Рабочая программа по технологии 1 - 4 классы.
рабочая программа по технологии (1, 2, 3, 4 класс) на тему

Рабочая программа

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologiya_1-4.docx60.04 КБ

Предварительный просмотр:

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

« Средняя общеобразовательная школа с углубленным

изучением отдельных предметов № 3»

Согласована                                Рассмотрена                              Принята

на заседании МО                        на заседании МС                      на заседании ПС

Протокол № 1                             Протокол № 1                            Протокол № 1

от 26 августа2016г.                    от  29 августа2016г.                  от 30 августа 2016г.

Руководитель МО                      Руководитель МС                    Утверждена приказом

 ____/ Сергеева Е.И./                ____/ Зеленская М.В./               директора № ____

                                                                                                            от ___ сентября 2016г.

                                                                                                            Директор школы

                                                                                                            ______/Горяинова И.П./

Рабочая программа

по технологии

начального общего образования

2016-2020 годы

                   

                      Учитель: Одинокова Б. О.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа составлена на основе следующих нормативных документов:

Федерального Закона от 29.12.2012 г.  №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

Приказа Министерства образования и науки РФ от 30.08.2013 г. №1015 «Об утверждении Порядка и организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования»;

Приказа Министерства образования и науки РФ №1576 от 31 декабря 2015 г. «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373;

Авторской   программы Н.И. Роговцевой, С.В. Анащенковой «Технология» курса УМК «Перспектива».

Изучение предмета осуществляется с помощью УМК «Перспектива»:

   1 Роговцева Н.И., Богданова Н.В., Шипилова Н.В., Анащенкова С.В. «Технология»  учебник 1 класс. -  М.: Просвещение.

   2.  Роговцева Н.И., Богданова Н.В., Шипилова Н.В., Анащенкова С.В. «Технология»  учебник 2 класс. -  М.: Просвещение.

   3.  Роговцева Н.И., Богданова Н.В., Шипилова Н.В., Анащенкова С.В. «Технология»  учебник 3 класс. -  М.: Просвещение.

   4  Роговцева Н.И., Богданова Н.В., Шипилова Н.В., Анащенкова С.В. «Технология»  учебник 4 класс. -  М.: Просвещение.

Программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно- нравственного развития и воспитания личности гражданина России, требований к результатам освоения  основной образовательной программы начального общего образования, программы формирования универсальных учебных действий.

ХХI век — век высоких технологий. Это стало девизом нашего времени. В современном мире знания о технологии различных процессов, культура выполнения технологических операций приобретают все большее значение. Вводить человека в мир технологии необходимо в детстве, начиная с начальной школы.

Возможности предмета «Технология» позволяют гораздо больше, чем просто формировать у учащихся картину мира с технологической направленностью. В начальной школе при соответствующем содержательном и методическом наполнении данный предмет может стать опорным для формирования системы универсальных учебных действий. В нём все элементы учебной деятельности (планирование, ориентирование в задании, преобразование, оценка результата, умения распознавать и ставить задачи, возникающие в контексте практической ситуации, нахождение практических способов решения, умение добиваться достижения результата и т. д.) достаточно наглядны и, значит, более понятны для детей. Навык выполнять операции технологично позволяет школьнику грамотно выстраивать свою деятельность не только при изготовлении изделий на уроках технологии. Знание последовательности этапов работы, чёткое создание алгоритмов, умение следовать правилам необходимы для успешного выполнения заданий любого учебного предмета, а также весьма полезны во внеучебной деятельности.

Учебный предмет «Технология» имеет практико-ориентированную направленность. Его содержание не только даёт ребёнку представление о технологическом процессе как совокупности применяемых при изготовлении какой-либо продукции процессов, правил, требований, предъявляемых к технической документации, но и показывает, как использовать эти знания в разных сферах учебной и внеучебной деятельности (при поиске информации, усвоении новых знаний, выполнении практических заданий).

Практическая деятельность на уроках технологии является средством общего развития ребёнка, становления социально значимых личностных качеств, а также формирования системы специальных технологических и универсальных учебных действий.

 Цели изучения технологии в начальной школе:

  •  приобретение личного опыта как основы обучения и познания;
  •   приобретение первоначального опыта практической преобразовательной деятельности на основе овладения технологическими знаниями, технико-технологическими умениями и проектной деятельностью;
  • формирование позитивного эмоционально-ценностного отношения к труду и людям труда.

