Описание проекта "Ох, уж эти куклы!"
методическая разработка по технологии (4 класс) по теме

Наш проект был реализован на уроках  технологии,  изобразительного искусства, внеклассном мероприятии «Куклы  нашего  детства». Идея проекта состоит в том, чтобы изучить кукол  различных  эпох,  историю  возникновения  кукол,  их  роли  в  жизни  человека,  с  какими  куклами  играли  мамы,  бабушки  и  какими  сейчас  играют  дети.  С этой целью дети занимаются поиском сведений в различных источниках, читают статьи по данной теме, знакомятся и обсуждают собранные  сведения  о  истории кукол  собирают  иллюстративный    материал  с репродукциями  художников  различных  эпох,  изображавших  кукол,  узнают, что по своему назначению куклы делятся на три группы: куклы-обереги, игровые, обрядовые,  изготавливают  буклеты,  презентацию,  пишут  сочинения.   

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл opisanie___proekta.docx22.5 КБ

Предварительный просмотр:

Название  проекта:     «Ох,  уж эти  куклы!»

Предмет  и  участники  проекта:   Внеурочная  деятельность, технология,  изобразительное   искусство, 3  класс.

Продолжительность  проекта:  1  месяц

Вид  проекта:  практико-ориентированный

Аннотация  проекта:

Наш проект был реализован на уроках  технологии,  изобразительного искусства, внеклассном мероприятии «Куклы  нашего  детства». Идея проекта состоит в том, чтобы изучить кукол  различных  эпох,  историю  возникновения  кукол,  их  роли  в  жизни  человека,  с  какими  куклами  играли  мамы,  бабушки  и  какими  сейчас  играют  дети.  С этой целью дети занимаются поиском сведений в различных источниках, читают статьи по данной теме, знакомятся и обсуждают собранные  сведения  о  истории кукол  собирают  иллюстративный    материал  с репродукциями  художников  различных  эпох,  изображавших  кукол,  узнают, что по своему назначению куклы делятся на три группы: куклы-обереги, игровые, обрядовые,  изготавливают  буклеты,  презентацию,  пишут  сочинения.  Ребята  знакомятся  с понятиями   «Коллекционная  кукла»,  «Авторская  кукла»,  мастерах,  их  изготавливающих и  ценности  этих кукол.  На уроках  технологии  ребята  делают  поделку   своими  руками «Кукла-оберег».  На  уроках  изобразительного  искусства демонстрация  презентации  с  иллюстрациями  художников, изображавших  кукол,  позволяет  понять,  какими были  куклы  в различные  эпохи.  А  также  выясняем  воспитательное  значение  куклы:  кукла – просто  игра  или  она  учит  и  воспитывает?

  Материалы проекта направлены на активизацию коллективной деятельности учащихся. Возможность выбора индивидуальных заданий позволяет поддерживать   интерес к выбранной  теме.  

  В  дальнейшем  можно  продолжить работу над  проектом, объектом  исследования  выбрав  традиционные  русские  куклы,  куклы  разных  стран.

Цель :  изучение  истории  кукол, их роли  в  жизни  человека

Задачи:

— Узнать как можно больше сведений о истории  кукол:  у взрослых, друзей, из энциклопедий, справочников, художественной литературы, Интернет ресурсов

— Смастерить своими руками куклу-оберег .

— Познакомиться с работами художников различных эпох,  изображавших  кукол.

  1.  Ответить  на  вопрос:  «Почему  куклы   являются  отражением  эпохи ?».
  2.  Выяснить:  какие  куклы  привлекают  сегодня  и  почему.

Актуальность  проекта:

Идут века, сменяя друг друга, цивилизации переживают расцвет и упадок, перекраиваются карты мира. И только кукла, как универсальный носитель мировой культуры остается рядом с человеком. Она вечна, потому что всегда и везде были, есть и будут дети. Именно посредством куклы девочка приобщается к своей великой миссии- миссии материнства. Образы маленьких девочек и кукол не разделимы.

Кукла играет огромную роль в жизни ребенка. Все мы знаем, что игра – это самый важный вид деятельности в воспитании и развитии ребенка. В игре формируется личность ребенка, его морально - волевые качества.

Часто ли  родители  думают о том, чем играют наши детки, а главное, какие качества у них формируются в процессе игры с современными игрушками? Сегодня в мире фабричных игрушек, а также кукол «Братц» и «Барби», совсем не осталось места для добрых и простых игрушек, которые несут в себе любовь тех, кто их создавал и согреты теплом их сердца.

Воображение ребенка также формируется в игре. Играя, ребенок соединяет свои эмоции и действия. Личность ребенка обогащается и расширяется в тех ролях, которые он проживает во время игры. Поэтому родителям важно обращать внимание на то, чем играет их ребёнок.

Современные куклы уже давно вытеснили из нашей жизни народную игрушку. Народные куклы всегда радовали детей своей простотой и наивностью. Кроме того, что они дарили людям добро, они также приучали девочек к рукоделию. Народные куклы не перестают нести в себе добро и в наше время, и учат добру каждого ребенка, который с ними играет. При  изготовлении  куклы-оберега ребенку даётся возможность превратиться в «маленького волшебника». Он  получает удовольствие от процесса рукоделия.

