«Метод проектной деятельности в свете новых требований ФГОС II поколения на уроках краеведения»( конечный продукт - презентация)
проект (технология) на тему

В свете новых требований ФГОС-а II поколения проектная деятельность  является не только рекомендованной, но и обязательной составной частью как классно-урочной, так и внеурочной деятельности. Она  состоит из педагогических технологий, направленных на индивидуальное развитие личности, творческой инициативы, формирования универсального умения ставить и решать задачи, принимать ответственность за свои решения, так востребованных на современных этапах. Презентация скачать.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Метод проектной деятельности133.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

СОШ

Д. Большое Грызлово

Выступление на педагогическом совете

на тему:

«Метод проектной деятельности в свете новых требований ФГОС II поколения на уроках краеведения»

Тип деятельности: Внеурочная деятельность

Учитель истории: Стоян Н.В.

декабрь, 2013г.


ОГЛАВЛЕНИЕ:

ВВЕДЕНИЕ        

I. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ: «МЕТОД ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»        

А) Основные принципы построения проектной деятельности.        

Б) Основные компоненты проектной деятельности.        

В) Основные этапы проектной деятельности:        

Г) Планируемые результаты.        

II. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ - СОЗДАНИЕ КОЛЛЕКТИВНОГО ПРОЕКТА        

ЗАКЛЮЧЕНИЕ        

Литература        

ПРИЛОЖЕНИЕ: «Этапы практической работы»        


ВВЕДЕНИЕ

В свете новых требований ФГОС-а II поколения проектная деятельность  является не только рекомендованной, но и обязательной составной частью как классно-урочной, так и внеурочной деятельности. Она  состоит из педагогических технологий, направленных на индивидуальное развитие личности, творческой инициативы, формирования универсального умения ставить и решать задачи, принимать ответственность за свои решения, так востребованных на современных этапах.

В УМК «Школа России» («Наша новая школа»)     проектная деятельность предполагает использования в образовательном процессе технологий  деятельностного, компетентностного и личностно- ориентированного подхода.

Метод проектов основывается на принципе “обучения посредством деятельности”. В основе этого метода лежит не информационный подход, ориентированный на развитие памяти, а деятельностный, нацеленный на формирование комплекса мыслительных способностей (понимания, рефлексии, конструирующего воображения, способности к целеполаганию), необходимых для исследовательской деятельности.

Проектная деятельность имеет практическую направленность и   реализует задачу выявления творческих способностей, склонностей, одаренности в различных видах деятельности. Благодаря этому методу достигаются предметные и метепредметные результаты в свете новых требований ФГОС-а II поколения.

Успех в современном мире во многом определяется способностью человека организовать свою жизнь как проект: определить дальнюю и ближайшую перспективу, найти и привлечь необходимые ресурсы, наметить план действий и, осуществив его, оценить, удалось ли достичь поставленных целей. Многочисленные исследования, проведенные как в нашей стране, так и за рубежом, показали, что большинство современных лидеров в политике, бизнесе, искусстве, спорте — люди, обладающие проектным типом мышления.


I. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ: «МЕТОД ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

А) Основные принципы построения проектной деятельности.

- Принцип гуманизма (уважение к личности ребенка, создание благоприятных условий для развития способностей).

- Принцип обратной связи (каждое занятие должно заканчиваться рефлексией, совместно с учащимися необходимо обсудить что получилось, а что нет, изучить их мнение).

- Принцип успешности.

- Принцип стимулирования

Главный принцип: самостоятельность и самоопределение. Взрослые помогают только в случае острой необходимости. Только так можно добиться достижение  личностных, предметных  и метапредметных целей.

Б) Основные компоненты проектной деятельности.

Внеурочная проектная деятельность организуется как двухкомпонентная.

1  компонент - работа над темой - познавательная деятельность, инициируемая детьми, координируемая учителем и реализуемая в создание тематической картотеки или энциклопедии, на основе собранного материала в виде газетных вырезок, интернет сообщений, рассказов взрослых.