Теоретической основой данной программы являются:                                                                                                                                                                                                                                                                               - системно – деятельностный подход — обучение на основе реализации в образовательном процессе теории деятельности, которое обеспечивает переход внешних действий во внутренние умственные процессы и формирование психических действий субъекта из внешних, материальных (материализованных) действий с последующей их интериоризацией;

                                                                                                                                                                                                                                                                           - теория развития личности учащегося на основе освоения универсальных способов деятельности — понимание процесса учения не только как усвоение системы знаний, умений и навыков, составляющих инструментальную основу компетенций учащегося, но и как процесс развития личности, обретения духовно-нравственного и социального опыта.

Основные задачи курса:

  • духовно-нравственное развитие учащихся; освоение нравственно-этического и социально- исторического опыта человечества, отраженного в материальной культуре; развитие эмоционально-ценностного отношения к социальному миру и миру природы через формирование позитивного отношения к труду и людям труда; знакомство с современными профессиями;
  • формирование идентичности гражданина России в поликультурном многонациональном обществе на основе знакомства с ремеслами народов России; развитие способности к равноправному сотрудничеству на основе уважения личности другого человека; воспитание толерантности к мнениям и позиции других;
  • формирование целостной картины мира (образа мира) на основе познания мира через осмысление духовно-психологического содержания предметного мира и его единства с миром природы, на основе освоения трудовых умений и навыков, осмысления технологии процесса изготовления изделий в проектной деятельности;
  • развитие познавательных мотивов, интересов, инициативности, любознательности на основе связи трудового и технологического образования с жизненным опытом и системой ценностей ребенка, а также на основе мотивации успеха, готовности к действиям в новых условиях и нестандартных ситуациях;
  • формирование на основе овладения культурой проектной деятельности:

        - внутреннего плана деятельности, включающего целеполагание, планирование (умения составлять план действий и применять его для решения учебных задач), прогнозирование (предсказание будущего результата при различных условиях выполнения действия), контроль, коррекцию и оценку;

        - умений переносить усвоенные в проектной деятельности теоретические знания о технологическом процессе в практику изготовления изделий ручного труда, использовать технологические знания при изучении предмета «Окружающий мир» и других школьных дисциплин;

        - коммуникативных умений в процессе реализации проектной деятельности (умения выслушивать и принимать разные точки зрения и мнения, сравнивая их со своей, распределять обязанности, приходить к единому решению в процессе обсуждения, то есть договариваться, аргументировать свою точку зрения, убеждать в правильности выбранного способа и т. д.);

        -   первоначальных конструкторско-технологических знаний и технико-технологических умений на основе обучения работе с технологической документацией (технологической картой), строгого соблюдения технологии изготовления изделий, освоения приемов и способов работы с различными материалами и инструментами, неукоснительного соблюдения правил техники безопасности, работы с инструментами, организации рабочего места.

Особенность программы «Технология» заключается в том, что она обеспечивает изучение начального курса технологии через осмысление младшим школьником деятельности человека на земле, на воде, в воздухе и в информационном пространстве. Человек при этом рассматривается как создатель духовной культуры и творец рукотворного мира. Усвоение содержания предмета осуществляется на основе продуктивной проектной деятельности. Формирование конструкторско-технологических знаний и умений происходит в процессе работы с технологической картой.

Планируемые результаты освоения учебного предмета

«Технология»

Личностные результаты

1. Воспитание патриотизма, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России.

2.  Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий.

3.  Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов.

4. Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.

5. Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.

6.  Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств

7. Развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных ситуациях, умений не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.

8.  Формирование установки на безопасный и здоровый образ жизни.

Метапредметные результаты

1.  Овладение способностью принимать и реализовывать цели и задачи учебной деятельности, приёмами поиска средств её осуществления.

2. Освоение способов решения проблем творческого и поискового характера.  

3. Формирование умений планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата.

4. Использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач.

5. Использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве Интернета), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета, в том числе умений вводить текст с помощью клавиатуры, фиксировать (записывать) в цифровой форме измеряемые величины и анализировать изображения, звуки, готовить своё выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением, соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета.

6.  Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами, осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной форме.

7. Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.

8. Готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий.

9.  Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.

Предметные результаты

Общекультурные и общетрудовые компетенции

Основы культуры труда

Выпускник научится:

  • воспринимать производственный процесс как продукт преобразующей и творческой деятельности человека создателя (на примере производственных предприятий России);
  • называть основные виды профессиональной деятельности человека на производстве и в производственных циклах: геолог, буровик, скульптор, художник, изготовитель лекал, раскройщик, оператор швейного оборудования, утюжильщик, обувщик, столяр, кондитер, технолог - кондитер, слесарь - электрик, электрик, электромонтёр, агроном, овощевод, лоцман, докер, швартовщик, такелажник, санитарный врач, лётчик, космонавт, редактор, технический редактор, корректор, художник;
  • называть наиболее распространённые профессии своего региона и выделять основные виды деятельности людей данных профессий;
  • определять основные этапы создания изделий на производстве;
  • сравнивать на практическом уровне отдельные этапы производственного цикла выполнения изделия с последовательностью этапов выполнения изделия на уроке;
  • самостоятельно анализировать и контролировать собственную практическую деятельность;
  • отбирать и при необходимости заменять материалы и инструменты для выполнения изделия в зависимости от вида работы;
  • проводить самостоятельный анализ простейших предметов быта по используемым материалам, способам применения, вариантам отделки;
  • выполнять доступные действия по самообслуживанию и доступные виды домашнего труда;
  • находить в тексте этапы технологии изготовления изделия, определять этапы работы, заполнять технологическую карту.

