Рабочая программа по технологии
рабочая программа по технологии (2 класс) на тему

Овчинникова Любовь Геннадьевна
Рабочая программа по технологии 2 класс УМК Школа России

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tehnologiya.doc124 КБ

Предварительный просмотр:

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по технологии

для 2 класса

на 2013-2014 учебный год

Составлена по  учебнику

«Технология. Наш рукотворный мир»  Н.М.Конышевой.

Разработала

Овчинникова Л.Г.

учитель начальных классов.

2013 г.

1. Пояснительная записка.

Программа по технологии разработана с учетом требований Федерального государственного стандарта нового поколения к общим целям изучения курса. В качестве концептуальных основ данного учебного предмета использованы системно-деятельностный, здоровьесберегаюший, гуманно-личностный, культурологический подходы.

Основная цель изучения данного предмета заключается в углублении общеобразовательной подготовки школьников, формировании их духовной культуры и всестороннем развитии личности на основе интеграции понятийных (абстрактных), наглядно-образных и наглядно-действенных компонентов познавательной деятельности. В качестве результата изучения данного предмета предполагается формирование универсальных учебных действий всех видов: познавательных, регулятивных, коммуникативных, а также личностных качеств учащихся.

Задачи изучения дисциплины:

• формирование представлений о материальной культуре как продукте творческой предметно-преобразующей деятельности человека, о наиболее важных правилах дизайна, которые необходимо учитывать при создании предметов материальной культуры;

• формирование представлений о гармоничном единстве природного и рукотворного мира и о месте в нём человека с его искусственно создаваемой предметной средой;

• расширение культурного кругозора, обогащение знаний о культурно-исторических традициях в мире вещей, формирование представлений о ценности предшествующих культур и понимания необходимости их сохранения и развития;

• расширение знаний о материалах и их свойствах, технологиях использования; формирование практических умений использования различных материалов в творческой преобразовательной деятельности;

• развитие созидательных возможностей личности, творческих способностей, изобретательности, интуиции; создание условий для творческой самореализации и формирования мотивации успеха и достижений на основе предметно-преобразующей деятельности;

• развитие регулятивной структуры деятельности (включающей целеполагание, прогнозирование, планирование, контроль, коррекцию и оценку действий и результатов деятельности в соответствии с поставленной целью);

• формирование информационной грамотности, умения работать с различными источниками информации, отбирать, анализировать и использовать информацию для решения практических задач;

• формирование коммуникативной культуры, развитие активности, инициативности;

Отбор содержания курса определяется рядом принципов.

Согласно принципу гуманитаризации и культуросообраз-ности содержание получаемого образования не ограничивается практико-технологической подготовкой, а предполагает освоение на доступном уровне нравственно-эстетического и социально-исторического опыта человечества, отраженного в материальной культуре.

Принцип интеграции и комплексности содержания предполагает органичное включение нового материала в изучение последующего содержания и решение творческих задач; кроме того, согласно данному принципу в содержании изучаемого материала учитывается личный опыт учащихся, направленность предметного содержания на комплексное развитие всех структур личности и установление межпредметных связей с курсами других учебных дисциплин, что обеспечивает углубление общеобразовательной подготовки учащихся.

Предлагаемый учебный курс интегрирует в себе как рационально-логические, так и эмоционально-оценочные компоненты познавательной деятельности и имеет реальные связи со следующими учебными предметами:

— окружающий мир (рассмотрение и анализ природных форм и конструкций как универсального источника инженерно-художественных идей для мастера; природы как источника сырья с учетом экологических проблем, деятельности человека как создателя материально-культурной среды обитания, изучение этнокультурных традиций);

— математика (моделирование — преобразование объектов из чувственной формы в модели, воссоздание объектов по модели в материальном виде, мысленная трансформация объектов и пр., выполнение расчетов,вычислений, построение форм с учетом основ геометрии, работа с геометрическими фигурами, телами, именованными числами);

— изобразительное искусство (использование средств художественной выразительности в целях гармонизации форм и конструкций, изготовление изделий на основе законов и правил декоративно-прикладного искусства и дизайна);

— родной язык (развитие устной речи на основе использования важнейших видов речевой деятельности и основных типов учебных текстов в процессе анализа заданий и обсуждения результатов практической дентел ьности: описание конструкции изделия, материалов и способов их обработки; повествование о ходе действий и построении плана деятельности; построение логически связных высказываний в рассуждениях, обоснованиях, формулировании выводов);

— литературное чтение (работа с текстовой информацией, восприятие и анализ литературного ряда в целостном процессе создания выразительного образа изделия).

