Содержание трудового и профессионального обучения в современной школе для неслышащих детей
статья по технологии по теме

Булашова Наталья Александровна

В школах для детей с нарушениями слуха вопросам профес­сионально-трудовой подготовки всегда уделялось большое внима­ние. Профессионально-трудовое обучение как учебный предмет в специальной школе входит в образовательную область «Техноло­гия».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл trudovoe_obuchenie_v_shkole_dlya_neslyshashchih_detey.docx31.76 КБ

Предварительный просмотр:

Краевое государственное бюджетное  специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными   возможностями здоровья

 «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат I вида №1»

  Содержание трудового

и профессионального обучения

в современной школе для неслышащих детей.

(выступление на педагогическом совете школы)

Выполнила:

Булашова Наталья Александровна

учитель первой категории

Хабаровск 2010

В школах для детей с нарушениями слуха вопросам профессионально-трудовой подготовки всегда уделялось большое внимание. Профессионально-трудовое обучение как учебный предмет в специальной школе входит в образовательную область «Технология». Оно призвано решать следующие задачи:

-вооружить учащихся политехническими знаниями и профессионально-техническими умениями и навыками;

- воспитывать у учащихся любовь к труду и людям труда;

- развивать у школьников техническое мышление и творческие способности;

- способствовать всестороннему развитию личности школьника с нарушениями слуха;

-повышать уровень общего и речевого развития на основе принципа речевой коммуникации при широком использовании остаточного слуха;

-осуществлять профориентационную работу, готовить учащихся к профессионально-трудовой деятельности в различных сферах народного хозяйства.

Профессионально-трудовое обучение в школе для неслышащих детей осуществляется в три этапа:

1-ый тап — предметно-практическое обучение (ППО) в подготовительном,

1-4-м классах;

      2-ой        этап — общетрудовая подготовка в 5-7-м классах с дифференцированным обучением мальчиков и девочек (технический труд для мальчиков, обслуживающий - для девочек);

      3-ий этап — общетрудовая и профильная подготовка в 8-12-м классах.

Сегодня я хотела бы познакомить аудиторию с первым этапом обучения на примере уроков ППО.

Задачами уроков ППО является развитие детей в разных аспектах, в том числе  

- формирование у них житейских понятий как базы в овладении знаниями по общеобразовательным предметам,

- обучение языку как средству общения,

- планомерное развитие мышления неслышащих детей от наглядного к языковому и понятийному,  

- привитие различных трудовых умений и навыков,

- воспитание личности школьника.

На уроках ППО, строящихся по политехническому принципу, неслышащие дети овладевают лепкой, конструированием, моделированием, шитьем, склеиванием, организацией деятельности и т.д.;

знакомятся с простейшими инструментами, распространенными материалами (бумагой, картоном, тканью, древесиной, пластилином, проволокой); изготавливают практически значимые предметы;

учатся выполнять трудовые задания по словесной инструкции и сопровождать выполняемую работу устной речью;

интенсивно накапливают, обогащают свой словарь специальными техническими терминами.

Кроме того, на уроках ППО воспитываются навыки коллективной работы (в бригаде, звене, парами и т.д.),

развиваются взаимопомощь, активность, инициатива, формируются трудолюбие, дисциплинированность, настойчивость, воспитывается психологическая готовность к труду.

ППО создает политехническую базу для дальнейшего общего и трудового обучения неслышащих в средних и старших классах.

Основной формой организации ППО является урок, который имеет свою специфическую структуру, включающую основные этапы работы над изделием, в том числе ознакомление с видом деятельности и ее объектом, планирование деятельности, подготовка материалов и инструментов, изготовление изделия и отчет о работе.

Кроме того, на уроках ППO не только используется ППД, а дети обучаются лепке, изготовлению аппликаций, работе с конструктором. Уроки ППО являются первым этапом системы трудового обучения в школах неслышащих. В младших классах этого типа школ нет уроков ручного труда, все их традиционное содержание входит в уроки ППО, где школьники узнают свойства различных материалов, усваивают приемы их обработки, учатся правильно пользоваться инструментами, овладевают основами трудовой культуры.

