Сценарий новогоднего праздника «Новогодние приключения в Литературной стране» с героями книг Эдуарда Успенского.
план-конспект занятия (2, 3, 4 класс)

Светлана Васильевна Шахматова

Методический материал для учителя в проведении занятия днеурочной деятельности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Сценарий новогоднего праздника «Новогодние приключения в Литературной стране»

с героями книг Эдуарда Успенского.

Цели: познакомить с творчеством Э. Успенского, особенностями его сказок, литературными персонажами; развивать выразительную речь, память, мышление, артистические способности; воспитывать терпимость, сочувствие к окружающим, умение дружить.

Задачи:

- формировать мотивацию чтения;

- создать условия для воспитания интереса к творчеству писателя,

- учить слушать, видеть, понимать литературные произведения;

- прививать любовь к чтению;

- расширять кругозор обучающихся посредством рассматривания и чтения книг различных жанров;

- развивать эстетический вкус, фантазию, изобретательность, художественную память.

Планируемые образовательные результаты:

предметные: 

  • уметь правильно выбрать интересующую литературу;
  • формирование потребности в систематическом чтении;

метапредметные:

познавательные: 

  • формулируют познавательную цель;
  • выделяют необходимую информацию;
  • контролируют и оценивают процесс и результаты деятельности;

регулятивные: 

  • оценивать полученные результаты с поставленной задачей;
  • оценивать свою деятельность на уроке, определять успехи и трудности.

коммуникативные: 

  • планирование учебного сотрудничества с одноклассниками: договариваться о распределении работы между собой и соседом, уметь слушать и слышать друг друга, вступать в диалог;
  • оценивать поведение героев с точки зрения морали, формировать свою этическую позицию;

личностные: 

  • овладевают начальными навыками адаптации в обществе;
  • принимают и осваивают социальную роль обучающегося;
  • имеют мотивацию к учебной деятельности; стремятся развивать внимание, память, навыки сотрудничества со сверстниками и со взрослыми;
  • проявляют самостоятельность, личную ответственность.

Форма урока: театрализованная постановка.

Оборудование: средства ИКТ, выставка книг Эдуарда Успенского, выставка рисунков, музыкальное сопровождение.

Действующие лица: 

кот Матроскин,

пёс Шарик,

почтальон Печкин,

Шапокляк,

Дед Мороз,

Снегурочка.

(муз. «Кабы не было зимы»)

Начинаются новогодние новости (диктор передаёт сообщение). Слайд 1

Слайд 2

Диктор  Снегурочка.

- Добрый день уважаемые телезрители. В эфире программа «Морозные новости» с вами ведущая Снегурочка. Через несколько дней наступит долгожданный праздник всех детей и взрослых — Новый год.

Есть немало праздников прекрасных,

Каждый наступает в свой черёд,

Но на свете самый добрый праздник –

Новый год!

- Все с нетерпением ждут прихода Деда Мороза и Снегурочки. По моим сведениям Д.М. уже выехал из Великого Устюга поздравлять всех ребят нашей страны. Минуточку.….

- Дорогие друзья! Внимание! Мне только что сообщили, что прервалась связь с Д.М. где-то в районе деревни Простоквашино. Объявляется розыск. Внимание!

- Жители Простоквашино! Кто встретит Д.М. просьба сообщить в центр морозных новостей. Первому позвонившему приз – велосипед. Я тоже отправляюсь на поиски Д.М. На этом мои «Морозные новости» окончены. До новых встреч!

Слайд 3

Слайд 4 – после 10 сек. звук на убыль

СЦЕНА 2

Матроскин. - Да, времена наступили, то собаки бездомные в лесу теряются, а теперь и Д.М. по Простоквашино бродит, дожили. Вон Мурка, корова моя, в два раза больше молока давать стала, вот новость так новость!

Шарик. - Про каких это бездомных собак ты говоришь. А что это за Дед Мороз такой? Первый раз слышу.

