Урок по занимательному труду.Лепка дымковской игрушки.Барыня.
план-конспект урока технологии (4 класс) по теме

Урок по занимательному труду.Тема урока "Барыня."Лепка дымковских игрушек.Урок для 4 классов в коррекционых школах 8 вида.Тема:Лепка дымковской игрушки.Барыня. Цель: познакомить детей с последовательностью изготовления дымковской игрушки- барыни. Задачи: 1. Образавательные: способствовать развитию умения передавать в лепке характерные особенности внешнего вида дымковской барыни. 2.Коррекционно-развивающие: способствовать развитию умения обучающихся ориентироваться в задании(анализировать объект,условия работы) умения планировать ход работы,умения контролировать свою работу. 4. Воспитательные:Воспитывать уважение к людям труда,привитие интереса обучающихся к труду. Тип урока: Урок изучения нового материала. Оборудование и материалы: технологическая карта, презентация по изготовлению дымковской игрушки,глина,стеки,подкладочная доска,салфетки, образцы дымковской игрушки. Ход урока: Вводная часть. Организационный этап Подготовка к уроку.Ребята,посмотрите все ли готово у вас к работе. Какая ждёт сегодня нас работа Поскорее узнать нам охота. А мы будем не клеить, не резать ,ни шить Мы будем друзья игрушки лепить. А какие игрушки –вы сейчас сами же скажете собрав вот эту картинку.. (Дымковская игрушка.) 2.Сообщение темы и цели урока : -Ребята, сегодня будем лепить дымковскую барыню. Вы готовы к такому путешествию? Вам нужно совсем немного: глина сказочное воображение и ваше умение работать глиной. Атеперь согреем наши руки сделаем гимнастику для рук. 3.Физминутка? Разотру ладошки сильно, Каждый пальчик покручу. Поздороваюсь с ним сильно И вытягивать начну. Руки я затем помою, Пальчик в пальчик я вложу, На замочек их закрою И тепло поберегу Выпущу я пальчики, Пусть бегут, как зайчики Вот мы и готовы работать. А дело- мастера боится. Как вы понимаете эту пословицу? -Да, любое дело осуществимо, если за нею возьмётся мастер, т. е. умелый, знающий человек. Когда человек проявляет умение, мастерство в своём деле у него все получается. Вот мы и докажем действительно ли эти слова на конце урока. Вот даже Дмитрий Анатольевич Медведев - наш президент тоже лепил дымковскую игрушку ,когда был в гостях где делают эти игрушки.. Мягко падает снежок, вьётся голубой снежок, Дым идёт из труб столбом, точно в дымке всё кругом, Голубые дали и село большое Дымково назвали. Там любили песни, пляски, в селе рождались чудо-сказки. Вечера зимой так длинны, и лепили там из глины. Все игрушки не простые, а волшебно расписные, Белоснежные, как берёзки, кружочки, клеточки, полоски. Казалось бы — простой узор, но отвести не в силах взор. И пошла о Дымке слава. - Игрушки окружают нас с раннего детства. Ребята, назовите ваши любимые игрушки? Из чего они сделаны (пластмассы, резины, металла, меха). Все эти игрушки фабричные, их сделали машины. Среди фабричных игрушек много одинаковых, похожих, а игрушки ручной работы неповторимы. Обратите внимание на выставку – эти игрушки сделаны машиной, а это ручной работы. В старину купить игрушку было не по карману всем, а ведь ребятишкам тоже хотелось играть. Но нашлись в пригородах и деревнях талантливые умельцы. Из чего только не мастерили «ребячью забаву» - игрушки! Ну а там, где жили мастера, лепили из глины.Ласково и нежно называют эту игрушку – «дымка». Игрушку называют дымковской по месту происхождения. С высокого берега реки Вятки, видно село Дымково. Зимой, когда топятся печи, летом в пасмурные дни, когда туман, а село вся – будто в дыму, в дымке. Здесь в далекую старину зародилась эта игрушка. (СЛАЙД) . Мастера из Дымково лепят петушков, уточек, коней и других животных Вот, например, барашек. Барашек – свисток, левый рог – завиток, Правый рог – завиток, на груди – цветок.(СЛАЙД) Любят лепить ярких, нарядных индюков и павлинов. Вот индюк нарядный (слайд) Весь такой он ладный, У большого индюка Все расписаны бока Лепят женщин в нарядных одеждах, с младенцами, птицами, с корзинами, с пирогами, с коромыслами. (Слайд) Посмотри, как хороша, эта девица – душа: Щечки алые горят, удивительный наряд, Сидит кокошник горделиво. Барышня уж так красива! Кружочки, клеточки, полоски - Простой, казалось бы, узор, Но отвести не в силах взор От барыни ил водоноски А вот ещё барыня.А эту мы с вами будем лепить сегодня. А на следующих уроках будем белить и расписывать. А теперь я предлагаю вам превратиться в Дымковских мастеров.Классическая дымковская фигурка – глиняная барыня. Мы её с вами и будем лепить из глины. . Что мы знаем о глине? Какие свойства глины вы знаете? ( Сухая глина — твердая, размоченная — мягкая,пластичная.) Давайте вспомним правила работы с глиной и стеками. 1. Аккуратно пользоваться глиной, не пачкать стол, одежду, лепить на дощечке, не брать глину в рот; 2. Будьте осторожны пластмассовыми стеками; нельзя взмахивать рукой с инструментом – это может нанести травму соседу. 