2 компонент - работа над проектами - это специально организованный учителем и самостоятельно выполняемый детьми комплекс действий, завершающийся созданием творческих работ (т. е. продукта).

Основные виды творческих работ - рисунки, коллажи, макеты, стенгазеты, презентации и так далее.

В) Основные этапы проектной деятельности:

1. Планирование. 

2. Выбор темы.

3. Сбор сведений.

4. Выбор проектов.

5. Реализация проектов.

6. Презентация.

7. Итоговое занятие

1. Планирование. Получение общего представления о будущем направлении проектной работы,  определение временных рамок, ограничивающих этапы работы; обсуждение вариантов оформления отчетности о выполненной работе; формулирование наиболее актуальных проблем, способных оказать влияние на ход проекта.

 2. Выбор темы.  Работа над темой начинается с ее выбора. Так как тема выбирается одна на всех, она должна быть достаточно емкой, чтобы в ней можно было выделить много разных подтем по интересам детей. Коллективный выбор детьми единой темы может и должен регулироваться учителем.

  Совершенно иная картина с выбором подтем - здесь уже дети могут делать личный выбор того, что им интересно. Тема и совокупность выбранных детьми подтем зачастую задают структуру будущих информационных проектов- энциклопедий и карточек. Среди всевозможных подтем бывают типовые подтемы :  географический аспект,  исторический аспект, культурный (тема в литературе, живописи, фильмах и т.д.)

   3. Сбор сведений.  Дети, обращаясь к различным источникам информации, собирают интересующие их сведения, фиксируют их и готовят к использованию в проектах. Основные виды представления информации - это записи, рисунки, вырезки, ксерокопии текстов и изображений, информация на электронных носителях. Основная задача учителя на этом этапе - направить деятельность детей на самостоятельный поиск информации. Источником информации может быть отдельный предмет (книга,  фильм); организация

 ( музей, библиотека, предприятие, церковь и другие); мероприятие  (экскурсия), человек (родители, специалисты, учителя). Завершается сбор сведений рамещением всей собранной информации в одном информационном проекте - в картотеке или в тематической энциклопедии.

   4. Выбор проектов.   После завершения сбора информации, детям предлагается принять участие в реализации проектов. Учитель знакомит их с множеством проектов, которые можно выполнить по данной теме.

Изучаемой теме, предоставляя детям возможность самим придумать свои проекты. Было бы хорошо, чтобы в классе выполнялось параллельно несколько проектов.

  5. Реализация проектов.  На этом этапе дети готовят выбранные ими проекты, сочетая действия в школе (возможно на некоторых уроках или после уроков) и вне школы. Взрослые помогают только в случае острой необходимости, если есть опасение, что ребенок переоценил свои силы и не может справиться с выбранным проектом. Но это ни в коем случае не должны быть работы взрослых, как это порой случается.

  6. Презентация.  Каждый проект должен быть доведен до успешного завершения, оставляя у ребенка ощущение гордости за полученный результат. Для этого в процессе работы над проектом учитель помогает детям соизмерять свои желания и возможности. После завершения всей работы детям надо дать возможность рассказать о своей работе ,показать то, что у них получилось, и услышать похвалу в свой адрес. Если проект долгосрочный, то в нем целесообразно выделять промежуточные этапы, по результатам которых дети получают положительное подкрепление.

 К изготавливаемым изделиям можно отнести:

- презентации;

- тематические выставки рисунков, поделок;

- газеты, журналы, книги, картотеки (информационные проекты);

- видеожурналы и видеофильмы.

7. Итоговое  занятие.  Все участники приносят свои наработки. После небольшого краткого отчета о результатах проделанной работы принимается решение закончить работу над проектом и приступить к написанию выступления по материалам работы каждой из подгрупп. Целью является создание в письменной форме краткого по содержанию документа, включающего характеристику целей проведенного исследования, применявшихся методов и полученных результатов, а также сообщение о намерении продолжить исследование, если такое намерение предусматривалось авторами.

