учебное занятие для младшего школьного возраста по теме "Мир бумаги"
план-конспект занятия по технологии (1 класс) по теме

Милых Лариса Ивановна

Вводное занятие к разделу "Бумагопластика" знакомит обучающихся с историей возникновения письменности и бумаги в частности, направлено на формирование умения анализировать предложенные образцы и формулировать выводы. Учебное занятие разработано по современным требованиям в системе дополнительного образования с учетом Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Из истории бумаги Как и на чем писал древний человек

Слайд 2

Первые рисунки человека

Слайд 3

Чем рисовал человек? Углем из костра Веточкой измазанной сажей

Слайд 4

Глина –тоже материал для письма клинопись

Слайд 5

Писали даже на бересте

Слайд 6

А в древнем Египте на….папирусе писец

Слайд 7

И только в древнем Китае…. Старый мастер Цай-Лунь придумал, способ делать бумагу, это было 3 тысячи лет назад



Предварительный просмотр:

Конспект учебного занятия

По теме  «Мир бумаги»

Цель: Формирование умений исследовательской деятельности в процессе

знакомства обучающихся с историей изобретения бумаги.

Задачи: -  формировать умение анализировать в процессе рассмотрения предложенных образцов;

-осваивать форму работы в группе;

-совершенствовать коммуникативные умения;

- учиться строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте.

Планируемые результаты:

Обучающиеся узнают:

- какие материалы использовали люди вместо бумаги;

- какими предметами писали люди;

- когда и где появилась бумага.

Получат опыт:

- бесконфликтного общения в группе;

- группового обсуждения, игрового взаимодействия;

 - проведут сравнительный  анализ предложенных образцов.

Образовательная форма занятия: опытно-экспериментальное действие.

Учебно-методическое обеспечение: Презентация;

 Набор инструментов и материалов (береста, заострённая палочка, уголёк, краска, карандаш); таблица  к игре «Чем и на чем писал древний человек»; лист самооценки; иллюстрации  ( растение папирус, китайская фанза, рисунки наскальной живописи).

Планируемые результаты учебного занятия

Что нового узнает обучающийся на учебном занятии?

-какие материалы использовали люди вместо бумаги;

 - Что для письма использовал человек;

- когда и где появилась бумага.

Опыт, какой практической деятельности получит? (Что будет делать?)

В процессе учебной деятельности обучающиеся получат опыт:

- бесконфликтного общения в группе;

- группового обсуждения, игрового взаимодействия;

 - проведения сравнительного анализа образцов в процессе игрового взаимодействия;

- практического использования различных предметов для письма;

- заполнят таблицу по результатам проделанной работы

Как мы поймем, что планируемые результаты достигнуты?

-групповое взаимодействие осуществлялось без ссор, дружно;

-проведен сравнительный анализ в процессе игры на предложенных образцах;

-заполнена таблица;

- сделаны выводы.

Организационно-мотивационный этап.

Способы организации деятельности обучающихся

Содержание деятельности обучающихся

1.Организация коллективного просмотра презентации: слайд №2- наскальные рисунки древних людей;

слайд №3 – чем рисовал человек

2.Постановка учебной задачи

-Как вы думаете, на чем были сделаны эти рисунки?

Правильно на камне, но люди тогда еще не умели писать, но уже умели рисовать, так первобытный человек старался отразить (запомнить) главные события своей жизни (охоту, военные походы), А чем сделаны эти рисунки? (сажей, углем)

-А чем и на чем мы сейчас с вами  пишем?

3. На занятии мы с вами узнаем, как человек совершенствовал свое умение писать, и что ему для этого было нужно. Кто первым в мире изобрел бумагу.

1. коллективно рассматривают слайд

2. Думают,

формулируют ответы на вопросы, заданные педагогом

коллективно обсуждают, выносят решение

3Размышляют и принимают учебную задачу

Контрольно-оценочная деятельность педагога

наблюдение

Учебно-дидактическое обеспечение иллюстрации  ( растение папирус, китайская фанза, рисунки наскальной живописи); презентация.

Этап организации учебной деятельности

Способы организации деятельности обучающихся

Содержание деятельности обучающихся

1.предлагает обучающимся  коллективный просмотр презентации (информация)

(слайд№4) Что мы видим на этом слайде?