Так, в первом классе, изготавливая с детьми аппликацию («Лиса» или любую другую), учитель дает следующие поручения: «Возьми бумагу». «Положи бумагу так». (Учитель сам переворачивает бумагу тыльной стороной вверх.) «Возьми шаблон. Положи так». (Учитель кладет шаблон не посередине листа, а с края.) «Возьми карандаш». «Обведи шаблон».

Он следит за тем, как дети выполняют операции, как держат карандаш и придерживают шаблон. Выполняя задание «обведи шаблон», дети учатся пониманию и выполнению поручений с глаголами возьми, положи, обведи. Одновременно школьники знакомятся с действиями по обведению шаблонов, учатся пользоваться инструментами, экономно расходовать материал. Так в уроке ППО объединяются и работа по трудовому обучению, и работа по речевому развитию.

Только на уроках с особым построением школьники одновременно конструируют, моделируют, производят математические расчёты, усваивают «житейские понятия» и овладевают речью, языком.

  Такое широкое содержание обучения, отличающееся от традиционного содержания общепринятых учебных предметов, и послужило  основанием для выделения дисциплины «Предметно- практическое обучение».

Исходя из задач всестороннего развития неслышащих детей -в содержании ППО точно определен объем и последовательность усвоения определенных физических умений и навыков с учетом особенностей развития неслышащих детей и задач преодоления этих особенностей. Физические умения и навыки определяются прежде всего теми конкретными видами деятельности, которыми занимаются неслышащие учащиеся.

Так, в процессе лепки совершенствуется умение размять пластилин или глину и слепить объект определенного размера и формы.

В процессе моделирования из бумаги формируются такие навыки, как обведение сложного контура по шаблону, аккуратное вырезывание фигуры по контуру, наклеивание, склеивание, обклеивание и т.д.

При конструировании из деталей деревянного, пластмассового и металлического конструкторов и работе со строительным материалом развиваются следующие умения и навыки: завернуть или отвернуть винт отверткой, завернуть или отвернуть болт ключом, забить гвозди молоточком и т.д.

При работе с тканью учащиеся учатся вдевать нитку в иголку, завязывать на нитке узелок, пришивать пуговицы и т.д.

При работе на школьном учебно-опытном участке учащиеся овладевают навыками удобрить и вскопать грядку лопатой, разрыхлить землю граблями, посеять семена или высадить рассаду овощных и цветочных культур, посадить клубни картофеля и лук-севок, полить грядки.

При определении содержания деятельности были учтены требования к материалу, на котором может развертываться предметно-практическое обучение.

Рекомендуемые в программе материалы достаточно легко подвергаются обработке и потому не требуют больших затрат времени, и вполне доступны для школ. Такими материалами являются пластилин, бумага, картон, отходы текстиля, природные материалы (шишки, ореховые скорлупы, желуди, кора дерева, засушенные листья), а также наиболее распространенные деревянные, пластмассовые, металлические и электроконструкторы, детский строительный материал. В случае необходимости материалы можно заменять, например, пластилин на глину, из природных материалов - грецкие орехи на желуди и т.д. Можно менять также конструкторы и строительный материал, однако они должны обеспечить виды работ, аналогичные изложенным в программе.

Кроме того, в программе точно указаны объем и последовательность усвоения определенных трудовых умений и навыков с учетом особенностей развития неслышащих детей.

Круг трудовых умений, которые определены  программой предметно-практического обучения, подразделяется на несколько групп.

В первую группу выделяются общетрудовые умения. Эти умения касаются планирования предстоящих трудовых действий:

определения цели своего и коллективного труда;

определения материалов и инструментов, необходимых дня работы, определение видов соединений и способов скрепления деталей,

определение размеров изделия,

определение последовательности трудовых действий; чтения эскизов, чертежей для последующей разметки и изготовления изделий.

