Рабочая программа по технологии 1 класс УМК Гармония
рабочая программа по технологии (1 класс) на тему

Рабочая программа по  технологии 1 класс УМК Гармония

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tekhnologiya.docx70.67 КБ

Предварительный просмотр:

1.Пояснительная записка

1.1.Нормативные правовые документы, на основании которых разработана рабочая программа

 Рабочая программа  по учебному предмету   Технология   составлена на основе:

 Федерального Государственного Образовательного Стандарта  начального общего образования,

 Основной образовательной программы начального общего образования школы,

примерной программы по предмету Технология,  

авторской программы Технология: программа 1–4 классы.– Н. М. Конышева Смоленск: Ассоциация ХХI век, 2013. Программы общеобразовательных учреждений– 196 с.

1.2. Цели и задачи, решаемые при реализации рабочей программы

Цели: 

углубление общеобразовательной подготовки школьников, формирование их духовной культуры и всестороннее  развитии личности на основе интеграции понятийных (абстрактных), наглядно-образных и наглядно-действенных компонентов познавательной деятельности;

развитие созидательных возможностей личности, творческих способностей, изобретательности, интуиции, а также творческой самореализации и формированию мотивации успеха и достижений на основе предметно-преобразующей деятельности.

Задачи: 

формирование представлений о материальной культуре как продукте творческой предметно-преобразующей деятельности человека, о наиболее важных правилах дизайна, которые необходимо учитывать при создании предметов материальной культуры;

формирование представлений о гармоничном единстве природного и рукотворного мира и о месте в нём человека с его искусственно создаваемой предметной средой;

расширение культурного кругозора, обогащение знаний о культурно-исторических традициях в мире вещей, формирование представлений о ценности предшествующих культур и понимания необходимости их сохранения и развития;

расширение знаний о материалах и их свойствах, технологиях использования; формирование практических умений использования различных материалов в творческой преобразовательной деятельности;

 развитие созидательных возможностей личности, творческих способностей, изобретательности, интуиции; создание условий для творческой самореализации и формирования мотивации успеха и достижений на основе предметно-преобразующей деятельности;

 развитие познавательных психических процессов (восприятия, памяти, воображения, мышления, речи) и приёмов умственной деятельности (анализ, синтез, сравнение, классификация, обобщение и др.);

 развитие сенсомоторных процессов, руки, глазомера и пр. через формирование практических умений;

развитие регулятивной структуры деятельности (включающей целеполагание, прогнозирование, планирование, контроль, коррекцию и оценку действий и результатов деятельности в соответствии с поставленной целью);

формирование информационной грамотности, умения работать с различными источниками информации, отбирать, анализировать и использовать информацию для решения практических задач;

 формирование коммуникативной культуры, развитие активности, инициативности;

духовно-нравственное воспитание и развитие социально ценных качеств личности: организованности и культуры труда, аккуратности, трудолюбия, добросовестного и ответственного отношения к выполняемой работе, уважительного отношения к человеку-творцу и т. п.

1.3.Обеспеченность УМК

1.Технология: учебник для 1 класса общеобразовательных организаций. В двух частях. (УМК «Гармония»), Н. М. Конышева. – Смоленск: «Ассоциация ХХI век», 2014г.

2.Технология: тетрадь к учебнику для 1 класса общеобразовательных учреждений. В 2 ч. (УМК «Гармония»), Н. М. Конышева – Смоленск: «Ассоциация ХХI век», 2014г.

3.Н. М. Конышева. Технология: Методические рекомендации к учебнику для 1 класса общеобразовательных учреждений. – Смоленск: «Ассоциация XXI век»,2014г.

1.4. Сроки реализации программы

Рабочая программа рассчитана на  один 2014-2015  учебный  год.

1.5. Общая характеристика учебного процесса: методы, формы обучения и режим занятий.

Методической основой организации деятельности школьников на уроке является система репродуктивных, проблемных и поисково-творческих методов. Проектно-творческая деятельность при дизайнерском подходе к программному материалу составляет суть учебной работы и неотделима от изучаемого содержания. В соответствии с этим программа органично вписывает творческие задания проектного характера в систематическое освоение содержания курса.

Программа ориентируется на системную проектно-творческую деятельность учащихся; основные акценты смещаются от изготовления поделок и овладения отдельными приёмами работы в сторону проектирования вещей на основе сознательного и творческого использования материалов и технологий.

Особенность  организации образовательного процесса в 1 классе заключается в том, что содержание учебного материала в адаптационный период (первая четверть) осваивается в рамках внеурочных форм организации образовательного процесса: целевых прогулок, игр на свежем воздухе, экскурсий и т.д.

Особенностью контроля обучающихся 1 класса является безотметочное обучение, но основные функции контроля: обучающие, развивающие, воспитывающие могут нести на себе следующий инструментарий контроля: портфолио, устное тестирование, рефлексия, что позволяет формировать навыки контроля и самоконтроля.

В 1 классе контроль за уровнем развития и продвижения в освоении предмета учащимися предполагается в ходе текущих занятий.

 В конце первого класса проводится  итоговый урок, на котором организуется выставка творческих работ учащихся, позволяющая оценить результаты, соответствующие требованиям ФГОС НОО.

2.Общая характеристика учебного предмета

2.1.Специфика построения предмета, соотношение практической и теоретической части

В системе общеобразовательной подготовки учащихся начальной школы предмет Технология играет особую роль в силу своей специфики. Особенность уроков технологии состоит в том, что их основой является предметно-практическая деятельность, в которой понятийные (абстрактные), образные (наглядные) и практические (действенные) компоненты процесса познания окружающего мира занимают равноправное положение. С учётом таких уникальных возможностей предмет можно рассматривать как базовый в системе общеобразовательной подготовки младших школьников. Он эффективно заменяет собой целый ряд так называемых специальных тренингов и при этом не только не увеличивает, но снимает учебные перегрузки.

Отбор содержания и построение учебной дисциплины определяются возрастными особенностями развития младших школьников, в том числе функционально-физиологическими и интеллектуальными возможностями, спецификой их эмоционально-волевой сферы, коммуникативной практики, особенностями жизненного, сенсорного опыта и необходимостью их дальнейшего развития.

