Рабочая программа внеурочной деятельности "Умелые ручки" (1 класс)
рабочая программа по технологии (1 класс) по теме

Общекультурное направление внеурочной деятельности. В программе представлены цели и задачи данного курса , планируемые результаты, основное содержание программы и тематическое планирование. Развитие познавательных, конструктивных, творческих и художественных способностей в процессе создания образов, используя различные материалы и техники.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Рабочая программа82.5 КБ

Предварительный просмотр:

  1. Пояснительная записка

Рабочая программа «Умелые ручки» разработана на основе программы  по технологии «Своими руками» (составитель Н.А.Малышева, Технология. 1 кл.: книга для учителя М.: Дрофа, 2005 г.)

Актуальность и педагогическая целесообразность программы внеурочной деятельности в сфере художественного творчества младших школьников обусловлена необходимостью разрешения реальных противоречий, сложившихся в теории и практике воспитания в новых социокультурных условиях.

Цель программы – развитие личности ребенка с учетом индивидуальных особенностей и раскрытие его творческого потенциала через овладение технологическими приемами обработки разнообразных материалов.

Задачи:

-освоение детьми основных правил изображения; овладение материалами и инструментами изобразительной деятельности; развитие стремления к общению с искусством;

-формирование эстетического отношения к красоте окружающего мира; развитие умения контактировать со сверстниками в творческой деятельности; формирование чувства радости от результатов индивидуальной и коллективной деятельности;

-развивать умение осознанно использовать образно-выразительные средства для решения творческой задачи; развитие стремления к творческой самореализации средствами художественной деятельности;

-развитие природных задатков и способностей, помогающих достижению успеха в том или ином виде искусства;

-учить слушать, видеть, понимать и анализировать произведения искусства;

-учить правильно использовать термины, формулировать определения понятий, используемых в опыте мастеров искусства;

- воспитание трудолюбия, терпения, усидчивости, аккуратности, привитие навыков культуры труда, уважительного отношения к человеку труда и результатам труда.

Реальная альтернатива данной парадигме – воспитание у школьника способности к эстетическому самоопределению. И главным здесь становится художественное творчество учеников. Создавая художественные произведения, они прямо выходят в пространство эстетического выбора: высокое или низкое, канон или отрицание канона, прекрасное или безобразное.

Данная программа внеурочной деятельности школьников по художественному творчеству для начального образования основывается на принципах природосообразности,  культуросообразности,  коллективности, патриотической направленности, поддержки самоопределения.

Задания направлены на освоение языка художественной выразительности станкового искусства (живопись, графика, скульптура), а также декоративно-прикладного искусства (аппликация, декоративные композиции из скульптурного материала) и бумажной пластики. Кроме этого, предполагается работа с природным материалом.  

   Тематическое распределение количества часов

№ п/п

Разделы, темы

Количество часов

Примерная программа

Рабочая программа

Общие сведения

1

2

Изготовление изделий и декоративных композиций из природных материалов.

7

14

Изготовление изделий и декоративных композиций из пластичных материалов.

5

10

Изготовление изделий из бумаги и картона.

8

16

Изготовление изделий из текстильных материалов.

8

16

Изготовление изделий из проволоки и фольги.

3

6

Проверь себя.

1

2

Итого:

33

66

Содержание обучения

Содержание курса




Тематическое планирование

Кол-во часов

Характеристика деятельности учащихся

Основные понятия: изделие, материалы, инструменты, рабочее место, техника безопасной работы с инструментами.

Общие сведения

2

Знать и применять правила безопасности труда и личной гигиены.

Уметь правильно использовать инструменты и приспособления в работе.

Элементы графической грамоты.

Определение формы деталей изделия, их размеров и количества по рисунку, эскизу. Сравнение формы готовой детали с ее изображением.

Технологические сведения и приемы обработки.

Подготовка материалов к работе: сбор, сушка, хранение.

Правила сушки плоских изделий.

Свойства и сравнительная характеристика   материалов: цвет, способность терять форму, прочность, отношение к воде.

Правила приклеивания деталей. Закрепление природного материала на основе и соединение деталей объемного изделия при  помощи пластилина и клея.

Виды практических работ.

Аппликация из высушенных листьев на декоративном фоне.

Плоскостное и объемное моделирование художественного образа и декоративных композиций.

Изготовление изделий и декоративных композиций из природных материалов.

