Народная тряпичная кукла
презентация к уроку технологии (4 класс) на тему

Козлова Любовь Александровна

Урок технологии в 4 классе. Конспект урока+презентация.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект урока трудового обучения в 4 классе

Преподаватель: Козлова Любовь Александровна, учитель начальных классов.  

Образовательное учреждение:  МОУ «СОШ №21» Г. Энгельса Саратовской области

Предмет: Технология.

Тема: Народная тряпичная кукла. Кукла-оберег «Зернушка».

Класс: 4 класс

Цель: Научить изготавливать русскую народную куклу «Зернушку».

Задачи:

  1. Ознакомление с историей народной тряпичной куклы в России и Карелии, ролью куклы в народном быту.
  2. Обучение приемам изготовления куклы-зернушки в соответствии с народными традициями.
  3. Развитие логического мышления, умения сравнивать, анализировать, доказывать.
  4. Развитие внимания, памяти, пространственного мышления, сенсорного опыта.
  5. Развитие координации движений, функциональных возможностей кистей и пальцев рук.
  6. Воспитание аккуратности и точности в работе.

Материалы, инструменты,  оборудование:

У учителя: народные куклы-обереги, карточки с их названиями, репродукция с изображением кукол из Загорского музея, фотографии с выставок, слово ОБЕРЕГ, образцы ручных швов, карточки с их названиями, мешочек с образцами тканей – лен и ситец, учебник Н.М. Конышевой для 4 класса «Секреты мастеров», магнитофон, аудиокассета с музыкой для релаксации «Звуки моря», компьютер, презентация «Технология изготовления зернушки».

У учащихся: картонное пособие с отверстиями и шнурками, технологическая карта, ткани, игольница с иглой и булавками, карандаш, линейка, ножницы, коробочка для мусора, наперстки, крупа в баночках.

Подготовительная работа: Беседа на тему «Русская народная кукла», просмотр презентаций «Русская народная кукла», «Технология изготовления куватки», выставка народных кукол, изготовленных детьми ранее (куватка, мартенички и другие).

Ход урока:

1. Организационный момент.

Музыка. «Звуки моря». Положительный настрой.

2. Сообщение темы урока.

- Как называется наш учебник?

- Что означает название «Секреты мастеров»?

- Зачем нужно узнавать секреты ремесел и рукоделия, ведь есть машины, которые многое умеют делать?

- Секреты каких ремесел вы уже узнали? (Бисероплетение, плетение из бересты, макраме, вязание, кружевоплетение, вышивка.)

- Зачем в древности люди делали украшения на шею, косу, запястья, вышивали ворот и рукава, подол рубахи. (Считали, что это защитит их от болезней и злых духов.) Другими словами, люди оберегали свою жизнь и жизнь близких – делали обереги. Из чего изготавливались обереги? (Из кожи, соломки, ниток, ткани, дерева, кости и т.п.)

(На доску прикрепляется слово ОБЕРЕГ.)

- Сегодня мы продолжим изучение народной традиции изготавливать куклы-обереги.

3. Беседа по теме урока. 

Первая и главная роль куклы в древности была помогать человеку, оберегать его. Куклы изготавливали не для игры. Еще до рождения ребенка шили куклу, чтобы он рос здоровым. И когда человек умирал, ему в гроб тоже клали куклу, чтобы она защищала умершего в загробной жизни. Куклы-обереги всегда безликие.

- Сейчас проведем небольшую викторину. Посмотрите, на доске  - разные куклы-обереги. Я раздам вам карточки с названиями кукол и буду читать описание одной из них. Тот, у кого карточка с названием данной куклы, подходит к доске, выбирает нужную куклу и прикрепляет под ней карточку.

  1. Ножницы были очень дорогие, поэтому ткань рвали. Делали такую куклу из поношенных тканей. Информация получена от жителей Пряжи. (Рванка.)
  2. Эту куклу вешали в детскую кроватку. Это оберег для ребенка и игрушка. (Куватка.)
  3. Эти куклы очень красивые, делали из простых и дорогих тканей. Ткань закручивали в столбик. Поэтому эту куклу еще называли столбушкой. (Закрутка.)
  4. Эту куклу можно увидеть в этнографическом музее г. Санкт-Петербурга, а носит она название одного из народов, проживающих в Карелии. (Вепсская.)
  5. Эта кукла необычная, в виде мешочка с зерном. Ее дарили, чтобы в доме всегда было много хлеба. Ее нельзя передаривать. (Зернушка.)

