Сценарий игровой программы по русским сказкам «НА ЗЛАТОМ КРЫЛЬЦЕ СИДЕЛИ…» ( для учащихся начальной школы)
методическая разработка (1 класс) по теме

Зеленцова Елена Алексеевна

Цель данной програмы: активизация знаний детей о русских  народных и авторских сказках. Игровая программа учит детей концентрировать внимание,мобилизировать мыслительную деятельность для поиска ответа на вопрос. воспитывает интерес к народному творчеству, чтению сказок. Данный материал может быть полезен для учителей начальных классов, педагогам дополнительного образования.

Скачать:


Предварительный просмотр:

СЦЕНАРИЙ ИГРОВОЙ ПРОГРАММЫ

ПО РУССКИМ  СКАЗКАМ

«НА ЗЛАТОМ КРЫЛЬЦЕ СИДЕЛИ…»

 ( для учащихся начальной школы)

Программное содержание:

Обучающие задачи:

  • Уточнить, обогатить и расширить  знания детей о русских сказках.
  • Учить узнавать сказку по заданию.
  • Учить  детей использовать выразительные средства для создания образа персонажей, используя позу, жест, движение, речевую интонацию.

Развивающие задачи:

  • Развивать речь, мышление, читательский интерес.
  • Развивать умение действовать согласовано.
  • Развивать творческую самостоятельность в создании художественных образов, используя  русские народные песни, танцы.

Воспитывающие задачи:

  • Способствовать социально-эмоциональному развитию детей.
  • Воспитывать желание участвовать в совместной деятельности, согласовывая свои действия с действиями партнеров в играх,  конкурсах.
  • Воспитывать  у учащихся  интерес любовь к  народному  творчеству через музыкальную игровую, театрализованную деятельность.

Методы: игровой, словесно - логический, ИКТ, коллективный.

Приемы:  участие в викторинах, конкурсах,  художественное слово (загадки, стихи), исполнение песен, танцев.

Оборудование: аудиозапись с мелодиями, ноутбук, мультимедийный проектор, экран, презентация.

Формы работы: индивидуальная, коллективная.

Ход мероприятия

Звучит музыка «В гостях у сказки»

1 ВЕДУЩАЯ:

-Добрый день, уважаемые гости!

2ВЕДУЩАЯ:

-Здравствуйте,  дорогие ребята и уважаемые взрослые!  Мы пригласили Вас на фестиваль  РУССКИХ СКАЗОК!  Сегодня мы снова вспомним и услышим наши любимые сказки! Что ж, пора начинать!  

1 ВЕДУЩАЯ:

Фестиваль наш начинаем
Двери в сказку открываем.
Может, в ком-то ты узнаешь,
То, что ты от всех скрываешь.

2 ВЕДУЩАЯ:

Сказки любят все на свете,
Любят взрослые и дети!
Сказки учат нас добру
И прилежному труду,
Говорят, как надо жить,
Чтобы всем вокруг дружить!

1 ВЕДУЩАЯ:

Итак, друзья, начнем программу,
Затей у нас большой запас.
А для кого они? Для вас.
Мы знаем, вы любите игры,
Песни, загадки и пляски.
Но нет ничего интересней,
Чем наши волшебные сказки.

Звучит музыка «В гостях у сказки».

Исполняется танец сказочных героев.

2 ВЕДУЩАЯ:

Ни для кого не секрет, что все дети любят сказки.

Сначала они подсовывают красочные книжки мамам, папам, бабушкам и дедушкам. Затем зачитываются ими самостоятельно, едва научившись складывать буквы в слова. Потом они представляют себя персонажами любимых сказок, которые плотно входят в их жизнь: девочки  хотят быть прекрасными  принцессами, а мальчики - сказочными рыцарями.

-Давай откроем нашу волшебную книгу сказок….

1 ВЕДУЩАЯ:

  «…В некотором царстве, в некотором государстве …»

Вот так начинаются многие русские народные сказки! Ребята, а почему они называются народными? Знаете?

