«Город мастеров»
календарно-тематическое планирование по технологии (1 класс) на тему

Кузнецова Светлана Владимировна

 

Рабочая программа составлена на основе Программы внеурочной деятельности «Город мастеров»

Программа имеет художественно-эстетическую направленность.

В программе внеурочная деятельность представлена творческими мастерскими, которые составляют Город мастеров. В 1 классе организуются мастерские игротеки, лепки, флористики, Деда Мороза, коллекции идей, оригами, конструирования и мо­делирования.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл gorodmasterov.docx38.01 КБ

Предварительный просмотр:

Перечень учебно-методического обеспечения

Природный материал

Пластилин

Цветная бумага

Белый картон

Цветной картон

Ткань

Пуговицы

Иголки

Разноцветные нитки

Карандаш

Линейка

Спички и спичечные коробки

Клей

Ножницы

Кисти

Пояснительная записка

Рабочая программа составлена на основе Программы внеурочной деятельности «Город мастеров»

Программа имеет художественно-эстетическую направленность.

В программе внеурочная деятельность представлена творческими мастерскими, которые составляют Город мастеров. В 1 классе организуются мастерские игротеки, лепки, флористики, Деда Мороза, коллекции идей, оригами, конструирования и моделирования.

Мастерские лепки, Деда Мороза, коллекции идей, оригами, конструирования и моделированиярасширяют конструкторско-технологические знания и умения аудиторных (урочных) занятий, обеспечивая реализацию основной идеи стандарта второго поколения — взаимосвязи образовательного пространства, обеспечивающего развитие универсальных учебных действий младшего школьника.

Мастерские игротеки, флористики, изонити, декупажа, бумагопластики, дизайна, мягкой игрушки, волшебной паутинкизнакомят детей с новыми видами художественной деятельности.

Для организации творческой деятельности мастерских предлагаются примерные объекты, которые являются для детей ориентиром в работе. Все объекты имеет определенную конструкцию, однако ее подробности ребенку не видны, их ему следует выявить путем мысленного анализа, в ходе которого, необходимо выделить основные части и детали, определить их форму, размеры, взаиморасположение, способы соединения, сравнить между собой, найти сходство и различия. Кроме анализа, обучающиеся самостоятельно планируют трудовые операции, определяют материалы, подбирают оборудование. В этой деятельности будут задействованы основные познавательные процессы и приемы умственной деятельности ребенка такие, как целенаправленное восприятие и произвольное внимание, анализ, синтез, сравнение, память и др.

В программе многие объекты имеют различные варианты, которые схожи в главном: имеют общую конструкцию, но при этом отличаются в чем-то менее существенном. Как правило, сравнительный анализ вариантов позволяет понять, что именно вконструкции объекта является главным, существенным, а что менее важным; что изменяется в изделии с изменением главных конструктивных частей; что изменяется с изменением деталей. Такой анализ способствует развитию вариативности и гибкости мышления обучающихся, формированию универсальных учебных действий.

Работа в мастерской может быть организована учителем по заданным условиям. При таком способе организации занятий объект работы отсутствует, вместо этого обучающимся предлагается перечень условий (требований), которым должен удовлетворять изготавливаемый предмет. Руководствуясь сформулированными условиями, дети самостоятельно продумывают, какие именно детали и в каком количестве им следует использовать, как их расположить исоединить между собой.

В процессе организации творческой деятельности учитель может включать в работу задачи на изменение или дополнение образца в соответствии с определенными требованиями.

Подход к работе детей в мастерской дизайна будет иным. Ученики должны учитывать основные правила дизайна: для каждой вещи, создаваемой и используемой человеком, существует одно общее требование: она должна быть одновременно удобной в использовании и выразительной внешне; в разных условиях использованияодна и та же по своей функции вещь будет иметь разное устройство и разный внешний вид; каждая вещь должна соответствовать общей обстановке, характеру и облику своего хозяина.

Подобный подход будет применим и целесообразен при выполнении каждого задания. Например, изготовление упаковки предполагает учет того, для чего именно она предназначена: упаковка должна сочетаться с подарком по форме, размеру, декору. Такая работа постепенно позволяет вырабатывать у обучающихся правильное отношение к вещам, стремление избегать ненужной вычурности и бессмысленных излишеств. А значит, формирует истинное понимание дизайнерских правил, хороший эстетический вкус.

Перечень объектов для организации творческой деятельности был определён автором рабочей программы с учетом особенностей учащихся, наличия природных (искусственных, синтетических) материалов.

Цели программы:

— развитие и реализация творческого потенциала обучающихся начальной школы;

— формирование универсальных учебных действий младших школьников:   исследовательских, проектных, конструкторско-технологических, коммуникативных;

— создание условий для овладения обучающимися различными видами художественной деятельности: изготовление игрового материала, флористики, изонити, декупажа, бумагопластики, дизайна;

—  развитие личностных качеств младших школьников: ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях.