14

Использовать свои наблюдения за природными явлениями в художественно-творческой деятельности. Определять и характеризовать эмоции, которые вызывают цвет в живописи, звуки в музыке, слова в стихах.

Выполнять композиции на передачу настроения, впечатлений, полученных от музыкального или литературного произведения.

Анализировать и сопоставлять произведения разных видов искусства.

Образно воспринимать искусство и окружающую действительность.

Находить ассоциации природных форм, предметов быта, состояний природы, произведений различных видов искусства и т. д.

Моделировать формы средствами различных материалов.

Моделировать художественными средствами сказочные и фантастические образы.

Конструировать несложные формы предметов в технике бумажной пластики для оформления праздника или театрального представления.

Конструировать замкнутое пространство разного эмоционального звучания.   

    Выражать        собственное мнение при посещении музеев и выставок.

Элементы графической грамоты.

Определение по образцу, рисунку формы деталей, их размеров и количества. Сравнение формы готовых деталей с их изображениями на рисунке, эскизе.

Технологические сведения и приемы обработки.

Подготовка материалов к работе.

Сравнение свойств материалов, из которых можно лепить (песок, глина, пластилин, тесто).

Наблюдение за пластическими свойствами снега, песка: при малом содержании влаги – рассыпчатый, при большой влажности – вязкий.

Приемы обработки материала: деление на части; придание формы; присоединение деталей при помощи прижатия, примазывания.

Приемы обработки поверхности изделий из пластилина при помощи отпечатков разнообразными приспособлениями.

Виды практических работ.

Лепка плоских  и объемных изделий. Мозаика. Комбинированные работы.

Изготовление изделий и декоративных композиций из пластичных материалов.

10

Иметь   представление   о различных видах и жанрах пластических искусств.

Использовать различные художественные материалы и средства для создания выразительных образов природы. Определять основные   виды и жанры пластических искусств.

Использовать     художественные   материалы   (пластилин,     глина,     бумага и др.).

Применять средства в декоративных   и   конструктивных работах, иллюстрациях к произведениям литературы и музыки.

Различать и использовать основные и составные, теплые и  холодные цвета, контрастные и нюансные цветовые отношения, составлять разнообразные оттенки цвета.

Продумывать и выстраивать композицию аппликации.

Вычленять основные формы и использовать их в рисунке, лепке и бумажной пластике.

Элементы графической грамоты.

Знакомство с видами графических изображений: рисунок, эскиз, схема, простейший чертеж. Определение формы деталей, их размеров и количества.

Сравнение формы готовых деталей с их изображениями на эскизе. Чтение простейших схем.

Технологические сведения и приемы обработки.

Виды бумаги и картона. Сравнение свойств различных видов бумаги.

Приемы разметки: по шаблону, трафарету, по линейке, на глаз, на просвет, складыванием.

Правила безопасности при работе с ножницами.

Операции: обрывание, резание, сгибание, складывание, склеивание.

Экономное использование материала.

Оформление изделий: аппликация, раскрашивание, рисунок.


Виды практических работ.

Выполнение приемов: окраска по шаблону, трафарету и т.д.

Обрывание бумаги и аппликация из таких деталей. Деление полос на части. Сгибание и склеивание. Разметка квадрата по линейке. Разметка по шаблону. Симметричное вырезание. Конструирование из готовых форм, деление квадрата на части путем складывания. Складывание игрушек из бумаги.

Изготовление изделий из бумаги и картона.

16

Моделировать формы средствами различных материалов.

Моделировать художественными средствами сказочные и фантастические образы.

Конструировать несложные формы предметов в технике бумажной пластики для оформления праздника или театрального представления.

Конструировать замкнутое пространство разного эмоционального звучания.

Выполнять композиции на передачу настроения, впечатлений, полученных от музыкального или литературного произведения.

Создавать сюжетные объёмно-пространственные композиции по мотивам спектакля или кинофильма.

 Образно воспринимать искусство и окружающую действительность.

Находить ассоциации природных форм, предметов быта, состояний природы, произведений различных видов искусства и т. д.

Изготавливать игрушки в национальных костюмах в технике бумажной пластики с применением различных готовых форм (бутылки, коробки).

Рисовать, лепить, моделировать и конструировать

из бумаги по представлению на обозначенные темы.

Элементы графической грамоты.

Знакомство с видами графических изображений. Чтение эскиза, схемы. Сравнение формы детали с готовым изображением.

Технологические сведения и приемы обработки.

Виды текстильных материалов, их свойства.