-Правильно, потому что их сочиняет народ. В далекие давние времена наши бабушки и дедушки не умели ни читать, ни писать, зато умели замечательно сочинять и рассказывать сказки: про хитрую лису и трусливого зайца, про глупого козла и  злого волка; про Ивана- удальца да Василису Премудрую…  

2 ВЕДУЩАЯ:

-А как ещё  начинаются сказки? Внимание на кран.

- Русские сказки начинаются так: «Жили-были…», «Давным давно…», «Во времена Царя Гороха…», «За тридевять земель, в тридесятом государстве…»

1 ВЕДУЩАЯ:

В сказке может всё случиться,

Наша сказка впереди.

Сказка в двери к нам стучится,

Скажем гостье: «Заходи!»

Слышится стук

(Под веселый русский наигрыш из-за кулис выскакивают два скомороха- потешника)

1 ВЕДУЩАЯ:Вы кто же такие будете?

1-й СКОМОРОХ:Я-Фомка!

2-й СКОМОРОХ: А я - Ерёмка!

1 ВЕДУЩАЯ: Спасибо вам, Фомка  и Еремка, что вы появились на нашем празднике, а что вы интересного предложите ребятам?

ФОМКА: Я предлагаю игру- кто громче заорет!

ЕРЕМКА: Нет! Лучше я- кто  шире откроет рот!

2 ВЕДУЩАЯ: Нет, это нам совсем не подходит! А другого вы не умеете?

ФОМКА: Как это не умеем?! Да мы умеем петь, плясать…

ЕРЕМКА: На гармошке играть…

ФОМКА: Сказки сказывать…

ЕРЕМКА: Да загадки загадывать!

1 ВЕДУЩАЯ: Ну, давайте ваши загадки!

ФОМКА: 

В этой сказке есть девица,

Не простая мастерица!

Царевна жила на болоте –

 Вы имя ее без труда назовете! (Василиса)

ЕРЕМКА: 

А вот моя загадка:

Братишка ей не подчинился

И вот в козлёнка превратился,

Когда водицы из копытца

Он в знойный день решил напиться.

Назовите имя сестрицы   (Алёнушка.)

ФОМКА: 

А я трудную загадаю

Много дней он был в пути,

Чтоб жену свою найти,

А помог ему клубок,

Его звали... (Колобок - Иван-Царевич)

ЕРЕМКА: 

А вот у меня другая есть загадка:

С голубыми волосами

И огромными глазами,

Эта куколка - актриса,

И зовут ее... (Алиса - Мальвина)

2 ВЕДУЩАЯ:

- Спасибо Фомка и Еремка проходите, садитесь с ребятами.

-А вы знаете, ребята, что сказки бывают не только народными. Сказки могут сочинять писатели. Такие сказки называются авторскими. Посмотрите на наших сказочных героев и скажите, про кого из героев  написал автор? Правильно. Про Мальвину. А кто автор? Алексей Толстой.

ВАСИЛИСА ПРЕМУДРАЯ:

-Здравствуйте, гости дорогие, добры молодцы, красны девицы. Пришли мы к вам  на фестиваль издалека, из страны русских  сказок. Хотим узнать, как вы хорошо знаете русские сказки.

1 ВЕДУЩАЯ:

- Тогда  предлагаем помочь нам в  нашей праздничной программе.

Конкурс «Галерея сказок»

АЛЁНУШКА:

-Ребята, давайте отправляемся в Третьяковскую галерею на выставку картин русских сказок. Отгадайте, из каких сказок взяты репродукции картин.

-Внимание на экран.

ПРАВИЛЬНЫЕ ОТВЕТЫ:

  1. «Сивка-Бурка»
  2. «Крошечка Ховрошечка»
  3. «Кащей Бессмертный»
  4. «По щучьему велению»
  5. «Летучий корабль»
  6. «Иван царевич и серый волк»
  7. «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»
  8. «Царевна- лягушка»
  9. «Василиса Премудрая»
  10.  «Снегурочка»
  11.  «Змей Горыныч»

2 ВЕДУЩАЯ:

-Спасибо Алёнушка. Хорошо ребята справились с заданием?