Программа предназначена для реализации в 1-4 классах.

Форма организации внеурочной деятельности:кружок.

Основные формы работы:групповые и коллективные.

Требования к уровню подготовки обучающихся по данной программе

Ожидаемые результаты.

В течение курса учащиеся научатся:

  • анализировать предлагаемые задания;
  • организовывать свою деятельность;
  • создавать с помощью учителя мысленный образ конструкции с учетом поставленной конструкторско-технологической задачи и  воплощать мысленный образ в материале;
  • соблюдать под контролем учителя приемы безопасного и рационального труда;
  • планировать последовательность практических действий для реализации замысла поставленной задачи;
  • участвовать в совместной творческой деятельности при выполнении практических работ;
  • осуществлять под руководством учителя самоконтроль в форме сличения результата деятельности с предъявленными критериями;
  • обобщать под руководством учителя то новое, что открыто и освоено на занятии.

Учащиеся могут научиться:

  • применять приобретённые во время занятий умения в окружающей действительности: украшение своего дома, класса; изготовление подарков родным, друзьям, одноклассникам; оформление праздников, событий и т.д.

Календарно– тематический план

1 класс

№ п/п

Тема учебного занятия

Всего часов

Содержание деятельности

Дата
план факт

Теоретическая часть занятия/форма организации деятельности

Практическая часть занятия/форма организации деятельности

Мастерская лепки (4 ч)

1

Фигурки животных

4

Беседа «Работа с пластилином». Правила безопасности коллективная

«Колобок»индивидуальная

5.09

2

Фигурки животных

ТБ/ коллективная

«Мышка-норушка»индивидуальная

12.09

3

Композиции из пластилина

ТБ/ коллективная

«Цветы» групповая

19.09

 4

Композиции из пластилина

ТБ/ коллективная

«Грибы» групповая

26.09

Мастерская игротеки(4 ч)

5

Игрушки из природных материалов

4

Беседа «Работа с природными материалами». Правила безопасности  коллективная

«Рыба из косточки от персика « индивидуальная

3.10

6

Игрушки из природных материалов

ТБ/ коллективная

«Шалтай-болтай из камешка» индивидуальная

10.10

7

Игрушки из природных материалов

ТБ/ коллективная

«Цыплёнок»  индивидуальная

17.10

8

Игрушки из природных материалов

ТБ/ коллективная

«Черепаха»индивидуальная

24.10

Мастерская флористики (4 ч)

9

Картинки из засушенных листьев

4

Беседа «Работа с природными материалами». Правила безопасности коллективная

«Рыбка» индивидуальная

31.10

10

Картинки из засушенных листьев

ТБ/ коллективная

«Цыплёнок» индивидуальная

7.10

11

Картинки из засушенных листьев

ТБ/ коллективная

«Зайка» индивидуальная

14.10

12

Картинки из засушенных листьев

ТБ/ коллективная

«Мышка» индивидуальная

21.10

Мастерская Деда Мороза (4 ч)

13

Новогодние украшения из подручных материалов

4

Беседа «Творим из самых разных материалов».

Правила безопасности/ коллективная

«Оригинальное ёлочное украшение» индивидуальная

28.10

14

Новогодние украшения из солёного теста

Беседа «Лепка из солёного теста».

Правила безопасности/ коллективная

«Подвески (ёлочные украшения)» индивидуальная

5.12

15

Новогодние украшения из бумаги

Беседа «Работа с бумагой».

Правила безопасности/ коллективная

«Волшебные снежинки» коллективная

12.12

16

Новогодние украшения из бумаги

ТБ/ коллективная

Гирлянда «К Новому году!» коллективная

19.12

Мастерская коллекции идей (11 ч)

17

Поделки из бумаги

11

Беседа «Работа с бумагой и картоном». Правила безопасности коллективная

«Овечка» индивидуальная

26.12

18

Поделки из бумаги

ТБ/ коллективная

«Яблоко» индивидуальная

16.01

19

Поделки из бумаги

ТБ/ коллективная

«Веер» индивидуальная

23.01

20

Поделки из бумаги

ТБ/ коллективная

«Карамелька» индивидуальная

30.01

21

Поделки из ткани

Беседа «Работа с тканью». Правила безопасности коллективная

«Полёт к звёздам» индивидуальная

6.02

22

Поделки из ткани

ТБ/ коллективная

«Аквариум» индивидуальная

20.02

23

Поделки из ткани

ТБ/ коллективная

«Белые розы» индивидуальная

27.02

24

Поделки из ткани

ТБ/ коллективная

«Мяч» индивидуальная

6.03

25

Поделки из ниток

Беседа «Работа с нитками». Правила безопасности коллективная

«Пушистый микроб» индивидуальная

13.03

26

Поделки из ниток

ТБ/ коллективная

«Кукла» индивидуальная

20.03

27

Поделки из ниток

ТБ/ коллективная

«Открытка» индивидуальная

3.04

Мастерская оригами (2 ч)