Матроскин: - А ты лучше у ребят спроси.

(ИГРА «А что такое Дед Мороз?»)

Шарик: - Ребята, скажите:

- У него зеленый нос? У него большие зубы? Он детей на завтрак любит? Он с мешком большим приходит? С вами водит хоровод? Раздает он всем подарки? И ему ничуть не жалко? Ну тогда закрыт вопрос - что такое Дед Мороз.

Шарик: - Я понял, Дед Мороз – это серый волк, который садит детей в мешок, ему их ничуть не жалко, он их раздает всем подряд.

Матроскин: - Ох, ну нет! Это добрый волшебник, который не ест детей, а всем раздает подарки из огромного мешка.

Шарик: - И я хочу подарков,  и на праздник хочу. А где такие праздники проходят?

Матроскин: - А проходят они в стране сказок Эдуарда Успенского.

Шарик: - Это что, еще один добрый волшебник?

Матроскин: - Это, ребята, добрый сказочник, который написал много сказочных историй для детей: это истории про Дядю Федора, меня, кота Матроскина, и Шарика! Про доброго Крокодила Гену и Чебурашку, про вредную старуху Шапокляк, про девочку Веру и озорную обезьянку Анфису и много, много других! А в этом году Эдуарду Успенскому исполняется 84 года!

Шарик: - Ребята, а вы читали сказки Эдуарда Успенского? А давайте сейчас проверим!

ВИКТОРИНА-ЗАГАДКА «Сказочное ассорти» (проводит Шарик) [1]

Матроскин: - Молодцы, ребята! Хорошо знаете сказки Э. Успенского. А ведь он писал не только сказки, но и веселые стихи. Ну-ка, кто из вас хорошо умеет читать? Сейчас мы проведем конкурс на лучшее прочтение стихотворения Эдуарда Успенского.

КОНКУРС ЧТЕЦОВ СТИХОТВОРЕНИЙ Э. УСПЕНСКОГО [2]

Матроскин: - Шарик, посмотри, а к приходу Д.М. детки и ёлочку уже нарядили. А ты знаешь, чем ёлочку наряжают?

Шарик: - Ну, наверно, всякими ненужными вещами.

Матроскин: - Придётся тебя научить ёлку правильно наряжать.

ИГРА «Наряжаем елку» (проводит кот Матроскин) [3]

Матроскин с Шариком идут к елочке и наряжают ее.

СЦЕНА 3

Печкин в лесу находит мешок с подарками. К нему подходит старуха Шапокляк.

Шапокляк: - А что это вы спрятали в мешке? Уж ни подарки ли?

Печкин: - А какое Вам дело? А кто Вы вообще такая?

Шапокляк: - Я - старуха Шапокляк. Я собираю злы. Хочу прославиться. И мне нужны помощники.

Печкин: - А что Вы делаете?

Шапокляк: - Много чего. Стреляю из рогатки по голубям. Обливаю прохожих из окна водой. И всегда-всегда перехожу улицу в неположенном месте. А вот сегодня я запутала дорогу Деду Морозу: перевела дорожный указатель не в ту сторону. И он никогда-никогда не найдет дорогу к ребятам!

Печкин: - Тогда я с удовольствием Вам помогу! Пойдемте! (уходят)

СЦЕНА 4

Шарик и Матроскин идут к сцене.

Матроскин: - Это, наверно дедушка дорогу к нам нашёл, урааа!

(заходит почтальон Печкин и Шапокляк и поют на мотив «Постой, паровоз…»)

Постой, старый год, не звоните куранты.

Спешить нам не нужно никуда.

И песен своих не пойте музыканты,

На елке пусть не горит звезда.

Нам радости нет в хороводе веселом,

И вредно нам слышать детский смех.

Постой, старый год, подожди еще                              немного,

Пусть Новый год наступит не для всех.

Печкин:  - Здравствуйте, ребята. Узнали меня? Это я - почтальон Печкин. Настроение у меня плохое, не рад я нынче приходу Нового года.