-Ребята, а вы знаете такую считалочку

- На золотом крыльце сидели……

-Тогда давайте вместе !

На золотом крыльце сидели

Царь, царевич, король, королевич,

Сапожник, портной,

Кто ты будешь такой?

-Василиса Премудрая, объявляй свой конкурс.

ВАСИЛИСА ПРЕМУДРАЯ:

 -Объявляю конкурс «Кто ты будешь такой?». Отгадайте по  моим описаниям, о каком сказочном герое идёт речь?

Конкурс « Кто ты будешь такой?»

  1. Маленькое существо с очень хорошим слухом, у него есть большой зелёный друг (Чебурашка Э. Успенский «Крокодил Гена»)
  2. Маленький ушастый хитрец и проказник, всё время оставляет врага с «носом» (Заяц из  мультфильма «Ну, погоди!»)
  3.  Этот сказочный герой был “целиком сделан из железа. Голова его, руки и ноги были прикреплены к железному туловищу на шарнирах, на голове вместо шапки была медная воронка”. О ком идёт речь? (Железный Дровосек из сказки А.М. Волкова «Волшебник Изумрудного города».)
  4. Героиня какой сказки побывала на Северном полюсе?

(Женя из сказки В.П. Катаева «Цветик-семицветик».)

  1. Мера измерения удавов (Попугай из мультфильма «33 попугая»)
  2. Вредная женщина, у неё есть крыса с человеческим именем ( Старуха Шапокляк)
  3. Очень честный мореплаватель (Капитан Врунгель)              
  4.  Героиня известной сказки, женщина весьма преклонных лет, захотела быть — кем бы вы думали? — “владычицей морскою” и “жить в океане-море”. (Старуха из пушкинской «Сказки о рыбаке и рыбке».)

1 ВЕДУЩАЯ:

- Спасибо Василиса за интересный конкурс. Слово тебе Мальвина.

МАЛЬВИНА:

-А у меня конкурс музыкальный,  который называется «Из песни слов не выкинешь».

- Сказки живут не только в книгах, но и в мультфильмах. Сейчас вы услышите слова из  известных всем песен. Вам нужно назвать героя и  название мультфильма.

Конкурс «Из песни слов не выкинешь»

  1. «Внутри меня водица. Ну что со мной водиться?»

 (Водяной из м/ф «Летучий корабль»)

  1. «Дождик босиком по земле прошёл, клены по плечам хлопал» (Леопольд из м/ф «Лето кота Леопольда»)
  2. «Я на солнышке лежу, я на солнышко гляжу. Все лежу и лежу…»

 (Львёнок из м/ф «Как львёнок и черепаха пели песню»)

  1. «Ах ты, бедная моя Трубодурочка, посмотри, как исхудала фигурочка! Я заботами тебя охвачу!» (Король из м/ф «По следам бременских музыкантов»)
  2. «Меня не пугают ни волны, ни ветер. Плыву я к единственной маме на свете» (Мамонтёнок из м/ф «Мама для мамонтёнка»)
  3. «Наконец сбываются все мечты, лучший мой подарочек- это ты»

 (Волк из м/ф «Ну, заяц, погоди!»)

  1. «Всем занять свои места! Рассчитайтесь по порядку! Есть зарядка для хвоста и для хобота зарядка»(Попугай из м/ф «38 попугаев»)
  2. «Кабы не было зимы в городах и сёлах, никогда б не знали мы этих дней весёлых» (Мама дяди Федора из м/ф «Зима в Простоквашино»)
  3. «Прилетит друг волшебник в голубом вертолёте..» (Крокодил Гена из м/ф «Чебурашка и Крокодил Гена»)
  4.  «На зелёной солнечной опушке прыгают зелёные лягушки..» (Дед Мороз их м/ф «Дед Мороз и лето»)

2 ВЕДУЩАЯ:

- Спасибо Мальвина за твоё музыкальное искусство. Слово тебе Иван- Царевич.