Выпускник получит возможность научиться:

  • знакомиться с производством и производственными циклами: вагоностроением, добычей полезных ископаемых, производством фарфора, обувным, кондитерским, швейным, деревообрабатывающим производством, очисткой воды, тепличным хозяйством, издательским делом;
  • осмыслять или объяснять понятия «производственный процесс», «производственный цикл»;
  • осмыслять понятие «универсальность профессии»;
  • осмыслять значение производства для экономического развития страны;
  • узнавать о наиболее значимых для России производствах и городах, в которых они расположены;
  • знакомиться с процессом создания изделий на производстве;
  • воспроизводить отдельные этапы производственного цикла при выполнении изделия;
  • осмыслять особенности производственной деятельности людей разных профессий;
  • выполнять самостоятельно проект.

Технология ручной обработки материалов

Элементы графической грамоты

Выпускник научится:

  • использовать конструктивные и художественные свойства материалов в зависимости от поставленной задачи;
  • узнавать и называть свойства материалов:

Материал

Планируемые результаты

Бумага и картон

различать виды бумаги по внешнему виду, свойствам, назначению или применению;

определять и/или подбирать необходимый для изделия вид бумаги и при необходимости заменять вид бумаги, сохраняя конструктивные особенности изделия

Текстильные и волокнистые материалы

сравнивать ткани различного происхождения (внешний вид, толщина, прозрачность, гладкость, отношение к влаге), определять лицевую и изнаночную стороны ткани;

определять и/или выбирать текстильные и волокнистые материалы для выполнения изделия

Природные материалы

называть свойства природного материала — древесины;

сравнивать древесину по цвету, форме, прочности;

сравнивать свойства древесины со свойствами других природных материалов;

осваивать способы работы с древесиной;

объяснять особенности использования древесины в декоративно прикладном искусстве и промышленности

Пластичные материалы

объяснять значение использования пластичных материалов в жизни человека;

наблюдать за использованием пластичных материалов в жизнедеятельности человека;

выбирать материал в зависимости от назначения изделия;

систематизировать знания о свойствах пластичных материалов

Конструктор

сравнивать свойства металлического конструктора со свойствами металлических конструкций реальных объектов

Металл

использовать свойства проволоки для оформления изделий

Бисер

использовать свойства бисера для оформления изделий

Продукты питания

использовать понятия «рецепт», «ингредиенты», «мерка»;

определять виды продуктов, необходимых для приготовления различных блюд;

рассказывать о технологии производства кондитерских изделий, технологии производства шоколада из какао бобов;

использовать отдельные этапы технологии производства кондитерских изделий в приготовлении пирожных

  • осознанно выбирать материалы в соответствии с конструктивными особенностями изделия;
  • выбирать в зависимости от свойств материалов технологические приёмы их обработки;
  • выполнять эскизы, наброски и технические рисунки изделий;
  • экономно расходовать используемые материалы при выполнении изделия;
  • выполнять разметку деталей изделия по чертежу, при помощи шаблонов и на основе слайдов;
  • пользоваться при разметке чертёжными инструментами (карандашом, линейкой, циркулем), мелом;
  • работать с технической документацией — технологической картой;
  • выстраивать алгоритм выполнения изделия на основе технологической карты;
  • оформлять изделия по собственному замыслу на основе предложенного образца;
  • узнавать, называть, выполнять и выбирать технологические приёмы ручной обработки материалов в зависимости от их свойств:

Материал

Планируемые результаты

Бумага и картон

соблюдать правила экономного расходования бумаги;

использовать способ соединения бумажных изделий при помощи клея;

использовать в практической работе разные виды бумаги; свойства бумаги;

создавать объёмные геометрические тела (параллелепипед, цилиндр, конус);

трансформировать лист бумаги в геометрические тела (цилиндр, конус);

выполнять разметку деталей при помощи линейки и циркуля;

использовать правила разметки деталей из бумаги и картона сгибанием;

выполнять раскрой деталей при помощи ножниц; соблюдать правила безопасного использования ножниц;

выбирать и заменять материалы и инструменты при выполнении изделия;

осваивать технологию создания витража;

