Программа открытого урока "Первое сентября"
рабочая программа на тему

Лукшина Виктория Владимировна

Цель программы: формирование положительного эмоционального фона на предстоящий учебный год у учащихся и их родителей, относительно всех составляющих учебного процесса.

 

Задачи программы:

- прояснение учебной мотивации учащихся,

- формирование положительного отношения к учебной деятельности,

- обнаружение внутренней позиции и чувств родителей к учебному процессу,

- актуализация положительного опыта взаимодействия между учениками,

- содействие созданию эмоционально благоприятного психологического пространства в коллективе класса, доверия и толерантности по отношению друг к другу.

 

Программа представлена в двух вариантах для разных звеньев (учащихся начальной и старшей школы) с учетом возрастных особенностей психического развития каждой группы учащихся.

 

Участники программы: учащиеся всех звеньев Гимназии с одним из родителей.

Занятия рассчитаны на группу обучающихся из 18-22 человек.

Время проведения 1 ак.час.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_1_sent.docx85.6 КБ

Предварительный просмотр:

Автономная некоммерческая общеобразовательная организация

«Областная гимназия им. Е.М. Примакова»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

АНОО «Областная гимназия им. Е.М. Примакова»

наименование ОУ

Савенко Виктория Владимировна, педагог-психолог

Ф. И. О. педагога, категория

Программа открытого урока, посвященного празднику 1 сентября,

 «Наш новый учебный год»

2018-2019 учебный год


Пояснительная записка.

Цель программы: формирование положительного эмоционального фона на предстоящий учебный год у учащихся и их родителей, относительно всех составляющих учебного процесса.

Задачи программы:

- прояснение учебной мотивации учащихся,

- формирование положительного отношения к учебной деятельности,

- обнаружение внутренней позиции и чувств родителей к учебному процессу,

- актуализация положительного опыта взаимодействия между учениками,

- содействие созданию эмоционально благоприятного психологического пространства в коллективе класса, доверия и толерантности по отношению друг к другу.

Программа представлена в двух вариантах для разных звеньев (учащихся начальной и старшей школы) с учетом возрастных особенностей психического развития каждой группы учащихся.

Участники программы: учащиеся всех звеньев Гимназии с одним из родителей.

Занятия рассчитаны на группу обучающихся из 18-22 человек.

Время проведения 1 ак.час.

Ведущий программы: классный руководитель.

Структура занятия:

1. Приветствие и разминка.

Цель: создание позитивного настроя на занятие.

2. Основная часть:

Практическая: упражнения, игры, изобразительные техники, и т.п.

Цель: реализация поставленных задач.

В пунктах программы 3-3.1 и 4-4.1 каждый педагог выбирает сам наиболее предпочтительный для его класса вариант упражнения.

3. Ритуал прощания.

Цель: создание ощущения завершенности и позитивного настроя.


  1. Программа открытого урока, посвященного 1 сентября 2018 года,

для учащихся младших классов школы.

  1. Разогрев. Упражнение «Неоконченные предложения» (7 минут)

Цель: настройка на тему, создание доброжелательной атмосферы, раскрепощение.

Участники получают инструкцию: «Продолжите, пожалуйста, фразу: Школа для меня это…». Далее по порядку дети и родители озвучивают свои ассоциации.

Педагог кратко резюмирует, акцентируя внимание на позитивных аспектах: «Смотрите, какие мы все разные…», «Какие неожиданные ассоциации были у некоторых участников».

1.1) Упражнение на знакомство «Снежный ком» (проводится для вновь сформированных классов первым пунктом).

Цель упражнения: знакомство участников между собой, разряжение обстановки.

Участники по очереди называют свое имя. Следующий по кругу участник должен назвать предыдущих, затем себя; таким образом, каждый следующий должен назвать предыдущих, затем себя; таким образом, каждый следующий должен будет называть все больше имен, это облегчит запоминание и несколько разрядит обстановку.