Вторая группа умений относится к этапу исполнения изделия и включает в себя: обработку материалов (сгибание, резание, прокалывание, лепку);

сборку, монтаж изделий (склеивание, сшивание и др.);

отделку изделия и деталей;

контроль и обнаружение ошибок, их исправление;

овладение приемами работы с инструментами и приспособлениями.

Третья группа умений касается культуры и организации труда: подготовки инструментов и рабочего места,

поддержания на нем порядка в процессе труда,

экономного расходования материалов,

трудовых усилий и времени; работы с разделением обязанностей в паре, бригаде, коллективе класса;

соблюдения правил техники безопасности.

      На каждом уроке ППО должна проводиться работа над трудовыми умениями, входящими хотя бы в одну из групп. На одном уроке эта работа занимает большее место, на другом — меньшее, что зависит от этапа изготовления изделия. Так, в начале темы, как правило, больше внимания уделяется трудовым умениям первой группы (планированию операций, составлению заявки и т.д.). Однако надо так распределить время, чтобы дети имели возможность приступить к практической деятельности, поскольку именно изготовление изделий интересует детей и побуждает их определять необходимые для работы материалы и инструменты, составлять план и т.д. На последующих уроках при изготовлении изделия будет проводиться работа над формированием умений второй и третьей групп, хотя это не исключает работы над умениями первой группы (пользоваться планом, проверять его в деятельности и др.).

Как было сказано выше, дети должны овладеть практическими умениями и навыками по изготовлению изделия (вторая группа умений). Эта работа начинается уже в первом классе.

Сначала дети выполняют изделия, подражая действиям учителя по образцу и по показу учителя. Постепенно действия по образцу переходят в выполнение работы по аналогии.

Затем они пользуются описанием будущего изделия, чертежом и т.д. Увеличивается доля самостоятельности детей: сначала они работают под непосредственным руководством учителя, который ставит общую цель, раскрывает частные учебные задачи, показывает способы их решения; потом они учатся переносить полученные знания и умения в новые условия. На этом этапе учитель ставит перед учащимися общую цель, раскрывает  частные задачи, а они определяют способы их решения самостоятельно.

Важно показывать возможность переноса усвоенных трудовых действий, приемов, операций, приучать детей использовать знания и навыки при выполнении новых трудовых приемов. Например, многие технологические операции по обработке бумаги, картона аналогичны тем же операциям с тканью.

И, наконец, у них вырабатывается умение самостоятельно решать задачи, опираясь на приобретенные знания, умения, навыки. Такая планомерная работа по выработке практических навыков даёт положительный результат, ускоряется процесс изготовления объектов, дети осваивают ручные умения, легче овладевают речевым материалом.

Речь является необходимым средством, которое организует и направляет деятельность школьников. На этих уроках нет изолированного сообщения знаний о технологических операциях, о свойствах материалов и т. п., предварительного объяснения отдельных слов, процесса выполнения той или иной операции. Так, приступая (в первом классе) к обучению детей изготавливать аппликацию, учитель не объясняет предварительно, что такое аппликация, как обводить шаблон, как работать ножницами. Обводя шаблон, дети учатся понимать и выполнять поручения с глаголами возьми, положи, обведи, знакомятся с действиями по обведению шаблонов, подражая действиям учителя, учатся пользоваться инструментом, экономно расходовать материал.

Для речевого развития учащихся важно, чтобы показ учителем действия не опережал его инструкции. Начиная с 1-го класса, учитель не ограничивается показом приемов работы, а даст некоторые инструкции (Разомни пластилин руками. Сложи бумагу по линии, проведи гладилкой, потом оторви).        