По окончании работы над проектом учащиеся подводят итоги и отвечают на следующие вопросы: Выполнил ли я то, что задумал? Что было сделано хорошо? Что было сделано плохо? Что было выполнить легко, в чем я испытывал трудности? Кто мог бы сказать спасибо мне за этот проект? Ответы на все эти вопросы помогают ребятам лучше понять свои наработки и ошибки, чтобы в будущем совершенствовать свои навыки.

Г) Планируемые результаты.

В результате работы по программе курса учащиеся должны научиться:

- видеть проблемы;

- ставить вопросы;

- выдвигать гипотезы;

- давать определения понятиям;

- классифицировать; - структурировать материал;

- наблюдать;

- делать умозаключения и выводы;

- готовить тексты собственных докладов;

- объяснять, доказывать и защищать свои идеи.


II. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ - СОЗДАНИЕ КОЛЛЕКТИВНОГО ПРОЕКТА

Название проекта:  «Увлеченные небом»

Содержание: Проект  «Увлеченные небом», который рассказывает о местной достопримечательности – частном аэродроме ФИНАМ (д. Большое Грызлово). Направление: «Гражданско-патриотическое» 

Тип деятельности: Внеурочная деятельность 

Форма реализации  – проектная деятельность

Педагогические цели по реализации проекта:

а) Обоснование темы: Волей судеб, деревня Большое Грызлово оказалось рядом с аэродромом малой авиации ФИНАМ  Серпуховского края, что вызывало и вызывает множество вопросов у жителей деревни. Вопросы, которые могут возникнуть у учащихся: как возник этот аэродром, чем он занимается? Почему пользуется все более возрастающей популярностью среди людей, которые приезжают с разных уголков Родины? Что происходит над небом Грызлова? Как относится к одному из самых динамичных центров малой авиации России? Отсутствие информации  рождает досужие помыслы, сплетни,  страхи, а то и откровенную  неприязнь.

Поэтому  кружок краеведов Большегрызловской деревни, решил провести самостоятельную работу по изучения деятельности аэродрома, который в этом году получил право проводить чемпионат мира по высшему пилотажу  на самолетах  ЯК-52.

Силами членов экологического кружка нашей школы уже был собран материал о влияние аэроклуба на внешнюю среду. Были выявлены нарушения по охране окружающей среды. Но это тема отдельного разговора.

б) Задачи проектной деятельности:

  1. Изучить историю возникновения аэродрома деревни Большое Грызлово.
  2. Узнать причины рождения аэроклуба ФИНАМ, а также его названия.
  3. Определить основные направления деятельности работы.
  4. Узнать о людях проживающих и работающих на территории бывшего аэродрома.
  5. Вникнуть в проблемы, с которыми сталкивается аэроклуб.
  6. Узнать о достижениях и победах  одержанных ФИНАМ на различных конкурсах и чемпионатах.
  7. Оценить деятельности аэроклубов малой авиации.
  8. Определить перспективы развития и причины роста популярности .

в) Этапы проектной деятельности:

I. Познавательная деятельность

II. Предпроектная деятельность

III. Проектная деятельность   

I.Этап. Познавательная деятельность. «Аэродром и его назначение».

Ввод основных понятий: авиация, аэродром, ангар, пилот, взлетная полоса, самолет ЯК-52, вертолет, малая авиация, аэроклуб ФИНАМ.

II. Этап. Предпроектная деятельность: «История возникновения, структура и деятельность  аэроклуба ФИНАМ» (углубление темы)

Составление мини-рассказов, составление стенгазет или презентаций по выбранным направлениям; проведение викторины.

III.Этап. Проектная деятельность. Проект :«Увлеченные небом».

А) Создание разновариантных  индивидуальных  проектов по различным темам.

Вариант А.

