Сценарий открытого урока по литературе С.Есенин
материал на тему

Зиновьева Татьяна Владимировна

Сценарий открытого урока памяти Есенина 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Сценарий33.42 КБ

Предварительный просмотр:

СЦЕНАРИЙ

Сергей Есенин

Ученик _____________________________________

Уходят лучшие, как будто мир им тесен, 
Как будто он не в силах их понять. 
Уходят лучшие, не спев последних песен, 
Осиротив родную Землю-мать, 

Ученик _____________________________________

В рязанском селе Константиново,  которое раскинулось на высоком берегу Оки
3 октября 1895 г. увидел свет Сергей Есенин
. На речном откосе, напротив дома Есениных, стоит церковь   иконы Казанской Божьей матери. В ее стенах венчались родители поэта   Александр Никитич и Татьяна Федоровна, в ней он был крещен именем Сергей.  

Ученик _____________________________________

 Мама Есенина, Татьяна Титова, замуж была отдана помимо воли, а отец был беден, и в 2 года его  вернули в дом деда   по матери, где он и воспитывался   со своими сестрами.  Среди мальчишек Есенин большим драчуном.

(Появляются дед и бабка). 

Бабка___________________________________________

 Бабушка внука очень любила, но и ругала за озорство. Была она человеком тихим, кротким, добрым и ласковым.  Своим любимым внукам она часто пела песни, рассказывала сказки. 

Бабка___________________________________________

Ну, нешто так можно, Сергуша, весь в царапинах, опять с соседскими мальчишками подрался. Али на яблоню лазил? Все штаны оборвал!

Дед____________________________________________

Ты, это, у меня, старая, не трожь, он так крепче будет! Чать не барыню растим.

Бабка_________________________________________

Только в субботу помыли, голову нагофрили, аж гребень поломали о кудри, а он... 

Видать, не выйдет из него учителя, вон весь чумазый. 

Дед____________________________________________

Как не выйдет! Вот отдадим его в земское училище, потом в церковно-учительскую школу, а потом и в Москву дальше на учителя учиться... 

Бабка_________________________________________

Да не хочет он  учителем быть. 

Дед____________________________________________

 А кем тогда? 

Есенин_________________________________________

Никем, чАстушки буду сочинять! 

Дед______________________________________________

Частушки.???? Частушки сочинять? Супротив дедовой воли???? Да я ему… да я его…. Бабка, а ну дай мне розги…..

Ученик__________________________________________________

Путь к славе у Есенина был стремителен. С 1904 по 1912 годы   учился в Константиновском земском училище   и в Спас-Клепиковской школе. Писал стихи.  В 1912 году едет в Москву , работает в мясной лавке вместе с отцом, в книгоиздательстве, в типографии. В 1913 г.  вступает в гражданский брак с Анной Изрядновой и у них рождается сын Юрий.  В марте 1915 г. Есенин приезжает в Петроград.

Ученик__________________________________________________

 Успех молодого поэта был быстрым и громким.  Невысокого роста, светловолосый, удивительно подвижный, с голубыми, постоянно меняющими свой оттенок ясными глазами, этот уроженец глубинной России, привлек к себе всеобщее внимание

Ученик__________________________________________________

Весной 1917 г. Есенин   познакомился с Зинаидой Райх. Летом они обвенчались. Этот брак оказался неудачным. Они разошлись в 1921 г.  У них было двое детей. Летом 1821 г. в Москву по приглашению Советского правительства   приехала знаменитая ирландская актриса - танцовщица Айседора Дункан.

