Рабочая программа по технологии модуль "Практика работы на компьютере" для 4 класса УМК "Школа России"
рабочая программа по технологии (4 класс) по теме

Рабочая программа содержит пояснительную записку, календарно-тематическое планирование, содержание учебной дисциплины, результаты обучения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologiya_modul_ikt.rar25.04 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

«Новохоперская средняя общеобразовательная школа №91»

Рабочая программа учебной

 дисциплины технология модуль «Практика работы на компьютере»

4 класс

                                                                            Составила: Львова Г.П.

учитель начальных классов

1 квалификационная категория

Новохоперск 2012

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа модуля «Практика работы на компьютере» для начальной школы составлена на основе Федерального стандарта общего образования и примерной программы модуля для курса «Технология» в начальной школе, авторы: Бачурина Л.А., Боева Л.А. Булгакова Н.Н., Кремер О.Б., Ярчикова Н.В. Воронеж ВОИПКиПРО,2009 г.

   В соответствии с новым Базисным планом изучение предмета «Информатика и ИКТ» осуществляется в виде учебного модуля «Практика работы на компьютере» в рамках предмета «Технология» в объёме 68 учебных часов по 1 часу в неделю в 3 и 4 классах.

В 2004 году утверждены Федеральный стандарт общего образования и новый базисный учебный план.  В федеральном БУП определено ведение  нового предмета «Информатика и ИКТ» с 2008/2009 учебного года в 3-4 классах общеобразовательных школ как учебного модуля в рамках предмета «Технология».

Изучение модуля направлено на формирование информационной культуры учащихся, под которой понимают умение целенаправленно работать с информацией и использовать для её получения, обработки и передачи компьютерные информационные технологии, современные технические средства и методы. Обучение проводится в машинном варианте. Содержание модуля имеет практическую направленность. Информационная культура становится одной из составляющих культуры младших школьников.

В новом стандарте для начальной школы есть два нововведения, имеющих отношение к пропедевтике учебного предмета «Информатика и ИКТ»- это

- расширенный перечень общеучебных умений;

- новый раздел предмета «Технология» под названием «Практика работы на компьютере»

Цели и задачи обучения:

        1. Формирование общих представлений школьников об информационной картине мира, об информации и информационных процессах как элементах реальной действительности.

2. Знакомство с основными теоретическими понятиями информатики.

3. Приобретение опыта создания и преобразования простых информационных объектов: текстов, рисунков, схем различного вида, в том числе с помощью компьютера.

4. Формирование умения строить простейшие информационные модели и использовать их при решении учебных и практических задач, в том числе при изучении других школьных предметов.

5. Формирование системно-информационной картины мира (мировоззрения) в процессе создания текстов, рисунков, схем.

6. Формирование и развитие умений использовать электронные пособия, конструкторы, тренажеры, презентации в учебном процессе.

7. Формирование и развитие умений использовать компьютер при тестировании, организации развивающих игр и эстафет, поиске информации в электронных справочниках и энциклопедиях и т. д.

В ходе обучения информатике по данной программе с использованием учебника, рабочих тетрадей, электронного пособия и методического пособия для учителя, решаются следующие задачи: 

- развиваются  общеучебные,   коммуникативные  умения и элементы информационной культуры, т. е. умения работать с информацией (осуществлять ее сбор, хранение, обработку и передачу, т. е. правильно воспринимать информацию от учителя, из учебников, обмениваться информацией в общении между собой и пр.);

- формируется умение описывать объекты реальной действительности, т. е. представлять информацию о них различными способами (в виде чисел, текста, рисунка, таблицы);

- формируются начальные навыки использования компьютерной техники и современных информационных технологий для решения учебных и практических задач.

Все это необходимо учащимся для продолжения образования и для освоения базового курса информатики в средней и старшей школе.

В содержательном плане данный курс создавался как основа любого курса информатики, подготовленного в соответствии с требованиями минимума содержания образовательной области «Информатика».

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Информатика и ИКТ 4 класс ( всего 34 ч.)

             

Наименование раздела

Количество

часов

1

Повторение

  7

2

Понятие, суждение, умозаключение

  10

3

Модель и моделирование

  9

4

Информационное управление

 8

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

I четверть (9ч.)

