Рабочая программа по внеурочной деятельности по общекультурному направлению «Волшебный мир бумаги»
рабочая программа по технологии (1 класс) на тему

Тарареева Неля Петровна

Программа "Волшебный мир бумаги" является программой художественно-эстетической направленности, предполагает кружковой уровень освоения знаний и практических умений. Бумага- первый материал, из которого дети начинают мастерить, творить, создавать неповторимые изделия. Каждое знятие имеет тематическое наполнения, связанное с изготовлением новой поделки. Курс занятий построен таким образом, что представляет возможность учащимся тренировать  различные виды своих способностей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vneurochnaya_deyatelnost_volshebnyy_mir_bumagi.docx41.81 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное казенное  общеобразовательное учреждение

Краснодарского края специальная (коррекционная)

школа-интернат ст-цы Крыловской

                                              УТВЕРЖДЕНО

                                                                              решением педагогического совета

                                                                           от_31.08._2017 года протокол № 1

                                                                                 Председатель_______   А.А.Детко

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

внеурочной деятельности  по общекультурному  направлению

«Волшебный мир бумаги»

               Уровень: начальное общее образование 1 класс

                Учитель                                    Тарарева Н.П.

2017-2018 учебный год

Пояснительная записка

Рабочая программа по  внеурочной деятельности « Волшебный мир бумаги» разработана с учетом особенностей психофизического развития  индивидуальных возможностей обучающихся с ОВЗ. Рабочая программа по   внеурочной деятельности « Волшебный мир бумаги» составлена в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта начального общего образования и на основании следующих нормативно-правовых документов:

1.Приказа Министерства образования Российской Федерации от 19 декабря 2014 г. №1599 –  «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)».

2.Примерной адаптированной основной общеобразовательной программы обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

      Программа «Волшебный мир бумаги» является программой художественно-эстетической направленности, предполагает кружковой уровень освоения знаний и практических навыков.

       В настоящее время искусство работы с бумагой в детском творчестве не потеряло своей актуальности. Бумага остается инструментом творчества, который доступен каждому. 

            Бумага — первый материал, из которого дети начинают мастерить, творить, создавать неповторимые изделия. Она известна всем с раннего детства. Устойчивый интерес детей к творчеству из бумаги обуславливается ещё и тем, что данный материал даёт большой простор творчеству.

      Любая работа с бумагой – складывание, вырезание, плетение – не только увлекательна, но и познавательна. Бумага дает возможность ребенку проявить свою индивидуальность, воплотить замысел, ощутить радость творчества. Дети постигают поистине универсальный характер бумаги, открывая ее поразительные качества, знакомятся с самыми простыми поделками из бумаги и с приготовлениями более сложных, трудоемких и, вместе с тем, интересных изделий. Кроме того, дети приобретают навыки конструкторской, учебно-исследовательской работы, опыт работы в коллективе, умение выслушивать и воспринимать чужую точку зрения

        Актуальность программы обусловлена тем, что происходит сближение содержания программы с требованиями жизни. В настоящее время возникает необходимость в новых подходах к преподаванию эстетических искусств, способных решать современные задачи эстетического восприятия и развития личности в целом.

Цели программы:

  • развить интеллектуальные, творческие, эстетические и коммуникативные способности ребенка;
  • привить навыки сотрудничества с другими людьми;
  • привить первоначальные умения работы с бумагой и инструментами. 

Задачи программы: 

Обучающие

  • Расширить представления о многообразии видов декоративно - прикладного искусства.
  • Познакомить обучающихся с разными  видами  искусства, с различными техниками выполнения работ. 
  • Обучать различным приемам работы с бумагой.

Развивающие:

  • Формировать эстетическое отношение к окружающей действительности на основе с декоративно - прикладным искусством.
  • Вооружить детей знаниями в изучаемой области, выработать необходимые практические умения и навыки. 
  • Реализовать духовные, эстетические и творческие способности воспитанников, развивать фантазию, воображение, самостоятельное мышление.

Воспитательные:

  • Воспитывать художественно - эстетический вкус, трудолюбие, аккуратность. 
  • Способствовать созданию игровых ситуаций, расширять коммуникативные способности детей.
  • Формировать культуру труда и совершенствовать трудовые навыки.

Общая характеристика программы внеурочной деятельности

           Большое место в осуществлении данной программы принадлежит наглядным и словесным методам, ибо увлечение детей творческим процессом возможно в том случае, если педагог в процессе демонстрации приемов работы, получения выразительных эффектов от прикосновения разных материалов к поверхности бумаги сможет комментировать свои действия доступным для восприятия детей языком. 

