Рабочая программа по технологии
рабочая программа по технологии (2 класс) на тему

Лекарева Любовь Евгеньевна

Рабочая программа по технологии (ФГОС)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_po_tehnologii.docx69.59 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное  бюджетное  общеобразовательное  учреждение-

основная  общеобразовательная  школа  №7 имени генерал- лейтенанта Л. В. Козлова

города  Петровска  Саратовской  области

«Принято»

Руководитель МО

________ /Молчанова О.В./

               ФИО

Протокол № ___ от «_____»

_________________20 ___г.

«Согласовано»

Заместитель директора по УР МБОУ ООШ №7

___________/Филянина О. А. /

                    ФИО

 «_____»______________20___г.

«Утверждаю»

Директор МБОУ ООШ №7

_____________/Еремкина И.В../

                 ФИО

Приказ № _______

от «____»_____________ 20___г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПЕДАГОГА

Лекаревой  Любови Евгеньевны,

учителя  начальных  классов,

I  квалификационной  категории

Ф.И.О., категория

по  предмету  «Технология» (2 класс)

Предмет, класс и т.п.

Принято  на заседании

педагогического совета

протокол от _______20 __ г.

№ ______

2015 - 2016 учебный год

Пояснительная записка

        Рабочая программа  разработана на основе требований Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (2009 г.) и авторской программы Е.А. Лутцевой «Технология».

Общая характеристика учебного предмета. 

         В начальной школе закладываются основы  технологического  образования, позволяющие, во-первых, дать детям первоначальный опыт  преобразовательной художественно-творческой и технико-технологической  деятельности, основанной на образцах духовно-культурного содержания и  современных достижениях науки и техники, во-вторых, создать условия  для  самовыражения каждого ребенка в его практической  творческой  деятельности через активное изучение простейших законов создания

предметной среды посредством освоения технологии преобразования  доступных материалов и использования современных информационных  технологий.

           Данный курс носит интегрированный характер. Суть интеграции  заключается в знакомстве с различными явлениями материального мира,  объединенными общими, присущими им закономерностями, которые  проявляются в способах реализации человеческой деятельности, в  технологиях преобразования сырья, энергии, информации. Практико-ориентированная направленность содержания учебного предмета  «Технология» обеспечивает интеграцию знаний, полученных при изучении  других учебных предметов (изобразительного искусства, математики,  окружающего мира, русского (родного) языка, литературного чтения), и  позволяет реализовать их в интеллектуально-практической деятельности  ученика. Это, в свою очередь, создает условия для развития инициативности,  изобретательности, гибкости мышления.

          Изобразительное искусство дает возможность использовать средства  художественной выразительности в целях гармонизации форм и конструкций  при изготовлении изделий на основе законов и правил декоративно-прикладного искусства и дизайна.

         Математика — моделирование (преобразование объектов из  чувственной формы в модели, воссоздание объектов по модели в  материальном виде, мысленная трансформация объектов и пр.), выполнение  расчетов, вычислений, построение форм с учетом основ геометрии, работа с  геометрическими формами, телами, именованными числами.

          Окружающий мир — рассмотрение и анализ природных форм и  конструкций как универсального источника инженерно-художественных  идей для мастера; природы как источника сырья с учетом экологических  проблем, деятельности человека как создателя материально-культурной  среды обитания, изучение этнокультурных традиций.

          Родной язык — развитие устной речи на основе использования  важнейших видов речевой деятельности и основных типов учебных текстов в  процессе анализа заданий и обсуждения результатов практической  деятельности (описание конструкции изделия, материалов и способов их  обработки; повествование о ходе действий и построении плана деятельности;  построение логически связных высказываний в рассуждениях, обоснованиях,  формулировании выводов).

         Литературное чтение — работа с текстами для создания образа,  реализуемого в изделии.

           Главная задача  курса — научить учащихся добывать знания и применять их в своей  повседневной жизни, а также пользоваться различного рода источниками  информации. Для этого необходимо развивать рефлексивные способности,  умение самостоятельно двигаться от незнания к знанию. Этот путь идет  через осознание того, что известно и неизвестно, умение формулировать  проблему, намечать пути ее решения, выбирать один их них, проверять его,  оценивать полученный результат, а в случае необходимости повторять  попытку до получения качественного результата.

            Основные методы, реализующие развивающие идеи курса, — продуктивные (включают в себя наблюдения, размышления, обсуждения, открытия новых знаний, опытные исследования предметной среды и т. п.). С их помощью учитель ставит каждого ребенка в позицию субъекта своего учения, т. е. делает ученика активным участником процесса познания мира. Для этого урок строится так, чтобы в первую очередь обращаться к личному  опыту учащихся, а учебник использовать для дополнения этого опыта  научной информацией с последующим обобщением и практическим  освоением приобретенной информации.

          При таком подходе результатом освоения содержания курса становится  не только усвоение заложенных в программе знаний, качественное  выполнение практических и творческих работ, но и личностные изменения  каждого ученика в его творческом, нравственном, духовном, социальном  развитии.

         Для обеспечения качества практических работ (предметные результаты  обучения) предусмотрено выполнение пробных поисковых, тренировочных  упражнений, направленных на освоение необходимых технологических  приемов и операций, открытие конструктивных особенностей изделий.  Упражнения предваряют изготовление предлагаемых изделий, помогают  наглядно и практически искать оптимальные технологические способы и  приемы и тем самым являются залогом качественного выполнения   целостной  работы. Их необходимо выполнять на этапе поиска возможных вариантов   решения конструкторско-технологической или декоративно-художественной  проблемы, выявленной в результате анализа предложенного образца изделия.