Принцип вариативности содержания предусматривает возможность дифференциации изучаемого материала с целью индивидуального подхода и разноуровневого освоения программы.

Принцип концентричности и спиралевидности предполагает, что продвижение учащихся в освоении предметного, культурологического и духовно-эстетического содержания курса происходит последовательно от одного блока к другому.

В соответствии с принципом целостности развития личности в ходе освоения учебного предмета предполагается целенаправленное стимулирование интеллектуальной, эмоционально-эстетической, духовно-нравственной, психофизиологической сфер личности, что обеспечивается побором содержания материала и организацией деятельности учащихся по его усвоению.

При составлении программы также учтены принципы классической дидактики (прежде всего научности, доступности, систематичности, последовательности].

Программа рассчитана на 1 час в неделю, во 2 классе – 34 часа (34 учебные недели). Данная программы выбрана мною, т.к. концептуальные основы совпадают с концептуальными основами УМК «Школа России»

2. Общая характеристика учебного предмета.

В системе общеобразовательной подготовки учащихся начальной школы курс технологии играет особую роль в силу своей специфики. Особенность уроков технологии состоит в том, что их основой является предметно-практическая деятельность, в которой понятийные (абстрактные), образные (наглядные) и практические (действенные) компоненты процесса познания окружающего мира занимают равноправное положение. С учётом таких уникальных возможностей курс технологии можно рассматривать как базовый в системе общеобразовательной подготовки младших школьников. Отбор содержания и построение учебной дисциплины определяются возрастными особенностями, развития младших школьников, в том числе функционально-физиологическими и интеллектуальными возможностями, спецификой их эмоционально-волевой сферы, коммуникативной практики, особенностями жизненного, сенсорного опыта и необходимостью их дальнейшего развития.

Учебный материал  имеет системную блочно-тематическую структуру, предполагающую постепенное продвижение учащихся в освоении выделенных тем, разделов одновременно по таким направлениям, как: практико-технологическая (предметная) подготовка, формирование метапредметных умений и целостное развитие личности.

Содержательные акценты  сделаны на вопросах освоения предметного мира как отражения обшей человеческой культуры (исторической, социальной, индивидуальной) и ознакомления школьников с законами и правилами его создания на основе доступных им правил дизайна. Дизайн соединяет в себе как инженерно-конструкторский (т.е. преимущественно рациональный, рассудочно-логический) аспект, так и художественно-эстетический (во многом эмоциональный, интуитивный), что позволяет осуществить в содержании курса более гармоничную интеграцию различных видов учебно-познавательной и творческой деятельности учащихся.

Методической основой организации деятельности школьников на уроке является система репродуктивных, проблемных и поисково-творческих методов. Проектно-творческая деятельность при дизайнерском подходе к программному материалу составляет суть учебной работы и является неотделимой от изучаемого содержания. В соответствии с этим программа органично вписывает творческие задания проектного характера в систематическое освоение содержания курса.  Интеграция интеллектуального, эмоционального и практического компонентов на базе творческой предметно-преобразовательной деятельности позволяет представить курс технологии  как систему формирования предметных и метапредметных знаний, умений и качеств личности учащихся.

3. Результаты изучения курса во  2 классе.