3. После работы с глиной привести в порядок рабочее место; очистить от глины доски, протереть стол мокрой тряпочкой. 4. По окончании работы сначала тщательно вытереть руки бумажной салфеткой, а затем вымыть руки теплой водой с мылом, насухо вытереть полотенцем. 2.Анализ образца изделия .Рассмотрите, потрогайте барыню. Из каких частей состоит игрушка? (Голова,туловище,руки.юбка,)Что особенного у барышни? Для чего эти узоры? А что у барышни на голове?(Кокошник) Словарная работа. Кокошник-нарядный женский головной убор . Чтобы слепить барыню какие инструменты и материалы нам понадобятся?(глина и стеки) План работы:Давайте подумаем ,с чего начнем лепить барышню. 1.Мы начинаем лепить с какого деталя? (из самого большого -юбки). На какую геометрическую форму похоже - на конус. Беру кусок глины и делю его на две части. Из одной части делаем юбочку, скатываем шар круговыми движениями и большими пальцами вдавливаем вовнутрь, а сверху разглаживаем. Глину постепенно обминают вокруг большого пальца. По мере такой обработки стенки колокола будут становиться все тоньше и расширяться к низу.Вот юбочка и готова!. 2.А какую часть мы сейчас будем лепить?На какую геометрическую фигуру она похоже?Другую часть глины делим еще на две равные части? Из этой части лепим туловище. Как скатываютовал. Сначала лепим шар. Положите на доску шар, скатываем его движением вперёд-назад,столбиком, цилиндром .Приклеиваем к юбочке, слегка прижимая примазываем.Все части, как и фигурка, должны быть ровными, гладкими.. Каким приемом скрепляем детали (примазыванием).Примазываем со всех сторон . 3.А теперь лепим что?(голову). Кусок глины делим еще на две равные части. Берем одну часть. Она какой формы? Как делаем шар? Его надо скатывать круговыми движениями ладони.Шею делаем вытягиванием, скрепляем к туловищу голову примазыванием . 4.Это руки, а на что похоже руки?(На столбики).Кусок глины делим на две равные части и из одной части лепим шар и из него овал движениями вперёд- назад. Этот столбик делим на две равные части. Примазываем к туловищу руки,затем вытягиваем их в виде конусов и придаем рукам нужную форму, в зависимости от того, что будет в руках у барышни. 5.Лепим кокошник.Раскатываем жгутик и расплющиваем середину , надеваем его на голову.Вот и готова наша барыня. И так давайте повторим ёще раз. III. Физминутка. Вы, наверное, устали III. Самостоятельная работа. Учитель проводит текущий индивидуальный инструктаж. - А теперь каждый из вас слепит свою барышню. Если у вас возникнут какие то вопросы перед вами технологическая карты. Для того чтобы игрушка получилась красивой,правильной надо быть терпеливым,аккуратным,внимательными вы тогда станете мастером. По окончании работы сначала тщательно вытереть руки бумажной салфеткой. IV. Анализ и оценка работ. . Отчёт о работе. А теперь все возьмите на руки свои работы - Что мы лепили? – Как лепили «Барыню.»(Повторение плана работы по технологической карте). V.Оценка качества изделия.Оценивание учителем.(Оценки) - Сравните свою работу с образцом. - Что получилось? - Что не получилось? VI.Коррекционные задания и игры. Проверка долговременной памяти. - Вспомните и назовите, какие дымковские игрушки были на картинках.. VIII. Рефлексия: было интересно… было трудно… теперь я могу… я научилась (научился)… меня удивило… мне захотелось 1Х.Итог.Молодцы! Вы, ребята, хорошо справились с работой, как настоящие мастера. Когда они высохнут, будем их раскрашивать.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку изобразительного искусства на тему "Дымковская игрушка"

Презентацию можно использовать на уроках изобразительного искусства или технологии, посвящённых изучению народных промыслов....

Урок ИЗО в 3 классе "Дымковские игрушки"

Урок с элементами исследования, использована групповая форма работы....

Конспект урока по предмету ручной труд "Лепка овощей"

Совершенствование навыков работы с пластилином. Для детей с умеренной умственной отсталостью....

Конспект урока по предмету ручной труд "Лепка овощей"

Совершенствование навыков работы с пластилином. Для детей с умеренной умственной отсталостью....

Технологическая карта урока технологии «Лепка из пластилина. Дымковская игрушка» (УМК "Перспектива, 2 класс)

Цель урока: формирование умения создавать дымковскую игрушку из пластилина.Задачи урока:Дидактические:Освоить технику лепки дымковской игрушки.Повторить технику безопасности при работе с пластилином.Ч...

Технологическая карта урока технологии «Лепка из пластилина. Дымковская игрушка.» Изделие: «Дымковская игрушка «лошадка»» (УМК «Перспектива», 2 класс)

Цель урока:формирование умения создавать дымковскую игрушку из пластилина. Задачи урока Дидактические: 1) Освоить технику лепки дымковской игрушки; 2) Повторить технику безопасности при работе с ...