        Развитие творческих способностей как части метапредметных  результатов обучения обеспечивается стимулированием учащихся к поиску и  самостоятельному решению конструкторско-технологических и  декоративно-художественных задач, опорой на личный опыт учащихся, иллюстративный материал, систему вопросов и заданий, активизирующих  познавательную поисковую (в том числе проектную) деятельность. На этой  основе создаются условия для развития у учащихся умений наблюдать,  сравнивать, вычленять известное и неизвестное, анализировать свои

результаты и образцы профессиональной деятельности мастеров, искать оптимальные пути решения  возникающих  эстетических, конструктивных и технологических проблем.

         Развитие духовно-нравственных качеств личности, уважения к наследию  и традициям народа своей страны и других стран обеспечивается  созерцанием и обсуждением художественных образцов культуры, а также  активным включением в  доступную  художественно-прикладную  деятельность на уроках и во время внеурочных занятий.

           Деятельность учащихся на уроках первоначально носит в основном  индивидуальный характер с постепенным увеличением доли групповых и коллективных работ обобщающего характера, особенно творческих.

         Продуктивная деятельность учащихся на уроках технологии создает уникальную основу для самореализации личности. Благодаря включению в  элементарную проектную деятельность учащиеся могут применить свои  умения, заслужить одобрение и получить признание (например, за  проявленную в работе добросовестность, упорство в достижении цели или за  авторство оригинальной творческой идеи, воплощенной в материальный  продукт). Именно так закладываются основы трудолюбия и способности к

самовыражению, формируются социально ценные практические умения,  опыт преобразовательной деятельности и развития творчества, что создает  предпосылки для более успешной социализации.

          Возможность создания и реализации моделей социального поведения  при работе в малых группах обеспечивает благоприятные условия для  коммуникативной практики учащихся и для социальной адаптации в целом.

           Изучение технологии в начальной школе направлено на решение следующих задач:

развитие  личностных  качеств  (активности, инициативности, воли,  любознательности и т. п.), интеллекта (внимания, памяти, восприятия,  образного и образно-логического мышления, речи) и творческих  способностей (основ  творческой  деятельности в целом и элементов  технологического и конструкторского мышления в частности);

● формирование общих представлений о мире, созданном умом и  руками  человека, об истории деятельностного  освоения мира (от открытия  способов удовлетворения элементарных жизненных потребностей до начала  технического прогресса и современных технологий), о взаимосвязи человека  с природой (как источника не только  сырьевых  ресурсов, энергии, но и  вдохновения, идей для реализации технологических замыслов и проектов); о  мире  профессий и важности правильного выбора профессии;

● формирование  первоначальных конструкторско-технологических и  организационно-экономических знаний, овладение  технологическими  приемами ручной обработки материалов; усвоение правил техники  безопасного труда; приобретение навыков самообслуживания;

● овладение первоначальными умениями передачи, поиска, преобразования, хранения информации, использования компьютера; поиск  (проверка) необходимой информации в словарях, каталоге библиотеки;

● использование приобретенных знаний о правилах создания  предметной и информационной среды для творческого решения несложных  конструкторских, художественно-конструкторских (дизайнерских), технологических и организационных задач;

● развитие коммуникативной компетентности младших школьников  на основе организации совместной продуктивной деятельности; приобретение  первоначальных навыков совместной продуктивной  деятельности,  сотрудничества, взаимопомощи, планирования и организации;

● воспитание экологически разумного отношения  к  природным  ресурсам, умения видеть положительные и отрицательные стороны  технического прогресса, уважения к людям труда и культурному наследию  — результатам трудовой деятельности предшествующих поколений.

Срок  реализации  программы  -  1  год.

Место технологии в учебном плане. 

      В  соответствии  с  базисным  учебным  планом  данная  рабочая  программа  рассчитана  на  34  часа  в  год  (1  час  в  неделю,  исходя  из  продолжительности  учебного  года  34  учебные  недели).

  В  том  числе  на  проведение  практических  работ – 28  часов.

При  реализации  данной  рабочей  программы  основное  внимание  будет  уделяться  формированию  универсальных  учебных  действий  (УУД)  через  использование  (применение)  следующих  педагогических  технологий,  в  т.ч.  инновационных:

Педагогические технологии на основе личностной ориентации педагогического процесса:

  1. Педагогика сотрудничества
  2. Гуманно-личностная технология Ш.А. Амонашвили

Педагогические технологии на основе активизации и интенсификации деятельности учащихся:

  1. Игровые технологии
  2. Проблемное обучение
  3. Технологии уровневой дифференциации
  4. Уровневая дифференциация обучения на основе обязательных результатов (В.В. Фирсов)
  5. Групповые технологии
  6. Компьютерные технологии обучения

Частнопредметные педагогические технологии:

  1. Технология раннего и интенсивного обучения грамоте (Н.А. Зайцев)
  2. Технология совершенствования общеучебных умений в начальной школе (В.Н. Зайцев)

Природосообразные технологии

  1. Технология саморазвития (М. Монтессори)

Технологии развивающего обучения:

  1. Системы развивающего обучения с направленностью на развитие творческих качеств личности (И.П. Волков, Г.С. Альтшуллер, И.П. Иванов)
  2. Личностно ориентированное развивающее обучение (И.С. Якиманская)
  3. Технология саморазвивающего обучения (Г.К. Селевко), что  отражено  в  календарно-тематическом  планировании. 

                  Содержание курса целенаправленно отобрано, структурировано по двум   основным содержательным линиям.

1. Основы технико-технологических знаний и умений, технологической культуры.

