Урок технологии. Работа с бумагой. Модульное оригами. Кактус.
методическая разработка по технологии (4 класс) по теме

Ачкасова Полина Ивановна

 

 Познакомить с искусством “Оригами”;   со свойствами бумаги:  пластичностью, упругостью, прочностью.  Научить сгибать бумагу к линиям сгиба, .дать представления о цветах - барометрах.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon modulnoe_origami._kaktus.doc402.5 КБ

Предварительный просмотр:

Предмет: Технология

УМК: Школа России

Класс: 4 класс

Учитель:  Ачкасова Полина Ивановна, 1 квалификационная категория.

Тип урока: ОНЗ (технология деятельностного метода)

Тема урока: Работа с бумагой. Модульное оригами. Кактус.

Тип урока:   урок новых знаний.

Цели:

1. Образовательные: дать представления о цветах - барометрах;  познакомить с искусством “Оригами”;  со свойствами бумаги:  пластичностью, упругостью, прочностью.  Научить сгибать бумагу к линиям сгиба.

2.Развивать мышление, внимание, умения и навыки при работе с картой - опорой, расширять кругозор, словарный запас; развивать моторику пальцев, наглядно-логическое мышление, фантазию учащихся; дисциплинированность, трудолюбие.

3.Воспитывать у учащихся мотивацию к учению, эстетические чувства, аккуратность, точность, любовь к природе и бережное отношение к ней.

 Формировать УУД:

- Личностные: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

-  Регулятивные УУД: умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; работать по  коллективно составленному плану; оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение.

- Коммуникативные УУД: умение оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других

- Познавательные УУД: умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

Оборудование.

Прямоугольники  из цветной бумаги, ножницы

Презентация.

Карта – опора

Энциклопедии

Музыка.

Ход урока.

1.Мотивация к учебной деятельности.

Цели: 

- актуализировать требования к ученику со стороны учебной деятельности;

- создание условий для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность;

- установить тематические рамки;

- уточнить тип урока и наметить шаги учебной деятельности.

-Долгожданный дан звонок.

Начинается урок.

Создание  условия для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность.

Что необходимо для урока:

ЖЕЛАНИЕ

ТОЧНОСТЬ

АККУРАТНОСТЬ

И ВЫ – ПОБЕДИТЕЛЬ!

 Ребята проговаривают слова , объясняют, для чего нужно выполнять эти правила.

Сегодня у нас в гостях Старичок – Лесовичок.

 Он очень удивился, гуляя по нашим улицам. Что же такое он увидел? Лесовичок  просит догадаться, о чем  пойдет  речь  и  чем мы займемся на уроке.

 Вы  сможете  ответить на этот вопрос, отгадав его загадки.

1.Загадки о цветах.

Горел в траве росистой фонарик золотой.

Потом померк, потух и превратился в пух. (Одуванчик.)

Стоит в саду кудряшка - белая рубашка.

Сердечко золотое, что это такое?

Ответ (Ромашка)

 Лик пахучий, а хвост колючий. (Роза.)

Из пустынь пришёл ко мне

 Ёж, живущий на окне:

 Толстенький, зелёный,

 В солнышко влюблённый!

 Пьёт он редко, ест чуть-чуть,

 А зимой - ему б вздремнуть.

 И тогда весенним днём

 Обернётся ёж... цветком!

Я колючий очень с виду,

 Но не ёжик и не ёлка.

 Я не дам себя в обиду,

 Потому что весь в иголках! (кактус)

Как  одним словом  можно назвать все отгадки?  Да, Лесовичку очень  понравились  цветы и кактусы!

Девиз урока: «Знаешь – говори, не знаешь – слушай».

- Значит, чему будет посвящён наш урок? (Открытию нового знания)

 А что же интересного можно рассказать  Лесовичку  о цветах?  Работа с энциклопедией.

В Древней Греции и Риме люди заметили, что некоторые цветы открываются и закрываются в определенное время суток, и стали высаживать их на клумбы для определения времени. Цветочные часы были созданы в городе Упсале в Швеции.

В 4–5 часов утра распускаются цветы  розы.

С 7 до 8 утра просыпаются кувшинки белые.

шиповник раскрывает свои цветы в 4-5 часов утра, а закрывает – в 19-20 часов,

мак раскрывается в 4-5 часов, а в 14-15 часов – закрывается,

Одуванчик  раскрывается в 5-6 часов и желтеет до 15 часов.

 Даже цветки картофеля могут подсказать время от 7 часов утра до 14 часов дня. Раньше цветки картофеля использовались как декоративные, есть клубни стали уже позже.

«Анютины глазки» с 8 до 16 часов глядят на тебя своими «глазами».

Ноготки, или календула, – с 9 до 18 часов.

ОСОТ  ОГОРОДНЫЙ  раскрывает свои корзинки в 5 часов  и закрывает  в  11 – 12  часов.

ПРИМЕТА -  если  он вовсе не открывает своих  корзинок, то на следующий день можно ожидать  дождь.

2.Актуализация знаний.

Цели:

- организовать актуализацию  обобщать предметы, используя связь целого и частей;

-организовать  выполнение учащимися пробного учебного действия;

- организовать фиксирования учащимися индивидуального затруднения.

Организация  обобщения актуализированных знаний.

Предлагается  задание для пробного действия.

- Что вы знаете о кактусах? Работа с энциклопедиями.

Беседа  о кактусах. Слово «кактус» происходит от греч. κακτος, которое в классическом греческом языке использовалось для обозначения одного из видов чертополоха Населявшие до прихода европейцев Американский континент люди широко использовали кактусы в своей жизни. Кактусы использовались в пищу, для религиозных церемоний, в качестве медицинских препаратов, как источник красящих веществ, строительный материал, материал живых изгородей. Кактусы бывают самых различных форм, цветов и оттенков. Без  сомнения, кактусы не смогут оставить не одного человека равнодушным. Кроме великолепных форм, кактусы поражают нас великолепием своих цветов. 