ИВАН - ЦАРЕВИЧ:

-А я хочу предложить сыграть со мной в игру «Веришь - не веришь». Отвечать нужно «да» или «нет». Готовы?

Игра «Веришь- не веришь»

1.Волк съел колобка. (нет)

2.Яичко золотое разбилось. (да)

3.Гуси лебеди поймали девочку с братцем. (нет)

4. Братец Иванушка превратился в телёночка. (нет)

5.У козы было семеро козлят. (да)

6.Дрозд помог вылезти лисе из ямы. (да)

7. Старуха нашла в санях лису. (нет)

8.Кузьма Скоробогатый стал мужем царевны благодаря стараниям кота в сапогах. (нет)

9.Хаврошечка забыла «усыпить» у Трехглазки третий глаз. (да)

10. Вместо девочки лисичке со скалочкой в мешок положили кабанчика.(нет)

1 ВЕДУЩАЯ:

- Спасибо Иван - Царевич за твою интересную игру. Кто же поможет нам продолжить дальше наш праздник?

2 ВЕДУЩАЯ:

-Немало сказок интересных

Поведать может кот учёный.

Так назовите же то место,

Где с  цепью дуб растет зелёный? Ответ (Лукоморье)

1 ВЕДУЩАЯ:

- Тогда отравляемся в Лукоморье к учёному коту.

2 ВЕДУЩАЯ:

- А как нам туда добраться?

1 ВЕДУЩАЯ:

- Обратимся в турагенство «Летучий корабль»

АГЕНТ ТУРАГЕНСТВА:

-Добрый день!

Чтоб путёвку получить

Нужно деньги заплатить.

2 ВЕДУЩАЯ:

- Но у  нас нет денег.

АГЕНТ ТУРАГЕНСТВА:

-Пусть ребята себя покажут

На что способные.

Если они знают сказки

Тогда и путёвку получат.

-Предлагаю конкурс «Сказочные числа». В ваших ответах должны быть названы  числа.

Конкурс «Сказочные числа»

  1. Как называлась харчевня, где остановились пообедать кот Базилио, лиса Алиса и Буратино в сказке А. Толстого по дороге на Поле чудес?

( «Три пескаря»)

  1. Сколько дочерей следили за тем, как выполняет свою работу девушка в русской народной сказке «Крошечка-Хаврошечка». (Три)
  2. Какова длина удава в Попугаях, Мартышках и Слонах.

(38 попугаев и одно попугайское крылышко, 5 мартышек, 2 слонёнка)

  1. Сколько ночей Айболит не ел, не пил, не спал, а лечил несчастных зверят? (10 дней)
  2. Какой размер обуви был у дяди Стёпы? (45 размер)
  3. Сколько прожили старик и старуха в сказке А. С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке» (30 лет и три года)
  4. Сколько братьев – месяцев встретила падчерица из сказки  «двенадцать месяцев» (12 месяцев)
  5. Сколько лет пролежал Илья Муромец на печи?(33 года)
  6. Сколько толстяков было в сказке Юрия Олёши? (Три)
  7. Сколько воздушных шариков получил Пятачок от Кролика? (2 шарика)

АГЕНТ ТУРАГЕНСТВА:

- Ну, хорошо, вы справились с заданием. Отправляйтесь в путешествие на ковре самолёте.

Песня «У Лукоморья»

УЧЁНЫЙ КОТ:

-  Здравствуйте, дорогие гости! Очень рад видеть  вас на моём острове. Предлагаю сыграть со мной в «Кошкин блиц». Сразу после моего вопроса должен прозвучать быстрый ответ. Кто больше всех вопросов отгадает, тот и выигрывает. Кто попробует со мной сразиться?

