Рабочая программа курса «Технология» 4 класс УМК "Школа России"
рабочая программа по технологии (4 класс) на тему

Бышук Вера Владимировна

Рабочая программа курса «Технология»  разработана на основе  авторской программы «Технология» Е.А.Лутцевой, Т.П.Зуевой , содержит КТП по предмету

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologiya.docx99.23 КБ

Предварительный просмотр:

Содержание учебного предмета «Технология»

  1. Пояснительная записка………………………………………………………………2

  1. Общая характеристика курса………………………………………………………..4

  1. Планируемые результаты……………………………………………………………8

  1. Учебно-тематический план…………………………………………………………11

  1. Содержание программы…………………………………………………………….11

  1. Требования к уровню подготовки обучающихся…………………………………13

  1. Система оценки достижения планируемых результатов освоения предмета…..15

  1. Контрольно-измерительные материалы…………………………………………...18

  1. Календарно-тематическое планирование по технологии ………………………………………………………………………………………...21

  1. Лист корректировки календарно-тематического планирования…………………31

I. Пояснительная записка

        Рабочая программа курса «Технология» предназначена для обучающихся 1-4  классов и разработана на основе следующих нормативных документов:

  • Федерального государственного образовательного стандарта  начального  общего образования по русскому языку,
  • Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России,
  • планируемых результатов начального общего образования,  
  • Авторской программы «Технология» Е.А.Лутцевой, Т.П.Зуевой.(М.: Просвещение, 2014г.)
  • учебного плана МОУ «Рыбачьевская школа» на 2016-2017уч.год

            XXI век — век высоких технологий. Это стало девизом нашего времени. В современном мире знания о технологии различных процессов, культура выполнения технологических операций приобретают всё большее значение. Вводить человека в мир технологии необходимо в детстве, начиная с начальной школы.

Возможности предмета «Технология» позволяют гораздо больше, чем просто формировать у учащихся картину мира с технологической направленностью. В начальной школе при соответствующем содержательном и методическом наполнении данный предмет может стать опорным для формирования системы универсальных учебных действий. В нём все элементы учебной деятельности (планирование, ориентирование в задании, преобразование, оценка результата, умения распознавать и ставить задачи, возникающие в контексте практической ситуации, нахождение практических способов решения, умение добиваться достижения результата и т. д.) достаточно наглядны и, значит, более понятны для детей. Навык выполнять операции технологично позволяет школьнику грамотно выстраивать свою деятельность не только при изготовлении изделий на уроках технологии. Знание последовательности этапов работы, чёткое создание алгоритмов, умение следовать правилам необходимы для успешного выполнения заданий любого учебного предмета, а также весьма полезны во внеурочной деятельности.

Учебный предмет «Технология» имеет практико-ориентированную направленность. Его содержание не только даёт ребёнку представление о технологическом процессе как совокупности применяемых при изготовлении какой-либо продукции процессов, правил, требований, предъявляемых к технической документации, но и показывает, как использовать эти знания в разных сферах учебной и внеурочной деятельности (при поиске информации, усвоении новых знаний, выполнении практических заданий).

Практическая деятельность на уроках технологии является средством общего развития ребёнка, становления социально значимых личностных качеств, а также формирования системы специальных технологических и универсальных учебных действий.

Цели изучения технологии в начальной школе:

  • развитие социально-значимых личностных качеств (потребность познавать и исследовать неизвестное, активность, инициативность, самостоятельность, самоуважение и самооценка),
  • приобретение первоначального опыта практической преобразовательной и творческой деятельности в процессе формирования элементарных конструкторско-технологических знаний и умений и проектной деятельности,
  • расширение и обогащение личного жизненно-практического опыта, представлений о профессиональной деятельности человека.

Основные задачи курса:

  • стимулирование и развитие любознательности, интереса к технике, потребности познавать культурные традиции своего региона, России и других государств;
  • формирование целостной картины миры материальной и духовной культуры как продукта творческой предметно-преобразующей деятельности;
  • формирование мотивации успеха и достижений, творческой самореализации на основе организации предметно-преобразующей, художественно- конструкторской деятельности;
  • формирование первоначальных конструкторско-технологических знаний и умений;
  • развитие знаково-символического и пространственного мышления, творческого и репродуктивного воображения (на основе решения задач по моделированию и отображению объекта и процесса его преобразования в форме моделей: рисунков, планов, схем, чертежей); творческого мышления;
  • развитие регулятивной структуры деятельности, включающей целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекцию и оценку;
  • формирование внутреннего плана деятельности на основе поэтапной отработки предметно-преобразовательных действий;
  • развитие коммуникативной компетентности младших школьников на основе организации совместной продуктивной деятельности;
  • ознакомление с миром профессий, их социальным значением, историей возникновения и развития;
  • овладение первоначальными умениями передачи, поиска, преобразования, хранения информации, использования компьютера; поиск (проверка) необходимой информации в словарях, каталоге библиотеки.

II. Общая характеристика курса

        В  основу  содержания  курса  положена  интеграция  технологии  с предметами  эстетического  цикла  (изобразительное  искусство,  литературное чтение,  музыка).  Основа  интеграции  —  процесс  творческой  деятельности мастера,  художника  на  всех  этапах  (рождение  идеи,  разработка  замысла, выбор  материалов,  инструментов  и  технологии  реализации  замысла,  его реализация),  целостность  творческого  процесса,  использование  единых, близких,  взаимодополняющих  средств  художественной  выразительности, комбинирование  художественных  технологий.  Интеграция  опирается  на целостное  восприятие  младшим  школьником  окружающего  мира, демонстрируя  гармонию  предметного  мира  и  природы.  При  этом  природа рассматривается  как  источник  вдохновения  художника,  источник  образов  и форм,  отражённых  в  народном  быту,  творчестве,  а  также  в  технических объектах.

        Содержание  учебного  предмета  «Технология»  имеет  практико-ориентированную  направленность.  Практическая  деятельность рассматривается  как  средство  развития  личностных  и  социально  значимых качеств  учащихся,  а  также  формирования  системы  специальных технологических и универсальных учебных действий.

Особенностью программы является то, что она обеспечивает изучение начального курса  технологии   через осмысление младшим школьником  деятельности человека,   осваивающего природу на Земле, в Воде, в Воздухе и в информационном пространстве. Человек при этом рассматривается как создатель духовной культуры и  творец рукотворного мира.  Освоение содержания предмета осуществляется на основе   продуктивной проектной деятельности.   Формирование конструкторско-технологических знаний и умений происходит в процессе работы  с технологической картой.

Названные особенности  программы отражены в ее структуре. Содержание  основных разделов -  «Человек и земля», «Человек и вода», «Человек и воздух», «Человек и информация» -  позволяет  рассматривать деятельность человека с разных сторон.  В программе как особые элементы содержания обучения технологии представлены  технологическая карта и проектная деятельность. На основе технологической карты ученики знакомятся со свойствами материалов, осваивают способы и приемы работы с инструментами и знакомятся с технологическим процессом.  В    каждой теме реализован  принциПознавательнае УУД  от деятельности под контролем учителя к самостоятельному изготовлению определенной «продукции», реализации конкретного проекта.

Особое внимание в программе отводится содержанию практических  работ, которое предусматривает:

  • знакомство детей с рабочими технологическими операциями, порядком их выполнения при изготовлении изделия, подбором необходимых материалов и инструментов;
  • овладение инвариантными составляющими технологических операций (способами работы)  разметки, раскроя, сборки, отделки;
  • первичное ознакомление с законами природы, на которые опирается человек при работе;
  • знакомство со свойствами материалов, инструментами и машинами, помогающими человеку в обработке сырья и создании предметного мира;
  • изготовление  преимущественно объемных изделий (в целях развития пространственного  восприятия);
  • осуществление выбора - в каждой теме предлагаются либо  два-три изделия на основе общей конструкции, либо разные варианты творческих заданий на одну тему;
  • проектная деятельность (определение цели и задач, распределение участников для решения поставленных задач, составление плана, выбор средств и способов деятельности, оценка результатов, коррекция деятельности);
  • использование в работе  преимущественно конструкторской, а не  изобразительной деятельности;
  • знакомство с природой и использованием ее богатств человеком;
  • изготовление преимущественно изделий, которые являются объектами предметного мира (то, что создано человеком), а не природы.