Ученик__________________________________________________

Она организовала   школу-студию танца для детей московского пролетариата. Она говорила, что новому обществу нужны новые, гармонично развитые люди, которые сумеют себя во всем показать. Айседора погрузилась в работу. Полтораста детей, ежедневно ходивших на занятия, полюбили танцы. Дункан сама ставила танцы, она любила музыку и делала ее зримой. (ЗАКРЫТЬ ШТОРКУ, ВКЛЮЧИТЬ ФОНОГРАММУ)

(ТАНЕЦ     ДУНКАН    исполняет А.Калинина)

(ВЫКЛЮЧ.фонограмму, ОТКРЫТЬ СЛАЙД 21 !!!!с текущ.слайда, ОТКРЫТЬ ШТОРКУ)

Ученик__________________________________________________

У Есенина и Дункан было много общего: артистичность, размах, смелость, щедрость души. Не только сильная любовь, но и родство и общность идей связывали их. Они понимали друг друга, хотя говорили на разных языках. Он не владел ни одним из иностранных языков, страстно любил только русский язык, знал многие говоры и наречия. В мае 1922 г. они поженились и отправились в Европу и Америку. Они побывали в Германии, Франции, Италии. Это была любовь. В память об этой любви остались стихи

Ученик ________________________________________________

Пой же, пой. На проклятой гитаре
Пальцы пляшут твои в полукруг.
Захлебнуться бы в этом угаре,
Мой последний, единственный друг.

Не гляди на ее запястья
И с плечей ее льющийся шелк.
Я искал в этой женщине счастье,
А нечаянно гибель нашел.

Я не знал, что любовь – зараза,
Я не знал, что любовь – чума.
Подошла и прищуренным глазом
Хулигана свела с ума..

Ученик__________________________________________________

Айседора была цельным, бескомпромиссным другом. Судьба ее была драматична. Еще в ее молодые годы, автомобиль, везший двух ее малолетних детей, пробил решетку одного из парижских мостов и утонул в Сене.   После возвращения из-за границы Есенин разорвал брачные отношения с Дункан. 9 сентября 1927 г. Айседора погибла в автомобильной катастрофе. Могла ли она думать, что причиной ее смерти станет воздушный шарф бесконечной длины, запутавшийся в колесе ее машины.

(ЗАКРЫТЬ  ШТОРКУ. СВЕРНУТЬ ПРЕЗЕНТАЦИЮ. ВКЛЮЧИТЬ ПЕСНЮ. ЗАКРЫТЬ ПЕРВУЮ ПРЕЗЕНТАЦИЮ)

(Звучит песня «Не жалею, не зову, не плачу»)____________________________

(ОТКРЫТЬ ВТОРУЮ ПРЕЗЕНТАЦИЮ,СВЕРНУТЬ ЕЕ,)

Ученик________________________________________

Музыка на Руси сопровождала людей с рождения. Под аккомпанемент русских народных инструментов исполнялись песни. 

Отгадайте, о каком инструменте в своих стихах говорит Есенин: 

Заиграй, сыграй тальяночка, малиновы меха, 

Выходи встречать к околице, красотка жениха. 

Васильками сердце светится, горит в нём бирюза. 

Я играю на тальяночке про синие глаза. ……

Тальянка – это гармонь.

Ученик_______________________________________________

Сергей Александрович Есенин умел видеть красоту во всем, что его окружает. Давайте мы попробуем описать красоту берёзы – символа России. 

В центр зала ставится макет берёзы. 

Ученик_______________________________________________

Представим, что берёзка это девушка. На что похожи ветви дерева, ствол? Какая берёзка? 
_____________________________________________________________________

_______________________________________________________________________


А теперь послушайте, как видит берёзку Есенин. Слушайте сердцем, и вам откроется красота! 

Ученик__________________________________________________

Белая береза 

Под моим окном 

Принакрылась снегом, 

Точно серебром. 

На пушистых ветках 

Снежною каймой 

Распустились кисти 

Белой бахромой. 

И стоит береза 

В сонной тишине, 

И горят снежинки 

В золотом огне. 

А заря, лениво 

Обходя кругом, 

Обсыпает ветки 

Новым серебром. 

(ОТКРЫТЬ  КЛИП- БЕРЕЗКИ НА ВЕСЬ ЭКРАН, ОТКРЫТЬ ШТОРКУ)
Танец “Березки”

(ЗАКРЫТЬ  ШТОРКУ)

Ученик__________________________________________________

 Восток – родина замечательных лириков: Хайями, Саади, Низами, страна роз и тюльпанов, звездочётов. Сергей Есенин мечтает побывать в Персии, но туда его не пускают. Остановившись в Батуми зимой 1924-25 годов, Есенин, занавешивал восточными шалями окно и электрическую лампочку в своей комнате, третья шаль оказывалось чалмой - и мир наполнялся приятными и сладкими ароматами, а симпатичная учительница Шаганэ Нерсесовна Тальян, с которой познакомился Есенин, превращается в его стихах в персиянку, зовущую в очаровательную даль. Одно за другим было написано 15 стихотворений, которые и составили цикл «Персидские мотивы».

