Урок технологии. Тема: Лепка по мотивам филимоновских глиняных игрушек
план-конспект урока по технологии (3 класс) по теме

Мамышева Ирина Юрьевна

Перед современной системой образования стоит задача приобщения новых поколений к исторической памяти народа, а значит – и сохранение ее в наших детях. Знание традиционного наследия необходимо каждому народу. Наше прошлое – это фундамент стабильной, полнокровной жизни в настоящем и залог плодотворного развития народа в будущем. Осознавая и общие человеческие ценности, и самобытность народной культуры, надо отчетливо понимать, что приобщение детей к исторической народной памяти имеет своей целью не бездумное возвращение к прошлому народа в его изжитых конкретно-исторических формах, а напротив, оно должно обеспечить жизнеспособность человека и народа на современном этапе и в будущем. Для этого требуется и бережное сохранение уже сформировавшихся традиций, и их творческое переосмысление в новых условиях, и создание нового.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_tekhnologii.docx22.57 КБ

Предварительный просмотр:

Урок технологии (2 часа)

Тема: Лепка по мотивам филимоновских глиняных игрушек

Задачи: расширять и уточнять знания учащихся о народных промыслах; совершенствовать приемы лепки сложной фигуры из целого куска глины; обогащать и закреплять приемы восприятия; воспитывать любовь к народной игрушке.

Оборудование: образцы глиняных игрушек (филимоновских, дымковских, каргопольских и др.), таблица методической последовательности лепки глиняных игрушек-животных в традициях филимоновских мастеров)

Ход урока

I   Организационный момент

  1. Проверка готовности учащихся к уроку.
  2. Объявление темы и задач урока.

II.   Работа по теме

  1. Вводная беседа

Любой природный материал – глина, дерево, жесть – красив. Но красота его открывается не всем людям, а лишь чутким и внимательным, в руках которых эти материалы говорят на языке красоты. По всей стране живут такие люди – это художники-умельцы. В их руках происходят удивительные превращения природного материала в изделия, с которыми мы с вами, познакомимся сегодня. Места, где живут эти художники, называются центрами народных промыслов. Таких центров существует много, а мы с вами познакомились пока лишь с тремя – теми, где делают глиняную игрушку, - Дымково, Абашево, Филимоново.

  1. Знакомство с глиняными игрушками:

а) с дымковскими:

Среди современных русских глиняных игрушек самой популярной является дымковская; ее ласково и нежно называют «дымка», потому что делают ее в заречной слободе Дымково в городе Кирове, что стоит на высоком берегу реки Вятки.

Зимой слобода в дыму оттого, что топятся печи, а в пасмурные дни стелется туман от речки – отсюда и название Дымковская слобода, и игрушки также именуются дымковскими. Жители этой слободы все от мала до велика, лепили глиняную игрушку к весенней ярмарке.

  • Давайте и мы посмотрим на эти игрушки. Чем они похожи друг на друга?  (Белым фоном.) Если дети затрудняются ответить на этот вопрос, можно сформулировать вопрос по-другому:
  • Как вы думаете, какой краской сначала покрывают каждую игрушку? (Белой.)
  • Правильно, белой, оттого что лепили их  чаще всего зимой,  когда  вокруг было белым-бело. В тех местах зима длинная и снега много. Сидит мастер у окна, видит вокруг все в снегу, и хочется ему сделать игрушку такой же белой, чистой. Но ведь игрушки делались к празднику, поэтому они должны быть яркими и нарядными.
  • Какими еще красками раскрашены игрушки? (Дети называют цвета.)
  • Посмотрите, какие узоры вы видите на игрушках. (Полосочки,   клеточки, кружочки.)
  • Нравятся вам эти игрушки? Кому какая игрушка нравится больше всех?  Почему? (Маленькие, добрые, веселые, красивые, радостные и т.д.)

б) с абашевскими игрушками:

  • А теперь познакомимся с удивительными работами мастеров-художников из села Абашево Пензенской области. Посмотрите, это олени, львы, козлики, бараны, петушки. Это игрушки добрые, радуют всякого, кто смотрит на них. Такие игрушки еще называют поливными, так как они полностью покрашены краской одного цвета и обязательно украшены золотой или серебряной краской, а шерсть на игрушках изображают маленькими лепестками, чешуйками, кудряшками. У многих животных рога разной формы: у коровы кроткий нрав, вся она большая и медлительная, отсюда и рога у нее округлые, а у известных на селе драчунов – козла и барана – рога острые, как сабли.

