Конспект урока по технологии по программе Конышевой «Трудовое обучение». Работа с искусственными материалами. Конструирование цветов из бисера. Изделие – цветы из бисера.
план-конспект урока по технологии (2 класс) по теме

Михайлова Анна Николаевна

На данном уроке у ребят получатся очень красивые изделия из бисера - цветы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект урока по технологии

Программа Конышевой «Трудовое обучение»

2 класс

Работа с искусственными  материалами

Конструирование цветов из бисера

Изделие – цветы из бисера

Автор - составитель:

Михайлова А. Н.

Сыктывкар, 2010

Цель: сформировать умение составлять цветы из бисера с помощью приёма нанизывания.

Задачи:

1.Образовательные:

  • обучить приёмам создания цветов из бисера;
  • расширить знания и представления о разнообразных формах природы в декоративно-прикладных изделиях;
  • формировать умения читать и самостоятельно разрабатывать схемы деталей из бисера;
  • закрепить технику безопасности при работе с ножницами, с иглой, с клеем ПВА;
  • закрепить умение анализировать готовое изделие;
  • повторить свойство материалов (проволоки, бисера);
  • обобщить знания о цветах.

2. Развивающие

  • развивать чувства формы и цвета;
  • развивать интерес у детей  к данному виду деятельности;
  • развивать мелкую моторику рук и пространственное воображение;
  • развивать творческие способности;
  • развивать умение работать с энциклопедиями и справочниками;
  • развивать умение самостоятельно работать по плану;
  • развивать умение оценивать работу одноклассников и свою работу;
  • развивать устную речь при ответах.

3. Воспитательные:

  • воспитывать  самостоятельность;
  • воспитывать уважение к чужому труду;
  • способствовать воспитанию трудолюбия, уважения к своему труду;
  • воспитывать уважение к мнениям одноклассников;
  • воспитывать любовь к природе
  • воспитывать интерес к энциклопедиям и справочникам.

 Тип урока:

- по содержанию: работа искусственными материалами;

- по способу проведения: урок по изготовлению изделия;

- по цели: по формированию умений изготовлять цветы  из бисера;

- по структурной единице: простой;

- по форме организации учебной деятельности: индивидуальный;

- по познавательной деятельности: творческий.

Использованные методы:

-словесные (беседа, объяснение, рассказ);

-наглядные (демонстрация готовых изделий, демонстрация приемов работы, фотографий и иллюстраций);

-практические: практическая самостоятельная  работа.

Оборудование:

У учителя: учебник, крупные бусины, жёсткий шпагат для демонстрации работы, образцы изделий из бисера (выставка), фотографии и рисунки с изображением цветов разного вида, запись – Вивальди «Лето».

У учащихся: учебник, разноцветный бисер в коробочках, тонкая проволока (у каждого 5-6 кусков длиной около 15 см), зелёные нитки, клей ПВА, ножницы, небольшой лист миллиметровки (около 5х10 см), карандаш для выполнения схем, коробки для складывания лепестков.

   

Литература:

  1. Н.М. Конышева Чудесная мастерская: пособие по художественному труду для 2 кл. нач. школы.

  1. Н.М.Конышева Наш рукотворный мир (от мира природы – к миру вещей): учебное пособие по художественному труду для 2 кл. нач. школы, ЛИНКА-ПРЕСС.

  1. Н.М.Конышева «Трудовое обучение в начальных классах». – М.: «Дизайн», 1999, с. 10-15.

  1. Растительный мир Земли: Пер. с нем. / Под ред. Ф. Фукарека; перевод и предисл. Сладкова А.Н.  – М.: Мир, 1982. – Т. 1. – 136 с.

  1. Растительный мир Земли: Пер. с нем. / Под ред. Ф. Фукарека; перевод и предисл. Сладкова А.Н.  – М.: Мир, 1982. – Т. 2. – 184 с.

  1. Я познаю мир: Детская энциклопедия: Растения/ сост. Л. А.Багрова; Под общ. ред. О. Г. Хинн. – М.: ГКО «АСТ», 1997. – 512 с.

  1. Бабочки. Чудо на ладони. Цветы. Перевод с англ. С. Ильина. – М.: «АСТ – ПРЕСС», 1997, - с. 76.

