Конспект классного часа для учеников начальной школы «День снятия блокады Ленинграда»
классный час (1, 2, 3, 4 класс)

Чубарь Наталья Сергеевна

 О стойкости народа в период блокады Ленинграда и на протяжении всей Великой Отечественной войны

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл den_snyatiya_blokady_leningrada.docx34.3 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

НОВОАНДРИАНОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА

Конспект классного часа для учеников начальной школы

«День снятия блокады Ленинграда»

Подготовила:

учитель начальных классов

Чубарь Наталья Сергеевна

с.Новоандриановка

2023 г.

Цель: расширить представление детей о героическом подвиге жителей блокадного Ленинграда в годы Великой отечественной войны.

Задачи:

  • пробудить в детях чувство сострадания, переживания и гордости за стойкость своего народа в период блокады Ленинграда и на протяжении всей Великой Отечественной войны с помощью музыкальных произведений и поэтической литературы;
  • формировать духовно-нравственные отношения и чувство сопричастности к культурному наследию своего народа;
  • формировать умение слушать окружающих;
  • активизировать словарь детей;
  • развивать восприятие, умение выразительно читать стихи;
  • воспитать гордость, уважение к своему народу, любовь к Родине.

Оборудование: компьютер, проектор, детские рисунки, фонограммы, фото- и видеоматериалы.

Ход занятия

    – Скоро большой праздник, который чтит и помнит каждый человек нашей страны. Праздник, отражающий не только радость, но воспоминания слез, горя, и страдания. Вспомним о самой страшной и кровопролитной войне в истории нашей страны. 

В сердцах наших жить будут вечно

Герои минувшей войны.

Нам память о них дорога бесконечно,

И ею с тобой мы сильны!

- Война… Страшная, жестокая, злая. Она не жалела никого. воевали взрослые и дети, женщины и мужчины, юноши и девушки. Война-это годы холода и голода, погибшие друзья, редкие письма из дома, госпиталя, болезни, встречи и прощания.

- На рассвете 22 июня 1941 года без объявления войны фашистская Германия, перейдя границу,  напала на нашу страну, которая раньше называлась СССР - Союз Советских Социалистический Республик. В четыре часа утра, когда мирные жители ещё спали, начался обстрел города Киева (слайд № 2). Первыми удар приняли воины Брестской крепости, которые в течение  месяца с 22 июня по 23 июля  1941 года  не сдавали крепость (слайд № 3). Началась Великая Отечественная война советского народа против фашистских  захватчиков.

    Темп наступления войск составлял 30 км в сутки. Захвату города Ленинграда отводилось особое место. Противник хотел захватить побережье Балтийского моря и уничтожить Балтийский флот. Немцы стремительно прорывались к городу и с июля из Ленинграда стали вывозить жителей и расположенные в городе заводы и фабрики

   Фашисты говорили, что Москва - это сердце России, а Ленинград - её душа. Как человек не может жить без души, так и страна потеряет свой боевой дух, когда лишится Ленинграда. Поэтому один из основных ударов они направили на Ленинград  с целью стереть его с лица земли. Но фашисты глубоко просчитались. Все жители мужественно обороняли свой город (слайд № 4, 5)

    Ленинград! Для всех людей на планете этот город стал символом стойкости, мужества, самоотверженной любви к Родине, удивительной силы духа русского народа.

     «Тревожные дни наступили в Ленинграде: город на осадном положении враг у ворот. С 1941 года начался новый этап в истории города - этап суровых испытаний и битв. Великая Отечественная война изменила облик Ленинграда. Город стал фронтом» (слайд № 6)

     Начало войны было для нас неудачным. Враги наступали. Их армии шли вперёд. В августе 1941 года город Ленинград оказался в блокаде, то есть в кольце фашистских полчищ.

     Посмотрите на карту! (слайд №7). Земля нарисована коричневым, значит её, захватили фашисты. На коричневой земле нарисована фашистская свастика. А там, где стоит Красная Армия, нарисованы красные звёзды.

     В 1941 году, бросив в бой огромные силы, фашисты вышли на ближние подступы к городу, отрезали Ленинград от всей страны.  

   Этому городу и его отважным жителям  посвящаем мы сегодня наш классный час.

  Началась блокада. Начались страшные дни Ленинграда (слайд № 8,9,10).

   Фашисты не прекращали бомбить и обстреливать Ленинград. Не только ленинградским домам наносили они урон. Бомбы и снаряды падали в мосты, обрывали электрические провода, выводили из строя водопровод, разрушали насосные станции. Вышел из строя водопровод (слайд № 11)

  Ударили сильные морозы. Застыл, замерз, остановился ленинградский водопровод. Страшная беда нависла над городом. Заводам нужна вода. Больницам нужна вода. Город спасала река Нева. Здесь в невском льду, прорубили проруби. С самого утра тянулись сюда ленинградцы. Шли с ведрами, с кувшинами, с бидонами, с кастрюлями, с чайниками. Шли цепочками, один за другим. Старики здесь, женщины, дети. Нескончаем людской поток.

