Устный журнал по русскому языку для 3-4 классов "Слова из прошлого"
занимательные факты (4 класс)

Сценарий содержит толкование слов: историзмы, архаизмы, лексикограф, толкование слов вышедших из повседневного обихода по темам "Русские богатыри, "Части тела человека", "Русские фамилиии". Дается некоторая информация о словах. Сценарий содержит игры, инсценирование, пословицы, фразеологические обороты.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Устный журнал по русскому языку для 3-4 классов «Слова из прошлого».

- Здравия желаю, красны девицы и добры молодцы!

- Что я сейчас сделала?(поздоровалась с вами, пожелала здоровья)

- Как я вас назвала? (красны девицы и добры молодцы)

- Что необычного было в моём приветствии? (сейчас так не здороваются, так здоровались раньше)

- А как то же самое приветствие может прозвучать по – другому, по – современному? (Здравствуйте, девочки и мальчики!)

- О каких словах мы будем сегодня говорить? (О словах, которые сейчас не употребляются в нашей речи, потому что оно устарели)

Слайд

- Тема праздника «Устаревшие слова».

- Как вы понимаете понятие « устаревшие слова»?

- Давайте подберем слова – родственники (старые, состарились, старина, старинные, старье, стар, старик)

- Какой корень? (стар)

- Жизнь людей все время меняется. Со временем уходят из жизни какие- то предметы, явления. А слова, которые обозначали эти предметы, постепенно забываются – устаревают.

Слайд

- Итак, устаревшие слова – слова, которые перестали употребляться в современном языке (слова ушли из нашего языка, потому что исчезли предметы). Такие слова еще называют ИСТОРИЗМАМИ.

- А где сейчас мы можем встретить устаревшие слова? (в сказках, былинах, книгах по истории, пословицах, стихах, фразеологизмах)

Описание русского богатыря

- Кто является героем былин? (богатырь)

Слайд

- Назовите имена русских богатырей.

Слайд

- Зачем на Руси нужен был богатырь? (защищать свой народ, свою Родину)

- Для чего служили доспехи русского богатыря? (для защиты тела)

- Давайте рассмотрим и изучим доспехи богатыря.

Слайды

шлем

науши – защищали уши от ветра

бармица – кальчужная сетка, защащающая затылок, шею, лицо

плащ

щит

кольчуга – броня

меч

стремя – железная дужка с ушком, подвешиваемая на ремне к седлу для упора ног всадника

сбруя- принадлежность для запряжки лошади

древко – длинная круглая палка, на которую насаживалось остриё копья, навешивается флаг

копьё

рожок

остриё

- Какие из этих слов сохранились до наших дней?

Слайд

(плащ, стремя, сбруя, шлем, копьё, древко)

- Изменилось ли сейчас их значение? (нет)

- Какие слова ушли из языка?

Слайд

(науши, бармица, щит,  кольчуга, меч, рожок)

- Почему эти слова не сохранились? (Изменилась жизнь человека. Наука усовершенствовалась, изменилась так же одежда для защиты тела, оружие и др.)

- Чем вооружен современный воин? (Они нося бронежилеты, оружия, военные самолеты, вертолеты, транспорт и т.д.)

- Почему современные воины не носят кольчугу? (Она очень тяжелая. Чтобы ее носить, нужна дополнительная сила)

- Почему она была тяжелой? (Ее делали из железа)

- Что сейчас заменяет коня русского воина? (транспортные средства)

Описание частей тела человека.

- Устаревшими слова оказываются потому, что ушли из жизни предметы, которые этими словами назывались. Но есть и такие слова, которые устарели, а предметы, называемые ими, остались. Такие слова называются

Слайд

АРХАИЗМЫ

Слайд

- Прочитайте слова: перст, перстень, перчатки, наперсток.

- Что общего у этих слов? (однокоренные)

- Каково общее лексическое значение этих слов ? (палец и то, что надевается на палец)

- Какое же слово из этих слов означало палец? (перст)

Слайд

- Прочитайте пословицу: Здоровье надо беречь, как зеницу ока.