Проектная деятельность и работа с технологическими картами  формирует у учащихся умения ставить и принимать задачу, планировать последовательность действий и выбирать необходимые средства и способы их выполнения. Самостоятельное осуществление продуктивной проектной деятельности  совершенствует умение  находить решения в ситуации затруднения, работать в коллективе, брать ответственность за результат деятельности на себя и т.д. В результате закладываются прочные основы трудолюбия и способности к самовыражению, формируются социально ценные практические умения, приобретается опыт преобразовательной деятельности и творчества.

Продуктивная  проектная деятельность создает основу для  развития личности младшего школьника, предоставляет уникальные возможности для духовно-нравственного развития детей. Рассмотрение в рамках программы «Технология» проблемы гармоничной среды обитания человека позволяет детям получить устойчивые  представления о достойном образе жизни в гармонии с окружающим миром. Активное изучение образов и конструкций природных объектов, которые являются неисчерпаемым источником идей для мастера, способствует воспитанию духовности. Ознакомление с народными ремеслами, изучение народных культурных традиций также имеет огромный нравственный смысл.

       Программа   ориентирована на широкое использование  знаний и умений, усвоенных детьми в процессе изучения других   учебных предметов: окружающего мира, изобразительного искусства, математики, русского языка и литературного чтения.

Содержание программы обеспечивает реальное включение в образовательный процесс различных структурных компонентов личности (интеллектуального, эмоционально-эстетического, духовно-нравственного, физического) в их единстве, что создаёт условия для гармонизации развития, сохранения и укрепления психического и физического здоровья учащихся.

Методическая основа курса — организация максимально продуктивной творческой деятельности учащихся начиная с первого класса. Репродуктивно осваиваются только технологические приёмы и способы. Главное в курсе — научить  добывать  знания  и  применять  их  в  своей  повседневной  жизни,  а также пользоваться различного рода источниками информации. Это сегодня гораздо  важнее,  чем  просто  запоминать  и  накапливать  знания.  Для  этого необходимо  развивать  у  учеников  способность  к  рефлексии  своей деятельности, умение самостоятельно идти от незнания к знанию. Этот путь идёт  через  осознание  того,  что  известно  и  неизвестно,  умение сформулировать проблему, наметить пути её решения, выбрать один их них, проверить  его  и  оценить  полученный  результат,  а  в  случае  необходимости повторять попытку до получения качественного результата.

Основные  продуктивные  методы  —  наблюдение,  размышление, обсуждение,  открытие  новых  знаний,  опытные  исследования  предметной среды, перенос известного в новые ситуации и т. п. С их помощью учитель ставит  каждого  ребёнка  в  позицию  субъекта  своего  учения,  т.  е.  делает ученика  активным  участником  процесса  познания  мира.  Для  этого  урок строится  таким  образом,  чтобы  в  первую  очередь  обращаться  к  личному опыту  учащихся,  а  учебник  использовать  для  дополнения  этого  опыта  научной информацией с последующим обобщением и практическим освоением приобретённых знаний и умений.

Результатом  освоения содержания становятся заложенные  в программе знания  и  умения,  а  также  качественное  выполнение  практических  и творческих работ, личностные изменения каждого ученика в его творческом, нравственном, духовном, социальном развитии.

Виды учебной деятельности учащихся:

  • простейшие наблюдения и исследования свойств материалов, способов их обработки, конструкций, их свойств, принципов и приёмов их создания;
  • моделирование,  конструирование  из  разных  материалов  (по  образцу, модели,  условиям  использования  и  области  функционирования  предмета, техническим условиям)',
  •  решение  доступных  конструкторско-технологических  задач (определение области поиска, поиск недостающей информации, определение спектра  возможных  решений,  выбор  оптимального  решения),  творческих художественных задач (общий дизайн, оформление);
  • простейшее  проектирование  (принятие  идеи,  поиск  и  отбор необходимой  информации,  окончательный  образ  объекта,  определение особенностей  конструкции  и  технологии  изготовления  изделия,  подбор инструментов, материалов, выбор способов их обработки, реализация замысла  с  корректировкой  конструкции  и  технологии,  проверка  изделия  в действии, представление (защита) процесса и результата работы).

Тематику  проектов,  главным  образом,  предлагает  учитель,  но  могут предлагать  и  сами  учащиеся  после  изучения  отдельных  тем  или  целого тематического блока. В зависимости от сложности темы творческие задания могут носить индивидуальный или коллективный характер.

Ценностные ориентиры содержания курса.

«Технология»  как  учебный  предмет  является  комплексным  и интегративным  по  своей  сути.  В  содержательном  плане  он  предполагает следующие  реальные  взаимосвязи  с  основными  предметами  начальной школы:

  • с  изобразительным  искусством  —  использование  средств художественной  выразительности  в  целях  гармонизации  форм  и конструкций, изготовление изделий на основе законов и правил декоративно-прикладного искусства и дизайна;
  • с  математикой  —  моделирование  (преобразование  объектов  из чувственной  формы  в  модели,  воссоздание  объектов  по  модели  в материальном виде, мысленная трансформация объектов и пр.), выполнение расчётов, вычислений, построение форм с учётом основ геометрии, работа с геометрическими формами, телами, именованными числами;
  • с  окружающим  миром  —  рассмотрение  и  анализ  природных  форм  и конструкций  как  универсального  источника  инженерно-художественных идей  для  мастера;  природы  как  источника  сырья  с  учётом  экологических проблем,  деятельности  человека  как  создателя  материально-культурной среды обитания, изучение этнокультурных традиций;
  • с  родным  языком  —  развитие  устной  речи  на  основе  использования важнейших видов речевой деятельности и основных типов учебных текстов в процессе  анализа  заданий  и  обсуждения  результатов  практической  деятельности (описание конструкции изделия, материалов и способов их обработки; повествование о ходе действий и построении плана деятельности; построение логически  связных  высказываний  в  рассуждениях,  обоснованиях, формулировании выводов);
  • с  литературным  чтением  —  работа  с  текстами  для  создания  образа, реализуемого  в  изделии,  извлечение  предметной  информации  из  деловых статей и текстов.

  Формы учебных занятий: 

  • урок-экскурсия;
  • урок-исследование;
  • урок-практикум;
  • проект.

Технологии, используемые в обучении:

  • развивающего обучения,
  • обучения в сотрудничестве,
  • проблемного  обучения (создание проблемных ситуаций, выдвижение детьми предположений; поиск доказательств;
  • формулирование выводов,
  • сопоставление результатов с эталоном),
  • развития исследовательских навыков,
  • критического мышления,
  • здоровьесбережения и т. д.

        

В курсе предусмотрено использование разнообразных организационных форм обучения: работа в группах и парах; коллективное решение проблемных вопросов;индивидуальные задания.

        III.  Планируемые результаты освоения программы по курсу «Технология»

4 КЛАСС

Личностные

Выпускник будет уметь:

  • оценивать поступки, явления, события с точки зрения собственных ощущений, соотносить их с общепринятыми нормами и ценностями;
  • описывать свои чувства и ощущения от наблюдаемых явлений, событий, изделий декоративноприкладного характера, уважительно относиться к результатам труда мастеров;
  • принимать другие мнения и высказывания, уважительно относиться к ним;
  • опираясь на освоенные изобразительные и конструкторскотехнологические знания и умения, делать выбор способов реализации предложенного учителем или собственного замысла;
  • понимать необходимость бережного отношения к результатам труда людей; уважать людей различного труда.