(ВКЛЮЧИТЬ КЛИП – ШАГАНЭ. ОТКРЫТЬ ШТОРКУ)

Ученик: __________________________________

Шаганэ ты моя, Шаганэ!
Потому, что я с севера, что ли,
Я готов рассказать тебе поле,
Про волнистую рожь при луне.
Шаганэ ты моя, Шаганэ.

Потому, что я с севера, что ли,
Что луна там огромней в сто раз,
Как бы ни был красив Шираз,
Он не лучше рязанских раздолий.
Потому, что я с севера, что ли.

Я готов рассказать тебе поле,
Эти волосы взял я у ржи,
Если хочешь, на палец вяжи —
Я нисколько не чувствую боли.
Я готов рассказать тебе поле.

Про волнистую рожь при луне
По кудрям ты моим догадайся.
Дорогая, шути, улыбайся,
Не буди только память во мне
Про волнистую рожь при луне.

Шаганэ ты моя, Шаганэ!
Там, на севере, девушка тоже,
На тебя она страшно похожа,
Может, думает обо мне…
Шаганэ ты моя, Шаганэ.

(ЗАКРЫТЬ ШТОРКУ. ЗАПУСТИТЬ ВТОРУЮ ПРЕЗЕНТАЦИЮ с начала. ОТКРЫТЬ ШТОРКУ)

Ученик_____________________________________________

А животный мир у Есенина – часть природы, живой, разумной. У «братьев наших меньших» свои думы и заботы, свои горести и радости. Лошади пугаются собственной тени и задумчиво слушают пастуший рожок, корова теребит «грусть соломенную», «тихо воет покинутый пёс», старая кошка сидит у окошка и ловит лапой луну.

Ученик_____________________________________________

Есенин относится к животным не просто нежно, а уважительно и обращается не ко всем сразу, а к каждому в отдельности – к каждой корове, лошади, собаке… И не о покровительстве идёт речь, а о взаимном обращении, важном и необходимом для обоих «собеседников»:

Ученик_____________________________________________

Дай, Джим, на счастье лапу мне,
Такую лапу не видал я сроду.
Давай с тобой полаем при луне
На тихую, бесшумную погоду.
Дай, Джим, на счастье лапу мне.

Пожалуйста, голубчик, не лижись.
Пойми со мной хоть самое простое.
Ведь ты не знаешь, что такое жизнь,
Не знаешь ты, что жить на свете стоит.

Хозяин твой и мил и знаменит,
И у него гостей бывает в доме много,
И каждый, улыбаясь, норовит
Тебя по шерсти бархатной потрогать.

Ты по-собачьи дьявольски красив,
С такою милою доверчивой приятцей.
И, никого ни капли не спросив,
Как пьяный друг, ты лезешь целоваться.

Мой милый Джим, среди твоих гостей
Так много всяких и невсяких было.
Но та, что всех безмолвней и грустней,
Сюда случайно вдруг не заходила?

Она придет, даю тебе поруку.
И без меня, в ее уставясь взгляд,
Ты за меня лизни ей нежно руку
За все, в чем был и не был виноват.

Ученик_____________________________________________

Сложное было время, бурное, противоречивое. Сложная была жизнь и у Сергея Есенина - и творческая, и личная.

Вернувшись в Москву, в сентябре 1925г.  Есенин вступил в четвертый брак - женился на Софье Андреевне Толстой (внучке великого писателя). Но и тут семейное счастье обошло eго стороной. В это время, в ноябре месяце, поэт закончил одно из самых трагичных своих произведений   - поэму «Черный человек».

                Голова моя машет ушами,

        Как крыльями птица.

        Ей на шее ноги

        Маячить больше невмочь.

