Сердцем прикоснусь к подвигу
классный час

Пояснительная записка и сценарий к классному часу «Сердцем прикоснусь к подвигу»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл serdtsem_prikosnus_k_podvigu_na_sayt.docx30.41 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка к классному часу

 «Сердцем прикоснусь к подвигу»

   В последнее время активизировалась работа по патриотическому  и гражданскому воспитанию школьников. Высокие чувства любви к Родине, преклонение перед памятью о тех, кто отдал за неё жизнь, не возникают сами по себе в сердце наших детей, их надо пробуждать.

   Рассказы о героических подвигах во время Великой Отечественной войны в доступной форме являются одним из самых эффективных средств. Неправы те, кто считает, что воспоминания о тяжёлом прошлом могут омрачить счастливое детство, кто готов ограждать ребёнка от любых жизненных коллизий, могущих вызывать у него переживания. В. А. Сухомлинский писал: «Пусть маленький ребёнок задумается над судьбой родной земли…пусть события прошлого предстанут перед ним как истоки настоящего. …Нельзя облагородить детское сердце, если оно не почувствовало, не пережило величайшего горя нашей Родины - горя утраты более 20-ти миллионов жизней, горя страшных мучений, пожаров и разрушений - всего того, о чём наш народ не может ни забыть, ни простить фашистам. Радость бытия не должна быть безмятежной. Большое влияние на воспитание у детей чувства гражданственности может оказать пример патриотизма родителей, близких людей. «Служение отца людям, верность и преданность родной стране - это гордость детей», - считал В. А. Сухомлинский.

   Среди разнообразных форм воспитания серьёзное место занимает внеклассная работа учителя.

   Предлагаемая методическая разработка классного часа «Сердцем прикоснусь к подвигу» ставит цель:

- воспитание у детей патриотизма, любви к Родине, уважения к историческому прошлому страны.

А также направлена на решение сразу нескольких задач:

- расширение знаний об истории Великой Отечественной войны;

- формирование черт характера, которые помогут ребёнку стать человеком и гражданином своей страны;

- воспитание уважения к защитникам Отечества;

- формирование навыков поисковой деятельности;

- развитие творческих способностей.

   Подготовка к классному часу проходила в несколько этапов:

- выбор темы,

- подбор фото – музыкальных и литературных материалов,

- самостоятельная работа учащихся (исследовательская работа по воспоминаниям тружеников тыла, отбор фактов),

- разучивание детьми стихов,

- подготовка презентации.

   Методическая разработка может быть использована для проведения классных часов, посвящённых Великой Отечественной войне, с учащимися начальной школы.

   Предполагается, что материалы классного часа будут способствовать воспитанию чувства гражданственности – гордости за мужество воинов, одержавших победу в Великой Отечественной войне.

Сценарий классного часа

«Сердцем прикоснусь к подвигу»

Цель:

Задачи:

Планируемые резльтаты:

Ход классного часа

Слайд 2

Учитель: Был летний воскресный день 22 июня. Ласково светило солнце, согревая землю своими лучами. Шептались друг с другом камыши. Птицы пели на все голоса. Люди просыпались, строили планы на выходной день. Ничто не предвещало беды. И вдруг…

Слайд 3

Слайд 4

Учитель: 22 июня 1941 года на рассвете войска фашистской Германии вероломно,  без предупреждения напали на нашу Родину. Началась Великая Отечественная война советского народа против захватчиков.

- Как вы думаете, ребята, почему война называется Великая?

- Почему её называют Отечественная?

- Зачем фашисты напали на нашу страну?

Учитель: Фашисты пытались лишить нас свободы, захватить наши земли и города. У них на главных направлениях было больше артиллерийских орудий, больше самолётов, танков, хорошо обученных солдат. Перед тем как напасть на Советский Союз, фашистская Германия захватила Австрию, Чехословакию, Польшу, Францию и другие государства Европы. Заводы и фабрики этих стран стали работать на захватчиков.

