Праздник "Здравствуй, Зимушка - зима!"
материал (2 класс) по теме

Иванова Светлана Владимировна

Внеклассное мероприятие "Здравствуй, Зимушка - зима!" способствует развитию у детей творческих способностей, художественного вкуса; прививает любовь к природе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zdravstvuy_zimushka-zima_2_kl.docx42.98 КБ

Предварительный просмотр:

                 Праздник «Здравствуй, Зимушка – зима!»

Подготовлено учителем начальных классов МБОУ  Голынковская средняя           общеобразовательная  школа Руднянского района Смоленской области

                             Ивановой  Светланой  Владимировной

Цели:    *  научить видеть вокруг себя прекрасное;

               * рассказать о зиме в занимательной форме;

               *развивать индивидуальные и  творческие способности           обучающихся;  интерес к поиску нового;

               *воспитывать чувства товарищества, уважения друг к другу;

               *воспитывать любовь и бережное отношение к природе, потребность в чтении;

 

Предварительная подготовка:

                -1-я группа собирает стихи о зиме;

                -2-я группа собирает загадки о зиме;

                -3-я группа собирает приметы о зиме;

        Класс празднично украшен. На стенах  репродукции картин К. Юона «Русская зима», А. Пластова «Первый снег» , а также красиво оформленный плакат «Здравствуй, гостья-зима». На окнах класса  - снежинки, силуэты зверей, сделанные из бумаги. На доске, имитируя зимний лес, прикрепляются елочки, вырезанные из зеленой бумаги.

Учитель: Отгадайте загадку и узнаете о чём мы будем сегодня с вами говорить:

                                              «Дел у неё немало.

                                              Она белым покрывалом

                                              Всю землю укрывает,

                                              В лёд реки убирает.

                                              Белит поля, дома.

                                              Зовут её…(зима)!

                    *Вот  Хозяюшка сама

                      К нам идёт, идёт Зима.

                      Разнаряженная, разукрашенная,

                      В ярких звёздочках, серёжках,

                      Да в серебряных сапожках!

                      А сапожки – то скрипят!

                      Косы белые до пят.

                      Рукавом махнёт налево –

                      И поляна побелела.

                      Ручкой правою махнёт –

                       Горы снега возвёдёт.

                       Чуть притопнет каблучком –

                       Речка кроется ледком.                                        

                       Деревца принарядила,

                       Побелила все дома,

                       Ай да зимушка – зима!

Зимой  кругом  бело. А  как  красиво!

 На темную землю зима набросила белое покрывало, а на деревьях повесила серебряную бахрому. Реки покрыла льдом, построила мосты ледяные.

 Сегодня наш праздник посвящен русской зиме.
Сегодня будут звучать песни о зиме, загадки, стихи.

 Вот как рассказал о зиме  А.С.Пушкин:

  Ученик:    И вот сама…  Идёт волшебница – зима

                                           Пришла,  рассыпалась;  клоками

                                             Повисла на суках  дубов;

                                             Легла  волнистыми коврами

                                             Среди  полей, вокруг  холмов.

                                             Брега  с  недвижною  рекою

                                             Сравняла  пухлой  пеленою;

                                            Блеснул  мороз  и  рады  мы

                                            Проказам  матушки – зимы!

Учитель:  Зиму  любят  все,  поэтому  называют  её  ласково  зимушкой.

                 Вот и мы наш праздник сегодня назовём «Здравствуй, Зимушка – зима!»

1 ученик:  Белым снегом всё покрыло –

                   И деревья, и дома.

                   Свищет ветер легкокрылый:

                   - Здравствуй, Зимушка – зима!

2 ученик:  Вьётся след замысловатый

                  От полянки до холма.

                   Это заяц напечатал:

                  - Здравствуй, Зимушка – зима!

3 ученик:  Мы для птиц кормушки ставим,

                  Насыпаем в них корма.

                  И поют пичуги в стаях:

                 - Здравствуй, Зимушка  - зима!

