Рабочая программа по технологии Н.И. Роговцева
рабочая программа по технологии на тему

Рабочая программа по технологии. "Школа России" Авт. Н.И. Роговцева

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_po_tehnologii_n.i._rogovtseva.docx80.26 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Старохуторская основная общеобразовательная школа»

Валуйского района Белгородской области

«Согласовано»

Руководитель МО

учителей начальных классов

_______________________

Протокол № __  от

«__» ____________2014г.

«Согласовано»

Заместитель директора по УВР

МОУ «Старохуторская ООШ»

_______Дундукова В.И.

«___ » __________2014 г.

«Утверждаю»

Директор МОУ «Старохуторская ООШ»

_______Посохова Г.Г.

           Приказ № __

от «___»  _______2014 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по технологии

на уровень начального общего образования

(1-4 классы)

                                                                                                         Программу составитель:  учитель начальных классов Папенко Ольга Викторовна                                                                                                                                                

                                                                                                                                                         

                                                                                                     

                                                                                         

                                                                                Пояснительная записка

Рабочая программа  по технологии для 1-4 классов разработана и составлена на основе Федерального государственного стандарта начального общего образования (М., «Просвещение» 2011г) и  авторской программы Н. И. Роговцева,  С. В. Анащенкова (М., «Просвещение» 2011 г).

Учебный предмет «Технология» имеет практико-ориентированную направленность. Его содержание не только даёт ребёнку представление о технологическом процессе как совокупности применяемых при изготовлении какой-либо продукции процессов, правил, требований, предъявляемых к технической документации, но и показывает, как использовать эти знания в разных сферах учебной и внеучебной деятельности (при поиске информации, усвоении новых знаний, выполнении практических заданий).

      Практическая деятельность на уроках технологии является средством общего развития ребёнка, становления социально значимых личностных качеств, а также формирования системы специальных технологических и универсальных учебных действий.

Цели изучения технологии в начальной школе:

- приобретение личного опыта как основы обучения и познания;

- приобретение первоначального опыта практической преобразовательной деятельности на основе овладения технологическими знаниями, технико-технологическими умениями и проектной деятельностью;

-формирование позитивного эмоционально-ценностного отношения к труду и людям труда.

Общая характеристика курса

Теоретической основой данной программы являются;

- системно - деятельностный подход — обучение на основе реализации в образовательном процессе теории деятельности, которое обеспечивает переход внешних действий во внутренние умственные процессы и формирование психических действий субъекта из внешних, материальных (материализованных) действий с последующей их интериоризацией;

- теория развития личности учащегося на основе освоения универсальных способов деятельности — понимание процесса учения не только как усвоение системы знаний, умений и навыков, составляющих инструментальную основу компетенций учащегося, но и как процесс развития личности, обретения духовно-нравственного и социального опыта.

      Основные задачи курса:

- духовно-нравственное развитие учащихся; освоение нравственно-этического и социально-исторического опыта человечества, отражённого в материальной культуре; развитие эмоционально-ценностного отношения к социальному миру и миру природы через формирование позитивного отношения к труду и людям труда; знакомство с современными профессиями;

- формирование идентичности гражданина России в поликультурном многонациональном обществе на основе знакомства с ремёслами народов России; развитие способности к равноправному сотрудничеству на основе уважения личности другого человека; воспитание толерантности к мнению и позиции других;

- формирование целостной картины мира (образа мира) на основе познания мира через осмысление духовно-психологического содержания предметного мира и его единства с миром природы, на основе освоения трудовых умений и навыков, осмысления
технологии процесса изготовления изделий в проектной деятельности;

- развитие познавательных мотивов, интересов, инициативности, любознательности на основе связи трудового и технологического образования с жизненным опытом и системой ценностей ребёнка, а также на основе мотивации успеха, готовности к действиям в новых условиях и нестандартных ситуациях;

- формирование на основе овладения культурой проектной деятельности:

  • внутреннего плана деятельности, включающего целеполагание, планирование (умения составлять план действий и применять его для решения учебных задач),  прогнозирование (предсказание будущего результата при различных условиях выполнения действия), контроль, коррекцию и оценку;
  • умений переносить усвоенные в проектной деятельности теоретические знания о технологическом процессе в практику изготовления изделий ручного труда, использовать технологические знания при изучении предмета «Окружающий мир» и
    других школьных дисциплин;
  • - коммуникативных умений в процессе реализации проектной деятельности (умения выслушивать и принимать разные точки зрения и мнения, сравнивая их со своей, распределять обязанности, приходить к единому решению в процессе обсуждения, т. е. договариваться, аргументировать свою точку зрения, убеждать в правильности выбранного способа и т. д.);
  • первоначальных конструкторско-технологических знаний и технико-технологических умений на основе обучения работе с технологической документацией (технологической картой), строгого соблюдения технологии изготовления изделий, освоения приёмов и способов работы с различными материалами и инструментами, неукоснительного соблюдения правил техники безопасности, работы с инструментами, организации рабочего места;
  • первоначальных умений поиска необходимой информации в различных источниках, проверки, преобразования, хранения, передачи имеющейся информации, а также навыков использования компьютера;
  • творческого потенциала личности в процессе изготовления изделий и реализации проектов.

      Особенность программы заключается в том, что она обеспечивает изучение начального курса технологии через осмысление младшим школьником деятельности человека на земле, на воде, в воздухе и в информационном пространстве. Человек при этом рассматривается как создатель духовной культуры и творец рукотворного мира. Усвоение содержания предмета осуществляется на основе продуктивной проектной деятельности. Формирование конструкторско-технологических знаний и умений происходит в процессе работы с технологической картой.

Все эти особенности программы отражены в содержании основных разделов учебника — «Человек и земля», «Человек и вода», «Человек и воздух», «Человек и информация». В программе как особый элемент обучения предмету «Технология» представлены проектная деятельность и средство для её организации — технологическая карта. Технологическая карта помогает учащимся  выстраивать технологический процесс, осваивать способы и приёмы работы с материалами и инструментами. На уроках реализуется принцип: от деятельности под контролем учителя к самостоятельному выполнению проекта.

Особое внимание в программе отводится практическим работам, при выполнении которых учащиеся:

- знакомятся с рабочими технологическими операциями, порядком их выполнения при изготовлении изделия, учатся подбирать необходимые материалы и инструменты;

- овладевают отдельными технологическими операциями (способами работы) — разметкой, раскроем, сборкой, отделкой и др.;

- знакомятся со свойствами материалов, инструментами и машинами, помогающими человеку при обработке сырья и создании предметного мира;

- знакомятся с законами природы, знание которых необходимо при выполнении работы:

учатся экономно расходовать материалы;

- осваивают проектную деятельность (учатся определять цели и задачи, составлять план, выбирать средства и способы деятельности, распределять обязанности в паре и группе, оценивать результаты, корректировать деятельность);

- учатся преимущественно конструкторской деятельности;

- знакомятся с природой и использованием её богатств человеком.

В программе интегрируется и содержание курса «Изобразительное искусство»: в целях гармонизации форм и конструкций используются средства художественной выразительности, изделия изготавливаются на основе правил декоративно-прикладного искусства и законов дизайна, младшие школьники осваивают эстетику труда.

