Рабочая программа по технологии. 4 класс. ФГОС.
рабочая программа по технологии (4 класс) на тему

Сотскова Лариса Юрьевна

Рабочая программа по технологии к учебнику Роговцевой.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologiya1.rar40.24 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки Российской Федерации

Управление образования Тайшетского района Иркутской области

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

Тамтачетская средняя общеобразовательная школа

Рассмотрено                                                 Согласовано                                                            Утверждено

Руководитель ММО                                     ЗД по УВР                                                               Директор МКОУ

учителей начальных классов                      ___________________ Сулименко Т.Н.               _______________  Свенторжицкая А.А.

_____________ Лаевская Е.В.                    «___» ______________ 2014 г.                              Приказ № ____ от «___» ________ 2014 г.

Рабочая программа учебного предмета

ТЕХНОЛОГИЯ

Класс 4 (базовый)

Автор Сотскова Лариса Юрьевна

Должность, категория, разряд учитель

Год разработки 2014 год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа по технологии

Рабочая программа курса «Технология» для  4  класса на 2014-2015 учебный год составлена на основе:

  • Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273- ФЗ «Об образовании в РФ»
  • Федерального компонента государственного образовательного стандарта, утвержденного Приказом Минобразования РФ от 05.03. 2004 г №1089.
  • Федерального государственного образовательного стандарта начального общего  образования,- Приказ М О и Н РФ № 373 от 06 октября 2009 года
  • примерной программы  начального общего образования по технологии для образовательных учреждений с русским языком обучения; на основе авторской программы авторов Н.И. Роговцевой, Н.В. Богдановой, Н.В. Добромысловой
  • Учебный план МКОУ Тамтачетской СОШ на 2014-2015учебный год
  • Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных  учреждениях, реализующих программы общего образования
  • Требований к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным наполнением учебных предметов федерального компонента государственного образовательного стандарта ФГОС НОО.

Цели курса:

  • углубление общеобразовательной подготовки школьников, формировании их духовной культуры и всестороннем развитии личности на основе интеграции понятийных (абстрактных), наглядно-образных и наглядно-действенных компонентов познавательной деятельности.
  • развитие созидательных возможностей личности, творческих способностей, изобретательности, интуиции, а также творческой самореализации и формированию мотивации успеха и достижений на основе предметно-преобразующей деятельности.

Задачи программы:

  • формирование представлений о материальной культуре как продукте творческой предметно-преобразующей деятельности человека, о наиболее важных правилах дизайна, которые необходимо учитывать при создании предметов материальной культуры;
  • формирование представлений о гармоничном единстве природного и рукотворного мира и о месте в нём человека с его искусственно создаваемой предметной средой;
  • расширение культурного кругозора, обогащение знаний о культурно-исторических традициях в мире вещей, формирование представлений о ценности предшествующих культур и понимания необходимости их сохранения и развития;
  • расширение знаний о материалах и их свойствах, технологиях использования; формирование практических умений использования различных материалов в творческой преобразовательной деятельности;
  •  развитие созидательных возможностей личности, творческих способностей, изобретательности, интуиции; создание условий для творческой самореализации и формирования мотивации успеха и достижений на основе предметно-преобразующей деятельности;
  •  развитие познавательных психических процессов (восприятия, памяти, воображения, мышления, речи) и приёмов умственной деятельности (анализ, синтез, сравнение, классификация, обобщение и др.);
  •  развитие сенсомоторных процессов, руки, глазомера и пр. через формирование практических умений;
  • развитие регулятивной структуры деятельности (включающей целеполагание, прогнозирование, планирование, контроль, коррекцию и оценку действий и результатов деятельности в соответствии с поставленной целью);
  • формирование информационной грамотности, умения работать с различными источниками информации, отбирать, анализировать и использовать информацию для решения практических задач;
  •  формирование коммуникативной культуры, развитие активности, инициативности;
  • духовно-нравственное воспитание и развитие социально ценных качеств личности: организованности и культуры труда, аккуратности, трудолюбия, добросовестного и ответственного отношения к выполняемой работе, уважительного отношения к человеку-творцу и т. п.

Согласно базисному учебному плану начального общего образования, определенному ФГОС, на изучение учебного предмета «Технология» отводится не менее 1 часа в неделю  во всех классах начальной школы. Таким образом, в течение учебного года этот курс изучается в количестве 34 часов в 4-м классе.