Учебный материал имеет системную блочно-тематическую структуру, предполагающую постепенное продвижение учащихся в освоении выделенных тем, разделов одновременно по таким направлениям, как практико-технологическая (предметная) подготовка, формирование метапредметных умений и целостное развитие личности.

Содержательные акценты программы сделаны на вопросах культуры (исторической, социальной, индивидуальной) и ознакомления школьников с законами и правилами его создания на основе доступных им правил дизайна. Дизайн соединяет в себе как инженерно-конструкторский (т. е. преимущественно рациональный, рассудочно-логический) аспект, так и художественно-эстетический (во многом эмоциональный, интуитивный), что позволяет осуществить в содержании курса более гармоничную интеграцию различных видов учебно-познавательной и творческой деятельности учащихся.

3.Место учебного предмета в учебном плане

3.1.Определение места и роли учебного предмета в учебном плане и в Основной образовательной программе начального общего образования

Согласно  учебному  плану, учебный предмет Технология входит  обязательную часть, является частью предметной области Технология и на его  изучение  в 1-4 классе  отводится 1час в неделю, всего  135 часов.

3.2. Количество учебных часов, на которое рассчитана рабочая программа

  На изучение технологии  в 1 классе отводится 1 час в неделю, 33 часа.

4.Ценностные ориентиры содержания учебного предмета

Базовыми ценностными ориентирами  содержания общего образования, положенными в основу данной программы,  являются:

–  формирование у ученика широких познавательных интересов, желания и умения учиться, оптимально организуя свою деятельность, как важнейшего условия дальнейшего самообразования и самовоспитания;

– формирование самосознания младшего школьника как личности: его уважения к себе, способности индивидуально воспринимать окружающий мир, иметь и выражать свою точку зрения, стремления к созидательной деятельности, целеустремлённости, настойчивости в достижении цели, готовности к преодолению трудностей, способности критично оценивать свои действия и поступки;

– воспитание ребёнка как члена общества, во-первых, разделяющего общечеловеческие ценности добра, свободы, уважения к человеку, к его труду,  принципы нравственности и гуманизма, а во-вторых, стремящегося и готового вступать в сотрудничество с другими людьми, оказывать помощь и поддержку, толерантного в общении;

–  формирование  самосознания младшего школьника как гражданина, основ гражданской идентичности;

– воспитание в ребёнке чувства прекрасного, развитие его эстетических чувств, вкуса  на основе приобщения к миру отечественной и мировой культуры, стремления к творческой самореализации;

– воспитание ответственного отношения к сохранению окружающей среды, к себе и своему здоровью.

5.Личностные, метапредметные, предметные результаты освоения учебного предмета

5.1.Личностные:

Ученик научится:

Определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы).

Формулировать вопросы.

Испытывать познавательный интерес к  предмету

Ученик получит возможность научиться: 

Использовать знания в повседневной жизни.

В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на  общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить.

5.2.Метапредметные:

Регулятивные

Учащиеся научатся:

самостоятельно организовывать свое рабочее место в зависимости от характера выполняемой работы, сохранять порядок на рабочем месте;

планировать предстоящую практическую работу, соотносить свои действия с поставленной целью;

следовать при выполнении работы инструкциям учителя или представленным в других информационных источниках различных видов: учебнике, дидактическом материале и пр.;

руководствоваться правилами при выполнении работы;

устанавливать причинно-следственные связи между выполняемыми действиями и их результатами и прогнозировать действия для получение необходимых результатов;

 осуществлять самоконтроль выполняемых практических действий, корректировку хода практической работы;

Учащиеся получат возможность научиться:

самостоятельно определять творческие задачи и выстраивать оптимальную последовательность действий для реализации замысла;

прогнозировать конечный результат и самостоятельно подбирать средства и способы работы для его получения;

Познавательные

Учащиеся научатся:

 находить необходимую для выполнения работы информацию в материалах учебника, рабочей тетради;

анализировать предлагаемую информацию (образцы изделий, простейшие чертежи, эскизы, рисунки, схемы, модели), сравнивать, характеризовать и оценивать возможность её использования в собственной деятельности;

анализировать устройство изделия: выделять и называть детали и части изделия, их форму, взаимное расположение, определять способы соединения деталей;

выполнять учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме, находить для их объяснения соответствующую речевую форму;

Учащиеся получат возможность научиться:

осуществлять поиск и  отбирать необходимую информацию из дополнительных доступных источников (справочников, детских энциклопедий и пр.);

самостоятельно комбинировать и использовать освоенные технологии в соответствии с конструктивной или декоративно-художественной задачей;

создавать мысленный образ конструкции с целью решения определенной конструкторской задачи или передачи определенной художественно-эстетической информации; воплощать этот образ в материале;

понимать особенности проектной деятельности, выдвинуть несложную проектную идею в соответствии с поставленной целью, мысленно создать конструктивный замысел, осуществить выбор средств и способов для его практического воплощения, аргументированно защищать продукт проектной деятельности;

Коммуникативные

Учащиеся научатся:

организовывать под руководством учителя совместную работу в группе: распределять роли, сотрудничать, осуществлять взаимопомощь;

формулировать собственные мнения и идеи, аргументированно их излагать;

выслушать мнения и идеи товарищей, учитывать их при организации собственной деятельности и совместной работы;

в доброжелательной форме комментировать и оценивать достижения товарищей, высказывать им свои предложения и пожелания;

проявлять заинтересованное отношение к деятельности своих товарищей и результатам их работы;

Учащиеся получат возможность научиться:

самостоятельно организовывать элементарную творческую деятельность в малых группах: разработка замысла, поиск путей его реализации, воплощение, защита.