  1. Опрос «Учебная мотивация» (10 минут) (можно использовать, для более старших классов вместо или в дополнение к упражнению 1).

Цель: прояснение познавательной мотивации учащихся и соотнесение ее с родительскими ожиданиями.

Ведущий обращается к ученикам: «Ребята, по предыдущему упражнению мы смогли увидеть, насколько иногда мы по-разному мыслим, для каждого школа означает что-то свое, но вы все собрались в одном классе для решения одной и той же задачи – обучения в ней, в нашей замечательной гимназии им. Примакова. А для чего вообще нужно учиться, как вы считаете?». Дети по очереди отвечают на поставленный вопрос.

«А теперь давайте спросим ваших родителей, как они считают, для чего вам нужно ходить в школу?». Педагог собирает ответы и подводит итог, насколько похожи/отличаются ответы детей и взрослых, каких ответов было больше.

  1. Коллективный рисунок «Наш дружный класс» (10-15 минут)

Цель: актуализировать опыт сотрудничества между детьми и взрослыми, сплочение коллектива через совместную деятельность.

Материалы: три листа ватмана, цветные карандаши, пастель.

Для выполнения упражнения необходимо продумать расстановку парт так, чтобы на них можно было свободно разместить лист ватмана и карандаши, а взрослые и дети имели свободный доступ к рисунку со всех сторон.

Дети и родители делятся на две-три команды (оптимально поделить по пространственному признаку, чтобы дети не начали выбирать). Каждой команде предлагается нарисовать совместный рисунок на заданную тему: «Наш дружный класс», «Наша школа», «Наши интересы», «Наш досуг».

После того как задание выполнено, педагог просит каждую команду продемонстрировать свой рисунок и кратко рассказать о том, что там изображено. Можно дать обратную связь:

 «Вы видите, как непросто иногда бывает решать совместные задачи!

Подумайте о том, какую роль вы принимали в общей работе!

Вы обычно ведете себя также и в повседневной жизни?

Нравится ли вам такая позиция или хотелось бы то-то поменять?

Сейчас вы могли понаблюдать, как ваш ребенок включается в общий процесс (для родителей).

Вы смогли увидеть, какую роль вы сами принимаете в учебной жизни ребенка (родителей). Иногда важно обращать на это внимание».

  1. «Дерево пожеланий» (10 мин) (это может быть «цветок пожеланий», «море пожеланий», если у класса имеется своя тематика, можно создать гирлянду из разноцветных флажков).

Цель: формирование ближайшей перспективы взаимодействия в рамках учебного процесса, понимание возможности заботы о себе и окружающих для создания более комфортной атмосферы внутри коллектива.

Материал: большой лист ватмана с нарисованным стволом дерева, бумага для записей с клеевым слоем (в форме листочков, яблок, цветов). Можно заменить вырезанными из цветной бумаги листочками и использованием клей-карандаша.

«Сейчас мы создадим вместе с вами общее дерево пожеланий. Представьте, что на своем листочке вы обращаетесь к каждому ученику из вашего класса и можете пожелать ему то, что на ваш взгляд пригодиться ему в течение всего учебного года. Как вариант, вы можете написать на листочке «Пусть этот год принесет тебе побольше отличным отметок или новых открытий», а может вы пожелаете больше внимания и усидчивости свеому однокласснику. Вы также можете сейчас позаботиться о себе и пожелать что-то, чего лично вам, возможно, очень необходимо в процессе обучения. Например, вы можете написать «Я желаю тебе быть дружелюбным или внимательным по отношению к твоим одноклассникам» или «Желаю тебе почаще улыбаться соседу по парте и получать улыбку в ответ». Помощь родителей в этот момент приветствуется (для учеников начальной школы)».

После того, как все написали свои пожелания, ученики меняются несколько раз своими листочками с соседями и читают, что им пожелали. Далее ведущий предлагает приклеить все листики на дерево.

