Статья " Формирование ИКТ-компетентности учащихся начальных классов "
статья по технологии (2 класс)

 ИКТ-компетентность определяется как «общеучебное" умение работать с информацией, представленной в электронном виде. Соответственно, формирование этого умения должно проходить на всех школьных уроках

Формирование коммуникационной компетентности­-это появление у обучающихся способности использовать современные информационные и коммуникационные технологии для работы с информацией как в учебном процессе, так и для иных потребностей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл moya_statya.docx19.49 КБ

Предварительный просмотр:

«Формирование  ИКТ-компетентности учащихсяся начальных классов через работу с цифровым микроскопом»

Автор: Лапенкова Т.М.(учитель начальных  классов)

   Основная цель обучения в начальной школе - научить ребёнка за короткий промежуток времени осваивать, преобразовывать и использовать в практической деятельности огромное количество информации. Отличительной особенностью нового ФГОС   является его деятельностный характер, ставящий главной целью развитие личности учащегося.  Требования к результатам обучения сформулированы в виде личностных,  метапредметных и предметных результатов.

Неотъемлемой частью ядра нового стандарта являются универсальные учебные действия (УУД). Под УУД понимаются «общеучебные умения», «общие способы деятельности», «надпредметные действия» и т.п  Использование современных цифровых инструментов и коммуникационных сред указывается как наиболее естественный способ формирования УУД, поэтому в программу формирования УУД включена подпрограмма формирования ИКТ-компетентности

    Изучение окружающего мира, технологии  предполагает не только изучение материалов учебника, но и наблюдения и опыты, проводимые с помощью цифровых измерительных приборов, цифрового микроскопа, цифрового фотоаппарата. Цифровой микроскоп позволяет рассматривать различные объекты при увеличении в 10, 60 и 200 раз. С его помощью можно не только рассмотреть заинтересовавший  нас предмет, но и сделать его цифровое фото.

Уже со 2 класса учащиеся могут освоить  приемы работы с цифровыми микроскопами, проводят простейшие опыты. Регулярные микроскопические исследования разнообразных объектов, наряду с приобретением знаний о них, позволяют учащимся приобрести чувство удивления, восхищения. . Я рассматривала возможность применения цифрового микроскопа на уроках окружающего мира, технологии и внеклассной деятельности. Сложнее всего было определить цель исследования, что можно рассмотреть в микроскоп, чтобы данный этап гармонично вписался в структуру урока и чтобы дети открыли для себя новое знание.

    В данной работе я привожу  пример использования  микроскопа на уроке технологии во втором классе при изучении раздела: «Как человек учился делать одежду». Программа «Школа 21 века» Изучение раздела  начинается с темы «Как появились натуральные ткани».  Целью данной работы является исследование образцов тканей для получения коллективной  оценки их качественных характеристик и свойств по степени  соответствия заданному критерию продукта – игольницы.

  После  первого этапа урока «Актуализация опорных знаний»  была озвучена значимая проблема: «Какую ткань выбрать для изготовления игольницы?»   и выдвинуты   две полярные гипотезы («подойдет любая ткань» и «не подойдет любая ткань»).   Учащимся были предложены практические  методы исследования образцов ткани.

1)  На  начальном этапе эксперимента  дети изучили небольшой теоретический материал в  учебнике «Технология» 2 класс (автор Е.А.Лутцева ИД « Вентана-Граф»), им было предложено выработать план проведения экспериментального исследования с целью выявления свойств  ткани.  

   2) Для сбора, систематизации и анализа полученных данных эксперимента,  в начале работы, с помощь метода дизайн - анализа  образца (игольница), была составлена таблица с выдвинутыми критериями для образцов ткани. Таблица включила в себя 7   параметров:

сминаемость, влагопроницаемость, мягкость, блеск, прочность ткани и нитей, толщину ткани и  волокон, извитость волокон.

    После изучения  теоретического материала и проведенных визуальных, тактильных и практических опытов был сделан вывод о том, используя разные виды ткани и ее свойства можно создавать разнообразные изделия. Но сведений, которые мы получили, используя свои органы чувств  недостаточно для того, чтобы выбрать ткань для нашего изделия.

  Так как толщина, извитость и  переплетение являются непосредственно частью строения волокон ткани, то на  следующих этапах эксперимента  был применен цифровой микроскоп.