Метапредметные

Регулятивные УУД                  

Выпускник будет уметь:

  • самостоятельно формулировать цель урока после предварительного обсуждения;
  • анализировать предложенное задание, отделять известное от неизвестного;
  • выявлять и формулировать учебную проблему;
  • выполнять пробные поисковые действия (упражнения), отбирать оптимальное решение проблемы (задачи);
  • предлагать конструкторскотехнологические решения и способы выполнения отдельных этапов изготовления изделий из числа освоенных;
  • самостоятельно отбирать наиболее подходящие для выполнения задания материалы и инструменты;
  • выполнять задание по коллективно составленному плану, сверять свои действия с ним;
  • осуществлять текущий и итоговый контроль выполненной работы, уметь проверять модели в действии, вносить необходимые конструктивные доработки.

Познавательные УУД        

Выпускник будет уметь:

  • искать и отбирать необходимую информацию для решения учебной задачи в учебнике, энциклопедиях, справочниках, Интернете;
  • приобретать новые знания в процессе наблюдений, рассуждений и обсуждений заданий, образцов и материа лов учебника, выполнения пробных поисковых упражнений;
  • перерабатывать полученную информацию: сравнивать и классифицировать факты и явления; определять причинноследственные связи изучаемых явлений (событий), проводить аналогии, использовать полученную информацию для выполнения предлагаемых и жизненных задач;
  • делать выводы на основе обобщения полученных знаний и освоенных умений.

Коммуникативные УУД        

Выпускник будет уметь:

  • формулировать свои мысли с учётом учебных и жизненных речевых ситуаций;
  • высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать и аргументировать;
  • слушать других, уважительно относиться к позиции другого, пытаться договариваться;
  • сотрудничать, выполняя различные роли в группе, в совместном решении проблемы (задачи).

Предметные

1. Общекультурные и общетрудовые компетенции. Основы культуры труда. Самообслуживание.

Выпускник будет иметь общее представление:

  • о творчестве и творческих профессиях, о мировых достижениях в области техники и искусства (в рамках изученного), о наиболее значимых окружающих производствах;
  • об основных правилах дизайна и их учёте при конструировании изделий (единство формы, функции и декора; стилевая гармония);
  • о правилах безопасного пользования бытовыми приборами.

Выпускник будет уметь:

  • организовывать и выполнять свою художественнопрактическую деятельность в соответствии с собственным замыслом;
  • использовать знания и умения, приобретённые в ходе изучения технологии, изобразительного искусства и других учебных предметов в собственной творческой деятельности;
  • защищать природу и материальное окружение и бережно относиться к ним;
  • безопасно пользоваться бытовыми приборами (розетками, электрочайниками, компьютером);
  • выполнять простой ремонт одежды (пришивать пуговицы, зашивать разрывы по шву).

2. Технология ручной обработки материалов. Основы художественнопрактической деятельности.

Выпускник будет знать:

  • названия и свойства наиболее распространённых искусственных и синтетических материалов (бумага, металлы, ткани);
  • последовательность чтения и выполнения разметки развёрток с помощью чертёжных инструментов;
  • линии чертежа (осевая и центровая);
  • правила безопасной работы канцелярским ножом;
  • косую строчку, её варианты, назначение;
  • несколько названий видов информационных технологий и соответствующих способов передачи информации (из реального окружения учащихся).

Выпускник будет иметь представление о:

  • дизайне, его месте и роли в современной проектной деятельности;
  • основных условиях дизайна — единстве пользы, удобства и красоты;
  • композиции декоративноприкладного характера на плоскости и в объёме;
  • традициях канонов декоративноприкладного искусства в изделиях;
  • стилизации природных форм в технике, архитектуре и др.;
  • художественных техниках (в рамках изученного).

Выпускник будет уметь самостоятельно:

  • читать простейший чертёж (эскиз) плоских и объёмных изделий (развёрток);
  • выполнять разметку развёрток с помощью чертёжных инструментов;
  • подбирать и обосновывать наиболее рациональные технологические приёмы изготовления изделий;
  • выполнять рицовку;
  • оформлять изделия и соединять детали петельной строчкой и её вариантами;
  • находить и использовать дополнительную информацию из различных источников (в том числе из Интернета).

3. Конструирование и моделирование.

Выпускник будет знать:

  • простейшие способы достижения прочности конструкций.

Выпускник будет уметь:

  • конструировать и моделировать изделия из разных материалов по заданным декоративнохудожественным условиям;
  • изменять конструкцию изделия по заданным условиям;
  • выбирать способ соединения и соединительного материала в зависимости от требований конструкции.

4. Практика работы на компьютере.

Выпускник будет иметь представление о:

  • использовании компьютеров в различных сферах жизни и деятельности человека.

Выпускник будет знать:

  • названия и основное назначение частей компьютера (с которыми работали на уроках).

Выпускник научится с помощью учителя:

  • создавать небольшие тексты и печатные публикации с использованием изображений на экране компьютера;
  • оформлять текст (выбор шрифта, размера, цвета шрифта, выравнивание абзаца);
  • работать с доступной информацией;
  • работать в программах Word, Power Point.

IV. Учебно-тематический план

4  КЛАСС

На изучение курса «Технология» в 4 классе отводится 1 ч в неделю. Программа рассчитана на  34 часа. (34 учебные недели).

Учебно-тематический план

4 класс (34 ч)

Наименование разделов и тем

Количество часов

Рабочая программа

По КТП

1

Информационный центр

4

4

2

Проект «Дружный класс»

3

3

3

Студия «Реклама»

4

4

4

Студия «Декор интерьера»

5

5

5

Новогодняя студия

3

3

6

Студия «Мода»

7

7

7

Студия «Подарки»

3

3

8

Студия «Игрушки»

5

5

Итого

34

34

V.  Содержание учебного предмета (34ч)

Информационная мастерская (4 часов)

Вспомним и обсудим! Информация. Интернет.

Создание текста на компьютере.

Создание презентаций.

Программа Рower Point. Проверим себя.

Проект «Дружный класс» (3 часа)

Презентация класса.

Эмблема класса.

Папка «Мои достижения».

Проверим себя

Студия «Реклама» (4 часа)

Реклама и маркетинг.

Упаковка для мелочей.

Коробка для подарка.

Упаковка для сюрприза. Проверим себя.

Студия «Декор интерьера» (5 часов)

Интерьеры разных времён.

Художественная техника «декупаж»

Плетённые салфетки.

Цветы из креповой бумаги.

Сувениры на проволочных кольцах.

Изделия из полимеров. Проверим себя.

Новогодняя студия (3 часа)

Новогодние традиции.

Игрушки из зубочисток.

Игрушки из трубочек для коктейля.

Проверим себя.

Студия «Мода» (7 часов)

История одежды и текстильных материалов.

Исторический костюм.

Одежда народов России.

 Синтетические ткани.

Твоя школьная форма.

Объёмные рамки.

Аксессуары одежды.

Вышивка лентами. Проверим себя.

Студия «Подарки» (2 часа)

День защитника Отечества.

Плетёная открытка.

Весенние цветы.

Проверим себя.

Студия «Игрушки» (5 часов)

История игрушек. Игрушка – попрыгушка.

Качающиеся игрушки.

Подвижная игрушка «Щелкунчик»

 Игрушка с рычажным механизмом.

Подготовка портфолио. Проверим себя

VI.  Требования к уровню подготовки обучающихся

Раздел «Общекультурные и общетрудовые компетенции. Основы культуры труда, самообслуживание»

Выпускник научится:

  • называть наиболее распространенные в своем регионе профессии (в том числе профессии своих родителей) и описывать их особенности;
  • понимать общие правила создания предметов рукотворного мира: соответствие изделия обстановке, удобство (функциональность), прочность, эстетическую выразительность — и руководствоваться ими в своей продуктивной деятельности;
  • анализировать предлагаемую информацию, планировать предстоящую практическую работу, осуществлять корректировку хода практической работы, самоконтроль выполняемых практических действий;
  • организовывать свое рабочее место в зависимости от вида работы, выполнять доступные действия по самообслуживанию и доступные виды домашнего труда.