5.3.Предметные: 

Учащиеся будут знать:

 основные требования культуры и безопасности труда:

о необходимости своевременной подготовки и уборки рабочего места, поддержания порядка на рабочем месте в течение урока;

правила безопасной работы с ножницами и иглой;

приёмы разметки деталей на бумаге различными способами(сгибанием, по шаблону, на глаз, от руки);

правила рациональной разметки (разметка на изнаночной стороне материала; экономия материала при разметке);

правила аккуратной работы с клеем;

названия и назначение основных инструментов и приспособлений для ручного труда (линейка, карандаш, ножницы, шаблон, стека, гладилка, дощечка для лепки);

наименования отдельных материалов (бумага, картон, фольга, пластилин, природные материалы и пр.) и способы их обработки (сгибание, обрывание, сминание, разрезание, лепка и пр.);

 наименования основных технологических операций (разметка, заготовка, сборка) и приёмов обработки материалов  в художественно-конструкторской деятельности (разрезание, вырезание, выкраивание, наклеивание, обрывание, сгибание, вытягивание, сплющивание и пр.);

 названия отдельных техник, используемых в художественно-конструкторской деятельности (аппликация, лепка);

 назначение простейшей графической инструкции и организацию работы в соответствии с ней.

Учащиеся могут знать:

 свойства отдельных материалов и зависимость выбора поделочного материала для работы от его свойств;

 происхождение отдельных поделочных материалов и способы их подготовки для работы;

 разные виды деталей из набора «Конструктор», способы сборки изделий из разнообразных наборов.

Учащиеся будут уметь:

 подготавливать рабочее место и поддерживать на нём порядок в течение урока;

 соблюдать культуру труда и технику безопасности при работе над изделиями;

 выполнять разметку сгибанием, по шаблону, на глаз и от руки;

 использовать правила и приёмы рациональной разметки;

 аккуратно и ровно сгибать плотную бумагу и картон, пользоваться гладилкой;

 аккуратно вырезать детали из бумаги по прямолинейному и криволинейному контуру;

 аккуратно и точно выкраивать детали из бумаги способом обрывания;

 аккуратно, равномерно наносить клей и приклеивать детали из бумаги;

 аккуратно наклеивать засушенные листья и цветы на плотную бумагу;

 изготавливать простые формы и конструкции из пластилина, пользоваться стекой;

 пришивать пуговицы;

 выполнять комбинированные работы из разных материалов;

 воспринимать инструкцию (устную или графическую) и действовать в соответствии с инструкцией;

 внимательно рассматривать и анализировать простые по конструкции образцы и использовать адекватные способы работы по их воссозданию;

 выполнять работу по изготовлению изделий на основе анализа несложного образца.

Учащиеся могут уметь:

 самостоятельно подбирать материалы для поделок, выбирать и использовать наиболее подходящие приёмы практической работы, соответствующие заданию;

 устанавливать несложные логические взаимосвязи в форме и расположении отдельных деталей конструкции и находить адекватные способы работы по её созданию;

 на основе образца или модели анализировать несложные закономерности, в соответствии с которыми создана или изменяется конструкция, и находить адекватные способы работы по её созданию;

мысленно трансформировать несложные формы и комбинировать из них новые конструкции в соответствии с условиями задания;

 создавать в воображении несложный художественный замысел, соответствующий поставленной задаче, и находить адекватные способы его практического воплощения;

 пользоваться схемами, графическими инструкциями, справочной литературой;

 устанавливать сотрудничество и выполнять совместную работу;

 осуществлять элементарный самостоятельный уход за своими вещами (в школе и в условиях домашнего быта).

6.Содержание учебного предмета

Тема

Количество часов

Содержание учебной темы

Практические работы

Узнаём, как работают мастера1час

Узнаём, как работают мастера

Что изучают на уроках технологии. Материалы и инструменты для уроков технологии. Правила поведения и организации работы на уроках технологии.

Учимся работать с разными материалами (11 часов)

Лепка из пластилина

Инструменты и приспособления для работы с пластилином, подготовка пластилина к работе, приёмы об-

работки пластилина. Изготовление простых форм из пластилина:

лепка по образцу, по памяти и по представлению.

«Дары осени»

«Мышиное семейство»

«Чудо-дерево»

Работа с бумагой.

Простые приёмы обработки бумаги: сгибание, складывание, разрезание. Правила техники безопасности

при работе с ножницами. Изготовление простых форм из бумаги

способом складывания. Работа со схемой, графической инструкцией. Изготовление квадрата из прямоугольной полосы.

Складывание простых форм из бумаги. «Собачка .Веселые друзья»

«Колоски. Хлебный букет»

Складывание тюльпана. «Цветущий луг»

Особенности работы с природными материалами.

Аппликация из засушенных листьев.

Работа с яичной скорлупой. Создание образа по ассоциации

с исходной формой.

Фольга как поделочный материал. Лепка из фольги.

Аппликация из засушенных

листьев «Образы осени»

Елочные украшения

«Серебряный паучок»

Поднимаемся по ступенькам мастерства (12 часов)

Шаблон, его назначение; разметка деталей по шаблону

Шаблон, его назначение; разметка деталей по шаблону. Приёмы рациональной разметки. Разметка форм по линейке и сгибанием (комбинированный способ).

Аппликация «Снеговик».

Новые приёмы работы с пластилином.

Новые приёмы работы с пластилином. Создание форм и образов разными способами:

из отдельных частей и из целого куска пластилина.

«Новогодняя сказка»

«Сказочный заяц»

Крепированная бумага как поделочный материал

Крепированная бумага как поделочный материал; приёмы обработки крепированной бумаги для создания различных форм.

«Вьюнок»

«Цветок кактуса»

Новые приёмы обработки бумаги;

Новые приёмы обработки бумаги; сгибание картона и плотной бумаги, обработка сгибов.

Открытка к Дню защитника Отечества

Открытка для мамы

Простые приёмы работы с нитками

и иглой.

Простые приёмы работы с нитками

и иглой. Изготовление кисточки, рамки из ниток; пришивание

пуговиц. Отмеривание ниток для изготовления кисточки и для

шитья. Завязывание узелка. Правила безопасной работы с иглой.

Кисточки-веснянки

Лучистая рамка

Поролон как поделочный материал;

Поролон как поделочный материал; особенности разметки деталей на поролоне, обработка поролона. Использование вторичных материалов для поделок.

Новая жизнь капсул «Киндер-сюрприз». Губка для обуви.