а) «Наша гордость» - о достижениях аэроклуба ФИНАМ

б) «Мечта, что стала явью»  - о трудностях путей восхождения в области авиаспорта пилотов-летчиков

в) « Героями не рождаются» или «Урок мужества»  - о гражданских подвигах совершенных пилотами в мирное время,

 г) «Там,  где живут облака» - о различных марках самолетов, входящих в инфраструктуру аэроклуба, их характеристиках и возможностях

д) «Покорительницы неба» - о женщинах пилотах, их биографиях, восхождении и достижениях

е) «Между небом и землей» - о жизни парашютистов:  как стать парашютистом, какими навыками надо овладеть, какие качества характера иметь.

Вариант Б

а) визитная карточка «ЧелАвиа»

б) визитная карточка «ГлавПрыг»

в) визитная карточка «Главполет»

г) визитная карточка «Первый полет»

д) визитная карточка «Авиа-няня»

е) визитная карточка «Макс»

Выбор вариантов неограничен, так же как и вход-выход или создание собственного проекта под другим названием. Источником информации может быть  картотека или в тематическая энциклопедия созданная в первом полугодии.

В итоге, учащиеся получат продукт индивидуальный проект в форме рисунков, коллажей, подделок, веб-презентаций, сообщений.

Б)  Создание коллективного  проекта: «УВЛЕЧЕННЫЕ НЕБОМ» в виде презентации.

См. приложение: «Этапы практической работы»

См. Презентацию


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Главными   принципами  реализации проекта являются  самостоятельность и самоопределение. Взрослые помогают  в случае острой необходимости. Только так можно добиться достижение  личностных, предметных  и метапредметных целей в соответствии с требованиями ФГОС-ов II поколения .

В результате работы по программе курса учащиеся должны научиться:

- видеть проблемы;

- ставить вопросы;

- выдвигать гипотезы;

- давать определения понятиям;

- классифицировать;

- наблюдать;

- делать умозаключения и выводы;

- структурировать материал;

- готовить тексты собственных докладов;

- объяснять, доказывать и защищать свои идеи.

Предложение:

  1.  В связи с необходимостью перехода на новые стандарты, предлагаю продолжить изучение этой темы на заседаниях педсоветах, как одну из возможностей реализации новых стандартов ФГОС., на  которых учителя делились бы теоретическими и практическими наработками.
  2. Создать копилку: «Проектная деятельность», в связи с новыми стандартами, пионерами этого дела оказались 1-4 классы. Надо сохранить достигнутое и продолжить начатое.

Литература

  1. Артюгина Т.Ю. Современные образовательные технологии: изучаем и применяем: учеб. – метод. пособие / авт. Т.Ю. Артюгина. –
  2. Архангельск: АО ИППК РО, 2009. – 58 с.
  3. Боровская Н.Н., Шарыгина Н.В., Кирилова А.П. Учебные экологические проекты в современном образовании / Под ред. Н.Н. Боровской. – Архангельск, 2005.- 54 с.
  4. Организация социально значимой деятельности в учреждения дополнительного образования: социально – образовательные проекты.
  5. Из опыта работы \ авт. – сост. Т.Н. Ковязина, Н.Е. Галицына. –Волгоград: Учитель, 2010. – 153 с. Петунин О. В. Метапредметные умения школьников / О.В. Петунин //
  6. Фришман И.И. Педагогу дополнительного образования об организации общественной активности детей и молодёжи. – М.: УЦ Перспектива, 2009, 2009. – 196 с.

 


ПРИЛОЖЕНИЕ: «Этапы практической работы»

Этапы

Сроки

Форма работы

Цель

Сбор информации

Продукт

1. Этап

Познава-тельная деятельность

1 четв.

Cсообщение учителя, рассказы родителей, беседы, показ слайдов,  видеороликов,  встреча с работниками клуба.