              Предлагаемая программа имеет общекультурную направленность, которая является важным направлением в развитии и воспитании. Являясь наиболее доступным для детей, прикладное творчество обладает необходимой эмоциональностью, привлекательностью, эффективностью. Программа предполагает развитие у детей художественного вкуса и творческих способностей.

           Содержание  программы определяется возрастными особенностями младших школьников. Каждое занятие  имеет тематическое наполнение, связанное с изготовлением новой  поделки. Учащиеся имеют возможность расширить свой кругозор по  изготовлению  поделок. Проявить фантазию, а также развить творческие способности. Курс занятий построен таким образом, что представляет возможность учащимся тренировать различные виды своих способностей. 

Принцип построения программы:

На занятиях предусматривается деятельность, создающая условия для творческого развития воспитанников на различных возрастных этапах и учитывается дифференцированный подход, зависящий от степени одаренности и возраста воспитанников.

Принципы, лежащие в основе программы:

•        доступности (простота, соответствие возрастным и индивидуальным особенностям);

•        наглядности (иллюстративность, наличие дидактических материалов);

•        демократичности и гуманизма (взаимодействие педагога и ученика в социуме, реализация собственных творческих потребностей);

•        научности (обоснованность, наличие методологической базы и теоретической основы);

•        «от простого к сложному» (научившись элементарным навыкам работы, ребенок применяет свои знания в выполнении сложных творческих работ).

Место программы в учебном плане

Программа разработана для учащихся 1 класса,  рассчитана на 66 занятий в год.  Периодичность проведения – 2 раз в неделю.  Время занятия- 40 минут.

Планируемые результаты

Личностные результаты:

  • умение организовывать собственную деятельность, выбирать и использовать средства для достижения цели;
  • активно включаться в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах уважения и доброжелательности, взаимопомощи и сопереживания;
  • умение проявлять дисциплинированность, трудолюбие и упорство в достижении поставленных целей;
  • умение оказывать бескорыстную помощь своим сверстникам, находить с ними общий язык и общие интересы.

Регулятивные УД:

  • проговаривать последовательность действий на уроке;
  • учиться высказывать своё предположение на основе работы с материалом;
  • учиться работать по предложенному учителем плану.

Познавательные УД:

•        делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;

  • понимание значения декоративно - прикладного искусства в жизни человека и общества.

Коммуникативные УД:

•        учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя;

  • умение обсуждать коллективные результаты художественно – творческой  деятельности; 
  • оформлять свои мысли в устной и художественной форме.

Содержание программы

Основной формой работы являются аудиторные и внеаудиторные занятия. На занятиях  предусматриваются следующие формы организации учебной деятельности: индивидуальная, фронтальная, коллективное творчество, экскурсии.

Занятия включают в себя теоретическую часть и практическую деятельность обучающихся. Теоретическая часть дается в форме бесед с просмотром иллюстративного материала.

Дети учатся аккуратности, экономии материалов, точности исполнения работ, качественной обработке изделия. Особое внимание уделяется технике безопасности при работе с техническими средствами, которые разнообразят деятельность и повышают интерес детей.

Календарно-тематический план

Тема занятия

Кол-во часов

Дата

Содержание занятия

1.

Вводное занятие. Игра-путешествие «В королевстве бумаги».  

1

Беседа «Умелые руки мастера». Виды искусства и его роль в жизни человека.

Правила поведения, требования к занятиям и соблюдения Т.Б. на занятиях.

2.

Беседа «Как делают бумагу». Поделка «Змейка»

1

История происхождения бумаги. Виды и свойства бумаги. Операции по обработке бумаги: сминать, размачивать, скатывать, обрывать, складывать, размечать по шаблону, резать.

3.

Знакомство с инструментами и материалами. Упражнение в вырезании.

1

Правила безопасности и приемы работы с ножницами, клеем, бумагой. Игры с загадками.

4.

 Игры с бумагой Волшебные комочки: «Колобок», «Смешарики        

1

Трансформация плоского листа бумаги – смятие. Развлекательные, развивающие и подвижные игры   с применением различных видов бумаги.

5.

Упражнение в вырезании. Вырезание по кругу (спираль). Поделка «Змейка»

Вырезание по кругу (спирали). Изготовление поделки.

6.

Упражнение в вырезании. Аппликация «Орнамент»

2

Понятие «Аппликация». Понятие «Орнамент». Значение орнамента и элементы узора. Способ изображения орнамента. Форма, расположение, цветовая гамма.

Изготовление аппликации из геометрических фигур.

7.

Работа с бумагой

Изготовление «Светофора»

2

Беседы по правилам поведения на дороге, в автобусе.