Конкурс «Кошкин блиц»

1.Сколько богатырей в «Сказке о царе Салтане…»? (33)

2.Какой предмет всегда говорил правду и за это был разбит? (Зеркало)

3.В какой сказке был удачливый старик-рыбак, но ему не повезло со старухой? («Сказка о рыбаке и рыбке»)

4.Какое дикое животное помогало добывать драгоценные камни и золото? (Белка)

5.В какой сказке  птица охраняла целое царство? («Сказка о золотом Петушке, петух»)

6.Какая царица околдовала царя Дадона? (Шамаханская царица)

7.Из какой сказки эти строки? Ты прекрасна, спору нет. Но царица все ж милее и румяней и добрее («Сказки о мертвой царевне…»)

8.В кого превращался Гвидон? (муха, комар, шмель)

9.Какую песню пела белка? (Во саду ли, в огороде…)

10.Какую плату попросил Балда за работу? (Три щелчка в лоб)

11.На какой остров вынесла волна бочку с царицей и Гвидоном? (остров Буян)

12.В каком стихотворении я пел песни и рассказывал сказки? (У лукоморья дуб зеленый…)

2 ВЕДУЩАЯ:

- Спасибо тебе кот за твой блиц- турнир. А мы отправляемся дальше.

1 ВЕДУЩАЯ:

- А куда мы отправляемся?

2 ВЕДУЩАЯ:

- Как куда, конечно  в тридесятое царство.

Звучит  музыка

1 ВЕДУЩАЯ:

-На Золотом крыльце сидели,

  Пили чай, баранки ели,
  Царь был с дочкою своей,
 И сынок – царевич Проша,
Воевода Пантелей.

  Да ещё пару гостей.

 

  2 ВЕДУЩАЯ:

  -Что сказать? Царевич Проша
   Парень, в общем, был хороший.

   Он и статен, и силён,
  Только вот беда, к наукам
   Страстью не был наделён.

 ПРОША:

- Что урок? Такая скука! Еле я держу зевоту! Мне бы лучше на охоту!

 ЦАРЬ- ОТЕЦ:

-Ни какой тебе охоты

 Ну - ка, быстро за работу!

Ты садись,  решай задачки

Кстати,  вспомнишь сказки за одно ты.

ПРОША:

-Очень я прошу ребята мне помочь решить задачи.
                         

Сказочные задачи «Герой + предмет =сказка»

1.КОТ+ КОРОВА+ МАЛЬЧИК+ГУТАЛИН +ФОТОРУЖЬЁ = Дядя Фёдор, пес и кот.

2.ЗЕРКАЛО+ ТЕРЕМ+ПЁС+ ЯБЛОКО +ГРОБ= Сказка о мёртвой царевне

3. УТЮГИ+ МОЧАЛКА + КНИЖКА +КРОКОДИЛ= Мойдодыр

4. ПРОРУБЬ+ ЗИМА+ ПЕЧКА+ ЩУКА = По щучьему велению

5. ВОЛК+ ДОМИК+ СОЛОМА+ ПОРОСЁНОК= Три поросёнка

ЦАРЬ- ОТЕЦ:

- Ну, спасибо помогли Проше решить задачи. А царевну мне Несмеяну кто развеселит?

1 ВЕДУЩАЯ:

-Ваше высочество, не хотите ли вы с нами сыграть в интересную игру?

НЕСМЕЯНА:

- Скучные у вас игры, мне неинтересно.

2 ВЕДУЩАЯ:

- Ну, тогда поучаствуйте в наших конкурсах.

НЕСМЕЯНА:

- Не нравятся мне ваши конкурсы, не царское  это дело.

 1 и 2 ВЕДУЩИЕ:

-Тогда я знаю, что вас развеселит.  Весёлый задорный танец.

Звучит  танцевальная музыка. Исполняется весёлый танец.

В зал влетает на метле Баба-Яга и громко кричит.

Баба-Яга:

-Берегись! Разойдись!
Везделет, остановись!
Что за сборище у вас
В неурочный этот час?
Хватит, крышка вам, друзья,
Эй, нечистая, сюда!
                                 

В зал вбегает нечистая сила.

1 ВЕДУЩАЯ:

- Баба-Яга, зачем ты хочешь праздник прекратить? У нас праздник, мы хотим веселиться!

Баба-Яга:

-А мне-то что? Что хочу, то и ворочу!  Меня на праздник не пригласили.