Завершить это упражнение важно словами о добрых намерениях каждого: «Смотрите, каждый из вас пришел сюда с хорошими намерениями, каждый пожелал всем остальным чего-то доброго, светлого, радостного! В процессе учебного года неизбежно будут возникать мелкие конфликты, недопонимания, и нам очень важно не забывать о том, с каким настроем мы все начинали этот год!»

  1. Шерстяная паутинка.

Цель: формирование чувства взаимосвязи друг с другом, обретение чувства общности, повышение позитивного настроя на завершающем этапе.

«Мы наполнили наше дерево своими добрыми пожеланиями друг другу. А теперь давайте добавим в него жизнь. Дерево это один большой организм, который растет, развивается. Его ветви, побеги, корни постоянно двигаются, они могут переплетаться между собой. Давайте теперь наглядно с вами увидим, как взаимосвязаны разные части одного целого!».

Ведущий раздает клубки шерсти разных цветов (в случае с деревом, берем клубки зеленых, коричневых, желто-оранжевых оттенков). Задача участников перекинуть клубок любому другому участнику, ухватившись за нить. Классный руководитель встает ближе к партам и первый бросает кому-то клубок, придерживая конец нити в свободной руке. Через какое-то время все участники становятся опутанными одной нитью, и каждое движение чувствует вся группа.

Окончание: «Теперь вы можете увидеть, как мы все взаимосвязаны. Любые действия каждого участника нашего коллектива будут ощутимы всеми другими его участниками. Давайте постараемся не забывать об этом в течение всего учебного года!».

  1. Программа открытого урока, посвященного 1 сентября 2018 года,

для учащихся средних и старших классов школы.

  1. Разогрев. Упражнение «Ассоциации» (7 минут)

Цель: настройка на тему, создание доброжелательной атмосферы, раскрепощение.

Участники получают инструкцию: «Ассоциации — это первое, что приходит в голову, когда вы слышите какое-то слово или видите какой-то предмет. Вам нужно придумать ассоциации на то слово, которое скажет предыдущий участник. Постарайтесь не задумываться подолгу, говорите первое, что приходит в голову. Итак, я начинаю: 1 сентября…» Далее по порядку свои ассоциации называют дети и родители.

Педагог кратко резюмирует, акцентируя на позитивных аспектах: «Начали с 1-го сентября, а закончили…», «Смотрите, какие мы все разные…», «Какие неожиданные ассоциации были у некоторых участников».

  1. Опрос «Учебная мотивация» (10 минут)

Цель: прояснение познавательной мотивации учащихся и соотнесение ее с родительскими ожиданиями.

Ведущий обращается к ученикам: «Ребята, по предыдущему упражнению мы смогли увидеть, насколько иногда мы по-разному мыслим, но вы все собрались в одном классе для решения одной и той же задачи – обучения в школе, в нашей замечательной гимназии им. Примакова. А как вы вообще считаете, для чего нужно учиться в школе?». (Вариант для учащихся выпускных классов: У вас впереди ответственный год. Как вы считаете, какие важные задачи перед вами стоят в этом году?»). Учащиеся по очереди дают свои ответы.

«А теперь давайте спросим ваших родителей, могут ли они что-то добавить?», если родители согласны с ответами детей, то педагог задает следующий вопрос родителям: «Как вы готовы помочь своим детям в решение этих задач?».

  1. Упражнение “Совместный рисунок” (15 минут)

Цель: стимуляция различных (не только вербальных) форм контакта, актуализация опыта сотрудничества между родителями и детьми.

Материалы: листы белой бумаги, цветные карандаши.

Ведущий дает следующую инструкцию: «Я попрошу вас нарисовать общую картинку на тему «Наш новый учебный год». Рисовать нужно молча, не разговаривая друг с другом. Каждый из вас будет рисовать только одним карандашом или фломастером, который выберет сейчас”. Дальше ведущий предлагает родителю и ребенку выбрать по одному карандашу. После этого еще раз напоминает о том, что рисовать нужно молча, и предлагает начать работу.

