Художественное конструирование по типу оригами.
статья по технологии (1 класс) на тему

В данной статье рассказывается об основных приемов складывания заготовок,применяемых для создания разнообразных конструкций из бумаги.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx751 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 76

Выборгского района  Санкт - Петербурга

Статья на тему: Художественное конструирование по типу оригами  в группе продлённого дня.

Работу выполнила

воспитатель ГПД

 Сараева Е.М.

Художественное конструирование по типу оригами  в группе продлённого дня.

Оригинальная снежинка из бумаги Многие удивляются, услышав слово «оригами». «А что это такое?» - спрашивают они. Маленький лист бумаги содержит бесконечное множество скрытых вариантов, по которым можно сложить какую-либо фигурку и

каждый человек наверняка хоть раз в жизни создавал самое простенькое изделие из квадратного листа бумаги - кораблик или самолетик. А в те времена, когда в магазинах не было такого выбора соломенных шляп и панам, люди летом нередко сооружали себе «пилотку» из газеты. И бумажные кораблики, и пилотка сделаны по принципу «оригами».

        Оригами как способ создания из бумаги разнообразных поделок зародилось в Японии более тысячи лет тому назад, но об истории происхождения этого искусства почти ничего неизвестно. Предполагают лишь, что изготовление красочных фигурок в далёкой древности не было только забавой или увлечением, а являлось священным ритуальным действием, связанным с религиозным культом «многоликой» и «тысячерукой» богини милосердия Каннон. Фигурками украшали статую, чтобы задобрить богиню, попросить у неё покровительства.

        Утратив со временем своё религиозное предназначение, оригами стало украшением японского быта, народных праздников, карнавальных шествий. Это искусство, привлекающее и взрослых, и детей, уже давно перешагнуло границы своей родины, получив широкое распространение во многих странах. Свидетельство тому - различные представительные выставки, центры оригами.

        Знаменитые бумажные журавлики, выполненные способом оригами, стали символом движения против атомной войны. Этих журавликов делают дети всего земного шара и присылают японским сверстникам, выражая тем самым свою солидарность в борьбе за мир. И каждый год в честь международной акции «Волна мира» в небо Хиросимы взлетают сотни тысяч бумажных журавликов.

        Изготовление красочных поделок из бумаги приёмом оригами - увлекательное и полезное занятие для детей. Особенно привлекает детей возможность самим создать такие поделки из бумаги, которые затем будут использованы в играх, инсценировках или подарены на день рождения, к празднику своим родителям, бабушкам, дедушкам. Ребёнок радуется тому, что сделанная собственными руками игрушка действует: вертушка вертится на ветру; кораблик плывёт в ручейке; самолётик взлетает ввысь и т.д. Так, через различные действия с бумагой, в процессе её обработки, применении различных способов и приёмов дети учатся эстетически осмысливать образы знакомых предметов, передавать их в изобразительной деятельности, подчёркивая красоту и колоритность внешнего облика в преобразованной форме.

        Такая деятельность имеет большое значение в развитии творческого воображения ребёнка, его фантазии, художественного вкуса, аккуратности, умения бережно и экономно использовать материалы, намечать последовательность операций, активно стремиться к получению положительного результата, содержать в порядке рабочее место. Дети овладевают навыками и культурой труда.

        Основной материал для занятий по художественному конструированию по типу оригами - бумага ярких цветов и различного качества. Бумагу выбирают  определённого тона в зависимости от того, что решено сделать, чтобы цвет конкретизировал образ предмета или объекта. Для поделок лучше брать глянцевую, матовую, вощёную, промасленную бумагу, чтобы после сгибания не образовывались трещины. Она должна быть чистой, не мятой. Ножницы подбирают с закруглёнными  концами. Некоторые части поделок, украшения склеиваются. Поэтому для занятий нужен ещё клей.

        Работая с бумагой и инструментами, дети приобретают целый ряд полезных практических умений и навыков. Они узнают способы обработки бумаги: сгибание, складывание пополам и в несколько раз в определённой последовательности; закрепляют приёмы вырезания частей и элементов,  учатся склеивать и скреплять их.

        Большинство игрушек создают из бумаги квадратной или прямоугольной формы, применяя в определённой последовательности  способы и приёмы сгибания заготовки.

        Основные приёмы, с которыми встретятся дети, заключается в следующем. При складывании сначала бумагу перегибают на столе от себя ровно пополам (поперёк или по диагонали) так, чтобы точно совпадали углы и стороны противоположных частей заготовки. Полученная заготовка служит основой для дальнейшего сгибания бумаги по прямым или диагональным линиям в соответствии с характером изображения.