Выпускник получит возможность научиться:

  • уважительно относиться к труду людей;
  • понимать культурно-историческую ценность традиций, отраженных в предметном мире, и уважать их;
  • понимать особенности проектной деятельности, осуществлять под руководством учителя элементарную проектную деятельность в малых группах: разрабатывать замысел, искать пути его реализации, воплощать его в продукте, демонстрировать готовый продукт (изделия, комплексные работы, социальные услуги).

Раздел «Технология ручной обработки материалов. Элементы графической грамоты»

Выпускник научится:

  • на основе полученных представлений о многообразии материалов, их видах, свойствах, происхождении, практическом применении в жизни осознанно подбирать доступные в обработке материалы для изделий по декоративно-художественным и конструктивным свойствам в соответствии с поставленной задачей;
  • отбирать и выполнять в зависимости от свойств освоенных материалов оптимальные и доступные технологические приемы их ручной обработки при разметке деталей, их выделении из заготовки, формообразовании, сборке и отделке изделия; экономно расходовать используемые материалы;
  • применять приемы рациональной безопасной работы ручными инструментами: чертежными (линейка, угольник, циркуль), режущими (ножницы) и колющими (швейная игла);
  • выполнять символические действия моделирования и преобразования модели и работать с простейшей технической документацией: распознавать простейшие чертежи и эскизы, читать их и выполнять разметку с опорой на них; изготавливать плоскостные и объемные изделия по простейшим чертежам, эскизам, схемам, рисункам.

Выпускник получит возможность научиться:

  • отбирать и выстраивать оптимальную технологическую последовательность реализации собственного или предложенного учителем замысла;
  • прогнозировать конечный практический результат и самостоятельно комбинировать художественные технологии в соответствии с конструктивной или декоративно-художественной задачей.

Раздел «Конструирование и моделирование»

Выпускник научится:

  • анализировать устройство изделия: выделять детали, их форму, определять взаимное расположение, виды соединения деталей;
  • решать простейшие задачи конструктивного характера по изменению вида и способа соединения деталей: на достраивание, придание новых свойств конструкции, а также другие доступные и сходные по сложности задачи;
  • изготавливать несложные конструкции изделий по рисунку, простейшему чертежу или эскизу, образцу и доступным заданным условиям.

Выпускник получит возможность научиться:

  • соотносить объемную конструкцию, основанную на правильных геометрических формах, с изображениями их разверток;
  • создавать мысленный образ конструкции с целью решения определенной конструкторской задачи или передачи определенной художественно-эстетической информации, воплощать этот образ в материале.

Раздел «Практика работы на компьютере»

Выпускник научится:

  • соблюдать безопасные приемы труда, пользоваться персональным компьютером для воспроизведения и поиска необходимой информации в ресурсе компьютера, для решения доступных конструкторско-технологических задач;
  • использовать простейшие приемы работы с готовыми электронными ресурсами: активировать, читать информацию, выполнять задания;
  • создавать небольшие тексты, использовать рисунки из ресурса компьютера;

Выпускник получит возможность научиться: 

  • пользоваться доступными приемами работы с готовой текстовой, визуальной, звуковой информацией в сети Интернет,
  • также познакомиться с доступными способами ее получения, хранения, переработки.

VII. Система оценки достижения планируемых результатов освоения предмета.

Оценка деятельности учащихся осуществляется в конце каждого урока. Оцениваются:

  • качество  выполнения  изученных  на  уроке  технологических  способов  и приёмов и работы в целом;
  • степень самостоятельности (вместе с учителем, с помощью учителя, под контролем учителя);
  • уровень  творческой  деятельности  (репродуктивный,  продуктивный  или частично  продуктивный),  найденные  продуктивные  конструкторские  и технологические решения.

Предпочтение  следует  отдавать  качественной  оценке  деятельности каждого  ребёнка  на  уроке:  его  личным  творческим  находкам  в  процессе обсуждений и самореализации.

Нормы оценок выполнения обучаемыми практических работ

Характеристика цифровой оценки (отметки)

•        “5” ставится, если ученик выполнил работу в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности, проявил организационно-трудовые умения (поддерживал чистоту рабочего места и порядок на столе, экономно расходовал материалы, работа аккуратная); изделие изготовлено с учетом установленных требований; - полностью соблюдались правила техники безопасности.

•        “4” ставится, если работа выполнена не совсем аккуратно, измерения не достаточно точные, на рабочем месте нет должного порядка; изделие изготовлено с незначительными отклонениями; полностью соблюдались правила техники безопасности.

•        “3” ставится, если работа выполнена правильно только наполовину, ученик неопрятно, неэкономно расходовал материал, не уложился в отведенное время, изделие изготовлено с нарушением отдельных требований;  не полностью соблюдались правила техники безопасности.

        «2» ставится, если   имеют место существенные недостатки в планировании труда и организации рабочего места; неправильно выполнялись многие приемы труда; самостоятельность в работе почти отсутствовала; изделие изготовлено со значительными нарушениями требований; не соблюдались многие правила техники безопасности.

       «1» ставится, если не планировался труд, неправильно организованно рабочее место; неправильно выполнились приемы труда; отсутствует самостоятельность в работе; изделие изготовлено с грубыми нарушениями требований; не соблюдались правила техники безопасности.

Примерный характер оценок предполагает, что при их использовании следует учитывать цели контроля успеваемости, индивидуальные особенности школьников, содержание и характер труда.

Нормы оценок теоретических знаний

При устном ответе обучаемый должен использовать «технический язык», правильно применять и произносить термины.

«5» ставится, если обучаемый:

-  полностью усвоил учебный материал;                                                                                                                                                             -  умеет изложить его своими словами;                                                                                                                                  -  самостоятельно подтверждает ответ конкретными примерами;                                                                                   -  правильно и обстоятельно отвечает на дополнительные вопросы учителя.

«4» ставится, если обучаемый:

-  в основном усвоил учебный материал;                                                                                                                                                  -  допускает незначительные ошибки при его изложении своими словами;                                                                      -  подтверждает ответ конкретными примерами;                                                                                                               -  правильно отвечает на дополнительные вопросы учителя.

        «3» ставится, если обучаемый:

-  не усвоил существенную часть учебного материала;                                                                                                           -  допускает значительные ошибки при его изложении своими словами;                                                                                            -  затрудняется подтвердить ответ конкретными примерами;                                                                                              -  слабо отвечает на дополнительные вопросы.

«2» ставится, если обучаемый:

-  почти не усвоил учебный материал;                                                                                                                                  -  не может изложить его своими словами;                                                                                                                             -  не может подтвердить ответ конкретными примерами;                                                                                                    -  не отвечает на большую часть дополнительных вопросов учителя.

VIII. Материально-техническое учебно-методическое и информационное обеспечение образовательного процесса 

Программы:

  1. Примерные программы по учебным предметам. Начальная школа. В 2 ч. Ч.1 - М. : Просвещение, 2014
  2. Программа формирования универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального общего образования.
  3. Лутцева Е.А., Зуева Т.П.  Технология: Рабочие программы. Предметная линия учебников системы «Школа России». 1-4 классы: пособие для учителей общеобразоват. учреждений,  М.:«Просвещение» 2014

Учебно-методические пособия для учителя:

Основная литература:

Лутцева Е.А., Зуева Т.П. Технология. Методическое пособие с поурочными разработками. 4 класс. - М., Просвещение, 2014

Дополнительная литература:

Лутцева Е.А. Комплекты демонстрационных таблиц по технологии для начальной школы. М., Варсон – 2014

Учебные пособия для учащихся:

  1. Лутцева Е.А., Зуева Т.П. Технология. 4 класс. Учебник для общеобразовательных организаций – М., Просвещение, 2014
  2. Лутцева Е.А., Зуева Т.П. Технология. 4класс. Рабочая тетрадь – М., Просвещение, 2014.