сочетать в изделии различные материалы: бумагу, нитки, тесьму;

воспроизводить при создании изделий отдельные этапы производственного цикла

Ткани и нитки

использовать строчки стежков в декоративных работах для оформления изделий;

выполнять раскрой деталей изделия при помощи ножниц;

расходовать экономно ткань и нитки при выполнении изделия;

выбирать нитки в зависимости от выполняемых работ и назначения;

украшать изделия отделочными материалами: тесьмой, блёстками, вышивкой и вязаными элементами;

рассказывать на основе текста о производстве одежды на швейной фабрике;

познакомить с правилами снятия мерок и определения собственного размера одежды;

использовать правила работы иглой, ножницами, циркулем;

классифицировать инструменты: колющие, режущие и разметочные, показать различные виды ножниц;

совершенствовать умение выполнять разметку по лекалу и при помощи циркуля;

обобщить знания о видах ручных швов;

закрепить навыки сшивания деталей в изделии;

осваивать способы выполнения морских узлов (простой и узел «восьмёрка»);

осваивать последовательность выполнения плоского узла;

использовать технику узелкового плетения в изготовлении изделий (браслет) в сочетании с бусинами;

декорировать изделия из ткани по собственному эскизу;

использовать различные материалы при выполнении одного изделия (ткань, проволока, бисер, нитки);

воспроизводить при создании изделий отдельные этапы производственного цикла

Природные материалы

применять на практике различные приёмы работы с природными материалами;

использовать при выполнении и оформлении изделий различные природные материалы;

выполнять сборку изделий из природных материалов при помощи клея и пластилина;

называть основные инструменты, используемые в столярных работах, знать их назначение;

использовать на практике правила работы столярным ножом;

осваивать приёмы обработки древесины при помощи наждачной бумаги;

выполнять соединение деталей изделия (реек) при помощи клея и/или ниток (бечёвки);

осваивать последовательность изготовления изделий из древесины (опоры для вьющихся растений);

оформлять готовое изделие при помощи природных материалов по собственному эскизу;

воспроизводить при создании изделий отдельные этапы производственного цикла

Пластичные материалы

использовать приёмы деления пластилина с помощью стеки и нитки;

использовать пластичные материалы для соединения деталей;

использовать технологию лепки слоями для создания имитации рисунка малахита;

смешивать пластилин разных оттенков для создания нового оттенка цвета;

выбирать и заменять материалы и инструменты при изготовлении изделия;

выполнять соединение деталей, подбирая цвет и рисунок малахитовых кусочков;

использовать приёмы работы с пластилином для создания изделий из скульптурного пластилина;

оформлять изделия при помощи красок;

воспроизводить при создании изделий отдельные этапы производственного цикла

Конструктор

соотносить детали конструкции и способы соединения буровой вышки с деталями конструктора;

выбирать необходимые для выполнения изделия детали конструктора и виды соединений (подвижное или неподвижное);

выполнять соединения между металлическими деталями при помощи гаечного ключа и отвёртки, используя винты и гайки;

выбирать и заменять материалы и инструменты при изготовлении изделия;

применять навыки работы с металлическим конструктором;

на основе анализа готового изделия самостоятельно выбирать необходимые детали;

вносить простейшие изменения в конструкцию изделия;

сочетать в композиции различные виды материалов: пластмассу, металл;

определять порядок сборки изделия и последовательность выполнения операций;

вносить конструкторские изменения в изготовляемое изделие, не меняя его концепцию;

воспроизводить при создании изделий отдельные этапы производственного цикла

Металл

осваивать приёмы и правила работы с фольгой;

переносить эскиз на фольгу при помощи кальки;

осваивать правила тиснения фольги;

соединять детали изделия при помощи пластилина;

выполнять сборку простой электрической цепи;

использовать умение собирать простую электрическую цепь на примере сборки настольной лампы;

осмыслять значение соблюдения правил эксплуатации электрических приборов и правил утилизации батареек;

воспроизводить при создании изделий отдельные этапы производственного цикла

Бисер

осваивать технологию бисероплетения;

использовать бисер как отделочный материал

Продукты питания

осваивать способы приготовления пищи (без термической обработки и с термической обработкой);

готовить блюда по рецептам, определяя ингредиенты и способы их приготовления;

использовать правила приготовления пищи, познакомиться с технологией изготовления шоколада из какао - бобов;

повторить правила поведения при приготовлении пищи (без термической обработки);

освоить способ приготовления пирожного «картошка»

Растения, уход за растениями

осваивать технологию выращивания цветочной рассады (подготовка тары, почвы, технология ухода за рассадой);

находить необходимую информацию о растении и способе его выращивания на пакетике с семенами и определять срок годности семян