Программа предусматривает использование математических знаний: это и работа с именованными числами, и выполнение вычислений, расчетов, построений при конструировании и моделировании, и работа с геометрическими фигурами и телами, и создание элементарных алгоритмов деятельности в проекте. Освоение правил работы и преобразования информации также тесно связано с образовательной областью «математика и информатика».

При изучении предмета «Технология» предусмотрена интеграция с образовательными областями «Филология» (русский язык и литературное чтение) и «Окружающий мир». Для понимания детьми реализуемых в изделии технических образов рассматривается культурно-исторический справочный материал, представленный в разных текстах разного типа. Эти тексты анализируются, обсуждаются; дети строят собственные суждения, обосновывают их, формулируют выводы.

Программа «Технология», интегрируя знания о человеке, природе и обществе, способствует целостному восприятию ребенком мира во всём его многообразии и единстве. Практико-ориентированная направленность содержания позволяет реализовать эти знания в интеллектуально-практической деятельности младших школьников и создаёт условия для развития их инициативности, изобретательности, гибкости мышления.

Проектная деятельность и работа с технологическими картами формируют у учащихся умения ставить и принимать задачу, планировать последовательность действий и выбирать необходимые средства и способы их выполнения. Самостоятельное осуществление продуктивной проектной деятельности совершенствует умения находить решения в ситуации затруднения, работать в коллективе, нести ответственность за результат и т.д. Всё это воспитывает трудолюбие и закладывает прочные основы способности к самовыражению, формирует социально ценные практические умения, опыт преобразовательной деятельности и творчества.

Продуктивная проектная деятельность создаёт основу для развития личности младшего школьника, предоставляет уникальные возможности для его духовно-нравственного развития. В программе «Технология» предусмотрены материалы о гармоничной среде обитания человека, что позволяет сформировать у детей устойчивые представления о жизни в гармонии с окружающим миром. Знакомство с народными ремёслами и народными культурными традициями, активное изучение образов и конструкций природных объектов, которые являются неисчерпаемым источником идей для мастера, способствуют воспитанию духовности.

Программа ориентирована на широкое использование знаний и умений, усвоенных детьми в процессе изучения других учебных предметов: окружающего мира, изобразительного искусства, математики, русского языка и литературного чтения.

При усвоении содержания курса «Технология» актуализируются знания, полученные при изучении курса «Окружающий мир». Это не только работа с природными материалами. Природные формы лежат в основе идей изготовления многих конструкций и воплощаются в готовых изделиях. Курс «Технология» предусматривает знакомство с производствами, ни одно из которых не обходится без природных ресурсов. Деятельность человека — созидателя материальных ценностей и творца окружающего мира — в программе рассматривается в связи с проблемами охраны природы, что способствует формированию экологической культуры детей. Изучение этнокультурных традиций в деятельности человека также связано с содержанием предмета «Окружающий мир».

Содержание программы обеспечивает реальное включение в образовательный процесс различных структурных компонентов личности (интеллектуального, эмоционально-эстетического, духовно-нравственного, физического) в их единстве, что создаёт условия для гармонизации развития, сохранения и укрепления психического и физического здоровья учащихся.

Место курса «Технология» в учебном плане

На изучение технологии в начальной школе отводится 1 ч в неделю. Курс рассчитан  на 135 ч: 33 ч - в 1 классе  (33 учебные недели), по 34 ч - во 2, 3 и 4 классах (34 учебные недели в каждом классе).

Личностные, метапредметные и предметные результаты изучения

учебного предмета «Технология»

Усвоение данной программы обеспечивает достижение следующих результатов:

Личностные результаты.

  1. Воспитание патриотизма, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России.
  2. Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии при роды, народов, культур и религий.
  3. Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов.
  4. Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.
  5. Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.
  6. Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.
  7. Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных ситуациях, умений не создавать конфликтов и на ходить выходы из спорных ситуаций.
  8. Формирование установки на безопасный и здоровый образ жизни.

Метапредметные результаты.

  1. Овладение способностью принимать и реализовывать цели и задачи учебной деятельности, приёмами поиска средств её осуществления.
  2. Освоение способов решения проблем творческого и поискового характера.
  3. Формирование умений планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата.
  4. Использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач.
  5. Использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве Интернета), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета,  готовить своё выступление и выступать с аудио-,  видео- и графическим сопровождением, соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета.
  6. Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами, осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной форме.
  7. Овладение логическими действиями сравнения,  анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.
  8. Готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий.
  9. Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.

Предметные результаты.

  1. Получение первоначальных представлений о созидательном и нравственном значении труда в жизни человека и общества; о мире профессий и важности правильного выбора профессии.
  2. Усвоение первоначальных представлений о материальной культуре как продукте предметно-преобразующей деятельности человека.
  3. Приобретение  навыков  самообслуживания;  овладение технологическими приемами ручной  обработки  материалов;  усвоение правил техники безопасности;
  4. Использование приобретенных знаний и умений для творческого решения несложных конструкторских, художественно-конструкторских (дизайнерских), технологических и организационных задач.
  5. Приобретение первоначальных знаний о правилах создания предметной и информационной среды и умений применять их для выполнения учебно-познавательных и проектных художественно-конструкторских задач.

Описание ценностных ориентиров содержания

учебного предмета «Технология»

Ценность жизни – признание человеческой жизни и существования живого в природе и материальном мире в целом как величайшей ценности, как основы для подлинного художественно-эстетического, эколого-технологического сознания.

Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира- частью живой и неживой природы. Любовь к природе означает прежде всего бережное отношение к ней как к среде обитания и выживания человека, а также переживание чувства красоты, гармонии, её совершенства, сохранение и приумножение её богатства, отражение в художественных произведениях, предметах декоративно-прикладного искусства.

Ценность человека как разумного существа, стремящегося к добру, самосовершенствованию и самореализации, важность и необходимость соблюдения здорового образа жизни в единстве его составляющих: физическом, психическом и социально-нравственном здоровье.

Ценность добра – направленность человека на развитие и сохранение жизни, через сострадание и милосердие, стремление помочь ближнему, как проявление высшей человеческой способности - любви.

Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, разума, понимания сущности бытия, мироздания.

Ценность семьи как первой и самой значимой для развития ребёнка социальной и образовательной среды, обеспечивающей преемственность художественно-культурных, этнических традиций народов России от поколения к поколению и тем самым жизнеспособность российского общества.

Ценность труда и творчества как естественного условия человеческой жизни, потребности творческой самореализации, состояния нормального человеческого существования.

Ценность свободы как свободы выбора человеком своих мыслей и поступков, но свободы естественно ограниченной нормами, правилами, законами общества, членом которого всегда по всей социальной сути является человек.

Ценность социальной солидарности как признание прав и свобод человека, обладание чувствами справедливости, милосердия, чести, достоинства по отношению к себе и к другим людям.

Ценность гражданственности – осознание человеком себя как члена общества, народа, представителя страны и государства.

Ценность патриотизма - одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающееся в любви к России, народу, малой родине, в осознанном желании служить Отечеству.

Ценность человечества как части мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество народов и уважение к многообразию их культур.