       Линия включает информационно-познавательную и практическую части и построена в основном по концентрическому принципу. В начальной школе осваиваются элементарные знания и умения по технологии обработки  материалов (технологические операции и приемы разметки, разделения  заготовки на части, формообразования, сборки, отделки), использованию  техники в жизнедеятельности человека и т. п. Даются представления об  информации и информационных технологиях, энергии и способах ее

получения и использовании, об организации труда, мире профессий и т. п.

Концентричность в изучении материала достигается тем, что элементы  технологических знаний и умений изучаются по принципу укрупнения  содержательных единиц, каковыми являются технологические операции,  приемы и процессы, а также связанные с ними вопросы экономики и  организации производства, общей культуры труда. От класса к классу  школьники расширяют круг ранее изученных общетехнологических знаний,

осваивая новые приемы, инструменты, материалы, виды труда.

2. Из истории технологии.

       Линия отражает познавательную часть курса, имеет культурологическую направленность. Материал построен по линейному принципу и раскрывает  общие закономерности и отдельные этапы практического (деятельностного)  освоения человеком окружающего мира, создания культурной среды.  Отражены некоторые страницы истории человечества – от  стихийного  удовлетворения насущных жизненных потребностей древнего человека к  зарождению социальных отношений, нашедших свое отражение в

целенаправленном освоении окружающего мира и создании материальной  культуры. Содержание линии раскрывает учащимся на уровне общих  представлений закономерности зарождения ремесел (разделение труда),  создания механизмов, использующих силу природных стихий (повышение  производительности труда), изобретения парового двигателя и связанного с  этим начала технической революции. Дается также представление о  некоторых великих изобретениях человечества, породивших науки или  способствовавших их развитию, о современном техническом прогрессе, его  положительном и негативном влиянии на окружающую среду, особенно в

экологическом плане. При этом центром внимания является человек, в  первую очередь как человек-созидатель – думающий, творящий,  стремящийся удовлетворить свои материальные и духовно-эстетические  потребности и при этом рождающий красоту.

Особенности представления материала:

•   исторические события, явления, объекты изучаются в их связи с  реальной окружающей детей средой;

•   преобразующая деятельность человека рассматривается в единстве и  взаимосвязи с миром природы; раскрывается их взаимовлияние, как  положительное, так и отрицательное, в том числе обсуждаются проблемы  экологии;

•   показано, что технологии практических работ из века в век остаются  почти неизменными, особенно ручных, ремесленнических (разметка,  вырезание, соединение деталей, отделка изделия);

•   осуществляется знакомство с основными движущими силами  прогресса, в том числе рассматриваются причины и закономерности  разделения труда, необходимость повышения производительности труда,  этапы развития техники в помощь человеку и т. д.;

•   подчеркивается, что творческая деятельность — естественная,  сущностная потребность человека в познании мира и самореализации —проявляется, в частности, в изобретательстве, стимулирующем развитие  производства или наук (физики, химии, астрономии, биологии, медицины).

          Обе  линии взаимосвязаны, что позволяет существенно расширить  образовательные возможности предмета, приблизить его к окружающему  миру ребенка в той его части, где человек взаимодействует с техникой,  предметами быта, материальными продуктами духовной культуры, и  представить освоение этого мира как непрерывный процесс в его

историческом развитии.

В программе эти содержательные линии представлены четырьмя  разделами:

1. Общекультурные и общетрудовые компетенции. Основы культуры  труда, самообслуживание.

2. Технология ручной обработки материалов. Элементы графической  грамоты.

3. Конструирование и моделирование.

4. Использование информационных технологий (практика работы на  компьютере).

           Освоение предметных знаний и приобретение умений, формирование  метапредметных основ деятельности и становление личностных качеств  осуществляются в течение всего периода обучения. В 1 и 2 классах основное  внимание уделяется освоению базовых предметных технико-технологических знаний и умений, а также воспитанию личностных  (духовно-нравственных) качеств. В содержание включаются задания на  развитие основ творческой деятельности. Учтены также требования

адаптационного периода: освоение материала курса в течение первых недель  обучения осуществляется в процессе экскурсий, прогулок, игр на воздухе.

Результаты освоения курса. 

                 Личностными результатами изучения технологии является воспитание  и развитие социально и личностно значимых качеств, индивидуально-личностных позиций, ценностных установок (внимательное  и  доброжелательное отношение к сверстникам, младшим и старшим,  готовность прийти на помощь, заботливость, уверенность в себе, чуткость,  доброжелательность, общительность, эмпатия, самостоятельность,

ответственность, уважительное отношение к культуре всех народов,  толерантность, трудолюбие, желание трудиться, уважительное отношение к  своему и чужому труду и результатам труда).

         Метапредметными результатами изучения технологии является  освоение учащимися универсальных способов деятельности, применимых  как в рамках образовательного процесса, так и в реальных жизненных  ситуациях (умение принять учебную задачу или ситуацию, выделить  проблему, составить план действий и применять его для решения  практической задачи, осуществлять информационный поиск, необходимую  корректировку в ходе практической реализации, выполнять самооценку

результата).

         Предметными результатами изучения технологии являются доступные  по возрасту начальные сведения о технике, технологиях и технологической  стороне труда мастера, художника, об основах культуры труда;  элементарные умения предметно-преобразовательной деятельности, умения  ориентироваться в мире профессий, элементарный опыт  творческой  и  проектной деятельности.

Планируемые результаты освоения предмета.

Личностные результаты

У второклассника продолжат формироваться умения:

- объяснять свои чувства и ощущения от восприятия объектов, иллюстраций, результатов трудовой деятельности человека-мастера;

- уважительно относиться к чужому мнению, к результатам труда мастеров;

- понимать исторические традиции ремесел, положительно относиться к труду людей ремесленных профессий.