Оформление доски

Инструменты и материалы:

  • Ножницы;
  • Бисер;

Зелёная нитка;

  • Проволока;
  • Клей ПВА.

Выставка работ

Выставка книг

Цветы из бисера

                               План:

  1. Выполняем лепестки

(по инструкции в учебнике на с.141):

– каждый лепесток проверяем,

– складываем лепесток в коробочку;

– проверяем.

2. Делаем тычинки (по инструкции в учебнике на с. 141).

3. Делаем листок (по инструкции

в учебнике на с. 142).

4. Обматываем стебель ниткой.

5. Соединяем детали.

6.  Цветок готов.

  1.  

Фотографии

Образец

(цветок из бисера)

                                                                                     

Этапы урока

Содержание урока

Примечания

I. Орг. момент

-Ребята, добрый день! Сейчас у нас урок технологии. Посмотрите друг на друга, улыбнитесь и назовите своего соседа по парте каким-нибудь ласковым словом (названием цветка), например, незабудочка, василёчек.

- Чем займёмся на уроке,  узнаете из беседы.

-Дежурные пройдут между рядами и проверят, все ли материалы и инструменты есть на парте.

Учитель проверяет наличие папок с инструментами и материалами.

II. Вступительная беседа

- Какие цветы вы знаете? (Маки, лютики, георгины, ромашки, пионы).

- Давайте вспомним, из каких частей состоит цветок. (Лепестки, стебель, листы).

-Молодцы! Но что еще есть у цветка?

- У цветка имеются тычинки, которые располагаются в центре цветка. Сколько их может быть у цветка? (3,7,10). Верно, их у разных цветов разное количество.

 -Ребята, а  лепестки у всех цветов одинаковые? (Нет). Чем они отличаются, например, у мака, розы, василька, ромашки? (Они разные по цвету, по форме, размеру).

 - Верно, чем еще отличаются? Посмотрите внимательно на розу и мак. (У розы много лепестков, у мака меньше). Да, цветы различаются также количеством лепестков.

- Какого цвета могут быть лепестки?  (Красного, белого, синего, розового,…).  Верно, они могут быть абсолютно разных цветов.

-Какой формы бывают лепестки? (Острые, широкие, округлые, тоненькие, длинные).

- Листики тоже разные у различных цветов. Они отличаются по форме, цвету, размеру, по количеству.

 - Ребята, как вы думаете, для чего мы вспоминали какие бывают цветы, вспоминали части растений, обсуждали форму, размеры лепестков? (Может цветы будем делать).

- Чтобы подтвердить или опровергнуть наше мнение, проверим по учебнику. Нам надо открыть учебник на с. 140 и прочитать заголовок  и текст рядом с изображением образца. (Дети: «Украшения из бисера. Что такое бисер, наверно, знают все? Это мелкие цветные бусинки из стекла или пластмассы. А знаешь ли ты, что из них можно сделать очень изящные украшення? Посмотри на те, что изображены здесь: они напоминают нам о лете, по которому мы все уже соскучились»). Теперь закройте учебники.

- Какие украшения из бисера можно сделать? (Цветы, украсить заколку, резинку, сделать брелок). Для чего делают украшения? (Для украшения комнат, каких-либо предметов).

- Вы, наверно, догадались, что мы сегодня будем конструировать? (Цветы из бисера).  Где можно использовать цветы из бисера? (Можно составить коллективный букет на конкурс, выставку, можно подарить маме, бабушке, для украшения комнаты).

- Какую поставим цель урока? ( Научимся составлять цветы из бисера).  Вы верно догадались. Молодцы! Вы как волшебники, сами смогли узнать тему урока.

- Ребята, если вы хотите узнать побольше о растениях, о цветах, то вы можете прочитать  в книге «Бабочки. Чудо на ладони. Цветы».  В этой книге можно узнать о развитии цветов, о частях растения, о насекомых, которые опыляют цветы.

Также о растениях можно узнать в детской энциклопедии. В ней много информации о растениях и о цветах.

В энциклопедии «Растительный мир Земли» в 2-х томах  можно узнать о растениях и цветах пустынь и полупустынь, лесов, высокогорий и арктической тундры и мирового океана. В энциклопедиях много цветных фотографий, рисунков, схем и карт. Здесь можно узнать о видах и ареалах растений.

Учитель на картинке у доски показывает части цветка или вызывает ученика к доске. Постепенно появляются названия частей цветка.