Недооценка практической работы учащихся на уроке может проявляться в следующем:

на практическую работу отводится недостаточное количество времени, предметы изготавливаются без руководства учителя,

снижаются или полностью отсутствуют требования к выполнению учащимися правил и приемов работы,

изготовление изделия переносится на внеурочное время.

В результате наблюдается неоправданная трата времени на выполнение простой операции, неправильно сформированное умение работать инструментами, недоработка в речевом развитии учащихся.

Правила техники безопасности, гигиены труда формируются у детей постепенно. Сначала школьники учатся понимать и выполнять требования учителя, сопровождаемые показом, затем самостоятельно готовят рабочее место, пользуются инструментами и т.д. На заключительном этапе обучения они должны уметь самостоятельно применять знания, полученные ранее, в новых условиях. Особенно это относится к умению готовить свое рабочее место, содержать его в порядке в ходе изготовления изделия, правильно размещать материалы и инструменты.

С первых уроков предметно-практического обучения учитель должен приучать детей к общей культуре труда:

обучать правильным приемам работы с различными инструментами и материалами,

экономии этих материалов,

бережному обращению с инструментами.

Так, при работе с пластилином детей следует обучить предварительно смачивать пальцы в воде, чтобы пластилин не прилипал и не пачкал пальцы;

при работе с клеем — брать немного клея на кисточку, пользоваться салфетками, чтобы промокать излишки клея и вытирать руки.

При проведении измерительных операций необходимо выработать у учащихся навык правильного пользования линейкой: линейку надо держать левой рукой, начинать измерять не от начала линейки, а от начала делений, нажимать хорошо заточенным карандашом в меру, чтобы не порвать бумагу и не сломать карандаш.

При работе с конструктором следует показать, что сначала надо отобрать необходимые детали в крышку конструктора или специально  приготовленную для этого коробку, а при разборке модели раскладывать  использованные детали аккуратно по специально отведённым для каждого типа деталей гнёздам коробки.

С.А.Зыков указывал, что характерной чертой предметно-практической деятельности является изготовление реальных предметов (модель часов, термометра; коробочка с крышкой, мягкая игрушка), благодаря чему деятельность оказывается для учащихся понятной и близкой. Это ведёт к развитию активности, сознательности и целенаправленности школьников.

Принятые на уроках предметно-практического обучения организационные формы работы способствуют развитию навыков коллективного труда, что ведёт к формированию таких черт характера, как чувство товарищества, взаимопомощи, ответственности за общее дело. Воспитание культуры труда способствует развитию аккуратности, прилежного и вдумчивого отношения к труду,  формированию эстетического вкуса.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проблемы развивающего обучения в современной школе

Развивающее обучение - особенный вид обучения, характеризующийся  специфическим  подходом к определению и реализации целей, его содержания, технологии и взаимодействия участников учебного пр...

Презентация "Методы обучения в современной школе"

Презентация "Методы обучения в современной школе"....

Формирование умений разговорной речи на уроках предметно-практического обучения в школе для неслышащих детей.

Изложенный в статье материал поможет учителю совершенствовать работу по развитию разговорной речи неслышащих учащихся на уроках предметно-практического обучения. Авторы статьи: Н.В. Мирошниченко, Н.В....

Формирование гражданского самосознания младших школьников в процессе обучения в современной школе.

Мы не воспитаем любви к Родине, не пробудив у ребёнка любви к деревьям, цветам, тишине и покою отчего дома. Нам не воспитать любовь к народу, не воспитав любви к окружающим людям – сверстникам и взрос...

Методы обучения в современной школе

Презентация "Методы обчения в современной школе"...

Перспектива гендерного обучения в современной школе

Чащина Е.Н,МБОУ «СОШ №2 г.Строитель Белгородской области»             В настоящее время особо актуальным становится образование, рассматрива...

Развитие дистанционного обучения в современных школах

Интерес к дистанционному обучению в последнее время возрастает. В школах, также как в вузах, оно уверенно начинает завоевывать свое место в образовательном процессе вместе с традиционными формами обуч...