Метапредметные результаты

Регулятивные УУД:

У второклассника продолжат формироваться умения:

- определять с помощью учителя и самостоятельно цель деятельности на уроке,

- учиться выявлять и формулировать учебную проблему совместно с учителем (в ходе анализа предлагаемых заданий, образцов изделий);

- учиться планировать практическую деятельность на уроке;

- под контролем учителя выполнять пробные поисковые действия (упражнения) для выявления оптимального решения проблемы (задачи);

- учиться предлагать из числа освоенных конструкторско-технологические приемы и способы выполнения отдельных этапов изготовления изделий (на основе продуктивных заданий в учебнике);

- работать по составленному совместно с учителем составленному плану, используя необходимые дидактические средства (рисунки, инструкционные карты, инструменты и приспособления), осуществлять контроль точности выполнения операций (с помощью шаблонов неправильной формы, чертежных инструментов);

- определять в диалоге с учителем успешность выполнения своего задания.

Познавательные УУД:

У второклассника продолжат формироваться умения:

- наблюдать конструкции и образы объектов природы и окружающего мира, результаты творчества мастеров родного края;

- сравнивать конструктивные и декоративные особенности предметов быта и осознавать их связь с выполняемыми утилитарными функциями, понимать особенности декоративно-прикладных изделий, называть используемые для рукотворной деятельности материалы;

- учиться понимать необходимость использования пробно-поисковых практических упражнений для открытия нового знания и умения;

- находить необходимую информацию в учебнике, в предложенных учителем словарях и энциклопедиях (в учебнике – словарь терминов, дополнительный познавательный материал);

- с помощью учителя исследовать конструкторско-технологические и декоративно-художественные особенности объектов (графических и реальных), искать наиболее целесообразные способы решения задач из числа освоенных;

- самостоятельно делать простейшие обобщения и выводы.

Коммуникативные УУД:

У второклассника продолжат формироваться умения:

- уметь слушать учителя и одноклассников, высказывать свое мнение;

- уметь вести небольшой познавательный диалог по теме урока, коллективно анализировать изделия;

- вступать в беседу и обсуждение на уроке и в жизни;

- учиться выполнять предлагаемые задания в паре, группе.

Предметные результаты освоения курса.

1. Общекультурные и общетрудовые компетенции. Основы культуры труда, самообслуживание

Второклассник узнает (на уровне представлений):

- об элементарных общих правилах создания рукотворного мира (прочность, удобство, эстетическая выразительность – симметрия, асимметрия, равновесие, динамика);

- о гармонии предметов и окружающей среды;

- профессиях мастеров родного края,

- характерных особенностях изученных видов декоративно-прикладного искусства.

Второклассник научится:

- самостоятельно отбирать материалы и инструменты для работы;

- готовить рабочее место в соответствии с видом деятельности, поддерживать порядок во время работы, убирать рабочее место;

- выделять, называть и применять изученные общие правила создания рукотворного мира в своей предметно-творческой деятельности;

- самостоятельно выполнять в предложенных ситуациях доступные задания с опорой на инструкционную карту, соблюдая общие правила поведения, делать выбор, какое мнение принять в ходе обсуждения – своё или высказанное другими;

- уметь применять освоенные знания и практические умения (технологические, графические, конструкторские) в самостоятельной интеллектуальной и практической деятельности.

2. Технология ручной обработки материалов. Элементы графической грамоты

Второклассник узнает:

- обобщенные названия технологических операций: разметка, получение деталей из заготовки, сборка изделия, отделка.

- названия и свойства материалов, которые учащиеся используют в своей работе;

- происхождение натуральных тканей и их виды;

- способы соединения деталей, изученные соединительные материалы;

- основные характеристики простейшего чертежа и эскиза и их различие;

- линии чертежа (линия контура и надреза, линия выносная и размерная, линия сгиба) и приемы построения прямоугольника и окружности с помощью контрольно-измерительных инструментов;

- названия, устройство и назначение чертежных инструментов (линейка, угольник, циркуль).

Второклассник научится:

- читать простейшие чертежи (эскизы);

- выполнять экономную разметку с помощью чертежных инструментов с опорой на простейший чертеж (эскиз);

- оформлять изделия, соединять детали прямой строчкой и ее вариантами;

- решать несложные конструкторско-технологические задачи;

- справляться с доступными практическими (технологическими) заданиями с опорой на образец и инструкционную карту.

3. Конструирование и моделирование

Второклассник узнает:

- неподвижный и подвижный способы соединения деталей;

- отличия макета от модели.

Второклассник научится:

- конструировать и моделировать изделия из различных материалов по модели, простейшему чертежу или эскизу;

- определять способ соединения деталей и выполнять подвижное и неподвижное соединения известными способами.

4. Использование информационных технологий (практика работы на компьютере)

 Второклассник узнает назначение персонального компьютера, его возможности в учебном процессе.

Содержание  тем  учебного  курса

Раздел программы

Программное содержание

Характеристика деятельности учащихся
(универсальные учебные умения и действия)

2 класс

Общекультурные и общетрудовые компетенции.

Основы культуры труда, самообслуживание.

(8 ч)

Человек — творец и созидатель, создатель духовно-культурной и материальной среды; изделия ремесленников

 Наблюдать конструкции и образы объектов природы и окружающего мира, знакомиться с традициями и творчеством мастеров родного края;

сравнивать конструктивные и декоративные особенности предметов быта и осознавать их связь с выполняемыми утилитарными функциями, понимать особенности декоративно-прикладных изделий, называть используемые в рукотворной деятельности материалы.