Экономное расходование материала. Вырезание деталей по кругу, ломанным, закругленным линиям, последовательное приклеивание к заготовке

8.

Моделирование на плоскости. Аппликация из кругов.

2

Экономное расходование материала. Вырезание деталей по кругу, ломанным, закругленным линиям, последовательное приклеивание к заготовке

9.

Аппликация из геометрических фигур. Чебурашка из кругов

2

Основные правила при выполнении аппликации.  Вырезание кривых линий и поворот бумаги. Техника работы с ножницами и правила ТБ. Характеристика качества работы.

10.

Аппликация из бумаги. Открытка ко дню учителя.

2

Организация рабочего места и Т.Б.  Роль аппликации в жизни и творчестве человека. Правила вырезания и приклеивания. Плоскостная клеевая аппликация   с применением творческой фантазии.

11.

Контурная мозаика из кусочков цветной бумаги «Осенний лист».

2

Контурная мозаика: порядок работы, требования к выполнению работы, контурное надрывание бумаги.

12.

Что растет на грядке? «Домики, которые  построила природа»

2

Беседа: «Дары осени». Изготовление  сказочных домиков в форме овощей, фруктов и грибов.

13.

Знакомство с симметрией. Складывание бумаги. Вырезание симметричных фигурок.

1

Понятие «симметрия». Виды симметрии. Симметричное складывание бумаги. Вырезание

симметричных фигур с предварительным нанесением контура.

14.

Симметричное вырезание «Грибная поляна».

2

Симметричное вырезывание из листьев бумаги, сложенных пополам. Вырезание кривых линий и поворот бумаги. Техника работы с ножницами и правила ТБ.

15.

Симметричное вырезание. Аппликация «Рыбки в аквариуме».

2

Изготовление аппликации. Основные правила при выполнении аппликации.  Характеристика качества работы.

16.

Обрывная аппликация «Сказочная птица»

2

Виды и разнообразие аппликации из бумаги в прикладном творчестве. Эскиз, рисунок, шаблон.

17.

Знакомство с техникой Оригами. Складываем гармошку. 

1

Беседа об истории появления оригами. Технология складывания бумаги в гармошку.

18.

Изготовление «Котенка». 

1

Последовательность работы над простыми моделями. Складывание базовых форм помогает детям усвоить такие понятия, как “треугольник”, ”квадрат”, ”прямоугольник”.

19.

Обрывная аппликация «Природа Зимой»

2

Описание зимнего пейзажа. Свойства бумаги. Понятие «трафарет», «контур». Нанесение рисунка при помощи трафарета и заполнение их обрывками бумаги.

21.

22.

Мастерская Деда Мороза.

1

Беседа о проведении праздника «Новый год», об игрушках на новогодней елке, поздравлении близких, подарках, украшении дома

23.

Изготовление «Снежинки»

1

Виды и разнообразие снежинок. Бумага для вырезания снежинок. Техника изготовления снежинки. Работа с шаблоном и Т.Б. в работе.

24.

Изготовление елочных игрушек. «Фонарик»

1

Правила техники безопасности при работе с ножницами. Симметричное складывание и вырезание бумаги.

25.

Изготовление елочных игрушек. «Гирлянда»

1

Правила техники безопасности при работе с ножницами. Симметричное складывание и вырезание бумаги. Изготовление гирлянды по шаблону.

26.

Поделка «Ёлочка-иголочка»

2

Беседа о хвойных деревьях. Выделение характерных признаков елки. Вырезаем и складываем по контуру. Создание образа. Склеивание деталей, аппликация. Правила техники безопасности

27.

Поделка « Цветы» из салфеток

2

Знакомство с разными видами бумаги и картона. Приемы работы с бумагой. План изготовления изделий. Выполнение изделия.

28.

Объёмная аппликация «Одуванчик»

2

Понятие «объем». Объемная аппликация из бумаги приемом скручивания.

29.

Обзорная экскурсия «Здравствуй, мир!»

1

Наблюдение за окружающим: неживой природой, людьми, жизнью животных и птиц. Обсуждение увиденного.

30.

Праздник «Дорогие наши мамы».

1

Беседа с показом детских работ.

Рассказы детей о своей маме, заучивание стихов.

31.

Объёмная аппликация «Ромашка»

2

 Объемная аппликация из бумаги приемом скручивания. Подарок маме.

«Пасхальная корзина»

2

Беседа: Пасха - самый радостный праздник». Техника обрывной аппликации.