  Перед детьми была поставлена задача: исследовать под микроскопом строение  предложенных образцов ткани (хлопок, лен, шерсть, шелк)

1) Сначала было предложено исследовать нить. Для этого вытянуть нитку из каждого образца и  рассмотреть ее. Для более детального рассмотрения мы воспользовались микроскопом и сделали выводы о толщине нити. Данные были занесены в таблицу.

 2) Следующее исследование заключалось в раскручивании нити каждого образца и рассматривании ее под увеличением в 10 и в 60 раз. Дети увидели разную извитость и структуру нити.

3) После этого мы рассматривали непосредственно образцы самой ткани. В процессе этой работы дети изучали различные образцы при увеличении в 10, 60  раз, делали выводы о различии в  их  строении, сравнивали  волокна тканей по толщине и переплетению.

Они увидели, что каждая ткань состоит из ячеек различных по толщине, переплетению и даже форме.

4) Еще раз воспользовавшись учебником, дети получили информацию о том, как называются нити, которые  образуют эти ячейки.  

5) В конце исследования было предложено дать оценку каждому образцу. Сравнить их.

 Найти, чем похожи и отличаются ткани. Они увидели, что ткани имеют различную извитость волокон, толщину и переплетение. Это, несомненно, необходимо учитывать при выборе ткани для изготовления заданного изделия.

   Через экспертную оценку дети пришли к выводу, что из предложенных критериев, выдвинутых на начальном этапе исследования и необходимых для изготовления игольницы, значимыми  оказались только толщина, извитость волокон, мягкость и способы переплетения волокон ткани.

6) Данный результат позволил детям  подвести итог и выбрать ту  ткань, которую они будут использовать на практике  для  изготовления собственного продукта (игольницы). Это оказался хлопок ( ситец), т.к. эта ткань достаточно прочная, но не толстая. Она не пушится, не скользит. У нее простое, но достаточно плотное переплетение нитей, поэтому ее легко сшивать.

    Проведенная работа позволяет мне сделать  вывод:  несмотря на то, что на уроках в начальной школе работа с цифровым микроскопом не может лежать в основе урока из-за возрастных и психологических особенностей детей, а может использоваться как этап урока,  этой работе отводится  важная задача   формирования умения применять цифровые технологии для решения  поставленных задач.

   Одно из главных достоинств использования данных технологий, это то, что  работа с цифровым микроскопом – это экспериментальная деятельность, которая не только развивает познавательные потребности школьников, но, прежде всего, предоставляет им больше возможностей для собственной исследовательской практики и формирования эмпирического познания окружающего мира.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Городская научная конференция педагогов Статья "Теоретическое обоснование и научные подходы методистов к решению проблемы роста орфографических ошибок у учащихся начальных классов"

В данной статье дано научное обоснование для выбора эффективных методов борьбы с орфографическими ошибками.Раскрывабтся взляды методистов на проблему орфографических ошибок.  Было проведено иссле...

Статья по теме «Формирование положительной мотивации учения у учащихся начальных классов с помощью различных творческих работ».

Данная статья поможет решить Проблему: Как формировать положительную мотивацию у младших школьников на уроках литературного чтения? Какие методы и приемы эффективны для получения положитель...

Использование технологии сотрудничества как условие развития са-мостоятельности учащихся начальных классов (статья)

Технология обучения - это совокупность методов и средств обработки, представления, изменения и предъявления учебной информации, это наука о способах воздействия учителя на учеников в процессе обучения...

Статья "Развитие речи учащихся начальных классов".

Развитие речи-важная задача обучения родному языку.Каждый возрастной этап вносит что-то новое в его речевое развитие. Наиболее важные ступени в овладении речью приходятся на детский возраст-его дошкол...

Статья «Формирование духовно - нравственных качеств личности у учащихся начальных классов»

Во все времена человечество заботилось о воспитании подрастающего поколения. Доброму отношению к людям, родной земле, труду на ней, ненависти к угнетателям и чувству товарищества учат  наших дете...

Статья "Орфографическая зоркость учащихся начальных классов"

Слово "орфография" образовано от греческого "orthos" - прямой, правильный и grapho -пишу. Правописание. Орфография - это исторически сложившаяся система правил и написаний, которую принимает и которой...