Техника 20-21 веков. Её современное назначение
план-конспект урока по технологии (4 класс) по теме

Бытовые, профессиональные ,  личные потребности, исследование опасных и труднодоступных мест на Земле 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tehnodogiya.doc75.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема : Техника XX – XXI веков. Её современное назначение  ( бытовые, профессиональные, личные потребности, исследование опасных и труднодоступных мест на Земле и за её пределами)

Цель: Показать особенности развития техники 20-21 веков, ее  современное назначение.

Учебно-воспитательные задачи:

  1. Сформировать понятие НТР; познакомить с чертами и частями НТР.
  2. Формировать умение слушать и выделять главное в содержании, схематически составлять конспект.
  3. Показать масштабы научно-технических достижений человечества.

Тип урока: изучение нового материала,.

Ход урока

I. Организация класса.

II. Изучение нового материала.

Введение в тему. 

Определение целей.

Сегодня мы с вами должны выяснить особенности  развития техники 20-21 веков,характерные черты и составные части НТР, показать, что НТР – это единая сложная система.

Знакомство учащихся с этапами урока и с заданием на урок. 

  1. Работа с понятием НТР.  

Учитель: При изучении данной темы нам предстоит обратиться к одному из наиболее значительных, глобальных процессов развития всего современного мира – к научно-технической революции.

Вся история развития человеческого общества неразрывно связана с научно-техническим прогрессом. Но бывают периоды, когда происходят быстрые и глубокие изменения производительных сил человечества.

Таким был период промышленных переворотов в XVIII-XIX вв. в ряде стран мира, когда на смену ручному труду пришел машинный. В XIX веке в Англии был изобретен паровой двигатель, огромную роль в развитии промышленного производства сыграло изобретение конвейера. Впервые его применили в США при производстве автомобилей.

Паровой двигатель стал «первичной» клеточкой промышленной революции в позапрошлом веке, а «первичной» клеточкой современной НТР стала ЭВМ. Современная НТР началась в середине XX века. Во всех странах она проявляется по-разному и поэтому можно сказать, что она еще далеко не завершена. Но в мире зреет уже новая промышленная революция. Какой она будет – покажет будущее.

Беседа с классом

Вопросы:

  1. Слово «революция» в различных словарях имеет следующее толкование. 
  2.  Что объединяет все эти определения?
  3. Какое бы определение вы дали НТР?
  4. В  чем отличие понятий научно-технический прогресс и НТР?

Ответ:

Научно-технический прогресс

НТР

НТП – это постепенное, поступательное развитие производительных сил, которое является эволюционным развитием общества.

НТР – Это коренной качественный переворот в производительных силах человечества, основанный на превращении науки в непосредственную производительную силу общества.

Задание: Проанализируйте две формулировке, сравните их и найдите, в чем главное отличие двух явлений?

Ответ:

НТП

НТР

Постепенное

Быстрые

Поступательное

Глубокие изменения

Эволюционное развитие общества

Превращение науки в в непосредственную производительную силу общества

Современная наука стала индустрией открытий, мощным стимулятором развития техники.

2. Характерные черты НТР

1) Универсальность, всеохватность.

НТР затронула все страны мира и все сферы географической оболочки, космическое пространство. НТР преобразует все отрасли производства, характер труда, быт, культуру, психологию людей. Символы НТР: ракета, телевизор, ЭВМ и т.д.

Всеохватность НТР можно характеризовать географически, т.к. благодаря НТР в нашем лексиконе появились слова спутник, атом, робот.

Вопрос: Назовите новую технику, появившуюся у вас дома за последние 10 лет. Какой техникой не умеет пользоваться ваша бабушка, мама?

2) Ускорение научно-технических преобразований. 

Выражается в резком сокращении времени между научным открытием и его внедрением в производство. Моральный износ наступает раньше, чем физический, поэтому для некоторых классов ремонт машин теряет смысл (например: компьютеры, видеокамеры, телевизоры и т.д.)

Работа с учебником

Задание:

  1. Найдите пример в дополнительном тексте (с.130-135), который бы подтверждал эту черту НТР.
  2. Проанализируйте  таблицу, сделайте выводы.

Научное открытие

Внедрение в производство

Солнечные батареи

2 года

Транзисторы

3 года

Атомная бомба

6 лет

Телевидение

12 лет

Рентген

18 лет

Радио

35 лет

Телефон

56 лет

Фотография

112 лет

3) Повышение требований к уровню квалификации трудовых ресурсов. 

 Во всех сферах человеческой деятельности увеличилась доля умственного труда, произошла его интеллектуализация.