Не было топлива. Не было электричества (слайд 12)

   Рабочие-мостовики начинали чинить мосты. Рабочие-электрики быстро восстанавливали повреждения на линиях электропередач. Рабочие-водопроводчики быстро меняли повреждённые трубы, быстро восстанавливали насосные станции. Но фашисты продолжали безжалостно обстреливать Ленинград. Посылали на город снаряды огромной мощности, и  всё снова выходило из строя.

Начался голод (слайд №13)

   Голод косит ленинградцев. В городе не хватало продовольствия.  

По Ленинграду ходила смерть (слайд №14)

   Смерть входила во все дома. Свыше 650 тысяч ленинградцев погибли от голода.

 Хлеб блокадного Ленинграда.

   20 ноября 1941 года норма выдачи хлеба в Ленинграде достигла своего минимума: рабочим выдавалось 250 граммов хлеба в день, всем остальным – 125 граммов. 125 граммов – это кусочек хлеба размером со спичечный коробок…и это была норма на весь день. Это было трудно назвать хлебом.

     Это была тёмно-коричневая липкая масса, отдававшая горечью. Она на 40 процентов состояла из различных примесей, в число которых входила целлюлоза, получаемая из древесины (слайд  № 15)

   Представьте хлебную карточку (слайд №16) - бумажный листочек, расчерченный на квадратики. За пять таких квадратиков  выдавался дневной паёк – сто двадцать пять граммов хлеба. 250 граммов выдавали по карточкам рабочим. При утере карточка не возобновлялась.

     В музее истории Ленинграда (Санкт-Петербурга), ( слайд № 17) хранится чёрствый, потемневший не от времени, а тёмный с самого своего появления на свет ломоть хлеба. И сухарём-то его не назовёшь, хоть и высох кусок. Обычный хлеб не так сохнет и не так черствеет.

   Голодная смерть косила людей. Весь мир знает историю семьи ленинградской девочки Тани Савичевой. (слайд № 18) Это была обычная большая ленинградская семья. Во время блокады все члены этой семьи умерли от голода. Об этом стало известно из дневника, который вела Таня Савичева. На последней странице своего дневника Таня написала:

« Савичевы умерли все. Осталась одна Таня».

Учитель включает видео.

Таня была эвакуирована в другой город. Эшелон, в котором находилась Таня, неоднократно попадал под бомбёжки.

Два года Таня ещё жила. Она проходила лечение… Но её часто мучили головные боли, у неё открылся туберкулёз – страшное заболевание. А незадолго до смерти девочка ослепла.

Умерла Таня 1 июня 1944 года (14 лет)  Похоронена в  с Шатки. Нижегородская область.

В Ленинграде девочке поставлен памятник

Но не сдавался город. Правительство делало всё, чтобы помочь Ленинграду. 21 ноября 1941 года по тонкому льду Ладожского озера начала действовать дорога, которую ленинградцы назвали « Дорогой Жизни ».  (слайд № 19, 20)

  « Дорога Жизни» спасла от голодной смерти многих ленинградцев. Шофёры вели свои машины по льду с открытыми дверями. Фашисты обстреливали «Дорогу Жизни», и машины проваливались под лёд вместе с водителями. Многие водители погибали, но никто не отказывался от опасных рейсов (слайд № 21)

   

   Фашисты постоянно атаковали и обстреливали Ленинград. С суши, с моря, с воздуха. Бросали на город даже морские мины. Фашисты думали, что голодные, мёрзнущие люди перессорятся между собой из-за куска хлеба, из-за полена дров, перестанут защищать город и, в конце концов, сдадутся. Но гитлеровцы просчитались. Люди, переживающие блокаду, не потеряли человечности, доверия и уважения друг к другу.

 (слайд № 22. 23, 24)

   Осаждённый город продолжал жить. В Ленинграде работали фабрики и заводы, работали театры и музеи. В первую блокадную зиму в городе работало 39 школ. Местом учёбы стали и некоторые бомбоубежища. В жутких условиях, когда не хватало еды, воды, дров, тепла и одежды, многие ленинградские дети учились. Многие шатались от голода, сильно болели. Случалось, что ученики умирали – не только дома, на улице по дороге в школу, но и прямо в классе.

Девчушка руку протянула

И головой – на край стола.

Сначала думали – уснула

А оказалось – умерла.

    Люди умирали у станков. Умирали на улицах. Ночью ложились спать и не просыпались.