Умение делать куклы помогает ребенку познать себя, оно открывает его сердце для любви. Интересно, что куклы – это не просто творение рук, это творение души человека.

Данный проект помогает учащимся проявить свою творческую активность, самим построить межличностные отношения в малых рабочих группах, испытать ощущения эмоционального удовлетворения и самореализации.

Немаловажную роль играет совместная деятельность педагогов, учеников и родителей. У родителей появляется возможность наблюдать своего ребёнка во время социального становления как личности в обществе. Тесное сотрудничество педагогов и родителей повышает положительный имидж школы.

Методы:

  1. Накопление  научного  и  литературного  материала:  изучение  произведений  литературы,  статей  справочников,
  2. Ознакомление  с  теорией  вопроса;
  3. Осмысление  собранного  материала;
  4. Проверка  и  уточнение  фактов:  обсуждение  собранного  материала, корректировка, обсуждение  результатов
  5. Практическая  деятельность

Основополагающий  вопрос:

«Для  чего  нужны  нам  куклы?»

Проблемные вопросы:

  1. Когда появились куклы в нашей жизни?
  2. Каково разнообразие кукол?
  3. Как люди использовали и используют кукол?
  4. В какие куклы играли наши мамы, бабушки, прабабушки?
  5. Действительно ли  куклы являются  отражением  эпохи?

Учебные вопросы:

  1.   Каких  кукол  можно  изготовить  своими  руками?

  2.   Какие  куклы  на  картинах  художников  различных  эпох?

  3.   В  каких  кукол  играем  мы?

  4.  Чему  учат нас  куклы?

Работа  в  группах:

Группа  историков:  изучают  историю  возникновения  кукол,  их образе  в  различные  эпохи.  Отчёт  представлен в  виде  сообщений.

Группа  художников:  исследуют  иллюстративный  материал  с  репродукциями  художников  различных  эпох.  Отчёт представлен  в  виде презентации.

Группа  экспертов:  проводят  опрос  бабушек    и  мам  о  куклах  их  детства.  Отчёт представлен  в  виде сочинений-рассуждений.

Группа  мастеров:  проводят  мастер-класс  по  изготовлению  куклы-оберега.

План  оценивания

До  работы  над  проектом

В  ходе  работы  над  проектом

После  завершения  работы  над  проектом

Вопросы  по   теме  проекта, побуждающие   к деятельности,  выявляющие  актуализацию  знаний  учащихся.

Стартовая  презентация  учителя.

Обсуждение  общего  плана  работы  над  проектом.

Постановка проблемных и учебных вопросов.

Обсуждение плана работы  над проектом  в  группах.

Составление критериев оценивания  (обсуждение  корректировка)

Составление плана  проекта  в  группах.

Поиск  информации  в Интернете

Оценочные  листы   для  групп  учащихся  (создание презентации,  буклета,  книжек)

Контрольные  листы  продвижения по   проекту.

Консультации  учителя.

Рефлексия.

Критерии оценивания  проекта.

Представления  выходного  материала  проекта.

Итоговое  обсуждение

Результаты  исследования.

Итоговая  презентация.

Защита  работ

Описание  методов  оценивания.

Вхождение  в  проект  начинается  с  беседы  о  любимых  куклах  девочек,  мальчики  рассказывают, что они знают о куклах мам, бабушек.  Учитель объясняет тему, её актуальность для детей различных полов.  Сообщаются цели  и  задач  проекта,    учащихся  делятся  на  группы.

Критерии оценивания будущих  работ обсуждаются с  учащимися в начале  проекта. На  всём протяжении работы  над  проектом критерии используются для организации контроля со стороны  учителя,  родителей и самоконтроля в мини-группах.

После завершения  работы  над  проектом учащиеся демонстрируют результаты своей деятельности: сообщения, презентацию, сочинения, поделки . Это    позволяет оценить развитие у учащихся коммуникативных навыков, умения аргументировано и чётко излагать свою точку зрения, задавать вопросы, формулировать мнение и анализировать выступления других, формирует  навык выразительного  осознанного чтения, умения трудиться в группах,  совместно.

Создание  комфортных  условий  для  дифференцированного  обучения.

Возможности  для  всех  учеников

Работа  в  группах  позволяет  учащимся  выбрать для себя  роль в  соответствии со  склонностями. Интересами, чтобы  быть успешным и внести свой вклад  в итоговую работу:

  1. анализ  источников;
  2. поиск  и  обработка необходимой  информации  по  теме  проекта;
  3. поиск  и подготовка к представлению  иллюстративного  материала  по  теме  проекта;
  4. организация и проведение совместного  обсуждения результатов  работы  группы;
  5. обработка  результатов и представление их средствами компьютерных технологий;
  6. представление результатов  работы

Для  одарённого  ученика

Для  одарённого  ученика  можно  использовать самостоятельные  исследования,  проведению мастер-класса.

Этих  учеников  можно  ставить во  главе  группы.

Для  учеников, испытывающих  трудности в обучении

Проблемному  ученику можно  дать  задания  по  работе с художественной  литературой по подбору  иллюстраций. Можно предложить написать сочинение, сделать подборку репродукций