Необходимо отметить, что любой урок технологии является комбинированным (далее КУ) по своему типу, т.к. в обязательном порядке включает в себя изучение теоретического материала по учебнику и выполнение практической части разной направленности.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ КУРСА

В результате изучения курса «Технологии» обучающиеся на ступени начального общего образования:

  • получат начальные представления о материальной культуре как продукте творческой предметно-преобразующей деятельности человека, о  предметном мире как основной среде обитания современного человека, о гармонической взаимосвязи предметного мира с миром природы, об отражении в предметах материальной среды нравственно-эстетического и социально-исторического опыта человечества; о ценности предшествующих культур и необходимости бережного отношения к ним в целях сохранения и развития культурных традиций;
  • получат начальные знания и представления о наиболее важных правилах дизайна, которые необходимо учитывать при создании предметов материальной культуры;  
  • получат общее представление о мире профессий, их социальном значении, истории возникновения и развития;
  • научатся использовать приобретённые знания и умения для творческой самореализации при оформлении своего дома и классной комнаты, при изготовлении подарков близким и друзьям, игрушечных моделей, художественно-декоративных и других изделий.

Решение конструкторских, художественно-конструкторских и технологических задач заложит развитие основ творческой деятельности, конструкторско-технологического мышления, пространственного воображения, эстетических представлений, формирования внутреннего плана действий, мелкой моторики рук.

Обучающиеся:

·в результате выполнения под руководством учителя коллективных и групповых творческих работ, а также элементарных доступных проектов получат первоначальный опыт использования сформированных в рамках учебного предмета коммуникативных универсальных учебных действий в целях осуществления совместной продуктивной деятельности: распределение ролей руководителя и подчинённых, распределение общего объёма работы, приобретение навыков сотрудничества и взаимопомощи, доброжелательного и уважительного общения со сверстниками и взрослыми;

·овладеют начальными формами познавательных универсальных учебных действий — исследовательскими и логическими: наблюдения, сравнения, анализа, классификации, обобщения;

·получат первоначальный опыт организации собственной творческой практической деятельности на основе сформированных регулятивных универсальных учебных действий: целеполагания и планирования предстоящего практического действия, прогнозирования, отбора оптимальных способов деятельности, осуществления контроля и коррекции результатов действий; научатся искать, отбирать, преобразовывать необходимую печатную и электронную информацию;

·познакомятся с персональным компьютером как техническим средством, с его основными устройствами, их назначением; приобретут первоначальный опыт работы с простыми информационными объектами: текстом, рисунком, аудио и видеофрагментами; овладеют приёмами поиска и использования информации, научатся работать с доступными электронными ресурсами;

·получат первоначальный опыт трудового самовоспитания: научатся самостоятельно обслуживать себя в школе, дома, элементарно ухаживать за одеждой и обувью, помогать младшим и старшим, оказывать доступную помощь по хозяйству.

В ходе преобразовательной творческой деятельности будут заложены основы таких социально ценных личностных и нравственных качеств, как трудолюбие, организованность, добросовестное и ответственное отношение к делу, инициативность, любознательность, потребность помогать другим, уважение к чужому труду и результатам труда, культурному наследию.

1. Общекультурные и общетрудовые компетенции. Основы культуры труда, самообслуживание

Выпускник научится:

·иметь представление о наиболее распространённых в своём регионе традиционных народных промыслах и ремёслах, современных профессиях (в том числе профессиях своих родителей) и описывать их особенности;

·понимать общие правила создания предметов рукотворного мира: соответствие изделия обстановке, удобство (функциональность), прочность, эстетическую выразительность — и руководствоваться ими в практической деятельности;

·планировать и выполнять практическое задание (практическую работу) с опорой на инструкционную карту; при необходимости вносить коррективы в выполняемые действия;

·выполнять доступные действия по самообслуживанию и доступные виды домашнего труда.

Выпускник получит возможность научиться:

·уважительно относиться к труду людей;

·понимать культурно-историческую ценность традиций, отражённых в предметном мире, в том числе традиций трудовых династий как своего региона, так и страны, и уважать их;

·понимать особенности проектной деятельности, осуществлять под руководством учителя элементарную проектную деятельность в малых группах: разрабатывать замысел, искать пути его реализации, воплощать его в продукте, демонстрировать готовый продукт (изделия, комплексные работы, социальные услуги).

2. Технология ручной обработки материалов. Элементы графической грамоты

Выпускник научится:

·на основе полученных представлений о многообразии материалов, их видах, свойствах, происхождении, практическом применении в жизни осознанно подбирать доступные в обработке материалы для изделий по декоративно-художественным и конструктивным свойствам в соответствии с поставленной задачей;

·отбирать и выполнять в зависимости от свойств освоенных материалов оптимальные и доступные технологические приёмы их ручной обработки (при разметке деталей, их выделении из заготовки, формообразовании, сборке и отделке изделия);

· применять приёмы рациональной безопасной работы ручными инструментами: чертёжными (линейка, угольник, циркуль), режущими (ножницы) и колющими (швейная игла);

·выполнять символические действия моделирования и преобразования модели и работать с простейшей технической документацией: распознавать простейшие чертежи и эскизы, читать их и выполнять разметку с опорой на них; изготавливать плоскостные и объёмные изделия по простейшим чертежам, эскизам, схемам, рисункам.