  • применять инструменты, необходимые при вычерчивании, рисовании заготовок (карандаш, резинка, линейка, циркуль), для перенесения чертежа деталей изделия;
  • самостоятельно чертить прямые линии по линейке и по намеченным точкам;
  • определять радиус окружности по чертежу и самостоятельно вычерчивать окружность при помощи циркуля;
  • выполнять эскиз и технический рисунок;
  • применять масштабирование при выполнении чертежа;
  • читать простейшие чертежи;
  • анализировать и использовать обозначения линий чертежа;
  • применять приёмы безопасной работы с инструментами:

- использовать правила и способы работы с шилом, швейной иглой, булавками, напёрстком, ножницами, ножом косяком (деревообработка), циркулем, гаечным и накидным ключами;

- классифицировать инструменты по назначению: режущие — нож, ножницы, пилка; колющие — шило, иглы; ударные — молоток; монтажные — отвёртка, гаечный ключ; разметочные — линейка, циркуль, угольник;

- проверять и определять исправность инструментов;

- выполнять раскрой ножницами по криволинейному и прямолинейному контуру, разрыванием пальцами;

- использовать способы безопасной работы с кухонными инструментами и приспособлениями;

- использовать правила безопасности и гигиены при приготовлении пищи;

- осваивать способы безопасной работы с фольгой и проволокой;

- осмыслять понятие «универсальность инструмента»;

  • при сборке изделий использовать приёмы:

- крепление выкройки булавками;

- тиснение по фольге при помощи стержня от шариковой ручки;

- соединение с помощью ниток, клея;

- склеивание объёмных фигур из развёрток и целого листа.

Выпускник  получит возможность научиться:

  • изготавливать изделия (плоские и объёмные) по чертежу;
  • комбинировать различные технологии при выполнении одного изделия;
  • осмыслять возможности использования одной технологии для изготовления разных изделий;
  • осмыслять технологию изготовления изделий на промышленных производствах (на примере производств: автомобилей, железнодорожных вагонов, обуви, одежды, фаянсовой посуды, кондитерских изделий, создания медалей, издания книг, создания изделий из поделочного камня, добычи полезных ископаемых);
  • выполнять отдельные элементы технологического производственного процесса при выполнении изделия на уроке;

  • осмыслять значение инструментов и приспособлений в практической работе, быту, профессиональной деятельности и производственном процессе;
  • оформлять изделия по собственному замыслу;
  • выбирать и заменять материалы и инструменты при выполнении изделий.

Конструирование  моделирование

Выпускник научится:

  • анализировать конструкцию изделия по рисунку, чертежу, схеме, готовому образцу; выделять детали, форму и способы соединения деталей;
  • изменять свойства конструкции изделия за счёт изменения конструкции деталей и/или способа их соединения;
  • выполнять изделие, используя разные материалы и технологии;
  • повторять в конструкции изделия конструктивные особенности реальных предметов и объектов;
  • составлять на основе анализа готового образца план выполнения изделия;
  • анализировать последовательность операций технологического производственного процесса изготовления изделий и соотносить с последовательностью выполнения изделия на уроке.

Выпускник получит возможность научиться:

  • определять общие конструктивные особенности реальных объектов и выполняемых изделий;
  • создавать изделие по собственному замыслу.

Практика работы на компьютере

Выпускник научится:

  • использовать различные способы получения и передачи информации;
  • находить информацию о создателях книги на практике; знакомиться со структурой книги;
  • пользоваться программой Microsoft Word для написания текста, вставки рисунков;
  • осваивать способы создания таблиц в текстовом редакторе Microsoft Word;
  • работать с таблицами в программе Microsoft Word;
  • соблюдать правила работы с компьютером;
  • наблюдать и соотносить разные информационные объекты в учебнике (текст, иллюстративный материал, текстовый план, слайдовый план) и делать выводы и обобщения;
  • использовать компьютер для поиска, хранения и воспроизведения информации;
  • редактировать тексты под руководством учителя.

Выпускник получит возможность научиться:

  • создавать простейшие информационные объекты: тексты, слайды;
  • создавать макет книги;
  • создавать иллюстрации для книги.

Проектная деятельность

Выпускник научится:

  • анализировать текст учебника и на его основе составлять план последовательности выполнения изделия;
  • самостоятельно определять этапы проектной деятельности;
  • самостоятельно определять задачи каждого этапа проектной деятельности;
  • распределять роли при выполнении изделия под руководством учителя и выбирать роли в зависимости от своих интересов, возможностей и условий, заданных проектом;
  • проводить оценку качества выполнения изделия по заданным критериям;
  • проектировать деятельность по выполнению изделия на основе технологической карты как одного из средств реализации проекта;
  • работать в паре; применять на практике правила сотрудничества.