        Вначале надо упражнять детей в умении складывать квадрат в разных направлениях пополам, отгибать углы, стороны, складывать углы к середине один, два и более раз, вкладывать части друг в друга, производить многослойное сгибание, вытягивать определённые части поделки. Необходимо также научить делать разрезы, надрезы в определённых местах.

        Расмотрим основные приёмы складывания заготовок, применяемые для создания разнообразных конструкций из бумаги.

        

        Простейшие способы конструирования поделок основаны на умении складывать квадрат пополам по горизонтали или по вертикали и последовательном сгибании бумаги сначала вдоль, а потом поперёк, подравнивая стороны к противоположным углам. Так делят квадратную заготовку на четыре равные части. Из этой основы получают вложенные друг в друга квадраты, развернув сложенную вчетверо бумагу и закрепив верхние сгибы. Затем обеими  руками сдвигают их навстречу друг другу так, чтобы противоположные  части оказались внутри фигуры. Научившись делать такую заготовку, дети легко могут выполнять разнообразные поделки.

        После освоения этого приёма детеё учат делить квадрат по диагонали и складывать стороны от одного угла к центральному сгибу. При изготовлении поделок очень часто встречается приём сгибания бумаги  к средней линии верхних углов квадрата или прямоугольника, а затем и противоположных сторон с острыми углами внизу.

        Наиболее сложным способом сгибания заготовки является складывание сторон квадрата последовательно к середине сначала с одного угла, а потом с другого с вытягиванием углов в середине заготовки и сложением их то в виде ласт тюленя, то плавников рыбы и т.д. Надо научить детей сгибать квадрат пополам по диагонали, делать узкую или более широкую складку, перекладывая её от основного сгиба вперёд или назад; затем детей обучают перегибать заготовки пополам, соединяя противоположные концы, чтобы образовать формутреугольника с обеих сторон.

        Значительных усилий требует от детей приём складывания из квадрата заготовкис расходящимися концамии. Здесь складывание начинают с исходной заготовки в виде вложенных в друг друга квадратов, сгибая её пополам по горизонтали и вертикали: от нижнего открытого угла сгибают к середине обе стороны  сначала снаружи, а потом и с противоположной части, затем эти сложенные линии разворачивают и заправляют по сгибу вовнутрь. Так получают ромбовидную фигуру с раздвижными частями. Кроме перечисленных приёмов, могут быть применены и другие.

        Образность изготовления игрушек и поделок , использование различных приёмов складывания и сгибания, применение цветной бумаги  ярких расцветок делают процесс выполнения такой работы увлекательным и полезным занятием для каждого ребёнка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПЛАНЫ АНАЛИЗА ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ТЕКСТОВ РАЗЛИЧНОГО ТИПА

Планы анализа художественных текстов различного типа на уроках литературного чтения...

АНАЛИЗ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ТЕКСТОВ РАЗЛИЧНОГО ТИПА

АНАЛИЗ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ТЕКСТОВ РАЗЛИЧНОГО ТИПА  в начальной школе включает: планыты над лирическим стихотворением,план анализа рассказа, сказки, басен, рекомендуемые для прочтения будущим второкла...

Интегрированный урок математики и технологии в 4-м классе по теме "Замечательный куб. Конструирование куба (модульное оригами)»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждениесредняя общеобразовательная школа № 3 г. АмурскаАмурского муниципального района Хабаровского края   НЕДЕЛЯ МАТЕМАТИКИ В НАЧАЛЬНЫХ К...

Занятие по конструированию "Знакомство с оригами". «Осенний лист» в технике «оригами»

Занятие для педагогов ОДОД. Можно применить материал на уроках технологии....

КОНСПЕКТ УРОКА ПО МАТЕМАТИКЕ Тема: «Конструирование куба из оригами»

Дата:21.04.19ФИО учителя:Контробаева А.В. ________Школа: МБОУ «Еткульская СОШ»...

Конспект урока по технологии (3 класс). Тема: Первые подснежники. Объемное конструирование из модулей оригами. Система Д. Б. Эльконина - В. В. Давыдова

Цели деятельности учителя: знакомство учащихся с конструкцией подснежников; отработка  навыков самостоятельной работы по плану.Планируемые результатыПредметные:-знать ход работы над изделием &laq...

Технологическая карта урока технологии "Конструирование в технике оригами. Изделие: "Тюльпан"" (УМК "Школа России", 3 класс)

Тип урока:  открытие «нового» знанияЦель урока: формирование у обучающихся умений и навыков конструирования изделия в технике оригами; выполнение изделия: «тюльпан».Задачи...