Выпускник получит возможность научиться:

·отбирать и выстраивать оптимальную технологическую последовательность реализации собственного или предложенного учителем замысла;

·прогнозировать конечный практический результат и самостоятельно комбинировать художественные технологии в соответствии с конструктивной или декоративно-художественной задачей.

3. Конструирование и моделирование

Выпускник научится:

·анализировать устройство изделия: выделять детали, их форму, определять взаимное расположение, виды соединения деталей;

·решать простейшие задачи конструктивного характера по изменению вида и способа соединения деталей: на достраивание, придание новых свойств конструкции, а также другие доступные и сходные по сложности задачи;

·изготавливать несложные конструкции изделий по рисунку, простейшему чертежу или эскизу, образцу и доступным заданным условиям.

Выпускник получит возможность научиться:

·соотносить объёмную конструкцию, основанную на правильных геометрических формах, с изображениями их развёрток;

·создавать мысленный образ конструкции с целью решения определённой конструкторской задачи или передачи определённой художественно-эстетической информации, воплощать этот образ в материале.

4. Практика работы на компьютере

Выпускник научится:

·соблюдать безопасные приёмы труда, пользоваться персональным компьютером для воспроизведения и поиска необходимой информации в ресурсе компьютера, для решения доступных конструкторско-технологических задач;

·использовать простейшие приёмы работы с готовыми электронными ресурсами: активировать, читать информацию, выполнять задания;

·создавать небольшие тексты, иллюстрации к устному рассказу, используя редакторы текстов и презентаций.

Выпускник получит возможность научиться:

·пользоваться доступными приёмами работы с готовой текстовой, визуальной, звуковой информацией в сети Интернет, а также познакомится с доступными способами её получения, хранения, переработки.


Учебно-тематический план

№ п/п

Наименование разделов

Всего часов

Из них

Изучения, закрепления, обобщения, систематизации

Практические занятия

1.

Как работать с учебником

1

1

2.

Человек и земля

21

21

3.

Человек и вода

3

3

4.

Человек и воздух

3

3

5.

Человек и информация

6

1

5

Всего

34

2

32

Календарно- тематическое планирование

Количество часов -34, в неделю- 1.

№  п/п

Тема  урока

Кол-во часов

Дата проведения

Тип урока

Планируемые результаты (предметные)

Содержание урока (ученик должен знать)

Планируемые результаты (личностные и метапредметные)

Познавательные

Регулятивные

Коммуникативные

Личностные

результаты

Примечание

1 четверть

1

Здравствуй, дорогой друг! Как работать с учебником. Путешествуем по городу

1

02.09

КУ

Отвечать на вопросы по материалу, изученному в предыдущих классах (о материалах и их свойствах, инструментах и правилах работы с ними).

Осмысливать понятия «городская инфраструктура», «маршрутная карта», «экскурсия», «экскурсовод». Объяснять новые понятия.

Планировать изготовление изделия на основе рубрики «Вопросы юного технолога» и технологической карты.

Готовность слушать собеседника и вести диалог

Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных ситуациях, умений не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций

2-3

Вагоностроительный завод. Кузов вагона. Пассажирский вагон.

2

09.09

16.09

КУ

 Знакомство с историей развития железных дорог в России, с конструкцией вагонов разного назначения. Создание модели из бумаги.

Овладеть основами черчения, анализировать конструкцию изделия, выполнять разметку деталей при помощи циркуля.

Осваивать правила безопасной работы с ножницами при изготовлении изделия, проявлять выдержку при работе с чертежом.

Находить и отбирать информацию, об истории развития железнодорожного транспорта в России, о видах и особенностях конструкции вагонов и последовательность их сборки из текстов учебника и других источников.

Воспитание патриотизма, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России.

4

Полезные ископаемые. Буровая вышка.

1

23.09

КУ

Знакомство с полезными ископаемыми, способами их добычи и расположения месторождений на территории России.

Находить и обозначать на карте России  крупнейшие месторождения нефти и газа.

Анализировать конструкцию реального объекта (буровая вышка) и определять основные элементы конструкции.

Находить и отбирать информацию о полезных ископаемых, способах их добычи и транспортировки, профессиях людей, занимающихся добычей полезных ископаемых

Формирова-

ние целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы.

5

Полезные ископаемые. Малахитовая шкатулка. 

1

30.09

КУ

Знакомство с полезными ископаемыми, используемые для изготовления предметов искусства, с новой техникой работы с пластилином (технология лепки слоями).

Смешивать пластилин близких оттенков для создания нового оттеночного цвета.

Определять технологию лепки слоями для создания имитации рисунки малахита.

Находить и прелставлять информацию о создании изделия из поделочных камней и технологии выполнения «русской мозаики» из текстов учебника и других источников.

Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.

6-7

Автомобильный завод. КамАЗ. Кузов грузовика.