- Какая карточка осталась? (Куклы-лихорадки.)

- Что вы о них знаете? (Их двенадцать. Пеленали как младенцев, сшивали в одну полосу, прятали за печку. Оберег от болезней.)

(Показ фотографий и репродукций.)

- Сегодня мы будем делать куклу-зернушку. Еще ее называли «зерновкой». От какого корня образованы эти слова? (Просмотр 1-5 слайдов презентации «Технология изготовления зернушки».)

4. Физкультминутка. Общеукрепляющие упражнения под музыку.

5. Анализ образца, обсуждение приемов изготовления.

- Прочитайте технологическую карту по изготовлению куклы-зернушки. Какие нужны материалы и инструменты? (Раздаются образцы тканей.) Чем лен отличается от ситца?

- Прочитайте про себя план работы. А теперь составим картинный план на доске. (Ученик у доски прикрепляет карточки по порядку.)

1.                                                        2.                                                                2.

                                                3.

4.                                                        5.

6.

- С чего начнем? (Пункт 1, 2.)

- На доске показаны виды ручных швов. Какой шов лучше использовать в нашей работе? (Шов «строчка».) Почему? (Прочный, не декоративный.) Возьмите картонное пособие, покажите, как выполняется шов «строчка».

- Кто может самостоятельно изготовить куклу по картинному плану? (Технологические карты собрать, просмотр презентации до конца.)

6. Массаж кистей рук и подушечек пальцев. Пальчиковая гимнастика.

7. Практическая работа. Индивидуальная помощь, помощь друг другу со стороны одноклассников. Исправление ошибок.

8. Выставка. Подведение итогов.

- Посмотрите, какие у нас получились «зернушки». Что можно сказать о качестве вашей работы? Молодцы, вы хорошо поработали.

- Для чего раньше делали таких кукол? А для чего их можно использовать сейчас? (Дарить в качестве сувенира, можно сделать выставку старинных народных кукол, можно использовать для развития мелкой моторики рук.)

- Наш урок подошел к концу. Наведите порядок на столах. Спасибо всем за внимание и работу.

(Звучит музыка.)

Ресурсы

И. Н. Котова, А. С. Котова «Русские обряды и традиции. Народная кукла», СПб, «Паритет», 2003 г.

http://www.10ruk.ru/index.htm - Мастерская женских ремесел «Десятиручка»

http://www.nashgorod.ru/gazeta/news_872.html - «И вновь ожили русские куклы»

http://www.zdravprom.ru/doll.html - Русская традиционная кукла

http://www.sovsibir.ru/show.shtml?tp=day&nart=6273 - история кукол

http://www.tula.ru/iso/cultura/nd/ecsibishions/anons/_private/4.htm - традиционная русская кукла

http://www.handmaderu.narod.ru/kykl.html#kykl 

http://www.ntvr.ru/content/view/81/41/  - кукла-куватка и другие

http://71.ru/news.php?newsdate=9.3.2004  - куклы из разных коллекций

http://ltalk.ru/lady/31-795-russkie-obrjadovye-kukly-pochitat-i-sdelat-read.shtml - Русские обрядовые куклы

http://festival.1september.ru/articles/504884/ - Урок технологии с элементами интеграции. Изготовление куклы-крупенички.

http://www.talantik.ru/rodclub/kopilka/russkaya-igrushka.php - Традиционная русская народная игрушка

http://community.livejournal.com/tn_kukla/ - Традиционная народная кукла



Предварительный просмотр:

НАРОДНАЯ ТРЯПИЧНАЯ КУКЛА

Известно, что тряпичные куклы были еще в древние времена, хотя они не могли сохраниться до настоящего времени. Кукла имела большое значение в воспитании девочек: дети учились рукоделию, учились проигрывать различные житейские ситуации на куклах, учились быть матерью.