28

Фигурки животных

2

Беседа «Что такое оригами?» Правила безопасности коллективная

«Щенок» индивидуальная

10.04

29

Композиции

ТБ/ коллективная

«Летящие голуби» индивидуальная

17.04

Мастерская конструирования и моделирования (4 ч)  

30

Плавающие модели

4

Беседа «Работа с конструктором». Правила безопасности коллективная

«Кораблик» индивидуальная

24.04

31

Летающие модели

ТБ/ коллективная

«Самолёт»  индивидуальная

8.05

32

Игрушки

ТБ/ коллективная

«Робот Робин» индивидуальная

15.05

33

Игрушки

ТБ/ коллективная

«Стол и стул» индивидуальная

22.05

Учебно-тематическое планирование

1 класс

Мастерская лепки (4 ч). Фигурки животных, композиции из пластилина.

Мастерская игротеки (4 ч).Игрушки из природных материалов.

Мастерская флористики (4 ч). Картинки из засушенных листьев.

Мастерская Деда Мороза (4 ч). Новогодние украшения из подручных материалов, солёного теста и бумаги.

Мастерская коллекции идей (11 ч). Поделки из бумаги, из ткани, из ниток.

Мастерская оригами (2 ч). Фигурки животных, композиции.

Мастерская конструирования и моделирования (4 ч). Плавающие и летающие модели, игрушки.

Список литературы (основной и дополнительной)

  • Румянцева Е.А. Простые поделки из пластилина/ Екатерина Румянцева. – М.: Айрис – пресс, 2010.
  • Анистратова А.А., Гришина Н.И. Поделки из природных материалов. – М.: ООО «Издательство Оникс», 2009.
  • Серия книг «Чудеса своими руками»: «Поделки из бумаги», «Поделки из солёного теста», «Поделки из спичек», «Поделки из папье – маше», «Поделки из лоскутков», «Поделки из ниток», «Поделки из природных материалов». - Харьков: Книжный Клуб «Клуб Семейного Досуга»;Белгород: ООО «Книжный клуб «Клуб семейного досуга», 2011.
  • Чен Н.В., Бедина М.В. Забавные поделки шаг за шагом. - Харьков: Книжный Клуб «Клуб Семейного Досуга»; Белгород: ООО «Книжный клуб «Клуб семейного досуга», 2012.
  • Бедина М.В. Поделки и картины из природных материалов/ М.В.Бедина. - Харьков: Книжный Клуб «Клуб Семейного Досуга»; Белгород: ООО «Книжный клуб «Клуб семейного досуга», 2011.
  • Сержантова Т.Б. 366 моделей оригами/ Т.Б. Сержантова. – М.: Айрис-пресс, 2013.
  • Поделки из всего, что под рукой. – Нижний Новгород: ООО «Издательство «Доброе слово», 2013.
  • ЛЛимос А.Бумага. Чудесные поделки. - Харьков: Книжный Клуб «Клуб Семейного Досуга»; Белгород: ООО «Книжный клуб «Клуб семейного досуга», 2006.
  • Никитина М. Волшебные снежинки из бумаги. Более 100 проектов для вырезания.- Харьков: Книжный Клуб «Клуб Семейного Досуга»; Белгород: ООО «Книжный клуб «Клуб семейного досуга», 2013.
  • Серия книг «Школа развивающих занятий»:ЛлимосПломер А. «Мастерим из ненужной упаковки»,  «Мастерим из пластилина», «Мастерим из бумаги»,

«Мастерим из ниток и ткани», «Мастерим из дерева и пробки», «Мастерим из фольги и металла», «Мастерим из глины», «Мастерим из природных материалов», «Мастерим из папье-маше», «Мастерим из пластика», «Мастерим из картона», «Мастерим из подручных материалов». - Харьков: Книжный Клуб «Клуб Семейного Досуга»; Белгород: ООО «Книжный клуб «Клуб семейного досуга», 2013.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Город Мастеров"

Классный час по профориентации младших школьников. Знакомство учащихся с огромным миром профессий....

Город мастеров

Учащиеся 1-9 классов вместе с гостями мероприятия отправляются на шумную ярмарку... Внеклассное мероприятие было разработано совместно с Бударовым Александром Викторовичем, учителем технологии МО...

"Город мастеров" (1 год обучения "Волшебный квилинг")

Предлагаемая программа имеет художественно-эстетическую направленность, которая является важным направлением в развитии и воспитании. Являясь наиболее доступным для детей, прикладное творчество облада...

Программа дополнительного образования Кружок «Город мастеров»

Программа кружка "Город мастров" для начальной школы, рассчитана на 1 год реализации, вней отражены основные разделы работы с различными материалами (бумага, пластелин, соленое тесто, работа с тканью,...