в) с филимоновскими  игрушками:

  • А  вот  эти  игрушки  из  деревни  Филимоново,  что  в  Тульской области. (Учитель показывает группу игрушек.) Посмотрите, они как будто немного вытянуты. А знаете почему? Глина, из которой их лепят, жирная и тягучая. Она быстро сохнет, в ней образуются трещинки, которые приходится заглаживать, после чего фигурки вытягиваются. Когда игрушки обжигают, то глина оседает и изделия становятся приземистыми, массивными. Учитывая это, мастер заранее вытягивает фигурки вверх, что придает им изящество и стройность.
  • Посмотрите,  какие  цвета  имеют   филимоновские   игрушки?   (Желтый, красный (малиновый), сине-зеленый.)
  • Они  такие  же,  как  у  дымковской  игрушки  или  другие? (Дети должны подметить особенности: белый фон, вытянутость игрушки, отличительные элементы узоров.)

3.  Сравнение глиняных игрушек

  • А теперь посмотрим на все игрушки сразу и попробуем определить, что у них общего и что отличает их друг от друга.
  • Из чего сделаны игрушки? (Из глины)
  • А размер игрушек одинаковый? (Да. Они все маленькие, чтобы в руку ребенка помещались)
  • Почему игрушки делают яркими, нарядными? (Чтобы радовали людей)
  • А теперь, дети, закройте глаза. Сможете ли вы узнать, какая это игрушка? (Учитель берет любую игрушку в руки и показывает учащимся.)
  • Откройте глаза. Кто скажет, какая у меня в руках игрушка?

4. Работа по таблице «Народные технологии лепки филимоновской игрушки».

  •  Что вы можете сказать о способе лепки игрушек животных? (Они лепятся из одного комка глины.)

-    Какой прием используется? (Вытягивание глины.)

  • Почему  у  всех  игрушек  очень  длинные  шеи?  (Из-за особенностей глины – «синики». Она очень жирная.Потому  что  при  лепке образуются трещины, их приходится заглаживать, что способствует еще большему взлету вверх форм игрушек.)
  • В чем особенность лепки лисы с уточкой? (Лепка лисы отличается тем, что уточка лепится отдельно и примазывается к фигурке игрушки.)

Лепка коня

1

2

3

4

Лепка козла

1

2

3

4

Лепка лисы

1

2

3

4

5

  1.  Практическая работа учащихся

Все учащиеся приступают к лепке выбранного животного. Учитель оказывает индивидуальную помощь учащимся, еще раз привлекая внимание к характерным особенностям формы и пластики игрушки и традиционной технологии ее изготовления.

Физкультминутка

(Дети имитируют движения животных)

1У. Выставка и анализ работ

(При оценке изделий учитель учитывает точность передачи формы игрушки, тщательность проработки наиболее характерных деталей, отмечает изменения и дополнения в игрушках, которые придумывают сами дети.)  

        У.  Итог урока

        1.Обобщающая беседа.

  • Какие центры русских народных игрушечных промыслов вы знаете?
  • Какие   особенности   изготовления   и   оформления   глиняных   игрушек использовали:

а) дымковские мастера?

б) абашевские мастера?

в) филимоновские мастера?

  • Какую роль играют глиняные игрушки в жизни человека?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок технологии. Тема: Техника лепки в декоративных изделиях. Стилизация. Композиция. (Декоративная ваза)

           Цели: познакомить  с  техникой  лепки  в  различных  декоративно- художественных  изделиях;  дать  понятие...

Конспект урока технологии. Тема: Лепка из пластилина «Поделка из природного материала и пластилина». 1 класс (УМК Перспектива)

Тема: Лепка из пластилина «Поделка из природного материала и пластилина» Цель деятельности учителя: изучить технологию изготовления поделки из природного материала пластилин...

Технологическая карта урока технологии.Тема: «Магазин подарков. Лепка из солёного теста». Изделие: «Хлебобулочные изделия».УМК "Перспектива".

Тема: «Магазин подарков. Лепка из солёного теста».Изделие: «Хлебобулочные изделия».Цели деятельности учителя: обеспечить развитие мышления, воображения и творческих способносте...

Технологическая карту урока технологии. Тема: «Лепка из пластилина». Изделие: «Фонтан». УМК "Перспектива".

Тема: «Лепка из пластилина».Изделие: «Фонтан».Цели деятельности учителя: познакомить учащихся с декоративным сооружением – фонтаном, с видами фонтанов;научить применять п...

Технологическая карта урока технологии «Аналитическая лепка» (УМК «Перспектива», 1 класс)

Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: формирование умения создавать композицию из отдельных деталей, передавая сходство с реальным объектом посредством техники «Аналитическо...

Технологическая карта урока технологии «Аналитическая лепка» (УМК «Перспектива», 4 класс)

Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: формирование умения создавать композицию из отдельных деталей, передавая сходство с реальным объектом посредством техники «Аналитическо...