Содержание курса

  1. Общекультурные и общетрудовые компетенции (знания, умения и способы деятельности). Основы культуры труда, самообслуживания

  Трудовая деятельность и ее значение в жизни человека. Рукотворный мир как результат труда человека; разнообразие предметов рукотворного мира (архитектура, техника, предметы быта и декоративно-прикладного искусства и т.д. разных народов России). Особенности тематики, материалов, внешнего вида изделий декоративного искусства разных народов, отражающие природные, географические и социальные условия конкретного народа.

  Элементарные общие правила создания предметов рукотворного мира (удобство, эстетическая выразительность, прочность, гармония предметов и окружающей среды). Бережное отношение природе как источнику сырьевых ресурсов. Мастера и их профессии; традиции и творчество мастера в создании предметной среды (общее представление).

  Анализ задания, организации рабочего места в зависимости от вида работы, планирование трудового процесса. Рациональное размещение на рабочем месте материалов и инструментов, распределение рабочего времени. Отбор и анализ информации (из учебника и других дидактических материалов), ее использование в организации работы. Контроль и корректировка хода работы. Работа в малых группах, осуществление сотрудничества, выполнение социальных ролей (руководитель и подчиненный).

   Элементарная творческая и проектная деятельность (создание замысла, его детализация и воплощение). Культура проектной деятельности и рефлексии, презентация, оценка). Система коллективных, групповых и индивидуальных проектов.  Культура межличностных отношений в совместной деятельности. Результат проектной деятельности – изделия, которые могут быть использованы для праздников, для использования в учебной и внеучебной деятельности и т.п. Освоение навыков самообслуживания, по уходу за домом, комнатными растениями.

  Выполнение элементарных расчетов стоимости изготавливаемого изделия.

  1. Технология ручной обработки материалов. Элементы графической грамоты

  Общее понятие о материалах, их происхождении. Исследование элементарных физических, механических и технологических средств материалов, используемых при выполнении практических работ. Многообразие материалов и их практическое применение в жизни.

  Подготовка материалов к работе. Экономное расходование материалов. Выбор и замена материалов в соответствии с их декоративно-художественными и конструктивными свойствами, использование соответствующих способов обработки материалов в зависимости от назначения изделия.

  Инструменты и приспособления для обработки материалов (знание названий используемых инструментов), соблюдение правил их рационального и безопасного использования.

  Общее представление о технологическом процессе, технологической документации (технологическая карта, чертеж и др.); анализ устройства и назначения изделия; выстраивание последовательности практических действий и технологических операций; подбор и замена материалов и инструментов; экономная разметка; обработка с целью получения деталей, сборка, отделка изделий; проверки изделия в действии, внесение необходимых дополнений и изменений. Называние и выполнение основных технологических операций ручной обработки материалов: разметка деталей (на глаз, по шаблону, трафарету, лекалу, копированием, с помощью линейки, угольника, циркуля), раскрой деталей, сборка изделий (клеевая, ниточная, проволочная, винтовая и др.), отделка изделия или его деталей (окрашивание, вышивка, аппликация и др.). Умение заполнять технологическую карту. Выполнение отделки в  соответствии с особенностями декоративных орнаментов разных народов России (растительный, геометрический и др.).

   Проведение измерений и построений для решения практических задач. Виды условных графических изображений: рисунок, простейший чертеж, эскиз, развёртка, схема (их узнавание). Назначение линий чертежа (контур, линии надреза, сгиба, размерная, осевая, центровая, разрыва). Чтение условных графических изображений. Разметка деталей с опорой на простейший чертёж, эскиз. Изготовление изделий по рисунку, простейшему чертежу или эскизу, схеме.

  1. Конструирование и моделирование

  Общее представление о конструировании изделий (технических, бытовых, учебных и пр.). Изделие, деталь изделия (общее представление). Понятие о конструкции изделия; различные виды конструкций и способы их сборки. Виды и способы соединения деталей. Основные требования к изделию (соответствие материала, конструкции и внешнего оформления назначению изделия).

  Конструирование и моделирование изделий из различных материалов по образцу, рисунку, простейшему чертежу или эскизу.

  1. Практика работы на компьютере

  Информация, её отбор, анализ и систематизация. Способы получения, хранения, переработки информации.

  Назначение основных устройств компьютера для ввода, вывода, обработки информации. Включение в выключение компьютера и подключаемых к нему устройств. Клавиатура, общее представление о правилах клавиатурного письма, пользование мышью, использование простейших средств текстового редактора. Простейшие способы поиска информации: по ключевым словам, каталогам. Соблюдение безопасных приемов труда при работе на компьютере; бережное отношение к техническим устройствам. Работа с ЦОР (цифровыми образовательными ресурсами), готовыми материалами на электронных носителях (СО).

Работа простыми информационными объектами (текст, таблица, схема, рисунок): преобразование, создание, сохранение, удаление. Создание небольшого текста по интересной детям тематике. Вывод текста на принтер. Использование рисунков из ресурсов компьютера, программа Word. 

СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ УЧЕБНОГО КУРСА «ТЕХНОЛОГИЯ»

1 класс

 №   п/п

Наименование раздела

Часы учебного времени

1

Давайте познакомимся.

3 часа

2

Человек и земля

21 час

3

«Человек и вода»

3 часа

4

 «Человек и воздух»

 3 часа

5

Человек и информация-

3 часа

Давайте познакомимся (3 ч)

Как работать с учебником. (1 час)

Знакомство с учебником и рабочей тетрадью; условными обозначениями; критериями оценки изделия по разным основаниям. Я и мои друзья Знакомство с соседом по парте, сбор информации о круге его интересов, осмысление собственных интересов и предпочтений и заполнение анкеты.

Материалы и инструменты. (1 час)

Знакомство с понятиями: «материалы» и «инструменты». Организация рабочего места. Рабочее место. Подготовка рабочего места. Размещение инструментов и материалов. Уборка рабочего места

Что такое технология. (1 час)

Знакомство со значением слова «технология» (название предмета и процесса выполнения изделия). Осмысление умений, которыми овладеют дети на уроках.

Понятие: «технология».

Человек и земля (21 ч)

Природный материал. (1 час)

Виды природных материалов. Подготовка природных материалов к работе, приемы и способы работы с ними. Сбор, сортировка, сушка под прессом и хранение природного материала. Выполнение аппликации по заданному образцу.

Понятия: «аппликация», «пресс», «природные материалы», «план выполнения работы» (текстовый и слайдовый).

Изделие: « Аппликация из листьев».

Пластилин. (2 часа)

Знакомство со свойствами пластилина. Инструменты, используемые при работе с пластилином. Приемы работы с пластилином. Выполнение аппликации из пластилина. Использование «Вопросов юного технолога» для организации своей деятельности и ее рефлексии.

Понятия: «эскиз», «сборка».

Изделие: аппликация из пластилина «Ромашковая поляна».

Выполнение изделия из природного материала с использованием техники соединения пластилином. Составление тематической композиции.

Понятие: «композиция».

Изделие «Мудрая сова».

Растения. (2 часа)

Использование растений человеком. Знакомство с частями растений. Знакомство с профессиями связанными с земледелием. Получение и сушка семян.

Понятие: «земледелие»,

Изделие: «заготовка семян»

Проект «Осенний урожай».

Осмысление этапов проектной деятельности (на практическом уровне.). Использование «Вопросов юного технолога» для организации проектной деятельности. Приобретение первичных навыков работы над проектом под руководством учителя. Отработка приемов работы с пластилином, навыков использования инструментов.