Конструируем и решаем задачи (8 часов)

Конструирование на плоскости по образцу, по модели и заданным условиям.

Конструирование на плоскости по образцу, по модели и за-

данным условиям. Аппликации из геометрических и других фигур. Конструирование объёмных форм путём простых пластических трансформаций бумажного листа. Создание художественного образа на основе воображения и творческого использования материалов. Декоративно-художественные аппликации.

Аппликация из геометрических фигур «Парусник».

Аппликация-задача «Птица».

Аппликация «Букет» «Салют»

Домик хитрого гнома.

Работа с набором «Конструктор».

 Основные детали и способы

сборки конструкций из набора «Конструктор» (любого вида). Анализ устройства образца, отбор необходимых деталей, воссоздание

конструкции по образцу.

Конструирование букв. Решение конструкторских задач

Подведение итогов года. Выставка творческих работ учащихся.

7.Тематическое планирование по предмету

Наименование раздела

Характеристика деятельности учащихся

Планируемые результаты

метапредетные

предметные

Узнаём, как работают мастера

(1час)

Выслушать краткую ин-

формацию учителя о пред-

мете, подготовке к уроку,

поддержании порядка на

рабочем месте в течение

урока и его уборке.

Обсудить информацию.

Рассматривать учебник и

рабочие тетради.

Обсуждать содержание

Учебника;

Рассматривать и обсуждать образцы изделий, материалы и инструменты

для изготовления изделий.

Рассказывать, какие изделия приходилось изготавливать своими руками в детском саду и дома. Выполнять упражнения в подготовке рабочего места

к уроку. Выполнять упражнения в обращении с отдельными инструментами (напри-

мер, как правильно держать ножницы при резании

бумаги, как их передавать)

Учебно-познавательный

интерес, желание учиться.

Ориентироваться в учебнике, воспринимать и

анализировать учебную

информацию (условные

обозначения, содержание,

рубрики, расположение на

странице, рисунки, схемы;

Вступать в общение, соблюдая правила общения, выражать свою точку зрения, слушать другого. Организовывать свою деятельность, подготавливать

инструменты и рабочее место.

Руководствоваться правилами при выполнении

работ

знать:

 основные требования культуры и безопасности труда:

о необходимости своевременной подготовки и уборки рабочего места, поддержания порядка на рабочем месте в течение урока;

Учимся работать с разными материалами

(11 часов)

Готовить к работе материалы, инструменты и в целом рабочее место.

Упражняться в подготовке пластилина к работе.

Упражняться в  смешивании пластилина разных цветов и лепке простых форм.
Подбирать пластилин соответствующих цветов для изготовления изделия.

Использовать освоенные приёмы лепки для по-

лучения соответствующих

форм и изготовления изделий.

Пользоваться стеками для

формовки деталей из пластилина и декорирования

изделия. Приводить в порядок рабочие инструменты и рабочее место.

Упражняться в подготовке и поддержании порядка

на рабочем месте.

Подбирать бумагу нужных цветов для декоративно-художественных работ.

Упражняться в выполнении различных приёмов обработки бумаги: разрезании, сгибании. Производить разметку

бумаги способом сгибания.

Осваивать технику работы с клеем, приёмы аккуратного наклеивания деталей из бумаги.

Производить выбор возможных вариантов практической работы.

Обсуждать выбор вариантов практической работы.

Рассматривать форму

яичной скорлупки; находить ассоциативно-образные связи формы с другими знакомыми образами.

Осваивать новые приёмы

работы.

Создавать в воображении выразительный художественный образ.

Подбирать средства и

способы создания художественного образа

Упражняться в обработке

материала, осваивать но-

вые приёмы работы.

Наблюдать свойства нового материала (фольги): пластичность, прочность и т. д.

Оценивать конструктивные и декоративно-художественные возможности фольги.

Анализировать информацию в учебнике.

Анализировать образцы,

обсуждать их и сравнивать.

Планировать работу, обсуждать её с товарищем.

Распределять общий объём работы.

Организовывать свою деятельность: подготавливать

рабочее место, правильно

и рационально размещать

инструменты и материалы, убирать рабочее место.

Руководствоваться правилами при выполнении работы.

Осуществлять совместную деятельность по изготовлению изделий.

Производить оценку вы-

полненной работы (своей

и товарищей).

Проявлять внимательное

и заинтересованное от-

ношение к объектам природы.

Творчески использовать

материалы и приёмы работы в практической деятельности.

Организовывать свою деятельность при работе с новым материалом: подготавливать рабочее место, правильно и рационально размещать инструменты и

материалы, убирать рабочее место.

Анализировать и оценивать полученные результаты.

 знать:

 основные

правила безопасной работы с ножницами и иглой;

приёмы разметки деталей на бумаге различными способами(сгибанием, по шаблону, на глаз, от руки);

правила рациональной разметки (разметка на изнаночной стороне материала; экономия материала при разметке);

правила аккуратной работы с клеем;

названия и назначение основных инструментов и приспособлений для ручного труда (линейка, карандаш, ножницы, шаблон, стека, гладилка, дощечка для лепки);

наименования отдельных материалов (бумага, картон, фольга, пластилин, природные материалы и пр.) и способы их обработки (сгибание, обрывание, сминание, разрезание, лепка и пр.);

 наименования основных технологических операций (разметка, заготовка, сборка) и приёмов обработки материалов  в художественно-конструкторской деятельности (разрезание, вырезание, выкраивание, наклеивание, обрывание, сгибание, вытягивание, сплющивание и пр.);

 названия отдельных техник, используемых в художественно-конструкторской деятельности (аппликация, лепка);

уметь:

подготавливать рабочее место и поддерживать на нём порядок в течение урока;

соблюдать культуру труда и технику безопасности при работе над изделиями;

 выполнять разметку сгибанием, по шаблону, на глаз и от руки;

 использовать правила и приёмы рациональной разметки;

аккуратно и ровно сгибать плотную бумагу и картон, пользоваться гладилкой;

 аккуратно вырезать детали из бумаги по прямолинейному и криволинейному контуру;

аккуратно и точно выкраивать детали из бумаги способом обрывания; аккуратно, равномерно наносить клей и приклеивать детали из бумаги;

аккуратно наклеивать засушенные листья и цветы на плотную бумагу;

 изготавливать простые формы и конструкции из пластилина, пользоваться стекой;

воспринимать инструкцию (устную или графическую) и действовать в соответствии с инструкцией;

Поднимаемся по ступенькам мастерства

 (12 часов)

Упражняться в выполнении разметки с помощью шаблона.

