Рабочая программа по технологии 1 класс
рабочая программа (технология, 1 класс) по теме

Соловьёва Татьяна Игоревна

Включает пояснительную записку и тематическое планирование, рассчитанное на 1 урок в неделю.

По УМК "Начальная школа 21 века".

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tekhnologiya_rabochaya_programma_1_klass.doc167.5 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Рабочая программа по предмету «Технология»  составлена на основе федерального государственного общеобразовательного стандарта начального общего образования, Примерной основной образовательной программы начального общего образования и сборника программ к комплекту учебников «Начальная школа 21 века» под редакцией Н.Ф.Виноградовой.

На изучение технологии  в 1 классе отводится 1 час в неделю (33 часа в год).

Реализация учебной программы обеспечивается учебным пособием «Технология» (учебник для учащихся общеобразовательных учреждений, 1 класс./Е.А.Лутцева  – М.: Вентана-Граф, 2013

Общая характеристика учебного предмета

Учебный предмет «Технология» в начальной школе обладает мощным развивающим потенциалом. Благодаря предметно-практической направленности курса на уроках технологии у младших школьников закладывается целостный процесс духовного, нравственного и интеллектуального развития (в том числе и абстрактного мышления).

Цели обучения:

Основная цель предмета –обеспечить реальное включение в образовательный процесс различных структурных компонентов личности (интеллектуального, эмоционально-эстетического, духовно-нравственного, физического) в их единстве, что создает условия для гармонизации развития, сохранения и укрепления психического и физического здоровья подрастающего поколения.

Задачи:

  • стимулирование и развитие любознательности, интереса к технике, миру профессий, потребности познавать культурные традиции своего региона, России и других государств;
  • формирование картины материальной и духовной культуры как продукта творческой предметно-преобразующей деятельности человека;
  • формирование мотивации успеха и достижений, творческой самореализации, интереса к предметно-преобразующей, художественно-конструкторской деятельности;
  • формирование первоначальных конструкторско-технологических знаний и умений;
  • развитие знаково-символического и пространственного мышления, творческого и репродуктивного воображения, творческого мышления;
  • формирование внутреннего плана деятельности на основе поэтапной отработки предметно-преобразовательных действий, включающих целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекцию и оценку;
  • овладение первоначальными умениями передачи, поиска, преобразования, хранения информации, использования компьютера; поиска необходимой информации в словарях, каталоге библиотеки.

Результаты изучения учебного предмета

        Личностными результатами изучения технологии являются воспитание и развитие социально значимых личностных качеств , индивидуально – личностных позиций , ценностных установок , раскрывающих отношение к труду , систему норм и правил межличностного общения , обеспечивающую успешность совместной деятельности.

        Метапредметными результатами изучения технологии является освоение учащимися универсальных способов деятельности , применяемых , как в рамках образовательного процесса , так и в реальных жизненных ситуациях.

        Предметными результатами изучения технологии являются доступные по возрасту начальные сведения о технике , технологиях и технологической стороне труда , об основах культуры труда, элементарные умения предметно – преобразовательной деятельности , знания о различных профессиях и умения ориентироваться в мире профессий . элементарный опыт творческой и проектной деятельности.

Изучение технологии на ступени начального общего образования направлено на достижение следующих учебных  действий:

               овладение начальными трудовыми умениями и навыками, опытом практической деятельности по созданию объектов труда, полезных для человека и общества; способами планирования и организации трудовой деятельности, объективной оценки своей работы; умениями использовать компьютерную технику для работы с информацией в учебной деятельности и повседневной жизни;

               развитие сенсорики, мелкой моторики рук, пространственного воображения, технического и логического мышления, глазомера;

               освоение знаний о роли трудовой деятельности человека в преобразовании окружающего мира; формирование первоначальных представлений о мире профессий;

               воспитание трудолюбия, уважительного отношения к людям и результатам их труда; интереса к информационной и коммуникационной деятельности; практическое применение правил сотрудничества в коллективной деятельности.