Понятие: «проект».

Изделие. «Овощи из пластилина».

Бумага. (1 час)

Знакомство с видами и свойствами бумаги. Приемы и способы работы с бумагой. Правила безопасной работы с ножницами. Знакомство с правилами разметки при помощи шаблона и сгибанием, соединение деталей при помощи клея. Составление симметричного орнамента из геометрических фигур. Знакомство с использованием бумаги и правилами экономного расходования ее.

Понятия: «шаблон», «симметрия», «правила безопасной работы».

Изделие. Закладка из бумаги

Насекомые. (1 час)

Знакомство с видами насекомых. Использование человеком продуктов жизнедеятельности пчел. Составление плана выполнения изделия по образцу на слайдах. Выполнение изделия из различных материалов (природные, бытовые материалы, пластилин, краски).

Изделие «Пчелы и соты».

Дикие животные. (1 час)

Виды диких животных. Знакомство с техникой «коллаж». Выполнение аппликации из журнальных вырезок в технике коллаж. Знакомство с правилами работы в паре.

Проект «Дикие животные».

Изделие: «Коллаж «Дикие животные»

Новый год. (1 час)

Проект «Украшаем класс к новому году».

Освоение проектной деятельности: работа в парах, распределение ролей, представление работы классу, оценка готового изделия. Украшение на елку. Подбор необходимых инструментов и материалов. Выполнение разметки деталей по шаблону. Соединение деталей изделия при помощи клея. Выполнение елочной игрушки из полосок цветной бумаги.

Изделие: «украшение на елку»

Украшение на окно. Выполнение украшения на окно в форме елочки из тонкой бумаги. Раскрой бумаги без ножниц (обрыв по контуру). Приклеивание бумажного изделия мыльным раствором к стеклу.

Изделие: «украшение на окно»

Домашние животные. (1 час)

Виды домашних животных. Значение домашних животных в жизни человека. Выполнение фигурок домашних животных из пластилина. Закрепление навыков работы с пластилином.

Изделие: «Котенок».

Такие разные дома. (1 час)

Знакомство с видами домов и материалами, применяемыми при их постройке. Практическая работа по определению свойств гофрированного картона. Выполнение макета домика с использованием гофрированного картона и природных материалов.

Понятия: «макет», «гофрированный картон».

Изделие: « Домик из веток».

Посуда. (2 часа)

Знакомство с видами посуды и. материалами, из которых ее производят. Использование посуды. Сервировка стола и правила поведения за столом. Выполнение разных изделий по одной технологии из пластилина. Работа в группах при выполнении изделий для чайного сервиза.

Понятия: «сервировка», «сервиз».

Проект «Чайный сервиз»

Изделия: «чашка», « чайник», « сахарница»

Свет в доме. (1 час)

Знакомство с разнообразием осветительных приборов в доме. Сравнивать старинные и современные способы освещения жилища. Выполнение модели торшера, закрепление навыков вырезания окружности. Знакомство с правилами безопасной работы с шилом. Изделие: « Торшер».

Мебель (1 час)

Знакомство с видами мебели и материалами, которые необходимы для ее изготовления. Освоение правил самообслуживания (уборка комнаты и правила ухода за мебелью). Выполнение модели стула из гофрированного картона. Отделка изделия по собственному замыслу.

Изделие: «Стул»

Одежда, ткань, нитки (1 час)

Знакомство с видами одежды, ее назначением и материалы их которых ее изготавливают. Способы создания одежды. Виды ткани и нитей, их состав, свойства, назначение и применение в быту и на производстве. Создание разных видов кукол из ниток по одной технологии.

Понятия: «выкройка», «модель»

Изделие: «Кукла из ниток»

Учимся шить (2 часа)

Знакомство с правилами работы с иглой. Освоение строчки прямых стежков, строчки стежков с перевивом змейкой, строчки стежков с перевивом спиралью. Пришивание пуговицы с двумя и четырьмя отверстиями. Использование разных видов стежков для оформления закладки. Оформление игрушки при помощи пуговиц.

Изделия: «Закладка с вышивкой», « Медвежонок».

Передвижение по земле (1 часа)

Знакомство со средствами передвижения в различных климатических условиях. Значение средств передвижения для жизни человека. Знакомство с конструктором его деталями и правилами соединения деталей. Выполнение из конструктора модели тачки.

Изделие: «Тачка».

Человек и вода - 3 часа

Вода в жизни человека. (1 час)

Вода в жизни растений. Осмысление значимости воды для человека и растений. Выращивание растений и уход за комнатными растениями. Проведение эксперимента по определению всхожести семян. Проращивание семян.

Понятие: «рассада».

Изделие: «Проращивание семян», «Уход за комнатными растениями»

Питьевая вода. (1 час)

Выполнение макета колодца из разных материалов (бумага и природные материалы). Анализ конструкции изделия, создание модели куба при помощи шаблона развертки и природного материала (палочек.). Создание композиции на основе заданного в учебнике образца.

Изделие: «Колодец»

Передвижение по воде. (1 час)

Знакомство со значение водного транспорта для жизни человека. Знакомство со способами сборки плота. Создание из бумаги модели плота, повторяя технологию его сборки. Создание формы цилиндра из бумаги. Проводить исследование различных материалов на плавучесть. Знакомство со способами и приемами выполнения изделий в технике оригами. Осуществление работы над проектом.

Понятие: «оригами».

Проект: «Речной флот», Изделия: «Кораблик из бумаги», «Плот»

«Человек и воздух» 3 часа.

Использование ветра. (1 час)

Осмысление способов использования ветра человеком. Работа с бумагой. Изготовление макета по шаблону. Рациональное размещение материалов и инструментов. Знакомство со способами разметки по линейке. Выполнение правил техники безопасности. Изготовление модели флюгера из бумаги. Оформление по самостоятельному замыслу.

Понятие: «флюгер».

Изделие: «Вертушка»

Полеты птиц. (1 час)

Знакомство с видами птиц. Закреплять навыки работа с бумагой. Знакомство со способом создания мозаики с использованием техники «рваная бумага». Знакомство со способами экономного расходования бумаги материалов при выполнении техники «рваная бумага». Выполнение аппликации. Выполнение деталей для мозаики в группе.

Понятие: «мозаика».

Изделие: «Попугай»

Полеты человека. (1 час)

Знакомство с видами летательных аппаратов. Моделирование. Выполнение модели самолета и парашюта. Закрепление умения работать с бумагой в технике «оригами», размечать по шаблону. Оформление изделия по собственному замыслу.

Понятия: «летательные аппараты».

Изделие: «Самолет», «Парашют»

Человек и информация - 3 часа.

Способы общения. 1 час

Изучение способов общения. Закрепление способов работы с бумагой, картоном, глиной. Создание рисунка на пластичном материале при помощи продавливания. Перевод информации в разные знаково-символические системы (анаграммы и пиктограммы). Использование знаково-символической системы для передачи информации (кодирование,

шифрование).

Изделия: «Письмо на глиняной дощечке », «Зашифрованное письмо».

Важные телефонные номера. Правила движения.1 час

Знакомство со способами передачи информации Перевод информации в знаково-символическую систему. Осмысление значения дорожных знаков для обеспечения безопасности. Нахождение безопасного маршрута из дома до школы, его графическое изображение.