Выпускник  получит возможность научиться:

  • определять задачи проектной деятельности;
  • распределять роли при выполнении изделия в зависимости от умения качественно выполнять отдельные виды обработки материалов;
  • предполагать возможные затруднения при выполнении изделия и проекта;
  • проводить оценку качества выполнения изделия и корректировать его выполнение;
  • развивать навыки работы в коллективе, умение работать в группе; применять на практике правила сотрудничества.

Содержание  учебного предмета

Общекультурные и общетрудовые компетенции (знания, умения и способы деятельности). Основы культуры труда, самообслуживания.

Трудовая деятельность и ее значение в жизни человека. Рукотворный мир как результат труда человека; разнообразие предметов рукотворного мира (архитектура, техника, предметы быта и декоративно-прикладного искусства и т.д. разных народов России). Особенности тематики, материалов, внешнего вида изделий декоративного искусства разных народов, отражающие природные, географические и социальные условия этих народов.

Элементарные общие правила создания предметов рукотворного мира (качество, эстетическая выразительность, прочность, гармония предметов и окружающей среды). Бережное отношение к природе как к источнику сырьевых ресурсов. Мастера и их профессии; традиции и творчество мастера в  предметной среды (общее представление).

Анализ задания, организация рабочего места в зависимости от вида работы, планирование трудового процесса. Рациональное размещение на рабочем месте материалов и инструментов, распределение рабочего времени. Отбор и анализ информации (из учебника и дидактических материалов),  ее использование в организации работы. Контроль и корректировка хода работы. Работа в малых группах, осуществление сотрудничества, выполнение социальных ролей (руководитель и подчиненный).

Элементарная творческая и проектная деятельность (создание замысла, его детализация и воплощение). Культура проектной деятельности и оформление документации (целеполагание, планирование, выполнение, рефлексия, презентация, оценка). Система коллективных, групповых и индивидуальных проектов. Культура  межличностных отношений в совместной деятельности. Результат проектной деятельности – изделия, которые могут быть использованы для праздников, в учебной и внеучебной деятельности и т.п. Освоение навыков самообслуживания, по уходу за домом, комнатными растениями.

Выполнение элементарных расчетов стоимости изготавливаемого изделия.

Технология ручной обработки материалов. Элементы графической работы.

Общее понятие о материалах, их происхождении. Исследование элементарных физических, механических и технологических свойств материалов, используемых при выполнении практических работ. Многообразие материалов и их практическое применение в жизни.

Подготовка материалов к работе. Экономное расходование материалов. Выбор и замена материалов в соответствии с их декоративно-художественными и конструктивными свойствами, использование соответствующих способов обработки материалов в зависимости от назначения изделия.

Инструменты и приспособления для обработки материалов (знание названий используемых инструментов), соблюдение правил их рационального и безопасного использования.

Общее представление о технологическом процессе, технологической документации (технологическая карта, чертеж др.); анализ устройства и назначение изделия; выстраивание последовательности практических действий и технологических операций; подбор и замена материалов и инструментов; экономная разметка; обработка с целью получения деталей, сборка, отделка изделия, проверка изделия в действии, внесение необходимых дополнений и изменений. Называние и выполнение основных технологических операций ручной обработки материалов: разметка деталей (на глаз, по шаблону, трафарету, лекалу, копированием, с помощью линейки, угольника, циркуля), раскрой деталей, сборка изделия (клеевая, ниточная, проволочная, винтовая и др.), отделка изделия или его деталей (окрашивание, вышивка, аппликация и др.). Умение заполнять технологическую карту. Выполнение отделки в соответствии с особенностями декоративных орнаментов разных народов России (растительный, геометрический и др.).

Проведение измерений и построение для решения практических задач. Виды условных графических изображений:  рисунок, простейший чертеж, эскиз, развертка, схема (их узнавание). Назначение линий чертежа (контур, линия надреза, сгиба, размерная, осевая, центровая, разрыва). Чтение условных графических изображений. Разметка деталей с опорой на простейший чертеж, эскиз. Изготовление изделий по рисунку, простейшему чертежу или эскизу, схеме.

Конструирование и моделирование.

Общее представление о конструировании изделий (технических, бытовых, учебных и пр.). Изделие, деталь изделия (общее представление). Понятие о конструкции изделия; различные виды конструкций и способы их сборки. Виды и способы соединения деталей. Основные требования к изделию (соответствие материала, конструкции и внешнего оформления назначению изделия).

Конструирование и моделирование изделий из различных материалов по образцу, рисунку, простейшему чертежу или эскизу.

Как работать с учебником.

Ориентирование по разделам учебника. Систематизация знаний о материалах и инструментах. Знакомство с технологическими картами и критериями оценивания выполнения работы.