Слайд 5

Учитель: От Бреста до Смоленска, от Киева до Тулы враг двигался с тяжёлыми боями и всюду встречал сильное сопротивление. Жестокий отпор получили противники под городом Ельней. В это время активный натиск немецких войск был немного приостановлен. Затем враг снова стал прорываться в центр страны. Гитлер шёл на Москву. Он считал, что стоит его войскам войти в столицу – и наш народ будет покорён. Свой план захвата Москвы гитлеровцы назвали «Тайфун».

- Ребята, что такое «тайфун»?(ураган, уничтожающий всё на своём пути).

   Вот так и Гитлер хотел одним ударом смести нашу армию.

Слайды 6, 7, 8

   Но фашисты глубоко просчитались. Как один, поднялись советские люди на защиту своей столицы. Сколько героических подвигов было совершено в боях под Москвой! Вот пример одного из них. 16 ноября 1941 года, когда началось очередное наступление противника на Москву, 28 бойцов одной из рот дивизии генерала Панфилова во главе с политруком В. Г. Клочковым, в ходе 4-часового боя уничтожили 18 вражеских танков. В бой они шли с призывом своего политрука  «Велика Россия, а отступать некуда – позади Москва!». Кроме этих героев, у разъезда Дубосеково были и другие группы бойцов, принявшие бой с фашистами. Сложили свои головы, а врага не пропустили.  И немцам пришлось отступить. Это было первое крупное поражение врага.

   Однако,  за успехом битвы под Москвой последовали неудачи советских войск в Крыму и под Харьковом.

Слайды 9, 10, 11

   Тяжёлые дни переживал Ленинград (так в советское время назывался город Санкт-Петербург).  900 дней и ночей город на Неве находился в осаде. Враг заблокировал все подступы к городу, что сделало невозможным подвоз продуктов питания. Ленинградцы испытывали ни с чем несравнимые страдания от голода. Особенно тяжело было детям. Ленинградская школьница Таня Савичева (25 января 1930 – 1 июля 1944 г. г.) нашла в себе силы с начала блокады  вести дневник в записной книжке, оставшейся от её старшей сестры Нины. В этом дневнике всего 9 страниц и на 6-ти из них даты смерти близких людей. Дневник Тани Савичевой стал одним из вещественных свидетельств на процессе, где судили фашистов. Девочка стала символом мужества блокадного Ленинграда, где погибло 850 тысяч человек. Но врагу так и не удалось сломить  до конца великий город. 27 января 1943 года блокадное кольцо было прорвано.

Слайды 12, 13

   Перелом в ходе войны произошёл под Сталинградом (сейчас это город Волгоград). Здесь, между Волгой и Доном, 200 дней длилось великое сражение, в котором гитлеровцы потеряли убитыми и ранеными почти полтора миллиона человек. Наряду с бойцами самоотверженно действовал и медицинский персонал. Медсестра Марионелла  Владимировна Королёва перед войной была успешной актрисой, снялась в нескольких известных фильмах. В 1942 году 20-летняя Королёва добровольно ушла на фронт. Служила санинструктором в стрелковой дивизии. Бойцы ласково называли её Гулей. В одном из боёв она геройски погибла. Посмертно награждена орденом Красного Знамени.

Слайд 14, 15

   Затем наша армия уничтожила вражеские войска в районе Курска, Орла, Белгорода. Курская битва продолжалась 50 дней и ночей, с 5июля по 23 августа 1943 года. По своему ожесточению и упорству борьбы эта битва не имеет себе равных. Многие советские лётчики отличились в боях под Курском. (Рассказ ребёнка): « Самолёт Алексея Маресьева был подбит в бою и разбился на вражеской территории. Лётчик в течение трёх недель, с перебитыми ногами, борясь с голодом и болью, пробирался к своим. Маресьев лишился ног. Ему сделали протезы. Он начал тренироваться ходить с костылями, а потом без них. Лётчик хотел летать. Он упросил врачей разрешить сесть ему в самолёт. Вот он в кабине и уже в воздухе. И опять бесчисленные тренировки. И только, когда пилот сдал экзамен врачам и лётной комиссии, станцевав вальс, его допустили к полётам. Он прибыл под Курск незадолго до начала Курской битвы. В первых же боях Алексей Петрович Маресьев  сбил три вражеских самолёта».