Изделие: Составление маршрута безопасного движения от дома до школы.

Компьютер. 1 час.

Изучение компьютера и его частей. Освоение правил пользования компьютером и поиска информации. Понятия: «компьютер», «интернет»

2 класс.

№ п\п

Название раздела

(кол-во часов)

1

Давайте познакомимся

1

2

Человек и земля

23

3

Человек и вода

3

4

Человек и воздух

3

5

Человек и информация

3

6

Заключительный урок

1

ИТОГО

34

Давайте познакомимся (1 час)

Здравствуй, дорогой друг. Как работать с учебником. Знакомство с учебником и рабочей тетрадью, условными обозначениями, критериями оценки изделия по разным основаниям. Материалы и инструменты. Правила безопасной работы с ножницами

Человек и земля (23 часа)

Деятельность человека на земле. Способы обработки земли и выращивания овощных культур. Значение овощных культур для человека. Технология выращивания лука в домашних условиях. Наблюдение за ростом растения и оформление записей происходящих изменений

Земледелие  Выращивание лука на перо в домашних условиях.

Посуда (4 часа)

Виды посуды и материалы, из которых она изготавливается. Способы изготовления посуды из глины и оформление ее при помощи глазури. Назначение посуды. Способы хранения продуктов. Плетение корзин. Знакомство

с профессиями «гончар» и «мастер-корзинщик». Понятия «керамика», «глазурь»

Изделие: «Корзина с цветами».

Изделие: «Семейка грибов на поляне».

Изделие: «Игрушка из теста»

Проект «Праздничный стол»

Народные промыслы (5 ч)

Народный промысел «хохломская роспись». Технология создания хохломского растительного орнамента. Способы нанесения орнамента на объемное изделие. Техника: папье-маше, грунтовка  Особенности народного промысла «городецкая роспись». Особенности создания городецкой росписи.

Изделие: «Золотая хохлома».

Изделие: «Городецкая роспись».

Изделие: «Дымковская игрушка».

Изделие: «Матрёшка».

Изделие: пейзаж «Деревня»

Домашние животные и птицы (3часа)

Значение лошади в жизни человека. Знакомство с профессиями: животновод, конюх, коневод. Как человек ухаживает за лошадьми. Конструирование из бумаги движущейся игрушки. Создание движущейся конструкции. Понятия «лицевая сторона», «изнаночная сторона». Разметка деталей по шаблону. Раскрой деталей. Технология выполнения подвижного соединения с помощью скрепок, иглы, ниток

Изделие: «Лошадка».

Изделия: «Курочка из крупы», «Цыплёнок», «Петушок» (по выбору учителя).

Проект «Деревенский двор»

Новый год (1 ч. изделие по выбору)

История возникновения елочных игрушек. Симметричные фигуры. Приемы изготовления изделий из яичной скорлупы. Создание разных изделий по одной технологии.

Художественный труд

Изделие: «Новогодняя маска»

Изделие: «Ёлочные игрушки из яиц»

Строительство (1 ч)

Особенности деревянного зодчества. Знакомство

с профессией плотника. Различные виды построек. деревянного зодчества. Значение слов «Родина», «родной».

Конструкции русской избы (венец, наличник, причелина). Инструменты и материалы, используемые при строительстве избы. Техника «кракле»

Изделие: «Изба» («Крепость»)

В доме (4 ч)

Традиции оформления русской избы, правила приема гостей. Традиции и поверья разных народов. Правила работы с новым инструментом – циркулем. Изготовление помпона и игрушки на основе помпона. Работа с нитками и бумагой

Убранство русской избы. Утварь. Значение печи в быту. Устройство печи: лежанка, шесток, устье. Материалы, инструменты

и приспособления, используемые в работе печника. Печная утварь и способы ее использования. Сравнение русской печи

с видами печей региона проживания. Изготовление модели печи из пластичных материалов. Самостоятельное составление плана изготовления изделия по иллюстрации

Ткачество. Украшение дома ткаными изделиями (половики, ковры). Знакомство со структурой ткани, переплетением нитей. Изготовление модели ковра, освоение способа переплетения полосок бумаги.

Выполнение разных видов переплетений

             Изделие: «Домовой».

Проект «Убранство избы»

Изделие: «Русская печь».

Изделие: «Коврик».

Изделие: «Стол и скамья»

Народный костюм (4 ч)

Национальный костюм и особенности его украшения. Национальные костюмы разных народов и национальные костюмы региона проживания. Соотнесение материалов,

из которых изготавливаются национальные костюмы,

с природными особенностями региона.

Виды и свойства тканей. Виды волокон. Внешние признаки тканей

из натуральных волокон. Работа с нитками. Национальный костюм и особенности его украшения. Национальные костюмы разных народов и национальные костюмы региона проживания. Соотнесение материалов, из которых изготавливаются национальные костюмы, с природными особенностями региона.

Виды и свойства тканей. Виды волокон. Внешние признаки тканей

из натуральных волокон.

Изделие: композиция «Русская красавица».

Изделие: «Костюмы для Ани и Вани»

Изделие: «Кошелёк».

Изделия: «Тамбурные стежки», «Салфетка»

Человек и вода (3 часа)

Вода и ее роль в жизни человека. Новый вид техники – «изонить». Рациональное размещение материалов и инструментов на рабочем месте. Композиция из природных материалов.  Соотнесение формы, цвета и фактуры природных материалов с реальными объектами. Знакомство со сказочными морскими персонажами. Использование литературных текстов для презентации изделия

             Рыболовство (3 ч)

Рыболовство.  Приспособления для рыболовства. Профессия: рыболов.

Изделие: композиция «Золотая рыбка»

Проект «Аквариум»

Изделие: «Аквариум».

Изделие: «Русалка»

Человек и воздух (3 часа)

Значение символа птицы в культуре. Оберег. Способы работы с бумагой: сгибание, складывание. Освоение техники оригами. Понятия: оберег, оригами

            Птица счастья (1 ч)

Изделие: «Птица счастья»

           Использование ветра (2 ч)

Использование силы ветра человеком. Работа с бумагой. Изготовление объемной модели мельницы на основе развертки. Самостоятельное составление плана изготовления изделия. Понятие «мельница». Знакомство с профессией «мельник». Флюгер, его назначение, конструктивные особенности, использование. Новый вид материала – фольга (металлизированная бумага). Свойства фольги. Использование фольги. Соединение деталей с помощью скрепки. Понятия: «фольга», «флюгер»

             Изделие: «Ветряная мельница».

Изделие: «Флюгер»

Человек и информация (3 часа)

Способы поиска информации. Правила набора текста. Поиск ин-

формации в Интернете об УМК «Перспектива». Понятия: «компьютер», «Интернет»,

«набор текста»

Книгопечатание (1 ч)

История книгопечатания. Способы создания книги. Значение книги для человека. Оформление разных видов книг.

Выполнение чертежей, разметка по линейке. Понятия: «книгопечатание», «книжка-

ширма»

Изделие: «Книжка-ширма»

Поиск информации в Интернете (2 ч) 

Способы поиска информации. Правила набора текста. Поиск информации в Интернете. Понятия: «компьютер», «Интернет», «набор текста»

Практическая работа: «Ищем информацию в Интернете»

Подведение итогов (1 час)

Выставка работ, презентация изделий, достижений обучающихся за год.