Песня «Здравствуй, гостья – зима!»  ( сл. И. Никитина )

Здравствуй, гостья-зима!
Просим милости к нам —
Песни Севера петь
По лесам и полям.
Есть раздолье у нас!
Где угодно, гуляй,
Строй мосты по рекам
И ковры расстилай.
Нам не стать привыкать,
Пусть мороз твой трещит:
Наша юная кровь
На морозе горит.
Здравствуй, гостья-зима!
Просим милости к нам —
Песни Севера петь
По лесам и полям.

Учитель:  Кто в лесу разносит новости?  (Сороки)

                  Вот и нам на праздник сороки принесли две телеграммы. Как вы думаете    от кого эта?   ( на кленовом листе)

                   « Свои владения сдала в отличном порядке! Ушла в другие страны.

                     До свидания!  Осень.»

                  А кто мог прислать эту телеграмму?  (на снежинке)

                    « Иду на смену осени. Несу снега белые, вьюги да метели. До встречи.    Зима.»

Учитель:  Давайте позовём Осень, пусть она встретится на празднике с Зимой.

Дети: - Осень, Осень, милости просим!

(Звучит осенняя песенка, появляется Осень)

Осень:  Я пришла не одна, со мной моя сестрица Зимушка – зима.

             Давайте встретим её песней.

                            «Опять зима пришла»

                                                    Сл. Найденовой Н.

                                                     Муз. Слонова Ю.

1. Мы в окошко поглядели-

Сколько снегу намело!

Всюду крыши побелели

И в саду белым - бело.

                     Припев: Опять зима пришла

                       2 раза. Пушиста и бела,

                                   Иди, иди снежок,

                                   Лети, лети дружок.

2. Будем мы кататься с горки.

В новых саночках лететь,

Нам вдогонку ветер звонкий

Будет весело свистеть.

                     Припев: 2 раза.

3. Мы наденем, мы наденем

Наши лыжи и коньки.

Пробежим по всем бульварам

И объездим все катки.

                    Припев: 2 раза.         

(Входит Зима)

( Осень встречает её низким поклоном)  и говорит:

                      - Здравствуй, милая сестрица,

                        Уходить мне уж пора.

                        Наступает твой черёд,

                        Не была ты целый год.

Зима.  Я пушиста и бела,

            Ребятишкам я мила.

            Позволяю им кататься

           И на горке и на льду.

           Я отсюда не уйду!

           Я иду тебе на смену

           Снега белого несу.

           Все деревья разодену

           В рощах, в парках и в лесу.

Ученик: Расплела косу зима, белый локон распустила
               Самоцветами снега заискрились всем на диво.  
               Закрутила кутерьма, замела дорожки сада,
               Здравствуй, зимушка-зима, мы твоим проказам рады.

Осень. Величава зима –

            Называть её хочется

            Не по имени просто,

            А по имени- отчеству.

            Ой, Зима, ты – Морозовна,

            Ой, Зима, ты – Метельевна!

             Утром кажется розовым

             Снег под синими елями

             Ветер с веток берёзовых

             Сыплет хлопья на головы…

             Ой, Зима ты- Морозовна!

             Ой, Зима ты – Метельевна!

Зима:

Я  в гости не одна пришла .А где мои вечные спутницы ?Мне без них холодно не уютно.

Снежинки! Снежинки ! Белые пушинки!

 Настали холода, летите все сюда.

Учитель:Летите снежинки ,спускайтесь с небес

                 Окутайте снегом и поле и лес.

Танец снежинок.   Мы белые снежиночки  собрались все сюда.

                                   Летим мы как пушиночки  холодные всегда.

                                   Вот эта тучка серая  она была наш дом.

                                   С неё мы опустилися  и здесь мы отдохнём .

                                   Прилечь на землю хочется, а ветерок  злодей

                                  Всё кружит нас , всё кружит нас и всё быстрей, быстрей.

Ученик.  Все садовые скамейки

                Нарядились в телогрейки!

                Провода, провода

                 Стали толще, чем всегда:

                 От пушистой белой ваты,

                 Снежной ваты, - как канаты!

