Сценарий развлечения "Путешествие в марийский фольклор"
материал по теме

Боброва Наталия Владимировна

Итоговое занятие по марийскому языку

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл puteshestvie_v_mariyskiy_folklor.docx32.56 КБ

Предварительный просмотр:

Путешествие в марийский фольклор.

Цель:

  1. Повторить с детьми марийские слова, изученные за целый год.
  2. Прививать любовь к марийскому народу и к марийскому фольклору.

Ход мероприятия:

Воспитатель: Добрый день, дорогие ребята! Салам лийже!

Дети: Салам лийже!

Воспитатель: Ребята, скажите, а вы любите путешествовать?

Дети: Да

Воспитатель: Сегодня я вас приглашаю отправиться в путь по станциям марийского фольклора. А вы знаете, что такое фольклор?

Дети:

Воспитатель: Фольклор – это народное творчество, чаще всего устное. Это преданиепесничастушкианекдотысказки, загадки, танцы, игры. Как у русского народа, так и у марийского народа есть свой фольклор.

Давайте, отправимся в путешествие в страну марийского фольклора. А поедем мы с вами на паровозе. Ребята, встаньте все друг за другом и … поехали. (звучит музыка, дети идут друг за другом).

Вот мы и приехали на 1 станцию. А называется она станция стихов.

Ребята, садитесь на свои места. Скажите, какие самые первые стихи вы учили?

Дети: Мишка, зайка, бычок.

Воспитатель: А чьи это стихи?

Дети: А. Барто.

Воспитатель: Правильно! У марийского народа, тоже очень много стихов, но сегодня нам девочки из старшей группы расскажут стихи Агнии Барто, переведённый на марийский язык.

Дети:  (Рассказывают стихи)

Имне               Света Матвеева

Мый имнемым йоратем,

Вуй воктечше ниялтем.

Почшым сайынак шерам,

Вара кушкыжын шинчам.

Моткоч писын кудалам,

Унала миен толам.

Меран.            Оля Самакаева

Удыр модышым монеден,

тенгылеш шынден коден.

Меранна, озам вучен,

Кас йуреш норен пытен.

Пырыс.   Настя

Пырыс, пырыс, тол-ян тыш,

Машинашке кузен шич,

Машина трук сумырла,

Пырыс лудын чымыкта.

Маска.   Ксюша Спирина

Маскам улыко шуэныт,

Кидшым курлын кудалтеныт,

Маскам ден садак модам,

Тудо пеш келша мылам.

Каза.       Карина Рябчикова

Мыйын уло ош казам,

Тудлан шудым нумалам.

Эрден эрак садышкем,

Казам дене ошкедем.

А кунам шудеш йомеш,

Мыланем муаш кулеш.

Таня     Карина И

Танюшем чотак шортеш,

Мече вудышто иеш.

Чукаем, Танюш, лыплане,

Вуд йымак мечет ок кае.

Воспитатель: Спасибо девочки, садитесь на свои места.

На этой станции мы отдохнули, поехали дальше. Встали все опять друг за другом. (Звучит музыка).

Приехали на станцию «Загадки». Сели на свои места. Ребята, вы любите отгадывать загадки?

Дети: Да.

Воспитатель: Я вам буду загадывать загадки, а отгадки вы должны сказать на марийском языке. Слушайте внимательно.

  1. Семьдесят одёжек,

И все без застёжек.

                    (Капуста - ковышта)

  1. Красная девица,

Сидит в темнице,

А коса на улице.

                 (морковь - кешыр)

  1. Круглое, румяное, 
    Я расту на ветке. 
    Любят меня взрослые, 
    И маленькие детки.

                 (яблоко - олма)

  1. Кругла, рассыпчата, бела
    На стол она с полей пришла.
    Ты посоли ее немножко
    Ведь правда вкусная... 
                     (Картошка - паренге)
  2. Сидит дед во сто шуб одет,
    Кто его раздевает,
    Тот слезы проливает.
                      (Лук - шоган).

Ведущая: А теперь, ребятки я хочу вам загадать загадки про животных. (слайд)

Слушайте первую загадку:

  1. Вперевалку зверь идет 
    По малину и по мед. 
    Любит сладкое он очень. 
    А когда приходит осень, 
    Лезет в яму до весны, 
    Где он спит и видит сны.