2

06.10

13.10

КУ

Знакомство с производственным циклом создания автомобиля «КамАЗ». Совершенствовать навыки работы с различными видами конструкторов.

Находить и обозначать на карте России крупнейшие заводы, выпускающие автомобили.

Соблюдать правила безопасного использования инструментов (отвертка, гаечный ключ)

Выделять информацию о конвейерном производстве, выделять этапы и операции, объяснять новые понятия.

Воспитание патриотизма, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России.

8-9

Монетный вор. Стороны медали. Медаль.

2

20.10

27.10

КУ

Знакомство с основами чеканки медалей, особенностями формы медали. Овладеть новым приемом – тиснение по фольге.

Находить и отбирать информацию об истории возникновения олимпийских медалей, способе их изготовления и конструкции из материалов учебника и других источников.

Освоить правила теснения фольги.

В группе анализировать, сравнивать и выбирать материалы, необходимые для цветового решения композиции.

Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.

2 четверть

10-11

Фаянсовый завод. Основа для вазы. Ваза.

2

10.11

17.11

КУ

Знакомство с особенностями изготовления фаянсовой посуды. Изготовление изделия с соблюдением отдельных этапов технологии создания изделий из фаянса.

Находить и отмечать на карте России города, где находятся заводы по производству фаянсовых изделий.

Использовать элементы, нанесенные на посуду, для определения фабрики изготовителя.

Находить и отбирать информацию и технологии создания изделий из фаянса, их назначении и использовании из материалов учебника и других источников.

  1. Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных ситуациях, умений не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.

12

Швейная фабрика. Прихватка.

1

24.11

КУ

Знакомство с технологией производственного процесса на швейной фабрике и профессиональной деятельности людей. Определять размеры одежды при помощи сантиметра.

Находить и отмечать на карте города, в которых находятся крупнейшие швейные производства.

Тренировать аккуратность при работе с тканями в процессе шитья.

Находить и отбирать информацию о технологии производства одежды и профессиональной деятельности людей, работающих на швейном производстве, из материалов учебника и других источников.

Определять и выделять характерные особенности узора, участвовать в творческой деятельности по созданию эскизов, набросков рисунка.

13

Мягкая игрушка. Новогодняя игрушка. Птичка.

1

01.12

КУ

Освоение технологии создания мягкой игрушки. Использование умения самостоятельно определять размер деталей по слайдовому плану, создавать лекало и выполнять при помощи него разметку деталей.

Находить и отбирать информацию о видах изделий, производимых на швейном производстве, из материалов учебника и других источников.

Выполнять самостоятельно разметку деталей изделия и раскрой изделия.

Использовать материалы учебника для знакомства с технологическим процессом изготовления мягкой игрушки.

Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.

14-15

Обувное производство. Модель детской летней обуви.

2

08.12

15.12

КУ

Знакомство с историей создания обуви. Виды материалов, используемых для производства обуви.

Находить и отбирать информацию технологии производства обуви и профессиональной деятельности людей, работающих на обувном производстве, из материалов учебника.

Снимать мерки и определять, используя таблицу размеров, свой размер обуви.

Уметь работать в паре.

Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.

16-17

Деревообрабатывающее производство. Лесенка-опора для растений.

2

22.12

29.12

КУ

Знакомство с новым материалом – древесиной, правила работы столярным ножом и последовательностью изготовления изделий из древесины.

Находить и отбирать информацию о древесине, ее свойствах, технологии производства пиломатериалов.

Обрабатывать рейки при помощи шлифовальной шкурки и соединять детали изделия столярным клеем.

Объяснять назначение инструментов для обработки древесины с опорой на материалы учебника.

Готовить закуски в группе, самостоятельно распределять обязанности в группе, помогать друг другу при изготовлении изделия.

3 четверть

18-19

Кондитерская фабрика. «Пирожное «Картошка»», «Шоколадное печенье»

2

КУ

Знакомство с историей и технологией производства кондитерских изделий, технологией производства шоколада из какао-бобов.

Отмечать на карте города, где находятся крупнейшие кондитерские фабрики.

Контролировать и корректировать работу, соотносить этапы работы с технологической картой, слайдовым и текстовым планами.

Находить и отбирать информацию о технологии производства кондитерских изделий (шоколада) и профессиональной деятельности людей, работающих на кондитерском производстве.

  1. Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных ситуациях, умений не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.

20-21

Бытовая техника. Настольная лампа.

2

КУ

Знакомство с понятием «бытовая техника» и ее значение в жизни человека. Правила эксплуатации бытовой техники, работы с электричеством, знакомство с действием простой электрической цепи, работа с батарейкой.

Находить и отмечать на карте России города, где находятся крупнейшие производства бытовой техники.

Анализировать правила пользования электрическим чайником, осмысливание их значение для соблюдения мер безопасности и составлять на их основе общие правила пользования бытовыми приборами.

Находить и отбирать информацию о бытовой технике, ее видах и назначении.