                 Все столбы, все заборы

                  Носят белые уборы!

                  Тротуары, крыши, трубы –

                  Все надели шубы!  

 

Ученик.  Посмотри, как всё бело,

               Сколько снегу намело!

                А следов – то на снегу!

                 Разгадать я все смогу.

                Кто гулял у нашей  двери?    

                Что за птицы? Что за звери?

                Видишь лапки по две в ряд

                Точно прутики лежат

                 Полевей и поправей?

                 Это прыгал …  ( воробей)

Ученик.  Стойкий, стужам неподвластный,

                Песней славит он зарю.

                Знать недаром галстук красный

                 Дан с рожденья … ( снегирю)

Ученик.  А вот маленькая птичка,

                Птичка – невеличка,

                И зовут её … ( синичка)

Зима.  Пришли со мной мои братцы, красавцы – молодцы!  

     

  Зима Ребята,а какой месяц зиму начинает ,а год кончает?

Дети: Декабрь

(Выходит месяц  декабрь.)

Декабрь – первый  месяц зимы. Под тёплым снежным покрывалом заснули лесные обитатели. Спит в берлоге медведь. В прудах и реках спят лягушки, рыбы. Спят, зарывшись в глубоком снегу глухари. Да как же не заснуть в такое время? Ведь декабрь – месяц с самыми  длинными  ночами и короткими днями.

Ученик: В декабре в декабре

               Много снега на дворе

               Нашу  речку словно в сказке

               За ночь вымостил мороз обновил коньки салазки

               Ёлку из лесу привёз.

Дети исполняют песню «Почему медведь зимою спит?»

Зима . Отгадайте, какой месяц году начало зиме середина?

Дети:    Январь.

(Выходит месяц январь)

Январь – середина зимы. Морозы стоят лютые, трескучие. Вам в тёплых шубах хорошо, а вот птичкам в лесу холодно и голодно. И летят они поближе к человеку. Вьются около домов, на опушках городских парков.

«Зин – зи – вер! Зин – зи – вер!» - поёт белощёкая синичка. Прилетают красногрудые снегири. Скачут неутомимые воробьи. Вывешивайте скорее кормушки: ведь январь самый холодный, самый тяжёлый месяц для обитателей наших лесов.

Учитель. А какая зима в январе?

1ученик:  В январе,  в январе

                Много снега во дворе.

                Снег на крыше,  на крылечке

                Солнце в небе голубом.

                В каждом доме топят печки

                 В небо дым идёт столбом.

2 ученик: В лесную чащу тихо

                 Вошла зима – портниха.

                 Берёзки очень рады:

                 -Спасибо за наряды!

3 ученик: Пушистые и белые

                 Зима наряды сделала

                 И для лесов и для полей –

                 Пускай им будет потеплей!

4 ученик: Деревьям всем в лесочке

                 Зима дала платочки,

                 А в шубки их одела –

                 Сама повеселела.

                                         

Зима. А какой месяц зиму кончает?

Дети:  Февраль.

(Выходит месяц февраль)

Февраль – самый снежный месяц. Зима будто злится, что ей скоро конец, и бушует метелями и снегопадами. Метель бушует с утра до ночи, лепит в окна домов сырым влажным снегом. Когда выглянет солнце, сразу всё изменится: заблестит, загорится разноцветными огоньками. Снег сверкает так ярко, что больно глазам, не знаешь куда и глядеть.

Ученик: Дуют ветры в феврале ,

               Воют в трубы звонко ,

              Змейкой мчится по земле лёгкая позёмка.

Учитель: К нам на праздник пришли лесные жители. Кто они? Сейчас узнаем.

  1. Прыгун – трусишка, хвост коротышка,

Глазки с косинкой, ушки вдоль спинки.