№ урока

в году

№ урока

в теме

Тема урока

Дата

1.

1.

Повторение (7ч.)

Инструктаж по ТБ. Предмет  изучения  информатики.  Понятие  технологии  и  информационной  технологии.  

2.

2.

Действия с информацией. Технические средства работы с информацией. Хранение информации.

3.

3.

  Программный принцип работы компьютера. Запуск программ с помощью пиктограмм рабочего стола и Главного меню.

4.

4.

 Файлы и папки. Создание, переименование, удаление, перемещение.

5.

5.

 Понятие о соответствии типов файлов и программ, с помощью которых можно открыть файл.

6.

6.

 Работа с буфером обмена. Некоторые приёмы управления работой компьютера (включение, выключение, перезагрузка, прерывание работы «зависшей программы».)Понятие об установке программ.

7.

7.

Контрольная работа №1.

8.

1.

Понятие, суждение, умозаключение (10 ч)

Работа над ошибками.

Понятие. Практическое задание «Создание личной папки учащегося».

9.

2.

 Набор и редактирование текста. Выделение фрагментов текста и форматирование с помощью команд Шрифт и Абзац (повторение).

II четверть ( 7ч.)

10

.

3.

 Работа с таблицами: создание таблицы. Ввод и редактирование информации, размещённой в ячейках таблицы.

11.

4.

 Работа с таблицами: выделение, добавление и удаление элементов таблицы (строка, столбец).

12.

5.

 Работа с таблицами: границы и заливки. Автоформат.

13.

6.

Понятие о разметке страницы (ориентация, поля). Просмотр документа перед печатью. Печать документа.

14.

7.

 Вставка графических объектов (повторение). Создание графических объектов средствами текстового редактора МS Word. Практическая работа с применением изученных приёмов (например, «Моё расписание», «Поздравительная открытка».)

15.

8.

Урок-повторение и обобщение к главе 2.

16.

9.

Контрольная работа №2.

III четверть (10ч.)

17.

10.

Работа над ошибками.

Модель и моделирование (9 ч)

18.

1.

Поиск текста в документе. Поиск файла на диске с использованием опции Поиск Главного меню.

19.

2.

Программа МS Paint. Основные инструменты графического редактора. Создание, открытие, сохранение графических файлов.

20.

3.

 Выделение элементов изображения, перемещение, изменение размеров. Собирание мозаики или пазла с использованием МS Paint.

21.

4.

Практическая работа «Создание изображения путём копирования и изменения размера» (например, «Семейка слоников», «Матрёшки».)

22.

5.

Отображение и поворот фрагмента рисунка или рисунка целиком.

23.

6.

Практическая работа «Создание орнамента с применением операций копирования и отображения, поворота».

24.

7.

Приёмы работы с источниками информации. Понятие оглавления. Практическая работа «Поиск информации при работе с электронным учебником».

25.

8.

Контрольная работа №3.

26.

9.

Работа над ошибками. Понятие сети Интернет. Понятие сайта. Адрес сайта. Практическая работа «Ввод адреса в адресную строку. Просмотр содержимого сайта».

IV четверть (8ч.)

27.

1.

Информационное управление (8 ч)

Программа MS Power Point. Понятие мультимедийной презентации. Понятие слайда. Добавление слайда в презентацию. Создание и сохранение презентации из 1-2 слайдов.

28.

2.

 Открытие файла презентации. Понятие о разметке слайда. Работа с текстом (набор, редактирование). Показ слайдов.

29.

3.

 Перемещение и удаление слайдов. Оформление фона слайда разными способами. Создание графических объектов на слайде с помощью автофигур.

30.

4.

 Понятие о дизайне презентации. Правила оформления презентации (требования к размеру, количеству и качеству объектов, цветовому решению).

31.

5.

 Понятие анимации. Приёмы по созданию анимации для объектов слайдов. Звуковое сопровождение анимации.

32.

6.

 Творческая практическая работа по созданию презентации по теме из изучаемых предметов. Защита презентации.

33.

7.

Контрольная работа №4.

34.

8.

Работа над ошибками.

ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

  1. Введение в предмет

Что изучает информатика. Правила техники безопасности при работе в компьютерном классе. Правила поведения в компьютерном классе.