Упражняться в выполнении правил аккуратного

вырезания деталей с криволинейным контуром.

Продолжать освоение

техники работы с клеем,

приёмов аккуратного наклеивания деталей из бумаги.

Рассматривать образцы

изделий.

Упражняться в выполнении разметки с помощью линейки.

Упражняться в выполнении разметки сгибанием бумаги.

Упражняться в использовании освоенных приёмов лепки для получения соответствующих форм и изготовления изделий.

Осваивать новые приёмы

лепки. Подбирать и смешивать пластилин для получения соответствующих цветов.

Выполнять практическую работу по инструкции и по замыслу

Создавать тематическую композицию на плоскости: сюжет, цвет, образ.

Осваивать способы пришивания пуговиц.

Осваивать приём наматывания ниток на картонный

шаблон (для изготовления

кисточки).

Осваивать способ создания ритмичного графического рисунка нитками на

картонной основе (при изготовлении рамки-звезды).

Декорировать изделие

нитками.

Осваивать новые матери-

алы, инструменты и приёмы работы.

Проводить эксперимент

по разметке и вырезанию

деталей из поролона.

Упражняться в обработке

поролона.

Размышлять о бережном

отношении к вещам.

Выполнять практическую

работу по инструкции.

Воспринимать объяснения и инструкции учителя.

Анализировать информацию в учебнике.

Анализировать образцы,

обсуждать их и сравнивать.

Планировать работу, обсуждать её с товарищем, распределять общий объём работы.

Руководствоваться правилами при выполнении

работы.

Аргументированно излагать своё мнение, выслушивать мнение товарищей.

Осуществлять совместную деятельность по изготовлению изделий.

Анализировать и оценивать полученные результаты

знать:

 основные

правила безопасной работы с ножницами и иглой;

приёмы разметки деталей на бумаге различными способами(сгибанием, по шаблону, на глаз, от руки);

правила рациональной разметки (разметка на изнаночной стороне материала; экономия материала при разметке);

правила аккуратной работы с клеем;

названия и назначение основных инструментов и приспособлений для ручного труда (линейка, карандаш, ножницы, шаблон, стека, гладилка, дощечка для лепки);

наименования отдельных материалов (бумага, картон, фольга, пластилин, природные материалы и пр.) и способы их обработки (сгибание, обрывание, сминание, разрезание, лепка и пр.);

 наименования основных технологических операций (разметка, заготовка, сборка) и приёмов обработки материалов  в художественно-конструкторской деятельности (разрезание, вырезание, выкраивание, наклеивание, обрывание, сгибание, вытягивание, сплющивание и пр.);

 названия отдельных техник, используемых в художественно-конструкторской деятельности (аппликация, лепка);

уметь:

подготавливать рабочее место и поддерживать на нём порядок в течение урока;

соблюдать культуру труда и технику безопасности при работе над изделиями;

 выполнять разметку сгибанием, по шаблону, на глаз и от руки;

 использовать правила и приёмы рациональной разметки;

аккуратно и ровно сгибать плотную бумагу и картон, пользоваться гладилкой;

 аккуратно вырезать детали из бумаги по прямолинейному и криволинейному контуру;

аккуратно и точно выкраивать детали из бумаги способом обрывания; аккуратно, равномерно наносить клей и приклеивать детали из бумаги;

аккуратно наклеивать засушенные листья и цветы на плотную бумагу;

 изготавливать простые формы и конструкции из пластилина, пользоваться стекой;

воспринимать инструкцию (устную или графическую) и действовать в соответствии с инструкцией;

Конструируем и решаем задачи

 (8 часов)

Упражняться в разрезании бумаги по прямолинейной разметке Составлять композиции на плоскости в заданном формате.

Наклеивать детали на основу.

Производить мысленное

комбинирование и составление форм из геометрических фигур.

Решать задачи на плоскостное конструирование

Обсуждать правила работы с наборами «Конструктор».

Упражняться в приёмах

сборки изделий.

Рассматривать и анализировать образцы.

Решать задачи на воссоздание образцов, классификацию различных конструкций, конструирование по моделям

Анализировать информацию в учебнике.

Устанавливать причин-но-следственные связи между выполняемыми действиями и их результатами.

Прогнозировать практические действия для получения необходимого результата.

Планировать систему действий и выполнять практическую работу по плану.

Руководствоваться правилами при выполнении

работы.

Сравнивать полученные

результаты с образцом,

корректировать действия.

Оценивать результаты вы-

полненной работы.

Знать:

назначение простейшей графической инструкции и организацию работы в соответствии с ней.

Уметь:

внимательно рассматривать и анализировать простые по конструкции образцы и использовать адекватные способы работы по их воссозданию;

 выполнять работу по изготовлению изделий на основе анализа несложного образца.

Подведение итогов года. Выставка творческих работ учащихся

(1 час)

Рассматривать и анализировать экспонаты выставки.

Делать краткие сообщения (для родителей и других посетителей выставки)

об отдельных работах.

Производить оценку достижений, обмениваться

впечатлениями

Анализировать изделия и

аргументированно представлять их.

Оценивать результаты работы своей и своих товарищей.

Излагать своё мнение и

свои впечатления об изделиях и работе на уроках технологии.

Проявлять внимательное

и заинтересованное отношение к творчеству своих товарищей.

8.Календарно-тематическое планирование

№ п/п

Тема урока

Кол-во
часов

Формирование универсальных учебных действий

Элементы
содержания

Требования

к уровню подготовки

обучающихся

Дата проведения

план

факт

1

Знакомство с учебным предметом (стр. 4-11)

1

Учиться ориентироваться в учебнике, воспринимать и анализировать учебную информацию (условные обозначения, содержание, рубрики, расположение на странице, рисунки, схемы, словарь).