Тематическое планирование (1 класс)

 (1класс)

п/п

Наименование разделов и тем

Количество часов

1 четверть (8 ч)

Давайте познакомимся

1

Как работать с учебником.

1

Человек и земля

17

Урок – экскурсия «Чудо – лес!». Природный материал. Изделие из листьев.

1

Пластилин. Изделие: аппликация  из пластилина «Ромашковая поляна».

1

Природный материал. Изделие: «Аппликация из листьев».

1

Растения. Проект «Осенний урожай».

1

Бумага. Изделие: « Закладка».

1

Дикие животные. Проект «Дикие животные». Изделие: «Коллаж»

1

Украшение на елку.

1

2 четверть (8 ч)

Новый год. Проект «Украшаем класс к новому году».

1

Такие разные дома. Изделие: «Домик из веток».

1

Посуда. Проект «Чайный сервиз» Изделия: «чашка»,          «чайник».

1

Посуда. Изделия: «чашка»,         «чайник»,       «сахарница».

1

Свет в доме. Изделие: «Торшер». Работа с картоном.

1

Мебель. Изделие: «Стул»

1

Одежда. Ткань, нитки. Изделие: «Кукла из ниток»

1

Учимся шить. Правила безопасной работы с иглой.

1

3 четверть

Учимся шить. Изделие: “Закладка с вышивкой”.

1

Учимся шить. Пришиваем пуговицу с двумя отверстиями

1

Передвижение по земле. Изделие: “Тачка”. Конструктор.

1

Человек и вода

Вода в жизни человека и растений. Проращивание семян.

1

Человек и информация

Способы общения. Изделие: “письмо на  глининой дощечке”.

5

1

Способы общения. Изделие: “письмо на  глининой дощечке”.

1

Важные телефонные номера, Правила движения. Практическая работа: «Важные номера».  

1

Компьютер. Понятия: компьютер интернет.

1

Компьютер. Коллаж.

1

4 четверть

Человек и вода

4

Питьевая вода. Изделие: «Колодец».

1

  1.  

Передвижение по воде. Проект «Речной флот», «Плот».

2

Человек и воздух

3

Использование ветра. Изделие: «Вертушка».

1

Полеты птиц. Изделие: «Попугай».

1

Полеты человека: Изделие: «Самолетик».

1

Полеты человека: Изделие: «Парашют».

1

   33

Резерв

1

        

( 2 класс)

п/п

Наименование разделов и тем

Количество часов

Как работать с учебником.

1

Человек и земля

Земледелие. Практическая работа «Выращивание лука».

24

Посуда.

1

Корзина с цветами.

1

Изделие:  «Семейка грибов на поляне».

1

Игрушка из теста

1

Проект «Праздничный стол»

1

Народные промыслы. Хохлома.  

1

Изделие «Городецкая роспись».

1

Изделие: «Дымковская игрушка»

1

Изделие: «Матрешка

1

Пейзаж «Деревня».

1

Домашние животные и птицы. Лошадка.

1

Изделие «Петушок»

1

Проект «Деревенский двор».

1

Новый год. Изделие «Новогодняя маска»

1

Строительство. Изба.

1

В доме. Домовой.

1

Проект «Убранство избы». Русская печь.

1

Изделие: Коврик.

1

Изделие: «Стол и скамья»

1

Народный костюм

Русская красавица

1

Изделие «Костюмы для Ани и Вани».

1

Изделие: Кошелёк

1

Изделие «Салфетка»

1

Человек и вода

Рыболовство. Композиция «Золотая рыбка».

1

1

Человек и воздух

Изделие: «Птица счастья».

3

1

Использование ветра. Ветряная мельница.

1

Изделие: флюгер.

1

Человек и информация

Книгопечатание. Книжка-ширма

3

1

  1.  

Поиск информации в Интернете.

2

  1.  
  2.  

Резерв

2

(3класс)

п/п

Наименование разделов и тем

Количество часов

1

Как работать с учебником

Знакомство с учебником. Путешествие по городу

1

1

2

Человек и земля

Архитектура. Изделие «Дом»

22

1

3

Городские постройки. Изделие «Телебашня»

1

4

Парк. Изделие «Городской парк»

1

5

Проект «Детская площадка»

1

6

Работа над проектом «Детская площадка»

1

7

Ателье мод. Одежда

1

8

Пряжа и ткани.  «Коллекция тканей»

1

9

Виды стежков

1

10

Изготовление тканей. Изделие «Гобелен»

1

11

Вязание. Изделие «Воздушные петли»

1

12

Одежда для карнавала. Изделие «Кавалер», «Дама»

1

13

Бисероплетение. Изделие «Браслетик»

1

14

Кафе. Изделие «Весы»

1

15

Фруктовый завтрак. «Таблица «Стоимость завтрака»

1

16

Колпачок-цыпленок

1

17

Бутерброды

1

18

Салфетница. Способы складывания салфеток

1

19

Магазин подарков. Изделие «Брелок для ключей»

1

20

Золотистая соломка.

