Рабочая программа по технологии 4 класс
рабочая программа по технологии (4 класс) по теме

Рабочая программа по технологии 4 класс УМК "Школа России" (автор учебника Т.Я.Шпикалова)

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rab._progr._po_tekhn.doc254 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №1» городского округа

закрытое административно-территориальное образование

город Межгорье Республики Башкортостан

Рассмотрено                        Согласовано                                Утверждаю

на заседании ШМО                Зам.директора по УВР                Директор МБОУ

руководитель                        МБОУ СОШ №1                        СОШ №1 ЗАТО Межгорье

__________________        ЗАТО Межгорье                        Республики Башкортостан

Протокол №_______                Республики Башкортостан                ______________С.А.Лебедев

от «  »        ________2012г        _______________________                Приказ №________________

                                «  »________________2012г.           «   »_________________2012г

Рабочая программа

учителя первой категории

Гайсиной Риммы Рафаильевны

по

технологии

для 4 го класса

2012-2013 учебный  год

                                                                                                         

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ   ЗАПИСКА

Данная рабочая программа составлена на основании:

  • программы «Школа России» для  начальных классов по художественному труду  и Требований к результатам основного общего образования, представленных в федеральном образовательном стандарте общего образования (№ 1089 от 05.03.2004 г.);
  • программы общеобразовательных учреждений. Начальные классы (1-4). В двух частях. Часть 2. Шпикалова Т., Я. Изобразительное искусство и художественный труд. М.: Просвещение, 2009;
  • федерального базисного учебного  и примерных учебных планов для общеобразовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования (приказ министерства образования и науки РФ № 1312 от 09.03.2004г), приказа Министерства образования и науки Российской Федерации № 74 от 01.февраля 2012г «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования»;
  • регионального базисного учебного плана и примерных учебных планов для общеобразовательных учреждений Республики Башкортостан, реализующих программы общего образования (приказ министерства образования Республики Башкортостан № 769    от 28 апреля 2012г.;
  • федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию на 2012/2013 учебный год (приказ № 2885    от  27 декабря 2011г.Зарегистрирован Минюстом Российской Федерации 21 февраля 2012 г.  регистрационный номер № 23290);
  • Постановления об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10«Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» №189от 29.12.2010г (Зарегистрировано в Минюсте России   03.03.2011,регистрационный номер 19993).

В федеральном базисном учебном плане на изучение «Технологии» отводится 2 часа в неделю с III по IV класс. Всего – 136 часов.

Ранее действовавшая программа Шпикаловой по предмету «Художественный труд» была рассчитана на 34 часа (исходя из 34 учебных недель по 1 часу в неделю). В данной рабочей программе планирование рассчитано на 68 часов в связи с увеличением недельной нагрузки (2 часа в неделю). Имеющийся резерв свободного учебного времени предназначен для увеличения количества часов на изучение некоторых тем, для использования разнообразных форм организации учебного процесса, внедрения современных методов обучения и педагогических технологий.

В основе методики преподавания курса лежит проблемно-поисковый подход, обеспечивающий реализацию развивающих задач учебного предмета. При этом используются разнообразные методы и формы обучения. Обучающиеся ведут наблюдения явлений природы и общественной жизни, выполняют практические работы, различные творческие задания. Проводятся дидактические и ролевые игры, учебные диалоги, моделирование объектов и явлений окружающего мира.

Содержание программы «Технология» представлено в виде следующих разделов.

Раздел «Работа с бумагой» ориентирует на овладение обучающимися общетрудовыми знаниями и умениями и способами работы с бумагой, на художественно-творческую деятельность через познание технологических и художественных свойств бумаги; предполагает овладение опытом практической деятельности по созданию полезных и красивых изделий из бумаги на основе освоения традиционной и современной технологии художественной обработки бумаги, применения средств художественной выразительности в декоративно-прикладных работах (силуэт, композиция, форма и пропорции, объем, пространство).

Содержание раздела «Работа с текстильными материалами» нацелено на познание технологических, эстетических свойств, способов обработки ткани; предполагает овладение младшими школьниками опытом трудовой деятельности на материале традиционных художественных ремесел: ручного узорного ткачества, ручной набойки, лоскутного шитья, вышивки, знакомит с доступной обучающимся начальной школы технологией выполнения элементов традиционного костюмного комплекса.

Разделы «Работа с глиной (пластилином)» и «Работа с природными материалами» нацелены на ознакомление обучающихся со свойствами, приемами обработки и декорирования изделий из пластических и природных материалов. Овладение опытом практической деятельности осуществляется в процессе создания художественных изделий по мотивам традиционных школ народного мастерства из бересты, соломки, глины и др. на основе творческих принципов народного искусства (повтор, вариации, импровизация).

Отличительные особенности курса:

- раскрываются доступные пониманию обучающихся исконные общерусские художественно-культурные ценности, взаимосвязи народного и классического искусства;

- активная творческая деятельность обучающихся обеспечивается интеграцией уроков искусства и художественного труда на основе народных традиций путём раскрытия разнообразных связей искусства с жизнью;

- обучающиеся учатся видеть и ценить мир искусства «рядом» на примерах произведений  художников и народных мастеров родного края; учатся понимать, что искусство своего региона и отечества – путь к познанию искусства любых эпох и народов.

В настоящее время в современном обществе стремительно растёт количество информации и, вследствие этого, жизненной необходимостью для каждого человека становится важным умение получать, перерабатывать и хранить её. Поэтому информатика играет особую роль в эпоху перехода от общества индустриального к обществу информационному. Раздел «Практика работы на компьютере» предусматривает обучение младших школьников использованию компьютерных программ как средств учебного назначения, позволяя расширить ряд информационных источников.