Формирование представлений об учебном курсе «Технология», его содержании и организации работы. Ознакомление с основными правилами поведения и работы на уроках технологии

Выполнять упражнения в подготовке рабочего места к уроку.

Выполнять упражнения в обращении с отдельными инструментами

5.09

2

Лепим из пластилина. Ознакомление с приемами лепки. «Чудо-дерево» (стр.12-19)

1

Анализировать информацию в учебнике.

Анализировать образцы, обсуждать их и сравнивать.

Планировать работу, обсуждать ее с товарищем. Распределять общий объем работы.

Производить оценку выполненной работы (своей и товарищей).

Ознакомление с приемами лепки. Обучение изготовлению изделий из простых форм. Ознакомление со способами уборки рабочего места. Формирование коммуникативных умений. Развитие тонкой моторики,  творческого воображения, ассоциативно-образного мышления. Формирование умения работать с учебником.

Готовить к работе материалы, инструменты и в целом рабочее место.

Упражняться в подготовке пластилина к работе.

Использовать освоенные приемы лепки для получения соответствующих форм и изготовления изделий.

12.09

3

Лепим из пластилина. Ознакомление с приемами лепки. «Мышиное семейство» (стр.12-14, 20-21)

1

19.09

4

Лепим из пластилина. Ознакомление с приемами лепки. «Дары осени» (стр.12-14, 22-25)

1

26.09

5

Учимся работать с бумагой. Складывание простых форм из бумаги.

Складывание тюльпана. «Цветущий луг» (с.26-29, 30-35)

1

Анализировать и сравнивать образцы.

Анализировать информацию, предложенную в графической инструкции.

Планировать работу в соответствии с информацией в инструкции и с ориентацией на предполагаемый результат.

Анализировать и оценивать полученные результаты.

Ознакомление с правилами безопасной работы с ножницами; освоение способов сгибания и складывания бумаги для получения новых форм. Обучение способу изготовления квадрата из прямоугольной полосы. Обучение работе с графической информацией, инструкциями. Развитие тонкой моторики, моторно-двигательных умений, глазомера, воображения, ассоциативно-образного мышления.

Упражняться в выполнении различных приемов обработки бумаги: разрезании, сгибании.

Производить разметку бумаги способом сгибания.

Осваивать технику работы с клеем, приемы аккуратного наклеивания деталей из бумаги.

3.10

6

Учимся работать с бумагой. Складывание простых форм из бумаги. «Колоски. Хлебный букет» (с.26-29, 36-39)

1

10.10

7

Учимся работать с бумагой. Складывание простых форм из бумаги. «Собачка.Веселые друзья» (с.26-29, 40-43)

1

17.10

8

Формы и образы природы.

Аппликация из засушенных

листьев «Золотая осень» (с.44-47)

1

Оценивать материал с точки зрения художественно-эстетической выразительности.

Создавать в воображении выразительный художественный образ.

Определять наиболее выразительное расположение листьев в формате фона.

Оценивать результаты выполненной работы.

Ознакомление с особенностями засушенных растений как поделочного материала; освоение способов работы и декоративно-художественных качеств материала. Расширение сенсорного опыта, развитие сенсомоторной сферы. Развитие наблюдательности, образного мышления. Воспитание аккуратности.

Рассматривать листья, анализировать их форму и окраску.

Сравнивать листья.

Отбирать материал для работы.

Осваивать новые приемы работы, наклеивать листья на картон.

24.10

9

Формы и образы природы.

Аппликация из засушенных

листьев «Образы осени» (с.48-49)

1

31.10

10

Работа с яичной скорлупкой (с.50-53)

1

Оценивать материал с точки зрения художественно-эстетической выразительности.

Находить ассоциативно-образные связи формы с другими знакомыми образами.

Создавать в воображении выразительный художественный образ.

Подбирать средства и способы создания художественного образа.

Оценивать результаты выполненной работы.

Обучение приемам работы с пустой яичной скорлупкой. Развитие способности создания образа на основе готовой формы (по ассоциации). Расширение сенсорного опыта, развитие сенсомоторной сферы. Развитие ассоциативно-образного мышления, наблюдательности. Воспитание аккуратности.

Рассматривать, анализировать форму.

Осваивать новые приемы работы.

14.11

11

Лепка из фольги. Разные формы. Елочные украшения (с.54-55)

1

Анализировать, сравнивать выполненные действия и полученные результаты.

Создавать в воображении выразительный образ изделия.

Оценивать результаты выполненной работы.

Ознакомление с фольгой как с поделочным материалом, его конструктивными и декоративно-художественными возможностями. Обучение приемам обработки фольги.

Упражняться в обработке материала, осваивать новые приемы работы.

21.11

12

Лепка из фольги. «Серебряный паучок» (с.56-59)

1

28.11

13

Разметка детали по шаблону. Аппликация «Снеговик».

С.60-65.

1

Воспринимать объяснения и инструкции учителя.

Анализировать информацию в учебнике.

Анализировать образцы, обсуждать их и сравнивать.

Планировать работу, обсуждать ее с товарищем. Распределять общий объем работы.

Анализировать и оценивать полученные результаты.

Ознакомление с новым приспособлением для разметки деталей – шаблоном, его назначением и приемами разметки деталей с помощью шаблона. Ознакомление с правилами рациональной разметки. Повторение и  закрепление правил безопасной и аккуратной работы с бумагой.

Упражняться в выполнении разметки с помощью шаблона.

Упражняться в выполнении правил аккуратного вырезания деталей с криволинейным контуром.

Продолжать освоение техники работы с клеем, приемов аккуратного наклеивания деталей из бумаги.

5.12

14

Разметка по линейке и сгибанием. Цепь из полос бумаги.

С.66-69.

1

Воспринимать объяснения и инструкции учителя.

Анализировать информацию в учебнике.

Анализировать образцы, обсуждать их и сравнивать.

Анализировать и оценивать полученные результаты.

Обучение использованию линейки как разметочного (направляющего) приспособления. Совершенствование приема разметки бумаги способом сгибания.