Матроскин: - А мы думали, что Дед Мороз пришёл.

Печкин: - А чем я не этот ваш Д.М., у меня и мешок есть, и усы, и шапка есть. Хотите и праздник будет вам, только вот я по телевизору слышал, что нашедшему ДМ. велосипед полагается, вот я и есть ДМ, так что сначала велосипед, а потом праздник и подарки будут.

Шапокляк: - А я Снегурочка!2

Шарик: - Никакие вы не Д.М. со Снегурочкой, Матроскин мне рассказывал с ребятами, что наш дедушка детей любит, подарки просто так раздаёт, детей всех радует.

Матроскин: - Что с него взять, почтальон он и есть почтальон, самый обыкновенный.

Печкин: - Я не обыкновенный, я простоквашенский.

СЦЕНА 5

(под музыку выходит Снегурочка)

Снегурочка:

Здравствуйте, ребята!

Я – Снегурочка – снежинка,

И с метелью я дружу,

Со снежинками повсюду

Хороводы завожу

Сколько музыки и света…

Ах, мечтала я об этом!

- Ой, а где же Дедушка Мороз? Он ведь в Простоквашино должен быть, разве он не пришёл вас поздравлять?

Матроскин: - Да, он то пошёл, да к нам не дошёл.

Снегурочка: - Как не дошёл?

Шарик: - Заблудился он в лесу.

Снегурочка: - Да как же так, ведь мешок его здесь?

Печкин: - Минуточку! Это мой мешок, я его первый нашёл и что в мешке тоже моё, а документов у вас нет на него.

Матроскин: - Усы, лапы, хвост – вот мои документы.

Печкин: - А на документах печать есть, а у вас её нет.

Снегурочка: - А мне документы не нужны, меня и так все знают, правда, ребята! (да)

Печкин: - Минуточку, гражданочка, вы вообще сомнительная личность. Это ещё разобраться надо, кто такие снегурочки и где они всё лето пропадают, а как праздник новогодний - так вот они, легки на помине.

Снегурочка: - Я вам докажу, а ребята мне помогут.  Правда, ребята? (да)

Вот опять зима пришла снег и вьюгу позвала,

На полянке домик мой вырос снова сам собой.

Только печки дома нет – от тепла мне много бед.

Но вас я научу, как согреться в мороз, повторяйте за мной ребята!

(танец коллективный «Мороз»)3

Шарик: - Вот это самая настоящая Снегурочка! Ура! Только вот Деда Мороза так и нет.

Снегурочка: - Значит надо его искать. У меня есть волшебное зеркальце, давайте в него посмотрим, оно подскажет, где наш дедушка.

Свет мой зеркальце скажи,

Да всю правду доложи.

Мне сегодня не до смеха,

Дедушка мой не приехал

Потерялся он в пути,

Как же нам его найти?

(голос ДМ. за кулисами)

Снегурочка! Внученька! Ау-у!

Я в лесу заблудился, никак не дойду,

мешок потерял, помоги мне добраться к вам!

4

Снегурочка:

- Давайте поможем дедушке нашему.

Я подброшу снежки высоко

Полетят снежки далеко

А ребятки снежки соберут

Дед Морозу дорогу найдут.

- Мы дорогу расчистили Дед Морозу, давайте его позовем.

Матроскин: - Я знаю, как Деда Мороза позвать. Мне бабушка рассказывала.

ИГРА «Метель» [4]

(Все  зовут Деда Мороза)

(Под музыку выходит Дед Мороз)

Дед Мороз: - Здравствуйте, ребята! Здравствуй, Снегурочка!

Ох, детишки, заплутал,

Еле в гости к вам попал,
Чуть по дороге в овраг не свалился,

Но, кажется, вовремя в гости явился.

Снегурочка: - Здравствуй дедушка, а мы с ребятами тебя уже ждём.

Дед Мороз:

Ой, внученька, ребята,

Долго я в лесу плутал

И мешок свой потерял!