-Я тоже сказочный  элемент,
У меня есть документ,
На метле своей летаю
И детишек я пугаю.

2 ВЕДУЩАЯ:

-Что ты, Бабушка-Яга,
Детям страшное нельзя,
Надо что то предпринять.
Куда же  нам тебя послать?

Баба-Яга:

-Даже не подумаю.
Дайте мне метлу мою.

И слушайте,  что я скажу.
-Был Кащей вчера в гостях

Что наделал, просто –Ах!

Все названья  перепутал

Сказки ваши  все он спутал

Вы  слова должны собрать

Сказку русскую назвать!

Конкурс Бабы Яги «Проделки нечистой силы»

1 «Царевна-Змеюшка»

2. «По кошачьему велению»

3. «Иван царевич и Синий Волк»

4. «Сестрица Алёнушка и братец Данилушка»

5. «Петушок – золотой ремешок»

6. «У страха ноги велики»

7. «Суп из топора»

8. «Петушок Ряба»

9. «Даша и медведь»

10. «Волк и семеро ягнят»

11. «Петушок и гороховое зёрнышко»

12. «Утки – лебеди»

13. «Лисичка с кастрюлькой»

14. «Заюшкин домик»

Баба-Яга:

-Эй, леший, они отгадали мои загадки.

ЛЕШИЙ:

-Пусть попробуют мои отгадать.
Вокруг нас и там и тут

Сказки разные живут.

На полянке есть ларец

Отгадайте без подсказки

Называйте, посмелей

Вещи сказочных друзей!

«Загадки Волшебного сундучка»

Баба-Яга:

Ну что леший, не смогли мы их одолеть. Пусть тогда исполнят моё последнее желание. Пусть танец со мной станцуют.

Танец Бабы Яги

1 ВЕДУЩАЯ:

- Вот и подошёл к концу наш праздник русских сказок. Сегодня мы вспомнили очень много хороших добрых сказок.

-А как  заканчиваются сказки? Знаете?

2 ВЕДУЩАЯ:

- Русские сказки заканчиваются так: «Жили они долго и счастливо…», «Вот и сказке конец, а кто слушал- молодец…», «Я там был, мед, пиво пил, по усам текло, а в рот не попало…».

1 ВЕДУЩАЯ:

- А мы закончим наш праздник хорошей доброй песней.

Исполняется финальная  песня


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по русскому языку для 4 класса по УМК " Перспективная начальная школа"

Рабочая программа учебного предмета «Русский язык» составлена в соответствии со следующими нормативными документами: Законом РФ «Об образовании» ст.32 п.2.7, г Федеральн...

Памятка по русскому языку "Как работать над ошибками" для учащихся начальной школы.

Памятка   "Как работать над ошибками" предназначена для формирования умения работать над допущенными ошибками в раличных видах работ по русскому языку. Памятка будет полезна педагогам, учащи...

«Брейн – ринг» по русскому языку, с использованием мультимедийной установки для учащихся начальной школы.

«Брейн – ринг» по русскому языку, с использованием мультимедийной установки для учащихся начальной школы....

Рабочая программа реализации здоровьесберегающих технологий на коррекционных логопедических занятиях с учащимися начальной школы, имеющих нарушения речи.

Департамент образования г. МосквыСеверо-восточное окружное управление образованияГосударственное бюджетное образовательное учреждениеЦентр Образования № 1490Утверждаю:Директор ГБОУ ЦО № 1490...

Программа психокоррекционной помощи при недостатках развития памяти и внимания учащихся начальной школы.

В процессе обучения по программе  учитываются  индивидуальные особенности  познавательных процессов  и осуществляется дифференцированный подход к детям  с различным когнитивны...

ПРОГРАММА ВОСПИТАНИЯ «Р А Д У Г А» для учащихся начальной школы с 1 по 4 класс

Цели воспитательной системы класса неразрывно связаны с целями воспитательной системы школы в целом: формирование интеллектуальной, нравственной, созидающей личности, самостоятельно мыслящей и имеющей...