С помощью учителя:

искать, отбирать и использовать необходимую информацию (из учебника и других справочных и дидактических материалов);

— при планировании отбирать оптимальные способы выполнения предстоящей практической работы в соответствии с её целью и задачами;

организовывать свою деятельность, работать в малых группах, осуществлять сотрудничество;

исследовать конструкторско-технологические и декоративно-художественные особенности предлагаемых изделий, искать наиболее целесообразные способы решения задач прикладного характера в зависимости от цели и конкретных условий работы;

оценивать результат своей деятельности: точность изготовления деталей, аккуратность выполнения работы;

обобщать (осознавать и формулировать) то новое, что усвоено

Ремёсла и их роль в культуре народов мира; мастера, их профессии и виды изготавливаемых изделий в зависимости от условий конкретной местности. Традиции и творчество мастера в создании предметной среды.

Организация рабочего места, рациональное размещение на рабочем месте материалов и чертёжных инструментов.

Соблюдение в работе безопасных приёмов труда

Выражение связи человека и природы через предметную среду, декоративно-прикладное искусство.

Гармония предметного мира и природы, её отражение в народном быту и творчестве

Характерные особенности конструкций (разъёмные и неразъёмные).

Модели и макеты. Подвижное и неподвижное соединение деталей конструкций

Декоративное оформление культурно-бытовой среды.

Самообслуживание: самостоятельный отбор материалов и инструментов для урока.

Мир растений (уход за растениями, размножение семенами и черенками)

Технология ручной обработки материалов.

Элементы графической грамоты. (15 ч)

Материалы, их конструктивные и декоративные свойства.

Выбор материалов по их свойствам и в зависимости от назначения изделия (обоснование).

Подготовка материалов к работе. Бережное использование, экономное и рациональное расходование материалов

С помощью учителя:

выполнять простейшие исследования (наблюдать, сравнивать, сопоставлять) изученных материалов: их видов, физических и технологических свойств, конструктивных особенностей используемых инструментов, приёмов работы приспособлениями и инструментами;

 анализировать конструкторско-технологические и декоративно-художественные особенности предлагаемых изделий, выделять известное и неизвестное;

 осуществлять практический поиск и открытие нового знания и умения; анализировать и читать графические изображения (рисунки);

воплощать мысленный образ в материале с опорой (при необходимости) на графические изображения, соблюдая приёмы безопасного и рационального труда;

 планировать последовательность практических действий для реализации поставленной задачи;

осуществлять самоконтроль качества выполнения работы (соответствия предложенному образцу или заданию);

обобщать (осознавать и формулировать) то новое, что открыто и усвоено на уроке

Правила пользования чертёжными инструментами (линейкой, угольником, циркулем)

Общность технологических операций обработки разных материалов (бумаги и ткани)

Подбор материалов и инструментов.

Разметка (с помощью линейки, угольника, циркуля).

Сборка деталей, способы соединений (клеевое, ниточное, проволочное, винтовое).

Отделка изделия или его деталей (вышивка, перевивы)

Виды условных графических изображений: простейший чертёж, эскиз, схема.

Линии чертежа.

Чтение чертежа (эскиза).

Разметка с опорой на чертёж (эскиз)

Конструирование и моделирование     (9 ч)

Изделие с различными конструктивными особенностями

С помощью учителя:

сравнивать различные виды конструкций и способы их сборки;

моделировать несложные изделия с разными конструктивными особенностями, используя разную технику (в пределах изученного);

конструировать объекты с учётом технических и художественно-декоративных условий: определять особенности конструкции, подбирать соответствующие материалы и инструменты; читать простейшую техническую документацию (рисунок, инструкционную карту) и выполнять по ней работу;

участвовать в совместной творческой деятельности при выполнении учебных практических работ и реализации несложных проектов: в принятии идеи, поиске и отборе необходимой информации, создании и практической реализации окончательного образа объекта, определении своего места в общей деятельности;

осуществлять самоконтроль и корректировку хода работы и конечного результата;

обобщать (осознавать и формулировать) то новое, что открыто и усвоено на уроке

Конструкция изделия (разъёмная, неразъёмная, соединение подвижное и неподвижное)

Конструирование и моделирование простейших технических объектов (например, модели качелей, кораблика, планера и т. д.)

Использование информационных технологий

(практика работы на компьютере)    (2 ч)

Представление о назначении персонального компьютера, его учебных возможностях

С помощью учителя:

наблюдать мир образов на экране компьютера (графику, тексты, видео, интерактивное видео);

наблюдать, сравнивать, сопоставлять материальные и информационные объекты;

выполнять предложенные на цифровых носителях задания.


ТЕХНОЛОГИЯ

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ  ПЛАНИРОВАНИЕ

п/п

Дата

проведения

Тема (раздела) урока

Количество

часов

Характеристика  деятельности  обучающихся (основные учебные  умения  и действия)

Исполь

зование

ИКТ

Проектная

деятельность

на  уроке

план

факт

Раздел  «Общекультурные и общетрудовые  компетенции. Основы культуры труда, самообслуживание» (3 ч)

1

Приспособление первобытного человека

к окружающей среде.

Природа и человек.

1

Наблюдать конструкции и образы

объектов природы и окружающего

мира, знакомиться с традициями

и творчеством мастеров родного края;

сравнивать конструктивные и декоративные особенности предметов

быта и осознавать их связь с выполняемыми утилитарными функциями, понимать особенности декоративно-прикладных изделий, называть используемые в рукотворной деятельности материалы.