 На доске появляются фотографии этих цветов.

Подводящий к теме диалог

Ситуация с затруднением (выход на цель урока)

Постановка цели урока детьми

Одновременно с рассказом учитель демонстрирует книги, энциклопедии и показывает развороты с изображением цветов.

III. Анализ образца.

(первый лепесток на схеме)

- Откройте учебники на с.141. Рассмотрите изображение готового цветка и схему изготовления лепестка.

- Вы внимательно рассмотрели образцы? Из каких частей будет состоять цветок? (Лепестки, тычинки, стебель, листок).

-  Какие инструменты и материалы понадобятся нам для работы? (Бисер разноцветный, проволока или нитка).

- Верно. Любая проволока подойдёт? (Нет). Какая же понадобится? (Тонкая). Да, тонкая медная проволока (толщиной с нитку).

- Раз проволока толщиной с нитку, то она какая? (Хрупкая, может быстро поломаться). Значит, как с ней надо обращаться? (Аккуратно, легонько). Как надо обращаться с бисером? (Берём по одной штучке, чтобы не уронить, если упадёт – не найти). Не забывайте, что в рот бисер не берём.

- Как вы думаете, нитку какого цвета возьмём? (Зелёную). Почему? (Для цветов нужен зелёный цвет: стебли и листы зелёного цвета). Также нам понадобится клей ПВА. А для чего он понадобится, узнаете позже. Пусть это останется для вас маленьким секретом. Чем же мы будем резать нитку и проволоку? Что мы забыли? (Ножницы).

- Давайте проверим, все ли инструменты и материалы мы назвали? Откройте учебник на с. 140. Прочитайте  текст под изображением образца и посмотрите в ваших папках – всё ли у вас есть. (Дети читают: «Для работы, кроме разноцветного бисера, нам понадобятся: тонкая медная проволока (толщиной с нитку), зелёные нитки, клей ПВА  и ножницы. Проволоку нарежем по 10-25 см (в зависимости от величины лепестков)».  

-Все ли инструменты и материалы вы подготовили? (Да).

- Вспомним технику безопасности с ножницами. Как надо передавать ножницы? (Лезвия сомкнуты, кольцами вперёд). Можно ли махать ножницами и оставлять на краю парты? ( Нет, ножницы надо держать в чехле).  Не забываем и про то, что ножницы надо держать правильно, работать с исправным инструментом, т.е. лезвия должны быть заточены, шарнир не слабый и не тугой. Также ножницы надо использовать по назначению. Что это значит? ( Нельзя махать ножницами, баловаться).

- Каким инструментом мы будем использовать? (Иголку). Какие правила существуют при работе с иглой? ( Надо знать сколько иголок и в конце занятия проверить их количество). Молодцы! Назовите следующие правила. (Нельзя шить ржавой иглой. Ржавые и поломанные иглы надо складывать в бумагу. Нельзя вкалывать в одежду и класть в рот. Хранить иголки и булавки в игольнице. При шитье использовать следует напёрсток. Длина нитки должна быть равна обхвату локтя. Иглы использовать по назначению.).

- Что это значит? (Нельзя иглой баловаться, оставлять на парте без нитки, нельзя махать иглой).

- Повторим, какие материалы и инструменты нам понадобятся? (Зеленая нитка, бисер, проволока, клей ПВА, ножницы).

Учитель, работая по учебнику, задает подробные вопросы, направленные на анализ образца, материалы и инструменты, которые понадобятся при изготовлении цветка.

Подводящий диалог

IV. Планирование работы.

-  Чем же мы займёмся на уроке? (Попробуем составить цветок из бисера).

- Что необходимо сделать или составить, чтобы не забыть ни один этап работы? (Составить план).

- Верно.

- С чего же нужно начать работу? (С начала надо выполнить лепестки).

- Верно, по инструкции на с.141 выполним лепестки. Сколько лепестков должно получиться? (5).Почему 5? (Потому что цветок состоит из 5 лепестков).  Сложная ли схема выполнения? Она простая и наглядная: бусинки располагаются строго по рядам, каждый ряд нанизывается сначала на один конец проволоки, затем закрепляется другим.

-После выполнения каждого лепестка надо проверить, хорошо ли затянута проволока в каждом ряду и сравнить свой  лепесток со схемой.

