"В гостях у самовара" утренник
план-конспект занятия (2 класс) на тему

познакомить детей с историей появления самовара на Руси

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл v_gostyah_u_samovara.docx329.7 КБ

Предварительный просмотр:

Утренник

«В гостях у самовара»

http://www.tula-samovar.com.ru/indexa.files/samovars/shop/seals/samovars/18.02/13/1.JPG                                                                                     

                                                                                               Составитель:

                                                                                             классный руководитель 3 класса

                                                                                              Ефимова Алина Александровна

Тема мероприятия: утренник «В гостях у самовара»

Цель мероприятия: познакомить детей с историей появления самовара на Руси

Задачи мероприятия:

Образовательные:

  • расширить знания учащихся о значении чаепития, о самоваре;
  • учить применять полученные знания на мероприятии в повседневной жизни

Коррекционно-развивающие:

  • развивать любознательность, внимание;
  • корригировать и развивать  лексику учащихся

Воспитывающие:

  • воспитывать в детях культуру поведения за столом, в гостях;
  • воспитывать уважительное отношение к русским традициям, бережно относиться к традициям других народов

Наглядность:

                         презентации: «Самовары», «Лекарственные растения»                        

                         слайды к загадкам

                         самовар

       мультфильм «Пых-пых самовар»

Ведущий:  У каждого народа есть много обычаев. Но среди них есть те, что любят все: и взрослые, и дети. Один из таких обычаев - чаепитие. Чаепитие распространено во многих странах, в Англии и Японии - это целый культ, созданный веками. Не отстает в этом плане и Россия. Кто не прочь выпить чашечку свежего ароматного чая...

     Давайте представим старинную русскую избу, где за столом собралась вся семья. Стол накрыт нарядной скатертью. Идет веселая беседа, а посередине стола...

        

Стоит толстяк,

Шипит и кипит,

всем пить чай велит. (Самовар)

- Правильно. Это самовар. И сегодня мы собрались все вместе, чтобы устроить праздник хорошему, доброму, старому другу Самовару.

Ведущий: Только на Руси пили чай из самовара. Родиной самовара считают город Тулу, где было много мастеров - самоварников. И каждый мастер хотел, чтобы его самовар был самым лучшим, самым красивым. Самовары делали разными: большими и маленькими, круглыми и продолговатыми, украшали узорами, придавали различную форму ручкам и краникам.

Ведущий: Думаю, что каждый из вас видел самовар. А вот кто-нибудь был в музее самоваров? Да, существуют такие музеи. Первый музей самоваров был создан далеко от его исторической родины - в городе Минске, столице Белоруссии. Его коллекция насчитывает более 1000 самоваров. И у каждого из них своя история, ведь многим из них более 200 лет. Не так давно был открыт музей самоваров и в Туле.

Ведущий: Ребята, а вы знаете, как устроен самовар? (Ответы детей.) Современные самовары работают от электричества, а вот в старину самовар растапливали углем. Внутри самовара находилась труба, в которую засыпали сосновые сухие шишки или древесный уголь. Их поджигали лучиной и раздували огонь сапогом. Вода в самоваре закипала. А в специальное приспособление наверху устанавливался заварной чайник.

Ведущий: Прошло много лет. В наши дни самовар заменил электрочайник, но традиция собираться всей семьей за чаепитием осталась.

Ведущий: А теперь отправимся в путешествие и  вспомним как можно больше о чаепитии.

Ведущий:  Итак, первая станция под названием  «Чай».

Ученик 1:  Много лет тому назад китайские пастухи заметили, что любые долгие переходы и подъемы в горы овцы переносили намного легче после того, как лакомились листочками вечнозеленого растения. Кто-то их них придумал заварить эти сухие листочки. Получился прекрасный, ароматный напиток, который мы теперь называем чаем.

Ученик 2: В старину в России не было чая и вместо него заваривали листья смородины, земляники, малины, цветы липы, Иван-чая и другие травы.

Ученик 3:  Почти триста лет тому назад русский царь получил подарок от монгольского хана. Это были пакетики с непонятной надписью «бах-ча», что переводилось как «чай для заварки».

Ученик 4:  Понравился царю вкусный напиток. И с тех пор стали возить его купцы из заморских стран в Россию.

Ученик 5:  Дорогой был чай в те времена, не каждый мог eго пить. Поэтому и появилось выражение «чайком побаловаться».

   Ведущий:  Я подготовила задание для вас: назвать популярные у нас сорта чая. Каждый правильно ответивший получит приз. (Липтон, Ахмад, Беседа, Бодрость, Лисма, Эдвин, Дилма, Майский чай.)

   Ученик 1:            Я хочу открыть секрет

                            И полезный дать совет:

Если хворь с кем приключится,

Чаем можете лечиться.

Ученик 2:               Чай всех снадобий полезней,

                            Помогает от болезней,

                            Чай в жару нас освежает,

                            А в морозы согревает.

Ученик 3:         И сонливость переборет,

                            И с усталостью поспорит,

                            Сокрушит любой недуг.

                            Чай здоровью - лучший друг!

Ведущий:  А кто сможет вспомнить названия лекарственных трав, цветов или плодов, которые мы добавляем в чай, чтобы быстрее выздороветь? (Ромашка, зверобой, мать и мачеха, земляника, смородина, черника, малина, шиповник, калина, боярышник, мята, валерьяна... Если задание вызовет затруднения, то можно предложить ученикам отгадать загадки.)