- Какие слова вам непонятны? (зеница, око)

- Зеница – глаз, зрачок.

- Как понимаете пословицу? (Заботливо относиться к чему – либо- Что значит зеница, око? (глаз)

- Знаете, от какого слова образовалось слово окно. Око – орган зрения, и окна сначала делали  круглыми, как око. Теперь окна не круглые, а все – таки окна.

- Подумайте, какое еще слово образовалось от слова око? (очки)

Игра: Я буду называть устаревшие  слова части тела человека, а вы их будете называть современными словами.

Очи –глаза

Уста – губы

Перст- палец

Чело – лоб

Далонь – ладонь

Чупрун – чуб, хохол

Ланиты – щёки

Выя – шея

Теперь наоборот

Физминутка (2 – 3  раза) с движениями

Пощелкайте перстами (пальцами)

Улыбнитесь устами (губами)

Наклоните выю вперед (шею)

Погладьте свои ланиты (щеки)

Поднимите очи вверх, вправо, влево, вниз

Игра: назвать части тела человека устаревшими словами

Слайд

Остался один, как перст (фразеологический оборот)

- Объясните смысл.

Слайд

Устами младенца глаголет истина.

- Объясните смысл.

Представьте себя в старинном городе. Нас встречают люди, они о чем- то говорят. Давайте послушаем их разговор. Все ли нам будет понятно? Запомните устаревшие слова.

Сценка «Барыня и крестьянка»

- Марфа! Марфа!

- Слушаюсь, барыня.

- Сколько можно звать тебя,

Целыми днями без дела лытаешь!»

- Никак не лытаю, барыня.

- Что за дело пытаешь?

- В хоромах прибираюсь.

- Меня в гости позвали, помоги нарядиться!

- Слушаюсь, барыня.

- Надо ланиты подрумянить, уста подкрасить. Подай мне зерцало!

- Примите, барыня.

- Собери волосы так, чтобы чело было видно!» Вразумела?

- Вразумела, барыня. Будет исполнено.

- Какие устаревшие слова услышали? Что они обозначают?

Слайд (слова А.Митяева о русских фамилиях)

- Задумывались ли вы когда – нибудь о своей фамилии? Наши фамилии могут многое рассказать о старых словах. Послушайте, что пишет о русских фамилиях А.Митяев. «Было время, - русские образовывались фамилии по характеру, по наружности, по занятию. Теперь ходят по улицам Воиновы, Стрельцовы, Солдатовы, Пушкаревы. Это уж точно: их прадеды умели постоять за родную землю.

- А как же прадеды Добряковых? Может они врага хлебом – солью подчевали? Или прадеды Смирновых? Может они за печкой смирно сидели?

- В том то и счастье нашей земли, что, когда враг шел на нее мечом, Добряковы становились суровыми и Смирновы – грозными».

- Может кто – нибудь знает, от какого слова образовалась его фамилия?

- От чего зависит название фамилии? (От того, какой человек в прошлом был по характеру, по занятию).

Послушайте инсценирование и запомните устаревшие слова, которые вы услышите.

- Как кликать – то тебя, мальчик?

- Андреем зовут меня, дедушка.

- Ну-ка, Андреюшка, вечереть идем.

- Да я уж поужинал, дедушка.

- Али наше угощение хаешь?

- Не браню, а сыт я, дедушка.

Ну и ладно, а то бабы бают, больно гордый ты.

- Что ты, дедушка! Разве можно так говорить? Да и нечем мне гордиться!

- Не знаю я. Намедни на сходе сказывали, что больно ты строгий.

- Не строгий я, дедушка, а справедливый. А на собрании напрасно про меня толкуют.

- Что поняли? Какие  устаревшие слова встретились? Как их можно толковать?

- Аналогичное задание.

Ну, а если не обожгусь?-

Говорит коньку Иван.

Расстилая свой кафтан.-

Рукавички взять придется:

Чай, плутовка, больно жгется.

Кафтан – русская старинная мужская длиннополая одежа.