Формирование уважительного отношения к иному мнению.

22

Тепличное хозяйство. Цветы для школьной клумбы.

1

КУ

Знакомство с видами и конструкциями теплиц. Выбор семян для выращивания рассады, использование информации на пакетике для определения условий выращивания растений.

Находить и отбирать информацию о видах и конструкциях теплиц, их значение для обеспечения жизнедеятельности человека.

Анализировать информацию на пакетике с семенами, характеризовать семена (вид, сорт, высота растения, однолетник или многолетник) и технологию их выращивания.

Умение работать в группе.

  1. Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки.

23

Водоканал. Фильтр для воды.

1

КУ

Знакомство с системой водоснабжения города. Значение виды в жизни человека и растений. Осмысление важности экономного использования воды.

Находить и отбирать информацию об устройстве системы водоснабжения города и о фильтрации воды.

Проводить  эксперимент по очистки воды, составлять отчет на основе наблюдений. Изготовить  струеметр и исследовать количество воды, которое расходуется человеком  за 1 минуту при разном напоре водяной струи.

Использовать иллюстрации для составления рассказа о системе водоснабжения города и значения очистки воды для человека.

Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных ситуациях

24

Порт. Канатная лестница.

1

КУ

Знакомство с работой порта и профессиями людей, работающих в порту. Освоение способов крепления предметов при помощи морских узлов: простого, прямого, якорного узлов.

Находить и отбирать информацию о работе и устройстве порта, о профессии людей, работающих в порту. Находить и отмечать на карте крупнейшие порты России.

Осознать, где можно на практике или в быту применять свои знания.

Анализировать способы вязания морских узлов, освоить способы вязания простого и  прямого узла.

Формирование целостного, социально-ориентированного взгляда на мир

25

Узелковое плетение. Браслет.

1

КУ

Знакомство с правилами работы и последовательностью создания изделия в стиле «макраме».

Освоить приемы выполнения одинарного и двойного  плоских узлов, приемы крепления нити в начале выполнения работы.

Сравнивать способы вязания морских узлов в стиле «макраме».

Умение поделиться информацией.

Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.

26

Самолетостроение. Самолет.

1

КУ

Первичные сведения о самолетостроении, о функции самолетов. Изготовление модели самолета.

Находить и отмечать на карте России города, в котором находятся крупнейшие заводы, производящие самолеты.

Организовывать рабочее место. Самостоятельно оценивать изделие

Умение поделиться информацией об истории самолетостроения, о видах и назначении самолетов.

Воспитание патриотизма, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России.

4 четверть

27

Ракетостроение. Ракета-носитель.

1

КУ

Первичные сведения о космических ракетах. Изготовление модели из бумаги и картона.

Осмыслить конструкцию ракеты, строить модель ракеты.

Трансформировать  лист бумаги в объемное геометрическое тело – конус, цилиндр.

Анализировать слайдовый план и на его основе самостоятельно заполнить технологическую карту.

Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки.

28

Летательный аппарат. Воздушный змей.

1

КУ

Знакомство с историей возникновения воздушного змея. Конструкция воздушного змея.

Находить и отбирать информацию об истории возникновения и конструктивных особенностях воздушных змеев.

Освоить правила разметки деталей изделия из бумаги и картона сгибанием.

Работать в группе.

Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных ситуациях

29

Создание титульного листа.

1

КУ

Осмысление места и значения информации в жизни человека. Виды и способы передачи информации. Знакомство с работой издательства.

Определять виды и свойства бумаги. Находить и отбирать информацию о технологическом процессе издания книги, о профессии людей, участвующих в ее создании.

Выделять этапы издания книги, соотносить их с профессиональной деятельностью людей, участвующих в ее создании.

презентовать работу.

Формирование эстетического вкуса (оформление титульного листа)

30

Работа  с таблицами.

1

КУ

Повторение правил работы на компьютере. Создание таблицы в программе Microsoft  Word.

приобретать знание и умение работы на компьютере. освоить набор текста, последовательность и особенности работы в текстовом редакторе Microsoft Word.

Самоконтроль за работой с ПК.

Осуществлять поиск информации, преподносить информацию группе.

Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.

31

Создание содержания книги.

1

КУ

ИКТ на службе  человека, работа с компьютером. ИКТ в издательском деле.

Определять значение компьютерных технологий в издательском деле, в процессе создания книги.

Оценивать качество выполнения работы.

Объяснить значение и возможности использования ИКТ для передачи информации.

Развитие навыков сотрудничества со взрослыми

32-33

Переплетные работы. Книга «Дневник путешественника».

2

КУ

Знакомство с переплетными работами. Способ соединения листов, шитье блоков нитками, втачку (в пять проколов). Закрепить умение работать шилом и иглой.

Находить и отбирать информацию о видах выполнения переплетных работ.