Вызвать интерес к теме , вызвать уважение к летчикам,  восхищение работой аэродрома

Узнать у родителей, соседей, знакомых историю возникновения аэродрома. Сбор газетных вырезок и информации из Интернет-ресурсов,

Детские рисунки, рассказы по заданным вопросам,  оформление стенгазеты «Между небом и землей»

II. Этап

Предпро-ектная деятельность

2 четв.

Обмен знаниями по теме, высказывания пожеланий, обсуждение идей, перечисление возможных тем проекта, формулирование тем для  проекта,

Определение интересов по различным направлениям (о пилотах, инструкторах, проводимых соревнованиях, о достижениях аэроклуба ФИНАМ

Продолжить сбор информации, в том числе с помощью экскурсии.

Викторина «Что? Где? Когда?»   Стенгазета-отчет о проделанной работе. Картотека или  тематической энциклопедии.

III. Этап

Проект-ная деятельность

3 четв.

Планирование работы над проектом: 

Выбор темы, Определение интересов для создания индивидуальной работы в виде веб-презентации или письменных сообщений по различным  направлениям

Определение временных рамок,; обсуждение вариантов оформления отчетности; формулирование наиболее актуальных проблем, способных оказать влияние на ход проекта.

консультирование со стороны учителя.

Создание индивидуального проекта в форме рисунков, коллажей, подделок, веб-презентаций, сообщений.

III. Этап

Проект-ная деятельность

4 чет.

а) формирование  групп по интересам,  формулирование тем для работы подгрупп,  б) ознакомление с рекомендациями по составлению презентаций, в) оформление результатов

Подготовка к реализации главной цели: коллективного проекта

Предоставление учителем ссылок на сайты, тематических форумов, электронных библиотек и т.п.,

Создание коллективного проекта


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Инструментально-диагностическое обеспечение внеурочной деятельности школьников в условиях требований ФГОС второго поколения

В 2012 году в целях совершенствования инновационной деятельности в образовательных учреждениях нашей школе присвоен статус эксперементальной площадки. Наше учебное учреждение работает по теме "Инструм...

Формирование коммуникативных навыков у младших школьников через организацию проектной деятельности в соответствии с требованиями ФГОС

 Коммуникативные навыки – одно из важнейших условий  достижения успеха в современной жизни. Ученику, сталкивающемуся  с проблемами в учёбе, это даёт возможность получ...

Инновационный подход к духовно – нравственному воспитанию младших школьников в свете новых требований ФГОС НОО

Воспитание человека всегда было, есть и будет сложной задачей. Даже, если общество развивается стабильно, возникают и в таком обществе проблемы в воспитании подрастающего поколения. Безработица, прест...

Проектная деятельность как эффективная форма работы с детьми младшего школьного возраста в рамках реализации требований ФГОС второго поколения

Не секрет, что любой педагог заинтересован  в качестве своего труда, которое выражается в прочных предметных и внепредметных умениях, знаниях своих воспитанников. Каждый ищет свои пути. Я – не ис...

Инновационные аспекты деятельности учителей начальной школы в свете реализации требований ФГОС НОО. Роль учителя в реализации требований ФГОС на уроках русского языка.

В  современной  начальной  школе  сегодня  ребенка  уже  недостаточно  обучить  только  чтению, счету  и  письму. Его  необходимо ...

ВНЕУРОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ В ОБЛАСТИ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЯ И ЗДРОВЬЕСОЗИДАНИЯ НА ПРИМЕРЕ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СВЕТЕ ТРЕБОВАНИЙ ФГОС

Внеурочная деятельность в начальных классах в области здоровьесбережения и здоровьесозидания. На примерах можно проследить, какк организовать данный вид работы с детьми, при этом приучая их заботиться...

Геймификация как способ развития личности ребенка в свете новых требований ФГОС НОО

Если задаться целью и провести исследование на тему «Что нравится современному школьнику», то нетрудно предположить, что это может быть все что угодно, но не учеба. Возникает про...