Одежда в два цвета на зиму и лето.   (Заяц)

  1. Она живёт в большом лесу,

Все знают хитрую куму,

А про её проказы, есть сказки и рассказы.  (Лиса)

  1. Летом  гуляет, а зимой под вьюжный вой

Спит в избушке снеговой.  (Медведь)

  1. Быстрый маленький зверёк

По деревьям скок да скок.  ( Белка)

  1. Иголки лежали, лежали

Да к нам прибежали.  (Ёж)

  1. Кто зимой  холодной

В лесу ходит злой, голодный?  (Волк)

(«Живые»  отгадки идут под музыку своим шагом)

Выстраиваются вдоль доски и говорят хором

      «Здравствуй, зимушка – зима!»

   

Учитель  - Посмотрите, какая сказочная картина появилась. Это ребята хотят показать  сценку, которая называется «Снегопад»                                                                                                     ( ведущий, медведь, заяц, лиса, волк, «сугроб», буква «М»)

Ведущий   -В лесу шёл снег. Долго шёл. Укрыл землю, укутал кусты, и  деревья, намел высоченные сугробы. Настоящий снегопад.

   Посмотрел медведь в окно и решил, что пора спать ложиться. Расстелил он постель, надел ночной колпак и, укрывшись одеялом, захрапел.

  А снег всё шёл и шёл. Надоело зайцу дома сидеть. Вышел он на прогулку. Вдруг видит на опушке снежный холм, а под ним большая буква «М»

Заяц  - Ого! Оказывается у нас в лесу метро построили! Зайду –ка, лапы погрею.

Ведущий    - И в дверь – прыг-скок, а когда понял, куда попал, пулей вылетел  - и бежать, а за ним медведь.      

Медведь  - ( машет вслед кулаком) – Я тебе покажу , хулиган, метро! Поймаю – уши надеру!        

Ведущий – Увидел медведь вывеску, смёл с неё снег и лёг спать.

                 - Шла по лесу лиса в новой рыжей шубке – в гости шла: зверей посмотреть, себя показать. Увидела Букву «М»

Лиса   - Что же это я пешком тащусь, шубу новую мочу. Что это за станция: Рощино, Чащино или Опушкино?

Ведущий – И шмыг за букву «М»

Медведь  -Я тебе покажу, какая станция! Это станция «Медведкино», понятно?!

Ведущий –Лиса еле ноги унесла. Медведь посмотрел на вывеску, смахнул снежную шапку и снова спать. А снег всё шёл. Идёт волк на лыжах с трамплина прыгать. Видит: «М» написано и думает.

Волк  В метро с лыжами пускают?

Ведущий - И в дверь палками вперёд. Чуть медведю глаз не вышиб. Совсем озверел медведь, схватил волка за шиворот и вышвырнул. Медведь постоял у берлоги, затем сходил за молотком и прибил большую вывеску: «Метро закрыто до весны».

Учитель: Послушайте, какие стихи о зиме приготовили ребята 1-й группы.

Поёт зима – аукает,
Мохнатый лес баюкает
Стозвоном сосняка.
Кругом с тоской глубокою
Плывут в страну далёкую
Седые облака.

А по двору метелица
Ковром шелковым стелется,
Но больно холодна.
Воробушки игривые,
Как детки сиротливые,
Прижались у окна.

Озябли пташки малые,
Голодные, усталые,
И жмутся поплотней.
А вьюга с рёвом бешенным
Стучит по ставням свешенным
И злится всё сильней.

И дремлют пташки нежные
Под эти вихри снежные
У мёрзлого окна.
И снится им прекрасная,
В улыбках солнца ясная
Красавица весна.

– Зима одевает природу в невиданные наряды. Вот как рассказал об этом Сергей  Есенин:

Берёза

Белая берёза
Под моим окном
Принакрылась снегом,
Точно серебром.

На пушистых ветках
Снежною каймой
Распушились кисти
Белой бахромой.

И стоит берёза
В сонной тишине,
И горят снежинки
В золотом огне.

А заря, лениво
Обходя кругом,
Обсыпает ветки
Новым серебром.

Метелица

Бежит, кружит и стелется
Белая метелица,
За нею быстрый ветерок
Теребит её платок,
Суета и кутерьма,
И в снегу уж все дома,
На деревьях шапки,
Ветки, будто лапки,
Совсем исчезли лужицы,
А метель всё кружится.