Оценивать качество выполнения работы. Создать эскиз обложки книги в соответствии с выбранной тематики.

Объяснить значение различных элементов (форзац, переплетная крышка) книги.

Формирование этического кодекса поведения в обществе

34

Итоговой урок.

1

КУ

Организация выставки изделий. Презентация изделий. Выбор лучших работ.

Иметь представление о выставках страны и выставочных центрах.

оформлять выставку изделий.

Организовать выставку изделий. Презентовать работы.

  1. Воспитание патриотизма, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России.

Содержание дисциплины.

Тема 1. Как работать с учебником. Путешествуем по городу.

Определения: городская инфраструктура, экскурсия, экскурсовод, технолог, проект, технологическая карта, материал, инструмент.

Учащиеся должны знать: Планирование изготовления изделия на основе рубрики «Вопросы юного технолога» и технологической карты. Критерии оценки качества изготовления изделий. Маршрут экскурсии по городу. Деятельность человека в культурно-исторической среде, в инфраструктуре современного города. Профессиональная деятельность человека в городской среде.

Учащиеся должны уметь: Дополнять и использовать карту маршрута путешествия. Прогнозировать и планировать процесс освоения умений и навыков при изготовлении изделий.

Учащиеся получат возможность научиться: ориентироваться в городской инфраструктуре.

Тема 2. Человек и земля

Определения: вагоностроение, локомотив, цистерна, рефрижератор, хоппер-дозатор, геология, месторождение, нефтепровод, буровая вышка, поделочные камни, имитация, мозаика, конвейер, самосвал, монетный двор, рельеф, литье, штамповка, тиснение, чеканка, фаянс, обжиг, глазурь, кустарь, лекала, обувная пара, древесина, пиломатериал, текстура, столяр, нож-косяк, конширование, кондитер, инвентарь, электрооборудование, электрическая цепь, абажур, микроклимат, агротехника.

Учащиеся должны знать: информацию по  разделу; простейшие виды технической документации (чертеж, эскиз, рисунок, схема); способ использования линейки и циркуля как чертежно-измерительного инструмента для выполнения построений и разметки деталей на плоскости; способ построения прямоугольника от двух прямых углов с помощью линейки; что такое развертка объемного изделия (общее представление), способ получения развертки; условные обозначения, используемые в технических рисунках, чертежах и эскизах разверток; способы разметки и вырезания симметричной формы из бумаги (по половине и ¼ формы); что такое композиция (общее представление), об использовании композиции в изделии для передачи замысла; что такое чеканка, гравировка, способы их выполнения; работа с поделочным камнем, изготовление мозаики; правила работы с таблицей стандартных мерок одежды и обуви; приёмы получения шоколада, требования к оборудованию кухни; основные законы построения простейшей электрической цепи.  

Учащиеся должны уметь: Находить и отбирать информацию, необходимую для изготовления изделия, объяснять новые понятия. правильно использовать линейку как чертежно-измерительный инструмент для выполнения построений на плоскости; с помощью линейки строить прямоугольник от двух прямых углов;  читать технический рисунок и схему с учетом условных обозначений и выполнять по ним работу; выполнять несложные расчеты размеров деталей изделия, ориентируясь на образец или технический рисунок; чертить простые прямоугольные развертки (без соблюдения условных обозначений); выполнять чеканку, гравировку; изготавливать мягкую игрушку, модель детской обуви, настольную лампу, лесенку-опору, пирожное-картошку,  работать с растениями для школьной клумбы.

Учащиеся получат возможность научиться: уметь получать, сушить и проращивать семена по заданной технологии; осваивать правила ухода за комнатными растениями и использовать их; проводить долгосрочный опыт на определение всхожести семян; наблюдать и фиксировать результаты, определять и использовать инструменты и приспособления, необходимые для ухода за комнатными растениями

Тема 3. Человек и вода.

Определения: фильтрация, дезинфекция, резервуар, ультрафиолетовые лучи, причал, док, струемер, военно-морская база, лоцман, такелажник, докер-механизатор, швартовщик.

Учащиеся должны знать: о работе водоканала, порта, о профессиях, связанных с этими предприятиями.

Учащиеся должны уметь: Находить и отбирать информацию по заданной теме. Составлять рассказ на основе иллюстраций и текстов учебника. Проводить фильтрацию воды, изготавливать миниатюру канатной лестницы, плести браслет из простейших узлов.

Учащиеся получат возможность научиться: комбинировать различные технологии при выполнении одного изделия; использовать одну технологию для изготовления разных изделий; применять инструменты и приспособления в практической работе в быту и профессиональной деятельности; оформлять изделия по собственному замыслу и на основе предложенного образца.

Тема 4. Человек и воздух

Определения: самолёт, картограф, спутник, баллистическая ракета, ракета-носитель, стабилизатор.