Оценка деятельности учащихся осуществляется в конце каждого урока. Работы оцениваются по следующим критериям:

• качество выполнения изучаемых на уроке приемов и операций и работы в целом;

• степень самостоятельности,

• уровень творческой деятельности (репродуктивный, частично продуктивный, продуктивный), найденные продуктивные технические и технологические решения.

Предпочтение следует отдавать качественной оценке деятельности каждого ребенка на уроке: его творческим находкам в процессе наблюдений, размышлений и самореализации.

 В первом классе исключается система бального (отметочного) оценивания. Допускается лишь словесная объяснительная  оценка. Никакому оцениванию не подлежит: темп работы ученика, личностные качества школьников, своеобразие их психических процессов (особенности памяти, внимания, восприятия и др.)

ОСНОВНЫЕ  ТРЕБОВАНИЯ  К  УРОВНЮ  ПОДГОТОВКИ  УЧАЩИХСЯ  1  КЛАССА

Знать:

  • Что такое деталь (составная часть изделия);
  • Что такое конструкция и что конструкции изделий бывают одно детальными и много детальными;
  • Какое соединение деталей называют неподвижным;
  • Виды материалов (природные, бумага, тонкий картон, ткань, клейстер, клей), их свойства и названия – на уровне общего представления;
  • Последовательность изготовления несложных  изделий: разметка, резание, сборка, отделка;
  • Способы разметки: сгибанием, по шаблону;
  • Способы соединения с помощью клейстера, клея ПВА;
  • Виды отделки: раскрашивание, аппликации, прямая строчка и ее варианты;
  • Названия и назначение ручных инструментов (ножницы, игла) и приспособлений (шаблон, булавки), правила работы с ними;

Уметь:

  • Наблюдать, сравнивать, делать простейшие обобщения;
  • Различать материалы и инструменты по их назначению;
  • Различать одно детальные и много детальные конструкции несложных изделий;
  • Качественно выполнять изученные операции и приемы по изготовлению несложных изделий: экономную разметку сгибанием, по шаблону, резание ножницами, сборку изделий с помощью клея; эстетично и аккуратно отделывать изделия рисунками, аппликациями, прямой строчкой и ее вариантами;
  • Использовать для сушки плоских изделий пресс;
  • Безопасно использовать и хранить режущие и колющие инструменты (ножницы, иглы);
  • Выполнять правила культурного поведения в общественных местах;
  • Анализировать конструкторско-технологические и декоративно-художественные особенности предлагаемых заданий;
  • Прогнозировать получение практических результатов;

Под контролем учителя:

  • Организовывать рационально  рабочее место в соответствии с используемым материалом;
  • Осуществлять сотрудничество, исполнять разные социальные роли;

При помощи учителя:

  • Проводить анализ образца (задания), планировать последовательность выполнения практического задания, контролировать и оценивать качество (точность, аккуратность) выполненной работы по этапам и в целом, опираясь на шаблон, образец, рисунок и сравнивая с ним готовое изделие.

При поддержке учителя и одноклассников самостоятельно справляться с доступными практическими заданиями.

Содержание учебного материала

Кол-во по плану

1

Что нас окружает

4

2

Кто где живёт

6

3

Азбука мастерства

6

4

Работаем с бумагой и картоном

2

5

Помощники мастера

2

6

Сначала нарисуем

3

7

Много и ровно

5

8

Работаем с тканью

5

9

Всего

33

Примерное планирование освоения основных технологических знаний и умений в 1 классе

Разметка:

- на глаз (свободным рисованием);

- сгибанием,

- по шаблону,

- по трафарету 

Выделение детали из заготовки:

- отрывание;

- резание ножницами

Формообразование

- сгибание,

- складывание,

- сминание,

- скручивание

Отделка:

- раскрашивание;

- аппликация;

- рисование и др.