Электронные ресурсы

  1. Сайт «Начальная школа» http://1-4.prosv.ru
  2. Детские электронные книги и презентации: http://viki.rdf.ru/
  3. Учительский портал: http://www.uchportal.ru/
  4. http://www.zavuch.info/
  5. официальный сайт образовательной программы «Школа России»: school-russia.prosv.ru
  6. Детские презентации http://viki.rdf.ru/list-all-presentations/
  7. В помощь современному учителю http://k-yroky.ru/load/67

IX. Контрольно-измерительные материалы по технологии 4 класс

Контрольные работы по технологии за курс 4 класса

I четверть

Входной контроль остаточных знаний

  1. Закончите фразу: инструменты – это…

а) предметы, вещества, идущие на изготовление чего-либо

б) орудия для производства каких-нибудь работ

  1. Выберите и подчеркните из предложенного списка  инструменты.

Канцелярский нож,  клей, ножницы, игла, ткань, нитки, линейка, бумага

  1. Этот материал представляет собой искусственную невысыхающую массу, которую многократно используют в поделках. Состав его может быть разнообразным, но, как правило, в него входит воск и глина. Назовите этот материал. ____________________________________________________________

  1. Какое утверждение верно?

а) Материалы – это линейка, клей, треугольник.

б) Материалы – это бумага, нитки, пластилин.

  1. Перед вами правило безопасной работы с одним из часто используемых в работе инструментов:

Этот инструмент нужно передавать своему товарищу, держа его за лезвие;  во время работы с ним нельзя отвлекаться и размахивать им; на столе этот инструмент должен лежать с сомкнутыми лезвиями.

Назовите этот инструмент: ______________________________________________

  1. Из чего состоит компьютер? Выберите и подчеркните:

Монитор, розетка, клавиатура, наушники, системный блок, мышь, планшет


II четверть

Контрольная работа за I полугодие

  1. Выберите и подчеркните строительные профессии:

Штукатур, библиотекарь, крановщик, маляр, водитель, монтажник, электрик, кондитер.

  1. Перед вами правила безопасной работы с одним из часто используемых в работе инструментов:

Этот инструмент нельзя оставлять на столе, втыкать в одежду, во время работы с ним нельзя отвлекаться, хранить его нужно вместе с нитью. Назовите этот инструмент: __________________________________________________________

  1. Из каких частей состоит компьютер? _____________________________________________________________________

_____________________________________________________________________

  1. Расставьте по порядку ваши действия по изготовлению чего-либо:

____     Составление чертежа

____     Соединение деталей, сборка

____     Идея, проект

____     Оформление, декор готового изделия

____     Изготовление деталей

  1. Какое утверждение верно?

            а) Инструменты – это линейка, клей, треугольник.

            б) Инструменты – это игла, ножницы, треугольник.


IV четверть

Контрольная работа по итогам года

  1. Соедините линиями материал и изделие из него:

Шерсть                         Сметана

Какао                            Свитер

Нефть                            Шоколад

Молоко                         Бензин

  1. Приведи примеры положительного и отрицательного влияния человека на окружающую среду:

Положительное: ______________________________________________________

_____________________________________________________________________

Отрицательное: _______________________________________________________

_____________________________________________________________________

  1. Составьте и запишите 2-3 рекомендации по улучшению экологической ситуации в нашем городе.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Выберите и подчеркните основные требования дизайна к изделиям:

Выгода, удобство, польза, дешевизна, изящество, красота.

  1. Какие технические изобретения вошли в нашу жизнь в конце 19-начале 20 века?

__________________________________________________________________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________

  1. Соедини линиями части персонального компьютера с их назначением:

Монитор                          Управление

Клавиатура                      Мозг

Мышь                              Экран

Системный блок             Набор текста

  1. Приведите примеры:

Материалы: _________________________________________________________

____________________________________________________________________

Инструменты: _______________________________________________________

____________________________________________________________________


Календарно-тематическое планирование 4 класс технология Е.А. Лутцева, Т.П. Зуева (34 часа)

№ урока

Дата проведения

Тематическое планирование

Характеристика видов деятельности учащихся

По плану

По факту

Информационный центр (4 часа)

Вспомним и обсудим!

Повторение изученного в 3 классе материала. Общее представление о требованиях к изделиям (прочность, удобство, красота). Сравнение изделий, строений по данным требованиям. Повторение ранее изученных понятий в форме кроссвордов. Решение и составление кроссвордов на конструкторско-технологическую тематику (по группам)

Самостоятельно:

- анализировать графические изображения по вопросам к ним;

- наблюдать и сравнивать художественно-конструкторские особенности различных изделий, делать выводы; - организовывать свою деятельность: готовить рабочее место, соблюдать правила безопасного рационального труда, осуществлять сотрудничество в малой группе;

- искать, отбирать и использовать необходимую информацию из разных источников;

- использовать свои знания для решения технологических кроссвордов, составлять аналогичные кроссворды;

- оценивать результаты своей работы и работы одноклассников;

- обобщать (называть) то новое, что освоено;

- искать информацию в приложении учебника, книгах, энциклопедиях, журналах, Интернете

2-3

Информация. Интернет. (2 часа)

Введение понятий «информация», «Интернет» . Повторение правил работы на компьютере, названий и назначений частей компьютера. Знакомство с назначением сканера. О получении информации человеком с помощью органов чувств. Книга (письменность) как древнейшая информационная технология. Интернет - источник информации.

Освоение алгоритма поиска информации технологического и другого учебного содержания в Интернете Создание таблиц в про- грамме Word. Использование таблиц для выполнения учебных задании.

Самостоятельно:

- анализировать способы получения информации человеком в сравнении с возможностями компьютера;

- выполнять правила безопасного пользования компьютером;

- организовывать свою деятельность: готовить рабочее место, соблюдать правила безопасного рационального труда;

- осуществлять сотрудничество в малой группе, договариваться, помогать друг другу в совместной работе;

- оценивать результаты своей работы и работы одноклассников;

- обобщать (называть) то новое, что освоено.

С помощью учителя:

- исследовать возможности и осваивать приёмы работы с Интернетом для поиска необходимой учебно-познавательной информации;

- обсуждать и рассуждать с опорой на вопросы учебника и учителя, делать выводы о наблюдаемых явлениях;

- осваивать способы создания и обработки текстов, тематических таблиц в компьютере, создания простейших презентаций в программе Power Point;

- искать, отбирать и использовать необходимую информацию из разных источников;

- выполнять практическую работу с опорой на инструкцию, рисунки и схемы;

- обсуждать и оценивать свои знания по теме, исправлять ошибки

4

Создание презентаций. Программа Power Point.

Введение понятий «презентация», «компьютерная презентация». 3накомство с возможностями

программы Power Point. Создание компьютерных презентаций с использованием рисунков и шаблонов из ресурса компьютера. Создание презентаций

по разным темам учебного курса технологии и других учебных предметов.

Проверим себя. Проверка знаний и умении по теме.

Проект «Дружный класс» ( 3 часа)

5

Презентация класса (проект).

Выбор тем страниц презентации, стиля их оформления. Распределение работы по группам. Распечатывание страниц презентации. Определение способа сборки альбома. Использование ранее освоенных знаний и умений.

Изготовление компьютерной презентации класса на основе рисунков и шаблонов из ресурса компьютера с последующим распечатыванием страниц и оформлением в форме альбома, панно, стенда и т. п.

Самостоятельно:

- организовывать свою деятельность: готовить рабочее место, соблюдать правила безопасного рационального труда;

- осуществлять сотрудничество в малoй группе, договариваться, помогать друг другу в совместной работе, исполнять разные социальные роли;

- использовать полученные знания и умения в схожих и новых ситуациях;

- анализировать предложенные задания, конструктивные особенности и технологии изготовления изделий;

- наблюдать и сравнивать дизайн предложенных образцов страниц, делать выводы о наблюдаемых явлениях;

- формулировать возникающие проблемы, искать пути их решения, отбирать оптимальный способ выполнения проекта, обосновывать выбор оптимального решения;

- выполнять правила безопасного пользования компьютером;

- выполнять практическую работу с опорой на рисунки, схемы, проверять изделия в действии, корректировать конструкцию и технологию изготовления;

- искать информацию в приложении учебника, книгах, энциклопедиях, журналах, Интернете;

- обсуждать и оценивать результаты своей работы и работы одноклассников, исправлять свои ошибки.