Учащиеся должны знать: Историю возникновения самолёто- и ракетостроения. . Использование оригами. Различные техники оригами: классическое оригами, модульное оригами. Мокрое складывание. Условные обозначения техники оригами.Особенности профессий лётчика, штурмана, авиаконструктора. Конструирование модели вертолёта. Знакомство с новым материалом — пробкой. Технику папье-маше. Применение техники папье-маше для создания предметов быта. Освоение техники папье-маше. Приемы украшения города и помещений при помощи воздушных шаров. Варианты цветового решения композиции из воздушных шаров. Способы соединения деталей при помощи ниток и скотча.

Учащиеся должны уметь: Анализировать иллюстративный ряд, сравнивать различные техники создания изделий, обобщать информацию об истории возникновения и использовании предметов реальности. Соотносить условные обозначения со слайдовым и текстовым планами. Понимать графическое изображение. Определять последовательность выполнения операций, используя схему. Самостоятельно составлять план изготовления изделия. Работать с конструктором при изготовлении миниатюры самолёта, изготавливать воздушного змея.

Учащиеся получат возможность научиться: создавать мысленный образ конструкции и воплощать этот образ в материале; изменять вид конструкции.

Тема 5. Человек и информация.

Определения: редактор, дизайнер книг, издательство, редакционно-издательская обработка, вычитка, оригинал-макет, книжный блок, форзац, титульный лист, переплётная крышка, текстовый редактор, втачка.

Учащиеся должны знать: Издательское дело. Работу и профессии, связанные с понятием редакция. Конструкция книг (книжный блок, обложка, переплёт, слизура, крышки, корешок).

Учащиеся должны уметь: работать с книгой, создавать документ WORD, работать с таблицей.

Учащиеся получат возможность научиться: понимать значение компьютера для получения информации; различать и использовать информацию, представленную в различных формах; наблюдать за действиями взрослых при работе на компьютере и принимать посильное участие в поиске информации; соблюдать правила работы на компьютере; находить информацию по заданной теме на основе текста и иллюстраций учебника.

Требования к уровню подготовки обучающихся

Темы.

Знания, умения, навыки.

Тема 1.

Как работать с учебником

-формирование представления о предмете «технология»;

- овладение навыками и умениями поиска зрительной информации;

- развитие навыков использования книги при освоении нового.

Тема 2.

Человек и земля

- формирование представления о связи человека и земли,

- формирование умения планировать и выполнять практическое задание (практическую работу) с опорой на инструкционную карту; при необходимости вносить коррективы в выполняемые действия;

- понимать общие правила создания предметов рукотворного мира: соответствие изделия обстановке, удобство (функциональность), прочность, эстетическую выразительность — и руководствоваться ими в практической деятельности;

- выполнять символические действия моделирования и преобразования модели и работать с простейшей технической документацией: распознавать простейшие чертежи и эскизы, читать их и выполнять разметку с опорой на них; изготавливать плоскостные и объёмные изделия по простейшим чертежам, эскизам, схемам, рисункам.

анализировать устройство изделия: выделять детали, их форму, определять взаимное расположение, виды соединения деталей;

- решать простейшие задачи конструктивного характера по изменению вида и способа соединения деталей: на достраивание, придание новых свойств конструкции, а также другие доступные и сходные по сложности задачи;

- изготавливать несложные конструкции изделий по рисунку, простейшему чертежу или эскизу, образцу и доступным заданным условиям.

- овладение навыками и умениями работать с различными материалами ( проволока, бумага, ткани, продукты питания).

Тема 3.

Человек и вода

- формирование представления о профессиях, связанных с водой;

- овладение навыками и умениями создания макетов, работы с конструктором;

- развитие навыка работы с бумагой, конструктором.

Тема 4.

Человек и воздух

- формирование представления о профессиях, связанных с воздухом;

- овладение навыками и умениями создания воздушного змея;

- развитие способностей работы с бумагой, тканью, клеем, подручными материалами.

Тема 5.

Человек и информация

- формирование представления о профессиях, связанных с информацией;

- развитие навыка соблюдать безопасные приёмы труда, пользоваться персональным компьютером для воспроизведения и поиска необходимой информации в ресурсе компьютера, для решения доступных конструкторско-технологических задач;

- формирование умения использовать простейшие приёмы работы с готовыми электронными ресурсами: активировать, читать информацию, выполнять задания;

- обучение создавать небольшие тексты, иллюстрации к устному рассказу, используя редакторы текстов и презентаций.

- формирование умения пользоваться доступными приёмами работы с готовой текстовой, визуальной, звуковой информацией в сети Интернет, а также познакомится с доступными способами её получения, хранения, переработки.

Критерии и нормы оценки знаний, умений и навыков обучающихся

 Курс относится к предметам, которые на данный момент могут быть оценены как «зачет-незачет». Однако, Образовательной

программой начального общего образования (ФГОС) МКОУ Тамтачетская СОШ на 2013-2014 учебный год предусмотрена оценочная система.