3 класс.

№ п\п

Название раздела

(кол-во часов)

1

Как работать с учебником

1

2

Человек и земля

20

3

Человек и вода

4

4

Человек и воздух

3

5

Человек и информация

5

6

Заключительный урок

1

ИТОГО

34

Здравствуй, дорогой друг! Как работать с учебником. Путешествие по городу. (1 ч.)

Повторение изученного в предыдущих классах. Особенности содержания учебника 3 класса.

Деятельность человека в культурно-исторической сфере, инфраструктуре современного города. Профессиональная деятельность человека в городской среде.

Человек и земля (20 ч.)

Архитектура.

Основы черчения. Выполнение чертежа и масштабирование при изготовлении изделия..объёмная модель дома. Оформление изделия по эскизу.

Городские постройки.

Назначение городских построек, их архитектурные особенности. Объёмная модель телебашни из проволоки.

Парк.

Природа в городской среде. Профессии, связанные с уходом за растениями в городских условиях. Композиция из природных материалов. Макет городского парка.

Проект «Детская площадка».

Алгоритм построения деятельности в проекте, выделение этапов проектной деятельности. Создание тематической композиции, оформление изделия. Презентация результатов проекта, его защита.

Ателье мод. Одежда. Пряжа и ткани.

Виды и модели одежды. Школьная форма и спортивная форма. Ткани, из которых изготавливают различные виды одежды. Предприятие по пошиву одежды. Выкройка платья. Виды и свойства тканей, пряжи.

Аппликация. Виды аппликации. Алгоритм выполнения аппликации.

Изготовление тканей.

Технологический процесс производства тканей. Производство полотна ручным способом.

Вязание.

История вязания. Способы вязания. Виды и назначение вязанных вещей. Инструменты для ручного вязания.

Одежда для карнавала.

Проведение карнавала в разных странах. Особенности карнавальных костюмов из подручных материалов. Выкройка.

Бисероплетение.

Виды бисера. Свойства бисера и способы его использования. Виды изделий из бисера.

Кафе.

Знакомство с работой кафе. Профессиональные обязанности повара, кулинара, официанта. Правила поведения в кафе. Выбор блюд.

Работа с бумагой, конструирование модели весов.

Фруктовый завтрак.

Приготовление пищи. Кухонные инструменты и приспособления. Меры безопасности при приготовлении пищи. Приготовление блюда по рецепту и определение его стоимости.

Колпачок-цыплёнок.

Сервировка стола к завтраку. Сохранение блюда тёплым.

Бутерброды.

Блюда, не требующие тепловой обработки, - холодные закуски. Приготовление холодных закусок по рецепту.

Салфетница.

Особенности сервировки праздничного стола. Способы складывания салфеток.

Магазин подарков.

Виды магазинов. Особенности работы магазина. Профессии людей, работающих в магазине.

Золотистая соломка.

Работа с природными материалами. Свойства соломки. Технология подготовки соломки. Изготовление аппликации их соломки.

Упаковка подарков.

Значение подарка для человека. Правила упаковки и оформления подарка.

Автомастерская.

Знакомство с историей создания и устройством автомобиля. Работа с картоном. Создание объёмной модели грузовика.

Грузовик.

Работа с металлическим конструктором.

Человек и вода (4 ч.)

Мосты.

Виды мостов, их назначение. Моделирование. Изготовление модели висячего моста.

Водный транспорт.

Виды водного транспорта.

Проект «Водный транспорт»

Проектная деятельность. Работа с бумагой.

Океанариум.

Океанариум и его обитатели. Мягкие игрушки. Правила и последовательность работы надмягкой игрушкой.

Проект «Океанариум»

Работа с текстильными материалами.

Фонтаны.

Виды и конструктивные особенности фонтанов. Изготовление  объемной модели фонтана.

Человек и воздух (3 ч.)

Зоопарк.

История возникновения зоопарков в России. Искусство оригами. Мокрое складывание.

Вертолётная площадка.

Особенности конструкции вертолёта. Конструирование модели вертолёта.

Воздушный шар.

Техника папье-маше. Создание предметов быта.

Человек и информация (5 ч.)

Переплётная мастерская.

Книгопечатание. Основные этапы книгопечатания. Переплёт книги и его назначение.

Почта.

Способы общения и передачи информации. Процесс доставки почты. Корреспонденция. Заполнение бланка.

Кукольный театр.

Театральная афиша, театральная программка. Правила поведения в театре. Спектакль.

Проект «Готовим спектакль»

Проектная деятельность. Изготовление пальчиковых кукол для спектакля. Работа с тканью.

Афиша.

Программа Microsoft Office Word. Правила набора текста. Сохранение документа, форматирование, печать. Создание афиши и программки на компьютере.

Обобщение изученного материала (1 ч.)

4 класс

п/п

Наименование раздела

Часы учебного времени

1

Как работать с учебником.

1 часа

2

Человек и земля

21 час

3

Человек и вода

3 часа

4

 Человек и воздух

 3 часа

5

Человек и информация

6 часа

  1. Как работать с учебником – 1 ч.

Ориентирование по разделам учебника. Систематизация знаний о материалах и инструментах. Знакомство с технологическими картами и критериями выполнения работы.

  1. Человек и земля – 21 ч   

Вагоностроительный завод  

Знакомство с историей развития железных дорог в России, с конструкцией вагонов разного значения. Создание модели вагона из бумаги, картона.

Полезные ископаемые

Буровая вышка. Знакомство с полезными ископаемыми, способами их добычи и расположением местонахождений на территории России. Изготовление модели буровой вышки из металлического конструктора.

        Малахитовая шкатулка. Знакомство с полезными ископаемыми, используемыми для изготовления предметов искусства, с новой техникой работы с пластилином (технология лепки слоями). Изготовление изделия имитирующего технику русской мозаики.

Автомобильный завод

        Знакомство с производственным циклом создания автомобиля «КамАЗ». Имитация бригадной работы.

        Работа с металлическим и пластмассовым конструкторами. Самостоятельное составление плана изготовления изделия.

Монетный двор

        Знакомство с основами чеканки медалей, особенностями формы медалей. Работа с металлизированной бумагой – фольгой. Теснение по фольге.

Фаянсовый завод

        Знакомство с особенностями изготовления фаянсовой посуды. Изготовление изделия с соблюдением отдельных этапов технологии создания изделия из фаянса. Знакомство с особенностями профессиональной деятельности людей, работающих на фабриках по производству фаянса.

Швейная фабрика

        Знакомство с технологией производственного процесса на швейной фабрике и профессиональной деятельностью людей. Определение размера одежды при помощи сантиметра. Создание лекала и изготовление изделия с повторением элементов технологического процесса швейного производства. Работа с текстильными материалами. Соблюдение правил работы иглой, ножницами, циркулем.

        Освоение технологии создания мягкой игрушки. Использование умений самостоятельно определять размеры деталей по слайдовому плану,  создавать лекало и выполнять при помощи его разметку деталей. Соблюдение правил работы иглой, ножницами, циркулем. Самостоятельное составление плана изготовления изделия. Изготовление разных видов изделий с использованием одной технологии.