                                  Скатерть была,

      Как снег, бела,

      Зубцы вокруг,

      Шита без рук;

                                  А на скатерти той  

      Каравай золотой. (Ромашка.)

                                   Есть корень кривой и рогатый,

                                   Целебною силой богатый,

                                   И, может, два века

                                   Он ждет человека

                                   В чащобе лесной

                           Под кедровой сосной. (Женьшень.)

                                     И в лесу, и в квасу,

                            И в конфетке, и в таблетке. (Мята.)

                            Хороша трава –

Красная голова:

И медку подарит,

И чайку заварит. (Иван-чай.)

     

                                         Весной растёт

                                         Летом цветёт

                                         Осенью осыпается,

                                         Зимой отсыпается.

                                         А цветок - на медок,

                                         Лечит от гриппа,

                                         Кашля и хрипа. (JIuna.)

                                         В лесу и на болоте

                                         Травку вы найдете

                                         А на ней синеет гроздь –

                                         Кисло-сладких ягод горсть. (Черника.)

                                         Есть и украшение,

                                         Есть и устрашение;

                                         Гляди да любуйся,

                                         А руками не суйся! (Шиповник.)

Ведущий:  Вторая станция  «Сладкоежки».

Ведущий:  К чаю, хозяюшки готовили угощение. Пекли много всякой вкусной сдобы. Мы для вас тоже ее приготовили. Вся она на этом подносе, но только чтобы ее отведать, нужно отгадать загадки.

                                     В поле росла, под жерновом была,

Из печки на стол караваем пришла. (Пшеница.)

Без рук, без ног,

А в гору лезет. (Тесто.)

Он бывает с толокном,

С рисом, мясом и пшеном,

С вишней сладкою бывает.

                            В печь сперва его сажают,

А как выйдет он оттуда,

То кладут его на блюдо. (Пирог)

То кладут его на блюдо. (Пирог.)

                                 Кольцо не простое – кольцо золотое,

Блестящее, хрустящее,

Всем на загляденье...

                            Ну и объедение! (Бублик.)

Отгадать легко и просто:

Мягкий, пышный и душистый,

                             Он и черный, он и белый,

А бывает подгорелый. (Хлеб.)

Ведущий: Молодцы! А какие еще бывают изделия из сдобного теста, которые мы все очень любим? (Пирожки, ватрушки, баранки, сушки, пирожные, торты, пряники, калачи.)

Ведущий:  Прекрасные нас ждут угощения на подносе, вспомнили их названия. Но есть одно из них, без которого не обходится ни один праздник на земле русской, и особенно много их готовят на праздник прощания с матушкой Зимой. Как называется это угощение и что это за праздник такой? (Блины и Масленица.) Правильно. Теперь третья станция - «Блинная».

Ученик 1:        Мы гостей своих встречали,

               И блинами угощали.

Ученик 2:   А среди вас есть мастерицы, которые умеют блины печь?

Ученик 3 :             Мастерицы - хоть куда!

Вот вам печь и сковорода!

Принимайтесь-ка за дело

Всех блинами угощайте смело!

Ведущий: Приглашаем две команды для участия в игре «Испеки блины».

     В игре могут принимать участие два ученика либо две команды по два или четыре ученика. Для игры приготовлены 2 печки (их силуэты сделаны из фанеры или картона), 2 сковородки или 2 теннисных ракетки, блины (их можно изготовить из бумаги или картона), 2 кастрюли и 2 тарелки.

     Перед участниками ставиться задача - быстро «испечь» блины. Для этого они должны поставить сковороду с символическим «блином» в печь, затем вытащить сковороду, перевернуть «блин», снова его запечь, вытащить сковороду, снять готовый «блин» и положить его на тарелку. Тарелки могут стоять на столе или стуле на расстоянии 4-6 метров от печки. Командам на выполнение конкурса дается определенное время. Побеждает та команда, у которой горка готовых «блинов» получилась выше. Победители получают призы лучших блинопеков.

Ведущий: Вот, гости дорогие, и заканчивается наш праздник. Мы сегодня хорошо повеселились, узнали много интересного и полезного. А теперь мы переходим к самой вкусной части нашего праздника.

                   

Ученик 1:

 Всех гостей мы угощаем

 Ароматным крепким чаем.

 Тех, кто чай с охотой пьет,

Стол, накрытый давно ждет.

Ученик 2:

Для всех вас, взрослые и детишки:

Калачи, ватрушки, пышки.

Наливайте, не стесняйтесь,

Сладким чаем забавляйтесь!

Ведущий:  Всех гостей приглашаем в нашу чайную!

                   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

в гости к осени

Эта презентация знакомит учащихся с изменениями в живой и неживой природе...

А хозяева нынче гостей встречают

данное мероприятие проводилось в музее нашей школы. На занятие были приглашены дети подготовительной группы детского сада. После занятия дети с удовольствием посмотрели экспонаты нашего музея. цель з...

Внеклассное мероприятие "В гостях у русской народной сказки"

ЦЕЛИ: познакомить с понятием - устное народное творчество, расширить знания о русских народных сказках, вспомнить известные детям сказки и познакомить с неизвестными; Формировать и развивать по...

Викторина "В гостях у сказки"

Викторина познакомит со сказками...

В гостях у осени. 2 класс.

Мальчик Гриша отправляется в гости к Осени, по пути встречает друзей....

В гостях у сказки! Мы в гостях у Кузи

Данная презентация помогла мен провести внеклассное мероприятие по страницам сказок.  Разработки и задания могут быть составлены самим учителям в соответствии со слайдами. Данная презентация расч...