Оценка "5"

·        учащийся  полностью справляется с поставленной целью урока;

·        правильно излагает изученный материал и умеет применить полученные  знания на практике;

·        верно, решает композицию рисунка, т.е. гармонично согласовывает между  собой все компоненты изображения;

·        умеет подметить и передать в изображении наиболее характерное.

Оценка "4"

·        учащийся полностью овладел программным материалом, но при изложении его допускает неточности второстепенного характера;

·        гармонично согласовывает между собой все компоненты изображения;

·        умеет подметить, но не совсем точно передаёт в изображении наиболее характерное.

Оценка "3"

·        учащийся слабо справляется с поставленной целью урока;

·        допускает неточность в изложении изученного материала.

Оценка "2"

·        учащийся допускает грубые ошибки в ответе;

·        не справляется с поставленной целью урока;

Оценка "1"

·        учащийся обнаруживает полное незнание учебного материала.

Критерии оценки устных индивидуальных и фронтальных ответов      

Учащиеся должны четко и точно (готовить сообщения) передавать информацию о:                                                    

  • степень освоения простейших видов технической документации (чертеж, эскиз, рисунок, схема);
  • способ использования линейки и циркуля как чертежно-измерительного инструмента для выполнения построений и разметки деталей на плоскости;
  • что такое развертка объемного изделия (общее представление), способ получения развертки; [1] 
  • условные обозначения, используемые в технических рисунках, чертежах и эскизах разверток;
  • способы разметки и вырезания симметричной формы из бумаги (по половине и ¼ формы);
  • что такое чеканка, гравировка, технику выполнения чеканки;
  • требования и нормы работы с тканями;
  • швы «вперед иголку» и «через край», способы их выполнения;
  • о технологических и декоративно-художественных особенностях витража и мозаики, способах их выполнения;
  • работе с ПК, получении информации;

Критерии и система оценки творческой работы.

  • Изделие выполнено аккуратно, наблюдается творческий подход к оформлению.

Учебно-методическое обеспечение.

Цифровые образовательные ресурсы:

  1. http://bolutanova.ucoz.ru/load/uchiteljam/
  2. http://do.edu38.ru/course/view.php?id=181  (курсы Тайшет)
  3. http://edu-lider.ru/fgos/
  4. http://nsportal.ru/user/
  5. http://school-collection.edu.ru/ (Образовательный ресурс)
  6. http://standart.edu.ru/
  7. http://www.edu.ru   (Российское образование. Федеральный портал)
  8. http://www.intergu.ru    (Интернет-государство учителей)  
  9. http://www.proshkolu.ru/user/natalya7777d/folder/107918/
  10. http://www.proШколу.ru
  11. http://www.teatrbaby.ru/scenarnaya (сценарии) 

Техническое обеспечение:

  1. Видеозаписи уроков
  2. Презентации изготовление различных поделок, изделий.
  3. Интерактивная доска.
  4. Компьютер.
  5. Мультимедийный проектор.
  6. Володина С.А., Петрова О.А.,  Майсу-Радзе М.О., Могилёва В.А. Электронное приложение к учебнику «Технология», 4 класс.

           (CD-ROM)

Учебно-методические средства обучения:

                                                      

  1. Роговцева Н.И., Богданова Н.В., Анащенкова С.В.  Программа «Технология 1-4» М – «Просвещение»,  2013г.
  2. Роговцева Н.И., Богданова Н.В., Добромыслова Н.В. Технология. Учебник. 4 класс., М. «Просвещение», 2014 г.
  3. Роговцева Н.И.; Богданова Н.В., Шипилова Н.В. Технология. Рабочая тетрадь. 4 класс, М. «Просвещение», 2014 г.
  4. Добромыслова Н.В. Уроки технологии: 4 класс. Методическое пособие.-«ВАКО», 2012 г.




По теме: методические разработки, презентации и конспекты

рабочая программа по технологии по ФГОС 1 класс( Школа России)

рабочая программа по технологии по ФГОС  1 класс...

Рабочая программа по технологии Узорова. ФГОС. 4 класс. Планета Знаний.

Программа включает следующие  разделы: пояснительную записку, учебно-тематический план, содержание тем учебного курса, требования к уровню подготовки учащихся, оканчивающих четвертый ...

Рабочая программа по технологии по ФГОС

Рабочая программа составлена к УМК "Школа 21 века"...

Рабочая программа по технологии по ФГОС 1 класс

Рабочая программа по технологии...

рабочая программа ПНШ 3 класс ФГОС технология

рабочая программа ПНШ  3 класс ФГОС технология...

Рабочая программа по технологии ПНШ ФГОС 1-4 класс

Программа состоит из пояснительной записки, матрицы содержания и тематического планирования на 4 года обучения...

рабочая программа ПНШ 4 класс ФГОС технология

рабочая программа ПНШ  4 класс ФГОС технология...