Обувное производство

        Знакомство с историей обуви. Виды материалов, используемых при производстве обуви. Виды обуви и ее назначение. Знакомство с технологическим процессом производства обуви (конструкция последовательность операций). Как снимать мерку с ноги и определять размер обуви. Создание модели обуви из бумаги (имитация производственного процесса).         

Деревообрабатывающее производство

        Знакомство с новым материалом – древесиной, правилами работы столярным ножом и последовательностью изготовления изделий из древесины. Различение видов пиломатериалов и способов их производства. Знакомство со свойствами древесины. Осмысление значения древесины для производства и жизни человека. Изготовление изделия из реек. Самостоятельное декорирование. Работа с древесиной. Конструирование.

Кондитерская фабрика

        Знакомство с историей и технологией производства кондитерских изделий, технологии производства шоколада из какао – бобов. Знакомство с профессиями людей, работающих на кондитерских фабриках. Информация о производителе и составе продукта на этикетке. Приготовление пирожного «Картошка» и шоколадного печенья. Правила поведения при приготовлении пищи. Правила пользования газовой плитой.

Ботовая техника

        Знакомство с понятием «бытовая техника» и ее значением в жизни людей. Правила эксплуатации бытовой техники, работа с электричеством, знакомство с действием простой электрической цепи. Практическое использование электрической цепи на примере сборки настольной лампы, правила утилизации батареек. Освоение приемов работы в технике «витраж». Абажур – плафон для настольной лампы.

Тепличное хозяйство

Знакомство с видами и конструкциями теплиц. Осмысление значения теплиц для жизнедеятельности человека. Выбор семян для выращивания рассады, использование информации на пакетике для определения условий выращивания растения. Уход за растениями. Создание мини – теплицы, посадка семян цветов. Выращивание рассады в домашних условиях, уход за рассадой.

  1. Человек и вода  – 3 ч.

 Водоканал

Знакомство с водоснабжением города. Значение воды в жизни человека и растений. Осмысление важности экономного расходования воды. Знакомство со способом фильтрации воды и способом экономного расходования воды, определение количества расходуемой воды при помощи струемера.

Порт

        Знакомство с работой порта и профессиями людей работающих в порту. Освоение способов крепления предметов при помощи морских узлов: прямого, простого, якорного. Осмысление важности узлов для крепления грузов. Правильное крепление груза. Изготовление лестницы с использованием способов крепления морскими узлами.

Узелковое плетение

        Знакомство с правилами работы последовательностью создания  изделий в технике макраме. Освоение одинарного плоского узла. Сравнение способов вязания морских узлов и узлов в технике макраме.

  1. Человек и воздух  –   3 ч. 

Самолетостроение и ракетостроение 

        Первоначальные сведения о самолётостроении, о функциях самолётов и космических ракет, о конструкции самолёта и космической ракеты. Самостоятельное изготовление модели самолёта из конструктора. Закрепление умения работать с металлическим конструктором.

Ракета-носитель

        Закрепление основных знаний о самолётостроении, о конструкции самолёта и ракеты. Закрепление основных знаний о бумаге: свойства, виды, история.

        Модель ракеты из картона, бумаги на основе самостоятельного чертежа.

Летательный аппарат. Воздушный змей.

        Знакомство с историей возникновения воздушного змея. Освоение правил разметки деталей из бумаги и картона сгибанием. Оформление изделия по собственному эскизу.

  1. Человек и информация  - 6 ч.

Издательское дело. Создание титульного листа

        Осмысление места и значения информации в жизни человека. Виды и способы передачи информации. Знакомство с работой издательства, технологией создания книги, профессиями людей, участвующими в издании книги.

Работа с таблицами

Повторение правил работы на компьютере. Создание таблицы в программе Microsoft Word.

Создание содержание книги

        ИКТ на службе человека, работа с компьютером. ИКТ в издательском деле.

        Процесс редакционно-издательской подготовки книги, элементы книги. Практическая работа на компьютере. Формирование содержания книги «Дневник путешественника» как итогового продукта проекта «Издаём книгу».

Переплетные работы

        Знакомство с переплётными работами. Способ соединения листов – шитьё блоков нитками втачку  (в пять проколов). Закрепление правил работы шилом и иглой. Осмысление значения различных элементов в структуре переплёта (форзац, слизура). Изготовление переплёта дневника и оформление обложки по собственному эскизу.

Основной формой организации учебного процесса является урок.

Формами контроля является текущая, промежуточная, итоговая аттестация.

Текущий контроль осуществляется в виде:

  • Фронтальный опрос
  • Беседа
  • Опрос в парах
  • Творческие задания

        Промежуточный контроль:

  • Выставка работ
  • Индивидуальная творческая  работа
  • Коллективная творческая работа

Планируемые результаты начального общего образования

в курсе «Технология»

В результате изучения курса «Технологии» обучающиеся на ступени начального общего образования:

• получат начальные представления о материальной культуре как продукте творческой предметно-преобразующей деятельности человека, о предметном мире как основной среде обитания современного человека, о гармонической взаимосвязи предметного мира с миром природы, об отражении в предметах материальной среды нравственно-эстетического и социально-исторического опыта человечества; о ценности предшествующих культур и необходимости бережного отношения к ним в целях сохранения и развития культурных традиций;

• получат начальные знания и представления о наиболее важных правилах дизайна, которые необходимо учитывать при создании предметов материальной культуры;

• получат общее представление о мире профессий, их социальном значении, истории возникновения и развития;

• научатся использовать приобретённые знания и умения для творческой самореализации при оформлении своего дома и классной комнаты, при изготовлении подарков близким и друзьям, игрушечных моделей, художественно – декоративных и других изделий.

Общекультурные и общетрудовые компетенции.

Основы культуры труда, самообслуживание

Выпускник научится:

• иметь представление о наиболее распространённых в своём регионе традиционных народных промыслах и ремёслах, современных профессиях (в том числе профессиях своих родителей) и описывать их особенности;

• понимать общие правила создания предметов рукотворного мира: соответствие изделия обстановке, удобство (функциональность), прочность, эстетическую выразительность - и руководствоваться ими в практической деятельности;

• планировать и выполнять практическое задание (практическую работу) с опорой на инструкционную карту; при необходимости вносить коррективы в выполняемые действия;

• выполнять доступные действия по самообслуживанию и доступные виды домашнего труда.

Выпускник получит возможность научиться:

• уважительно относиться к труду людей;

• понимать культурно-историческую ценность традиций, отражённых в предметном мире, в том числе традиций трудовых династий как своего региона, так и страны, и уважать их;

• понимать особенности проектной деятельности, осуществлять под руководством учителя элементарную проектную деятельность в малых группах: разрабатывать замысел, искать пути его реализации, воплощать его в продукте, демонстрировать готовый продукт (изделия, комплексные работы, социальные услуги).

Технология ручной обработки материалов.

