Конспект урока технологии "Ромашка - символ семьи"
план-конспект урока по технологии (3 класс) по теме

Марущак Ольга Валерьевна

Урок с применением групповой работы 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_romashka.doc80.5 КБ
Microsoft Office document icon prilozhenie_6.doc236 КБ
Microsoft Office document icon prilozhenie_1.doc172.5 КБ
Microsoft Office document icon prilozhenie_2.doc455 КБ
Microsoft Office document icon prilozhenie_3.doc1.97 МБ
Microsoft Office document icon prilozhenie_4.doc37.5 КБ
Office presentation icon tsvety_posledniy.ppt1.13 МБ
Office presentation icon plan_prezentatsii.ppt22 КБ
Office presentation icon romashki_01.ppt184.5 КБ

Предварительный просмотр:

Автор: Марущак Ольга Валерьевна, учитель начальных классов МБОУ СОШ № 23

Кружок «Школа дизайна. Оригами»

Класс: 3 класс

Вид  занятия:  создание социального проекта

Время проведения: март

Технологическая карта изучения темы

 "Ромашка -  символ семьи "

Тема

"Символ семьи»

Цели

-развивать  творческие способности, воображение средствами бумагопластики;

-учить  действовать по плану и планировать свои действия;

-закреплять и расширять знания, полученные на уроках технологии, окружающего мира, способствовать их систематизации;

-совершенствовать умения и формировать навыки работы нужными инструментами и приспособлениями при обработке бумаги;

- закреплять различные способы поиска, сбора,  обработки, анализа и представления информации;

- формировать навыки учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;

- воспитывать терпение, аккуратность, трудолюбие;

- формировать способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности

Основные понятия

Буклет, электронная презентация

Межпредметные связи

технология,  окружающий мир, литературное чтение, информатика

Ресурсы:

-дополнительные

                                                                                                                                                                                                              - презентация;

- наборы двусторонней цветной бумаги;

- клей, ножницы;

- макет буклета;

- план работы группы;

- символы группы;

- бейджи «руководитель», «дизайнеры», «редакторы»;

- сигнальные карточки;

- инструкционная карта  «Изготовление модулей» (Приложение 1);

- инструкционная карта «План изготовления ромашки» (Приложение 2);

- картинки для буклета (Приложение 3);

- дополнительный материал для буклета (Приложение 4);

- шаблоны для презентаций (Приложение 5);

- Т.Н. Проснякова, Забавные фигурки. Модульное оригами, Москва, АСТ- ПРЕСС КНИГА, 2011

Условные обозначения

        

                                                    

 

Формы  работы

фронтальная, групповая

Ход занятия

- Добрый день, дорогие ребята! Я рада приветствовать Вас всех на занятии кружка. Надеюсь, наша встреча будет приятна и познавательна.

- Присаживайтесь,  пожалуйста,  и начнем нашу работу.

- Посмотрите фрагмент видеоролика и  выскажите  предположения о теме нашего занятия.

ВИДЕОРОЛИК

- Каковы ваши версии?

- На занятии мы будем говорить о семье, название записи «День семьи в России». Именно этому дню и будет посвящена наша встреча, а тему нашего занятия вы узнаете, разгадав кроссворд.

ЭЛЕКТРОННЫЙ КРОССВОРД

Тема занятия «Ромашка».

Именно ромашка является в Росси символом семьи.

- Я предлагаю вам создать буклет, презентацию и цветы ромашки, посвященные символу Дня семьи.

Работа с электронным словарём.                                                                 

 Буклет — рекламное средство в виде объявления, афиши, плаката; часто вкладывается в периодические издания. (СЛАЙД).

Презентация – представление, передача. Официальное представление вновь созданного проекта, продукции.    

(жеребьевка капитанов и получение символа группы).

- Первая группа – буклетисты, вы работаете на компьютере в текстовом редакторе Word и создаете буклет, посвященный цветку ромашки, информация для вас находится в папке «Ромашка» на рабочем столе компьютера.

 Вторая группа – , вы работаете на компьютере и должны создать презентацию в PowerPoint об истории и традициях праздника, информацию найдете в Интернете. План презентации у вас на столе.

Третья группа – оригамисты, вы по инструкционной карте изготавливаете ромашку в технике модульного оригами (Приложение 1,2).