На  этом материале без усилий можно оставлять отпечаток, след, и такой материал был у людей прямо под ногами ЧТО ЭТО? Да это

-глина , здорово придумано писать на сырой глине,  брали комок сырой глины, помещали в деревянную рамочку, разравнивали рукой и готово, пиши, а потом такую табличку сушили прямо на солнце и её можно было посылать адресату, появился даже специальный инструмент, который назвали СТИЛО

(слайд №5) В древней Руси, вместо глины использовали более легкий материал. Какой? Подумайте. А писали на березовой коре (бересте) , такие письма сохранились до наших дней ученые называют их «Берестяными грамотами». И инструмент каким выцарапывали письмена, называлось ПИСАЛО.

(слайд №6) В древнем Египте писали на папирусе - это растение зовут еще тростником. Оно очень высокое, его стебель разрезали на полоски, полоски склеивали между собой, тростник был длинным и поэтому листы писчего папируса, тоже были длинными, на нем писали палочкой или кисточкой черной или красной краской, потом папирус сворачивали в трубочку и получался свиток.

 -А легко ли было людям писать на таких материалах?

2. Создать общее поле деятельности:

- предложить сыграть в игру;

 -произвести деление на группы (вытащите из конверта карточку группы и соберитесь за одним из рабочих мест);

3.Чтобы провести игру нам нужно составить таблицу ( в левом столбике таблицы перечислить материалы на которых писал человек до изобретения бумаги, в верхней строке таблицы перечислить предметы, которыми человек писал).

4.Организует обсуждение критериев  оценки ,  чтобы понять степень сложности работы с разными материалами, нам нужно разработать критерии оценки.

Разработать критерии оценки :

+ легко ( следы от инструмента остаются при легком нажатии, видно хорошо);

 - трудно (при сильном нажатии остается слабый след, еле заметны);

 +_ не очень трудно (следы остаются при среднем нажатии, следы от инструмента видны)

 

5. Дидактическая игра «Чем и на чём можно писать?».

Цель: Формирование представлений обучающихся о видах письма до изобретения бумаги.

 Задачи: Расширить сенсорный опыт обучающихся; активизировать любознательность;

 провести сравнительный анализ в ходе игры рассмотрения предложенных образцов.

Ход игры: предложить обучающимся опытным путем выявить, какими инструментами и на каких материалах можно писать.

Раздается по набору : брусок пластилина(глина), палочка, кусочек бересты, уголек, мел, карандаш.

Предложить написать любое короткое слово  на камне камнем, палочкой, угольком. На пластилине (глине) камнем, палочкой, угольком; На бересте разными инструментами.

Предложить проанализировать степень сложности работы на имеющемся материале и ответить на вопросы:

1.На каком из имеющихся материалов легче всего писать, и каким инструментом?

2. Какой  материал вызовет затруднение при письме? Какой  инструмент будет удобно использовать при работе с этим материалом?

3. На каком материале из имеющихся можно писать всеми инструментами? 

Занести результаты исследований в таблицу.

Теперь мы с вами знаем, как и на чем писали люди до изобретения бумаги.

Опытно-экспериментальное действие.

6.Физкультминутка: Самолет построим сами (руки раскинуты в стороны)

Понесемся над лесами (обернуться вокруг своей оси )

Понесемся над лесами (кружимся возле товарищей)

А потом вернемся к маме (руки опустить и встряхнуть кистями)

7. Сообщает  учебно-познавательную информацию (слайд № 7)  Вот мы с вами и долетели до страны которая зовется древний Китай, почему спросите вы он древний. Да потому, что бумага была изобретена 1800 лет назад. Старый китайский мастер Цай-Лунь , сделал деревянную рамку и оплел ее тоненькой сеткой из шелковых ниток, потом долго варил какие-то растения на маленьком огне, затем добавил белой глины и клея, перемешал и все это варево осторожно вылил на сетку. Вода пролилась и на сетке остался тонкий белый слой. Цай-Лунь положил сверху лоскут сукна, перевернул сетку – на сукне оказалась белая масса. Она высохла на солнце и мастер осторожно взял ее в руки. Это был первый в мире лист бумаги. Бумага была удобна и легка на ней можно рисовать и писать кисточкой, складывать.