 «Информатика и информационно-коммуникационные технологии (ИКТ)» вводится в 3 - 4 классах в качестве учебного модуля предмета «Труд» образовательной области «Технология».

 Содержание модуля соответствует федеральному компоненту государственных образовательных стандартов начального общего образования предмета «Технология» (Приказ МО РФ от 05.03.2004 № 1089 «0б утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего образования, основного общего и среднего (полного) общего образования». Данный учебный модуль направлен на подготовку учеников к жизни и деятельности в информационном пространстве и владению информационной культурой.

Основной целью обучения информатике в начальной школе является формирование первоначальных представлений о свойствах информации, способах работы с ней, в частности, с использованием компьютера.

 Главной задачей учебного модуля «Информатика и информационно-коммуникационные технологии» является овладение учащимися умениями использовать компьютерную технику для работы с информацией в учебной деятельности и повседневной жизни.

Предлагаемая программа по предмету «Технология»  ориентируется на реализацию следующих целей:

  • овладение начальными трудовыми умениями и навыками, опытом практической деятельности по созданию объектов труда, полезных для человека и общества; способами планирования и организации трудовой деятельности, объективной оценки своей работы; умениями использовать компьютерную технику для работы с информацией в учебной деятельности и повседневной жизни;
  • развитие сенсорики, мелкой моторики рук, пространственного воображения, технического и логического мышления, глазомера;
  • освоение знаний о роли трудовой деятельности человека в преобразовании окружающего мира; формирование первоначальных представлений о мире профессий;
  • воспитание трудолюбия, уважительного отношения к людям и результатам их труда; интереса к информационной и коммуникационной деятельности; практическое применение правил сотрудничества в коллективной деятельности.

Содержание данной программы отражает и вопросы гражданского образования:

  • содействовать проявлению целостного оптимистического мироощущения учащихся, созданию собственными силами нравственно-эстетической среды  общения с изобразительным искусством с учётом многообразия его видов (народное искусство, живопись, скульптура, графика, декоративно-прикладное искусство) и архитектуры;
  • способствовать формированию чувства национального достоинства, культуры межнационального общения, умения видеть памятники истории и культуры в связи с историей, бытом и жизнью народа;
  • способствовать формированию образного мышления, творческого воображения, культурно-исторической памяти в процессе комплексного освоения искусства России.

Обучение учебному предмету способствует формированию общеучебных умений, навыков и способов деятельности, а именно: умению выделять признаки и свойства объектов окружающего мира, высказывать суждения на основе сравнения их функциональных и эстетических качеств, конструктивных особенностей; осуществлять поиск и обработку информации (в том числе с использованием компьютера), умение использовать измерения для решения практических задач; планировать и организовывать свою деятельность и др.  Дети учатся решать творческие задачи на уровне комбинаций и импровизаций, проявлять оригинальность при их решении, создавать творческие работы на основе собственного замысла. У младших школьников формируются навыки учебного сотрудничества в коллективных художественных работах, умение договариваться, распределять работу, оценивать свой вклад в деятельность и ее общий результат).

Новизна и отличие  данной рабочей программы заключается в следующем: увеличено количество часов на изучение всех разделов программы, что связано с увеличением недельной нагрузки.

Основные межпредметные связи осуществляются с уроками музыки, истории и литературного чтения, при прохождении отдельных тем используются межпредметные связи с окружающим миром и  математикой (геометрические фигуры и объёмы).

Основная форма организации учебного процесса – это уроки, в том числе уроки-конкурсы, уроки-вернисажи. Наряду с основной формой организации учебного процесса программа предполагает  проведение экскурсий, посещение выставок в школе искусств; использование видеоматериалов о художественных музеях и картинных галереях, использование ИКТ (презентаций).

Подведение итогов по  курсу «Технология» проводится по результатам практической деятельности школьников.

Требования к уровню подготовки

В результате изучения технологии ученик должен

знать/понимать:

  • название, назначение ручных инструментов для обработки разных материалов (бумага, картон, глина, пластилин, ткань и т.д.) и правила пользования ими;
  • приёмы разметки (шаблоном, линейкой, циркулем);
  • виды соединений разных материалов (разъёмные, неразъёмные);
  • особенности вышивки разных регионов России;
  • традиционное искусство лоскутного шитья, набойки, ткачества;
  • понятия «рельеф», «барельеф», «контррельеф», «круглая многофигурная композиция»;
  • виды природных материалов, используемых в плетении;
  • что такое полное имя файла;
  • правила безопасного труда и личной гигиены при обработке различных материалов (в том числе с компьютером).

уметь:

  • анализировать произведения искусства, выражая своё эмоционально-эстетическое отношение к их содержанию и художественной форме;
  • решать художественно-творческие задачи на проектирование изделий с использованием технологической карты, технического рисунка, эскиза;
  • комбинировать различные приёмы работы с бумагой для достижения выразительного образа художественной вещи;
  • выполнять разные виды швов по мотивам народной вышивки;
  • использовать простейшие выкройки для изготовления изделий;
  • выполнять рельефные и объёмные многофигурные композиции из глины;
  • изготавливать изделия из природных материалов в технике плетения на основе простейших приёмов технологии в народном творчестве;
  • производить операции с файлами и папками: создавать, удалять, копировать, перемещать;
  • набирать текст на клавиатуре;
  • сохранять набранные тексты, открывать ранее сохраненные текстовые документы и редактировать их;
  • копировать, вставлять и удалять фрагменты текста;
  • устанавливать шрифт текста, цвет, размер и начертание букв;
  • вставлять изображения в печатную публикацию;
  • создавать схемы, таблицы и включать их в печатную публикацию;
  • создавать эскизы электронных публикаций и по этим эскизам создавать публикации, включать в электронную публикацию звуковые, видео- и анимационные элементы;
  • искать, находить и сохранять изображения и тексты, найденные с помощью поисковых систем.

использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • выполнения домашнего труда (самообслуживание, мелкий ремонт одежды и предметов быта и т.д.); 
  • самостоятельной творческой деятельности;
  • обогащение опыта восприятия произведений изобразительного искусства, оценки произведений искусства при посещении выставок и художественных музеев искусства;
  • соблюдения правил личной гигиены и использование безопасных приемов работы с матери пользоваться доступными художественными средствами и материалами; средствами информационных и коммуникационных технологий;
  • осуществления сотрудничества в процессе совместной работы;
  • решение учебных и практических задач с применением возможностей компьютера;
  • поиска информации с использованием простейших запросов;
  • изменения и создания простых информационных объектов на компьютере.

Планируемые результаты освоения программы по технологии (к концу 4 класса)

Личностные

У обучающихся будут сформированы:

  • положительное отношение и интерес к творческой преобразовательной предметно-практической деятельности;
  • осознание своих достижений в области творческой преобразовательной предметно-практической деятельности; способность к самооценке;
  • уважительное отношение к труду, понимание значения и ценности труда;
  • понимание культурно-исторической ценности традиций, отраженных в предметном мире;
  • представления об общности нравственно-эстетических категорий (добре и зле, красивом и безобразном, достойном и недостойном) у разных народов и их отражении в предметном мире;
  • понимание необходимости гармоничного сосуществования предметного мира с миром природы;
  • чувство прекрасного, способность к эстетической оценке окружающей среды обитания;

Могут быть сформированы:

  • устойчивое стремление к творческому досугу на основе предметно-практических видов деятельности;
  • установка на дальнейшее расширение и углубление знаний и умений по различным видам творческой предметно-практической деятельности;
  • привычка к организованности, порядку, аккуратности;
  • адекватная самооценка, личностная и социальная активность и инициативность в достижении поставленной цели, изобретательность;
  • чувство сопричастности с культурой своего народа, уважительное отношение к культурным традициям других народов;

Предметные

Обучающиеся научатся:

  • использовать в работе приемы рациональной и безопасной работы с разными инструментами: чертежными (линейка, угольник, циркуль), режущими (ножницы, нож), колющими (швейная игла, шило);
  • правильно (рационально, технологично) выполнять геометрические построения деталей простой формы и операции разметки с использованием соответствующих инструментов и приспособлений: линейки, угольника, шаблона, трафарета, циркуля и др., осуществлять целесообразный выбор инструментов;
  • на основе полученных представлений о многообразии материалов, их видах, свойствах, происхождении, практическом применении в жизни осознанно их подбирать по декоративно-художественным и конструктивным свойствам, экономно расходовать;
  • отбирать в зависимости от свойств материалов и поставленных целей оптимальные и доступные технологические приемы их ручной обработки при разметке деталей, их выделении, формообразовании, сборки и отделки изделия;
  • работать с простейшей технической документацией: распознавать простейшие чертежи и эскизы, читать их и выполнять разметку с опорой на них;
  • изготавливать плоскостные и объемные изделия по образцам, простейшим чертежам, эскизам, схемам, рисункам, по заданным условиям;
  • решать простые задачи конструктивного характера по изменению вида и способов соединения деталей (достраивание, переконструирование) с целью придания новых свойств изделию;
  • понимать общие правила создания предметов рукотворного мира: соответствие изделия обстановке, удобство (функциональность), эстетическая выразительность - и уметь руководствоваться ими в собственной практической деятельности;

Обучающиеся получат возможность научиться:

  • определять утилитарно-конструктивные и декоративно-художественные возможности различных материалов, осуществлять их целенаправленный выбор в соответствии с характером и задачами предметно-практической творческой деятельности;
  • творчески использовать освоенные технологии работы,  декоративные и конструктивные свойства формы, материала, цвета для решения нестандартных конструкторских или художественных задач;
  • понимать, что вещи заключают в себе историческую и культурную информацию (т.е. могут рассказать о некоторых особенностях своего времени и о людях, которые использовали эти вещи);
  • понимать наиболее распространенные традиционные правила и символы, которые исторически использовались в вещах (упорядоченность формы и отделки, специальные знаки в декоре бытовых вещей).

Метапредметные

Регулятивные

Обучающиеся научатся:

  • самостоятельно организовывать свое рабочее место в зависимости от характера выполняемой работы, сохранять порядок на рабочем месте;
  • планировать предстоящую практическую работу, соотносить свои действия с поставленной целью;
  • следовать при выполнении работы инструкциям учителя или представленным в других информационных источниках различных видов: учебнике, дидактическом материале и пр.;
  • руководствоваться правилами при выполнении работы;
  • устанавливать причинно-следственные связи между выполняемыми действиями и их результатами и прогнозировать действия для получения необходимых результатов;
  •  осуществлять самоконтроль выполняемых практических действий, корректировку хода практической работы;

Обучающиеся получат возможность научиться:

  • самостоятельно определять творческие задачи и выстраивать оптимальную последовательность действий для реализации замысла;
  • прогнозировать конечный результат и самостоятельно подбирать средства и способы работы для его получения;

Познавательные

Обучающиеся научатся:

