Методическая разработка "Пасха! Господня Пасха!"
методическая разработка (2 класс) на тему

Прончак Людмила Николаевна

Цель мероприятия:приобщать детей к родной культуре,  народному творчеству, традициям. Задачи: Образовательные:

  • познакомить с традициями празднования православного праздника, его историей в соответствии с Библией;
  • расширять представление о православной культуре и святынях

 Развивающие:

  • развивать познавательную активность детей, умение выражать свои мысли, рассуждать;
  • развитие умения анализировать и делать выводы, отстаивать свою точку зрения, умения применять накопленные знания;
  • расширять кругозор детей;
  • развивать творческое воображение, творческое сотрудничество детей и взрослых в процессе подготовки и проведения православного праздника;
  • обогащать, активизировать культурологический словарь учащихся

Воспитательные:

  • продолжить формировать уважительное отношение к православным традициям, отечественной культуре;
  • воспитывать желание и развивать способности творчески реагировать на изученные темы

В разработку входит: сценарий празднования, методические указания, презентация.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_meropriyatiya.docx62.92 КБ
Файл paskha.pptx2.46 МБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

 средняя общеобразовательная школа № 50

ТЕМА: СЦЕНАРИЙ  ВНЕКЛАССНОГО  МЕРОПРИЯТИЯ «ПАСХА!

                      ГОСПОДНЯ  ПАСХА!»

                                                Учитель начальных классов

                                   высшей квалификационной категории

                                     Прончак  Людмила  Николаевна

Тула, 2013

Конспект мероприятия ПАСХА! ГОСПОДНЯ  ПАСХА!                                                                                                    ТОРЖЕСТВЕННАЯ ЧАСТЬ

1.Приготовление к Пасхе
Слайд 1. (См.приложение). Распятие. Перед Распятием зажженная свеча. Звучит тихое песнопение иеромонаха Романа "Я нарисую старый дом". (См.приложение). Выходят  четыре   мальчика  и    четыре девочки,    становятся перед Распятием лицом к зрителям. Тишина. Хор поет((3 раза):  «Христос   воскресе   из    мертвых,     смертию смерть поправ, и сущим во гробех живот даровав».  (См.приложение)
Первый мальчик. Великий пост   это  приготовление   к   празднику   Пасхи.   Путем покаяния,   отрешения  от   ветхой   греховной   жизни.   Великий   пост   очищает   и подготовляет     человека    для   участия  в  радостном,   торжественном   Празднике Воскресения Христова.
Первая девочка. Каждый   греховный   поступок    человека  как  бы     подтачивает, разрушает самого человека и весь мир, потому-то      наши грехи  так   мерзки перед Богом. Если  Великим постом мы с помощью   Божией сможем избавиться  хотя бы от одного такого греха, то пост не пройдет для нас даром.
Второй  мальчик :Великий пост... души отдохновенье
От вечной суеты, сжигающей огнем,
О, как люблю я грусть священных песнопений,
В них зов к нездешнему и слезы о былом.
Душа скорбит... И эта скорбь - спасенье
У ног Распятого остаться б навсегда!
И бремя нравственных ошибок и падений
Сложить бы здесь, у этого Креста. (Манефа Чокой)
Дети поворачиваются лицом к Распятию. Зрители присоединяются к молитве. Хор исполняет тихо песню М. Лермонтова «Молитва»(См.приложение).Мальчик на этом фоне читает «Отче наш»
Третий мальчик. Отче наш, Иже еси на небесех! Да святится имя Твое, да приидет Царствие Твое, да будет воля Твоя,    яко на небеси и на земли. Хлеб наш насущный даждь нам днесь; и остави   нам долги    наша, якоже    и мы   оставляем должником нашим; и не введи нас во искушение, но избави нас от лукаваго.
Третья девочка (читает молитву святого Ефрема Сирина). Господи  и      Владыко живота моего, дух праздности, уныния, любоначалия и празднословия   не даждь ми. Дух же целомудрия, смиренномудрия, терпения и любве даруй ми,    рабе Твоей. Ей, Господи Царю, даруй   ми  зрети  моя  прегрешения  и  не осуждати брата моего, яко благословен еси во веки веков. Аминь.
Четвертая девочка. Пресвятая Троице, помилуй нас;  Господи, очисти  грехи наша; Владыко, прости беззакония наша; Святый, посети и   исцели  немощи  наша   имени Твоего ради.
Все дети: Господи помилуй! ( 3 раза). Выходят четыре девочки.
Первая девочка. Христос Воскрес!           Все: Воистину Воскрес!
Девочка. Христос Воскрес!                       Все: Воистину Воскрес!
Девочка. Христос Воскрес!                       Все: Воистину Воскрес!
Первая девочка:     Бог повсюду. Онвезде                     Всех на свете понимает,
                                  В небе, воздухе, воде,                         Он - Спаситель мой и твой,
                                  Все Он видит, все Он знает,               Онповсюду. Он – живой!
           Хор исполняет песню «Повсюду благовест…»  (См. приложение)                             
Вторая девочка:   Это свято я приемлю,                              Чтобы нас спасти с тобой.
                                Сам Господь сошел на землю                 Ты, конечно, знаешь это,
                                И пожертвовал Собой,               И ответишь на вопрос: « Кто Он?»                                                         
                                                      Все: Иисус Христос!     (Е. Санин)
Третья девочка. Радость от земли и до небес;          Он Воскрес... И это Воскресение
                              Он Воскрес! Воистину Воскрес!     Дарует нам вечное спасение.                               
Четвертая девочка.  Христос Воскрес! Звучит благая
                                     Над миром весть с Святых Небес,
                                     И тварь ликует, воспевая -
                                     Все: Христос Воскрес! Христос Воскрес!
Хор: Воскресение Христово   видевше,       поклонимся    святому    Господу Иисусу, Единому безгрешному. Кресту Твоему покланяемся, Христе, и   Святое Воскресение Твое  поем и    славим. Ты  бо  еси  Бог  наш, разве  Тебе иного   не знаем,  имя  Твое именуем. Приидите вси вернии, поклонимся святому Христову Воскресению: се   бо прииде   Крестом   радость  всему  миру.  Всегда       благословяще   Господа,     поем воскресение Его: распятие бо претерпев, смертию смерть разрушив.(См.прилож.)
На фоне тихо звучащей музыки(«Зима»Вивальди)девочка читает стихи.(См.прил.)
Дитя рождается безгрешным,                                   Дитя на ангела похоже -
Сияет кротко детский взгляд,                                   Не знает злобы и страстей,
Добру открыт, как утром вешним,                           Учил Спаситель: в Царство Божие
Теплу распахнут майский сад.                                  Врата открыты для детей.
2.Благословение детей.  Хор исполняет песню «Под небом голубым…»  (См. приложение).  Участвуют три чтеца. Слайд 2
Ведущая. Из Евангелия мы знаем, что Иисус  Христос  очень  любил детей, и всегда благословлял их. Иногда   ученики,    стараясь уберечь   Господа   от   утомления, не допускали к Нему детей. Но Господь говорил им: -Пустите детей и не препятствуйте им приходить ко Мне, ибо таковых есть Царствие Божие.
Первый чтец. В    Евангелии   говорится,   что   когда Спаситель   учил о   Царствии Небесном, он призвал одного ребенка, поставил    его    посреди народа    и   сказал: «Если не будете как дети, не войдете в Царство Небесное. Кто примет такое    дитя   во имя мое, тот Меня принимает.»
Второй чтец. По Преданию, этого ребенка звали   Игнатий. Он   стал   впоследствии святым. Его называют Богоносцем, потому что Сам Господь носил его на руках.
Третий чтец. И еще потому, что   с  тех  пор он   больше всего   на   свете   полюбил Христа и никогда не мог забыть Его    прекрасный взгляд,   полный небесной любви.
Первый чтец. Он всю свою жизнь носил в сердце имя Христа.