8. Практическое задание. На каждую группу выдается  инструкционная карта по сборке самолета в технике оригами. Предлагается опираясь на схему сложить самолетик .

 Проговариваются действия отмеченные в инструкции: внимательно прочитай, соблюдай порядок действий, аккуратно складывай. 

Слушают, отвечают на заданные вопросы.

Обучающиеся осуществляют деление на группы

Уточняют и принимают инструкцию по работе с таблицей, составляют таблицу

Работают дружно. Обсуждают и принимают критерии оценки

Слушают и принимают игровую инструкцию, уточняют, вид деятельности и способ группового взаимодействия

Участвуют в исследовании раздаточного материала,  заполняют таблицу.

Отвечают на вопросы

Делают выводы, анализируют, активно обсуждают полученные результаты, заносят результаты в оценочную таблицу

Осуществляют

комплекс упражнений  для расслабления.

Слушают, запоминают

Рассматривают схему,  внимательно читают, обсуждают последовательность действий, производят сборку самолета. Оказывают помощь друг другу внутри группы.

Контрольно-оценочная деятельность педагога

- оценка активности   в составлении таблицы, в выработке и принятии критериев;

- оценка игрового взаимодействия в процессе выполнения задания;

- готовность обучающихся оказать помощь друг другу в момент затруднения при выполнении задания;

Учебно-дидактическое обеспечение: презентация, инструкционная карта по сборке самолета;

Рефлексивный этап (подведение итогов учебной деятельности)

Способы организации деятельности обучающихся

Содержание деятельности обучающихся

1.Педагог организует и проводит групповую рефлексию. Вопросы:

- Что мы с вами узнали на занятии?

- Каким способом мы это узнавали?

- Для чего нам понадобились КРИТЕРИИ?

- Получили мы ответ на вопрос, как и на чем писали люди до изобретения бумаги ?

2.В заключение занятия мы с вами сыграем в игру «Выше-дальше» педагог предлагает  запустить сделанные самолеты  и понаблюдать какой самолет пролетит дальше и выше других. Игра проходит в быстром темпе.

3. оцените свое действие в группе и заполните лист самооценки

Озвучить слова одобрения

 А сейчас все дружно скажем: Мы! МОЛОДЦЫ! И похлопаем в ладоши.

Звучат слова прощания и дается задание на следующее занятие.

1.Активно принимают участие в подведении итогов проделанной работы

2. Принимают активное участие в групповой игре

3. осуществляют самооценку деятельности, заполняют лист самооценки

Контрольно-оценочная деятельность педагога

- оценка групповой деятельности обучающихся

-оценка коммуникативных умений;

Оценочная деятельность обучающихся: Самооценка деятельности в группе

Учебно-дидактическое обеспечение

- вопросы для групповой рефлексии

- лист самооценки для детей



Предварительный просмотр:

         

камень

палочка

уголь

камень

глина

береста

Чем и на чём писал древний человек


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование учебной мотивации в младшем школьном возрасте

К концу младшего школьного возраста у учащихся необходимо сформировать, хотя бы в первом приближении, учебно-познавательный мотив-интерес не только к новым знаниям и даже не только к общим закономерно...

«Проблемы развития учебной мотивации в младшем школьном возрасте»

В статье выявлены проблемы учебной мотивации в младшем школьном возрасте.даны советы  как ее повысить....

Тема исследования: Самооценка как фактор успешности учебной деятельности детей младшего школьного возраста.

Самооценка - это оценивание самого себя, свои силы, возможности и умения, которая в разных ситуациях проявляется по-разному....

Формирование регулятивных универсальных учебных действий детей младшего школьного возраста

Раскрытие понятий "универсальные учебные действия" и "регулятивные универсальные учебные действия", описание способов диагностики регулятивных УУД, а так же путей формирования....

статья по теме: ОПРЕДЕЛЕНИЕ УРОВНЯ СФОРМИРОВАННОСТИ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

В статье рассматриваются подходы к диагностической работе с детьми, имеющими задержку психического развития в условиях массовой школы, а также описываются результаты диагностической работы по исследов...