Личностные

У учащихся будут сформированы:

• положительное отношение и интерес к творческой преобразовательной предметно-практической деятельности;

• осознание своих достижений в области творческой преобразовательной предметно-практической деятельности; способность к самооценке;

• уважительное отношение к труду, понимание значения и ценности труда;

• понимание культурно-исторической ценности традиций, отражённых в предметном мире;

Могут быть сформированы:

• устойчивое стремление к творческому досугу на основе предметно-практических видов деятельности;

• установка на дальнейшее расширение и углубление знаний и умений по различным видам творческой предметно-практической деятельности;

• привычка к организованности, порядку, аккуратности;

Предметные

Учащиеся научатся:

использовать в работе приёмы рациональной" и безопасной работы с разными инструментами: чертёжными (линейка, угольник, циркуль), режущими (ножницы, нож), колющими (швейная игла, шило);

• правильно (рационально, технологично) выполнять геометрические построения деталей простой формы и операции разметки с использованием соответствующих инструментов и приспособлений: линейки, угольника, шаблона, трафарета, циркуля и др., осуществлять целесообразный выбор инструментов;

• на основе полученных представлений о многообразии материалов, их видах, свойствах, происхождении, практическом применении в жизни осознанно их подбирать по декоративно-художественным и конструктивным свойствам, экономно расходовать;

• отбирать в зависимости от свойств материалов и поставленных целей оптимальные и доступные технологические приемы их ручной обработки при разметке деталей, их выделении, формообразовании, сборки и отделки изделия;

• работать с простейшей технической документацией: распознавать простейшие чертежи и эскизы, читать их и выполнять разметку с опорой на них;

Метапредметные

Учащиеся научатся;

• самостоятельно организовывать своё рабочее место в зависимости от характера выполняемой работы, сохранять порядок на рабочем месте;

• планировать предстоящую практическую работу, соотносить свои действия с поставленной целью;

• следовать при выполнении работы инструкциям учителя или представленным в других информационных источниках различных видов: учебнике, дидактическом материале и пр.;

• руководствоваться: правилами при выполнении работы;

находить необходимую для выполнения работы информацию в материалах учебника, рабочей тетради;

• анализировать предлагаемую информацию (образцы изделий, простейшие чертежи, эскизы, рисунки, схемы, модели), сравнивать, характеризовать и оценивать возможность ее использования в собственной деятельности;

• анализировать устройство изделия: выделять и называть детали и части изделия, их форму, взаимное расположение, определять способы соединения деталей;

• выполнять учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме, находить для их объяснения соответствующую речевую форму;

• использовать знаково-символические средства для решения задач в умственной или материализованной форме; выполнять символические действия моделирования и преобразования модели, работать с моделями.

• организовывать под руководством учителя совместную работу в группе: распределять роли, сотрудничать, осуществлять взаимопомощь;

• формулировать собственные мнения и идеи, аргументиро-ианно их излагать;

• выслушать мнения и идеи товарищей, учитывать их при организации собственной деятельности и совместной работы;

• в доброжелательной форме комментировать и оценивать достижения товарищей, высказывать им свои предложения и пожелания;

4.Содержание курса.

Новые приёмы работы и средства выразительности в изделиях

Свойства материалов, их изменение и использование и работе над изделиями, Изготовление квадрата. Оригами. Композиция. Общее понятие о композиции. Ошибки при составлении композиции.

Простые симметричные формы. Разметка и вырезание симметричных форм. Симметрия и асимметрия в композиции. Использование симметрии и асимметрии в изделии.

Особенности свойств природных материалов и их использование в различных изделиях для создания образа. Приемы работы с различными природными материалами. Композиция из засушенных растений. Создание изделий из природных материалов на ассоциативно-образной основе («Превращения»; «Лесная скульптура»).

Разметка прямоугольника от двух прямых углов. Конструирование и оформление изделий для праздника

Привила и приемы разметки прямоугольника от двух прямых углов. Упражнения. Что такое развёртка объёмного изделия. Получение и построение прямоугольной развёртки. Упражнения в построении прямоугольных развёрток. Решение задач на мысленную трансформацию форм, расчётно-измерительных и вычислительных. Использование особенностей конструкции и оформления в изделиях для решения художественно-конструкторских задач. Изготовление изделий для встречи Нового года и Рождества (поздравительная открытка, коробочка, упаковка для подарка, фонарик, ёлочка).

Изделия по мотивам народных образцов

Особенности изготовления и использования вещей в отдельных сферах народного быта; отражение культурных традиций в бытовых изделиях. Весеннее печенье «Тетёрки». Раньше из соломки — теперь из ниток. Народная глиняная игрушка. Птица-солнце из дерева и щепы. Изготовление изделий из различных материалов на основе правил и канонов народной культуры.

