буратино, Петрушки, Дюймовочки и Самоделкина.

К

А

Р

А

Н

Д

А

Ш

Н

Е

З

Н

А

Й

К

А

Б

У

Р

А

Т

И

Н

О

П

Е

Т

Р

У

Ш

К

А

Д

Ю

Й

М

О

В

О

Ч

К

А

С

А

М

О

Д

Е

Л

К

И

Н

Ведущий:

Взмах палочки – и нас встречает станция Сортировочная. Дети на этой станции сортируют товары и отправляют по назначению у нас особая станция. Здесь случилась необычная история. Но прежде скажите, на какие две группы делятся все звуки?

Ученики:    Гласные и согласные.

Ведущий:

Однажды буквы перепутались, и движение станции Сортировочная остановилось. Чтобы мы вновь смогли отправиться в путь, буквы надо рассортировать.

1-я команда – ставит на место гласные

2-я команда – согласные.

Ведущий:

Мы на самой замечательной станции. Как она называется? –

 Загадкино. Нас встречает Загадочка (кукла). Она знает много интересных загадок и любит их загадывать. Порадуем ее ответами.

Загадки.

1.  Стоит чудесная скамья,

На ней уселись ты да я!

Скамья ведет обоих нас

Из года в год, из класса в класс.

(Парта)

2.  До чего же скучно, братцы,

На чужой спине кататься!

Дал мне кто бы пару ног, чтобы сам я бегать мог!

(Ранец)

3.  Кулик не велик, целой сотне велит:

То сядь да учись, то встань – разойдись.

(Школьный звонок)

4. Хоть не шляпа, а с полями

Не цветок, а с корешком.

Разговаривает с нами

Терпеливым языком.

(Книга)

Ведущий:

Станция Шифровальная. Здесь живут шифровки – секретные записи. Нам надо их расшифровать. Для этого поставьте буквы в нужном порядке.

Вот 1-я шифровка: ВАЛИК.

Здесь спрятался предмет, необходимый нам, когда мы принимаем пищу. Это столовый прибор. (Слово ВИЛКА)

2-я шифровка: ЖИЛЫ.

Здесь зашифрован спортивный инвентарь (ЛЫЖИ)

3-я шифровка: ЛАПОТЬ

Зашифровано название верхней одежды (слово ПАЛЬТО)

4-я шифровка: НАСОС.

Зашифровано название дерева (слово СОСНА)

Ведущий:

Мы в Бюро находок. Здесь живут слова, которые часто теряются в речи некоторых людей. Они собрались вместе в надежде, что о них вспомнят, ведь они так важны и нужны всем, кто хочет говорить красиво и правильно. Не дружат с ними только невежи. Что же это за таинственные слова?

Из набора букв собираем слова ПОЖАЛУЙСТА, ЗДРАВСТВУЙТЕ.

Прочитаем полученные слова. Как они называются? (Вежливые). А вы не забываете о них? Знаете, когда их нужно употреблять? Сейчас мы покажем нашим гостям, как научились читать.

На партах лежат листочки, ученики читают тексты на них.

1. Ежели вы вежливы, то сидя на уроке,

Не будете с товарищем трещать, как две сороки.

2. Ежели вы вежливы, поможете вы маме

И помощь ей предложите без просьбы, то есть сами.

3. Ежели вы вежливы, то в разговоре с тётей,

И с дедушкой, и бабушкой вы их не перебьёте.

4. Вежливость – это умение вести себя так,

Чтобы другим было приятно с тобой.

Стихотворение «Читалочка»

(В.Д.Берестов)

Ведущий:

Да, уметь читать – это здорово! Любые книги можно прочитать, рассказы, стихи, сказки.

20-й ученик:             Мы дружны с печатными словами.

Если б не было его,

Ни о старом, ни о новом

Мы не знали б ничего.

21-й ученик:             Книга – наш друг, большой и умный.

Не даст скучать и унывать.

Затеет спор – веселый, шумный,

Поможет новое узнать.

22-й ученик:             Расскажет книжка про героев,

На юг, на север поведет.

С ней даже космос как-то ближе:

Она на все ответ найдет.

23-й ученик:             И пусть девчонки и мальчишки,

Вся озорная детвора,

Сегодня скажут звонко-звонко:

«Спасибо, книжная страна!»

Ведущий:

Сегодня у нас в гостях хозяйка школьной библиотеки Лидия Анатольевна. Слово библиотекарю.

Библиотекарь.

 Поздравляю вас с праздником Азбуки. Вы много узнали, научились читать, теперь перед вами открыта книжная страна. Читайте книги различных авторов – они помогут вам стать умнее, добрее, воспитанней.

Убедительная просьба всех книг:

1. Пожалуйста, не трогай те их грязными руками.

2. Не пишите на книгах.

3. Не ставьте локти на книгу во время чтения, не кладите лицом вниз раскрытой на стол. Не кладите в книги карандаш: от этого разрывается корешок. Если вы закончили читать и боитесь потерять место, где вы остановились, вложите закладку.