Сравнение некоторых свойств ткани и бумаги. Рассматривание строение ниток, строения ткани. Приемы работы с нитками (разъединение, раскручивание, скручивание, наматывание, резание, распускание, плетение).

Виды практических работ.

Раскручивание разных видов веревок. Составление композиций из полученного материала.

Приклеивание шпагата на ткань, моделирование цветка.

Создание нити скручиванием. Аппликация из мелких лоскутов ткани. Выполнение бахромы по краю ткани. Изготовление кисточки. Завязывание узлов в технике макраме. Комбинированные работы.

Изготовление изделий из текстильных материалов.

16

Проектировать и создавать простые предметы быта, украшения для интерьера. Различать произведения ведущих центров народных художественных ремёсел России.

Создавать простые художественные изделия подарочного характера.

Понимать и давать самостоятельную оценку замыслу художника, воплощённому в картине или скульптуре, различать основные стили и направления в русском искусстве.

Выражать собственное мнение при посещении художественных музеев и выставок.

Знать традиции своего народа, народности, региона, семьи, запёчатлённые в искусстве.

Находить общие черты в характере произведений разных видов искусства своего региона

Понимать ценность искусства в сотворении гармонии между человеком и окружающим миром

Элементы графической грамоты.

Определение формы деталей и их размеров по рисунку. Сравнение формы готовых деталей с их изображением.  

Технологические сведения и приемы обработки.

Знакомство с видами проволоки и фольги и их свойствами.

Основные приемы работы с проволокой: резание, сгибание, выпрямление, навивка, скручивание.

Приемы работы с фольгой: формирование, резание, выкраивание.

Соединение деталей при помощи скручивания, пластилина, скотча.

Виды практических работ.

Резание проволоки на отрезки определенного размера. Разметка на глаз, по линейке. Навивка отрезков на карандаш. Комбинированные работы.

Изготовление изделий из проволоки и фольги.

6

Образно воспринимать искусство и окружающую действительность.

Находить ассоциации природных форм, предметов быта, состояний природы, произведений различных видов искусства и т. д.

Моделировать формы средствами различных материалов.

Моделировать художественными средствами сказочные и фантастические образы.

Конструировать несложные формы предметов в технике изготовления изделий из проволоки и фольги.

Конструировать замкнутое пространство разного эмоционального звучания.

Проверка знаний приобретенных учащимися за год.

Проверь себя.

2

Контролировать свои действия в процессе выполнения работы после ее завершения.

Сравнивать и выделять особенности различных изделий.

Использовать приобретенные знания и умения в практической и повседневной жизни.

Итого:

66

Список учебно-методической литературы и оборудования

Малышева Н.А. Своими руками. Технология. 1 класс /Книга для учителя,  М.:Дрофа,2005.

Алексеева В.В. Что такое искусство/ В.В.Алексеева. – М., 1991.

Горячева Н.А. Первые шаги в мире искусства/ Н.А. Горячева – М., 1991.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа внеурочная деятельность 2 класс русский язык

Рабочая программа внеурочной деятельности"Занимательный русский язык"2 класс...

Рабочая программа внеурочной деятельности 1 класс

Рабочие программы внеурочной деятельности для 1 класса ФГОС "Эрудит", "Школа развития речи"....

Рабочая программа внеурочной деятельности 1 класс "Занимательная математика"

Реализация задачи воспитания любознательного, активно познающего мир младшего школьника, обучение решению математических задач творческого и поискового характера будут проходить более успешно, если ур...

Рабочие программы внеурочной деятельности 2 класс

РП  Кружок  «Интеллектуальные  игры» (3 года)РП  Кружок  «Мы и окружающий мир»РП  Кружок  «Поиграй со мной» (4 года) по ФКРП  Кружок  «Театральный»РП...

Рабочие программы внеурочной деятельности 2 класс ОС "Школа 2100"

Материал содержит программы внеурочной деятельности по разным направлениям: спортивно-оздоровительное "Здоровейка", художественно-эстетическое "Прекрасное своими руками", научно-познавательное "Занима...

рабочая программа внеурочной деятельности 2 класс

календарно- тематическое планирование  внеурочной деятельности 2 классПНШ...

Рабочие программы внеурочной деятельности 1 класс Программа ПНШ

Внеурочная деятельность представлена по направлениям: социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное и духовно-нравственное. Представлены рабочие программы и календарно--тематическое планирование ра...