При помощи учителя:

искать, отбирать и использовать необходимую информацию (из учебника и других справочных и дидактических материалов);

— при планировании отбирать оптимальные способы выполнения

предстоящей практической работы в

соответствии с её целью и задачами;

организовывать свою деятельность, работать в малых группах, осуществлять сотрудничество;

исследовать конструкторско-технологические и декоративно-художественные особенности предлагаемых изделий, искать наиболее целесообразные способы решения

задач прикладного характера в зависимости от цели и конкретных условий работы;

оценивать результат своей деятельности: точность изготовления деталей, аккуратность выполнения работы;

обобщать (осознавать и формулировать) то новое, что усвоено.

2

Ремёсла и ремесленники.

Как родились ремёсла.

1

+

3

Профессии ремесленников. Разделение труда.

Как работали ремесленники-

мастера.

1

Раздел  «Технология  обработки  материалов» (2 ч)

4

Свойства материалов.

Каждому изделию — свой материал.

1

При помощи учителя:

— выполнять простейшие исследования (наблюдать, сравнивать, сопоставлять) изученных материалов: их видов, физических и технологических

свойств, конструктивных особенностей используемых инструментов,

приёмов работы приспособлениями и

инструментами;

анализировать конструкторско-

технологические и декоративно-художественные особенности предлагаемых изделий, выделять известное и неизвестное;

осуществлять практический

поиск и открытие нового знания

и умения; анализировать и читать графические изображения (рисунки);

воплощать мысленный образ в

материале с опорой (при необходимости) на графические изображения, соблюдая приёмы безопасного и рационального труда;

планировать последовательность

практических действий для реализации поставленной задачи;

осуществлять самоконтроль

качества выполнения работы (соответствия предложенному образцу или заданию);

обобщать (осознавать и формулировать) то новое, что открыто и усвоено на уроке.

5

Назначение инструментов.

Каждому делу —свои инструменты.

1

+

Раздел  «Общекультурные и общетрудовые  компетенции. Основы проектной  деятельности» (4 ч)

6

Введение в проектную деятельность. От замысла к изделию.

1

Наблюдать конструкции и образы

объектов природы и окружающего

мира, знакомиться с традициями и

творчеством мастеров родного края;

сравнивать конструктивные и декоративные особенности предметов

быта и осознавать их связь с выполняемыми утилитарными функциями, понимать особенности декоративно-прикладных изделий, называть используемые в рукотворной деятельности материалы.

При помощи учителя:

искать, отбирать и использовать необходимую информацию (из учебника и других справочных и дидактических материалов);

— при планировании отбирать оптимальные способы выполнения предстоящей практической работы в соответствии с её целью и задачами;

организовывать свою деятельность, работать в малых группах, осуществлять сотрудничество;

исследовать конструкторско-технологические и декоративно-художественные особенности предлагаемых изделий, искать наиболее целесообразные способы решения задач

прикладного характера в зависимости

от цели и конкретных условий работы;

оценивать результат своей деятельности: точность изготовления деталей, аккуратность выполнения работы;

обобщать (осознавать и формулировать) то новое, что усвоено.

7

Введение в проектную деятельность. Выбираем конструкцию изделия.

1

8

Введение в проектную деятельность. Что такое композиция.

1

9

Введение в проектную деятельность. Симметрично

и несимметрично.

1

Раздел  «Технология  обработки  материалов» (6 ч)

10

Урок-проект  «Поздравительная  открытка». Технологические операции.

1

При помощи учителя:

— выполнять простейшие исследования (наблюдать, сравнивать, сопоставлять) изученных материалов: их видов, физических и технологических свойств, конструктивных особенностей используемых инструментов, приёмов работы приспособлениями и инструментами;

анализировать конструкторско-

технологические и декоративно-художественные особенности предлагаемых изделий, выделять известное и неизвестное;

осуществлять практический поиск и открытие нового знания и умения; анализировать и читать графические изображения (рисунки);

воплощать мысленный образ в материале с опорой (при необходимости) на графические изображения, соблюдая приёмы безопасного и рационального труда;

планировать последовательность

практических действий для реализации поставленной задачи;

осуществлять самоконтроль

качества выполнения работы (соответствия предложенному образцу

или заданию);

обобщать (осознавать и формулировать) то новое, что открыто и усвоено на уроке.

Проект  «Поздравительная  открытка»

11

Разметка деталей.

(технологическая операция 1)

1

12

Отделение детали от заготовки.

 (технологическая операция 2)

1

13

Сборка изделия.

 (технологическая операция 3)

1

14

Отделка изделия.

 (технологическая операция 4)

1

+

15

Разметка с помощью чертёжных инструментов.

Что умеет линейка.

1

16

Урок-проект  «Новогодняя  ёлочка».

1

Проект  «Новогодняя  ёлочка».

Раздел  «Элементы  графической  грамоты» (9 ч)

17

Линии чертежа.

Чертёж.

Почему инженеры и рабочие понимают друг друга.

1

При помощи учителя:

— выполнять простейшие исследования (наблюдать, сравнивать, сопоставлять) изученных материалов: их видов, физических и технологических свойств, конструктивных особенностей используемых инструментов, приёмов работы приспособлениями и инструментами;

анализировать конструкторско-

технологические и декоративно-художественные особенности предлагаемых изделий, выделять известное и неизвестное;

осуществлять практический поиск и открытие нового знания и умения; анализировать и читать графические изображения (рисунки);

воплощать мысленный образ в материале с опорой (при необходимости) на графические изображения, соблюдая приёмы безопасного и рационального труда;

планировать последовательность

практических действий для реализации поставленной задачи;

осуществлять самоконтроль

качества выполнения работы (соответствия предложенному образцу

или заданию);

обобщать (осознавать и формулировать) то новое, что открыто и усвоено на уроке.

18

Чтение чертежа.

Учимся читать чертежи и выполнять разметку.