1,2 слайд презентации  

3.Выявление места и причины затруднения

 Цели:

- выявить место (шаг, операция) затруднения;

- зафиксировать во внешней речи причину затруднения.

- Что такое оригами? А что такое модульное оригами?

- Почему возникло затруднение?

Физкультминутка

Наши нежные цветки

Распускают лепестки.                                                        Руки плавно поднимаются перед собой вверх,

                                                                                           немного разводятся в стороны.

Ветерок чуть дышит,

Лепестки колышет.                                                        Движения рук влево, вправо.

Наши алые цветки

Закрывают лепестки.                                                           Руки наверху плавно смыкаются и опускаются.

Тихо засыпают.                                                         Дети приседают.

Головой качают.                                                         Головой качают.

4 Построение проекта выхода из затруднения.

Цели:

- организовать постановку цели урока;

- организовать составление совместного плана действий;

- определить средства.

 - Какую цель ставим?

( Узнать, что такое оригами, модульное оригами)

-Сегодня на уроке сделаем  Лесовичку подарок –  своими руками  сделаем кактус с цветами   и подарим нашему другу.

 Т.Б. работы с ножницами.

5. Реализация построенного проекта.

Цели:

- реализовать построенный проект в соответствии с планом;

- зафиксировать новое знание в речи;

- организовать устранение и фиксирование преодоления затруднения;

- уточнить тему урока.

Под руководством учителя выполняется  составленный план действий.

Отвечают на вопросы учителя.

Просмотр  презентации - последовательности  изготовления модуля,  кактуса, цветов, горшочка.

6.Закрепление : проговаривание последовательности  построения модуля

Цель:

- организовать усвоение учениками нового способа действий с проговариванием во внешней речи.

Фиксируют новое знание по  индивидуальным картам – опорам

7. Самостоятельная работа учащихся. 

Цели:

- организовать выполнение учащимися самостоятельной работы на новое знание;

- организовать самопроверку по эталону, самооценку;

- организовать выявление места и причины затруднений, работу над ошибками.

-Будем  работать группами.

8. Включение в систему знаний и повторение.

Цели:

- организовать включение нового знания в систему знаний;

- организовать повторение учебного содержания, необходимого для обеспечения содержательной непрерывности.

Под руководством учителя формулируют тему урока.

Оригами – древнее искусство складывания различных фигур из бумаги. Изобрели его китайцы более двух тысяч лет назад. В VII веке оно было завезено в Японию, а с 1860 г. стало обязательным предметом школьного образования.

Существуют музеи оригами.

С 1988 г. открыты центры оригами в Москве, Санкт-Петербурге, Новгороде.

-Этим видом искусства и воспользовались сегодня на уроке.

 Давайте  Лесовичку  расскажем,  как  мы  должны относиться   к природе. Чтение стихов детьми.

Если я   Сорву цветок.                                  

Если ты   Сорвешь цветок.           

Если только Я и ты,              

Если мы Сорвем цветы.

 Если все:   И я, и ты  

Если мы Сорвем цветы,

И деревья, и кусты…

 И не будет красоты.

И не будет доброты.

Мы будем оберегать красоту нашей природы и поступать так ,как говорил в своем стихотворении поэт Самед  Вургун.

Давайте пройдемся медленно по лугу

И «здравствуй» скажем каждому цветку.

Я должен над цветками наклониться

Не для того, чтоб рвать или срезать.

А чтоб увидеть добрые их лица

И доброе лицо им показать.

 Работа с Красной книгой.

На территории  Усть – Коксинского  района есть Катунский заповедник.

В  Катунском   заповеднике произрастает около 700 видов растений, из которых 22 занесены в Красную книгу России и Республики Алтай.

А что значит « занесены в Красную Книгу?»

9. Рефлексия учебной деятельности.

Цели:

- зафиксировать новое содержание урока;

- организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности.

Организуется  самооценка  учебной деятельности.

1.Что такое оригами? Где Родина оригами?

 2.Оценивание работ  учащихся.

3. Подарок Лесовичку.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку Работа с бумагой.Модульное оригами. Кактус.

Изготовление кактуса из модулей с презентацией. Дать представления о цветах - барометрах;  познакомить с искусством “Оригами”;  со свойствами бумаги:  пластичностью, упругостью, прочнос...

Урок технологии в 3 классе. "Работа с бумагой. Модульное оригами. Рыбка."

Урок нацелен на формирование теоретических и практических навыков работы с бумагой, развивает творческие способности, расширяет кругозор. Дети знакомятся с видом творчества оригами. Выполняя данную ра...

Конспект урока технологии "Работа с бумагой и картоном. Оригами. Рябиновая сказка"

Методическая разработка урока технологии в 1 классе "Работа с бумагой и картоном. Оригами. Рябиновая сказка" содержит конспект урока. Урок позволит учащимся узнать строение сложного листа ря...

Технологическая карта урока технологии "Работа с бумагой.Оригами.Изделие: птица""

Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: формирование у обучающихся умения складывания фигур в технике оригами;Задачи урока:Дидактические:1. Освоить технику складывания оригами.2. Уч...

Технологическая карта урока технологии "Работа с бумагой в технике оригами" (3 класс)

Цель урока: формирование у обучающихся навыков изготовления изделия «осенний лист» в технике оригами.Планируемые результаты:Предметные:Научиться создавать работу в технике оригами.Уметь ан...