  •  находить необходимую для выполнения работы информацию в материалах учебника, рабочей тетради;
  • анализировать предлагаемую информацию (образцы изделий, простейшие чертежи, эскизы, рисунки, схемы, модели), сравнивать, характеризовать и оценивать возможность её использования в собственной деятельности;
  • анализировать устройство изделия: выделять и называть детали и части изделия, их форму, взаимное расположение, определять способы соединения деталей;
  • выполнять учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме, находить для их объяснения соответствующую речевую форму;
  • использовать знаково-символические средства для решения задач в умственной или материализованной форме; выполнять символические действия моделирования и преобразования модели, работать с моделями;

Обучающиеся получат возможность научиться:

  • осуществлять поиск и  отбирать необходимую информацию из дополнительных доступных источников (справочников, детских энциклопедий и пр.);
  • самостоятельно комбинировать и использовать освоенные технологии в соответствии с конструктивной или декоративно-художественной задачей;
  • создавать мысленный образ конструкции с целью решения определенной конструкторской задачи или передачи определенной художественно-эстетической информации; воплощать этот образ в материале;
  • понимать особенности проектной деятельности, выдвинуть несложную проектную идею в соответствии с поставленной целью, мысленно создать конструктивный замысел, осуществить выбор средств и способов для его практического воплощения, аргументировано защищать продукт проектной деятельности;

Коммуникативные

Учащиеся научатся:

  • организовывать под руководством учителя совместную работу в группе: распределять роли, сотрудничать, осуществлять взаимопомощь;
  • формулировать собственные мнения и идеи, аргументированно их излагать;
  • выслушать мнения и идеи товарищей, учитывать их при организации собственной деятельности и совместной работы;
  • в доброжелательной форме комментировать и оценивать достижения товарищей, высказывать им свои предложения и пожелания;
  • проявлять заинтересованное отношение к деятельности своих товарищей и результатам их работы;

Обучающиеся получат возможность научиться:

  • самостоятельно организовывать элементарную творческую деятельность в малых группах: разработка замысла, поиск путей его реализации, воплощение, защита.

Учебно-тематический   план

№ п/п

Тема

Кол-во часов

В том числе

уроки теории

практика

1.

Работа с бумагой.

13

1

12

2.

Работа с тканью.

22

3

19

3.

Работа с пластичными материалами.

5

-

5

4.

Работа с природными материалами.

8

2

6

5.

Работа с разными материалами.

6

-

6

6.

Практика работы на компьютере.

14

3

11

Итого:

68

9

59

Содержание   программы

Ведущая тема года:
ТРУДОМ  МИР  СТРОИТСЯ

РАБОТА  С  БУМАГОЙ   (13 часов)

Развитие эстетического восприятия изделий из белой и цветной бумаги, произведений декоративно-прикладного и народного искусства.

Овладение начальными трудовыми знаниями и умениями

в работе с бумагой: бумага (ватман, обойная, тонированная, упаковочная) и картон; инструменты, материалы и приспособления для скрепления (ножницы, шило, циркуль, бокорезы; клей ПВА, проволока, бумажная лента); способы технологической обработки бумаги: гофрировки — елочные структуры; асимметричное вырезывание из сложенной заготовки; прокалывание, скручивание; аппликация; модульное оригами; склеивание; простейшие базовые формы техники оригами (блин, змей, двойной квадрат); чтение условных обозначений (загнуть деталь от себя, подравнять);

в работе по технологической карте. Приемы обработки бумаги: выбор бумаги (по цвету, фактуре, плотности, текстуре); разметка по образцу, по шаблону, сгибу, готовой вспомогательной форме; выкраивание деталей в разворот и из заготовок, сложенных многократно. Выполнение изделий из бумаги с помощью складывания, художественного вырезывания, оригами, аппликации; организация рабочего места; практическая работа по технологической карте; проведение мини-мастер-классов; организация выставок творческих работ и экскурсий; коллективная оценка результатов работы.

Формирование трудового опыта в процессе конструирования: 

воздушных конструкций в технике модульного оригами-звезды;

объемное конструирование на основе цилиндрической и конусообразной поверхностей (подставки, солонки по мотивам городецких изделий) и приема передачи объема с помощью бумажной ленты; прокалывания, аппликации;

изделий из бумаги и картона: комплект предметов для письменного стола (записная книжка, закладка, визитница, коробочка для скрепок) в технике оригами, гофрирования (елочные структуры), аппликации;

декоративных композиций: рельефное панно с деталями в технике художественной вырезанки приемами скручивания, гофрирования по мотивам традиционного русского деревянного зодчества; панно в технике асимметричной вырезанки по мотивам природных и архитектурных достопримечательностей родного края.

РАБОТА  С  ТКАНЬЮ   (22 часа)

Развитие эстетического восприятия изделий из текстильных материалов, произведений народного и профессионального декоративно-прикладного искусства — тканых изделий (узорное ткачество на бердышке), вышивки (техника «набор»), лоскутного шитья (ляпачная техника), сувениров из ткани (прихватки, грелки на чайник, коллажи).

Овладение начальными трудовыми знаниями и умениями в работе с текстильными материалами. Ткани из искусственных синтетических и смешанных волокон, их применение; традиционный и современный способы изготовления ткани (прядение, ткачество, декор); конструирование изделий из ткани по заданным условиям и собственному замыслу; составление выкройки на основе эскиза, по результатам обмеров; самостоятельное предварительное планирование работы, организация рабочего места, сотрудничество в трудовом процессе, самоконтроль, самостоятельное выявление дефектов изделия, их устранение; самооценка работы.