В эпоху НТР востребованы работники с высшим образованием, увеличилась доля работников умственного труда. Это касается и вас. Закончив вуз, вы легче найдёте интересную и высокооплачиваемую работу.

4) Военно-техническая революция. 

 Она зародилась еще в годы Второй мировой войны. О ее начале возвестил взрыв атомной бомбы в Хиросиме и  Нагасаки в августе 1945 г., после которого началась гонка вооружения между двумя мощными державами США и СССР. На протяжении всего периода «холодной войны» НТР была ориентирована на использование новейших достижений научно-технической мысли в военных целях. Но после ввода первой АЭС и запуска первого искусственного спутника Земли многие страны делают всё для того, чтобы направить НТР на достижение мирных целей.

3. Составные части НТР.  

 НТР – единая сложная система, части которой тесно взаимодействуют друг с другом.

1) Наука и наукоемкость

 Наука в эпоху НТР превратилась в сложный комплекс знаний. Наука – одновременно комплекс знаний и особая сфера человеческой деятельности. Для многих стран развитие науки – это задача №1.

В мире насчитывается от 5 до 6 млн. научных работников. При этом на США, Германию, Японию, Францию и Великобританию приходится более 80% научных сотрудников, более 80% всех инвестиций в науку, почти все изобретения, патенты, лицензии и присужденные Нобелевские премии.      

  1. В развитых странах по числу учёных и инженеров занимают: 1 место – США, 2 место – Япония, страны Западной Европы (в эту группу входит и Россия).

Особенно возрастает связь науки с производством, которое становится всё более наукоёмким (Наукоемкость измеряется уровнем (долей) затрат на научные исследования и разработки в общих затратах на производство той или иной продукции).

Однако различия между развитыми и развивающими странами в сфере науки особенно велики:

  1. Расходы на науку в развитых странах составляют 2-3% ВВП;
  2. В развивающихся странах затраты на науку в среднем не превышают 0,5 % ВВП.

2) Техника и технология. 

 Техника и технология воплощают в себе научные знания и открытия.

Цель новых технологий – повышение экологической активности производства, производительности труда, ресурсосбережение и охрана природы.

По производству природоохранной техники и внедрению новейших природоохранных технологий выделяются ФРГ и США. Помимо того, что эти страны лидируют в производстве и использовании природоохранных технологий, ФРГ еще является главной страной-поставщиком их на мировой рынок.

3) Производство: шесть главных направлений развития. (

 Электронизация означает насыщение всех областей человеческой деятельности средствами ЭВТ. Электронная промышленность – детище НТР.

Например:

  1. в образовании – компьютеризация школ, подключение их к Интернет;
  2. в медицине – УЗИ, компьютерная томография, развитие микрохирургии, компьютерная рентгенография;
  3. в связи – сотовые телефоны.

Электронная промышленность – в полном смысле детище НТР. Она во многом определят весь ход НТР.

Наибольшего развития эта отрасль получила в США, Японии, ФРГ, НИС Азии.

 Комплексная автоматизация. (\

Началась в 50-е годы в связи с появлением ЭВМ. Новый виток развития пришелся на 70-егоды XX века, и связан он с появлением микропроцессоров и микроЭВМ. Бурно развивается робототехника, особых успехов в этой области достигла Япония. В стране на каждые 10 тысяч рабочих, занятых в автомобильной промышленности, приходится 800 роботов, тогда как в США – 300. Сфера применения роботов в наше время – безгранична.

 Перестройка энергетического хозяйства.  

Перестройка энергетического хозяйства связана с постоянно растущими потребностями стран мира в электроэнергии. Существующие традиционные электростанции уже не справляются с нагрузкой. Поэтому наибольшее внимание в мире уделяется строительству атомных электростанций.

В мире к началу XXI века было задействовано более 450 ядерных энергоблоков. Страны лидеры: США, Франция, Япония, ФРГ, Россия, Украина. Однако в последние годы, в связи со сложностями использования АЭС, многие страны опасаются экологических последствий, а развитые страны мира обратили внимание на альтернативную энергетику.

Производство новых материалов. 

 Требования современного производства к черной и цветной металлургии, а также к химической промышленности, которая выпускает синтетические полимеры, неуклонно возрастают. Но оно вызвало к жизни принципиально новые композиционные, полупроводниковые, металлокерамические материалы. В химической промышленности осваивается выпуск оптического волокна.

Особая роль в производстве новых материалов отводится «металлам XX века»: бериллию, литию, титану. Титан а настоящее время является металлом №1 для аэрокосмической промышленности, атомного судостроения, так как это легкий и тугоплавкий металл.

Ускоренное развитие биотехнологий. 

