Внеклассное занятие по произведению В.Ф.Одоевского Городок в табакерке.
план-конспект занятия (4 класс) на тему

Ёлгина Елена Степановна

Материал включает разработку занятия, презентацию, сценки из произведения, биографию писателя. 

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:



Предварительный просмотр:

Ёлгина Елена Степановна

Негосударственное образовательное учреждение

 «Русская гимназия полного дня» г. Чита

ВНЕКЛАССНОЕ МЕРОПРИЯТИЕ ПО ПРОИЗВЕДЕНИЮ, ПРОЧИТАННОМУ НА ЗИМНИХ КАНИКУЛАХ «ГОРОДОК В ТАБАКЕРКЕ»  В.Ф.ОДОЕВСКИЙ

Цель: организация деятельности обучающихся по чтению сказки В.Ф. Одоевского «Городок в табакерке».

Задачи: 1. Создать условия для мотивации чтения.

2. Формировать универсальные учебные действия (познавательные, коммуникативные, личностные, регулятивные)  с помощью драмы, рисования, моделирования, компьютерной презентации, настольной игры, сочинения стихов и синквейна, работы в группах и парах.

Оборудование: проектор, экран, книга, большая шкатулка.

К внеклассному мероприятию желающие рисуют рисунки по сказке, делают шкатулки из разных материалов, составляют настольную игру, делают шляпы в виде колокольчика – требуются для сценки № 4, готовится презентация и сообщение об авторе сказки.

План

  1. Организационный момент (2 минуты).
  2. Представление рисунков и изготовленных табакерок (2 минуты).
  3. Вопросы друг другу (вытягивают из табакерки) (5-7 минут)
  4. Презентация про В.Ф.Одоевского (выполненная учеником) (5 минут)
  5. Инсценирование эпизодов из сказки (15 минут)
  6. Творческое задание. Сделать рекламу сказке (чтобы ее захотели прочитать ребята параллельного класса): в виде стихотворения - четверостишья или синквейн, или другой форме по желанию. (3 группы) (7-10 минут)
  7. Показ реклам от групп (3 минуты)
  8. Подведение итогов (1 минута).

1.  Организационный момент.

- Дорогие ребята! Мы с вами на зимних каникулах прочитали сказку «Городок в табакерке». (Учитель показывает книгу).

Недаром дети любят сказку, ведь сказка тем и хороша,

Что в ней счастливую развязку уже предчувствует душа. (В. Берестов)

(Отрывок из стихотворения читает учитель, демонстрируя на слайде, чтобы дети могли следить).

Занятия по прочитанным на каникулах книгах уже стали у нас традиционными. (Тема записывается на доске: В.Ф. Одоевский. Городок в табакерке)  

2. К сегодняшнему занятию мы готовились: придумали и нарисовали настольную игру, в которую уже поиграли, нарисовали рисунки к сказке, сделали шкатулки, заготовили вопросы, сделали презентацию про автора, приготовили сценки. Итак, начнем…

3.  Заготовленные вопросы складываем в шкатулку. Затем по очереди достаем и отвечаем.

          - Мы все говорим: табакерка, табакерка. А что такое табакерка?

(принимаются ответы детей, показывается изображение табакерок)

Табаке́рка (от фр. tabatière) — небольшая коробочка, закрывающаяся крышкой. Используется для хранения нюхательного табака. Может быть с одним или с несколькими отделениями для хранения табака разных сортов. Табакерки изготавливаются из металладеревафарфорахрусталя, янтаряслоновой кости и других материалов. Табакерка была своего рода символом знатности и богатства и указывала на то, что ее обладатель благороден и обладает эстетическим вкусом. Музыкальные табакерки превратились в особый предмет роскоши и престижа. Прежде чем понюхать табак, табакерку держали в руках, так чтобы все могли ее хорошенько рассмотреть, потом неспешно открывали, поражая соседей не только тонкими миниатюрами,  но и, к примеру, крохотной поющей птичкой, которая выпархивала из недр маленькой коробочки, или танцующей под музыку фигуркой пастушки.

 - Вам понравилась сказка? А чем она вам понравилась? Она вас чему-то научила? Вы узнали что-то новое? (Ответы детей: понятие перспектива,  нужно размышлять, думать своей головой)

Перспектива – это явление кажущегося искажения пропорций и формы тел при их визуальном наблюдении. Например, два параллельных рельса кажутся сходящимися в точку на горизонте. 

4. Попросим Машу рассказать об авторе.  Презентация и рассказ о Владимире Федоровиче Одоевском. (приложение )

  1. Я приглашаю вас вспомнить некоторые эпизоды этой замечательной сказки.