 Слайд 16 (Война унесла более 26000000 жизней, из них замучено и истреблено более 6000000 мирных жителей, сотни тысяч загублены в лагерях смерти, 4000000 угнано на каторжные работы в Германию. Каждый из этих людей был нашим соотечественником, чьим-то родным и близким человеком)

Учитель: Почти 200 наших односельчан ушло на фронт. Более 100 человек не вернулось в родную деревню, погибнув на полях  боёв или пропав без вести.

Слайд 17, 18, 19, 20

   На этих слайдах вы видите солдат, которые пришли домой с победой. Всмотритесь в эти лица. Может быть кто-то из вас видел их в своём семейном альбоме? Расскажите о них.

Учитель: Много лет прошло со дня окончания Великой Отечественной войны. Уходят в мир иной люди, видевшие страшное лицо войны. А мы можем узнать о тех событиях только из книг, художественных фильмов.

(ребёнок, одетый в форму солдата)

Зловещим заревом объятый,

Грохочет длинный небосвод.

Мои товарищи – солдаты

Идут вперед за взводом взвод.

Гром и дым. Огонь и кровь.

Пламя в царстве мрака.

В шесть утра атака вновь,

В семь – опять атака.

Если надо – значит надо!

Надо! Взвод встает.

Рвутся гулкие снаряды,

Пулемет прицельно бьет.

Слайд 21

Сценка «На фронте»

Рядовой (в пилотке, с орденом):

Я пехотинец молодой.

С фашистом дрался под Москвой.

Не раз в разведку я ходил,

Меня полковник наградил.

Медсестра (с сумкой):

Пушки грохочут, пули свистят.

Ранен осколком снаряда солдат.

Шепчет сестричка: «Давай, поддержу,

Рану твою я перевяжу!» -

Всё позабыла: слабость и страх,

Вынесла с боя его на руках.

Сколько в ней  было любви и тепла!

Многих сестричка от смерти спасла!

Телефонист (с телефоном):

Алло, алло, Юпитер, я Алмаз

Почти совсем не видно вас.

Мы с боем заняли село.

А как у вас, алло, алло.

Моряк (смотрит в бинокль):

На горизонте самолет.

По курсу полный ход, вперед!

Готовься к бою экипаж.

Отставить, истребитель наш!

Автоматчик:

Вот я забрался на чердак.

Быть может, здесь таится враг.

За домом очищаем дом.

Врага повсюду мы найдем.

Летчик (с картой):

Пехота здесь, а танки тут.

Лететь осталось 5 минут.

Понятен боевой приказ

Все: Противник не уйдет от нас!

Слайд 22, 23

Учитель: Война прошла по России через каждую семью, через каждую судьбу, чётко разделив всех на «фронт» и «тыл». Тыл – это женщины, старики, дети. Тыл жил по закону «Всё для фронта, всё для Победы!»

Слайд 24

(рассказ ребёнка о прабабушке – труженице тыла)

Слайд 25

Учитель: На фронте солдаты сражались за отчий дом, за своих родных и близких. А между фронтом и тылом ходила полевая почта треугольниками писем, словно тонкими нитями соединяя то, что разорвала безжалостная война.

Сценка «Фронтовые письма»

(Звучит фонограмма песни «Эх, дороги»)

Солдат:

Здравствуй, дорогой Максим!
Здравствуй, мой любимый сын!
Я пишу с передовой,
Завтра утром снова в бой!
Будем мы фашистов гнать,
Береги, сыночек, мать.
Позабудь печаль и грусть –
Я с победою вернусь!
Обниму вас, наконец.
До свиданья. Твой отец.

Медсестра:

Дорогие мои родные!

Ночь. Дрожит огонёк свечи,

Вспоминаю уже не впервые,

Как вы спите на тёплой печи.

Мои братья и сёстры родные!

Завтра снова я в бой иду

За Отчизну свою, за Россию,

Что попала в лихую беду.

Солдат:

В нашей маленькой старой избушке,

Что лесами сокрыта от глаз.

Вспоминаю я поле, речушку,

Вновь и вновь вспоминаю о вас.

Соберу своё мужество, силу.