В разных городах открыты музеи, где можно познакомиться с куклами разных районов нашей страны. В г. Загорске есть музей народной куклы. В этнографическом музее г. Санкт-Петербурге работает студия, где учат детей шить народные куклы. Студией в г. Питкяранта заведует Иванова Надежда Рустиковна. Она шьет кукол и показывает их в интерьере. Мастер из г. Петрозаводска Наталья Кагачева выполняет кукол из ткани, а голова и руки - из дерева. В Каргополье Елена Дикова шьет куклы из исконных тканей, которые дают ей старые бабушки. Известные мастера по изготовлению кукол -Елена Пенние, Любовь Малиновская.

Роль куклы в жизни человека

  1. Мифологическая.   Связана   с   обрядами,   поклонением   богам.
    Вместо девушек в жертву стали приносить кукол.
  2. Фольклорная.   Жизнь   человека   в   фольклоре.   До   рождения
    ребенка готовили обереги для беременной женщины,  для ребенка.
    Шили кукол на свадьбу. В 5-7 лет девочка сама крутила куклу. В гроб
    тоже клали куклу: она помогала человеку в загробной жизни.
  3. В 19-м веке появились куклы на фабриках, на ярмарках. Это
    пародийная роль — куклы-матросы, барышни.
  4. Этнографическая роль. В 80-90-е годы 19-го века появилось
    общество под руководством Мамонотовой. Мастерицы делали кукол,
    другие шили одежды, третьи одевали - «одевалыцицы». Они сохраняли
    культуру костюма.

В 20-е годы народные куклы были запрещены. Выпускались только куклы в буденновках, в матросских костюмах. Вновь появились в продаже куклы в народных костюмах только в 60-е годы.

Традиционные тряпичные куклы России

Кукла-навертка - в губерниях центральной России. Безликая. Накручивалась ткань. Обязательно подчеркивалась грудь: на уровне груди кукла обвязывалась крест-накрест. Более ранние куклы не шились. В Ярославской губернии была распространена кудельная кукла. Шился мешочек, набивался куделью изо льна. Безликая, безрукая, с грудью (формируется крестом).

В Полтавской и Черниговской губерниях шили узловые куклы, или куклы-головы. На кусочек ткани клали вату, стягивали и завязывали. Получалась голова. Сверху накладывали много ткани и завязывали на уровне шеи. Рук не делали. Кукла стояла за счет ткани. На лице нитками делали крест-защиту. На голову надевали широкий платок.

Куклы-зерновки, зерновушки. зернушки. Эти куклы делали изо льна. Шился мешочек, его набивали зерном, по линии шеи стягивали ниткой - формировали голову. Надевали платочек. Можно сделать косу и надеть передник. Такую куклу не передаривали. Это кукла-оберег. Дарили, чтобы в доме всегда было много хлеба.

Куклы-ляльки, или пеленашки. Особо распространены были в Московской области. Шила беременная женщина оберег для люльки от болезней, чтобы ребенок родился здоровым.

У Коми народов была кукла-няня из бересты. Береста скручивалась, внутрь вкладывалась молитва, сверху закручивалась тканью в виде ляльки. Другое название таких кукол - берестушки.

На Рождество делали куклы-крестцы. На крест из двух палочек привязывали ленточки, ниточки соответственно загаданным желаниям.

На юге шили куклы-парочки, или неразлучники. Это две маленькие куколки из красной ткани, прикреплялись на полотенце. Шила их мать детям на свадьбу. Это оберег для брака.

Куклы-лихорадки. Двенадцать куколок, спеленутые как младенцы, скрепленные вместе. Их помещали за печкой, чтобы их никто не видел. Лихорадки спасали от болезней.

Кукла-куватка. Вешали в детскую кроватку. Оберег для ребенка и игрушка. Кусок ткани скручивается и складывается пополам, вкладываются ручки.

Зольные куклы. Брали золу, клали в головной платок, опускали в воду. Когда вынимали, формировали голову, а платок закручивали.

Куклы-закрутки, столбушки широко распространены и сейчас. Особенно красивы в Архангельской Области, тщательно продуманы. Кукла дает информацию о тканях, отделке, деталях. Куклы-закрутки -только женщины.

Кукла-рванка была распространена у карел. Информация получена от жителей Пряжи. Ножницы были дорогие, поэтому ткань рвали по прямой. Использовались поношенные ткани.