Второй чтец. Настало время, когда по повелению   римского    императора   Трояна язычники стали мучить и   убивать      христиан.    Схватили и   Игнатия   Богоносца, который был епископом в городе Антиохия.
Третий чтец. Его приговорили к ужасной смерти. Он был брошен    на  растерзание хищным зверям в римском цирке.
Первый чтец. Идя  на казнь,   святой   Игнатий   все   время    повторял имя Господа Иисуса Христа. Когда мучители спросили его, зачем он твердит это    имя,   Игнатий Богоносец ответил: «Оно написано в сердце моем».
Первый чтец. И  вот   когда   святой   был растерзан    львами, его   сердце   Божиим произволением осталось цело. Злые люди, решили   проверить  его слова,   разрезали сердце пополам и увиделитам золотыми буквами написано: «Иисус Христос!»
3. Христова птица.   Слайд 3 
Ведущая. А теперь вспомните о Голгофе, о    распятии Спасителя:     на холме стоит Крест, а на Кресте умирает плотию Сын Божий. Он умирает,   потому что Он так нас возлюбил,     что   во   всем уподобился    нам, кроме греха,   чтобы за   наши грехи и беззаконие принять крестную смерть. Сын Божий умирает свободным соизволением Своим, чтобы открыть нам путь в Царство Небесное.
Мальчик
Над Голгофой-лобным местом                   Мукой той бесчеловечной,
Тьма, съедая свет, ползла.                           Кровью, что текла из ран,
Но, взойдя на страшный Крест, Он            Спас Он всех от смерти вечной 
Победил всю силу зла!                                 Православных христиан!(Е. Санин)
Участвуют девять чтецов. В центре зеленое дерево, на котором развешены ярко-красные птички-клесты. Послышались звуки лесного шума, пение птиц. Выходят девять чтецов и становятся по обе стороны зеленого дерева. (См.приложение)
Первый чтец. Морозное утро. В   лесу  тишина.   Красиво.   Торжественно,   как     в Божием храме... Но чу! Что за звуки?.. Цик, цик, цек, цек, цок, цок... Морозные лучи солнца осветили    веселую картину: на хвойных веткахярко-  красные  птички: кто вниз головой, кто вверх, кто сбоку прицепился одной лапкой к еловой шишке...
Второй чтец. Птица эта- «Христова птица», или клест. Особенностью в наружности «Христовой птицы» является ее крестообразный клюв.
Третий чтец. В одной    старинной легенде сказано,   что при крестных   страданиях Спасителя к Кресту слетелись несколько    клестов, которые стали      вытаскивать из окровавленного     чела   Распятого   тернии Его венца и    так же усиленно старались вытащить гвозди, которыми был  пригвожден   Божественный  Страдалец; старались до тех пор, пока  концы  их клювов не загнулись от чрезмерных  усилий  и  не  стали крестообразными.
Четвертый чтец. Христос сказал им:  «За ваше состраданье Распятому,  отныне   и вовек на память вечную, потомству в назиданье останется ваш клюв крестообразен».
Пятый чтец. Благодаря    своему   крестообразному    клюву клест    может отлично вылущивать из шишек хвойных деревьев семена, которые составляют главную   его пищу, а так как    в   сосновых   и   еловых семенах   заключается   много смолистого вещества, то после смерти птицы тело ее  становится    словно  набальзамированное. Известны случаи, когда такие тела птиц-клестов сохранялись в течение 15-20 лет без всяких признаков разложения.
Шестой чтец. ...Христос сказал: «Тлен не    коснется   вас,   насущный  для вас корм всегда в обилии давать вам будет лес, и северной зимы жестокие  морозы безвредны будут вам».
Седьмой чтец. Самой     удивительной    особенностью    клеста,    который   мы   не встречаем ни у одной из наших птиц,    является способность  гнездиться и выводить детей-птенцов в любое время года.
Восьмой чтец. Христос сказал:   «В любую   пору года любить и    песни петь, среди зимы иль летом, весной иль осенью  выращивать детей равно да будет вам…»
Девятый чтец. Клесты водятся во    всей северной и    средней Европе, повсюду, где только   есть хвойные    леса.   Характер    у    клеста     чрезвычайно    симпатичный: отличительные его чертыдобродушие,    доверчивость и общительность не только друг с другом, но даже с другими птицами.