1

19

Разметка прямоугольника от двух прямых углов.

1

20

Разметка прямоугольника от одного прямого угла.

1

21

Разметка прямоугольника с помощью угольника.

1

22

Циркуль. Разметка деталей циркулем.

Как разметить деталь круглой формы.

1

23

Радиус окружности.

Чертёж окружности.

Как начертить окружность нужного размера.

1

24

Происхождение натуральных тканей, их свойства.

Как появились натуральные ткани.

1

+

Раздел  «Технология  обработки  материалов» (6 ч)

25

Изготовление натуральных тканей.

От прялки до ткацкого станка. На прядильно-ткацкой фабрике.

1

При помощи учителя:

— выполнять простейшие исследования (наблюдать, сравнивать, сопоставлять) изученных материалов: их видов, физических и технологических свойств, конструктивных особенностей используемых инструментов, приёмов работы приспособлениями и инструментами;

анализировать конструкторско-

технологические и декоративно-художественные особенности предлагаемых изделий, выделять известное и неизвестное;

осуществлять практический поиск и открытие нового знания и умения; анализировать и читать графические изображения (рисунки);

воплощать мысленный образ в материале с опорой (при необходимости) на графические изображения, соблюдая приёмы безопасного и рационального труда;

планировать последовательность

практических действий для реализации поставленной задачи;

осуществлять самоконтроль

качества выполнения работы (соответствия предложенному образцу

или заданию);

обобщать (осознавать и формулировать) то новое, что открыто и усвоено на уроке.

+

26

Технологические операции обработки ткани.

Особенности работы с тканью.

1

27

Технология изготовления швейных изделий.

1

28

Строчка прямого стежка.

Волшебные строчки. Строчка прямого стежка и её варианты.

1

29

Разметка строчек.

1

30

Транспортные средства.

Макеты и модели.

1

+

Раздел  «Конструирование  и  моделирование» (4 ч)

31

Виды соединения деталей конструкции.

Как соединяют детали машин и механизмов.

1

При помощи учителя:

— сравнивать различные виды конструкций и способы их сборки;

моделировать несложные изделия с разными конструктивными особенностями, используя разную технику (в пределах изученного);

конструировать объекты с учётом технических и художественно-декоративных условий: определять

особенности конструкции, подбирать

соответствующие материалы и инструменты; читать простейшую техническую документацию (рисунок, инструкционная карта) и выполнять по

ней работу;

участвовать в совместной творческой деятельности при выполнении учебных практических работ и реализации несложных проектов: в принятии идеи, поиске и отборе необходимой информации, создании и практической реализации окончательного образа объекта, определении своего места в общей деятельности;

осуществлять самоконтроль и корректировку хода работы и конечного результата;

обобщать (осознавать и формулировать) то новое, что открыто и усвоено на уроке.

32

Урок-проект  «Улица  моего  города». Техника в жизни человека. Транспорт.

От телеги до машины.

1

Проект  «Улица  моего  города»

33

Урок-проект  «Праздник  авиации: выше  и  дальше». Техника в жизни человека. История развития транспорта.

В воздухе и космосе.

1

Проект  «Праздник  авиации: выше  и  дальше»

34

Урок-проект  «Наш  флот». Техника в жизни человека. История развития транспорта.

В водной стихии.

1

Проект  «Наш  флот»

ИТОГО:

34

6

5


Перечень учебно-методического обеспечения.

Учебно-методический комплект:

  Технология. 2 класс. Учебник. / Е.А.Лутцева. – М. : Вентана-Граф, 2012.- (Начальная школа XXI века).

 Технология. 2 класс. Рабочая  тетрадь. / Е.А.Лутцева. – 2-е  изд.,  перераб. - М.: Вентана-Граф, 2012.- (Начальная школа XXI века).

Электронный учебно-методический комплект:

1. Детская энциклопедия Кирилла и Мефодия.

Электронные  образовательные  ресурсы:

«Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов» - http://school-collektion.edu/ru

Портал «Музеи России» http://www.museum.ru 

Федеральный портал «Информационно-коммуникационные технологии в образовании»

http://www.ict.edu.ru 

Список  литературы  

  1. Методическое пособие/ Е.В. Губанова – Министерство образования Саратовской области; ГОУ ДПО «СарИПКиПРО». – Саратов, 2008. – 84 с.
  2. Федеральный компонент государственного стандарта общего образования. Министерство образования РФ.
  3. Примерные программы начального  общего  образования. В 2 ч. – М.: Просвещение,  2008.
  4.  Технология. Программа  1-4 классы / Е.А.Лутцева. –  М. : Вентана-Граф, 2012. /
  5.  Технология. 2 класс:органайзер  для  учителя : сценарии  уроков/ Е.А.Лутцева. – М. : Вентана-Граф, 2012.

Сайты:

http://www.standart.edu.ru

http://www.vgf.ru

 

            Ценностные  ориентиры  содержания предмета «Технология»

         Содержание курса рассматривается, прежде всего, как средство  развития социально значимых личностных качеств каждого ребенка,  формирования элементарных технико-технологических умений, основ  проектной деятельности. Сквозная идея содержания — внутреннее   стремление человека к познанию мира, реализации своих  жизненных и  эстетических потребностей. Технология представлена как способ реализации  жизненно важных потребностей людей, расширения и обогащения этих

потребностей; влияние научных открытий (в частности, в области физики) на  технический прогресс и технических изобретений на развитие наук  (например, изобретение микроскопа и телескопа), повседневную жизнь  людей, общественное сознание, отношение к природе. Особый акцент — на  результаты научно-технической деятельности человека (главным образом в  XX — начале XXI в.) и на состояние окружающей среды, т. е. на проблемы  экологии. История развития материальной культуры перекликается с  историей развития духовной культуры, которая в своей практической  составляющей также по-своему технологична.