Как теперь без подарков?

Шарик: - Мы знаем, где твой мешок! Его Печкин нашел и не отдает!

Дед Мороз: - Ой, и правда мой мешок.

Печкин: - А я не знаю, чей это мешок и на нём не подписано, может и Деда Мороза, а вы предъявите документы, что вы Дед Мороз тогда и отдам, много вас тут таких ходит.

Шарик: - Что ты со своими документами ко всем пристаёшь, не видишь у нас праздник, дети могут подарки не получить из-за тебя.

Шапокляк Печкину: - Не отдавай! Не отдавай!

Печкин: - А нас никто и никогда на праздник не звал, и хороводов мы не водили. Если нас возьмёте в хоровод тогда и отдам мешок.

Снегурочка: - Станем в дружный хоровод и споём любимую песенку дедушки

«В лесу родилась ёлочка»

Дед Мороз: - Ну, что Печкин отдаёшь мешок, а то заморожу.

Матроскин: - А ну, отдай мешок, а то поцарапаю мяу-у-у-у!

Печкин: - Ни какого толку в этой игре нету, подумаешь, я мог велосипед получить, а теперь ничего у меня не будет, не справедливо получается вам и подарки, и праздник, а мне что?

Матроскин: - На, Печкин, молока выпей от вредности, говорят помогает. Я только что корову подоил, Мурку мою.

Печкин: - Молочка я с удовольствием выпью. Молоко-оно очень полезное об этом даже в газетах пишут, дайте мне самую большую кружку.

Шарик: - Кроме молока от твоей Мурки нет пользы никакой.

Матроскин: Она у меня и петь и танцевать умеет, а вы так сможете, повторяйте за мной по музыку движения. (Танец Матроскина)

Шапокляк: - Ой, как вы развеселили нас! Ладно уж, давай Печкин, отдадим  им мешок с подарками, веселитесь и про нас не забывайте!

Печкин: - Я ведь вредничал потому, что мне скучно было, никто со мной не дружил, а теперь я понял, что никакой подарок не заменит ваши улыбки.

Д.М. : - Ребята, а почему у вас огоньки на елочке не горят? Не порядок!

- Скажем дружно: «Раз, два, три! Ёлочка, гори!» (кричат три раза)

(музыка)

Матроскин с Шариком вместе: - Ура! Наконец-то, праздник начался!

Снегурочка:

Громко музыка звучит

В хоровод войти велит!

За руки, друзья, возьмитесь,

Вместе с нами в пляс пуститесь!

Пусть царит у нас веселье

В новогодний День рожденья!

(«Маленькой ёлочке холодно зимой»)

Дед Мороз: - Было время петь и танцевать, а теперь пора играть!

ИГРА «Сосулька, хлопушка, сугроб»

Снегурочка: - Ребята, вы любите играть в снежки? Игра называется «Снежный ком»

Матроскин: - А не пора ли подарки, Дедушка Мороз, детям дарить?

Дед Мороз: - Заплясался, заигрался! Так у вас весело и хорошо!

- Но подарки подарю за стихи ваши, а ну-ка порадуйте меня.

(читают стихи)

Снегурочка: - Вот и подошел к концу наш праздник! Мы с дедушкой прощаемся с вами до следующего нового года!

Вы собирайте дождик и хлопушки,

Стихи и песни, звонкий смех.

А мы за год  подарками и игрушками,

Мешок наполним, чтоб хватило их для всех.

Матроскин и Шарик: - Мы с новым годом всех вас поздравляем!

Печкин и Шапокляк: - Пускай счастливый будет Новый год!

Литература и интернет-источники:

  1. .Ледяйкина Е.Г. Топникова Л.А. Праздники для современных малышей. Академия развития Холдинг. – Ярославль, 2002.
  2. Брецкая, С. Е. Сколько же лет деду Морозу?/ С. Е. Брецкая // Читаем, учимся, играем.– 2006 – N 10 – С. 20 – 23.
  3. Адекова, Т. И. Пока не пришел Дед Мороз: игровой момент / Т. И. Адекова //

Чем развлечь гостей. - 2011 - N 9 - С. 64-65.