Ведущая. В то время как все   люди наполнены    переживанием крестной смерти и Воскресения Христа, Спасителя   нашего, природа также    не остается безучастной.
Начинает     тихо звучать музыка - это звуки природы:   шум ветра, моря. «Григ и звуки океана. Вечерний прилив».(См. приложение)
4. В Гефсиманском саду.  Действующие лица: чтецмальчик, терндевочка в кос-тюме терна,  кипарисдевочка в костюме кипариса,   ветермальчик   в костюме ветра. (См. приложение «Фото Пасха»)
Чтец. И в этот час, гласит Преданье,           Все преклонилось перед ним.
           Когда, сомнением томим,                   Затихла ночь в благоговенье,
           Изнемогал Он от страданья,               И слышит Он:
Терн. Моих ветвей                                              Но терн короною зеленой
           Колючий терн венцом мученья              Чело Святое обовьет-
           Возложат на главе Твоей.                        В мир под страдальческой короной,
                                                                             
Как Царь Царей Господь войдет!
Чтец.         И кипарис, над Ним шумящий,
                   Ему шептал во тьме ночной:
Кипарис. Благословен Господь скорбящий-            Мой тяжкий крест, и на кресте
                  Велик и славен подвиг Твой!                   Весь мир узрит Тебя, Смиренный,
                  Я вознесу над всей Вселенной                 В неизреченной красоте.

Чтец.     Но снова Он в тоске склонялся,            И ветер ласковой струей
               Но снова Он скорбел душой,                 Его чела в тиши касался.                            
Ветер.   О, подними Свой грустный взор!                       Я нежной лаской аромата
               В час скорби, в темный час страданья               Твои мученья облегчу,
               Прохлады свежее дыханье                                  Я от востока до заката
               Я принесу с долин и гор,                                     Твои глаголы возвещу!
Ведущая. Около Креста Матерь Божия, апостол Иоанн. Каким именем назвать таинственную любовь Пресвятой Девы к Сыну Богочеловеку, каким свойством объяснить его веру? И любовь,  и вера в ней едины, без разделения, без смешения.
Девочка.               Магдалина билась и рыдала,
                               Ученик любимый каменел,
                               А туда, где молча Мать стояла,
                               Так никто взглянуть и не посмел. (А. Ахматова)
5.  Святые Жены-Мироносицы.     Слайд 4
Ведущая. Святые Жены-Мироносицы:     Мария   Магдалина,   Мария      Иаковлева, Саломия. Мироносицы были первыми, узнавшими о Воскресении Христа!    Почему они были удостоены чести быть первыми вестницами Воскресения Христа?  Потому что  их любовь не   имела границ и   не знала страха.   Все    ученики Христа   (кроме апостола Иоанна) в страхе разбежались. Они не видели, как    Он страдал  на Кресте, как был поруган, как  взывал к Отцу Небесному. Об этом они    узнали от других.   А Жены-Мироносицы до последней минуты были   со Христом, они провожали Его на Голгофу,  стояли у Креста,   видели  Его  крестные  страдания,  присутствовали   при погребении, позаботились купить     ароматы, чтобы   помазать  ими тело  Христа, не побоялись ни темноты, ни римских солдат, не  ведали  страха за себя, за свою жизнь, отправились   одни  ко гробу  Господню,  удостоверяя этим   безграничную  любовь  и преданность Христу.  Поэтому  они  и  удостоились первыми видеть  Воскресшего Христа.
Девочка. Мужчины больше философствуют                 Мужи напуганы солдатами,
                 И сомневаются с Фомою,                                 Скрываются от ярой злобы,
                 А Мироносицы безмолвствуют,                      А Жены смело с ароматами
                 Стопы Христа кропя слезою.                          Чуть свет торопятся ко Гробу.
Действующие лица: Первая девушка, вторая девушка, третья девушка.