1

21

Упаковка подарков

1

22

Автомастерская. Изделие «Фургон «Мороженое»

1

23

Грузовик

1

24

Человек и вода

Мосты. Модель «Мост»

4

1

25

Водный транспорт. Изделие «Яхта»

1

26

Проект «Океанариум»

1

27

Фонтаны

1

28

Человек и воздух

Зоопарк. Изделие «Птицы»

3

1

29

Вертолетная площадка. Изделие «Вертолет «Муха»

1

30

Воздушный шар

1

31

Человек и информация

2

32

Почта. Изделие «Заполняем бланк»

1

33

Афиша

1

34

Резерв

1

( 4 класс)

п/п

Наименование разделов и тем

Количество часов

1

Как работать с учебником

Как работать с учебником

1

1

Человек и земля

22

2

Вагоностроительный завод

1

3

Создание модели вагона из бумаги и картона

1

4

Полезные ископаемые

1

5

Изготовление модели буровой вышки

1

6

Изделие «Малахитовая шкатулка»

1

7

Автомобильный завод

1

8

Изделие из конструктора «КамАЗ»

1

9

Монетный двор

1

10

Изделие из фольги «Медаль»

1

11

Фаянсовый завод

1

12

Изделие из пластилина «Ваза»

1

13

Швейная фабрика

1

Работа с текстильными материалами «Прихватка»

1

14

Мягкая игрушка «Птичка»

1

15

Обувное производство

1

16

Изделие из бумаги «Модель детской летней обуви»

1

17

Деревообрабатывающее производство

1

Изделие «Лесенка-опора для растений»

1

18

Кондитерская фабрика.

1

19

Приготовление пирожного «картошка» и шоколадного печенья

1

20

Бытовая техника. Изделие «Настольная лампа»

1

21

Тепличное хозяйство. Проект «Цветы для школьной клумбы»

1

22

Человек и вода

Водоканал. Изделие «Фильтр для очистки воды»

2

1

23

Узелковое плетение. Изделие «Браслет»

1

Человек и воздух

3

24

Самолетостроение. Ракетостроение. Изготовление модели самолета из конструктора

1

25

Изготовление модели ракеты из картона и бумаги

1

26

Конструкция воздушного змея

1

Человек и информация

5

27

Создание титульного листа

1

28

Работа с таблицами

1

29

Создание содержания книги

1

30

Переплетные работы

1

31

Изделие: Книга «Дневник путешествий»

1

32

33

34

Резерв

3


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по технологии для 1-4 класса разработана на основе авторской программы Е.А.Лутцевой, Т.П.Зуевой . КТП по технологии для 4 класса.Школа России.

    Рабочая программа по технологии для 1-4 класса разработана на основе авторской программы Е.А.Лутцевой, Т.П.Зуевой по технологии (Сборник рабочих программ. – М.: Просвещение, 2014)...

Рабочая программа по технологии для 1 класса разработана на основе авторской программы Е.А.Лутцевой, Т.П.Зуевой по технологии (Сборник рабочих программ. – М.: Просвещение, 2015)

Рабочая программа по технологии для 1 класса разработана на основе авторской программы Е.А.Лутцевой, Т.П.Зуевой по технологии (Сборник рабочих программ. – М.: Просвещение, 2015)  в соответствии с...

Рабочая программа по технологии 3 класс на основе авторской программы Н.И.Роговцевой, Н.В.Богдановой «Технология. 1-4классы»

Рабочая программа по технологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, примерной программы начального общего о...

Рабочая программа по технологии 1 класс программа "Перспектива" с КТП на основе авторской программы Н.И. Роговцевой «Технология» УМК «Перспектива».

Рабочая программа разработана в соответствии с законом «Об образовании РФ», с основными положениями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, ...

Рабочая программа по технологии по обновлённым ФГОС, 1 класс. Создана в конструкторе рабочих программ

Рабочая программа по технологии для 1 класса по обновлённым ФГОС. Выполнена в конструкторе рабочих программ....

Рабочая программа по технологии по обновлённым ФГОС, 2 класс. Создана в конструкторе рабочих программ

Рабочая программа по технологии по обновлённым ФГОС, 2 класс. Создана в конструкторе рабочих программ...

Рабочая программа по технологии по обновлённым ФГОС, 3 класс. Создана в конструкторе рабочих программ

Рабочая программа по технологии по обновлённым ФГОС, 3 класс. Создана в конструкторе рабочих программ...