Обработка ткани. Изделия из ткани

 Разметка деталей на ткани по шаблону. Вырезание деталей из ткани. Полотняное переплетение нитей в тканях. Разметка способом продергивания нити. Выполнение бахромы. Шов «вперед иголку», вышивка швом «вперёд иголку». Изготовление изделий и ) ткани с использованием освоенных способов работы (дорожная и декоративная игольницы, салфетка).

Декоративно-прикладные изделия различного назначения.

Мозаика. Использование мозаики в украшении зданий; материалы для мозаики. Особенности мозаики как художествен ной техники. Основные правила изготовления мозаики. Технология изготовления барельефа. Сюжеты для барельефов. Переработка форм природы и окружающего мира в декоративно-художественные формы в барельефе. Изготовление декоративной пластины в технике барельефа. Декоративная ваза. Связь формы, размера, отделки вазы с букетом. Различные способы изготовления и отделки изделия. Лепка вазы из пластилина и декорирование (барельеф, мозаика, роспись).

Декоративная книжка-календарь. Связь образа и конструкции книжки с назначением изделия. Изготовление записной книжки. Разметка, изготовление деталей и сборка изделия с использованием освоенных способов и приёмов работы.

6. Материально – техническое обеспечение учебного процесса.

а) Книгопечатные.

  • Технология. 1-4 кл. Программа для общеобразовательных учреждений/  Н.М.конышева. – Смоленск: ассоциация XXI век, 2011.
  • Технология:  Умелые руки: Уч-к для  1 кл. общеобразовательных учреждений /Н.М.Конышева. – 6-е изд., перераб. И доп. – Смоленск: Ассоциация XXI век, 2011.
  • Технология: рабочая тетрадь к уч-ку «Умелые руки» для 1 класса общеобразовательных учреждений В 2 ч. / Н.М. Конышева, - 6-е изд., перераб. И доп. – Смоленск: Ассоциация XXI век, 2011.
  • Конышева Н.М. Технология: методические рекомендации  к учебнику «Умелые руки» для 1 класса общеобразовательных учреждений. / Н.М.конышева. – Смоленск: ассоциация XXI век, 2010.
  • Трушина В.П. Уроки труда в начальной школе. 1-2 классы. – Волгоград: Учитель, 2007.
  • Обухова Л.А., Гаврилкина Н.И., Буркова Т.М. Поурочные разработки по технологии: 4 класс. – М.: ВАКО, 2009.
  • Планируемые результаты начального общего образования/ под редакцией   Г.С.Ковалевой, О.Б. Логиновой. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2011.
  • Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе. Система заданий. В 3 частях. / под ред. Г.С.Ковалевой, О.Б.Логиновой. – 3 – е изд. – М.: Просвещение, 2011.

   б) Печатные пособия.

  • Книги по декоративно – прикладному искусству.
  • Комплект наглядных пособий для организации уроков технологии.

в) Технические средства обучения.

  • Магнитофон
  • Ноутбук


5.Тематическое планирование.

I четверть- 9 часов

№п/п

Тема урока

Изделие

Дата

Страница учебника

Страницы рабочей тетради

Планируемые результаты

Характеристика деятельности

учащегося

Предметные

УУД

1

Вводное занятие(организация труда на четверть).   Культура организации труда. Материалы и инструменты. Условные обозначения.

Наблюдения и опыты с материалами, упражнения

3-13

Находить и различать материалы и инструменты.

Устанавливать связи между видом работы и используемыми материалами и инструментами.

Подготавливать рабочее место правильно и рационально, убирать рабочее место.

2-3

Разметка деталей из бумаги способом  сгибания. Оригами. Композиция.

Фигурки из оригами.. коллективное панно «Аквариум»

14-31

6-10

Осваивать приемы работы с бумагой, разметки с помощью сгибания.

Осваивать приемы техники оригами.

Оценивать качество изготовления изделия.

Планировать и осуществлять работу на основе представленных в учебнике слайдов.