(Все три девушки одеты в костюмы времен земной жизни Иисуса Христа.)
Чтец-мальчик, ангелдевочка в костюме Ангела. (См. приложение «Фото Пасха»)
Чтец. Туман и заря над землей полусонной,            Кувшин благовонный

           По склонам три женщины шли.                       Ко гробу Господню несли.
           И с маслом янтарным
Первая девушка. У них от дум, от тяжести утраты
                               Ряды морщин легли на бледный лоб;
                               Они несли в сосудах ароматы,
                               Как дань любви, Учителю на гроб.
Чтец. В предрассветный туман устремляя свой взор,
           Они в сад уже робко вступали,
           Посторонний не шел на уста разговор,
           Об одном лишь они рассуждали.
Вторая девушка. Кто поможет им камень большой отвалить,
                                Закрывавший святую пещеру.
Третья девушка.   Чтоб слезами здесь горе при гробе излить,
                                 Укрепить ослабевшую веру.
Чтец.   Вот пред ними сквозь зелень смоковниц, олив
             Очертанья пещеры открылись,
             И, дыхание робко в груди затаив,
             Мироносицы к ней устремились.
Первая девушка.    Камень был отвален, и сидел, светлолиц, на нем Ангел.
Чтец.    Он голосом ясным
              Возвестил им:
Ангел.  Не бойтесь! Владыки Христа         Его нет здесь. Спаситель из гроба восстал:
              Вы искали Распятое Тело;              Всем вещайте об этом вы смело!
Чтец. И спешат оттуда жены,                                  Проповедуют Сиону
           И с восторгом их уста                                    Воскресение Христа.          
Первая девушка. Он Воскрес! Обитель рая             Жизнь безгрешная, святая.
                                Вновь открыта для людей...         Лишь одна дорога к ней.                                                          
Вторая девушка.  Христос Воскрес! Опять с зарею      Опять зажегся над землею
                                 Редеет долгой ночи тень,                  Для новой жизни новый день.                                                                                
Третья девушка.  Внимай, земля и круг небес:
Все вместе. Христос Воскрес! Христос Воскрес!

Хор исполняет песню «Чудо выше из чудес!»(См. приложение).  Слайд 5
Ведущая. Каждому христианину Бог дает при крещении  ангела-хранителя, который невидимо    охраняет   человека всю  его  земную   жизнь. Он   охраняет  его  от  бед, напастей,  предостерегает  от   грехов.   Вначале,  когда еще  не было мира,  и не был сотворен   человек,   Бог   сотворил   святых  ангелов.  Они бестелесны,  бессмертны, безгрешны.  Одно у  них  служение - любовь к Богу.
Девочка.   Каждому от Бога дан святой Хранитель;
                   В радости и в горе с нами Он всегда;
                    Ангел белокрылый, ласковый учитель,
                     Светлый, как звезда.(М. Пожерова)
Мальчик. По небу полуночи Ангел летел
                   И тихую песню он пел,
                   И месяц, и звезды, и тучи толпой,
                   Внимали той песни святой.
Он пел о блаженстве безгрешных духов          О Боге Великом Он пел, и хвала
Под кущами райских садов,                              Его не притворна была.(Ю. Лермонтов)
Ангел. О Боже, Тыи жизнь, и свет всего творенья,
Ты-в ярком свете дня, в улыбке звезд ночных,
На что ни взглянем мы в порыве умиленья-
Ты, Господи, во всем, вседело рук Твоих!
Девочка. Пресветлый Ангел мой Господень,          Ты послан с неба для храненья,
                 Хранитель ты души моей,                          Тебе Господь так поручил;
                 Души моей, тебе победной,                        Прими теперь мое моленье
                 Будь милостив к рабе твоей.                       И как мне жить здесь, научи.