Формирование трудового опыта в процессе:

ознакомления с традиционным узорным ткачеством. Разнообразие видов узорного ткачества на бердышке. Изделия народных мастеров родного края. Геометричность тканых узоров. Ритмичность и уравновешенность колорита тканого орнамента. Устройство и принцип работы бёрдышка. Конструирование бёрдышка и челнока для ткачества, приемы выполнения узорной ткани на бердышке; приемы тканья декоративной тесьмы по мотивам традиционных узорных поясов; изготовление панно из тесьмы, вытканной на бердышке (коллективная работа);

ознакомления с народной вышивкой на предметах быта и народной одежде. Традиционная технология выполнения вышивки «набор», ее варианты. Использование вышивки в дизайне упаковки (мешочек) для праздничного подарка. Конструирование из ткани праздничной упаковки с учетом формы и размеров подарка, вышивка на изделии орнамента с помощью традиционных вариантов вышивки «набор»; выполнение объемного дна в изделии из ткани;

ознакомления с лоскутной техникой. Технологические особенности и художественные возможности традиционной лоскутной техники «ляпачиха». Варианты технологии пришивания деталей ляпачихи к основе изделия, их влияние на фактуру лоскутного изделия. Подбор материала (лоскуты однотонные и с набивным рисунком в контрастной и в сближенной гамме; ткань для основы панно). Приемы лоскутного шитья в технике «ляпачиха»; композиция и колорит в лоскутном изделии (декоративное панно из лоскута на основе ляпачной техники «Все краски русской осени»);

конструирования из текстиля. Приемы конструирования из текстиля и других материалов декоративных и функциональных предметов быта (прихваток различной формы, грелок на чайник, декорированных в технике аппликации; коллективного панно в технике аппликации и др.). Декор изделий из ткани сутажом, бисером, пуговицами, лентами, аппликацией из различных материалов; окантовка края изделия на основе изученных ранее способов (по выбору).

РАБОТА  С  ПЛАСТИЧНЫМИ  МАТЕРИАЛАМИ   (5 часов)

Развитие эстетического восприятия керамических изделий — произведений народного и профессионального декоративно-прикладного искусства: сувениров, декоративных панно с рельефным изображением.

Овладение начальными трудовыми знаниями и умениями в работе с глиной (пластилином). Обобщение знаний о видах пластичных материалов, сравнение их свойств, приемов обработки, об условиях применения различных инструментов и приспособлений для обработки пластичных материалов; выбор способа декора в зависимости от назначения изделия, традиции его изготовления. Знакомство с разновидностями рельефов: барельеф, горельеф, контррельеф. Конструирование изделий из пластических материалов по заданным условиям и собственному замыслу; разработка технологии изготовления; лепка и декор с помощью изученных ранее приемов и способов; выполнение изделия на основе эскиза; самостоятельное предварительное планирование работы, организация рабочего места, сотрудничество в трудовом процессе, самоконтроль, самостоятельное выявление дефектов изделия, их устранение; самооценка работы.

Формирование трудового опыта в процессе конструирования из пластичных материалов: проектирование и выполнение в материале сувенира с древними символами своего города, села; создание коллективной объемной композиции (панно для оформления интерьера) на основе соединения декоративных пластин с изображением древних символов земли, воды, солнца, древа жизни и бусинок разных размеров. Использование разнообразных приемов лепки и декорирования изделия.

РАБОТА  С  ПРИРОДНЫМИ  МАТЕРИАЛАМИ   (8 часов)

Развитие эстетического восприятия изделий из природных материалов, произведений декоративно-прикладного искусства и народного творчества. Плетеные изделия из лозы, бересты, елового корня (короба, корзины, пестери и т. п.) в интерьере крестьянской избы Русского Севера. Использование флористики в современном дизайне интерьера, костюма. Фитодизайн.

Овладение начальными трудовыми знаниями и умениями в работе с природными материалами. Разнообразие видов цветов для составления праздничного букета, различие цветов и стеблей по форме, размеру, цвету; мочало как материал для изготовления сувениров, его свойства (гибкость, пластичность, податливость, цвет); выбор инструментов в зависимости от свойств природных материалов; декор цветочных композиций дополнительными материалами (веточками, прутьями, травами и др.); украшение изделий из мочала декоративными лентами, тесьмой, плетением, объемных изделий из бересты — плетеным декором. Конструирование изделий по заданным условиям и собственному замыслу; самостоятельное предварительное планирование работы, организация рабочего места, сотрудничество в трудовом процессе, самоконтроль, самостоятельное выявление дефектов изделия, их устранение; самооценка работы.

Формирование трудового опыта в процессе конструирования:
      
из бересты. Использование природных качеств бересты (гибкость, пластичность, прочность, цвет) в создании плетеных изделий. Традиционные плетеные изделия из бересты (солоничка, коробейка, обувь) и основные виды плетения (прямое и косое). Изготовление изделий с помощью доступных для детей традиционных технологических приемов. Использование приемов объемного косого плетения из бересты; способ закрытия края изделия зубцами. Выполнение плетеного декора;

из других природных материалов. Конструирование игрушек из мочала по собственному замыслу с выбором способов, изученных при изготовлении игрушек из соломы, применение известных способов декора в соответствии с замыслом; выбор цветов для букета по форме, размеру, колориту в соответствии с задуманной композицией; выполнение различных видов цветочных композиций (массивная, линейная, смешанная); выбор сосуда в соответствии с композицией букета.

РАБОТА  С  РАЗНЫМИ  МАТЕРИАЛАМИ   (6 часов)

Развитие эстетического восприятия изделий из разных материалов, произведений современного декоративно-прикладного искусства и народного творчества (изделия из металла, синтетических материалов).