- Вспомним правила групповой работы (СЛАЙД)

1. Работать дружно: быть внимательным друг к другу, вежливым, не отвлекаться на посторонние дела, вовремя оказывать помощь.

2. Работу выполнять качественно и аккуратно, соблюдать технику безопасности

- В группах вы будете выполнять определенные обязанности.

- Руководители  организуют работу группы, помогают всем участникам. Если у группы возник вопрос, капитан поднимает сигнал «?». Если группа готова, капитан поднимает сигнал готовности.                    

- Дизайнеры  выбирают материал, оформляют буклет, презентацию, поделку.

- Редакторы презентуют выполненную работу.

Правила обсуждения ответов.

- Будьте внимательны. Представитель группы отвечает, а вы слушаете и…(слышите), смотрите и…(видите), думаете и…(оцениваете).  

 

Ответы учащихся по группам.

Перед началом работы давайте немного отдохнём.                                                                                                                                                                                                                                         Физминутка для глаз (СЛАЙД)

Самостоятельное  выполнение работы учащимися, помощь учителя.

Оформление работ.

Презентация работ учащихся.

- Справились ли мы с заданием нашего занятия?

Рефлексия.

- Мы с Вами большая и дружная семья, ромашка символ семьи,  я вручаю вам ромашки, как символ нашей классной семьи, вы можете оставить их себе, а можете подарить тому человеку, который вам дорог.



Предварительный просмотр:

                Приложение № 6

Русское название произошло от латинского «romana» — «римская» и заимствовано из польского языка. От слова «роман» образовалась уменьшительная форма «ромашка». В прошлом называли ее белюшкой, солнечником, девичником, невесточкой, ворожкой. Королева полей и лугов, милая подружка, земное солнышко - как только не называют ромашку! 

Гадание на ромашке

Пожалуй, одно из самых популярных гаданий на любовь, известное на Руси с древних времен. Согласно древним легендам, ромашки расцветают в тех местах, куда падают звезды. В древнем Египте эти цветы были посвящены Богу Солнца РА, и не удивительно, ведь ромашка так похожа на маленькое солнышко, которое вбирает и соединяет между собой дороги-лепестки, жизненные пути людей…

Всем нам с детства известна такая поговорка: «Любит, не любит,  к сердцу прижмет, к черту пошлет, любит искренне, издевается, ждет встречи, улыбается». Количество лепестков на ромашке для гадания изменчивое, поэтому только от Судьбы зависит, на каком лепесточке оборвется считалочка…

Легенда о ромашке

Много-много лет назад в одной небольшой деревушке жила-была милая девушка со светлыми волосами и голубыми глазами. Эта девушка была давно влюблена в парнишку из соседней деревни по имени Роман и ее чувства были взаимны. Они каждый день гуляли в лесу, собирали грибы, ягоды, цветы и практически совсем не расставались. Однажды молодому человеку приснился сон, в котором седовласый старец дарит ему неведомый ему цветок, с ярко-желтой серединой, окаймленной множеством длинных тонких лепестков. Пробудившись ото сна, парнишка действительно нашёл в кровати около себя этот диковинный цветок. Он сразу же побежал к своей возлюбленной и подарил ей цветочек. Она была в восторге и сразу дала ему название-Ромашка, от ласкового названия имени Романа.



Предварительный просмотр:

Приложение 1

Как сложить треугольный модуль оригами

  1. Согни прямоугольник пополам.
  2. Согни и разогни, чтобы наметить линию середины. Поверни горой к себе.
  3. Согни края к середине.
  4. Переверни.
  5. Подними края вверх. 
  6. Загни уголки, перегибая их через большой треугольник.
  7. Разогни.
  8. Снова сложи маленькие треугольнички по намеченным линиям и подними края вверх.
  9. Согни пополам.

Получившийся модуль имеет два уголка и два кармашка. 


Как соединять модули между собой

Сложенные по приведенной схеме модули, можно вставлять друг в друга различными способами и получать объёмные изделия. Вот один из возможных примеров соединения:



Предварительный просмотр:

Приложение 2

Инструкционная карта «Ромашка»

1. Взять 60 желтых треугольных модулей и соединить их тремя рядами в кольцо (по 20 модулей в каждом ряду).