Хор исполняет песню «Песенка про ангела»(См. приложение)
Ангел.  Живите, люди добрые!            Тебеземля цветущая,
              Живите, люди честные!           Тебеогни небесные,
              Стремися, юность смелая,       Тебевесна румяная
              без устали вперед!                     и шепот вешних вод...
Хор исполняет песню «Пришла весна пасхальная»(См. приложение)
Люди-братья! Наступил                      Светлый Праздник Воскресенья,
День великий, день спасенья!             Бога Правды! Бога Сил!
Девочка. Христос Воскрес! Все: Воистину Воскрес!   Слайд №6
Мальчик.   Христос Воскрес! Какой небесной, светлой радостью звучат эти слова и, как звон колокола, отдаются в каждой христианской душе.

Каждую фразу мальчик и девочка читают поочерёдно.
Христос Воскрес, и ад Им побежден.            Христос Воскрес, и рай открыт для нас.
Христос Воскрес, и мир Им искуплен.          Христос Воскрес, и сила ада пала.
Христос Воскрес, и ангелы ликуют.              Христос Воскрес, и стерто смерти жало.
Христос Воскрес, и люди торжествуют.        Христос Воскрес, и мир от муки спас.
Чтец.     Под солнцем вьются жаворонки.               Все:        Христос Воскрес!
               По всем кустам малиновки.                       Все:        Христос Воскрес!         
               Во все окошки ласточки.                            Все:        Христос Воскрес!           
               В сердцах у дев, у юношей.                        Все:        Христос Воскрес!       
Все:   Воистину Воскрес!

          Далее вторая часть праздника -театральная   постановка    «Гуси-лебеди»    (См. приложение).     Продолжительность   постановки 10 минут.     После       завершения выступления поётся праздничный тропарь,    предоставляется  слово представителям церкви, родителям. Вручаются подарки, праздничное чаепитие с играми.   Сценарий апробирован в двух частях. (См. приложение «Видео») 

Инна Валиева. «Гуси-лебеди»

ВЕДУЩАЯ: Жили-были в одной деревеньке в домике с расписными ставнями папа и мама, и было у них двое детей: дочка Алёнушка да братец Иванушка. Дело было перед самой Пасхой.

ПАПА: Доченька, мы пойдем в церковь куличи и яички освятить, а ты дома приберись да за братцем пригляди - одного его не оставляй.

МАМА: А вечером мы все вместе на праздничную службу к Пасхе пойдем. Я тебе для праздника новый платочек припасла.

АЛЕНУШКА: Хорошо, матушка, хорошо, батюшка. Я все сделаю.

ВЕДУЩАЯ: Только папа с мамой ушли, в окошко уже подружки заглядывают, на улицу зовут в горелки играть.

ПОДРУЖКИ: «Выйди, Маша, из ворот, из ворот.
Выйди, Маша, в хоровод, в хоровод!»
«Нет, подружки не могу, не могу:
Братца Ваню берегу, стерегу!»
«На крылечке серый кот, серый кот, -
Пусть он Ваню бережет, стережет.»
«Серый котик, поскучай, поскучай,
Братца Ваню покачай, покачай!»

ВЕДУЩАЯ: Не удержалась Аленушка, позабыла, что ей папа с мамой говорили.

АЛЕНУШКА (Иванушке): Ты здесь посиди, поиграй, а я к подружкам схожу.

ИВАНУШКА: Да ведь дома еще не прибрано!

АЛЕНУШКА: Ничего, успеем! Я быстро!

(Аленушка убегает. Девочки кружатся, поют.)

ПОДРУЖКИ: Гори-гори ясно,
чтобы не погасло.
Погляди на небо –
звезды горят,
журавли кричат.
Раз, два, не воронь,
а беги, как огонь!

(Девочки разбегаются. Иванушка остается один.)

ВЕДУЩАЯ: А в это время налетели гуси-лебеди, схватили братца и унесли.

(Выбегает Аленушка.)

АЛЕНУШКА: Иванушка! Иванушка! Где ты? Ах, гуси-лебеди, это они унесли моего братца! Я их догоню!

ВЕДУЩАЯ: Среди листвы зеленой,
Среди цветов, полян
Ты все бежишь - и ноги
Босые мнут траву.
Мелькает твой, Алена,
Пестрый сарафан
И все зовешь в тревоге
«Иванушка! Ay!»
Бежит Аленушка по лесу, а куда бежит - и сама не знает. Видит на пути - зайчиха с зайчонком.

ЗАЙЧИХА: Аленушка, помоги, пожалуйста, моему зайчонку, заноза в лапку попала. Болит лапка, он ходить не может.

АЛЕНУШКА: Вот еще! Некогда мне, своего горя хватает!

ВЕДУЩАЯ: Бежит Аленушка дальше, а навстречу ей Медведь с медвежонком.

МЕДВЕДИЦА: Аленушка, помоги! Запутался мой медвежонок в сети ловчие!

АЛЕНУШКА: Вот еще! Некогда мне, своего горя хватает!

ВЕДУЩАЯ: Бежит Аленушка дальше, бежит по лесной опушке. Видит - цветочки маленькие расцвели.

ЦВЕТЫ: Милая, Аленушка! Помоги! Отодвинь камни! Дай нам к свету Божьему, к солнышку потянуться!

АЛЕНУШКА: Вот еще! У самой беда, некогда о вас думать!