В этнографическом музее г. Санкт-Петербурга можно увидеть интересную по изготовлению куклу — вепсскую.

В конце 19-го века стали делать куклы, набитые опилками. Появились куклы-образы, с нарисованными или вышитыми лицами.



Предварительный просмотр:

Технологическая карта

по изготовлению куклы-зернушки

Материалы:

  1. Лен- 12x16 см.
  2. Ситец-15x15 см.
  3. Нитки х/б.
  4. Крупа перловая.

Инструменты:

  1. Линейка.
  2. Карандаш (мел).
  3. Ножницы.
  4. Игла№3.
  5. Шаблоны.

Графическое изображение

Последовательность изготовления

1.

1. Обвести шаблоны основы и раскроить два квадрата из ситца.

2.

2. Сложить пополам, сколоть булавками,

стачать швом «строчка».

3.

3. Одно отверстие завязать нитками. Мешочек вывернуть.

4.

4. Мешочек наполнить крупой (не полностью).

5.

5. Затянуть мешочек нитками на уровне шеи и сверху.

6.

6. Выкроить платок, повязать. Можно сделать

косу и надеть передник.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Русская народная кукла

Слайд 2

Почему у народной куклы нет лица? Традиционная тряпичная кукла безлика. Лицо, как правило, не обозначалось, оставалось белым. Кукла без лица считалась предметом неодушевленным, недоступным для вселения в него злых, недобрых сил, а значит, и безвредным для ребенка. Она должна была принести ему благополучие, здоровье, радость. Это было чудо: из нескольких тряпочек, без рук, без ног, без обозначенного лица передавался характер куклы. Кукла была многолика, она могла смеяться и плакать.

Слайд 3

Куклы-обереги В глубокой древности у кукол было другое предназначение, она была человеку защитой от болезней, несчастий, злых духов. Кукла берегла человека, ее так и называли: оберег или берегиня. Как правило, самыми охранными были куклы, выполненные без иглы и ножниц. Ткань старались при изготовлении кукол не резать, а рвать (иногда кукол так и называли — "рванки").

Слайд 4

Ещё до рождения ребёнка делали куколку и укладывали в колыбельку, чтобы кукла "обогрела" её для будущего малыша. Когда малыш появлялся на свет, кукла и тогда не расставалась с ним. Чтобы малыш крепко и спокойно спал, приговаривала мать: "Сонница- бессонница, не играй с моим дитятком, а играй с этой куколкой". Кукла отвлекала на себя злые духи, оберегая ребёночка. Тряпичную куклу-берегиню, сделанную своими руками, мать дарила дочери перед свадьбой, благословляя её на замужество. Обереги давали сыну, который отправлялся на службу в армию, мужу — в дорогу. В крестьянских семьях кукол было много, их не разбрасывали, ими дорожили, их берегли. Крестьяне считали, что чем больше кукол, тем больше в семье счастья.

Слайд 5

Пеленашка — древнейшая кукла-оберег. Пеленашка находилась в люльке до крещения ребёнка (При крещении младенец приобретал статус человека). Эту куклу хранили в семье вместе с крестильной рубашкой. Кукла была легка в изготовлении, для неё использовались куски ношеной, чаще домотканой одежды. Спеленутая кукла могла быть использована детьми в играх.

Слайд 6

Широкое распространение на Севере России имела кукла — берестушка , кукла была изготовлена из бересты, свёрнутой в трубочку. Внутрь вкладывалась молитва (или заговор). Это был сильный оберег. Как правило, эту куклу делала для ребёнка и дарила ему родная бабушка (поэтому её иногда называли " бабушкина кукла " ).

Слайд 7

Важным моментом в жизни человека является свадьба. На этот случай существовала специальная обрядовая кукла «Парочка» , иногда такую куклу называли «Неразлучники» . У женской и мужской фигуры общая рука — символ крепкого брачного союза. Свадебную «Парочку» изготавливали из трех красных лоскутов одного размера. Куклу дарили молодым на свадьбе, закрепленную на полотенце. Когда рождался в молодой семье первый ребенок, полотенцем начинали пользоваться, а куклу давали ребенку или хранили всю жизнь как оберег семьи и брака.