   (слайд № 25, 26, 27, 28, 29)

Ленинградские школьники не только учились, но и помогали взрослым. Ленинградские мальчишки и девчонки создавали тимуровские команды и помогали взрослым в борьбе против фашистов. Они дежурили на крышах и тушили зажигательные бомбы. Они работали в госпиталях: мыли полы, кормили раненых, давали им лекарства. Они обходили квартиры, помогали ослабевшим от голода ленинградцам выкупать хлеб по хлебным карточкам, приносили им воду с Невы и дрова. В двенадцать-пятнадцать лет они становились станочниками, сборщиками, выпускали боеприпасы и оружие для фронта. Они рыли окопы и работали на первых ленинградских огородах. А ведь сами они едва держались на ногах от голода.

(слайд № 30, 31, 32) Выстоял Ленинград. Не взяли его фашисты.  Сотни юных ленинградцев были награждены орденами, тысячи – медалями «За оборону Ленинграда», медалями жителю блокадного Ленинграда.

     27 января 1944 года блокада Ленинграда была окончательно снята. Город праздновал своё освобождение. Вечером над Ленинградом грохотал праздничный салют. Армии Ленинградского, Волховского, второго Прибалтийского фронтов отбросили немецкие войска от города, освободили практически всю Ленинградскую область. Это была Победа!

Блокаде, в железном кольце которой долгих 900 дней и ночей задыхался Ленинград, был положен конец. Это был праздник не только для ленинградцев, но и для всей страны.

    (слайд № 33) Памятник-ансамбль «Разорванное кольцо». Здесь начиналась «Дорога жизни».  

    За своё освобождение, Ленинград заплатил дорогой ценой. 650 тысяч ленинградцев погибло от голода. Более 500 тысяч солдат погибли под Ленинградом, защищая город и участвуя в прорыве блокады.

   Пискарёвское кладбище в Ленинграде – огромный мемориальный памятник (слайд № 34) В вечном молчании, высоко-высоко поднялась  здесь  фигура скорбящей женщины. Кругом цветы. И как клятва, как боль, слова на граните: «Никто не забыт, ничто не забыто»

(слайд № 36)  Безгранична наша скорбь о погибших в блокаду. Но силу, а не слабость рождает она. Силу восхищения подвигом ленинградцев. Благодарность людям, отдавшим свою жизнь во имя нашей жизни.

      В городе Ленинграде тоже есть место, куда можно прийти и почтить память погибших во время Великой Отечественной войны. Это Вечный огонь – символ памяти скорби.

Также на берегу озера воздвигнут памятник героям ладожской трассы.  В Осиновке открыт музей Дороги жизни.  Мы глубоко признательны нашим дедам и прадедам за их физическую, духовную и моральную силу, за то, что он и не склонили головы перед фашистскими захватчиками и ценой своей жизни отстояли честь и славу Родины.

– Вспомним минутой молчания тех, кто не дожил до окончания блокады, до светлого дня Победы.

Минута молчания – в ней не 60 секунд.  В ней – 900 блокадных дней и ночей.  Эта минута – самая тихая, самая скорбная, самая гордая.

– Встанем и помолчим!

Минута молчания.  

А сейчас, ребята, я раздам каждому хлебные карточки и  кусочек «блокадного» хлеба.

- Какие чувства вы испытываете, держа этот кусочек?

- Как вы думаете, какой этот хлеб на вкус?

- О чем думали дети, когда ели этот хлеб?

- Какие чувства испытывали дети блокадного Ленинграда, когда ели этот хлеб?

- Может ни о чем не думали, может они старались сохранить его, а может съедали сразу. А теперь я предлагаю вам съесть эти блокадные 125 грамм, которые лежат у вас на ладошке.

- Я очень хочу, чтобы вы помнили, что такой кусочек – это еда за весь день. Цените хлеб! Цените жизнь! Цените мирное небо над головой!

– А сейчас, ребята, нарисуйте рисунок по теме классного часа. Свои работы прикрепите с помощью магнитов на доску.

– Спасибо за классный час. Искренне верю, что он был для вас полезен.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

День снятия Блокады Ленинграда

Сценарий мероприятия...

День снятия блокады Ленинграда.

Воспитательное событие в школе. Форма его проведения....

Беседа на тему «День снятия блокады Ленинграда»

Обогатить знания детей о героическом прошлом нашего города - блокаде...

Классный час "День снятия Блокады Ленинграда"

Классный час ко Дню Воинской Славы...

Конспект классного часа в группе продленного дня с презентацией "Блокада Ленинграда" 2 класс.

Самая страшная осада города в военной истории человечества длилась 871 день. Летом 1941 года на Ленинград шла группа армий "Север", общей численностью 500 тысяч человек, под командовани...

27 января день снятия блокады ленинграда ( презентация)

27 января день снятия блокады Ленинграда.Дети посетили мини музей нашего детского сада.Посмотрели фильм о блокадном Ленинграде....

Тематический день: "День снятия блокады Ленинграда"

День снятия блокады Ленинграда - 27.01.2024...