Овладение начальными трудовыми знаниями и умениями в работе с разными материалами. Филигрань (скань) — один из древнейших видов народного искусства. Декоративные кубки, вазы, тарелки, шкатулки, броши, кулоны мастеров Древней Руси (Новгород, Москва, Кострома), Дагестана. Оригинальность графики и пластики филиграни. Виды сканых узоров: ажурные и накладные. Медная проволока как материал для филиграни, свойства проволоки (пластичность, красивый цвет); синтетические упаковочные материалы (сосуды, коробки, баночки из пластика; упаковки для пищевых продуктов, соков), их свойства, приемы обработки, возможности использования в конструировании; инструменты и приспособления для обработки разных материалов: ножницы, круглогубцы, стержни, бокорезы, их устройство, принцип работы, правила техники безопасности; декор изделий цветной бумагой, фольгой, нитками. Самостоятельное предварительное планирование работы, организация рабочего места, самоконтроль, самостоятельное выявление дефектов изделия, их устранение; самооценка работы.

Формирование трудового опыта в процессе конструирования из разных материалов. Разработка эскиза композиции по мотивам филиграни; приемы сгибания проволоки с помощью круглогубцев и стержней, резания бокорезами; выполнение спиралей и колечек, скручивание «шнурка» из проволоки; составление композиции на пластине из картона, сборка на клее; соединения с помощью ниток, проволоки (сувенир-подвеска из проволоки по мотивам филиграни). Проектирование новогодней игрушки из синтетических упаковочных материалов, проволоки, бумаги, тесьмы, ниток и др. Приемы резания упаковочных материалов, отгибания нарезанных деталей; приемы декорирования с помощью плетения, обвивания, сминания.

Практика   работы   на   компьютере  (14 часов)

Знакомство с компьютером: файлы и папки (2 часа)

Техника безопасности, правила работы на компьютере.

Файлы. Папки (каталоги). Полное имя файла. Операции над файлами и папками (каталогами): создание папок (каталогов), копирование файлов и папок (каталогов), перемещение файлов и папок (каталогов), удаление файлов и папок (каталогов).

Создание текстов (3 часа) 

Компьютерное письмо. Правила клавиатурного письма. Основные операции при создании текстов: набор текста, перемещение курсора, ввод прописных букв, ввод букв латинского алфавита, сохранение текстового документа, открытие документа, создание нового документа, выделение текста, вырезание, копирование и вставка текста. Оформление текста. Выбор шрифта, размера, цвета и начертания символов. Организация текста. Заголовок, подзаголовок, основной текст. Выравнивание абзацев.

Создание печатных публикаций (3 часа) 

Печатные публикации. Виды печатных публикаций. Программы для создания печатных публикаций. Иллюстрации в публикациях. Схемы в публикациях. Таблицы в публикациях. Столбцы и строки.

Создание электронных публикаций (3 час)

Электронные публикации. Виды электронных публикаций: презентации, электронные учебники и энциклопедии, справочные системы, страницы сети Интернет. Примеры программ для создания электронных публикаций. Звук, видео и анимация в электронных публикациях. Вставка звуков и музыки в электронные публикации. Вставка анимации и видео в электронные публикации. Порядок действий при создании электронной публикации. Подготовка презентаций.

Поиск информации (3 часа) 

Источники информации для компьютерного поиска: компакт-диски CD («си-ди») или DVD («ди-ви-ди»), сеть Интернет, постоянная память компьютера. Способы компьютерного поиска информации. Поисковые системы. Примеры программ для локального поиска. Поисковые системы в сети Интернет. Поисковые запросы. Сохранение результатов поиска. Поиск изображений. Сохранение найденных изображений.

Практические работы. Упражнения на отработку навыков с графическими изображениями, создание текстов, печатных и электронных публикаций, поиск информации в Интернете.

Варианты объектов труда. Графические изображения. Электронные и печатные публикации. Компьютерное письмо.

календарно-тематическое планирование

№ п/п

Тема

Вид

творческой работы

Кол-во часов

Дата

Коррект. плана

I   ЧЕТВЕРТЬ   (18 ЧАСОВ)

Тема четверти: Стоит дерево, цветом зелено:

дом украшает, ремесло оснащает, мир освещает

1.

День Знаний

1.09

2.

Искусство составления букета.

Составление композиции из цветов, злаковых растений и трав. Экскурсия в осенний лес.

Работа с природными материалами: составление букета.

2

(1т,1п)

3.09

3.

8.09

4.

Берестяные плетёнки. 

Повторение правил безопасного поведения на уроках технологии. Использование природных качеств бересты в создании плетеных изделий. Традиционные плетеные изделия из бересты и основные виды плетения (прямое и косое).

Плетение коробейки из берестяных полосок или из полосок тонкого картона.

Работа с природными материалами: косое плетение из бересты.

4

(1т, 3п)

10.09

5.

15.09

6.

17.09

7.

22.09

8.

Весёлый Городец.

Фабрика «Городецкая роспись». Изделия городецких мастеров. Конструирование комплектов посуды: вариации по мотивам изделий Городца, по мотивам башкирского орнамента

Работа с бумагой: объёмное конструирование.

4

(1т, 3п)

24.09

9.

29.09

10.

1.10

11.

6.10

12.

Народные игрушки из природных материалов. Экскурсия в осенний лес. Конструирование традиционных образов-символов.

Работа с природными материалами: конструирование.

2

(2п)

8.10

13.

13.10

14.

Все краски русской осени. Ознакомления с лоскутной техникой. Ляпачная техника: колорит и варианты пришивания лоскута

Декоративное панно «Родной Башкортостан»

Работа с тканью: лоскутная техника.

6

(1т, 5п)

15.10

15.

20.10

16.

22.10

17.

27.10

18.