Буду немцев без жалости бить,

Чтобы вам ничего не грозило,

Чтоб могли вы учиться и жить!

Учитель: Случались на фронте и минуты отдыха. Можно было посидеть у костра, спеть любимую песню. Гармонист брал гармонь и при свете огня звучала задушевная песня о доме, о близких и родных.

Слайд 26

(инсценировка песни «В землянке»)

Учитель: Люди погибали, не щадили своей жизни, шли на смерть, чтобы прогнать фашистов с нашей земли.

(Рассказы детей о своих прадедушках ветеранах – участниках Великой Отечественной войны)

Слайд 27 (За мужество, отвагу, воинскую доблесть 13 миллионов воинов награждены орденами и медалями, 11 тысяч удостоены высокого звания Героя Советского Союза)

Учитель: 4 года шла война – это 1418 дней и ночей! Более 26 миллионов погибших людей! 26 миллионов, вы только представьте – если по каждому из 26 миллионов человек объявить минуту молчания, мир будет молчать 50 лет!

Ребёнок :

Красоту, что нам дарит природа,
Отстояли солдаты в огне.
Майский день 45 года
Стал последнею точкой в войне
.

Слайд 28

Учитель: Наш народ с честью выдержал испытание войной. Родина помнит своих героев. Во всех городах  горит Вечный огонь.

Слайд 29

   В каждом городе и селе есть памятники героям Великой Отечественной войны.  Прошу всех встать, почтим память погибших минутой молчания.

Слайд 31

Учитель: Мы не должны забыть этот страшный урок истории. Как только люди забудут ужасы войны, она снова начнётся на нашей земле.

Ребёнок: Я держу в руках из шелка ленту;
Много есть на свете разных лент,
Эта ж лента – тянется по свету,

Вьется двести тридцать восемь лет.
Вещая военная святыня
Реет пусть над сердцем у меня –
Лента цвета пламени и дыма,
Лента цвета дыма и огня.

Учитель: Георгиевские ленточки – это символ Победы. Два цвета ленты символизируют: чёрный – дым, а оранжевый – пламя.

Слайд 30

Дети:

 -Если война коснулась твоей семьи.

- Если ты знаешь, какой ценой досталась нам Победа.

- Если ты гордишься своей историей, своей страной, своей семьей.

- Если ты помнишь, то сделай "Георгиевскую ленточку" символом своей

памяти, прикрепи ее на одежду, повяжи на руку и скажи всем: «Я помню! Я горжусь!»

(Всем прикрепляются «Георгиевские ленточки»)

      Ребёнок: На нашей груди дым и пламя -
     Следы от прошедшей войны,
     У нас на груди Орден, знамя,
     На ленте героя страны.

     Черно-рыжие ленты у жителей,
     Черно-рыжими стали сердца.
     Цвета пороха и победителей,
     Цвета смерти и цвета огня.


Учитель: Много  лет прошло со дня Великой Победы. 70 лет наш народ живет в               мире. Все эти долгие годы живёт в наших сердцах великий подвиг наших бойцов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час "Сердцем прикоснись к подвигу"

Цели и задачи:1.Актуализировать знания детей о Великой Отечественной войне2.Развивать речь, мышление, память, воображение.3.Воспитывать чувство патриотизма, уважение к людям, к родной истории.4.Объясн...

Урок Победы «Прикоснись к подвигу сердцем»

 Не всем детям посчастливилось дождаться своих отцов с войны. Они погибли. И тогда,  они получали похоронки или письма, написанные своим близким перед последним смертельным боем. Эти ...

" К подвигу солдата сердцем прикоснись"

Урок мужества, посвященный Дню Защитника Отечества....

Сценарий к 9 мая "Сердцем прикоснись к Подвигу"

Сценарий к 9 мая "Сердцем прикоснись к Подвигу" составлен на 9 мая для показа презентации населению.Материал о земляках, воинах-победителях, принесших Победу родной земле.К сожалению, презен...

Литературно-музыкальная композиция «Сердцем прикоснись к подвигу…»

                                                      ...

Внеклассное мероприятие Сердцем прикоснись к подвигу

Внеклассное мероприятие Сердцем прикоснись к подвигу...