4. В сырую погоду носи в библиотеку книги в специальном пакете.

Но ведь вы уже сейчас знаете многие сказки, помните их героев. Давайте проверим ваши знания.

(Библиотекарь проводит викторину о сказочных героях)

24-й ученик:      Почему на небе тучки? Почему ежи колючи?

Почему снежинка тает, до ладошки долетая?

Почему ползут барханы? Почему висят туманы?

Почему земля и море целый век друг с другом в споре?

Почему звезда упала? Почему я знаю мало?

Видно, надо не лениться, а учиться и учиться!

Ведущий:           Кто любит музыку и песню

Тому живется интересней.

И в прощанье с букварем

Мы поиграем и споем.

Песня «До свидания, букварь»

1. В день осенний, в день чудесный

Мы в поход ушли не зря.

Было очень интересно

На страницах букваря.

2. Вдоль картинок мы шагали,

По ступенькам – строчкам шли

Ах, как много мы узнали!

Ах, как много мы прочли!

3. Был наш путь не очень долгим –

Незаметно дни бегут.

А теперь на книжной полке

Нас другие книжки ждут.

4. Тем, кто любит приключенья

Мы откроем свой секрет:

Увлекательнее чтенья

Ничего на свете нет!

Ведущий:

Кто умеет читать, тот умеет и писать. Как вы думаете, что труднее?

Подведение итогов III прописи.

Песня «Волшебник-недоучка»

1. Вычислить путь звезды и развести сады,

И укротить тайфун – все может магия.

Есть у меня диплом, только вот дело в том,

Что всемогущий маг лишь на бумаге я.

Припев:  Даром преподаватели время со мною тратили

Даром со мною мучился самый искусный маг

Да-да-да!

Мудрых преподавателей слушал я невнимательно,

Все, что не задавали мне, делал я кое-как.

2. Сделать хотел грозу, а получил козу,

Розовую козу, с желтою полосой.

Вместо хвоста нога, а на ноге рога.

Я не хотел бы вновь встретиться с той козой.

Припев.

3. Сделать хотел утюг – слон получился вдруг,

Крылья – как у пчелы, вместо ушей цветы.

Ночью мне снится сон, - плачут коза и слон,

Плачут и говорят: «Что с нами сделал ты?»

Ведущий:

- Трудно не только вам, переживают и ваши новенькие тетрадки.

Когда начнете новую тетрадь

Как снег белеет первая страница.

Тетрадь с волнением торопиться узнать

Какая ей досталась ученица?

Ты для нее беда или подарок?

Захочется ей плакать или петь?

Из-за твоих ошибок и помарок

Не часто ли придется ей краснеть?

- Скоро мы начнем учиться по новой книге. Поприветствуем ее.

25-й ученик:           Здравствуй, гостья дорогая!

Приходи сюда скорей!

Расскажи нам про Отчизну,

Про природу, про друзей,

Что живут на всей планете.

Расскажи про все на свете!

Будем мы с тобой дружить!

Рады дружбой дорожить!

- Наше путешествие заканчивается. Будем учиться дальше.

- Слово для поздравления родителям.

26-й ученик:           Отчизне обещанье любой из нас дает -

Усердно заниматься, всегда идти вперед!

Песня «Чему учат в школе»

Клятва. Клянемся быть аккуратными и примерными читателями!

Клянусь беречь, любить, и уважать книги!

Знания, полученные при чтении книг, клянемся использовать

только в добрых делах, на благо людям! Клянемся!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занимательное мероприятие "Весёлая азбука"

Игровая программа для первоклассников....

Проект: "Весёлая азбука. Буква Ю".

Проект "Весёлая азбука" - это совместное творчество родителей и детей. Материалы проекта дают возможность сделать урок интереснее. Проект - одна из форм системно-деятельностного подхода....

Проект: "Весёлая азбука. Буква Б".

Проект - одна из форм системно-деятельностного подхода. Проект "Весёлая азбука" - совместный проект учеников и родителей. Тематика проекта даёт возможность включить первоклассников в проектную деятель...

Проект: "Весёлая азбука. Буква П".

Проект - одна из форм системно - деятельностного подхода. Проект "Весёлая азбука" - совместный проект родителей и учщихся....

Проект: "Весёлая азбука. Буква Л".

Проект - одна из форм системно-деятельностноо подхода. Проект: "Весёлая азбука" - совместный проект родителей и учеников". Он помогает сделать уроки обучения грамоте более интересными и интенсивными....

Проект: "Весёлая азбука. Буква А".

Проект "Весёлая азбука" даёт возможность сделать уроки обучения грамоте более интересными и эффективными. Ведь ученики выступают в роли учителя. Проект - совместное творчество родителей и детей....

Проект: "Весёлая азбука. Буква Ш".

Проект- одна из форм системно-деятельностного подхода. Проект: "Весёлая азбука" даёт возможность сделать уроки обучения грамоте интереснее и продуктивнее. Проект- совместное творчество родителей и дет...