29.10

II   ЧЕТВЕРТЬ   (14 ЧАСОВ)

Тема четверти: Родиться не стыдись, а работать не ленись

19/1

Изящный сувенир. Конструирование сувенира-подвески по мотивам техники филиграни.

Работа с разными материалами.

2

(2п)

10.11

20/2

12.11

21/3

Импровизации из глины. 

Произведения народного и профессионального декоративно-прикладного искусства: сувениры, декоративные панно с рельефным изображением. Знакомство с разновидностями рельефов: барельеф, горельеф, контррельеф.

Коллективное панно из декоративных пластин с изображением древних символов земли, воды, солнца.

Работа с пластичными материалами:

лепка из пласта (фактура, декор).

4

(4п)

17.11

22/4

19.11

23/5

24.11

24/6

26.11

25/7

Упаковка

для новогоднего подарка.

Ознакомления с народной вышивкой на предметах быта и башкирской народной одежде. Традиционная технология выполнения вышивки «набор», ее варианты. Использование вышивки в дизайне

Работа с тканью: конструирование (текстиль, шитье, вышивка).

4

(1т, 3п)

1.12

26/8

3.12

27/9

8.12

28/10

10.12

29/11

Творческий проект

«Новогодняя игрушка».

Конструирование: елочные украшения из разных вспомогательных форм

Работа с разными материалами.

4

(4п)

15.12

30/12

17.12

31/13

22.12

32/14

24.12

III   ЧЕТВЕРТЬ   (19 ЧАСОВ)

Тема четверти: Где живём, тем и слывём

33/1

Родные мотивы.

Природные и архитектурные мотивы родного края:  асимметричная вырезанка.

Экскурсия в школьный музей

Работа с бумагой: декоративная композиция

2

(2п)

14.01

34/2

19.01

35/3

Мой добрый подарок.

Конструирование из ткани грелки на чайник или прихватки в подарок.

Работа с тканью: конструирование (текстиль, шитье, аппликация).

4

(4п)

21.01

36/4

26.01

37/5

28.01

38/6

2.02

39/7

Подарочный набор.

Комплект принадлежностей

для письменного стола: закладка для книг, открытка, записная книжка, визитница, коробочка для скрепок.

Работа с бумагой: конструирование (оригами и гофрирование)

3

(3п)

4.02

40/8

9.02

41/9

11.02

42/10

Деревенская улица.

Рельефное панно. 

Работа с бумагой: конструирование (архитектурные объёмы)

2

(2п)

16.02

43/11

18.02

44/12

Радужные узоры.

Ознакомления с традиционным узорным ткачеством.

Конструирование бёрдышка и челнока для ткачества, приемы выполнения узорной ткани на бердышке; приемы тканья декоративной тесьмы по мотивам традиционных узорных поясов

Коллективное панно из тесьмы, вытканной на бёрдышке.

Работа с тканью: ткачество

на бёрдышке.

4

(1т, 3п)

23.02

45/13

25.02

46/14

2.03

47/15

4.03

48/16

Творческий проект

«Древний символ родного края (города)». 

Изготовление сувенира с памятной символикой.

Работа с пластичными материалами: конструирование из глины (из пласта, из целого куска, рельеф).

1

(1п)

9.03

49/17

Коллективное панно

«На острове Буяне».

Конструирование: текстильный коллаж.

Работа с тканью: конструирование (текстиль, шитьё, аппликация).

4

(4п)

11.03

50/18

16.03

18.03

51/19

IV   ЧЕТВЕРТЬ   (17 ЧАСОВ)

52/1

Звёзды Победы.

Конструирование из цветной бумаги многоконечной звезды.

Работа с бумагой: художественное конструирование.

2

(2п)

1.04

53/2

6.04

54/3

Техника безопасности,

правила работы на компьютере.

Файлы. Папки (каталоги).

Полное имя файла.

Практика работы

на компьютере: знакомство с компьютером.

1

(1т)

8.04

55/4

Операции над файлами и папками (каталогами): создание, копирование, перемещение, удаление.

Практика работы

на компьютере: знакомство с компьютером.

1

(1п)

13.04

56/5

Компьютерное письмо. Правила клавиатурного письма. Основные операции при создании текстов

Практика работы

на компьютере: создание текстов.

1

(1п)

15.04

57/6

Оформление текста.

Выбор шрифта, размера, цвета и начертания символов.

Практика работы

на компьютере: создание текстов.

1

(1п)

20.04

58/7

Организация текста. Заголовок, подзаголовок, основной текст. Выравнивание абзацев.

Практика работы

на компьютере: создание текстов.

1

(1п)

22.04

59/8

Печатные публикации.

Виды печатных публикаций. Программы для создания печатных публикаций.

Практика работы

на компьютере: создание печатных публикаций.

1

(1т)

27.04

60/9

Иллюстрации в публикациях: вставка изображений в печатную публикацию.

Практика работы

на компьютере: создание печатных публикаций.

1

(1п)

29.04

61/10

Схемы в публикациях.

Таблицы в публикациях.

Столбцы и строки.

Практика работы

на компьютере: создание печатных публикаций.

1

(1п)

4.05

62/11

Электронные публикации.

Виды электронных публикаций. Примеры программ для создания электронных публикаций.

Практика работы

на компьютере: создание электронных публикаций.

1

(1т)

6.05

63/12

Звук, видео и анимация в электронных публикациях. Вставка звуков, музыки, анимации и видео  в электронные публикации.

Практика работы

на компьютере: создание электронных публикаций.

1

(1п)

11.05

64/13

Порядок действий при создании электронной публикации. Подготовка презентаций.

Практика работы

на компьютере: создание электронных публикаций.

1

(1п)

13.05

65/14

Источники информации для компьютерного поиска.