Гостья –зима

Вот летит снежинок стая,
Замёрзла лужица большая,
Стало всё белым-бело,
В сад тропинку замело,
И на санках мчит сама,
В гости к нам, скорей, зима.

Зимушка-зима

По полю метелица
И кружит, и стелется,
Впереди резных саней
Тройка сказочных коней,
А в санях сидит сама
Раскрасавица-зима.
Снег валит и кружится,
И замёрзла лужица,
Словно зеркальце она -
В ней вся зимушка видна.

Зима пришла… За окнами,
Где чёрных ёлок ряд,
Пушистые и лёгкие
Снежиночки летят.
Летят, порхают, кружатся,
Пушистые летят,
И белым мягким кружевом
Окутывают сад.

Здравствуй, в белом сарафане
Из серебряной парчи.
На тебе горят алмазы,
Словно яркие лучи.
Здравствуй, русская молодка,
Раскрасавица-душа.
Белоснежная лебёдка,
Здравствуй, матушка-зима!

Учитель: А теперь послушаем, какие загадки о зиме приготовили ребята .

 * Он слетает белой стаей

    И сверкает на лету

Он звездой прохладной тает

  На ладони и во рту  (снег)

*Снег мешками валит с неба,
С дом стоят сугробы снега.
То бураны и метели
На деревню налетели.
По ночам мороз силён,
Днём капели слышан звон.
День прибавился заметно.
Ну, так что за месяц это? (Февраль)

*Запорошила дорожки,
Разукрасила окошки.
Радость детям подарила
И на санках прокатила. (Зима)

*Белой стайкой мошкара                                                                                                                                            Вьётся, кружится с утра

 Не пищат и не кусают

  Просто так себе летают .  (снежинки)

* Две курносые подружки
Не отстали друг от дружки.
Обе по снегу бегут,
Обе песенки поют,
Обе ленты на снегу
Оставляют на бегу! (лыжи)

                   *Старик у ворот тепло уволок,

                    Сам не бежит и стоять не велит. (мороз)

                   * Растет она вниз головою,

                      Не летом растет, а зимою.

                      Но солнце ее припечет,

                      Заплачет она и умрет.(Сосулька)

*Всю зиму лежал у плетня за избой

                      В серебряных ножнах кинжал  голубой. (Замёрзший ручей)

*Схватил за щёки, кончик носа,

Раскрасил окна все без спросу.

Но кто же это? Вот вопрос!

Всё это делает …(мороз)

*Едва повеяло зимой,

Они всегда с тобой.

Согреют две сестрички,

Зовут их …(рукавички)

*Взял дубовых два бруска,

Два железных полозка.

На бруски набил я планки

Дайте снег! Готовы …(санки)

Учитель  - Очень много есть примет о зиме. Какие приметы о зиме нашли вы, ребята?

Выходит группа детей, собиравших приметы о зиме.

  • Дым столбом – к морозу.
  • Зимой туман – будет оттепель.
  • Птица хохлится – к непогоде.
  • Кошка стены скребёт – будет вьюга.
  • Воробьи дружно чирикают – к теплу.
  • Собаки валяются – к метели.
  • Ярко блестят звёзды зимой – к морозу.

Учитель.  Снежок порхает, кружится,

                   К нам зимушка пришла                    

                   И зимние забавушки

                   С собою принесла.

Зима. Ребята, а вы любите играть?

           Я предлагаю вам поиграть со мной.

Зима    -Игра «Найди лишнее»

-   иней, снег, цветок, лёд, снеговик

-   сосулька, снежинка, мороз, ягода, холод

-   трава, метель, мороз, вьюга, прорубь

Зима     -Молодцы, ребята, хорошо знаете признаки зимы.

               Конкурс «Переход по льдинкам».

  Выходят два ученика. Им даются льдинки ( картонки 1/2 альбомного листа). Надо перейти вдвоём на противоположную сторону, наступать можно только на льдинки. Побеждает тот, кто первым добрался до противоположного берега и не упал.