С помощью учителя:

- открывать новые знания и умения, решать конструкторско-технологические задачи через наблюдения и рассуждения, упражнения (способы оформления страниц, материалы и способы соединения деталей эмблемы, её крепления на различных поверхностях и др.);

- планировать предстоящую практическую деятельность в соответствии с её целью, задачами, особенностями выполняемого задания;

- обсуждать и оценивать свои знания по теме, исправлять ошибки

6

Эмблема класса. 

3накомство с понятием « эмблема». Требования к эмблеме (схематичность, отражение самого существенного с целью узнавания отражаемого события или явления). Обсуждение вариантов эмблемы класса. Работа в группах. Изготовление эскизов эмблем. Подбор конструкций эмблем, технологий их изготовления. Выбор окончательного варианта эмблемы класса по критериям: требования к содержанию эмблемы, прочность, удобство использования, красота. Подбор материалов и инструментов.

Изготовление эмблемы класса с использованием известных способов и художественных техник, а также освоенных возможностей компьютера

7

Папка «Мои достижения».

Обсуждение возможных конструкций папок и материалов с учётом требований к изделию (удобство, прочность, красота), замков, вариантов оформления папок. Папки, упаковки для плоских и объёмных изделий. Обсуждение способов расчёта размеров папки. Выбор своей конструкции каждым учеником. Использование ранее освоенных знаний и умений.

Изготовление папки (упаковки) достижений на основе ранее освоенных знаний и умений.

Проверим себя. Проверка знаний и умений по теме

Студия «Реклама» ( 4 часа)

8

Реклама и маркетинг.

Знакомство с понятиями «реклама.), «маркетолог» , «маркетинг», « дизайнер ». Виды рекламы  (звуковая, зри тельная, зрительно-звуковая). Назначение рекламы, профессии людей, участвующих в рекламной деятельности. Художественные приёмы, используемые в рекламе. Индивидуальная или групповая работа по созданию рекламы известных ученикам изделий, товаров

Самостоятельно:

- организовывать свою деятельность: готовить рабочее место, соблюдать правила безопасного рационального труда;

- осуществлять сотрудничество в малой группе, договариваться, помогать друг другу в совместной работе, исполнять разные социальные роли;

- использовать полученные знания и умения о развёртках, чертежах, чертежных инструментах для выполнения практических работ;

- анализировать предложенные задания, конструктивные особенности и технологии изготовления папок, коробок-упаковок;

- формулировать возникающие проблемы, искать пути их решения отбирать оптимальный способ выполнения изделия, обосновывать выбор оптимального решения;

- планировать предстоящую практическую деятельность в соответствии с ее целью, задачами, особенностями выполняемого задания;

- выполнять практическую работу с опорой на чертежи, рисунки, схемы, проверять изделия в действии, корректировать конструкцию и технологию изготовления;

- искать информацию в приложении учебника, книгах, энциклопедиях, журналах, Интернете;

- обсуждать и оценивать результаты своей работы и работы одноклассников, исправлять свои ошибки.

С помощью учителя:

  • наблюдать и сравнивать особенности рекламных продуктов, конструкций коробок, способов изготовления объёмных упаковок;
  • делать выводы о наблюдаемых явлениях;
  • открывать новые знания и умения, решать конструкторско-технологические задачи через наблюдения и рассуждения, упражнения  (способы построения форм развёрток, расчёта их размеров, способы изготовления замков, оформления, подбор материалов и др.);
  • обсуждать и оценивать свои знания по теме, исправлять ошибки

9

Упаковка для мелочей. 

Виды упаковок, назначение упаковок. Требования к упаковкам  (к конструкциям и материалам). Конструкции упаковок-коробок. Преобразование развёрток (достраивание, изменение размеров и формы). Расчёт размеров упаковок и их развёрток. Подбор материалов и способов оформления. Использование ранее освоенных знаний и умений. Изготовление упаковок для мелочей из развёрток разных форм с расчётом необходимых размеров

10

Коробочка для подарка. 

Конструкции упаковок коробок. Расчёт размеров упаковок и их развёрток. Варианты замков коробок. Подбор материалов и способов оформления. Использование ранее освоенных знаний и умений.

Изготовление коробочек для сюрпризов из развёрток разных форм с расчётом необходимых размеров

11

Упаковка для сюрприза.

Построение развёрток пирам ид с помощью шаблонов (l-й способ) и с помощью циркуля (2-й способ). Способы изменения высоты боковых граней пирамиды. Использование ранее освоенных знаний и умений.

Изготовление упаковок пирамидальной формы двумя способами.

Проверим себя. Проверка знаний и умении по теме

Студия «Декор интерьера» ( 5 часов)

12

Интерьеры разных времён.

Художественная техника «декупаж». Знакомство с понятиями: «интерьер», «декупаж». Использование разных материалов, элементов декора в интерьерах разных эпох и уровней достатка. Декор интерьеров. Художественная техника декупажа. Её история. Приёмы выполнения декупажа.

Изготовление изделий (декорирование) в художественной технике «декупаж».

Самостоятельно:

- организовывать свою деятельность: готовить рабочее место, соблюдать правила безопасного рационального труда;

- осуществлять сотрудничество в малой группе, договариваться, помогать друг другу в совместной работе, исполнять разные социальные роли;

_ использовать полученные знания и умения по обработке бумаги, картона, ткани для выполнения практических работ;

_ анализировать предложенные задания, конструктивные особенности и технологии изготовления изделий;

_ наблюдать и сравнивать конструктивные и декоративные особенности изделий, особенности технологий их изготовления, делать выводы о наблюдаемых явлениях;

_ формулировать возникающие проблемы, искать пути их решения, отбирать оптимальный способ выполнения изделия, обосновывать выбор оптимального решения;

_ планировать предстоящую практическую деятельность в соответствии с её целью, задачами, особенностями выполняемого задания;

_ выполнять практическую работу с опорой на рисунки, схемы, проверять изделия в действий, корректировать конструкцию и технологию изготовления;

_ искать информацию в приложении учебника, книгах, энциклопедиях, журналах, Интернете;

_ обсуждать и оценивать результаты своей работы и работы одноклассников, исправлять свои ошибки.

С помощью учителя:

- наблюдать и сравнивать интерьеры разных времён и стилей, свойства изучаемых материалов, способы их обработки, конструктивные и технологические особенности разных художественных техник, приёмы их выполнения;

- открывать новые знания и умения, решать ·.конструкторско-технологические задачи через наблюдения и рассуждения, пробные упражнения, исследования (понятия «интерьер», «декупаж», «полимеры», приёмы выполнения декупажа, плетения по кругу, свойства и приёмы обработки креповой бумаги, пенопласта, подвижное проволочное соединение деталей, свойства и приём);

- обсуждать и оценивать свои знания по теме, исправлять ошибки, формулировать аналогичные задания

13

Плетёные салфетки. 

Различное назначение салфеток. Материалы, из которых можно изготавливать салфетки. Способы изготовления салфеток. Использование чертёжных инструментов для разметки деталей плетёных салфеток. использование ранее освоенных знаний и умений.  Изготовление плетёных салфеток с помощью чертёжных инструментов

14

Цветы из креповой бумаги.

Повторение свойств креповой бумаги. Сравнение свойств креповой бумаги со свойствами других видов бумаги. Технология обработки креповой бумаги (сравнение и перенос известных способов обработки). Использование ранее освоенных знаний  и умений.

Изготовление цветов из креповой бумаги

15

Сувениры на проволочных кольцах. 

Повторение способов соединения деталей. Соединение деталей на крючках. Свойства тонкой проволоки, придание спиралевидной и кольцевой формы проволоке путём её накручивания на стержень.

Использование ранее освоенных знаний и умений.

Изготовление изделий из картона с соединением деталей проволочными кольцами и петлями

16

Изделия из полимеров. 