Тематическое планирование

№ п/п

Тема урока

Кол-во уроков

Тип урока

Элементы содержания урока

Требования к уровню подготовки

учащихся

Вид контроля

Дата

Д/з

Предметные

Личностные

Метапредметные

план

факт

1

Что ты видишь вокруг

1

Экскурсия

Обогащение знаний и впечатлений об окружающей действительности.

Сбор и сушка природного материала

Уметь классифицировать предметы по признакам - природные и рукотворные

Знать:

- построение учебника;

- правила поведения ученика;

- названия растений, которые окружают ребёнка;

- что входит в понятие «природа»;

- отличия мира природного от мира рукотворного;

- роль и место человека в окружающем ребёнка мире;

- виды природных материалов.

Личностные:

1.Воспитание патриотизма, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России.

2.Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий.

3.Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов.

практический

2

Мир природы (как засушить листья)

1

Экскурсия

Природа в жизни человека

Знать:

- о разнообразии растений и животных природы;

- особенности природы разных уголков нашей страны;

- о бережном отношении к природе как источнику сырьевых ресурсов;

- о том, как использовать для сушки плоских изделий пресс.

текущий

3

Мир рукотворны(составляем осенний букет)

1

Комбинированный

Что сделано руками человека. Особенности разных профессий

Подготовка поделок к празднику "Прощай,осень"

Уметь различать, что сделано руками человека, а что создано природой

Знать:

- об умельцах-специалистах, которых называют мастерами;

- о профессии людей из ближайшего окружения ребёнка;

- разнообразие предметов рукотворного вида;

- общие правила создания предметов рукотворного мира;

- о выражении связи человека и природы через предметную среду, декоративно-прикладное искусство;

- об организация рабочего места, рациональном размещении на рабочем месте материалов и инструментов.

практический

4

Окружающий мир надо беречь

1

Экскурсия

Охрана природы. Зависимость природного мира от  человека

Знать правила поведения в природе. Уметь соблюдать правила поведения в природе.

Знать:

- о  силах  природы,  их  пользе и опасности для человека;

- о влиянии технологической деятельности человека на окружающую среду и здоровье;

- о бережном отношении к природе как источнику сырьевых ресурсов;

- об использовании форм и образов природы в создании предметной среды (аппликация).


практический

5

Кто какой построил дом, чтобы поселиться в нём?

1

Комбинированный

. Зачем животному и человеку нужно жилище

Знать, какое  животное  какое жилище строит, для чего людям и животным нужны жилища

Знать:

- для чего нужны норы зверям, гнёзда – птицам;

- какие дома строят люди;

- назначение и конструкции жилищ разных народов;

- особенности архитектуры жилища, материалов, используемых в изделиях, их форме и отделке.

практический

6

Если захочешь – сделаешь. Сделай свой класс чистым и красивым. Уход за комнатными растениями.

1

Урок-практикум

Знать:

- о видах домашних дел;

- как поддерживать чистоту в доме, в классе или во дворе;

- о хозяйственно-практической помощи взрослым;

- о том, как ухаживать за растениями и животными;

- как работать в малых группах.

Уметь выполнять общественные важные поручения по благоустройству города

практический

7-8

Подари сказку «Колобок»

2

рефлексия

Лепка сказочных персонажей из русской народной сказки «Колобок».

Разыгрывание сказки «Колобок»

Уметь работать с пластилином, сравнивать, организовывать рабочее место

Знать:

- что такое материал;

- виды пластических материалов;

- правильную организацию рабочего места и рациональное размещение необходимых материалов;

- последовательность практических действий.

текущий


9

Готовим праздник

1

рефлексия

Классный праздник

«День именинника»

Знать, чем порадовать именинника.

Уметь работать в коллективе

Знать:

- как накрыть праздничный стол;

- как помочь взрослым приготовиться к празднику;

- как правильно выбрать и подарить подарок;

- как организовать праздник;

- как безопасно использовать и хранить режущие инструменты;

- как подготовить материалы к работе.

4.Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.

5.Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.