- Ребята, вы будете составлять цветок одной и той же формы, что дана в учебнике на с. 141, а цвет и размер бисера вы выбираете сами, также количество тычинок и лепестков вы решаете сами, сколько их будет.

- Когда лепестки будут готовы, что с ними сделаем? (Готовые лепестки складываем в коробочки, которые стоят на парте). А когда будут готовы все лепестки, что с ними необходимо будет сделать? (Соединить все лепестки вместе к стеблю).

-Что сделаем следующим шагом, когда лепестки будут готовы? (Нужно выполнить тычинки).

- Верно. Когда будут тычинки готовы, что далее надо сделать? (Соединить все детали в цветок).

- Все, цветок готов? (Нет). Чего не хватает? Посмотрите на с. 142. (Листочка).

- Так. Как сделать   листочек? По какой схеме? (По той, которая дана на с. 142).  

- Какой у цветка стебель? (Зелёный). А наша проволока какого цвета? (Коричневая). Что нужно сделать с проволокой, чтобы она стала зелёной? (Обмотать ниткой).

- Обматываем стебель зеленой ниткой, предварительно смазав стебель из проволоки клеем  ПВА.

- Теперь цветок готов? (Да)

- Теперь, после того как мы обсудили с вами этапы работы, что нужно сделать? Что мы забыли?  (Мы забыли план работы!!!).

- Что теперь нам делать? Не унывайте, сегодня за вас составила план работы я. Давайте проверим, правильно ли он составлен, вдруг в нём есть ошибки.

 

                               План:

  1. 1. Выполняем лепестки (по инструкции в учебнике на с.141):
  2. а) складываем лепесток в коробочку;
  3. б) проверяем,
  4. в) составляем каждый лепесток.
  5. 2. Делаем тычинки (по инструкции в учебнике на с. 141).
  6. 3. Делаем стебель. Обматываем стебель зелёной ниткой.
  7. 4. Делаем листок (по инструкции в учебнике на с. 142).
  8. 5. Цветок готов.
  9. 6. Соединяем все детали.

- Правильный ли план?  (Нет).  Почему вы так решили?

-  Давайте прочитаем 1 пункт плана. Лена, выйди к доске и объясни, правильно или есть ошибки. (Надо поменять местами пункты а, б, в – составляем каждый лепесток, затем проверяем, затем складываем в коробочку). Теперь верно? (Да).

- Прочитайте 2 пункт. Верно ли? (Да). Почему? (После лепестков делаем тычинки).

- Прочитайте 3 и 4 пункты. Верно ли? (Да). Почему? (Сначала делаем стебель, потом лист).

- Прочитайте 5 и 6 пункты. Они правильно расположены? (Нет). Почему вы так решили? (Сначала надо соединить все детали, потом проверить). Дима, поменяй эти пункты местами.

- Теперь план верный? (Да).

- Как мы будем оценивать наши работы? Какие критерии выберем? Сегодня я вам помогу – критерии будут следующие:

  • новаторство;
  • отличный внешний вид;
  • правильность выполнения.

- Что значит «новаторство»? (Что-то новое, необычное). Отличный внешний вид – это что? (Хорошо, аккуратно выполнено).

Кому сможем поставить «5»? (Цветок получился правильно, т.е. не забыта ни одна его часть. Все сделано аккуратно. Добавлено что-то своё). За что можно будет поставить «4»? (Цветок получился правильно, но не совсем аккуратно).

Показ изготовления цветка из бисера учителем у доски поэтапно.  Дети следят за действиями учителя.

Учитель параллельно демонстрирует приём работы на большом макете, используя крупные бусы и шпагат вместо проволоки.

У детей учебники открыты на с. 141. Учитель обращает внимание на простоту и наглядность схемы: бусинки располагаются строго по рядам, каждый ряд нанизывается сначала на один конец проволоки, затем закрепляется другим.

Подводящий диалог

Ситуация с удивлением

Учитель вывешивает на доске готовый план работы. Дети совместно с учителем обсуждают его.

Ситуация с затруднением

Дети выходят к доске и объясняют.

V. Практическая самостоятельная работа

- Мы с вами подробно обсудили, как конструировать цветок. Теперь ваша задача - сконструировать цветок из бисера. Кому понадобится моя  помощь - обращайтесь

. Теперь приступайте к работе.