Введение понятия «полимеры». Использование полимеров в нашей жизни. Свойства поролона, пенопласта, полиэтилена в сравнении между собой и со свойствами других известных материалов. Повторение правил безопасной работы канцелярским ножом. Упражнение в обработке пенопласта - тонкого (пищевые лотки) и толстого (упаковка техники). Использование ранее освоенных .знаний и умений.

Изготовление изделий из тонкого и толстого пенопласта. Проверим себя. Проверка знаний и умений по теме

Новогодняя студия ( 3 часа)

17

Новогодние традиции. 

История новогодних традиций России и других стран. Главные герои новогодних праздников разных стран. Комбинирование бумажных материалов. Использование ранее освоенных знаний и умений.

Изготовление новогодних игрушек с объёмными слоёными деталями из креповой бумаги

Самостоятельно:

- организовывать свою деятельность: готовить рабочее место, соблюдать правила безопасного рационального

труда;

- осуществлять сотрудничество в малой группе, договариваться, помогать друг другу в совместной работе, исполнять разные социальные роли;

- использовать полученные знания и умения по обработке бумаги, картона, полимеров для выполнения практических работ;

- анализировать предложенные задания, конструктивные особенности и технологии изготовления игрушек;

- наблюдать и сравнивать конструктивные и декоративные особенности изделий, особенности технологий их изготовления;

- делать выводы о наблюдаемых явлениях;

- формулировать возникающие проблемы, искать пути их решения, отбирать оптимальный способ выполнения изделия, обосновывать выбор оптимального решения;

- планировать предстоящую практическую деятельность в соответствии с её целью, задачами, особенностями выполняемого задания;

- выполнять практическую работу с опорой на рисунки, схемы, проверять изделия в действии, корректировать конструкцию и технологию изготовления;

- искать информацию в приложении учебника, книгах, энциклопедиях, журналах, Интернете;

- обсуждать и оценивать результаты своей работы и работы одноклассников, исправлять свои ошибки.

С помощью учителя:

- наблюдать и сравнивать конструктивные особенности изделий, технологии их изготовления, свойства изучаемых материалов, -способы их обработки, способы соединения разных материалов;

- открывать новые знания и умения, решать конструкторско-технологические задачи через наблюдения и

рассуждения, упражнения, исследования (способ получения объёмной формы из креповой бумаги, способы изготовление призм, пирамид, звёзд из зубочисток и трубочек для коктейля); - обсуждать и оценивать свои знания по теме, исправлять ошибки, формулировать аналогичные задания

18

Игрушки из зубочисток.

Знакомство с понятиями, относящимися к объёмным геометрическим фигурам: вершина и ребро. Узнавание и называние объёмных геометрических фигур. Нахождение и счёт вершин и рёбер фигур. Подбор материалов для изготовления моделей объёмных геометрических фигур по заданным требованиям к конструкции. Использование зубочисток, пробок из пробкового дерева и других материалов или изделий в качестве деталей конструкций. Использование ранее освоенных знаний и умений.  Изготовление игрушек объёмных геометрических форм из зубочисток с их закреплением в углах с помощью пробок, пенопласта, пластилина и т. п.

19

Игрушки из трубочек для коктейля.

Свойства пластиковых трубочек для коктейля. Использование данных свойств для подбора технологии изготовления новогодних игрушек (связывание, резаHиe' нанизывание на нитку или тонкую проволоку). Использование ранее освоенных знаний и умений.

Изготовление игрушек из трубочек для коктейля путём их нанизываHия на нитку или тонкую проволоку .

Проверим себя. Проверка знаний и умении по теме

Студия «Мода» ( 7 часов)

20

История одежды и текстильных материалов. 

Мода разных времён. Особенности материалов одежды разных времён. Профессии людей, создающих моду и одежду. Виды тканей натурального и искусственного происхождения. Использование ранее освоенных знаний и умений. Проектное задание по поиску информации о стране происхождения разных видов тканей. Подбор образцов тканей для коллекции

Самостоятельно:

- организовывать свою деятельность: готовить рабочее место, соблюдать правила безопасного рационального труда;

- осуществлять сотрудничество в

малой группе, договариваться, помогать друг другу в совместной работе, исполнять разные социальные роли; - использовать полученные знания и умения об обработке текстиля, бумаги и картона для выполнения практических работ;

- исследовать свойства тканей натурального и искусственного происхождения, выбирать ткани для своих работ по свойствам и происхождению; - анализировать предложенные задания, конструктивные особенности и технологии изготовления изделий из тканей, комбинированных изделий;

- формулировать возникающие проблемы, искать пути их решения, отбирать оптимальный способ выполнения изделия, обосновывать выбор оптимального решения;

- планировать предстоящую практическую деятельность в соответствии с её целью, задачами, особенностями выполняемого задания;

- выполнять практическую работу с опорой на рисунки, схемы, проверять изделия в действии, корректировать конструкцию и технологию изготовления;

- искать информацию в приложении учебника, книгах, энциклопедиях, журналах, Интернете;

-- обсуждать и оценивать результаты своей работы и работы одноклассников, исправлять свои ошибки.

С помощью учителя:

- наблюдать и сравнивать конструктивные особенности изделий, свойства изучаемых материалов, способы их обработки, технологические приёмы, делать выводы о наблюдаемых явлениях;

- открывать новые знания и умения, решать конструкторско-технологические задачи через наблюдения и рассуждения, упражнения (приёмы оклеивания картонной основы тканью с формированием сборок и складок, способы изготовления силуэтов фигур человека, приёмы вышивки крестообразной строчкой и её вариантами, узкими лентами, приёмы изготовления объёмной рамки для композиции и др.);

- знакомиться с историей костюма, культурой народов России и мира;

- обсуждать и оценивать свои знания по теме, исправлять ошибки

21

Исторический костюм.

Мода разных времён. Особенности фасонов одежды разных времён. Основные конструктивные особенности платьев разных эпох. Оклеивание картонных деталей тканью. Изготовление складок из ткани на картонной детали. Проект «Костюм эпохи». Использование ранее освоенных знаний и умений.

Изготовление плоскостной картонной модели костюма исторической эпохи

22

Одежда народов России. 

Национальная одежда народов России. Основные составляющие женского (рубаха, юбка-понёва, фартук, сарафан) и мужского (рубаха, порты, кушак) платья. Основные материалы национальной одежды (лён, хлопчатобумажная ткань). Головные уборы девушек и замужних женщин разных губерний России. История женских головных уборов, их современные фасоны. Проект «Национальный исторический костюм». Использование ранее освоенных знаний и умений.

Изготовление плоскостной картонной модели народного или исторического костюма народов России

23

Синтетические ткани. 

Синтетические ткани, их происхождение. Свойства синтетических тканей. Сравнение свойств синтетических и натуральных тканей. Использование специфических свойств- синтетических тканей для изготовления специальной защитной одежды. Профессии людей, в которых используются специальные костюмы. Использование ранее  освоенных знаний и умений.  Изготовление коллекции тканей Изготовление вариантов  школьной формы для картонных кукол

24

Объёмные рамки.

Повторение знаний о чертеже, линиях чертежа и условных обозначениях, о чертёжных инструментах. Расчёт размеров рамок. Получение объёма складыванием. Проработка сгибов биговкой. Использование других ранее освоенных знаний и умений. Изготовление объёмных рамок для плоскостных изделий с помощью чертежных инструментов

25

Аксессуары одежды.

Виды аксессуаров одежды. Отделка аксессуаров вышивкой. Освоение строчки крестообразного стежка и его

26

Вышивка лентами.

Об истории вышивки лентами. Выбор материалов для вышивки. Вдевание в иглу и закрепление тонкой ленты на ткани в начале и конце работы. Некоторые доступные приёмы вышивки лентами. Разметка рисунка для вышивки. Использование других ранее освоенных знаний и умений.

Изготовление вышивок тонкими лентами, украшение изделий вышивками тонкими лентами.

Проверим себя. Проверка знаний и умений по теме

Студия «Подарки» (3 часа)

27

Плетёная открытка. 