Слайд 8

Зернушка — кукла, которая символизировала достаток в доме, была своего рода оберегом семьи. Иногда ее называли «зерновка» или «крупеничка» . Делали эту куклу после сбора урожая. В основе этой куклы- мешочек, наполненный зерном. Также эту куклу могла делать женщина, чтобы у неё были дети. Эта кукла символизировала достаток, благополучие в семье. Бытовала в районах, где выращивали злаковые культуры. Зернушки

Слайд 9

В южных губерниях России существовала кукла — оберег жилища, называемая "День и Ночь" (она относится к двуликим или парным куклам). Как правило, её делали под Новый год. Она была изготовлена из тканей темных и светлых тонов. Светлая ткань символизировала день, а темная ткань—ночь. Рано утром, ежедневно её поворачивали светлой стороной (на день), а вечером- темной (на ночь). Говорили: «День прошел, и слава Богу, пусть так же пройдет и ночь».

Слайд 10

Кукла — веник помогала хозяйке "вымести сор из избы". Конечно, это был не материальный мусор, а сор, из-за которого происходили ссоры, разлад в доме. Изготавливалась она, как правило, из трав, соломы, лыка. Одежда куклы состояла из сарафанчика и платочка. По наряду куклы можно было определить место ее «рождения». Данная кукла бытовала в центральных и южных губерниях.

Слайд 11

Куклы- лихорадки. Двенадцать куколок, спеленутые как младенцы, скрепленные вместе. Их помещали за печкой, чтобы их никто не видел. Лихорадки спасали от болезней.

Слайд 12

Обрядовые куклы Это достаточно распространенная категория народной игрушки. Такие куклы, выполненные из различных материалов, достаточно несложные по технологии, связаны с передачей ребенку космогонических, нравственных, символических и мифологических знаний. Обрядовые куклы в своем роде очень уникальны, так как содержат символические знания предыдущих поколений. Они были созданы людьми для обрядовых, культовых и магических целей. Они существуют у большинства народов мира и используются как в языческой, так и в христианской религии. Применяются для различных магических ритуалов.

Слайд 13

У народов России куклы использовались в различных обрядах и праздниках народного календаря. Куклы во многом были связаны со всевозможными обрядами во время проведения праздников.

Слайд 14

Кукла-Стригушка была связана с богатым урожаем. Стригушки делали из соломы, лыка, отходов льнопроизводства. Иногда ее одевали, но иногда ее украшали цветными шерстяными нитками. Соломенные куклы, сделанные из первого «именного» снопа, считались священными.

Слайд 15

С рождественскими обрядами была связана необычная кукла "Коза" . Выполнялась данная кукла на крестообразной основе, а лицо, рога и борода были сделаны из лыка. "Коза" была наряжена в красивое платье и имела на себе обрядовые предметы: колокольчики, бусы, серьги, колечки и мешочки с травами. Данная кукла использовалась в обрядах колядования .

Слайд 16

В Крещенские дни делали куклу Крестец , ставили её у ведра с водой, обязательно освящённой. Считалось, что в эти дни вода была святой. Кукла была выполнена на крестообразной основе, её украшали тесёмочками и ленточками.

Слайд 17

Очень необычными были красноликие пасхальные куклы, которых делали к Вербному воскресению, обязательно из красного лоскута. Их дарили на счастье, радость, она могла присутствовать на пасхальном столе вместе с пасхальными дарами, а затем эти куклы отдавали паломникам (на следующий год таких кукол делали новых).

Слайд 18

Домашняя Масленица В масленичную неделю такую куклу вывешивали за окно. Это было знаком того, что теща ждала зятя и дочь в гости на блины. Чаще всего таких кукол изготавливали из соломы и лыка. Лицо обтягивали льняной тканью и одевали в традиционный наряд.

Слайд 19

На праздник Ивана Купалы делали на крестообразной основе куклу Купавку , наряжали в женские одежды (рубаху, сарафан, пояс). На руки Купавки вешали ленточки — заветные девичьи желания, потом их отправляли плыть по реке. Ленточки, плывущие по реке, забирали с собой несчастья и невзгоды. Кукла "Купавка".

Слайд 20

Десятиручка — кукла, предназначенная молодухе (девушке, недавно вышедшей замуж). Такую куклу часто дарили невесте на свадьбу, чтобы она всё успевала, и всё у неё в семье ладилось. Традиционно эту куклу делали из травы, соломы, лыка и красиво оформляли.