Мастер-класс,  Оригами модульное, : Ромашки - МК Бумага 8 марта, День рождения, День учителя, . Фото 3

2. Взять 20 белых модулей и сделать точно такой же 4 - й ряд.
Затем формируем лепестки ромашки. Для этого взять 7 белых модулей и надеть их на 2 любых модуля предыдущего ряда в таком порядке: 1, 2, 1, 2, 1. Вот так:

Мастер-класс,  Оригами модульное, : Ромашки - МК Бумага 8 марта, День рождения, День учителя, . Фото 4

 

Мастер-класс,  Оригами модульное, : Ромашки - МК Бумага 8 марта, День рождения, День учителя, . Фото 5

 

Мастер-класс,  Оригами модульное, : Ромашки - МК Бумага 8 марта, День рождения, День учителя, . Фото 6

 

Мастер-класс,  Оригами модульное, : Ромашки - МК Бумага 8 марта, День рождения, День учителя, . Фото 7

 

Мастер-класс,  Оригами модульное, : Ромашки - МК Бумага 8 марта, День рождения, День учителя, . Фото 8

Лепесток готов. Таким же образом делаем остальные 9 лепестков и переворачиваем цветок:

Мастер-класс,  Оригами модульное, : Ромашки - МК Бумага 8 марта, День рождения, День учителя, . Фото 9

Трубочку для коктейля обклеиваем зеленой гофрированной бумагой, а ее кончик - желтой (можно того же цвета, что и желтые модули). Чтобы стебелек был устойчивым, можно вставить вовнутрь трубочки длинную шпажку для фруктовых шашлычков или толстую проволоку, если есть. Вот:

Мастер-класс,  Оригами модульное, : Ромашки - МК Бумага 8 марта, День рождения, День учителя, . Фото 10

Вырезаем из гофрированной бумаги листочки, примерно такие (я сделала по 2 на каждую ромашку):

Мастер-класс,  Оригами модульное, : Ромашки - МК Бумага 8 марта, День рождения, День учителя, . Фото 11

Чуть-чуть смазываем стебелек клеем (на стыке зеленой и желтой бумаги) и вставляем в цветок. Даем высохнуть и приклеиваем листики. Ромашка готова:

Мастер-класс,  Оригами модульное, : Ромашки - МК Бумага 8 марта, День рождения, День учителя, . Фото 12

 


Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

В лугах сестрички - золотые глазки, белые реснички

Девчонка гадает у реки -
Ромашки лучистые губит. 
И, словно снежинки, 
летят лепестки: 
Любит - не любит - любит. 
Ты правду всю знаешь, 
цветок полевой, 
Иль это придумали люди? 
За все отвечаешь своей головой: 
Любит - не любит - любит.

У англичан есть мудрое изречение насчет ромашки: «Не презирайте скромных полевых цветов, ибо они есть Божий дар для бедных и смиренных». О цветке ромашки существует немало легенд, и у каждого народа своя. Это прекрасные романтические истории о любви, наполненные грустью.

Легенды о ромашке - в них тепло, нежность и любовь... Конечно, всем известно, что это - ромашки, на которых так хорошо гадать. Ромашки испокон веков символизируют русскую природу. Русский народ называет ромашку с неизменной любовью: солнечник, девичник, белюшка, невесточка, ворожка, лесная марьяша, матрёнка, нивяник, белоцвет. У древних славян ромашка являлась одним из семи священных растений (дуб, орешник, верба, ромашка, хмель, омела, плакун).

Название ромашка происходит от латинского слова "romana", что в переводе означает "римская", в средневековой медицинской литературе ромашку называли "Романовым цветком". А греческое название ромашки (Leucanthemum) переводится на русский язык как "белый цветок". В Древнем Египте цветок ромашки был посвящен богу солнца Ра.

По народным поверьям, считается, что там, где падает звезда, расцветает ромашка. А еще говорят, что ромашки - это маленькие солнышки, которые соединяют множество святых дорог-лепестков. Ромашки схожи по форме с зонтиками, а по легенде - они в давние времена были зонтиками для маленьких степных гномиков. Начнется в степи дождь, гномик укроется ромашкой, либо сорвет ее и шагает по степи, поднимая цветок над головой. Дождь стучит по ромашковому зонтику, струйками стекает с него, а гномик остается совершенно сухим.

