Чудесная страна Библиотека.
материал (1 класс) по теме

Гурова Тамара Алексеевна

 Чудесная страна Библиотека.

Гурова Тамара Алексеевна

 

Цель: приобщение детей к чтению.

Задачи:

  • привлечение детей к регулярному посещению школьной библиотеки;
  • привлечение детей к чтению;
  • знакомство с историей создания письменности и книги;
  • воспитание бережного отношения и любви к книге.
  • создание классной библиотеки

 

На классный час приглашается школьный библиотекарь.

К занятию готовится выставка повреждённых книг “Пожалейте нас, ребята!”.

Презентация: « История книги».

На доске высказывания о книге:

  • С книгой жить – век не тужить!
  • Книга – разумный советчик человека.
  • Дом без книги – день без солнца.
  • Книга поможет в труде, выручит в беде.
  • Умнее книги не скажешь.

Здравствуйте, ребята! Давайте начнём нашу встречу с загадки:

Склеена, сшита, без дверей,
А закрыта.
Кто её открывает,
Много знает.
Что это? (Книга.)

- Книга – удивительная вещь. Сложили вместе листы бумаги, на них какие-то значки поместили: точки, крючочки да закорючки. Глаза наши смотрят на таинственные знаки, и вдруг начинается удивительное волшебство: книга начинает с нами говорить.

Книга поможет узнать обо всём:
Про одежду, про дом,
Про собаку и кошку.
Про всех понемножку.
В весёлых стихах, о разных часах,
О числах и счёте тоже прочтёте.
О мудрости древней
Про лето в деревне.
Весёлые стихотворения про изобретения,
Про случаи в школе и про добычу соли.
Всего и не счесть. Не лучше ль прочесть?

Кто же придумал книгу? Кто стал первым чудесником? (Приложение 1) Никто. Такого изобретателя просто не существует. Ведь люди с незапамятных времён рассказывали друг другу удивительные истории, делились тем, что знали, друг с другом, только вот записывать научились не сразу.

Слайд

Первым видом письменности были геометрические изображения и рисунки.

Слайд, слайд.

Самая древняя и известная нам цивилизация – это древние шумеры. Вместо слов и букв шумеры использовали рисунки (слайд). Шумерское письмо называется “клинопись”, от слова “клиновидный”, потому что для выдавливания знаков на глиняных табличках, служивших для письма, они пользовались палочкой, клинышком заострённой на конце.

Слайд

Древние египтяне пользовались пиктографическим (рисуночным) письмом. Каждая маленькая картинка обозначала слово или звук (слайд).Такие рисунки, или символы, называются иероглифами.

Слайд

Но вот появились буквы (слайд). Большинство алфавитов, которыми люди пользуются сегодня, вероятно возникло из древнего рисуночного письма.

Слайд.

Латинская буква “А”, возможно, произошла от старого рисуночного знака быка.

Многочисленные писцы стали вести записи: сколько зерна собрано на царских полях, сколько скота в их стадах… А ещё они записывали то, что знали и умели самые мудрые люди того времени.

Так появились книги.

Слайд

Египтяне писали на папирусе, изготовленном из листьев этого водного растения. Папирус скручивали в свитки. Чернила они делали из древесного угля, смешанного с водой и клеем.

Слайд

Позже люди из шкур животных стали делать пергамент. Он был лучше папируса, так как на нём можно было писать с обеих сторон, его можно было сгибать, резать. Отдельные листы сшивались и в таком виде они выглядели уже как книги. Правда, была такая книга тяжеловесной, огромной. Переплёт делался из двух досок, обтянутых кожей. Его украшали медными наугольниками, бляхами. Драгоценными камнями, книга закрывалась на застёжки или замки, которые запирались.

Слайд

В России писали на бересте деревьев (демонстрируется береста). По свидетельству учёных, берестяные книги возникли у нас на Руси в 9 веке. Буквы на бересте процарапывались острым железным или костяным стержнем. Для изготовления книг бересту кипятили, соскабливали внутренний слой коры, а затем обрезали по краям, придавая нужную форму. Пройдя такую обработку, береста становилась эластичной, мягкой.

В Древнем Египте придумали книги – ленты, где использовалась специальная бумага из растений, а ассирийцы придумали книги – плитки. Существовала целая библиотека, сделанная из глиняных плиток. Такая странная библиотека без единого листа бумаги была найдена среди развалин древнего города ассирийцев – Ниневин. Эта библиотека – хранилище принадлежала царю Ашшурбанипалу. Каждая “книга” состояла из нескольких десятков или даже сотен плиток, как наша книга из многих страниц. Плитки нумеровали как страницы и на каждой проставляли название. Также во времена древних римлян были изобретены книги из воска. Выглядела эта книга так: несколько табличек – дощечек, аккуратно выструганных в середине, скрепляли шнурками через дырочки, проделанные в углах. Квадратную выемку каждой дощечки заполняли воском – жёлтым или окрашенным в чёрный цвет. Писали в книге стальной палочкой. Такие книги могли служить долго, так как можно было стирать написанное и писать снова.

Слайд

Изобретена бумага была в Китае, ученым Цай-Лунь.

Долгое время книги были рукописными…. Представьте, сколько времени уходило на то, чтобы аккуратно, красиво, без ошибок переписать от руки толстенные тома для библиотеки. На переписку толстых книг уходили месяцы и годы.

Слайд

Но время шло. И вот появились первые печатные станки. Сначала маленькие, ручные, а потом настоящие печатные машины.

Слайд

Около 1450 г. Иоганн Гуттенберг построил первый печатный станок. За час на нём можно было напечатать примерно 16 страниц книги. Гуттенберг составлял слова, соединяя металлические буквы – их называют шрифтом.

Слайд

Современные печатные машины работают на электричестве. Они печатают цвета один за другим на листе бумаги, из которого потом получается несколько страниц. Отпечатанные страницы складываются в правильном порядке. Затем они обрезаются до нужного размера, переплетаются и становятся книгой.

Далеко ушла современная книга от своих древних предков. Она стала легче, радует глаз цветным переплётом и картинками. И всё-таки современная книга сохранила в своём облике черты, которые складывались веками. Как и много лет назад, создание книги требует труда многих людей: писателей, поэтов, художников, типографских рабочих и множества других. Если мы откроем книгу и посмотрим, то увидим, какие множество людей приложило свой труд к её созданию. А как вы думаете, ребята, что надо знать, чтобы стать хорошим читателем?

(Ответы детей)

Совершенно верно, надо знать, как правильно обращаться с книгой. А вы знаете, как правильно обращаться с книгой?

Ответы детей.

Итак, давайте более подробно остановимся на том, чего боится книга.

Во-первых, книга боится дождя и снега. Почему? Правильно. У вымокшей книги коробятся страницы, разбухает и отслаивается переплёт. Что же делать, если на улице дождь или снег, а вам нужно нести книгу в библиотеку? Конечно. Вы будете очень хорошими читателями, если положите книгу в непромокаемую сумку.

Ещё книга боится грязи. Особенно она не любит читателей с грязными руками. Они оставляют на её страницах пятна, которые потом трудно отчистить. Особенно трудно ликвидировать жирные пятна. А они чаще всего появляются, если книгу кладут рядом с тарелкой. Пожалуйста, не читайте книгу во время еды!

Наконец, книга очень боится всего, из-за чего она может рассыпаться на кусочки. А из-за чего книги рассыпаются, знаете?

(Ответы детей).

Да, совсем не сложно привести книгу к такому концу. Она начинает рассыпаться, если её кладут раскрытым переплётом вверх и если вместо закладок оставляют в ней толстые линейки, карандаши и прочие толстые предметы.

Книги библиотечные и учебники – особо уязвимые существа: ведь ими пользуются намного чаще, чем домашними. Когда вы берёте книгу, вы становитесь её полноправным хозяином, но – только на несколько дней в соответствии с правилами библиотеки.

Вы можете её читать, рассматривать картинки, но, если вам захочется что-то нарисовать или записать, сделайте это в специальной тетради или альбоме.

Не разбрасывайте книги – они ведь могут потеряться даже в маленькой комнате. Лучше заранее определить библиотечным книгам место “временного проживания” - на столе или на книжной полке.

В назначенный срок книги ждут в родном доме – библиотеке. А если вы не успели её прочитать? Не беда, придите в библиотеку и продлите её срок.

А теперь посмотрите, пожалуйста, на нашу выставку. На ней вы видите книги, которые стали жертвами неумелого обращения читателей.

Я надеюсь, что книги, которые вы будете брать в школьной библиотеке никогда не окажутся на подобной выставке. Иначе, с вами может приключиться такая же неприятная история, как с героем “Книжки о книгах” Самуила Маршака. Сейчас я познакомлю вас с ним.

1. У Скворцова Гришки
Жили-были книжки – 
Грязные, лохматые,
Рваные, горбатые,
Без конца и без начала,
Переплёты как мочала,
На листах – каракули.
Книжки горько плакали.

2. Дрался Гришка с Мишкой,
Замахнулся книжкой,
Дал разок по голове – 
Вместо книжки стало две!

1. Горько жаловался Гоголь:
Был он в молодости щёголь,
А теперь, на склоне лет,
Он растрёпан и раздет.

2. У бедняги Робинзона
Кожа содрана с картона,
У Крылова выдран лист,
А в грамматике измятой
На странице тридцать пятой
Нарисован трубочист.

1. В географии Петрова нарисована корова
И написано: “Сия География моя.
Кто возьмёт её без спросу, тот останется без носу”.

2. “Как нам быть?” - спросили книжки – 
“Как избавиться от Гришки?”

Что было с книжками дальше, вы узнаете, если прочитаете всё стихотворение. Скажу только по секрету, что эта история заканчивается хорошо. Вот какой у неё конец:

Написал я эту книжку
Много лет тому назад,
А на днях я встретил Гришку
По дороге в Ленинград.
Он давно уже не Гришка,
А известный инженер.
У него растёт сынишка,
Очень умный пионер.
Побывал у них я дома,
Видел полку над столом.
Пятьдесят четыре тома
Там стояли за стеклом.
В переплётах – в куртках новых,
Дружно выстроились в ряд,
Блещут книги двух скворцовых, 
Точно вышли на парад.
А живётся им не худо, - 
Их владельцы берегут.
Никогда они от сюда
Никуда не убегут.

Выступление библиотекаря. Знакомство с особенностями его работы , с

оформлением читательских формуляров.

А теперь я предлагаю вам самостоятельно заполнить читательские формуляры, расставить книги в алфавитном порядке, познакомиться с графиком работы библиотекарей. Каждый из вас будет работать библиотекарем согласно этому графику.

Мне хочется верить, что каждый из вас, будет бережнее относиться к книгам, и регулярно будет  читать книги не только нашей классной библиотеки, но и школьной,  городской.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок литературы во 2 классе по теме "Библиотеки. Проект «О чем может рассказать школьная библиотека»

урок литературы во 2 классе по теме "Библиотеки. Проект «О чем может рассказать школьная библиотека»...

"Чудесная страна Оригами"

Классный час рассказывает об искусстве Оригами....

Дом "Буквинск" и лингвистическая сказка Л.В.Бурмистровой «Чудесные приключения в стране Словографии»

Всё чаще в школу приходят дети 6,5 лет. Как сделать так, чтобы радость от встречи  не погасла, пытливый огонёк не угас? Предлагаю авторское пособие Дом "Буквинск" (адаптированное для традиционной...

ПУТЕШЕСТВИЕ В СТРАНУ ЗНАНИЙ сценарий мероприятия 1 сентября в библиотеке для учащихся 3-х классов.

Сделать незабываемым начало учебного года, помочь  перейти от летнего отдыха к учебе, используя игровую форму деятельности. Представленная работа окажет практическую помощь в организации первого ...

"Есть страна чудесная на свете" Библиотечный урок для учащихся 1-х классов

Библиотечный урок на тему : «Знакомство с библиотекой, правила пользования библиотекой и книгами» для учащихся 1-х классов. Цель  урока: знакомство с библиотекой; закрепление правил об­ращен...

Методическая разработка урока английского языка в 3 классе по теме "Животные. Чудесная страна" к учебнику Spotlight 3

В методической разработке представлен подробный план урока с интересными заданиями, рифмовками и упражнениями, Позволяет представить интересный урок для обучающихся  третьего класса начальной шко...

урок-квест в 3 классе "МУЗЫКА - ЧУДЕСНАЯ СТРАНА"

Музыка – чудная страна. Сколько дарит радости она! Здесь такое можно увидать, Что ни в сказке сказать, ни пером описать! Здесь гуляет Слон по потолку, А Свинья кричит "Ку-ка-ре...