Упражняться в выполнении разметки с помощью линейки.

Упражняться в выполнении разметки сгибанием бумаги.

12.12

15

Образы зимней сказки. «Новогодняя сказка» (с.70-73)

1

Анализировать информацию в учебнике.

Анализировать образцы, обсуждать их и сравнивать.

Создавать в воображении выразительный образ изделия.

Производить оценку выполненной работы (своей и товарищей).

Обучение новым приемам лепки. Развитие тонкой моторики. Развитие воображения, художественно-творческих способностей, эстетического восприятия и оценки.

Упражняться в использовании освоенных приемов лепки для получения соответствующих форм и изготовления изделий.

Осваивать новые приемы лепки.

19.12

16

Образы зимней сказки. «Сказочный заяц» (с.74-77)

1

26.12

17

Работа с крепированной бумагой.

 «Вьюнок» (с. 78-80, 81-85)

1

Анализировать, сравнивать выполненные действия и полученные результаты.

Создавать в воображении выразительный образ изделия.

Оценивать результаты выполненной работы.

Ознакомление с новым поделочным материалом, изучение его декоративно-художественных свойств. Обучение новым приемам обработки материала. Развитие сенсомоторной сферы, воображения, художественно-творческих способностей, эстетического восприятия и оценки.

Упражняться в обработке материала, осваивать новые приемы работы.

Анализировать и оценивать конструктивные и декоративно-художественные возможности крепированной бумаги.

16.01

18

Работа с крепированной бумагой.

-«Цветок кактуса» (с. 78-80, 86-87)

1

23.01

19

Учимся сгибать картон и плотную бумагу.

 Открытка к Дню защитника Отечества (с.88-89, 90-94)

1

Анализировать информацию в учебнике.

Анализировать, сравнивать выполненные действия и полученные результаты.

Создавать в воображении выразительный образ изделия.

Оценивать результаты выполненной работы.

Ознакомление со свойствами плотной бумаги и картона, особенностями их обработки. Обучение приему предварительной проработки сгибов и аккуратного сгибания бумаги и картона

Упражняться в обработке картона, осваивать новые приемы работы.

30.01

20

Учимся сгибать картон и плотную бумагу.

 Открытка для мамы (с.88-89, 95-99)

1

6.02

21

Учимся работать с нитками и иглой.

Кисточки-веснянки (с.100-103)

1

Анализировать информацию в учебнике.

Обсуждать, размышлять о смысле праздников (Дня защитника Отечества, Международного женского дня).  

Анализировать, сравнивать выполненные действия и полученные результаты.

Создавать в воображении выразительный образ изделия.

Оценивать результаты выполненной работы.

Закрепление приемов вырезания фигур со сложным контуром. Ознакомление с нитками как поделочным материалом, их разновидностями. Обучение приемам использования нитей в различных видах декоративно-прикладных изделий. Обучение правилам и приемам безопасной и аккуратной работы с нитками и иглой. Обучение приемам отмеривания нити нужной длины для работы. Обучение пришиванию пуговиц. Формирование умения работать с графической информацией.

Осваивать новые материалы, инструменты  и приемы работы.

Вырезать детали сложной формы, используя специальные приемы работы.

Создавать тематическую композицию на плоскости: сюжет, цвет, образ.

Декорировать изделие нитками.

13.02

22

Учимся работать с нитками и иглой. Пришивание пуговиц (с.104-111)

1

27.02

23

Учимся работать с нитками и иглой. Лучистая рамка (с.112-115)

1

6.03

24

Новая жизнь капсул «Киндер-сюрприз». Губка для обуви.

С.116-119.

1

Анализировать информацию в учебнике.

Оценивать результаты выполненной работы.

Ознакомление с новыми материалами и возможностями их использования в изготовлении полезных вещей. Обучение приемам обработки поролона.

Развитие креативности и творческих качеств личности.

Осваивать новые материалы, инструменты  и приемы работы.

Упражняться в обработке поролона.

Размышлять о бережном отношении к вещам.

12.03

25

Аппликация из геометрических фигур «Парусник».

С.120-123.

1

Анализировать информацию в учебнике.

Оценивать результаты выполненной работы.

Совершенствование навыков работы с бумагой, закрепление приемов работы с клеем.

Упражняться в разрезании бумаги по прямолинейной разметке.

Решать задачи на плоскостное конструирование.

Наклеивать детали на основу.

20.03

26

Узор из симметричных деталей.

С.124-127.

1

Анализировать информацию в учебнике.

Оценивать результаты выполненной работы.

Ознакомление с приемами разметки симметричных деталей по шаблону и от руки. Закрепление правил и приемов вырезания деталей с криволинейным контуром.

Упражняться в вырезании симметричных деталей по разметке.

Упражняться в создании узоров в формате квадрата и наклеивании деталей на основу.

03.04

27

Повторение и закрепление приемов обработки бумаги. Аппликация-задача «Птица».

С.128-131.

1

Анализировать информацию в учебнике.

Оценивать результаты выполненной

Закрепление правил и приемов разметки и вырезания деталей с криволинейным контуром. Формирование приемов анализа, сравнения, классификации.  

Упражняться в разметке по шаблону,  выкраивании деталей из бумаги, наклеивании деталей на основу.

Выполнять творческую работу по созданию художественной композиции.

10.04

28

Новые приемы бумагопластики в конструировании. Домик хитрого гнома.

С.132-135.

1

Анализировать информацию в учебнике.

Оценивать результаты выполненной работы.

Закрепление правил и приемов разметки и вырезания деталей из бумаги, ознакомление с новыми приемами обработки бумаги (надрезание от сгиба, бумажная пластика).

Выполнять обработку заготовки из бумаги в соответствии с разметкой

Выполнять упражнения по пластической  трансформации листа.

17.04

29

Разные образы – разные способы работы.  

Аппликация «Салют» (с.136-145)

1

Анализировать информацию в учебнике.

Оценивать результаты выполненной работы.

Повторение и закрепление различных приемов выкраивания деталей из бумаги, приемов работы с клеем. Обогащение сенсорного опыта, впечатлений от предметов и явлений окружающего мира.