  1. Стихотворения Э.Успенского. (https://multi-mama.ru/stihi-uspenskogo-dlya-detej/).
  2. Мультфильм «Зима в Простоквашино» (1984). Яндекс-видео. – 2018.

Приложение

[1] - Викторина-загадка «Сказочное ассорти»

  1. Кто ворчит и почту носит?

Иногда приходит в гости

С целым ворохом газет.

Догадались или нет?

  1. Этот музыкант зелёный

Всем и каждому знаком.

Появляется повсюду

С  лопоухим он дружком.

  1.  Он со всеми неизменно

Вежлив, кто б не приходил.

Догадались, это Гена,

Это Гена ………..

  1. Он знаком всем малым детям,

Обожают все его,

Но таких на белом свете

Не  найдёшь ни одного.

Он не лев, не слон, не птица,

Не тигрёнок, не волчица,

Не котёнок, не щенок,

Не лисёнок, не сурок,

Но снимался он в кино,

И известен всем давно.

Эту милую мордашку

Знаем мы как …………

  1. Очень вредная старуха.

Всё ей плохо, всё не так!

Надоедлива, как муха.

Кто же это.............

  1. Это чей там голос слышен,

Кто суёт повсюду нос?

Да ещё шагает с крысой,

Кто ответит на вопрос?

Нет не клоун, не чудак,

А старуха……………

  1. Очень хитрая старуха

     В чёрной шапке на макушке.

                    Любит пакостить она.

И, заметьте, не одна.

[2] – https://rustih.ru/eduard-uspenskij-dlya-detej/

[3] - Игра «Наряжаем елку»

Нарядилась наша ёлка, словно девица - краса,

В разноцветные игрушки, вот какие чудеса!

Я спрошу у вас, ребята, а вы дайте мне ответ?

Но подумайте, ребята, «да» ответить или «нет».

Разноцветные игрушки?

Одеяла и подушки?

Раскладушки и кроватки?

Мармеладки, шоколадки?

Шарики стеклянные?

Стулья деревянные?

Плюшевые мишки?

Буквари и книжки?

Бусы разноцветные?

А гирлянды светлые?

Снег из ваты белой?

Ранцы и портфели?

Туфли и сапожки?

Чашки, вилки, ложки?

Конфеты блестящие?

Тигры настоящие?

Шишки золотистые?

Звёздочки лучистые?

[4] –  Игра «Метель»

- Если я подниму правую лапу, то нужно будет изобразить вьюгу (у-у-у…), левую лапу – метель (ш-ш-ш…), обе лапы- громко крикнем - Дед Мороз.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий новогоднего праздника "Новогоднее приключение" для детей младшего школьного возраста

Представленный сценарий новогоднего утренника был проведен для детей 2-3 классов нашей школы. Мероприятие прошло очень весело и без заминок....

Сценарий новогоднего праздника "Новогодние приключения Снегурочки"

Сценарий  "Новогодние приключения Снегурочки" можно использовать в начальной школе при проведении Новогоднего праздника....

Сценарий новогоднего праздника «Новогодние приключения»

Сценарий новогоднего праздника "Новогодние приключения" для проведения в начальной школе....

Сценарий новогоднего праздника "Новогодние приключения Снеговика"

Сценарий новогоднего праздника разработан с применением методики коллективного творческого дела. Рекомендован педагогам дополнительного образования, воспитателям, классным руководителям....

Сценарий новогоднего праздника "Новогодние приключения Курочки Рябы"

Сценарий прадника для детей надомного обучения....

Сценарии новогоднего праздника «Новогодние приключения»

Цель: создать условия для развития творческих способностей у обучающихся через активную деятельность при подготовке к новогоднему празднику. Задачи: - развитие творческого потенциала детей; - сп...