Сценки. (приложение)

  1. Но вы знаете, ребята, некоторые дети читать не любят. Давайте попробуем сделать рекламу сказке В.Ф. Одоевского «Городок в табакерке». Сделать рекламу можно в виде стихотворения или синквейна. А потом мы сходим в гости к ребятам из других классов и прорекламируем эту сказку.
  2. Ребята показывают, что у них получилось.
  3. Наше занятие подошло к концу. Надеюсь, вам было интересно, и вы с удовольствием поучаствовали. В конце – традиционные призы.

Приложение

Сценки

Сцена первая.

Автор:

Миша:

Папенька:

Папенька  поставил на стол табакерку: "Поди-ка сюда, Миша, посмотри-ка".

Миша  был  послушный  мальчик; тотчас оставил игрушки и подошел к папеньке.  

Какая  прекрасная  табакерка!

А что на крышке-то! Ворота, башенки, домик, другой,

третий,  четвертый, - и счесть нельзя, и все мал мала меньше, и все золотые; а деревья-то  также  золотые, а листики на них серебряные; а за деревьями встает солнышко, и от него розовые лучи расходятся по всему небу.

    - Что это за городок? - спросил Миша.

    - Это городок Динь-Динь, - отвечал папенька и тронул пружинку...

   Автор: И  что же? Вдруг, невидимо где, заиграла музыка. Откуда слышна эта музыка, Миша не мог понять: он ходил и к дверям - не из другой ли комнаты? прислушивался то в том, то в другом месте; смотрел  и  под  стол...  Наконец  Миша  уверился,  что  музыка точно играла в табакерке.  Он  подошел  к  ней,  смотрит,  а из-за деревьев солнышко выходит, крадется  тихонько  по  небу,  а  небо и городок всё светлее и светлее; окошки горят  ярким огнем, и от башенок будто сияние.

   - Папенька! папенька! нельзя ли войти в этот городок? Как бы мне хотелось!

    - Мудрено, мой друг: этот городок тебе не по росту.

    - Ничего,  папенька,  я такой маленький; только пустите меня туда; мне так бы хотелось узнать, что там делается...

    - Право, мой друг, там и без тебя тесно.

   - Да кто же там живет?

    - Кто там живет? Там живут колокольчики.

    С этими словами папенька поднял крышку на табакерке. И Миша увидел и  колокольчики,  и  молоточки  и валик, и колеса...

"Зачем эти колокольчики?  зачем  молоточки?  зачем  валик с крючками?" - спрашивал Миша у папеньки.

    А  папенька  отвечал:  "Не скажу тебе, Миша; сам посмотри попристальнее да подумай: авось-либо отгадаешь. Только вот этой пружинки не трогай, а иначе все изломается".

Сценка вторая.

Автор

Миша:

 Мальчик-колокольчик:

Миша остался над табакеркой. Вот он сидел-сидел над нею, смотрел-смотрел, думал-думал, отчего звенят колокольчики?

    Между  тем музыка играет да играет.

Вот  Миша  смотрит:  внизу  табакерки  отворяется дверца, и из дверцы выбегает мальчик  с  золотою  головкою, останавливается на пороге и манит к себе Мишу.

   "Да отчего же папенька сказал, что в этом городке и без меня тесно? Нет, видно, в нем живут добрые люди, видите, зовут меня в гости".

     Миша побежал к дверце и с удивлением заметил, что дверца ему  пришлась  точь-в-точь  по росту. Как хорошо воспитанный мальчик, он почел долгом прежде всего обратиться к своему провожатому.

    - Позвольте узнать, - сказал Миша, - с кем я имею честь говорить?

    - Динь-динь-динь,  -отвечал  незнакомец,  -я  мальчик-колокольчик,  житель этого  городка.  Мы  слышали, что вам очень хочется побывать у нас в гостях, и потому   решились   просить   вас   сделать   нам   честь  к  нам  пожаловать. Динь-динь-динь, динь-динь-динь.

    Миша учтиво поклонился; мальчик-колокольчик взял его за руку, и они пошли.

Тут Миша заметил, что над ними был свод, сделанный из пестрой тисненой бумажки с  золотыми краями. Перед ними был другой свод, только поменьше; потом третий, еще  меньше;  четвертый,  еще меньше, и так все другие своды - чем дальше, тем меньше,  так  что  в  последний,  казалось,  едва  могла  пройти  головка  его провожатого.

    - Я  вам  очень благодарен за ваше приглашение, - сказал ему Миша, - но не знаю, можно ли будет мне им воспользоваться. Правда, здесь я свободно прохожу,

но  там,  дальше,  посмотрите, какие у вас низенькие своды, - там я, позвольте сказать  откровенно, там я и ползком не пройду. Я удивляюсь, как и вы под ними

проходите.

    - Динь-динь-динь!  - отвечал мальчик. - Пройдем, не беспокойтесь, ступайте только за мной.