              Конкурс «Наборщик».

  Составить  слова из слова «СНЕГОВИК».

Кто назовёт слово последним, тот получает приз.

(снег, кино,  веко, сок, кон, ноги, нос, вес, …)

              Конкурс «Лови снежинку».

  Выходят два ученика. Каждому, на пояс, привязывается бумажная снежинка. (Снежинка находится  сзади, чуть не достаёт до пола.) Задача участников - оторвать снежинку противника, наступив на неё, не дав оторвать свою.

                              Игра «Мороз и воробей»

                   Считалкой выбирается Мороз и воробей:

 Раз, два, три, четыре, пять,

 Буду вас я всех считать.

 Шел Мороз по тротуару,

 Посох уронил в канаву,

 Раз, два, три

 Посох ты достал — гони!

 Воробей по веткам скачет,

 Зернышки с земли клюет,

 На кого сейчас покажет,

 Тот в водящие идет.

 

Все остальные — это елочки. Каждая «елка» чертит вокруг себя небольшой круг. Игра начинается по сигналу ведущего, воробей убегает от Мороза, чтобы тот не заморозил его. Спастись воробей может только под елкой, забежав в круг какого-нибудь игрока. Как только он прыгает в круг, он становится елкой, а прежняя «елка» — воробьем. Новый воробей покидает круг и ищет спасение под другой елкой.

Праздник заканчивается песней « Кабы не было зимы»                                                                                                                            Муз. Е.Крылатова

                                                                                                     Сл. Ю.Энтина

Кабы не было зимы

В городах и селах,

Никогда б не знали мы

Этих дней веселых.

Не кружила б малышня

Возле снежной бабы,

Не петляла бы лыжня,

Кабы, кабы, кабы...

Не петляла бы лыжня,

Кабы, кабы, кабы...

Кабы не было зимы,

В этом нет секрета -

От жары б увяли мы,

Надоело б лето.

Не пришла бы к нам метель

На денек хотя бы.

И снегирь не сел на ель,

Кабы, кабы, кабы...

И снегирь не сел на ель,

Кабы, кабы, кабы...

Кабы не было зимы,

А все время лето,

Мы б не знали кутерьмы

Новогодней этой.

Не спешил бы Дед Мороз

К нам через ухабы,

Лед на речке не замерз,

Кабы, кабы, кабы...

Лед на речке не замерз,

Кабы, кабы, кабы...

Учитель: Вот и закончился наш праздник, посвящённый Зимушке – зиме. Праздник закончился, а зима только началась. Вас ждут санки, лыжи, коньки, ледяные горки и другие зимние забавы, и, конечно же, праздник Ёлки – новогодний карнавал.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Здравствуй, зимушка-зима!

На утреннике дети читают стихи о зиме, поют песни, частушки, играют в игы, отгадывают загадки, вырезают снежинки, радуются приходу зимы....

Внеклассное занятие "Здравствуй, зимушка - зима" из цикла "Времена года"

Внеклассное занятие направлено на расширение представления о зимнем времени года, развитие внимания, речи, мышления, формирует навыки чтения....

Конспект урока внеклассного чтения "Зимушка-зима"

Конспект урока внеклассного чтения для учащихся начальной школы. Цель: повторить названия зимних месяцев и признаков зимы; развитие читательских умений и навыков, умения    самостоятель...

"Зимушка - зима"

Выставка рисунков....

Интеллектуальная игра «Зимушка-зима!» для учащихся 1-4 классов

Игра проводится по аналогии одноимённой телевизионной шоу-викторины «Счастливый случай»Цель игры:1.Развитие познавательных процессов: внимания, памяти, мышления.2.Совершенствование умения примен...

урок "Зимушка - зима. Звуки зимы"

Урок проходит в виде прогулки по зимнему лесу. Дети рассматривают лес, его красоту. Вспоминают, каким было сегодня утро, какой мелодией они его бы изобразили. Слушают проиизведение П.И. Чайкоского &qu...