Приложения к программе

Система оценки планируемых результатов освоения предмета.

Критерии оценивания

Оценка результатов предметно-творческой деятельности учащихся при освоении курса «Технология» носит сквозной (накопительный) характер и осуществляется в ходе текущих и тематических проверок.

 Текущая оценка деятельности учащихся осуществляется в конце каждого урока. Работы оцениваются по следующим критериям:

•        качество выполнения изучаемых на уроке приемов и операций и работы в целом;

•        степень самостоятельности в выполнении работы;

•        уровень творческой деятельности (репродуктивный, частично продуктивный, продуктивный), найденные продуктивные технические и технологические решения.

Предпочтение следует отдавать качественной оценке деятельности каждого ребенка на уроке: его творческим находкам в процессе наблюдений, размышлений и самореализации.

Никакому оцениванию не подлежит: темп работы ученика, личностные качества школьников, своеобразие их психических процессов (особенности памяти, внимания, восприятия и др.).

Характеристика цифровой оценки (отметки)

• “5” ставится, если ученик выполнил работу в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности, проявил организационно-трудовые умения (поддерживал чистоту рабочего места и порядок на столе, экономно расходовал материалы, работа аккуратная);

• “4” ставится, если работа выполнена не совсем аккуратно, измерения не достаточно точные, на рабочем месте нет должного порядка;

• “3” ставится, если работа выполнена правильно только наполовину, ученик неопрятно, неэкономно расходовал материал, не уложился в отведенное время.

Оценка результатов предметно-творческой деятельности учащихся  носит  сквозной  (накопительный)  характер  и  осуществляется  в  ходе текущих  и  тематических  проверок .  Текущему  контролю  подвергаются  знания  и  умения,  которые  являются  составной  частью  комплексных  знаний  и  умений,  например  по  обработке  материалов,  изготовлению  конструкций  макетов  и моделей.  Особое  внимание  уделяется  работам,  для  изготовления  которых были использованы чертёжные инструменты, поскольку умения владеть ими в курсе технологии в начальной школе являются основными и базовыми для большинства видов художественно-творческой деятельности.

Критерии  оценки  качественных  результатов  выполнения  заданий:

  • полнота  и  правильность  ответа,
  •  соответствие  изготовленной  детали изделия или всего изделия заданным характеристикам,
  •  аккуратность сборки деталей,  
  • общая  эстетика  изделия  –  его  композиционное  и  цветовое решение,
  •  внесение  творческих  элементов  в  конструкцию  или  технологию изготовления изделия (там, где это возможно или предусмотрено заданием).

В заданиях проектного характера внимание обращается на:

  • умение принять поставленную задачу,
  • умение искать и отбирать необходимую информацию.
  • Умение находить решение возникающих (или специально заданных) конструкторско-технологических проблем,
  • Умение изготовлять изделие по заданным параметрам,
  • Умение оформлять сообщение,
  • активность, инициативность, коммуникабельность учащихся,
  • умение выполнять свою роль в группе,
  • умение вносить предложения для выполнения практической части задания,
  • умение защищать проект.

Итоговая  оценка  по  технологии  проводится  в  соответствии  с требованиями  федерального  государственного  образовательного  стандарта начального общего образования. Для итоговой аттестации каждый ученик ведет  свой  «Портфель  достижений»,  куда  собирает  зачтённые результаты  текущего контроля,  представленные в виде изделий или  их фотографий, краткие описания  или отчёты о выполненных проектах  и  (или)  проверочных  заданий,  грамоты,  благодарности  и  т.  п.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по технологии для 1-4 класса разработана на основе авторской программы Е.А.Лутцевой, Т.П.Зуевой . КТП по технологии для 4 класса.Школа России.

    Рабочая программа по технологии для 1-4 класса разработана на основе авторской программы Е.А.Лутцевой, Т.П.Зуевой по технологии (Сборник рабочих программ. – М.: Просвещение, 2014)...

Рабочая программа по технологии для 1 класса разработана на основе авторской программы Е.А.Лутцевой, Т.П.Зуевой по технологии (Сборник рабочих программ. – М.: Просвещение, 2015)

Рабочая программа по технологии для 1 класса разработана на основе авторской программы Е.А.Лутцевой, Т.П.Зуевой по технологии (Сборник рабочих программ. – М.: Просвещение, 2015)  в соответствии с...

Рабочая программа по технологии 3 класс на основе авторской программы Н.И.Роговцевой, Н.В.Богдановой «Технология. 1-4классы»

Рабочая программа по технологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, примерной программы начального общего о...

Рабочая программа по технологии 1 класс программа "Перспектива" с КТП на основе авторской программы Н.И. Роговцевой «Технология» УМК «Перспектива».

Рабочая программа разработана в соответствии с законом «Об образовании РФ», с основными положениями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, ...

Рабочая программа по технологии по обновлённым ФГОС, 1 класс. Создана в конструкторе рабочих программ

Рабочая программа по технологии для 1 класса по обновлённым ФГОС. Выполнена в конструкторе рабочих программ....

Рабочая программа по технологии по обновлённым ФГОС, 2 класс. Создана в конструкторе рабочих программ

Рабочая программа по технологии по обновлённым ФГОС, 2 класс. Создана в конструкторе рабочих программ...

Рабочая программа по технологии по обновлённым ФГОС, 3 класс. Создана в конструкторе рабочих программ

Рабочая программа по технологии по обновлённым ФГОС, 3 класс. Создана в конструкторе рабочих программ...