«По просторам вселенной»

2

Беседа «Полет к звездам». Техника «вырезанная аппликация»

Изображение животных» Бумажная пластика

1

Трансформация плотного листа бумаги, освоение его возможностей (скручивание, сгибание, складывание гармошкой, надрезание, склеивание частей, сминание бумаги).

«Изображение фонариков» Бумажная пластика

1

(скручивание, сгибание, склеивание частей)

«Изображение деревьев»

1

(скручивание, склеивание, сминание бумаги)

Открытка ветерану. 

2

Творческая работа. Беседа о великом Дне 9 мая, о героизме защитников родины в дни Вов.

Картина в технике аппликации из бумаги и картона.

2

Создание коллективной работы с использованием различной бумаги, салфеток, гофрированной и туалетной бумаги на основе полученных знаний и первоначальных умений.

Операция «Живи книга»

1

Беседа о бережном отношении к книгам. Ремонт книг.

«Лето, здравствуй!»

2

Фантазия. Творческая работа.

Игра-конкурс «Знайка».  Выставка работ.

1

Познавательная беседа. Рассказы детей о правилах техники безопасной работы с ножницами, бумагой и клеем, о том, чему научились. Загадки об орудиях труда и профессиях. Награждение активистов.

Техническое оснащение занятий.

-  цветную бумагу,

- гофрированный картон;

- картон белый и цветной,

- клей (наилучшим является клей ПВА),

- зубочистка

Инструменты:

- ножницы,

- карандаши простые,

- линейка,

- кисточки для клея,

- салфетки,

- клеенка.

Материально-техническое обеспечение

  1. Обучение учащихся 1-4 классов вспомогательной школы (ручной труд)./  Под ред. В.Д.Петровой: 2-е изд. – Москва, 1986
  2. Горяева Н.А., Коротеева Е.И. /Под ред. Неменского Б.М. Изобразительное искусство и художественный труд. – Волгоград, 2008.
  3. Лазарева Л.А. Большая энциклопедия поделок. - М.: Росмэн, 2005. – 255 с.
  4. Ефимова А. Сделаем игрушки своими руками. – М., 1983.
  5. Чибрикова А. Забавные подарки по поводу и без. – М.: Издательство Эксмо, 2006. – 64 с.
  6. Агапова И.А., Давыдова М.А. 200 лучших игрушек из бумаги и картона.- М: ООО ИКЦТ «ЛАДА», 2007.- 256с.
  7. Журнал для умелых ребят «Коллекция идей»./ Под ред. Е. Цыгаровской ЗАО «ЭДИПРЕСС-КОНЛИГА»
  8. Земцова М. Аппликация из бумаги: орнаменты, фигурки и сюжеты. Творческое, логическое и речевое развитие детей дошкольного и младшего школьного возраста /Феникс, 2010.
  9. Интернет ресурсы

- tvorchestvo.wordpress.com/category/азбука;

- https://go.mail.ru -  поделки из бумаги

- www.babyblog.ru/community/post/rukodelie - поделки

- Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов: http://school-collektion.edu/ru

СОГЛАСОВАНО                                                            СОГЛАСОВАНО      

 Протокол заседания МС                                                 Зам. директора по УВР

От _______ № ________                                                  ____________ Л.В. Рей.

Руководитель   МС                                                          "___"   __________ 20____г.                      

 ____________Т.А. Алёхина            


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по внеурочной деятельности «Работа с цветной бумагой»

Данная программа разработана  в соответствии с новыми требованиями ФГОС начального общего образования, отражая духовно-нравственное и социальное направления.Содержание программы представлен...

Рабочая программа по внеурочной деятельности кружок" Волшебный пластелин"

Рабочая программа по внеурочной деятельности кружок" Волшебный пластелин"...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности кружка «Волшебный мир книг»

Одним из главных изобретений человечества является книга. Ни для кого не секрет, что сегодня все больше детей вырастает, так и не полюбив книгу. Чаще всего дети читают хрестоматии, комиксы, журналы дл...

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Мир волшебных звуков и слов"

Прграмма направлена на детей с нарушением фонематического слуха....

Рабочая программа курса внеурочной деятельности кружка «Волшебный мир книг»

Пояснительная записка.Цели и задачи:- расширение кругозора детей через чтение книг различных жанров разнообразных по содержанию и тематике;- обогащение нравственно–эстетического опыта ребенка;- формир...

Рабочая программа по внеурочной деятельности кружка «Волшебный квиллинг» для 2 класса

Программа по внеурочной деятельности "Волшебный квиллинг"...

Программа по внеурочной деятельности. Кружок "Волшебный листок бумаги" технология

Наибольшие возможности для развития творческих способностей детей младшего школьного возраста предоставляет образовательная область «Технология»....