Слайд

Слова для справок: изба, сусек, амбар, завалинка

- Объясните значения слов.

Сусек – ящик для ссыпки зерна

Амбар – строение для хранения зерна, муки, припасов, товаров..

Завалинка – земляная невысокая насыпь вдоль наружных стен избы

Задание: Вставить слова, которые соответствуют содержанию текста.

Жили – старик со старухой. Попросил старик старуху испечь колобок. Но муки в … (избе) не было. Что делать? Пошла старуха, по … (сусекам) поскребла, по… (амбарам ) помела  и набрала муки. Замесила она тесто, испекла колобок и положила его остывать  на окошко. Надоело колобку лежать. Соскочил он с окошка на … (завалинку), с завалинки на дорожку – и убежал…

Слайд

Дирижабль, самолет, ракета.

Куртка, кафтан, пальто, шуба.

Изгородь, забор, плетень

Дирижабль – воздухоплавательный  аппарат, снабженный мотором.

Плетень- изгородь из сплетенных прутьев и ветвей.

Слайд

- Найти лишнее слово.

- Что объединяет каждую группу слов?

1. Кеды, босоножки, лапти, кроссовки,.

2. Пальто, плащ, шуба, кафтан.

3. Стол, утюг, коромысло, кастрюля. (кухонная утварь)

4. Нос, рот, очи, уши.

- Если при чтении вам встретятся устаревшие слова, значение которых вам непонятно, что вы будете действовать? (посмотреть в толковый словарь)

- Давайте составим словарь устаревших слов с  кратким толкованием.

Короб- коробка

Брадобрей – парикмахер

Изба – дом

Рать – войско

Замарашка – неряха

Светлица – комната

Перст – палец

Ветрило – парус

Чужеземец – иностранец

Плетень – забор

Уста – губы

Рукавичка – варежка

Ладья – лодка

Ланиты – щеки

Долонь –ладонь

Порты – штаны

Парча – ткань

Чупрун – чуб

Кольчуга – броня

Зазорно – стыдно

Выя – шея

Очи – глаза

Ныне – сейчас

- Какие еще знаете устаревшие слова?

Слайд

- Представьте, что через 40-50 лет некоторые слова устареют, исчезнут и возможно, кто –то из вас заинтересуется этой работой и в будущем станет ЛЕКСИКОГРАФОМ  - специалистом по лексикографии  (составлению словарей).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Устная речь" урок русского языка в 1 классе

Урок русского языка в 1 классе Цели и задачи: 1)    Дать понятие «речь». Ознакомить детей с «устной речью». Рассказать как она возникла, для чего она необходима. Дать понятия «моно...

презентация по русскому языку 1 класс ПНШ УСТНЫЙ ЖУРНАЛ «РАЗЛИЧЕНИЕ ПРЕДЛОЖЕНИЙ ПО ЦЕЛИ ВЫСКАЗЫВАНИЯ»

презентация по русскому языку 1 класс ПНШ УСТНЫЙ ЖУРНАЛ «РАЗЛИЧЕНИЕ ПРЕДЛОЖЕНИЙ ПО ЦЕЛИ ВЫСКАЗЫВАНИЯ»...

Устный журнал к предметной неделе по русскому языку по теме: "Словарь - вселенная в алфавитном порядке..."

Проводимые в школах предметные недели ещё раз показывают значимость изучаемых предметов (русский язык, литература), их взаимосвязь между собой. Предметные недели способствуют раскрепощению лично...

урок по русскому языку 3 класс УМК "Гармония" Из прошлого в настоящее

Урок закрепления и совершенствования знаний по теме "Из прошлого в настоящее", УМК "Гармония" 3 класс. На данном уроке обобщаются и и закрепляются знания, умения и навыки при определении времени гла...

Устный журнал «Страницы прошлого листая»...

Устный журнал  «Страницы прошлого листая»...

Билеты к устному экзамену по русскому языку в 1 классе

Данная работа поможет учителю начальных классов систематизировать знания учащихся за 1 класс начальной школы....