Основы художественной обработки разных материалов. Изготовление из пластилина филимоновской игрушки.
план-конспект урока по технологии (3 класс) по теме

Скитер Светлана Юрьевна

Урок по технологии в з классе. Содержит конспект урока по изготовлению филимоновской игрушки.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_lepka_filimonovskoy_igrushki.docx55.98 КБ

Предварительный просмотр:

Тема. Основы художественной обработки разных материалов. Беседа «Русская глиняная игрушка». Изготовление из пластилина  филимоновской игрушки.

Цели урока.

•        Образовательный аспект: продолжить знакомство с народным творчеством, познакомить с новыми способами выполнения некоторых деталей.

•        Развивающий аспект: продолжить развитие образного мышления, художественного вкуса, умения наблюдать и анализировать; совершенствовать навыки культуры труда; продолжить развивать самостоятельность в получении нужной информации.

•        Воспитательный аспект: учиться художественному видению окружающего мира, воспитывать умение видеть прекрасное в окружающем мире, расширить кругозор и чувствовать красоту, желание создавать эстетические изделия.

Предварительная подготовка. Нескольким учащимся заранее даются темы сообщений о народных промыслах: дымковская, абашевская, каргопольская,  филимоновская  игрушка. Ребята готовят сообщение, стихи, иллюстрации.

ХОД УРОКА

I. Организация урока.

1. Подготовка рабочего места

-Проверьте, все ли необходимое  для урока лежит  у вас на парте.

-Садитесь.

2. Постановка темы, цели, задач урока.

– Прежде чем мы начнём выполнять работу, давайте вспомним пословицы о труде.

 – «Без труда …».

(Всякое дело требует усилий; без усилия, старания никакого дела не сделаешь).

– «Терпенье и труд…».

(Терпение и настойчивость в работе победят все препятствия).

-Объясните смысл каждой пословицы.

-Как вы думаете, какая пословица нам сегодня поможет в работе?

-Докажите. Почему?

( Правильно, у кого-то может не сразу получиться работа. Поэтому нужно проявить терпение).

II. Объяснение нового материала.

-Сегодня на уроке мы с вами  станем мастерами-игрушечниками.

-А игрушки мы с вами будем лепить  из пластилина.

1. Повторение

Издавна многие города и сёла России славились изделиями своих  гончаров.

На доске вывешивается слово «ГОНЧАР».

-Как вы думаете, кто такой ГОНЧАР?

-Кто может объяснить значение  этого слова?

(Мастер, изготавливающий глиняную посуду, керамику).

-А, Лена Макаренкова  хочет  загадать вам загадку.

-Отгадайте, что являлось главным материалом для работы этих мастеров.

В земле скрывается,

В руках преображается,

Огнём закаляется,

В посуду превращается. (Глина).

-Правильно.

-Для того чтобы мы с вами вспомнили о некоторых глиняных игрушках, а с некоторыми познакомились , ребята нашего класса подготовили для вас сообщения.

-Лепить из глины люди начали давным-давно. В основном этим ремеслом занимались мужчины. Из глины они лепили различные  сосуды. Станет мастеру скучно делать горшки, возьмёт да и слепит что-нибудь эдакое, потехи ради. Постепенно глиняная игрушка стала самостоятельным промыслом керамистов-игрушечников.

Глиняная игрушка – это особый вид народного творчества. Её лепила повсюду, где занимались гончарным мастерством. Глиняных игрушек бытовало великое множество, самых разнообразных, в разных регионах были свои особенности изготовления глиняных игрушек - в зависимости от местных традиций, местной глины.

-Я хочу вам рассказать о дымковской игрушке.

(На доске вывешивается слово «Дымковская игрушка»)

Среди современных русских глиняных игрушек самой большой известностью и популярностью пользуется дымковская (в прошлом вятская) игрушка. Это фигурки высотой в среднем 15—25 см, разукрашенные по белому фону многоцветным геометрическим орнаментом из кругов, горохов, полос, клеток, волнистых линий, яркими красками, часто с добавлением золота. Традиционными и постоянно повторяющимися в дымковской игрушке являются всадники, петухи, женские фигуры.