Особенности конструкций ранее изготовленных сложных открыток. Конструктивная особенность плетёной открытки. Выбор размера и сюжетов оформления открытки в зависимости от её назначения. Использование других ранее освоенных знаний и умений. Изготовление открытки сложной конструкции по заданным требованиям к ней (размер, оформление и др.)

Самостоятельно:

- организовывать свою деятельность: готовить рабочее место, соблюдать правила безопасного рационального труда;

- осуществлять сотрудничество в малой группе, договариваться, помогать друг другу в совместной работе, исполнять разные социальные роли;

- использовать полученные знания о развёртках, чертежах, чертёжных инструментах и умения работать с ними для выполнения' практических работ; - анализировать предложенные задания, конструктивные особенности и технологии изготовления изделий, делать выводы о наблюдаемых явлениях; - формулировать возникающие проблемы, искать пути их решения, отбирать оптимальный способ выполнения изделия, обосновывать выбор оптимального решения.

С помощью учителя:

- открывать новые знания и умения, решать конструкторско-технологические задачи через наблюдения и рассуждения, упражнения (особенности конструкций изделий и их изготовление);

- планировать предстоящую практическую деятельность в соответствии с её целью, задачами, особенностями выполняемого задания;

- выполнять практическую работу с опорой на чертежи, рисунки, схемы, проверять изделия в действии, корректировать конструкцию и технологию изготовления;

- искать информацию в приложении учебника, книгах, энциклопедиях, журналах, Интернете;

- обсуждать и оценивать результаты своей работы и работы одноклассников, исправлять свои ошибки;

- обсуждать и оценивать свои знания по теме, исправлять ошибки

28

День защитника Отечества.

О наиболее значимых победах Российского государства в разные времена. Царь-пушка, её история. Групповой проект. Использование других ранее освоенных знаний и умений (изготовление объёмных деталей по чертежам и др.). Изготовление макета Царь-пушки или объёмного макета другого исторического военного технического объекта

29

Весенние цветы.

Об истории Международного женского дня

8 Марта. Особенности конструкций ранее изготовленных сложных открыток, узнавание в них ранее освоенных художественных техник. Подбор технологии изготовления представленных образцов цветков из числа известных. Использование других ранее освоенных знаний и умений.

Изготовление цветков сложных конструкций на основе ранее освоенных знаний и умений.

Проверим себя. Проверка знаний и умений по теме

Студия «Игрушки» (5 часов)

30

История игрушек. Игрушка-попрыгушка.

Общее представление о происхождении и назначении игрушек. Материалы, из которых изготавливали и изготавливают игрушки. Российские традиционные игрушечные промыслы. Современные игрушки (механические, электронные, игрушки-конструкторы

и др.). Их развивающие возможности. Игрушки с подвижными механизмами. Конструкции подвижных механизмов. Раздвижной подвижный механизм. Использование других ранее освоенных знаний и умений. Изготовление игрушек с раздвижным подвижным механизмом

Самостоятельно:

- организовывать свою деятельность: готовить рабочее место, соблюдать правила безопасного рационального труда;

- осуществлять сотрудничество в малой группе, договариваться, помогать друг другу в совместной работе, исполнять разные социальные роли;

- использовать полученные знания и умения по обработке бумаги, картона, ткани и других. материалов для выполнения практических работ;

- анализировать предложенные задания, конструктивные особенности и технологии изготовления игрушек;

- формулировать возникающие проблемы, искать пути их решения, отбирать оптимальный способ выполнения изделия, обосновывать выбор оптимального решения;

- планировать предстоящую практическую деятельность в соответствии с её целью, задачами, особенностями выполняемого задания;

- выполнять практическую работу с опорой на рисунки, схемы, проверять изделия в действии, корректировать конструкцию и технологию изготовления;

- искать информацию в приложении учебника, книгах, энциклопедиях, журналах, Интернете;

- обсуждать и оценивать результаты своей работы и работы одноклассников, исправлять свои ошибки.

С помощью учителя:

- наблюдать и сравнивать конструктивные и декоративные особенности изделий, технологии их изготовления, свойства изучаемых материалов, способы их обработки, способы подвижного и неподвижного соединения разных материалов;

- открывать новые знания и умения, решать конструкторско-технологические задачи через наблюдения и рассуждения, упражнения, исследования (конструктивные особенности механизмов игрушек-попрыгушек, качающихся игрушек, игрушек типа «Щелкунчик», игрушек с рычажным механизмом);

- знакомиться с традициями и творчеством мастеров-игрушечников родного края и России;

- обсуждать и оценивать свои знания по теме, исправлять ошибки, формулировать аналогичные задания

31

Качающиеся игрушки. 

Сравнение конструктивных особенностей изделий и их качающихся механизмов. Изготовление качающегося механизма складыванием деталей. Использование щелевого замка. Использование других ранее освоенных знаний и умений.

Изготовление игрушек с качающимся механизмом из сложенных деталей. Использование щелевого замка

32

Подвижная игрушка «Щелкунчик». 

Подвижный механизм типа «Щелкунчик». Особенности его конструкции и изготовления. Использование щелевого замка. Использование других ранее освоенных знаний и умений.

Изготовление игрушек с подвижным механизмом типа «Щелкунчик»

33

Игрушка с рычажным механизмом.

Рычажный механизм. Особенности его конструкции и изготовления. Использование других ранее освоенных знаний и умений.

Изготовление игрушек с рычажным механизмом

34

Подготовка портфолио.

 Отбор и обсуждение зачётных работ за все четыре года обучения

Проверим себя. Проверка знаний и умении за курс             4 класса

Самостоятельно:

- организовывать свою деятельность: готовить рабочее место, соблюдать правила безопасного рационального труда;

- осуществлять сотрудничество в малой группе, договариваться, помогать друг другу в совместной работе, исполнять разные социальные роли;

- использовать полученные знания и умения для выполнения практических работ;

- анализировать предложенные задания, конструктивные особенности и технологии изготовления изделий, делать выводы о наблюдаемых явлениях; - формулировать возникающие проблемы, искать пути их решения, отбирать оптимальный способ выполнения изделия, обосновывать выбор оптимального решения;

- открывать новые знания и умения, решать конструкторско-технологические задачи через наблюдения и рассуждения, упражнения (особенности конструкций изделий и их изготовление); - планировать предстоящую практическую деятельность в соответствии с её целью, задачами, особенностями выполняемого задания;

- выполнять практическую работу с опорой на чертежи, рисунки, схемы, проверять изделия в действии, корректировать конструкцию и технологию изготовления;

- искать информацию в приложении учебника, книгах, энциклопедиях, журналах, Интернете;

- обсуждать и оценивать результаты своей работы и работы одноклассников, исправлять свои ошибки


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа курса "Технология" УМК "Перспективная начальная школа", 4 класс .

Рабочая программа курса "Технология" УМК "Перспективная начальная школа", 4 класс (паспорт программы, пояснительная записка, содержание курса, УМК, тематическое планирование, требование к уровню подго...

Рабочая программа курса Технология для 3 класса

Рабочая программа по технологии для 3 класса по  программе Занкова Л. В....

Рабочая программа курса «Технология» для 4 класса

Программа  составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, на основе примерной основной образовательной программы ...

Рабочая программа курса «Технология» для 2 класса

Программа  составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, на основе примерной основной образовательной программы ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА « ТЕХНОЛОГИЯ» ДЛЯ 4 КЛАССА ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА «НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА XXI ВЕКА» АВТОР – ЛУТЦЕВА Е.В.

Календарно – тематическое планированиеуроков технологии (интегрированный курс с ИКТ)Настоящий календарно-тематический план разработан на основе программы:Лутцева Е.А.Технология: программа: 1-4 классы ...

Рабочая программа курса Технология 4 класс

Рабочая программа с календарно-тематическим планированием по курсу Технология. 4 класс. "Школа России", Роговцева Н.И. и др. ФГОС НОО...

Рабочая программа курса «Технология» ,Е.А.Лутцевой, Т.П.Зуевой 3 класс "Школа России"

В  основу  содержания  курса  положена  интеграция  технологии  с предметами  эстетического  цикла  (изобразительное  искусство,  литературн...