Слайд 21

Ресурсы В презентации использованы фото кукол мастера из г. Петрозаводска Яшковой Т.Б., сканированные изображения из книги И. Н. Котовой, А. С. Котовой «Русские обряды и традиции. Народная кукла», СПб, «Паритет», 2003.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Технология изготовления зернушки

Слайд 2

Простая на внешний вид куколка - зернушка , но изготовленная с большой любовью, имеет глубокий символический смысл. Ее обычно дарили на Коляду, Рождество и иногда на праздники, связанные с урожаем. Кукла обязательно наполнялась зерном, желательно пшеницей или зерном всяких сортов одновременно, чтобы урожай был богатым на все виды зерновых культур.

Слайд 3

На Руси каша долгое время была основным видом питания, так как зерно имеет мощную жизненную силу, легко усваивается, доступно для взращивания на территории славян. Коли именно земля дает урожай - родит, то и образ, дающий этот урожай, женский.

Слайд 4

Кукла делалась из мешковины. Небольшой мешочек наполнялся зерном, при этом женщины всегда пели песню или читали молитву. В верхней части туловища-мешочка оформлялась голова без лица, повязывалась платком и тесьмой-пояском (с магическим орнаментом: вода, земля, зерно, солнце).

Слайд 5

Кукла-зернушка помогает человеку верить в удачный год, а вера помогает человеку сотворять все необходимое для чудо-жизни.

Слайд 6

Что надо для работы? Материалы: Лен – 12х16 см. Ситец – 15х15 см. Нитки х/б. Крупа перловая. Инструменты: Линейка. Карандаш (мел). Ножницы. Игла № 3. Шаблоны.

Слайд 7

Последовательность изготовления 1. Обвести шаблоны основы и раскроить.

Слайд 8

Последовательность изготовления 2. Сложить пополам, сколоть булавками, стачать швом «строчка».

Слайд 9

Последовательность изготовления 3. Одно отверстие завязать нитками. Мешочек вывернуть.

Слайд 10

Последовательность изготовления 4. Мешочек наполнить крупой (не полностью).

Слайд 11

Последовательность изготовления 5. Затянуть мешочек нитками сверху и на уровне шеи. Оформить голову.

Слайд 12

Последовательность изготовления 6. Выкроить платок, повязать. Можно сделать косу и надеть передник. Работа ученика .

Слайд 13

“ Уроди вам, боже, гречи без счёту. Без хлеба и каши ни во что труды наши!”

Слайд 14

Ресурсы http://www.nashgorod.ru/gazeta/news_872.html -«И вновь ожили русские куклы» http://www.zdravprom.ru/doll.html - Русская традиционная кукла http://www.rustoys.ru/museums/index.html?pod_id=4&next=12&rustoys=e979dea9dbc45067501fddfd1f7733d4 http://files.1september.ru/festival/articles/504884/Image102.jpg И. Н. Котова, А. С. Котова «Русские обряды и традиции. Народная кукла», СПб, «Паритет», 2003 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Традиционная народная тряпичная кукла на занятиях кружка «Русский дом» в ССПК

г.о. Самара, ГБОУ СПО ССПК, преподаватель изобразительного искусства с методикой преподаванияКириллова В.М.За пятнадцать лет удалось выстроить гармоничную методику приобщения детей к творчеству на уро...

Презентация "Народные обрядовые тряпичные куклы"

Обрядовые народные тряпичные куклы, используемые древними русскими народами, как символы оберега....

Занятие в ГПД "Народная тряпичная кукла. Изготовление Кувадки"

Привить интерес и любовь к русскому народному творчеству. Познакомить с традициями и символикой Кувадки....

Рабочая программа Студии "Маруся" Народная тряпичная кукла

Рабочая программа творческого развития детей младших классов на основе создания народной тряпичной куклы....

Народная тряпичная кукла

Изготтовить народную игрушку можно с детьми 1-4 классов. Игрушка легка в исполнении. Представлены 2 игрушки: зайчик на пальчик и кукла - колокольчик....

Некоторые сведения из истории народной тряпичной куклы

Некоторые сведения из истории народной тряпичной куклы...