4-5

Вырезание симметричных форм. Симметрия и антисимметрия в композиции.

Картина для сказочного героя.

32-43

11-14

Понятие симметрия и антисимметрия. симметричная и антисимметричная композиция.

Планировать и осуществлять работу. Объективно ее оценивать.

Выполнить аппликации из подобранных материалов.

6-7

Формы и образы природы в декоративно-прикладных изделиях.

Композиция из засушенных растений, «Лесная скульптура»

44-55

Исследовать наблюдать, сравнивать, сопоставлять природный материал.

Соотносить план работы со своими действиями.

Выполнять практическую работу из природных материалов (засушенных листьев).

8-9

Разметка прямоугольника с помощью линейки. Развертка.

Подставка  для кисточек.

56-63

15

Понятие чертеж, эскиз, развертка.

Оценивать качество изготовления изделия.

Выполнять разметку прямоугольника с помощью линейки.

Построение прямоугольной развертки.

II четверть - 7 часов

№п/п

Тема урока

Изделие

Дата

Страница учебника

Страницы рабочей тетради

Планируемые результаты

Характеристика деятельности

учащегося

Предметные

УУД

10-11

Образ и конструкция открытки.

Новогодняя открытка.

64-69

21

Осваивать приемы работы с бумагой, разметки  развертки, правила работы ножницами.

Соотносить план работы со своими действиями, дополнять недостающие этапы изготовления изделия.

Выполнять симметричную по заданному образцу.

12-13

Стилевое единство упаковки и подарка. Конструирование на основе готовой формы.

Упаковка на основе коробки.

70-75

24

Способы оформления упаковки.

При оформлении  упаковки  учитывать содержание подарка.

Приемы разметки.

Работа с ножницами и клеем.

14-15

Новые приемы  бумагопластики. Конструирование объемных форм из бумаги.

Фонарик. Елочка из треугольников.

76-79

26-29

Использовать принцип симметрии при раскрое   объемных  форм.

Устанавливать связи между видом работы и используемыми материалами и инструментами.

Создавать разные изделия на основе одной технологии.

16.

Изготовление гирлянды без клея. конструирование на основе симметричного вырезания из бумаги.

Гирлянда без клея.

80-81

26-29

Представления о бумажной пластике.

Соотносить план работы со своими действиями, дополнять недостающие этапы изготовления изделия

Приемы пластической трансформации листа.

III четверть - 10 часов

№п/п

Тема урока

Изделие

Дата

Страница учебника

Страницы рабочей тетради

Планируемые результаты

Характеристика деятельности

учащегося

Предметные

УУД

17

Учимся у народных мастеров: обычаи и обряды, символика вещей. Изделия по мотивам народных образов.

Весеннее печенье.

86-87

4-5

Владеть информацией о народном творчестве, народных обычаях.

Осу3ществлять поиск и необходимую информацию

Изготавливать изделие в традиционном стиле

18

Учимся у народных мастеров: обычаи и обряды, символика вещей. Изделия по мотивам народных образов.

Кукла из волокнистых материалов.

88-91

10

Владеть информацией о народном творчестве, народных обычаях.

Осу3ществлять поиск и необходимую информацию

Изготавливать изделие в традиционном стиле

19

Учимся у народных мастеров: обычаи и обряды, символика вещей. Изделия по мотивам народных образов.

Народная глиняная игрушка.

92-104

6-7

Владеть информацией о народном творчестве, народных обычаях.

Осу3ществлять поиск и необходимую информацию

Изготавливать изделие в традиционном стиле

20-21

Работа с тканью. Изготовление дорожной игольницы.

Дорожная игольница.

105-109

12-13

Инструменты и приспособления при работе с тканью. приемы безопасной работы.

Находить необходимую для выполнения  работы информацию в материалах учебника, рабочей тетради.

Организовывать рабочее место при работе с тканью.

22-23

Салфетка с бахромой. Разметка продергиванием нитей.

Салфетка с бахромой.

110-111

Информация о получении ткани.

Анализировать предлагаемую информацию.

Различать ткани с полотняным переплетением. Выполнять разметку тканей полотняного переплетения.

24

25

Работа с тканью. Шов «вперед иголку».