Элементы графической грамоты

Выпускник научится:

• на основе полученных представлений о многообразии материалов, их видах, свойствах, происхождении, практическом применении в жизни осознанно подбирать доступные в обработке материалы для изделий по декоративно-художественным и конструктивным свойствам в соответствии с поставленной задачей;

• отбирать и выполнять в зависимости от свойств освоенных материалов оптимальные и доступные технологические приёмы их ручной обработки (при разметке деталей, их выделении из заготовки, формообразовании, сборке и отделке изделия);

• применять приёмы рациональной безопасной работы ручными инструментами: чертёжными (линейка, угольник, циркуль), режущими (ножницы) и колющими (швейная игла);

• выполнять символические действия моделирования и преобразования модели и работать с простейшей технической документацией: распознавать простейшие чертежи и эскизы, читать их и выполнять разметку с опорой на них; изготавливать плоскостные и объёмные изделия по простейшим чертежам, эскизам, схемам, рисункам.

Выпускник получит возможность научиться:

• отбирать и выстраивать оптимальную технологическую последовательность реализации собственного или предложенного учителем замысла;

• прогнозировать конечный практический результат и самостоятельно комбинировать художественные технологии в соответствии с конструктивной или декоративно-художественной задачей.

Конструирование и моделирование

Выпускник научится:

• анализировать устройство изделия: выделять детали, их форму, определять взаимное расположение, виды соединения деталей;

• решать простейшие задачи конструктивного характера по изменению вида и способа соединения деталей: на достраивание, придание новых свойств конструкции, а также другие доступные и сходные по сложности задачи;

• изготавливать несложные конструкции изделий по рисунку, простейшему чертежу или эскизу, образцу и доступным заданным условиям.

Выпускник получит возможность научиться:

• соотносить объёмную конструкцию, основанную на правильных геометрических формах, с изображениями их развёрток;

• создавать мысленный образ конструкции с целью решения определённой конструкторской задачи или передачи определённой художественно-эстетической информации, воплощать этот образ в материале.

Практика работы на компьютере

Выпускник научится:

• соблюдать безопасные приёмы труда, пользоваться персональным компьютером для воспроизведения и поиска необходимой информации в ресурсе компьютера, для решения доступных конструкторско-технологических задач;

• использовать простейшие приёмы работы с готовыми электронными ресурсами: активировать, читать информацию, выполнять задания;

• создавать небольшие тексты, иллюстрации к устному рассказу, используя редакторы текстов и презентаций.

Выпускник получит возможность научиться:

• пользоваться доступными приёмами работы с готовой текстовой, визуальной, звуковой информацией в сети Интернет, а также познакомится с доступными способами её получения, хранения, переработки.

При составлении рабочей программы изменений не предусмотрено.

Описание учебно-методического и материально-техническое обеспечения образовательного процесса

  1. Книгопечатная продукция 

Роговцева Н.И., Анащенкова С.В. Технология. Рабочие программы. 1-4 классы

         Учебники, рабочие тетради

  1. Роговцева, Н. И. Технология. 1 класс: учебник для общеобразоват. учреждений с приложением на электрон. носителе/ Н. И. Роговцева, Н. В. Богданова, И. П. Фрейтаг;  Рос. акад. образования, изд-во «Просвещение». – 2-е изд. – М. : Просвещение, 2012.
  2. Роговцева, Н. И. Технология. 1 класс: рабочая тетрадь:  пособие для учащихся общеобразоват. учреждений / Н. И. Роговцева, Н. В. Богданова, И. П. Фрейтаг. – М.: Просвещение.
  3. Роговцева, Н. И. Технология. 2 класс: учебник для общеобразоват. учреждений c приложением на электронном носителе/ Н. И. Роговцева, Н. В. Богданова, Н.В. Добромыслова; Рос. акад. образования, изд-во «Просвещение». – 2-е изд. – М. : Просвещение, 2012.
  4. Роговцева, Н. И. Технология. 2 класс: рабочая тетрадь : пособие для учащихся общеобразоват. учреждений / Н. И. Роговцева, Н. В. Богданова, Н.В. Шипилова. – М.: Просвещение.
  5. Роговцева, Н. И. Технология. 3 класс: учебник для общеобразоват. учреждений c приложением на электронном носителе/ Н. И. Роговцева, Н. В. Богданова, Н.В. Добромыслова; Рос. акад. образования, изд-во «Просвещение». – 2-е изд. – М. : Просвещение, 2011.
  6. Роговцева, Н. И. Технология. 3 класс: рабочая тетрадь : пособие для учащихся общеобразоват. учреждений / Н. И. Роговцева, Н. В. Богданова, Н.В. Шипилова. – М.: Просвещение.
  7. Роговцева, Н. И. Технология. 4класс: учебник для общеобразоват. учреждений c приложением на электронном носителе/ Н. И. Роговцева, Н. В. Богданова, Н.В. Шипилова; С.В. Анащенкова; Рос. акад. образования, изд-во «Просвещение». – 2-е изд. – М. : Просвещение, 2014.
  8. Роговцева, Н. И. Технология. 4 класс: рабочая тетрадь : пособие для учащихся общеобразоват. учреждений / Н. И. Роговцева, Н. В. Богданова, Н.В. Шипилова; С.В. Анащенкова. – М.: Просвещение.

Методические пособия

Роговцева Н.И., Богданова Н.В., Фрейтаг И.П. Уроки технологии: 1 класс.

Роговцева Н.И., Богданова Н.В., Шипилова Н.В.  Уроки технологии: 2 класс.

Роговцева Н.И., Богданова Н.В., Шипилова Н.В.  Уроки технологии: 3 класс.

Роговцева Н.И., Шипилова Н.В.  Уроки технологии: 4 класс.

  1. Печатные пособия

Комплекты тематических таблиц

Технология обработки ткани

Технология. Обработка бумаги и картона – 1

Технология. Обработка бумаги и картона – 2

Технология. Организация рабочего места (для работы с разными материалами)

Демонстрационный и раздаточный материал

Коллекции «Бумага и картон», «Лен», «Хлопок», «Шерсть»

  1. Информационно-коммуникативные средства

Электронное приложение к учебнику «Технология», 1 класс

Электронное приложение к учебнику «Технология», 2 класс

Электронное приложение к учебнику «Технология», 3 класс

Электронное приложение к учебнику «Технология», 4 класс

http://belclass.net

  1. Технические средства обучения

Компьютер

Мультимедийный проектор.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по технологии 1 класс Роговцева "Школа России"

Рабочая программа разработана в соответствии с ФГОС НОО...

рабочая программа по технологии 1 класс Роговцева

программа содержит пояснительную записку, календарно-тематическое планирование с УУД, технологические карты....

Рабочая программа по технологии. Н.И. Роговцева. 1 класс.

Рабочая программа по технологии  Н.И. Роговцева для 1 класса по УМК "Перспектива" содержит пояснительную записку и календарно-тематическое планирование....

Рабочая программа по технологии 3 класс Роговцева

Настоящая рабочая программа разработана применительно к учебной программекурса технологии для 3 классов общеобразовательных учреждений на основеПримерной программы начального общего образования,...

рабочая программа по технологии, автор Н. Роговцева.

Программа обеспечивает изучение начального курса  технологии   через осмысление младшим школьником  деятель...

Рабочая программа по технологии 1 класс Роговцева Н.И. и др.

Рабочая программа по технологии 1 класс Роговцева Н.И. и др....

Рабочая программа по технологии Н. И. Роговцева 2 класс (УМК "Школа России")

Содержание учебного предмета "Технология" не только даёт представление о технологическом процессе как совокупности применяемых при изготовлении какой-либо продукции процессов, правил, навыков, предъяв...