После того как задание выполнено, и участники закончили рисовать, педагог просит рассказать несколько пар о том, что изображено на рисунке, не обращаясь ни к кому конкретно: “Расскажите, пожалуйста, что нарисовано на вашем рисунке?”, «Какие эмоции вы испытывали в процессе рисования?».

2.1) Упражнение «Рисунок веревочкой» (15 минут)

Цель: актуализировать опыт сотрудничества между детьми и взрослыми, сплочение коллектива через совместную деятельность.

Материалы: три бельевые веревки длиной около 5 м.

Дети и родители делятся на три команды (оптимально поделить по рядам, чтобы не происходило самостоятельного выбора по личным предпочтениям). Для выполнения упражнения необходимо иметь свободное пространство на полу около 6м.кв. на каждую команду.

Всем группам дается одинаковое задание: «Я попрошу вас нарисовать общий рисунок, выложив его из этой веревки на полу. У вас есть полминуты на обсуждение того, что вы будете изображать. Далее рисовать нужно молча, не разговаривая друг с другом вслух!».

После того как задание выполнено (около 5 минут на работу), педагог просит каждую команду продемонстрировать всем свой рисунок и кратко рассказать о том, что там изображено. Можно дать обратную связь:

 «Вы видите, как непросто иногда бывает решать совместные задачи!

Подумайте о том, какую роль вы принимали в общей работе!

Вы обычно ведете себя также и в повседневной жизни?

Нравится ли вам такая позиция или хотелось бы то-то поменять?

Сейчас вы могли понаблюдать, как ваш ребенок включается в общий процесс (для родителей).

Вы смогли увидеть, какую роль вы сами принимаете в учебной жизни ребенка (родителей). Иногда важно обращать на это внимание».

5) Шерстяной тимбилдинг.

Цель: формирование чувства взаимосвязи друг с другом, обретение чувства общности, повышение позитивного настроя на завершающем этапе.

«В процессе жизни класса мы все взаимосвязаны невидимыми ниточками. Давайте сейчас попробуем сделать их очевидными, заметными!».

Ведущий раздает клубки шерсти разных цветов. Задача участников перекинуть клубок любому другому участнику, ухватившись за нить. Классный руководитель встает ближе к партам и первый бросает кому-то клубок, придерживая конец нити в свободной руке. Задача педагога проконролировать, чтобы все были вплетены в паутинку, чтобы каждый несколько раз получил клубок. Через какое-то время все участники становятся опутанными одной нитью, и каждое движение чувствует вся группа.

Окончание: «Теперь вы можете наглядно увидеть, как мы все взаимосвязаны. Любые действия каждого участника нашего коллектива будут ощутимы всеми другими его участниками…».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

1 сентября. Открытие 3-го класса.

Классный час разработан для учащихся 3-го класса, обучающихся по программе "Школа 2100"....

Открытые уроки и проект учеников в издательстве "1 сентября".

http://festival.1september.ru/authors/222-626-735                 Статьи автораОбозначение мягкости согласных в конце и в середине слова с помощью "ь"...

Открытый классный час "Первое сентября"

Сценарий открытого классного часа. Здравствуйте, взрослые. Здравствуйте дети. День необычный сегодня на свете. Музыка всюду, улыбки и смех. Школа открыла двери для всех. Настя. С праздником ве...

открытый урок на тему: "1 сентября - День знаний" праздник для 3 класса

открытый урок на тему: "1сентября - День знаний" праздник для 3 класса...

Игровая программа "Открытие 3 класса!"

Данное мероприятие можно провести 1 сентября. Занятие построено в игровой форме, охватывает основные предметные области 3 класса. Цель игровой программы  - заинтересовать учеников в начале учебно...

Развлекательно-игровая программа на 1 сентября

                                                      ...

Игровая программа на 1 сентября

Интересный первый урок 1 сентября...