  1. Информация и информационные процессы
  1. Понятие информации. Виды и свойства информации. Информация как отражение разнообразия в окружающем мире. Информация в живой природе; её значение для обеспечения жизнедеятельности животных и человека. Использование информации в практической деятельности людей.
  2. Основные информационные процессы: получение, хранение, передача и обработка информации. Способы представления, передачи и получения информации. Текстовая, графическая, звуковая, видеоинформация. Роль  органов чувств в процессах получения информации живыми организмами. Способы получения информации техническими устройствами.
  3. Источники и приёмники информации. Хранение информации. Устройства хранения информации. Винчестер. Дискета. Компакт-диск.
  4. Хранение информации в компьютере в виде файлов. Понятие размера файла, информационный объём носителя информации.

  1. Компьютер как универсальное средство обработки информации
  1. Назначение основных устройств компьютера для ввода, вывода, обработки информации. Включение и выключение компьютера. Условия безопасной эксплуатации компьютера.
  2. Компьютер в нашей жизни (примеры использования компьютеров в различных областях человеческой деятельности).
  3. Подключаемые к компьютеру устройства (принтер, сканер, фотоаппарат, колонки), их включение и выключение.
  4. Программный принцип работы компьютера. Компьютерная программа как средство  управления работой компьютера. Примеры компьютерных программ (обучающие, игровые, профессиональные).
  5. Основные приёмы работы с манипулятором «мышь».
  6. Основные приёмы работы с клавиатурой.
  7. Понятие рабочего стола. Элементы рабочего стола. Главное меню. Запуск программ с помощью пиктограмм и Главного меню. Понятие рабочего окна и интерфейса программ.
  8. Файловая система: файлы и папки. Понятие имени и типа файла. Создание папок. Имена папок.

  1. Обработка текстовой информации

  1. Текст как информационный объект. Понятие алфавита как набора символов, используемых при записи текста. Структура текста: страницы, абзацы, строки, слова, символы.
  2. Текстовый редактор как пример прикладной программы. Выполнение операций по созданию и сохранению текстовых документов. Ввод и редактирование текста: добавление, удаление символов.
  3. Выделение различных блоков текста. Использование буфера обмена для работы с фрагментами текста.
  4. Форматирование текста: параметры шрифта, параметры абзаца.
  5. Нумерованные и маркированные списки.
  6. Таблицы: создание и заполнение таблиц.
  7. Графические возможности текстового редактора. Включение графических объектов  в текст. Изменение размеров и расположения графических объектов.
  8. Подготовка текста к печати. Предварительный просмотр текста. Печать текстового документа.
  1. Обработка графической информации
  1. Графический редактор, его интерфейс. Создание и сохранение графического файла
  2. Основные инструменты графического редактора. Кисть, карандаш, распылитель, ластик, линия, кривая. Цветовая палитра.
  3. Понятие замкнутого контура. Инструменты прямоугольник, эллипс, многоугольник. Заливка.
  4. Выделение элементов изображения, перемещение, изменение размеров. Работа с буфером обмена.

  1. Создание мультимедийных презентаций
  1. Компьютерные презентации, их мультимедийный характер. Дизайн и разметка слайдов.
  2. Редактор презентаций. Его интерфейс. Создание и редактирование презентаций. Добавление и удаление слайдов, сортировка слайдов.
  3. Создание слайдов с включением текста и графических объектов.
  4. Использование эффектов анимации и смена слайдов.
  1. Приёмы поиска информации
  1. Поиск информации. Библиотеки, энциклопедии, словари, справочники, каталоги. Понятие оглавления. Ключевые слова для поиска информации. Упорядочение информации по алфавиту и числовым параметрам (возрастанию и убыванию).

  1. Резерв
  1. Резерв может быть использован  для закрепления навыков, отработка «трудных» тем, для выполнения  итоговых работ, творческих проектов. Всемирная сеть Интернет. Доменная адресация в сети. Информационные курсы Интернет: файловые архивы, электронные. Поиск информации в сети Интернет.

ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К ЗНАНИЯМ И УМЕНИЯМ ОБУЧАЮЩИХСЯ К КОНЦУ 4 КЛАССА

В результате изучения данного курса выпускники начальной школы

должны понимать:

• что в зависимости от органов чувств, с помощью которых человек воспринимает информацию, ее называют звуковой, зрительной, тактильной, обонятельной и вкусовой;

• что в зависимости от способа представления информации на бумаге или других носителях информации, ее называют текстовой, числовой, графической, табличной;

• что информацию можно представлять на носителе информации с помощью различных знаков (букв, цифр, знаков препинания и других);

• что информацию можно хранить, обрабатывать и передавать на большие расстояния в закодированном виде;

• что человек, природа, книги могут быть источниками информации;

• что человек может быть и источником информации, и приемником информации;

должны знать:

• что данные — это закодированная информация;

• что тексты и изображения — это информационные объекты;

• что одну и ту же информацию можно представить различными способами: текстом, рисунком, таблицей, числами;

• как описывать объекты реальной действительности, т. е. как представлять информацию о них различными способами (в виде чисел, текста, рисунка, таблицы);

• правила работы с компьютером и технику безопасности;
должны уметь:

• представлять в тетради и на экране компьютера одну и ту же информацию об объекте различными способами: в виде текста, рисунка, таблицы, числами;

• кодировать информацию различными способами и декодировать ее, пользуясь кодовой таблицей соответствия;

• работать с текстами и изображениями (информационными объектами) на экране компьютера;

• осуществлять поиск, простейшие преобразования, хранение, использование и передачу информации и данных, используя оглавление, указатели, каталоги, справочники, записные книжки, Интернет;

• называть и описывать различные помощники человека при счете и обработке информации (счетные палочки, абак, счеты, калькулятор и компьютер);

• пользоваться средствами информационных технологий: радио, телефоном, магнитофоном, компьютером;

• использовать компьютер для решения учебных и простейших практических задач, для этого: иметь начальные навыки использования компьютерной техники, уметь осуществлять простейшие операции с файлами (создание, сохранение, поиск, запуск программы); запускать простейшие, широко используемые прикладные программы: текстовый и графический редактор, тренажеры и тесты;

• пользоваться компьютером для создания и хранения личных текстов, рисунков, аудио и видео записей.

ЛИТЕРАТУРА:

1.  Матвеева Н. В., Челак Е.Н., Конопатова Н.К., Панкратова Л.П. Информатика: Учебник для 4 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2007.

2.  Матвеева Н. В., Челак Е.Н., Конопатова Н.К., Панкратова Л.П. Информатика: Рабочая тетрадь для 4 класса. Ч.1, 2 – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2007.

3.    Матвеева Н.В. и др. Информатика. Обучение информатике в 4 классе.   Методическое пособие.- М.:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2009.

4.  Электронное учебное пособие


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по технологии Н. И. Роговцева 2 класс (УМК "Школа России")

Содержание учебного предмета "Технология" не только даёт представление о технологическом процессе как совокупности применяемых при изготовлении какой-либо продукции процессов, правил, навыков, предъяв...

Рабочая программа по технологии для работы по УМК «Начальная школа XXI века».

Рабочая программа по технологии для работы по УМК «Начальная школа XXI века»...

2 класс Рабочая программа по технологии А. Лутцевой, Т. П. Зуевой "Школа России" ФГОС

Рабочая программа по технологии включает в себя пояснительную записку, учебно- тематический план, содержание программы, требования к уровню подготовки обучающихся, планируемые результаты освоения прог...

3 класс Рабочая программа по технологии .А. Лутцевой, Т.П. Зуевой "Школа России" ФГОС

Рабочая программа по технологии включает в себя пояснительную записку, учебно - тематический план, содержание программы, требования к уровню подготовки обучающихся, планируемые результаты освоения про...

Рабочая программа по технологии по обновлённым ФГОС, 1 класс. Создана в конструкторе рабочих программ

Рабочая программа по технологии для 1 класса по обновлённым ФГОС. Выполнена в конструкторе рабочих программ....

Рабочая программа по технологии по обновлённым ФГОС, 2 класс. Создана в конструкторе рабочих программ

Рабочая программа по технологии по обновлённым ФГОС, 2 класс. Создана в конструкторе рабочих программ...