практический

10

Пластилин-волшебник

1

Открытие нового знания

Что сделано руками человека

Знать, что сделано руками человека, для чего, из какого материала

Знать:

- разные виды материалов;

- как объединять предметы по общему признаку;

- конструктивные и декоративные особенности предметов быта;

- правильную организацию рабочего места и рациональное размещение необходимых материалов;

- последовательность практических действий.

практический

11

Какие свойства у разных материалов?

1

Открытие нового знания

Понятие «материал».

Классификация материалов. Свойства различных материалов.  Игра «Какой предмет лишний?»

Уметь классифицировать, исследовать свойства различных материалов

Знать:

- что такое деталь (составная часть изделия);

- что такое конструкция и что конструкции изделий бывают простыми и сложными, одно детальными и много детальными.

исследовательский, текущий

12

Как устроены разные изделия?

1

Открытие нового знания

Понятие «конструкция». Сборка и разбор конструкций. Способы развинчивания  и свинчивания деталей

Знать термин «конструкция».

Уметь разбирать на детали способом развинчивания  и свинчивания

Знать:

- виды конструкций изделий;

- инструменты и приспособления для работы с пластическими материалами;

- как осуществлять декоративное оформление и отделку изделия;

- как подготовить материалы к работе.

текущий

13

Изделие и его детали.

1

Открытие нового знания

Понятия: «одно детальные изделия» и «много детальные изделия»

Уметь классифицировать предметы по конструктивным предметам

текущий

14

Как соединяют детали?

1

Комбинированный

Способы соединения деталей

Знать, с помощью чего можно соединить детали

текущий

15

Одинаков ли порядок изготовления изделий из разных материалов?

1

Комбинированный

Планирование своей работы

Уметь подбирать инструмент и материал. Знать этапы работы

текущий

17

Нужны ли нам бумага и картон?

1

Открытие нового знания

Свойства бумаги

Знать свойства бумаги.

Уметь работать с ножницами, действовать с опорой на памятку

6. Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.

7.Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных ситуациях, умений не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.

8. Формирование установки на безопасный и здоровый образ жизни



исследовательский, практикум

18

Как аккуратно наклеить детали?

Как клей сделать невидимкой?

1

Рефлексия

Способы наклеивания. Выполнение обрывочной аппликации

Знать способы наклеивания.

Уметь выполнять обрывочную аппликацию.

практический

19 - 20

Зачем  человеку нужны помощники? Твой главный помощник

1

Открытие нового знания

Понятия: «машины» и «инструменты»

Знать названия инструментов,   составные части ножниц,   технику безопасности при работе с  режущими инструментами.

исследовательский

21

Какие бывают аппликации?

1

Открытие нового знания

Вырезание деталей различной конфигурации

Знать технику безопасности при работе с ножницами.

Уметь вырезать детали из бумаги по собственному вымыслу, на основе фантазии в моделировании

практический

22

Какие ножницы у мастеров?

1

Рефлексия

Вырезание деталей различной конфигурации

Знать технику безопасности при работе с ножницами.

Уметь вырезать детали из бумаги по собственному вымыслу, на основе фантазии в моделировании

практический

23

Какие бывают линии?

Чем они помогают мастерам?

1

Комбинированный

Черчение линий различной конфигурации

Уметь различать и чертить линии различной конфигурации

Метапредметные:

1.Ориентироваться в учебнике по технологии.

Сравнивать учебник, рабочую тетрадь, объяснять назначение каждого пособия. Осваивать критерии изготовления изделия и навигационную систему учебника

(систему условных знаков).

Объяснять значение слова «технология», осуществлять поиск информации в словаре из учебника.

практический

24

Как нарисовать разные фигуры

1

Комбинированный

Плетение ниток. Аппликация из ниток

Знать приёмы плетения ниток на бумажной основе.  

Уметь выполнять аппликацию из ниток

исследовательский, практикум

25

Как точно резать ножницами по линиям?

1

Рефлексия

26-27

Шаблон

Как разметить круги, треугольники и прямоугольники?

2

1

Открытие нового знания/рефлексия

Обсуждение.  Разметка кругов для последующего наклеивания.