 Направление возникло в 70-е годы и развивается опережающими темпами. Биотехнология применяет традиционные знания и современную технологию для изменения генетического материала растений, животных и микробов в целях создания новых продуктов.

Биотехнология вносит существенный вклад в улучшение здравоохранения, увеличение производства продуктов питания, восстановление лесов, повышение производительности в промышленности, обеззараживания воды, очистки опасных отходов.

Результаты биотехнологий можно видеть уже сейчас.

Космизация. 

 Развитие космонавтики привело к возникновению еще одной новейшей наукоемкой отрасли – аэрокосмической промышленности. Использование космоса только в военных целях закончилось с «холодной войной».

Космос все больше становиться местом, где страны мира сотрудничают. Он используется для исследования Земли, в рыболовстве, в сельском хозяйстве, для получения новых материалов в условиях вакуума.

Управление: на пути к высокой информационной культуре. 

 Современный этап НТР характеризуется новыми требованиями к управлению современным производством. Оно невероятно усложнилось и требует специальной подготовки.

Например: при осуществлении космических программ, таких как высадка лунохода на Луну, исследование и посадка спускаемых аппаратов на планеты Солнечной системы, высадка человека на Луну, бывает завязано по несколько десятков тысяч различных фирм, которые должны работать в согласованном режиме.

Руководить такими программами могут только люди, в совершенстве владеющие наукой управления. В конце XX века возникает особая наука об управлении – кибернетика. Одновременно это наука об информации.

Информационный поток растет с каждым днем. Вот поэтому так важен переход от бумажной информации к машинной. Появились новые специальности, ранее не существующие: программист, оператор ЭВМ и другие.

Мы живем в эпоху «информационного взрыва». В наши дни уже существует мировое информационное пространство. Большая роль в его создании отводится Интернет.

Это настоящая телекоммуникационная «паутина», которая окутала весь мир. Применение Интернет полным ходом идет в образовании. Не обошла она стороной и географическую науку, в составе которой возникло новое направление –географическая информатика.

III. Итоги урока:

IV. Домашнее задание

Интересные факты

В первой половине XX века объем научной информации удваивался каждые 50 лет, в середине века – 10 лет, в 70–80 годы – 5–7 лет, в XXI веке – 3–5 лет.

В 1900 году издавалось во всем мире 10 тысяч журналов, а вначале XXI века – более 1 миллиона.

Только по географии в наши дни издается 700 журналов и публикуется 10 тысяч наименований книг в год.

А всего в мире ежегодно издается 800 тысяч названий книг и брошюр общим тиражом более16 млрд. экземпляров.

Современная научно-техническая революция повлекла за собой коренные изменения в человеческом обществе, в производстве, во взаимодействии общества с окружающей средой.

Однако надо отметить, что наиболее успешно развивается НТР в развитых странах мира, тогда как большинство стран Африки, Океании, некоторые страны Азии и Латинской Америки еще далеки от развития в своей стране д


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Деятельность учителя после прохождения 3 базового уровня курсов.Прогресс современного общества, наполненного информацией, достижениями науки и техники, постоянного актуального развития и общества в целом. Любые преобразования в обществе все больше и боль

Прогресс современного общества, наполненного информацией, достижениями науки и техники, постоянного актуального развития и общества в целом. Любые преобразования в обществе все больше и больше увеличи...

Наука и техника в 19 веке

Данная презентация  используется на уроке окружающего мира по УМК "Планета знаний" по теме"Наука и тезника в 19 веке"....

Разработка урока технологии "Техника 20-21 веков. Дизайн техники" 4 класс

Разработка урока технологии "Техника 20-21 веков. Дизайн техники" 4 класс...

Презентация к уроку технологии "Техника 20-21 веков. Дизайн техники"

Презентация к уроку технологии "Техника 20-21 веков. Дизайн техники"...

Мастер- класс «Современные педагогические технологии. Совершенствование техники чтения»

Одной из главных задач начальной школы является формирование и со­вершенствование навыка чтения, опре­деляемого как автоматизированное уме­ние воспринимать, озвучивать и осмыс­ливать читаемое.Исследуя...

"Применение информационных техник графического представления информации на современном уроке в рамках ФГОС НОО"

Выступление на педагогическом совете о практическом применении техник графического представления информации учителями начальных классов на различных уроках....

Статья "Формирование речемыслительной деятельности с помощью современной компьютерной техники: SMART BOARD на уроках литературного чтения в 1 классе"

Статья на тему "Формирование речемыслительной деятельности с помощью современной компьютерной техники: SMART BOARD yна уроках литературного чтения в 1 классе"...