Проверка учителем готовности детей. Дети выполняют работу, опираясь на план, учитель в это время ходит по рядам и подсказывает, направляет детей.

Во время работы тихонько звучит музыка - Вивальди «Лето».

VI. Подведение итогов.

- Заканчиваем работу. Убираем с парты мусор в мусорное ведро, материалы и инструменты убираем в папку, ножницы в чехол, иголку аккуратно втыкаем в подушечку.

- Молодцы! Все аккуратно убрали свои рабочие места. Сейчас на специально приготовленном стенде мы закрепим ваши цветы и у нас получится целая клумба с цветами.

- Посмотрите на ваши работы. Какие цветочки получились наиболее интересными и выразительными, непохожими на другие, то есть оригинальны? Кто смог раскрыть красоту формы, а также аккуратность? У кого работа получилась очень хорошо, кто выполнил все требования к работе?  Посмотрите, кому мы сможем поставить «5»? «4»?  Почему?

- У кого работа сегодня не заладилась, что-то не получилось, что не успели, то можно дома исправить, добавить то, что не успели и на следующем уроке мне показать.  

- Какой этап работы вам показался сложным? Какими знаниями, умениями овладели? Для чего нужны эти знания, умения? Где они могут пригодиться? Где можно использовать этот приём работы?

- Как вы можете оценить свою работу? Свою активность, помощь однокласснику?

- Можно ли с помощью новых приёмов создать цветок из бисера с другой формой лепестков и листьев?

- Чем мы занимались на уроке? (Конструировали цветы из бисера). Вам понравилось? Что лучше всего у вас получалось?

- Как вы думаете, что можно получить, если сделать несколько таких цветов с помощью нового приёма? (Украшение, панно, картину).

- На следующем уроке мы продолжим работу с бисером. Вы попытаетесь самостоятельно составить схему лепестка и создать свой цветок.

- Урок окончен. Молодцы!

Дети убирают свои рабочие места, учитель строго следит за этим.

У доски учитель и дети организуют выставку.

Дети представляют свои работы. Учитель с детьми выставляет оценки.

Учитель ещё раз обращает внимание детей на мысли, что мастер учится у природы и что красота и разнообразие её форм помогают художнику создавать свои произведения.

Resource id #1936

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по технологии "Аппликация. Цветы."

Конспект урока по технологии "Аппликация. Цветы.". Выполнение работы в технике "аппликация" к 8 марта....

Конспект урока по изобразительному искусству Тема: « Цвет как средство выражения. Теплые и холодные цвета».

Знакомство с цветом как средством выраже­ния, научить составлять теплые и холодные цветовые гаммы....

Конспект урока по технологии на тему: "Цветы. Квиллинг"

Конспект урока по технологии на тему: "Цветы. Квиллинг" (3 класс)...

Конспект урока по ИЗО 2 класс. Цвет как средство выражения. Мягкие и яркие цвета.

Конспект урока по ИЗО по теме:«Цвет как средство выражения. Мягкие и яркие цвета.»...

КОНСПЕКТ УРОКА ПО ТЕХНОЛОГИИ Тема: «Посуда». Изделие: «Корзина с цветами» 2 класс УМК "Перспектива"

КОНСПЕКТ УРОКА ПО ТЕХНОЛОГИИТема: «Посуда».Изделие: «Корзина с цветами». Цели деятельности учителя: - формирование с учащимися понятия «плетение»; формирование...

Конспект урока по изобразительному искусству. Тема: «Цвет как средство выражения. Теплые и холодные цвета» (3 класс)

Тема: «Цвет как средство выражения. Теплые и холодные цвета».Цели деятельности учителя: знакомство с цветом как средством выражения, формирование у учащихся представления о теплы...

Конспект урока по теме «Ритм линий, пятен, цвет, пропорции- средства выразительности. Ваза с цветами» ( УМК «Школа России» , 2 класс)

Цели деятельности учителя: формирование умения у обучающихся создавать картину ваза с цветами.Планируемы результаты:Предметные:- знать, что такое «ритм линий, пятен, цвет, пропорции»;- уме...


 

Комментарии

Поляков  Иван Александрович

Лучший конспект на ту тему)) а главное все доступно расписано)) спасибо Вам

Михайлова Анна Николаевна

Спасибо большое!