А еще ромашки похожи на удивленные глаза, если в сухой ветреный день выйти на луг и внимательно прислушаться, то можно услышать тихий шорох,- это шорох белых ромашковых ресниц. Удивленные глаза ромашки смотрят на небо, стараясь понять движения облаков, звезд и планет. Смотрят - смотрят, утомятся, вот тогда-то и начинают моргать своими белыми ресницами. Кажется, наклонись к цветку, и он поведает тебе самое сокровенное. А тайн у ромашки великое множество.

Легенда о Ромашке
Жила на свете лесная фея. Там, где она появлялась, оживала природа, деревья поднимали засохшие ветки, расцветали удивительные цветы. Люди и звери приходили к ней за исцелением и она никому не отказывала в помощи. Полюбила фея молодого пастуха. Прилетит, бывало, на луг, где он пасет стадо, спрячется в кроне дерева и слушает, как он играет на дудочке... Как-то вышла лесная фея к пастуху. Увидел он ее и полюбил без памяти. Стали они встречаться каждый день, и наделила фея пастуха даром целительства. Раскрыла ему тайны трав и цветов, деревьев и мира камня.

...Начал пастух лечить людей. И брал за это большие деньги. Перестал стадо пасти, разбогател. Все реже и реже приходит на лесную полянку, где ждет его фея. А потом и вообще перестал приходить. Сидит фея в кроне дерева, ждет своего пастуха. Текут слезы из ее глаз, чем больше текут, тем меньше она становится. Так вся слезами и изошла. А где эти слезы падали, там выросли ромашки. Стоят они, тянут к солнышку руки-стебельки, роняют лепестки-слезинки: любит - не любит, придет - не придет. Чувствуют слезинки людскую боль и помогают каждому, кто с чистой душой просит о помощи.

А пастух, тем временем, с каждой слезинкой силу терял, которую ему передала лесная фея. И настал тот день, когда вся сила его ушла, и удача его покинула. Отвернулись от него люди. И вспомнил тогда пастух о своей фее. Пришёл он на луг, где они всё время виделись, глядь - а всё поле ромашками усыпано. Стал он кликать лесную фею, да кругом была лишь тишина, только ромашки тянули к нему свои головки, словно ластились к нему. Махнул он на всё рукой и пошёл назад, к своим коровам.

Очень трогательная, и вместе с тем, грустная история рассказывает нам о том, откуда на Земле появились ромашки. Давным - давно в одной далекой деревушке жила одна девушка по имени Мария. Она была прекрасной как утренняя заря, нежной как дуновение ветра и стройной как березка. У нее были светло-русые волосы и голубые глаза, а ее кожа будто излучала перламутровое сияние. Эта девушка была безумно влюблена в парня по имени Роман из соседней деревни. Ее чувства были взаимны, и молодые люди практически не расставались. Они каждый день гуляли по лесам, собирали ягоды, грибы, цветы.

Однажды Роману приснился сон, будто старец в какой-то неведомой стране преподносит ему доселе невиданный цветок - с ярко желтой сердцевиной и белыми вытянутыми лепестками вокруг. Когда Роман пробудился ото сна, то увидел, что на его кровати действительно лежит этот цветок. Он ему настолько понравился, что сразу же подарил его своей возлюбленной. От цветка исходила нежность и девушка была в восторге от столь необычного подарка и решила назвать его ласковым именем - Ромашка. Она никогда раньше не видела такого простого и в то же время нежного цветка. Девушке стало грустно оттого, что не все влюбленные могут наслаждаться красотой ромашки, и она попросила Романа собрать целый букет этих удивительных цветов. Роман не смог отказать любимой и на следующий день отправился в путь. Долгое время он бродил по просторам Земли и, наконец, на краю света, отыскал царство сновидений. Его правитель согласился подарить его девушке целое поле ромашек, только если Роман навсегда останется в его владениях. Юноша был готов на все ради своей любимой, и он навсегда остался в стране снов. Девушка несколько лет ждала возвращения Романа, но он все не стучал в ее дверь. И, когда однажды утром, она увидела ромашковое поле у своего дома, то поняла, что ее любовь жива… Так люди получили ромашку и полюбили эти цветы за их простоту и нежность, а влюбленные стали гадать на них: "Любит - не любит?"

На ромашке гадали во все времена. Для того, чтобы узнать ответ на вопрос, который не давал покоя, взяв в правую руку ромашку, а лепестки обрывая левой рукой, нужно было приговаривать "да", "нет", "сбудется", "не сбудется", пока не сорвешь последний лепесток, который и будет ответом.