                           ( ((Медведь - маска)
  2.  Быстрый, рыжий Огонёк
    Между ёлок прыг да скок.
    Дубы грибами наряжает.
    Детвору он обожает.
    С ветки на ветку -
    Просит конфетку.
                            (Белка - ур)
  3. Он любитель грызть морковку, 
    Ест капусту очень ловко, 
    Скачет он то тут, то там, 
    По полям и по лесам 
    Серый, белый и косой, 
    Кто, скажите, он такой? 
                                (Заяц меран)
  4. Рыжая плутовка, 
    Хитрая да ловкая. 
    Хвост пушистый, 
    Мех золотистый. 
    В лесу живет, 
    В деревне кур крадет.
                         (Лиса – рывыж
  5. Даже по железной крыше
    Ходит тихо, тише мыши.
    На охоту ночью выйдет
    И, как днем, она все видит.
    Часто спит, а после сна
    Умывается она.

                    (кошка - пырыс)

  1.  Машет радостно хвостом,
    Когда идёт хозяин в дом.
    У неё удел таков - 
    Дом хранить от чужаков.        

                                                  (собака - пий)

  1. У меня большая грива,
    Ушки и копытца.
    Прокачу того игриво,
    Кто не побоится.
    Моя шёрстка гладка,
    Кто же я?...

                    (лошадка - имне)

  1. Спозаранку я встаю,
    Звонким голосом пою.
    Травку разгребаю,
    Зёрна собираю.
    У меня есть гребешок, 
    Кто я дети?……
    (петушок - агытан)
  2. Всё кудахчет эта птица,
    Ищет, чем бы подкрепиться.
    Нет, она не хмурится.
    Просто это –     (Курица - чыве)
  3. Может плавать и нырять,
    В небе высоко летать.
    Мне скажи через минутку.
    Что за птица?    (
    утка - лудо)
  4. Это что за птицы
    Плавают в водице ?
    Крылья крапчатые,
    Ножки лапчатые.
    В песенке весёлой
    Их пасут бабуси.
    Догадались, кто это ?
    Ну, конечно,    (
    Гуси - комбо) !

Молодцы ребята! Вы умеете отгадывать загадки и знаете отгадки на марийском языке. А нам пора отправляться в путь. Встаём друг за другом. Поехали… (слайд, звучит музыка).

Следующая станция называется «Игра». Ребята, вы любите играть?

Дети: Да…

Воспитатель: давайте в станем в круг и поиграем в знакомую нам игру «Ош меран».

Дети: «Ош меран»

  1. Ош меран мемнан покшелне,

ош меран мемнан покшелне,

Йырге пордын савырне,

Йырге пордын савырне

  1. Ош мерна тып-топ тавалте,

Топ тавалте да торшталте ,

Йырге пордын савырне,

Йырге пордын савырне.

  1. Ош мерна мемнан ончал,

Йыр ончал да шып шогал,

Ком йоратет тудым лук ,

Ком йоратет тудым лук.

      (Мый йоратем ….)

Воспитатель: Молодцы, хорошо поиграли. А сегодня я хочу вас познакомить с новой  марийской игрой «Шупшын лук» - «Перетяни». Участник из одной команды подходит к другой команде и пытается перетянуть его в свою команду, если у него не получается, то он сам становится участником другой команды. У нас будут две команды. старшая А  первая команда, а старшая Б вторая. А играть мы будем под весёлую марийскую мелодию.  (проводится игра).

Вот мы отдохнули на этой станции, отправляемся дальше (звучит мелодия).

Станция «Сказка».

Ребята, мы приехали на станцию «Сказка». Скажите, а вы любите смотреть и слушать сказки?

Дети: Да.

Воспитатель: А какие самые первые ваши сказки, которые читали вам дома и в садике?

Дети: Колобок, Теремок, Курочка Ряба.

Воспитатель: Марийский народ перевёл одну из ваших первых и любимых сказок на марийский язык, и эта сказка называется Ола чыве, что в переводе означает Курочка Ряба. Вы все помните о чём эта сказка?

Дети:

Воспитатель: Ребята из старшей группы Б, покажут нам эту сказку на марийском языке.

(инсценировка сказки)

Ведущая: Иленыт кова ден коча. Нунын ола чыве лийын. Икана чыве муным мунчен.

Жили-были дед и баба. Была у них курочка Ряба. Снесла курочка яичко.

Курочка:

Кыдет-кыт-кыт, кыдет-кыт-кыт,

Мыят муным мунченам.

Кова-лек, коча-лек,

Муным мунченам.

Ведущая: Кова ден коча лектыт.

 Выходят дедушка и бабушка.

Бабушка: Кушто муно?

Дедушка: Кушто муно?

Чыве: Теве муно.

Кова: Ой-ой-ой, муно тыглай огыл,  а шортньо.

Коча: ой-ой-ой, муно тыглая огыл, а шортньо.

Кова, коча: Айда муным агытанлан ончыктена.

Петя, Петя, агытан,

Чыве муным вет мунчен.

Ведущая: Агытан лектеш.

Выходит петушок.

Агытан: Кушто-кушто, шортньо муно?

Кова: теве муно.

Коча: теве муно.

Агытан:

Ку-ка-ре-ку!

Шортньо муно, шортньо муно!

Вместе: Айда муным лудылан ончыктена.

Лудо-лудо, бак-бак-бак.

Чыве муным вет мунчен.

Лудо: Кушто-кушто, шортньо муно?

Вместе: Теве муно

Лудо:

Бак-бак-бак,

Бак-бак-бак,

Шортньо муным ончена.

Вместе: Айста муным комбылан ончыктена.

Комбо-комба, го-го-го,

Чыве муным вет мунчен.

Комбо: Кушто-кушто, шортньо муно?

Вместе: Теве муно.

Комбо: Го-го-го,го-го-го

Чывынаже вет герой!

Шортньо муным вет мунчен.

Вместе: Айста муным чучен ончена.

Кова: Мый чучем. Муным ом керт пудыртен.

Коча: Мый чучем. Муным ом керт пудыртен.

Лудо: Мый чучем. Муным ом керт пудыртен.

Комбо: Мый чучем. Муным ом керт пудыртен.

Агытан: Мый чучем. Муным ом керт пудыртен.

Вместе: Молан огына керт пудыртен?

Ведущая: Тиде жапыште коля кудал пура.

В это время вбегает мышка.

Мышка:

Ну, кова, ну коча,

Муным ко тыге чуча,

Муным поч ден шукалам,

Вара шылын кудалам,

Вместе: (плачут)

Ой-ой-ой,мом ыштена?

Пудырген вет мунына.

Ведущая: Чыве толеш да кыдетла.

Заходит курочка и кудахчет.

Чыве:

Ко-ко-ко, кова ит шорт,

Ко-ко-ко, коча ит шорт.

Лудо, комбо, агытан,

Мый адак муным мунчем.

Понравилась вам сказка?

Дети:

Воспитатель: Ну тогда отправляемся дальше в путь. (звучит музыка)

Станция называется «Песня».

Ребята, а у вас есть друзья?

Дети:

Воспитатель: А кто такой друг, что такое дружба?

Дети: Дружба –

Воспитатель: Дружба - это взаимоотношения между людьми, основанные на доверии, искренности, взаимных симпатиях, общих интересах и увлечениях. Обязательными признаками дружбы являются взаимное уважительное отношение к мнению друга, доверие и терпение. Людей, связанных между собой дружбой, называют друзьями.

У марийского народа есть такая песня про дружбу, там поётся про то, что рядом с другом всегда хорошо, что рядом с другом есть счастье. Давайте послушаем эту песню. (исполнение песни детьми старшей группы Б).

Дети:

Воспитатель: Вот мы свами и попутешествовали по фольклору марийского народа. Понравилось вам ребята?

Дети:

Воспитатель: Марийский народ очень любит петь и танцевать, давайте мы с вами отдохнём и потанцуем под марийскую мелодию. (танец)

Молодцы ребята, всем огромное спасибо за участие.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий к проведенному празднику "Русский фольклор"

Мероприятие проводилось с целью привития любви к русской культуре....

Урок марийского языка в 3 классе "Марийский орнамент"

Урок проведен с целью приобщения детей к традициям, укладу, быту прошлых поколений, познакомить с марийской вышивкой; закрепления лексического запаса учащихся по теме «Семья»; развития внимания, вообр...

Урок марийского языка в 3 классе "Марийский орнамент"

Урок проведен с целью приобщения детей к традициям, укладу, быту прошлых поколений, познакомить с марийской вышивкой; закрепления лексического запаса учащихся по теме «Семья»; развития внимания, вообр...

Сценарий республиканского детского концерта "ШАРНАЛТЕ ТЫЯТ ТУКЫМЕТЫМ", посвященного Дню марийского национального героя.

Это мероприятие было проведено совместно с Региональным общественным объединением "ВийАр" ("Мудрость")...

Сценарий для проведения Дня матери на марийском языке

Сценарий предназначен для проведения Дня матери с учащимися начальных классов на марийском языке....

Сценарий открытого занятия педагога ЦТиО Фрунзенского района СПБ Смирновой Г.А. Тема «К нам на святки пришли колядки» по предмету музыкально-игровой фольклор Программа «Фольклор. Забавушка»

Пояснительная записка:В ходе подготовки открытого занятия учащиеся знакомятся с традициями празднования зимних праздников на Руси, с музыкальным фольклором (колядки, зимние песни).Открытое занятие спо...