Дымковские индюки и кони реальны и фантастичны в одно и то же время. Индюк с пышным веерообразным хвостом, конь в ярко-синих яблоках-кругах, у козла красные с золотом рога. Во всех этих наивных и красочных образах так и видятся присущие русскому народу простодушие, удаль, оптимизм, ,сказочности

-А я вам расскажу о каргопольской игрушке.

 (На доске вывешивается слово «Каргопольская игрушка»)

Продолжается в наше время жизнь традиционного искусства народной глиняной игрушки в Каргопольском районе Архангельской области, где работает несколько мастеров. Центром промысла была Д. Гринево, где проживали мастера, И. В. Дружинин и У. И. Бабкина. В музеях хранятся игрушки, созданные в 1935—1940 гг. Это по-крестьянски мощные, коренастые фигуры людей, а также стоящие подобно людям, на двух ногах олени, медведи, птицы - то ли сказочные персонажи, то ли изображения ряженых.  Каждый персонаж показан в действии: одни несут сосуды, другие играют на гармошке или на рожке, мужчина курит, развалясь в кресле. Цветовое решение этих игрушек очень красиво и необычно. По предварительной побелке они раскрашены желтой, розовой, серой, сиреневой, бирюзовой, коричневой, черной матовыми гуашевыми красками в изысканных сочетаниях. Геометрический белый или черный орнамент из кругов, прямых и косых крестов, полос, штрихов, овалов похож на древние знаки. Пятнами, полосами, штрихами намечены формы одежды, черты лица. Все образы полны большой жизненной силы и внутренней значительности, выглядят непринужденными и самоуверенными.

-Я расскажу вам об абашевской игрушке.

(На доске вывешивается слово «Абашевская игрушка»)

Большую популярность приобрела в последнее время.ранее забытая абашевская игрушка. Известность, которую приобретает промысел, связана с именем Лариона Зоткина, талантливого мастера из села Абашево  Беднодемьяновского района Пензенской области. Зоткин автор  многих интересных игрушек: сказочных львов, причудливых собак, забавных медведей. Фигурки имеют удлинённое туловище с короткими, широко расставленными ногами и длинной изящной шеей. На маленькой, тщательно вылепленной головке выделяются глубоко процарапанные глаза. Головы козлов, оленей, баранов увенчаны изогнутыми, иногда многоярусными рогами.

Игрушки-свистульки раскрашены яркими эмалевыми красками — синими, зелёными, красными, в самых неожиданных сочетаниях. Отдельные детали, например, рога, могут быть расписаны серебром или золотом. Порой части фигурок остаются незакрашенными и резко контрастируют с броскими пятнами эмали. Обычные домашние животные под руками мастера превращаются в сказочных существ.

-Итак, ребята, мы с вами прослушали сообщения о дымковской, абашевской, каргопольской, игрушках. (В это время показываю  названия игрушек и вешаю название и картинки филимоновской игрушки).

-Посмотрите внимательно на доску. На ней мы видим название еще одной игрушки.

-Давайте прочитаем как она называется.

(Филимоновская)

-Кто знает, что это за игрушка? Кто может о ней рассказать?

-А у меня для вас сюрприз.

- Чтобы узнать что это за игрушка и где она появилась  мы с вами посмотрим видеосюжет.

(Видеосюжет о филимоновской игрушке)

-Итак, скажите, какими отличительными особенностями обладают филимоновские игрушки?

– Каким способом выполняют лепку филимоновских игрушек?

(Вытягиванием  из целого куска).

-Итак, вы прослушали сообщения и просмотрели видеосюжет о разных игрушках.

- Посмотрите внимательно на картинки и скажите, что общего и чем отличаются эти игрушки?

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

Солнце глянуло в окно,
Время отдохнуть пришло,
Надо всем нам дружно встать,
Раз – присесть, достать до пятки
И плечами покачать,
А затем, как на зарядке
Прямо и красиво встать,
Руки вытянуть пошире
И на месте поскакать,
На носок, потом на пятку
Физкультминутка – как зарядка!