Знать термин «шаблон»;  приёмы наклеивания.

Уметь выполнять разметку по шаблону.

практический

28

Как правильно сгибать и складывать бумажный лист?

1

Открытие нового знания

Сгибание бумаги. Выполнение    цветочка  в технике  «оригами».

Знать приём сгибания как способ разметки.  

Уметь  работать  в  технике  «оригами».

творческий

29

Как из квадратов и кругов получить новые фигуры?

1

Рефлексии

30

Иглы и булавки.

Домики для иголок и булавок. Прямая строчка и её дочки.

1

Комбинированный

Повторение: свойства бумаги. Свойства ткани.

Знать:

- свойства бумаги и ткани;

- названия и назначение ручных инструментов (игла) и приспособлений (булавки), правила работы с ними;

- как безопасно использовать и хранить режущие и колющих инструменты (ножницы, иглы).

Исследовательский,   текущий

31

Учимся красиво вышивать.

Лента-закладка для книг.

1

Комбинированный

Соединение шаблонов  из ткани при помощи булавок и сшивания.

Выполнение прямой строчки

Знать различные виды игл,  их строение.

Уметь соединять детали разными  приёмами, работать по шаблону.

Уметь вдевать нитку в иглу, выполнять прямую строчку.

Знать:

- приёмы выполнения прямой строчки, перевивы;

- способы закрепления нитки на ткань;

- безопасное использование и хранение режущих и колющих инструментов (ножницы, иглы);

- правильную организацию рабочего места при работе с тканью;

- последовательность технологических операций при изготовлении и сборке изделия.

Исследовательский,   практикум

практический

32

33

Учимся беречь книги. Книжкина больница.

1

Комбинированный

Возможные повреждения книг.

Ремонт книг.

Соблюдение при работе безопасных приёмов труда.

Знать:

- варианты ремонта книг;

- правильную организацию рабочего места при работе с бумагой;

- соблюдение при работе безопасных приёмов труда

практический


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по технологии для 1-4 класса разработана на основе авторской программы Е.А.Лутцевой, Т.П.Зуевой . КТП по технологии для 4 класса.Школа России.

    Рабочая программа по технологии для 1-4 класса разработана на основе авторской программы Е.А.Лутцевой, Т.П.Зуевой по технологии (Сборник рабочих программ. – М.: Просвещение, 2014)...

Рабочая программа по технологии для 1 класса разработана на основе авторской программы Е.А.Лутцевой, Т.П.Зуевой по технологии (Сборник рабочих программ. – М.: Просвещение, 2015)

Рабочая программа по технологии для 1 класса разработана на основе авторской программы Е.А.Лутцевой, Т.П.Зуевой по технологии (Сборник рабочих программ. – М.: Просвещение, 2015)  в соответствии с...

Рабочая программа по технологии 3 класс на основе авторской программы Н.И.Роговцевой, Н.В.Богдановой «Технология. 1-4классы»

Рабочая программа по технологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, примерной программы начального общего о...

Рабочая программа по технологии 1 класс программа "Перспектива" с КТП на основе авторской программы Н.И. Роговцевой «Технология» УМК «Перспектива».

Рабочая программа разработана в соответствии с законом «Об образовании РФ», с основными положениями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, ...

Рабочая программа по технологии по обновлённым ФГОС, 1 класс. Создана в конструкторе рабочих программ

Рабочая программа по технологии для 1 класса по обновлённым ФГОС. Выполнена в конструкторе рабочих программ....

Рабочая программа по технологии по обновлённым ФГОС, 2 класс. Создана в конструкторе рабочих программ

Рабочая программа по технологии по обновлённым ФГОС, 2 класс. Создана в конструкторе рабочих программ...

Рабочая программа по технологии по обновлённым ФГОС, 3 класс. Создана в конструкторе рабочих программ

Рабочая программа по технологии по обновлённым ФГОС, 3 класс. Создана в конструкторе рабочих программ...