Анализировать и подбирать необходимые материалы.

Использовать разные способы выкраивания деталей из бумаги для создания образа.

Выполнять творческую работу по созданию художественной композиции.

24.04

30

Разные образы – разные способы работы.

 Аппликация «Букет» (с.146-151)

1

01.05

31

Работаем с набором «Конструктор». Конструирование букв.  Правила работы. Приемы сборки простых узлов (с. 152- 155;

1

Решать задачи на воссоздание образцов, классификацию различных конструкций, конструирование по моделям.

Производить оценку выполненной работы.

Ознакомление с различными видами наборов "Конструктор", их конструктивными возможностями, видами деталей, способами сборки.

Воспринимать информацию учителя об особенностях, наименовании деталей.

Обсуждать правила работы с наборами "Конструктор".

Упражняться в приемах сборки изделий.

08.05

32

Работаем с набором «Конструктор». Конструирование букв. Решение конструкторских задач (с.156-158)

1

15.05

33

Подведение итогов года. Выставка творческих работ учащихся.

1

Рассматривать и анализировать экспонаты выставки.

Делать краткие сообщения (для родителей и других посетителей выставки) об отдельных работах.

Производить оценку достижений, обмениваться впечатлениями.

Анализ результатов работы за учебный год. Систематизация полученных знаний.

22.05

8.Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса по предмету

Нормативные документы:

  1. Федеральный государственный стандарт начального общего образования. – М. : Просвещение, 2010. – 32с. – (Стандарты второго поколения).
  2. Программы общеобразовательных учреждений Математика: программа 1–4 классы.     Поурочно-тематическое планирование: 1–4 классы / Н. Б. Истомина. – Смоленск: Ассоциация ХХI век, 2013.

Учебно-методическая литература для учителя:

  1. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли: пособие для учителя / (А.Г.Асмолов, Г.В.Бурменская, И.А.Володарская т др.); под ред. А.Г.Асмолова. – 2-е изд. – М. : Просвещение, 2010. – 152с.ил.
  2. Н.Б.Истомина, З.Б. Редько. Методические рекомендации к учебнику «Математика 1 класс» в двух частях. – Смоленск: «Ассоциация ХХI век», 2012 г. Электронная версия на сайте издательства.
  3. Н.Б.Истомина, Математика: Контрольные работы по математике 1-4 класс.  Смоленск: Ассоциация XXI век, 2009.  Н.Б.Истомина. Математика. Учебник для 1 класса начальной школы в 2-х частях. – Смоленск: «Ассоциация ХХΙ век», 2011 г.
  4. Н.Б.Истомина. Математика: учебник для 1 класса общеобразовательных учреждений. В двух частях. – 11-е изд. перераб. и доп. - Смоленск: Ассоциация ХХΙ век, 2011. – ил.
  5. Н.Б.Истомина, З.Б. Редько. Рабочая тетрадь по математике в 2 частях. - Смоленск: «Ассоциация ХХΙ век», 2012 г.
  6. Н.Б.Истомина, Е.П.Виноградова. Учимся решать комбинаторные задачи. 1 – 2 классы. Математика и информатика. - Смоленск: «Ассоциация ХХ Ι век», 2011 г.
  7. Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе. Система заданий. В 2ч. Ч.1/ (М.Ю.Демидова, С.В.Иванов, О.А.Карабанова и др.); под ред. Г.С.Ковалевой, О.Б. Логиновой. – 2-е изд. - М. : Просвещение, 2012. – 215с.

 Литература для учащихся:

  1. Н.Б.Истомина. Математика: учебник для 1 класса общеобразовательных учреждений. В двух частях. – 11-е изд. перераб. и доп. - Смоленск: Ассоциация ХХΙ век, 2011. – ил.
  2. Н.Б.Истомина, З.Б. Редько. Рабочая тетрадь по математике в 2 частях. - Смоленск: «Ассоциация ХХΙ век», 2012 г.
  3. Н.Б.Истомина, Е.П.Виноградова. Учимся решать комбинаторные задачи. 1 – 2 классы. Математика и информатика. - Смоленск: «Ассоциация ХХ Ι век», 2011 г.

Демонстрационные пособия:

Объекты, предназначенные для демонстрации счёта от 0 до 10; от 1 до 20; от 1 до 100

Наглядные пособия для изучения состава чисел

Демонстрационные измерительные инструменты и приспособления (линейки, циркули, транспортиры, наборы угольников)

Демонстрационные пособия для изучения геометрических величин (длины, периметра, площади: палетки, квадраты (мерки)

Демонстрационные пособия для изучения геометрических фигур: модели геометрических фигур и тел; развёртки геометрических тел

Объекты (предметы) предназначенные для счёта от 1 до 100

Учебные пособия для изучения состава чисел ( в том числе карточки с цифрами и другими знаками)

Технические средства обучения:

Мультимедийный  проектор

 Компьютер

Интернет-ресурсы:

 «Ассоциация ХХ Ι век»

  • www.ass21vek.ru.

Журнал «Начальная школа», газета «1 сентября».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочие программы 4 класс УМК "Гармония"

Рабочие программы с добавлением по 1 часу к русскому языку, чтению и математике. Буду рада, если кому пригодятся....

Рабочая программа ( 3 класс, УМК " Гармония")

Рабочая программа включает в себя пояснительную записку и календарно-тематическое планирование на год....

Рабочая программа 3 класс УМК "Гармония" ФГОС

Содержит пояснительную записку и  тематическое планирование по русскому языку в 3 классе УМК "Гармония" ...

Рабочие программы 3 класс УМК "Гармония"

Рабочие программы по математике, русскому языку, литературе, окружающему миру, технологии, изобразительному искусству...

Рабочие программы. 4 класс. УМК "Гармония"

Рабочие программы для 4 класса по УМК "Гармония"...

Рабочие программы. 4 класс. УМК "Гармония"

Рабочие программы для 4 класса по УМК "Гармония"...

Рабочие программы. 4 класс. УМК "Гармония"

Рабочие программы для 4 класса по УМК "Гармония"...