3. Анализ образца

– А, теперь посмотрите внимательно на образец нашей игрушки.

Показ образца. 

-Какую особенность мы должны помнить при лепке нашей игрушки?

Сообщение темы урока.

-Вот сегодня на уроке мы с вами и поучимся лепить эту игрушку способом вытягивания.

-Давайте наметим план нашей работы.

3. Планирование работы

1.Разминаем пластилин.

2.Скатываем цилиндр.

3.Методом вытягивания и  отглаживания придаем пластилину форму игрушки.

-Я вам предлагаю вылепить свою игрушку.

-Прежде чем вы приступите  к выполнению работы давайте вспомним  правила безопасности при  работе с пластилином.

-Итак, в добрый путь.

III. Практическая работа

Овладение приёмом работы (по плану)

IV. Итог урока

 1.Демонстрация готового изделия

-Итак время, отведенное на изготовление игрушки подходит к концу. Заканчивайте работу.

 – Покажите свои игрушки.

 2.Практическое назначение изделия .

-Скажите, где бы вы использовали свою игрушку?

– В Сергиевом Посаде есть уникальный музей игрушки, в коллекции которого хранятся игрушки от самых древних до современных. И сейчас об этом мы с вами посмотрим  видеосюжет.

3. Оценивание работы.

-А сейчас каждый из вас  попробует самостоятельно оценить свою работу, используя критерии оценивания.

-Возьмите листки и ознакомьтесь  с критериями оценивания.

-У кого-нибудь есть вопросы.

-Тогда к делу.

-Встаньте те, кто себе поставил оценку 5,(4,3).

-Хорошо на перемене я поставлю вам эти оценки в дневник и в журнал.

Оформлять и раскрашивать игрушку мы будем на уроке рисования.

- Скажите, что нового вы узнали сегодня на уроке и чему научились?

-Что вам понравилось?

-Что не понравилось?

-Мне тоже очень понравилось то, как вы сегодня работали и отвечали на мои вопросы.

На этом наш урок закончен, благодарю всех за работу можете быть свободны.

Критерии: 

  • Правильность выполнения работы согласно полученному заданию .
  • Творческий подход к выполнению изделия.
  • Организация рабочего места.
  • Время, затраченное на изготовление изделия.

Оценивание:

«5» – когда выполнены все критерии;
«4» – с учётом тех же требований, но допускаются исправления и недочёты в работе;
«3» – если работа выполнена неаккуратно, но без нарушения конструкции изделия.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок технологии в 3-м классе "Художественная обработка материалов. Изготовление матрешки в технике папье-маше"

Урок технологии в 3-м классе "Художественная обработка материалов. Изготовление матрешки в технике папье-маше"...

" Художественная обработка различных материалов"

Урок-мастерская по технологии во 2 классе. На уроке представлена работа с бросовым материалом. Сопровождается презентацией экологическогосодержания. На уроке применяются групповые и индивидуальные фор...

Урок технологии 2-В класс Художественная обработка различных материалов. «Изготовление цветов из гофрированной бумаги. Верба».

Цель урока: расширение и закрепление знаний и умений по обработке бумаги; разметка, сгибание, резание и скручивание гофрированной бумаги; развитие творческой фантазии учащихся; воспитание чувств у...

Художественная обработка разных материалов. Рабочая программа для 2 класса.

Цель данного курса: создание условий для развития природных творческих способностей ребёнка средствами трудового обучения и формирование основ творческой личности. Программа кружковой работы раз...

Открытый урок по технологии в 3 классе. Тема: «Работа с разными материалами. Изготовление сувенира Баба Яга»

Тема: «Работа с разными материалами. Изготовление сувенира Баба Яга»Цель:Прививать знания, навыки, практические умения по работе с природными и другими материалами.Развивать эстетические чувства, позн...

Программа "Развитие навыков художественной обработки материалов"

Пояснительная записка  Какими дети рождаются, это ни от кого не зависит. Но чтобы каждый человек получил посильное развитие,  каждый  достиг максимально возможного уровня, нашёл занятие...