Способы компьютерного поиска информации. Поисковые системы.

Практика работы

на компьютере:

поиск информации.

1

(1п)

18.05

66/15

Поисковые запросы. Сохранение результатов поиска.

Практика работы

на компьютере:

поиск информации.

1

(1п)

20.05

67/16

Поиск изображений. Сохранение найденных изображений.

Практика работы

на компьютере:

поиск информации.

1

(1п)

25.05

68/17

Защита и презентация проектов

1

27.05

учебно-методическое обеспечение

Для учителя

  • Программы общеобразовательных учреждений. Начальные классы (1-4). В двух частях. Часть 2. Шпикалова Т., Я. Изобразительное искусство и художественный труд. М.: Просвещение, 2009.
  • Т.Я.Шпикалова Программа изобразительное искусство и художественный труд. – М.:  «Просвещение» 2009.
  • Т.Я.Шпикалова, Л.В.Ершова. Технология. Художественный труд. 4 класс..  Учебник. – М.:   «Просвещение» 2007.
  • Т.Я.Шпикалова, Л.В.Ершова. Технология. Художественный труд. 4 класс..  Рабочая тетрадь. – М.:   «Просвещение» 2007.
  • Т.Я.Шпикалова, Л.В.Ершова. Технология. Художественный труд. 4 класс..  Методическое пособие. – М.:   «Просвещение» 2007.
  • А.В.Горячев информатика и икт 3-4 класс. Мой инструмент компьютер.  Учебник. Москва «Баласс» 2007.
  • Алексеевская Н. А. Волшебные ножницы. – Серия «Через игру – к совершенству». – М.: «Лист», 2008.
  •  Рей Гибсон. Наши руки не для скуки. Карнавал. Маски. Костюмы. Перевод с английского Л. Я. Гальперштейна. – М.: «РОСМЭН», 2007.
  • Нагибина М. И. Природные дары для поделок и игры. Популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль: Академия развития: Академия, К: Академия Холдинг, 2000.
  • Нагибина М. И. Из простой бумаги мастерим как маги. Популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль: «Академия развития», 2008. (Серия «Вместе учимся мастерить»).
  • Тарабарина Т. И. Оригами и развитие ребёнка. Популярное пособие для родителей и педагогов. / Художники Г. В. Соколов, В. Н. Куров. – Ярославль: «Академия развития», 2008. (Серия «Вместе учимся, играем»).
  •  Соколова С. Школа оригами: Аппликации и мозаика. – М.: Издательство Эксмо; СПб.: Валерии СПД, 2004. (Серия «Академия «Умелые руки»).
  • Компьютер для детей.- М.: АСТ-ПРЕСС, 2010. – 304.: илл.
  • Паронджанов В. Д. Занимательная информатика, или Волшебный Дракон в гостях у Мурзика / Оформление серии А. Ефремова; Художник А. Лукьянов. – Переизд. – М.: РОСМЭН, 2010. – 160 с. – (Школьнику для развития интеллекта).
  • Личностно-ориентированный подход в работе педагога / Под ред. Е. Н. Степанова. – М.: ТЦ Сфера, 2006.

Для ученика

  • Т.Я.Шпикалова, Л.В.Ершова. Технология. Художественный труд. 4 класс..  Учебник. – М.:   «Просвещение» 2007.
  • Т.Я.Шпикалова, Л.В.Ершова. Технология. Художественный труд. 4 класс..  Рабочая тетрадь. – М.:   «Просвещение» 2007.
  • А.В.Горячев информатика и икт 3-4 класс. Мой инструмент компьютер.  Учебник. Москва «Баласс» 2007.
  • Компьютер для детей.- М.: АСТ-ПРЕСС, 2010. – 304.: ил.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по технологии для 1-4 класса разработана на основе авторской программы Е.А.Лутцевой, Т.П.Зуевой . КТП по технологии для 4 класса.Школа России.

    Рабочая программа по технологии для 1-4 класса разработана на основе авторской программы Е.А.Лутцевой, Т.П.Зуевой по технологии (Сборник рабочих программ. – М.: Просвещение, 2014)...

Рабочая программа по технологии для 1 класса разработана на основе авторской программы Е.А.Лутцевой, Т.П.Зуевой по технологии (Сборник рабочих программ. – М.: Просвещение, 2015)

Рабочая программа по технологии для 1 класса разработана на основе авторской программы Е.А.Лутцевой, Т.П.Зуевой по технологии (Сборник рабочих программ. – М.: Просвещение, 2015)  в соответствии с...

Рабочая программа по технологии 3 класс на основе авторской программы Н.И.Роговцевой, Н.В.Богдановой «Технология. 1-4классы»

Рабочая программа по технологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, примерной программы начального общего о...

Рабочая программа по технологии 1 класс программа "Перспектива" с КТП на основе авторской программы Н.И. Роговцевой «Технология» УМК «Перспектива».

Рабочая программа разработана в соответствии с законом «Об образовании РФ», с основными положениями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, ...

Рабочая программа по технологии по обновлённым ФГОС, 1 класс. Создана в конструкторе рабочих программ

Рабочая программа по технологии для 1 класса по обновлённым ФГОС. Выполнена в конструкторе рабочих программ....

Рабочая программа по технологии по обновлённым ФГОС, 2 класс. Создана в конструкторе рабочих программ

Рабочая программа по технологии по обновлённым ФГОС, 2 класс. Создана в конструкторе рабочих программ...

Рабочая программа по технологии по обновлённым ФГОС, 3 класс. Создана в конструкторе рабочих программ

Рабочая программа по технологии по обновлённым ФГОС, 3 класс. Создана в конструкторе рабочих программ...