    Миша  послушался.  В  самом  деле,  с  каждым  их  шагом,  казалось, своды подымались,  и  наши  мальчики всюду свободно проходили; когда же они дошли до последнего  свода,  тогда  мальчик-колокольчик попросил Мишу оглянуться назад. Миша  оглянулся. Теперь тот первый свод, под который он подошел,  входя  в  дверцы,  показался ему маленьким, как будто, пока они шли, свод опустился. Миша был очень удивлен.

    - Отчего это? - спросил он своего проводника.

    - Динь-динь-динь!  -  отвечал  проводник,  смеясь.  -  Издали  всегда  так кажется. Видно, вы ни на что вдаль со вниманием не смотрели; вдали все кажется

маленьким, а подойдешь - большое.

    - Да,  это  правда,  -  отвечал  Миша,  - я до сих пор не думал об этом, и оттого  вот  что  со  мною  случилось: …

(Здесь вставляется сцена 3).

Миша: Очень вам благодарен за объяснение, очень благодарен.

Сцена 3.

Миша:                

Маменька:

Миша:  Третьего  дня  я хотел нарисовать, как

маменька  возле  меня играет на фортепьяно, а папенька на другом конце комнаты читает  книжку.  Только  этого мне никак не удалось сделать: тружусь, тружусь, рисую  как  можно  вернее,  а  все на бумаге у меня выйдет, что папенька возле маменьки сидит и кресло его возле фортепьяно стоит, а между тем я очень хорошо вижу,  что  фортепьяно  стоит возле меня, у окошка, а папенька сидит на другом конце,  у  камина.  

Маменька: Миша, папеньку надобно нарисовать маленьким.  Миша: Но я думал, что маменька шутит, потому что папенька гораздо больше ее  ростом;  но  теперь  вижу,  что она правду говорила: папеньку надобно было

нарисовать  маленьким,  потому  что  он сидел вдалеке.

Сцена 4: Песня колокольчиков (все дети класса предварительно надевают колпачки-колокольчики): дин-дон, дин-дон. У каждого ряда свой «голос» колокольчика: высокий или низкий.

Миша: Ходил я по городку, ходил. Видел, как по городу ходят дядьки-молоточки и без всякого сожаления колотят  по бедным мальчикам- колокольчикам.  А в палате лежит надзиратель-валик. Он и заставляет молоточков бить по колокольчикам. А еще есть царевна-пружина. Она то свернется,  то развернется  и  беспрестанно  надзирателя  под  бок  толкает. Понял я как музыка  получается!


Сообщение  о Владимире Федоровиче Одоевском.

Давно,  в 1803 г.  в Москве родился мальчик Володя. Он рано потерял отца и воспитывался в семье дяди, где получил хорошее домашнее образование. Позже он переехал в  г. Санкт-Петербург. Многие считали его чудаком за то, что он носил остроконечный колпак  и черный шелковый сюртук до пят. Чудаком его считали и за то, что большую часть времени он проводил за книгами, и вдобавок сам был сочинителем (так тогда называли писателей). В своем костюме Одоевский и вправду смахивал на сказочного чародея, но кроме одежды ничего в нем странного не было. Наоборот, был он человек очень умный и необыкновенно добрый, всегда о ком-то заботился. Но больше всего он заботился о детях и их воспитании. Благодаря его хлопотам и трудам в Петербурге было основано несколько приютов для беспризорных  детей и сирот, бесплатная детская больница. Когда ему исполнилось 30 лет в свет вышел сборник для детей  «Сказки и рассказы для детей  дедушки Иринея». В этом сборнике была напечатана первая научно-художественная сказка в русской литературе «Городок в табакерке» в 1843 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок чтения с использованием ИКТ В.Ф.Одоевский" Городок в табакерке"

Урок литературного чтения с использованием презентации....

В.Ф.Одоевский "Городок в табакерке"

Конспект урока литературного чтения для 4 класса....

урок литературы в 3 классе В. Одоевский «Городок в табакерке».

конспект урока по литературе с использованием технологий критического мышления...

Работа с текстом по произведению В.Ф.Одоевского «Городок в табакерке»

В файле представлены вопросы к сказке В.Ф.Одоевского "Городок в табакерке" для самостоятельной работы и ответы на них....

В.Ф. Одоевский. «Городок в Табакерке»

Жизнь и творчество В.Ф. Одоевского; литературная сказка «Городок в Табакерке»; ознакомление с реальным устройством музыкальной шкатулки; формирование навыка выборочного чтения, грамотного составления ...

В.Одоевский. Городок в табакерке.

Урок литературног чтения в 4 классе с использованием компетентностно-ориентированных заданий....

Викторина по произведению В.Ф.Одоевского "Городок в табакерке"

Викторина по произведению В.Ф.Одоевского "Городок в табакерке"...