ВЕДУЩАЯ: Бежала так Аленушка, а куда бежала - сама не знала. Совсем заблудилась, устала. А вокруг деревья стеной стоят. Испугалась Аленушка, села на пенек, да и заплакала.

АЛЕНУШКА: Бедная я, несчастная, никому ненужная! Ох! Бедная я, несчастная!

(Тихо подходит ангел.)

АНГЕЛ: Как же ненужная? Нужная, Аленушка! И Господу Богу, и Пресвятой Богородице нужная! А вот то, что бедная да несчастная - это верно. Потому что тот, кто своих друзей бросает да забывает - тот сам себя бедным да несчастным делает.

АЛЕНУШКА: А кто же мои друзья? Кого я забыла? Весь день с подружками была, в горелки играла. А потом все по лесу бежала...

АНГЕЛ: А вот они три сестры - три твоих верных подруги.

(Выходят Послушание, Милосердие и Молитва.)

АЛЕНУШКА: Кто вы?

ПОСЛУШАНИЕ: Вспомни, Аленушка, с чего начались твои беды? Что тебе матушка с батюшкой наказывали?

АЛЕНУШКА: Дома убраться да за Иванушкой посмотреть... Ах, что же я наделала - не послушалась!

ПОСЛУШАНИЕ. Вот ты меня и вспомнила Имя мое - ПОСЛУШАНИЕ! Послушание - святое дело и скорый путь к миру, любви и спасению.

МИЛОСЕРДИЕ: Аленушка, а когда тебя Зайчиха, Медведица, цветочки о помощи попросили - ты им помогла?

АЛЕНУШКА: Стыдно мне... Никому я не помогла, немилосердная я!

МИЛОСЕРДИЕ: Вот и меня вспомнила! Имя мне - МИЛОСЕРДИЕ! Милость - самого Бога дело!

МОЛИТВА: А я, Аленушка, первая твоя помощница. Никогда не забывай меня. Имя мне - МОЛИТВА. Молитва и пост с Богом соединяют!

АЛЕНУШКА (обращаясь к Ангелу): А тебя я сама узнала! Ты - мой Ангел-Хранитель. Про тебя мне мама много рассказывала. Прости меня, мой светлый Ангел, и помоги мне!

(Исполняется «Песенка про ангелов». Все уходят. Аленушка видит Иванушку.)

АЛЕНУШКА: Иванушка!

ИВАНУШКА: Аленушка! Гуси-лебеди посадили меня на лужок, а сами полетели из озера воды напиться, сейчас за мной вернутся.

АЛЕНУШКА: Не бойся, Иванушка, бежим отсюда. А по дороге будем Ангелу-Хранителю молиться, да Господа Бога с Пречистой его Матерью на помощь призывать.

ВЕДУЩАЯ: И побежали Аленушка и братец Иванушка в обратный путь - к родительскому дому. А по пути они все дела исправили: и медвежонку помогли, и зайчика из беды выручили, и про цветочки не забыли. (все это дети показывают) А тут и колокола зазвонили - Аленушка да Иванушка сразу поняли, в какую им сторону к родному дому бежать. А дома Аленушка перед батюшкой и матушкой во всем повинились, покаялись.

АЛЕНУШКА: Простите меня, батюшка и матушка!

ВЕДУЩАЯ: Возблагодарили папа и мама Бога за то, что детушки их живы и здоровы. И доченьку свою простили. С тех пор Аленушка очень послушной стала. А если кто о помощи просил, никогда мимо не проходила.

МЕТОДИЧЕСКИЕ  УКАЗАНИЯ  К  ПРОВЕДЕНИЮ  ПРАЗДНИКА

Праздники – это своеобразные рубежи жизни, на них ориентируются, к ним готовятся. Взрослые и дети живут в ожидании хорошего праздника – весёлого, нарядного, дружественного. Праздник основан на ценностях общения, ценностях коллективных переживаний и творчества в различных видах деятельности. Это сфера разностороннего творческого сотрудничества детей и взрослых в процессе подготовки и проведения православного праздника. Православные праздники ─ часть русской культуры. А русская культура своими корнями глубоко уходит в Православие, органически и исторически взаимосвязана с ним. Обращение к Православию необходимо.

Праздники должны приобщать детей к родной культуре, к народному творчеству, традициям, важнейшей частью которых являются именно православные праздники.

            Методические приёмы, которые применяются для подготовки и проведения православного праздника в общеобразовательной начальной школе многообразны. Они характеризуются  не только деятельностью взрослого, приобщающего ребёнка к православной культуре, но и  деятельностью обучающего ─ его знаниями и умениями. Необходимо учитывать и активность ребёнка, который также должен овладеть соответствующими способами этой деятельности. Следовательно, происходит двусторонний процесс, в котором, с одной стороны, действуют методы обучения, с другой ─ способы учения, которыми овладевает ребёнок.

Для подготовки православного праздника педагог использует объяснительно-побуждающий метод, а ребёнок подводится к самостоятельным поисковым способам действий. Метод показа и подробные объяснения применяются при обучении детей исполнению какого-либо элемента танца, певческой интонации, произнесению слов и т.д. Метод формирования способов самостоятельных действий применяется тогда, когда ребёнок сам находит необходимый  приём исполнения.