Известна считалочка: "любит, не любит, плюнет, поцелует, к сердцу прижмет, к черту пошлет, любит искренне, издевается, ждет встречи, насмехается..." Гадайте, любите и будьте любимы. И верьте ромашке, ведь она всегда подтвердит, что… любит!

За рубежом для гадания «любит — не любит» используют цветок маргаритку. Но и о ромашке есть свои легенды. Вот такая есть английская легенда о ромашке. Когда-то давным давно жила наполовину осиротевшая семья. Мать с двумя детьми, сыном и дочкой, жила в доме у брата. Дети были еще маленькими и играли на поляне возле дома, собирали растущие ромашки и сплетали в венки. Однажды Роберт (так звали брата) повзрослел и сказал своей сестренке, что ему пора стать помощником своему дяде, который уже состарился, и семья стала для него настоящим бременем. И засобирался в путь, пообещав сестренке принести столько золота и серебра, сколько было ромашек на этой поляне. Элиза — сестра его, услышав такие слова, начала плакать и отговаривать брата. Но он успокоил ее, сказав, что Бог, который ухаживает за ромашками и дает им такой прекрасный внешний вид, обязательно позаботится и о нем.

Первое время Элиза регулярно получала письма от брата. Но прошло несколько лет, дядя умер, а письма перестали приходить. Элиза с матерью продали дом и переселились в другое место, куда не вела ни одна дорога, там они купили совсем маленький домик. Элиза очень тосковала по брату, и боялась, что уже никогда не увидит его, потому что Роберт не найдет к ним дорогу. И тогда ей пришла мысль о ромашках, которые так любил Роберт. Она нашла их в поле, выкопала все корни и посадила их возле дома. Со временем ромашка так сильно разрослась вокруг домика по всей вершине холма, что издалека походила на белоснежный ковер.

Незнакомец шел по дорогам, он был хорошо одет, силен и крепок, но уже еле-передвигал ноги, а плечи его повисли от тяжелой ноши в рюкзаке. Со стороны казалось, что он сбился с пути, заблудился и идет уже очень долго. Но это было так на самом деле. Усталый путник шел уже достаточно долго, пока поднял глаза и увидел на далеком холме ковер белоснежных ромашек. Он был удивлен, как цветы могли появиться так высоко и пошел прямиком на цветущее поле ромашек, по бездорожью. Он пришел к домику, открыл дверь и спросил: не знают ли здесь что-нибудь о вдове из семьи Робертсов? И тогда Элиза бросилась ему на шею, обретая вновь давно потерянного брата. Роберт снова выкупил ферму и они жили долго и счастливо. По этой легенде говорится, что Элиза вышла замуж, а уже ее внук завез семена ромашки из Англии в Америку.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

р о о з м к а к ш а м р е д х и а а з о м и я и ы л л а ы р т в а к н к у с и

Слайд 2

Тема занятия: Ромашка

Слайд 3

Правила групповой работы : 1. Работать дружно: быть внимательным друг к другу, вежливым, не отвлекаться на посторонние дела, вовремя оказывать помощь. 2. Работу выполнять качественно и аккуратно, соблюдать технику безопасности


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект Урока "Славные символы России"

на уроке использован материал СПС "КонсультантПлюс: Средняя школа"...

Конспект урока по теме "Семья и семейные ценности"

Конспект урока по теме "Семья и семейные ценности" 3-4 класс...

План – конспект урока Славные символы России

План – конспект урока  Славные символы России...

Конспект урока Кубановедения: "Моя семья"

Раскрыть значение понятий «семья», «члены семьи», «домочадцы», «старшее поколение», «младшее поколение».Развивать речь, мышление.Воспитывать любовь и уважительное отношение к родным и близким....

Конспект урока Наша дружная семья

Тема урока: «Наша дружная семья»    Цели: познакомить с целями и задачами раздела; обсудить правила культуры общения в семье.•    Раскрыть понятие « семья»,  « родст...

конспект урока: "Наша дружная семья!

Поперечная ЕкатеринаКласс 2 Тема: «Наша дружная семья. Проект «Моя родословная»»Цели:1. Ввести понятия «семья», «общение», «культура общения в семье».2. Обсудить с детьми правила культуры общения...