        Черный человек,

        Черный, черный,

        Черный человек

        На кровать ко мне садится,

        Черный человек

        Спать не дает мне всю ночь.

Ученик__________________________________________________

Он чувствовал приближение смерти. Решил ехать в Ленинград.  Это была его последняя поездка. Есенин погиб 28 декабря 1925г. в гостинице «Англетер».   Последнее стихотворение, написанное кровью, было посвящено другу . Есенин отдал лист со стихотворением ленинградскому поэту, который хотел сразу же прочитать, но Есенин его остановил: "Нет, ты подожди! Останешься один — прочитаешь. Не к спеху ведь!"

:

Ученик__________________________________________________

До свиданья, друг мой, до свиданья.

Милый мой, ты у меня в груди.

Предназначенное расставанье

Обещает встречу впереди.

До свиданья, друг мой, без руки, без слова,

Не грусти и не печаль бровей,

- В этой жизни умирать не ново,

Но и жить, конечно, не новей.

Ученик__________________________________________________

- Две даты: 3 октября 1895 года, 28 декабря 1925 года. Первая – рождения, вторая – смерти поэта.

- В Закавказье, где Есенин не раз бывал, в старину говорили: тридцать лет человек должен учиться, тридцать – путешествовать и тридцать – писать, рассказывая людям все, что он увидел, узнал, понял. Девяносто лет… Есенину было отпущено в три раза меньше. Его судьба – подтверждение другого старого изречения: жизнь ценится не за длину.

Ученик__________________________________________________

Сергей Есенин ушел из жизни, но его поэзия волнует и тревожит сердца читателей и сегодня.

Ученик__________________________________________________

Сергей Есенин- больше чем поэт!

И в этом никаких сомнений нет!

Прожив так мало- многое успел сказать

Мне сложно всё понять, принять

Но лишь услышу строки мной любимого стиха

Куда- то в высь летит душа!

И хочется любить, творить, мечтать!

Россию просто Русью называть!

И загрустив о маме, послать письмо скорей

С его поэзией становишься мудрей.

И греет сердце мне Есенинская грусть.

И чтобы там не говорили – пусть,

Сергей Есенин – больше чем поэт,

И в этом никаких сомнений нет!!!

(ЗАКРЫТЬ ШТОРКУ. ПОСТАВИТЬ ФОНОГРАММУ Отговорила роща….)

РОМАНС НА СЛОВА ЕСЕНИНА

__________________________________________________________


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по литературе. Сергей Есенин "Поет зима - аукает"

Открытый урок по литературному чтению с использованием наглядного материала....

Открытый урок по литературе в 4 классе.

Открытый урок по литературе в 4 классе.Тема:К. Г. Паустовский  « Стальное колечко».             Провела:    ...

открытый урок по литературе 5 класс -200-летие М.Ю.Лермонтова

Открытый урок по литературе 5 класс -200-летие М.Ю.Лермонтова....

Открытый урок по литературе "Периодика. С.В.Михалков « А что у вас?». Что такое новости? Кто рассказывает новости?"

Периодика. С.В.Михалков « А что у вас?». Что такое новости? Кто рассказывает новости?Цели: познакомить с тем, что такое новости и какие источники новостей существуют; выяснить, что такое периодика...

Технологическая карта открытого урока по литературе на тему: "Л.Н. Толстой. Какая бывает роса на траве? Куда девается вода из моря? Сравнение текстов." ФГОС

Технологическая карта открытого урока по литературе в 4 классе на тему: "Л.Н. Толстой. Какая бывает роса на траве? Куда девается вода из моря? Сравнение текстов." разработана в соответствии с ФГО...

Открытый урок литературного чтения С.Есенин "Береза"

Вид урока: урок изучения нового произведенияЦель урока: учить анализировать лирическое произведение.Задачи:Образовательные:познакомить учащихся со стихотворением С. Есенина «Берёза»;формир...

Открытый урок по литературе Тема: «Знакомство с разделом «Люби живое»

Цели деятельности учителя: ознакомить учащихся с новым разделом; ввести этические понятия раздела: сочувствие, сопереживание; развивать воображение, связную речь, навыки выразительного чтения; привива...