Рассмотрев структурные элементы проведения праздника, которые предлагает Лобачева С.И., мы разработали свою методику подготовки и проведения православного праздника, которая состоит из 2-х блоков:

I. Подготовка к проведению праздника

II.Непосредственное проведение праздника

        Теперь рассмотрим их подробнее:

I. Подготовка к проведению православного праздника.

1. Подготовка учителя

Учитель должен обладать знаниями по истории религий, истории христианства, истории отечества, общей теории религий, основам христианского искусства, истории Русской Православной Церкви, основам православной культуры.

Учителю следует учитывать возрастные, психологические индивидуальные, умственные особенности детей.

Педагог должен обладать тактом, быть активным, инициативным, находчивым, уметь выйти из затруднительного положения, уметь держаться свободно и естественно, обладать хорошей дикцией. Самое главное - любить детей и свое дело.

2. Проведение занятий по основам православной культуры

Проведение данных занятий включает в себя следующие аспекты:

  • Знакомство с историей Праздника. Нами были разработаны занятия по

темам: «Пасха Христова», «Рождество Христово», «Благовещение», «Рождество Богородицы, «Введение во храм Пресвятой Богородицы», «Покров Пресвятой Богородицы», «Троица», «Житие преподобного Сергия Радонежского», «Святые равноапостольные Кирилл и Мефодий», «Житие святителя Пантелимона», «День ангела», «Дни Творения», «Вводное занятие» и другие.

  • Знакомство с традицией празднования. Например, на Пасху красить яйца, печь куличи; на Благовещение - выпускать на волю птиц, печь печенья, пряники в виде птиц; на Троицу - украшать дом веточками березы; на Рождество - ставить дома елку и т.д.
  • Словарная работа. Мы предлагаем использовать различные приемы проведения словарной работы:

  - до знакомства с новой темой на доске выписать слова, обозначающие географические названия или незнакомые детям исторические реалии;

- во время свободного рассказа учителя объяснить те слова и выражения, которые легко понять из констекста либо легко подобрать синонимы;

- после рассказа учителя выяснить любые неопределенности в понимании слов и выражений, которые могут возникнуть у детей;

- особо обратить внимание на усвоение слов из Священного Писания (Евангелия), из Богослужения и устройства Православного храма, а также основных фактов и имен из духовной истории тверской земли;

- для перевода новых слов в активный запас будем использовать прием записи ключевых слов и выражений, по которым дети могут составлять устные пересказы;

- работа с рубриками учебника «Пиши правильно» и «Запомни»;

- чтение и обсуждение фрагментов историко-литературной статьи хрестоматии, содержащей описание значения историзмов или архаизмов;

- обогащать пассивный лексический запас, чтобы в языковом опыте детей расширялась та «речевая область», из которой они понимают духовные предметы речи.

Можно отметить, что при проведении данных занятий дети с большим интересом и удовольствием изучали предложенный материал. Несмотря на то, что мы работали в условиях общеобразовательной школы, многие дети имели информацию о православных праздниках, понимали их значение. В семьях учащиеся в большинстве случаев соблюдались традиции празднования православных торжеств.

3. Изготовление подарков

Мы считаем, что при подготовке к православным праздникам подарки лучше изготавливать своими руками. Подарки можно готовить:

  • на уроках труда (на «День Ангела» - открытки с изображением Ангелов; на пасху - изготовление из крупы и пластилина пасхальных крашенок; елочных игрушек на Рождество и т.д.);
  • на уроках изобразительного искусства (рисование Рождественской елки, пасхального кулича, голубков и т.д.).

Непосредственно на самом празднике дети дарят друг другу, учителю, родителям подарки.

На уроках труда и изобразительного искусства можно оформить класс, сцену, школу; сделать приглашения, афиши, тематический стенд; сделать костюмы (желательно изготавливать их вместе с родителями, так как это творческий процесс, который очень сближает всех участников праздника).

4. Знакомство с темой и сценарием праздника

На данном этапе учитель распределяет роли. Это очень важное дело - выбрать ребенку такую роль, чтобы он смог себя реализовать творчески, раскрыться. В связи с этим учителю необходимо:

  • использовать в сценарии адаптированный текст для облегчения восприятия детьми материала;
  • знать и учитывать интеллектуальные способности детей;
  • знать и учитывать психологические особенности детей.

Следует отметить, что для успешного проведения праздника очень важным является правильно подобранная роль. Это позволить ребенку самореализоваться, почувствовать радость «общего успеха», свою значимость в общем деле.

Заучивание текста стихотворений, слов персонажей осуществляется на уроках чтения, на уроках внеклассного чтения, на уроках письма, а также классных часах.

Музыкальное содержание праздника разрабатывается на уроках музыки. Если позволяют возможности, можно проводить заучивание текстов и песен можно проводить во внеурочное время.