Салфетка с бахромой.

112-113

14

Осваивать виды стежков и способы  вышивания и использовать их для оформления изделий.

Осуществлять выбор ниток   при изготовлении изделии.

Организовывать рабочее место.

26

Разметка с припуском. Изготовление декоративной игольницы.

Декоративная игольница.

114-125

16

Выполнять разметку с припуском.

Совершенствовать технику выполнения шва «вперед иголку»

Изготавливать объемные изделия по образцам.

Изготовить декоративную игольницу.

IV четверть  -8  часов

№п/п

Тема урока

Изделие

Дата

Страница учебника

Страницы рабочей тетради

Планируемые результаты

Характеристика деятельности

учащегося

Предметные

УУД

27

Мозаика: технология, декоративно-художественные особенности, композиция.

Мозаичная композиция из камешков на пластилине.

120-125

18

Мозаичные картины мастеров.

Осваивать прием вдавливания предметов в пластичный материал.

Выполнить мозаику из камешков.

28-29

Мозаика из бумаги

Мозаичная композиция из бумаги.

126-128

Мозаичная техника. особенности мозаики из бумаги.

Определять материалы и инструменты, необходимые для изготовления изделий.

Выполнять  изделие по заданному образцу.

30

Лепка из пластилина. Барельеф.

Эскиз барельефа.

129-134

20-21

Осваивать приемы работы с пластилином. понятие барельеф и его художественные особенности.

Руководствоваться правилами при выполнении работы.

Правила работы с пластилином.

Изготовление барельефа.

31

Техника лепки в декоративных изделиях. Стилизация, композиция.

Декоративная ваза.

135-140

22

Техника лепки в различных декоративно-художественных изделиях.

Устанавливать связи между видом работы и используемыми материалами и инструментами.

Изготовить декоративную  вазу на основе готовой формы в технике барельефа.

32-34

Наши проекты.

1.Чашка для сказочного героя.

2. Украшение.

3. Дом для сказочного героя.

146-153

24

Решать задачи конструктивного характера.

Осуществлять контроль и самоконтроль выполняемых практических действий.

Участвовать в проектной деятельности.

Изготовить проекты по выбору.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по технологии для 1-4 класса разработана на основе авторской программы Е.А.Лутцевой, Т.П.Зуевой . КТП по технологии для 4 класса.Школа России.

    Рабочая программа по технологии для 1-4 класса разработана на основе авторской программы Е.А.Лутцевой, Т.П.Зуевой по технологии (Сборник рабочих программ. – М.: Просвещение, 2014)...

Рабочая программа по технологии для 1 класса разработана на основе авторской программы Е.А.Лутцевой, Т.П.Зуевой по технологии (Сборник рабочих программ. – М.: Просвещение, 2015)

Рабочая программа по технологии для 1 класса разработана на основе авторской программы Е.А.Лутцевой, Т.П.Зуевой по технологии (Сборник рабочих программ. – М.: Просвещение, 2015)  в соответствии с...

Рабочая программа по технологии 3 класс на основе авторской программы Н.И.Роговцевой, Н.В.Богдановой «Технология. 1-4классы»

Рабочая программа по технологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, примерной программы начального общего о...

Рабочая программа по технологии 1 класс программа "Перспектива" с КТП на основе авторской программы Н.И. Роговцевой «Технология» УМК «Перспектива».

Рабочая программа разработана в соответствии с законом «Об образовании РФ», с основными положениями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, ...

Рабочая программа по технологии по обновлённым ФГОС, 1 класс. Создана в конструкторе рабочих программ

Рабочая программа по технологии для 1 класса по обновлённым ФГОС. Выполнена в конструкторе рабочих программ....

Рабочая программа по технологии по обновлённым ФГОС, 2 класс. Создана в конструкторе рабочих программ

Рабочая программа по технологии по обновлённым ФГОС, 2 класс. Создана в конструкторе рабочих программ...

Рабочая программа по технологии по обновлённым ФГОС, 3 класс. Создана в конструкторе рабочих программ

Рабочая программа по технологии по обновлённым ФГОС, 3 класс. Создана в конструкторе рабочих программ...