II. Проведение православного праздника.

Организационный момент

До официального начала праздника необходима организационная пауза, для того чтобы раздеться, привести себя в порядок, собраться с мыслями, повторить текст, выполнить поручения и т.д. Время организационного момента необходимо, так как это время адаптации детей на празднике. Детям нужно преодолеть волнение, настроиться психологически. В структуру организационного момента входит:

  1. осмотр выставочного материала;
  2. проверка присутствия всех участников;
  3. проверка костюмов, устранение недостатков.

Учителю необходимо учитывать следующие принципы проведения праздника:

  1. коллективность (всеобщее участие детей, педагогов, а по возможности и родителей);
  2. самореализация каждого ребенка;
  3. разумная цикличность праздников (учет структуры ученого года, продолжительности четверти, каникул, возможности подготовки и т.д.).

Структурные элементы праздника:

        1. Зачин

Методические приемы зачина:

1) Вербальный. Яркое вступительное слово ведущего. Эпиграф в прозе или стихах о празднике, о его идее.

Устная композиция, театральное начало, дискуссионное начало. Обращение к необычной информации (стихи, письмо, документ). Представление необычного, интересного гостя, участника (ов).

2) Ритуальный. Элемент торжественной линейки, собрания, церемония хлеба-соли, вручение писем, зажигание огня (свечи, гирлянды).

3) Музыкальный. Торжественная музыка, тематическая сценка, общая песня, звон колоколов, звуки природы и т.д.

4) Технические и иные эффекты (запуск шаров, птиц, салюты и т.д.)              2.Основная часть (кульминация)

Реализуется через:

1) слово;

2) деятельность;

3) демонстрацию.

Словесные праздничные формы:

1) рассказ;

2) сообщение о событии;

3) спектакль;

4) театрализация;

5) диалог, монолог;

6) напутствие;

7) литературный монтаж.

Основная часть реализуется через действие, деятельность: общественную, творческую, художественную, познавательную, конкурсную. В основной части реализуется сюжет сценария, то, чему праздник посвящен.

3. Включение зрителей в активное действие с помощью:

1) конкурсов для зрителей;

2) беседы-диалога;

3) общей песни;

4) исполнения ритуалов (например, выпускать птиц, запускать шары и т.д.).

Сценарий праздника нуждается в том, чтобы зрители были активными участниками, а не пассивными наблюдателями. Публика должна быть технологично включена в контекст праздника как зритель, слушатель и участник. Учителю необходимо включить в сценарий «точки опоры» для тех, кто не является главным героем.

4. Финал праздника

Концовка должна быть четкой, яркой, образной, эмоциональной. Концовкой может быть общая песня, вручение подарков, салют, праздничное чаепитие, ритуальные действия и т.д.

Рекомендации по подготовке и проведению православного праздника:

1. Проведение занятий

Если учитель использует для занятий текст из Священного Писания, православной литературы, ему следует адаптировать данный текст для восприятия младшего школьника. Особое внимание следует уделять системе вопросов на понимание, закрепление, важно проводить аналогию с жизненным опытом детей (например, рассказ детей о традициях празднования того или иного праздника, о том, как они с родителями (бабушками, дедушками) были на службе в храме, рассказ о впечатлениях ребенка и т.д.).

2. Отбор материла для сценария.

При подборе материала для проведения праздника (музыкального, библейского или литературного), учителю следует помнить, что:

- во-первых, содержание должно быть понятно и доступно. Не стоит перегружать программу большим количеством выступлений, это снижает интерес и праздничный подъем;

- во-вторых, возможно разучивать песни, пляски, стихотворения, тексты, которые понятны детям.

3. Длительность праздника.

Праздник следует проводить в утренние часы, если во второй половине дня, то не позднее 16.00. К вечеру дети утомляются, внимание их рассеивается, работоспособность снижается.

4. Подготовка костюмов.

Они обязательно должны быть удобными, по росту, по размеру, и, конечно, красивые. Желательно их делать всем вместе - и детям, и родителям, и учителям. Это сближает, сплачивает всех участников праздника. Чем лучше костюм, тем спокойнее и увереннее чувствует себя ребенок.

5. Анализ проведения праздника.

После праздника желательно провести беседу-диалог с детьми, родителями и выяснить, что произвело наибольшее впечатление, были ли какие-нибудь недостатки. В ходе педсовета необходимо разобрать все положительные и отрицательные моменты праздника, выслушать новые предложения, пожелания и т.д. Проведение подобного мероприятия позволит в будущем избежать ошибок при подготовке и проведении праздника, повысить эффективность педагогической работы. Школа должна наполняться праздниками.

        Всё это помогает глубже почувствовать содержание праздника, сохранить о нем хорошие воспоминания и, что очень важно для детей младшего школьного  возраста, максимально использовать эту ситуацию для обучения и духовного развития. Мы отметили, что хорошо организованные праздники благотворно влияют на развитие психических процессов: памяти, внимания; создают прекрасную ситуацию для развития речи ребенка, для закрепления знаний, полученных на различных занятиях; а самое главное – способствуют его нравственному воспитанию.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам: